Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Масленице». Сценарий на Масленицу в детском саду в помещении. Подготовительная группа

Досуг в подготовительной группе на тему: «Масленица». Сценарий

Интегрируемые образовательные области:
«социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Коррекционные:
Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, инициативно высказываться, рассуждать, следить за звукопроизношением.
Развивать словообразовательные навыки на основе лексической темы «Весна».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающие игры.
Демонстрационный материал : мультимедийный проектор, компьютерная игра,
Используемая литература:
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой.)

Ход вечера - развлечения

Ведущая Н.В.: Закончилась долгая зима. Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, холод-стужу напускает, снег на землю трясет, да все ж «как ни мети метелица - все весной повеет». Вот и день подрастает все заметнее, стоят оттепели, с крыш льет капель.
На масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения только потеет. Поэтому с незапамятных времен славит масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Поэтому ее и прозвали: «широкая», «веселая», «затейливая», «сырная». Масленицу празднуют целую неделю. Будем праздник справлять, Зиму провожать, Весну-красну встречать, Масленицу зазывать!
Ведущая Л.Н.: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Ребята, и вы с родителями тоже делали чучело, посмотрите, какая замечательная получилась у нас выставка. Всем огромное спасибо, кто принял участие в выставке.

Во вторник начинался Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения. А пока вам работа для ума.
Отгадайте загадки.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)
Н.В. Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)
Л.Н. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает? (Зимой)
Н.В. .Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Л.Н. . Бел, да не сахар
Нет ног, а идет. (Снег)
Н.В. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Загадки отгадывать вы мастера!

Л.Н. Среда - лакомка. Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»?
Ответы детей
Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!..

Н.В.: Ребята, вставайте в круг. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Горячий блин» Нужно быстро передавать блин по кругу. Кто уронит блин тот выбывает из игры.
Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места. Будем играть с вами в компьютерную викторину. Кого я позову, тот должен выбрать категорию вопроса, на которую он будет отвечать. Выбрать сложность вопроса, от одного до трёх. Если правильно ответите, то картинка увеличится, если не правильно, то не верный ответ исчезнит.
Л..Н. Ух, какой хороший день! Так пора веселиться!
Конкурс: со стульями.
(Поставить стулья по количеству детей.)
Ребята, вы под музыку будете двигаться вокруг стульев.Как только музыка закончится, вам нужно будет занять стул.
После каждого круга убирается один стул. В конце остается 1 стул и два участника. Победит тот, кто первый сядет.
Н.В. Тара-тара-тара-ра -
На горе стоит гора.
На горе стоит гора,
Начинается новая игра. (Ручеёк)
Правила игры Ручеёк.
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

Л.Н. - Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Давайте ребята вместе исполним песню.
(Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)) «Моя Россия»

Н.В. - Пятница - тещины вечерки. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
А мы сейчас, проверим, какие у нас девочки, будущие хозяйки.Нарисуйте на доске, какие необходимы хозяйке продукты, чтобы испечь блины.(девочки делают зарисовки)
Л.Н. - Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)

Н.В. - Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить. Прощения просят.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить её.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной женщиной с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною.
Заключением праздника Масленицы, остается и по сей день, сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Сопровождают такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, угощения блинами.
Таким образом люди прощались с Зимой.
А Весну встречали, и песни ей пели, в надежде, что она принесет тепло.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем солнышко, чтоб оно поскорее согрело нас своим теплом и растопило последние сугробы.
(коллективная аппликация «Солнышко» . Cложение лучиков, способом оригами.)
Ребята, блинами, мы с вами вчера угощались, а сегодня угощаем вас пряниками. С праздником!

Беседа на тему "Масленица" в детском саду

в подготовительной группе

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.

С масленицей связано большое количество поговорок.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Праздник «Масленица »

Цель :

познакомить детей с русским народным праздником , традициями, обычаями, самобытной культурой;

Задачи :

Познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы

Развивать интерес к истории праздников ,

Воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

Методические задачи :

Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.

Показать возможность творческой деятельности на практике.

Ожидаемый результат :

1. Активное участие воспитанников в мероприятии

2. Участие родителей

3. Сплочение участников

Участники праздника

1. Дети подготовительной группы

2. Родители детей

Предварительная подготовка :

Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы .

Оформление зала.

Приглашение родителей, гостей.

Подготовка презентации .

Оборудование : компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы .

Ход мероприятия

Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы . На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.

Первый скоморох :

А мы Масленицу повстречали ,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали ,

На широк двор зазывали!

Выбегает второй скоморох.

Второй скоморох :

Ах, ты Маслена , дорогая,

Дорогая, лёли, дорогая,

К нам в гости приезжала, приезжала,

Лёли, приезжала.

Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.

Сказительница :

Масленицу величаем и чего только ей не обещаем :

Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.

Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.

Сказительница :

Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица , приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!

Первый скоморох :

Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу , придется жить в горькой нужде.

Второй скоморох :

На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.

Сказительница (обращается к ребятам)

Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить. (слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен . Народ величал се ласково : «веселая касатка» , «перепелочка» , «ясочка» .

Сказительница (слайд 2)

В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу . Масленица – самый веселый , самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник .

(слайд 3)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.

Сказительница.

Дорогие гости! Я напекла для праздника блины , а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы . Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике ?

Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы .

Сказительница.

Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника . Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике ?

Ребята (хором) . Масленица !

Сказительница. Где же наша Масленица ? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!

Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы .

Сказительница.

Масленица , ребята, относится к одному из самых древних народных праздников . Она появилась задолго до празднования Нового года , но продолжает оставаться любимым народным праздником .

Праздник Масленицы относится к переходным праздникам . Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи .

В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?

Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.

Сказительница.

Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины .

Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)

Сказительница.

Блин был символом Масленицы . Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы . Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.

В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы .

Сказительница.

Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину : «Масленица приехала

Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.

(слайд 5)

«Вторник» . Второй день Масленицы - «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.

Сказительница :

Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек. (игра)

«Среда» . Среда по масленичному календарю - это «Лакомка» . В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та-кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!

(слайд 6)

Сказительница.

На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.

«Четверг» . Четверг - это день-«разгуляй» . В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)

Игра «Петушиный бой»

Начинается игра «Бег в мешках» .

Сказительница.

А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)

Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.

Первый скоморох.

Суббота - это «Золовкины посиделки» . В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами. (слайд 9)

Сказительница :

В Маслену неделю полагалось

Есть – до икоты,

Орать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду!

Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Частушки : (минусовка (текст частушек)

Второй скоморох.

В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)

Сказительница :

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (слайд 11)

Когда горела Масленица , замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Сжигали Масленицу под слова :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют , тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ : «Масленица – объедуха , деньгам – приберуха» . «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить » .

Первый скоморох :

А всего милее Масленице

Угощенье – блины вкусные,

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом , со сметаною.

Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Исполняется русская народная песня "Блины".

Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни (текст)

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.

До свиданья,

Масленица , приходи опять!

Через год Красавицу

Снова повстречаем. Вперёд

Цель : Приобщать детей к народным традициям.

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками

2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.

3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

Оборудование : Метла, веники, кегли, шишки, обручи, ведра, три бубна.

Ход праздника

Звучит музыка (Масленица). Дети собираются в зале. Выбегает Скоморох и зазывает детей словами:

Скоморох -

Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех.

Ждут вас игры, забавы и шутки –

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем -

Веселье начинаем!

Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начнем. Но, п озвольте спросить, какой же сегодня у нас праздник?

Дети - Масленица

Ведущая - А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?

Дети -

1. Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

2. Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

Пьёт, гуляет вся столица,

Ест блины куском большим:

3. ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи ,

В гости все к друзьям идут.

4.А во ВТОРНИК – песни, пляски.

Заигрышем день зовут.

5.В СРЕДУ – стол от угощений

Ломится: ешь, пей, гуляй!

6. А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...

" Тёщин день " – зовётся так.

7. Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,

Пир на улицах идёт.

За столы спешит народ.

8. День СУББОТНИЙ величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

9. ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья ,

Проводы седой зимы.

В каждом доме целованья,

Год ждать новой Маслены.

10. Колокольный звон играет,

Всех к заутрене зовёт.

Молодой и старый знает:

Завтра пост в дома придёт.


Ведущая - Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

Под музыку выходит Баба Яга

Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!

Как попала ты сюда?

Яга - К вам заглянула я не случайно,

Игр много собрала я в мешок свой волшебный!

Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?

Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!

Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!

Яга – Вы умеете танцевать?

Ой, проверю я сейчас!

На танец становись! (дети встают в два круга)

Исполняется подвижный танец «Лавата»

Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!

Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!

Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.

Скоморох – Как же, Баба Яга, такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.

Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!

Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?

Яга – Ну-у-у-у, знаю, но не скажу, пока не поиграете со мной, я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!

Скоморох – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль? (Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).

Стоять, метёлочка моя!

Что ты говоришь? (слушает метёлку)

Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?

Игра «Метёлка»

Метелка волнуется раз,

Метелка волнуется два,

Метелка волнуется три,

Лесная фигура на месте замри!

(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)

Соревнование «Полетаем на метле»

Соревнование проводиться между детьми.

Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.

Яга – Что тут, еще у меня в мешочке, а вот! (Достает из мешка шишку) .

Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки»

Для игроков лежат несколько обручей с шишками в середине, выходят участники, получают ведра и по команде начинают собирать шишки:1.2.3. - шишки быстро собери.

Яга - Молодцы, ребята! А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт штаны из мешка).

Дети делятся на пары. Один ребенок надевает одну штанину, другой другую. Точно так же одевается вторая пара. Соревнуются, кто быстрее добежит до цели. После этого передают трусы следующей паре.

Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают старинную русскую забаву Перетягивание каната». Баба Яга хочешь с нами поиграть?

Яга - Конечно!


Перетягивание каната.

Яга - Что у меня в мешочке есть еще,

Так, так – загадки - умеете их отгадывать?

Скоморох – Умеем.

Желтый, круглый, ароматный,

А на вкус очень приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком! Блин

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт! Масленица

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот! Блин

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем. Масленица

Яга – У меня есть бубны, что мы будем с ними делать?

Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Веселый бубен».

Подвижная игра «Веселый бубен»

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцуем нам!

В этой игре участвуют все дети, поэтому используются два - три бубна.
Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под баян играют в бубны.

Еще одно задание . Расставляются горшки (4 шт), дети бегают под музыку вокруг горшков, как музыка остановится, нужно сесть на горшочек. И так до одного.

Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.

Яга -

Ох, спасибо вам, друзья!

Вдоволь наигралась я!

Буду теперь старушкой доброй я,

И гостеприимной и послушной. (достает из мешка записку от Весны)
Скоморох набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней:

Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!

Весна – Здравствуйте,

Рада видеть вас я, дети,

Ах, меня вы заждались?

Тогда за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Хоровод «Ой, ладушки, ладу!»
(Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).

Скоморох – Будем весело плясать,

И весну встречать,

Весна – А вот вам и угощение,

Всем на объедение.

Скоморох – Блинную запевай!

Исполняется песня «Блины»

Дети угощаются блинами с чаем.

Ведущая: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.


Проект

«Масленица»

Подготовительная группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи