Конспект: Проведения летней прогулки в подготовительной группе. Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимние забавы

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать понятия о смене времен года;

— уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

♦ Какие вы знаете признаки осени?

♦ Что делает человек осенью?

♦ Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

— учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

— воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

«Смелые ребята».

— упражнять в быстром беге;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка №2 «Наблюдение за кипреем»

Цели:

— знакомить с лекарственными растениями;

— рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.

Ход наблюдения

Кипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении много витамина С; в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни желудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осенью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цветущего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кипрея появляются первые пушистые султанчики. Это созревают семена с парашютиками.

Поляну мы не замечали,

И вдруг, умытая росой,

Она в накидке иван-чая

Нежданно вспыхнула красой!

Исследовательская деятельность

Сравнить кипрей с одуванчиком. Найти сходства и различия.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Подвижные игры

«Северные олени».

Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.

«У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом (игра с убыстрением).

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Прогулка №3 «Наблюдение за рябиной»

Цели:

— продолжать наблюдение за рябиной осенью;

— учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

С рябиной свежей вазу

Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки —

Влажные и яркие,

В каплях — бусинки росы

Удивительной красы.

Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие звери любят ягоды рябины?

♦ Какие птицы клюют ягоды рябины?

♦ Как рябина используется в народном хозяйстве?

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра «Поймай мяч».

Цель: учить ловить и передавать мяч.

Индивидуальная работа

Беседа на тему «Какая профессия на земле самая важная?».

— расширять знания о представителях различных профессий;

— формировать словарный запас.

Прогулка №4 «Солнце — источник тепла и света»

Цели:

— формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

— развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что нужно для роста растений, животных?

♦ Что дает солнце?

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

♦ Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦ Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

— закреплять умение лазать по стенке;

— развивать внимание.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Прогулка №5 «Наблюдение в огороде за морковью и свеклой»

Цели:

— учить проводить сравнительный анализ овощей;

— закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Ход наблюдения

Тетушка Фекла —

Красная свекла.

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)

♦ Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле — клубни.)

♦ Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)

♦ Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.)

♦ Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)

♦ Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)

♦ Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)

Исследовательская деятельность

Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер).

Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Трудовая деятельность

Сбор урожая в огороде.

— учить выкапывать овощи;

— воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Назови овощи».

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Прогулка №6 «Наблюдение за грибами на экологической тропе»

Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Ход наблюдения

Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Как увидим, что он близко —

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко —

Белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Грибы — удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.

Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

♦ Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята — съедобные, а несъедобные — бледная поганка, мухомор.)

♦ Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы, можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя — можно отравиться.)

♦ Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления — долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе».

♦ Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

«Мяч водящему».

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка №7 «Наблюдение за кипреем на экологической тропе»

Цели:

— продолжать знакомить с лекарственными растениями;

— закреплять знания о кипрее, его особенностях.

Ход наблюдения

На лугу расцвел кипрей —

Вот семья богатырей.

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд —

Куртки пламенем горят!

Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может быть, потому, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. Кипрей очень хороший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет: «Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хотите!» Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван - чая, попьет горячего отвару и поправится.

Исследовательская деятельность

Найти два одинаковых цветка.

Измерить высоту стебля кипрея.

Найти самый высокий (низкий) кипрей.

Трудовая деятельность

Прополка сорняков в аптекарском огороде.

Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.

Подвижные игры «Назови меня».

Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты. «Лиса и зайцы».

Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Прогулка №8 «Наблюдение за осенним лесом»

Цели:

— формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

— учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;

— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход наблюдения

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

♦ Какого цвета ветки?

♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)

♦ Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.

Воспитатель организует игры с детьми.

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей осину найди».

♦ Как называется это дерево? (Осина.)

♦ Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)

♦ Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)

♦ Сколько стволов у осины?

♦ Какого цвета листья?

Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)

♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)

♦ Почему не нужно срезать и ломать ветки?

♦ Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)

♦ Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)

♦А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)

Подвижная игра

«С кочки на кочку».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

— упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

— развивать силовые качества.

Прогулка №9 «Наблюдение за листопадом»

Цели:

— расширять знания о сезонных изменениях в природе;

— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?

♦ Какими были летом деревья, кусты?

♦ Как они изменились с приходом осени?

♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)

♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте. Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Лиса и зайцы».

Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

«Хищник — добыча».

— упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;

— развивать быстроту бега, ловкость. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

Прогулка №10 «Наблюдение за перелетными птицами»

Цели:

— расширять представления о перелетных птицах;

— воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)

♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, и птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

♦ Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди».

Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.

«Найди свой дом».

— развивать физические качества — быстроту, ловкость;

— совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.

Прогулка №11 «Наблюдение за ивой осенью»

Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).

Ход наблюдения

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит ива?

♦ Какие у нее ветки и листья?

♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

♦ Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦ Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Охотники и звери».

— упражнять в беге через разные препятствия;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Прогулка №12 «Наблюдение за цветником»

Цели:

— продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;

— уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

♦ Что происходит с растениями осенью?

♦ Для чего нужны растениям листья, корень?

♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?

♦ Можно ли их срывать с клумбы?

♦ Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?

♦ Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

Прогулка №13 «Наблюдение за воробьем осенью»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о воробье;

— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

— активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воробушек горько плачет,

Серый, маленький, как мячик.

Плачет жалобно. И тихо:

— Где ты, мама воробьиха?

Я не ел полдня,

Кто покормит меня?

Чик-чирик, чик-чивяк, —

Мне бы хоть один червяк...

Воробьиха прилетела,

Рядом с ним на ветку села:

— Тише, птенчик, дурачок,

Принесла я червячок...

Воробушек чик-чирик,

Бросил плакать в тот же миг.

Клювом-носом покрутил,

В миг обед свой проглотил:

— Ой, как вкусно, только мало!

Принеси еще мне, мама...

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)

♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)

♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

♦ А головка какого цвета? (Серая.)

♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)

♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)

♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)

♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)

♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.)

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;

— воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Прогулка №14 «Наблюдение за первым снегом»

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Ход наблюдения

По утру вчера дождь

В стекло окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

И. Никитин

Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».

Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле, присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетают в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)

♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)

♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Исследовательская деятельность

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Определить место, где снег быстрее тает.

Найти место, где снег еще не растаял.

Трудовая деятельность

Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

— упражнять в умении действовать по сигналу;

— закреплять умение метать предметы в цель.

Прогулка №15 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);

— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения

Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.

А. Исаковской

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

♦ Почему?

Попробуйте отгадать загадку.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

Трудовая деятельность Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры

«Ловишка», «Бездомный заяц».

— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;

— воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Прогулка №16 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— уточнить представления о свойствах снега;

— закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную —

На землю просится...

К. Бальмонт

В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Где образуются снежинки?

♦ На что они похожи?

Исследовательская деятельность

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Трудовая деятельность

Сбор снега в кучу для постройки горки.

Цель: продолжать работать сообща.

Подвижная игра «Ворона — воробей».

— учить внимательно слушать команду воспитателя;

— развивать внимание;

— продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

— продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;

— развивать внимание и наблюдательность.

Конспект осенней прогулки для детей подготовительной к школе группы «По следам осени»

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Колокольчик, тайное письмо, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, листья настоящие крупные и мелкие, камни, скакалки, мячи, магнитофон.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход прогулки
Воспитатель: (звенит колокольчиком)
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

Письмо в конверте.
- Вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие «По следам Осени», а на чем мы отправимся, нам подскажет песня: «Колесики….» (звучит мелодия).
Так на чем же отправимся в путешествие? Кто управляет машиной? Любой человек может управлять ей? Что нужно водителю взять в дорогу, чтобы не уйти от маршрута? (рассматривание карты маршрута).


Остановка «Знай-ка» (на карте изображен желтый лист)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Остановка «Опыты»
(на карте гриб, дети находят, берут и решают, что бы они хотели выяснить)

Исследование №1 (нарисована лупа и лист),
Исследование №2 (зеленый лист)

Воспитатель:
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
(ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель:
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Иинтересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой (лупа, зелёные листья).
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают: - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
Трудовая деятельность: Сбор камней после опыта.

Остановка «Играй-ка
Воспитатель:
- Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?
- Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите свои листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он легкий).
Подвижная игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют) .
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке) .
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.
Самостоятельная двигательно - игровая деятельность: игры с выносным материалом (скакалки, мячи).
Воспитатель:
- Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (ответы детей.)
- Что такое листопад?
- Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?
- Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали.
В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.

Сценарий проведения организованной образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ

Срок реализации: 35 минут

Возраст детей : 6 - 7 лет

Конспект прогулки. Тема: «Воздух - наша жизнь».

Программное содержание:

Наблюдать за ветром, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.

Учить определять силу ветра с помощью прибора «Вертушки», отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Во время прогулки воспитывать любовь к природе.

Помогать взрослым в труде, воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, палка - весы с двумя шарами. Булавка, мячи в коробке, вертушки в корзинке, коробки 2 шт. для игры.

Ход прогулки:

Ребята мы с вами вышли из детского сада, что первым делом вы почувствовали?

Свежий воздух. Давайте подышим этим воздухом, что вы чувствуете? Чем пахнет? А сейчас послушайте загадки?

1. «Есть невидимка, в дом не просится, а вперед людей бежит, торопится»? (воздух)

2. «Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать, кто я? можешь отгадать?» (Ветер).

3. «Что мы не видим?» (воздух).

Можно ли потрогать воздух?

Давайте попробуем?

А если помахать руками вверх и вниз быстро?

Чувствуете воздух? Можно ли поймать воздух?

А сейчас я вам раздам пакеты, и вы попробуете поймать воздух.

Опыт 1 . Закрутите пакет и поймайте его легко сжать.

Почему не сжимается?

Раскрутите пакеты и выпустите воздух, сожмите.

Почему сжимается?

А сейчас скажите можно ли поймать воздух.

Пакеты положите, и скажите, имеет ли воздух вес? Давайте проведем еще один опыт с воздухом, попробуем его взвесить.

Опыт 2 . Берем палку - весы и к концам палки привязываем шарики.

Что происходит? Они одинаково висят.

А если один перевесит, но если и другой лопнуть, что будет?

Равновесие восстановлено. Шарики без воздуха бесят одинаково, так же как и надутые, какой вывод можно сделать?

Воздух имеет вес!

Скажите, ребята, в каких предметах у нас в группе или у вас у дома находится воздух?

(В мячах, в кеглях; в пище, в шоколаде пористом, когда мы моем руки с мылом, в надувных игрушках)

А сейчас скажите - что такое ветер?

Ветер - это движение воздуха разной силы. Послушайте внимательно стихотворение о том, какие бывают ветры.

«Нарисую ветер тихий, нежный,

Нарисую грозовой и снежный,

И такой, что с травами играет.

И такой, что волны поднимает,

Что листает книгу на террасе,

Что кружится с темной тучкой в вальсе,

Что колышет в праздники знамена,

Что качает и дубы и клены.

Проникает сквозь плетни садовые,

И разносит запахи медовые,

Я уже изрисовал тетрадь,

О каких ветрах, говорится в этом стихотворение? (Тихий, сильный)

А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?

А еще ветер умеет разносить семена растений, давайте поиграем в игру «Летающие семена».

«Я дерево - мама, а вы мои детки, качала я вас в колыбели на ветке, но время пришло вам пора улетать, пора вам большими деревьями стать.

Дети разлетелись.

«На дереве-маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели,

Нас ветер подхватит, и мы улетим,

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком,

И маме помашем зеленым листком».

Ребята скажите, что же ветер умеет делать хорошее и что плохое?

Почему ветер это плохо? (Ветер может шуметь, качать деревья, унести шапку, кружить снег, гнать волны.)

А может ли он навредить человеку? (Он иногда разрушает дома, сносит крыши деревьев, когда сильный ветер на море, он топит корабли)

А как ветер нам помогает?

Почему ветер - это хорошо?

(надувает паруса, вертит крылья мельницы, летом в жару ветер очень нужен, разносит семена растений)

Он может быть добрым волшебником, и злым колдуном.

Игра «Два Мороза»

Ребята давайте считалкой выберем двух морозов:

«Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

зацепилась за перила,

прямо в речку угодила,

кто не верит - это он,

выходи из круга вон».

Цель : учить играть дружно, воспитывать взаимопонимание друг у друга, по очереди быть ведущим, уступать друг другу.

На противоположных сторонах площадки отмечают два дома. Расстояние 10-15 м. дети стоят на одной стороне площадки. А два Мороза встают посередине площадки, между домами, лицом к детям. По сигналу воспитателя оба мороза говорят:

«Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я мороз - Красный нос,

Я мороз - Синий нос,

Кто из вас решился

В путь - дороженьку пуститься?»

Дети отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз»

После слов дети бегут, а Морозы стараются их задеть рукой по плечу, замороженные останавливаются на месте, затем еще 3-4 раза играют, а пойманные дети приседают и ждут.

Труд: Поиграть в игру кто вперед соберет палочки - мусор в коробки.

Ребята всем понравилась наша прогулка, все вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки молодцы.

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель прогулки достигнута.

Организация: ГБОУ гимназия №1595 (дсп)

Населенный пункт: г. Москва

Демонстрационный материал:

Карта, компас, мостик, лыжи, ледянки, обручи, «бусы» из геометрических фигур,"сокровища".

Раздаточный материал:

Таблички с цифрами.

Предварительная работа:

Разучивание пословиц о зиме, народные приметы. Составление карты. Знакомство с частями света. Беседа о перелетных и зимующих птицах.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да,и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей). Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей: (белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая и т.д.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Выходит Леший: Увидев детей, бежит к ним размахивая бумагой.

Леший: Ребята, а что-то вы у меня в лесу делаете?

Воспитатель: Подожди, дедушка. Как это у тебя? Это ты к нам в гости пришел. Мы рады с тобой познакомиться. Мы, ребята из подготовительной к школе группы.

Леший: Как здорово! К школе, значит умные, много знаете и умеете. Значит вы мне сможете помочь. Мой старый друг Ворон принес мне этот кусок бумаги и сказал "сокровища". Сокровища--это здорово! Но только эта бумажка не похожа на сокровища. А Ворон меня никогда не обманывал!

Воспитатель: Посмотрите, это необычная бумажка, это-карта, на ней указан путь к сокровищам. Как вы думаете, что там может быть сокровищем? Дети, вы хотите егонайти? (Да)Тогда в дорогу! Что нам нужно взять с собой, чтобы выбрать правильный маршрут? (Компас) Правильно. Путь будет нелёгким. Нам много трудностей придётся испытать, многое может случиться. Надо пересчитать всех участников экспедиции, чтобы никто не потерялся. Дети, становитесь в шеренгу. Давайте посчитаем сколько нас. По порядку рассчитайтесь. (Дети производят расчёт). Теперь каждый возьмите себе номер, это будет ваш код. (Дети находят номера). В дороге может приключиться всякое, вдруг кто-нибудь потеряется. Я думаю этого не случится, но на всякий случай проверим. Игра на внимание «Какого номера не стало?" Давайте рассмотрим карту. Что обозначают буквы? (Север, юг, восток, запад.) Что ещё вы видите на карте? (Дети перечисляют, что видят) Куда же ведут стрелки?

"Глубокий снег". Дети проходят на лыжах и находят следующее задание: "Отгадать загадки".

Отгадывание загадок:

Тройка, тройка – прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.(Зима)

Старик у ворот

Все тепло уволок.(Мороз)

Лечу, кручу,

На весь мир ворчу.(Метель)

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки!(Зима)

Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит.(Снег) ***

Пришла девушка Беляна,

Побелела вся поляна.(Зима)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.(Иней)

Сам не бежит,

А стоять не велит.(Мороз)

Леший: Какие вы молодцы!

Дети с воспитателем рассматривают карту снова. На карте написано: "Болото". Болото нужно перейти по кочкам и не упасть. Дети прыгаютиз обруча в обруч и находят записку: "Зимние приметы".

Воспитатель: Давайте вспомним народные зимние приметы:

Зимние приметы:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети:

Будет ясно и морозно.

Леший: Ну и ну. Никогда не думал, что дети еще до школы такие умные.

Воспитатель: Лешик, мы уже много знаем.

Леший: Какие вы молодцы.

Воспитатель: Давайте снова рассмотрим карту. Что ещё вы видите на карте? Итак, мы держим путь на север. А как в лесу с помощью деревьев узнать где север? (Дети отвечают).Следующая стрелка на карте указывает: "Помоги другу". У нас здесь ледянки, но их мало, а нужно пройти всем.

Леший: Придется мальчикам перевезти девочек или наоборот.

Игра: "Помоги другу".

Леший: Вы и друг другу всегда готовы прийти на помощь. Не зря я к вам обратился. Я б вас ягодами угостил, да не сезон.

Воспитатель: Спасибо, Лешик. что же дальше у нас на карте?"Мост". Посмотрите, впереди глубокая река. Перейдём её по мостику. Но мостик пропустит только тех ребят, которые назовут перелетных и зимующих птиц. (Дети называют и переправляются через реку).

Леший: Ну ину. Вы не только умные, знаете с кем я в лесу зимой песни пою.

Воспитатель: Возвращаемся к карте. Что ещё там на пути? Домик чей-то.

Леший: Да это же мой дом! Ой беда, беда. Дед Мороз все дорожки под снегом спрятал. Как же звери лесные ко мне в гости придут? Не найдут мой домик в лесу.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лешик. Мы с ребятами поможем все исправить. Ребята, почистим дорожки к домику?

Дети расчищают снег вокруг домика.

Леший: Вот спасибо! Вот спасибо! И домик снова стал красивым. А зачем эти картинки здесь?

Воспитатель: Это не картинки, это буквы. Ребята, что можно прочитать с помощью этих букв?

Дети складывают слоги. Получаются слова: "В ДОМЕ ПОД ЛАВОЧКОЙ". Леший зашел к себе в домик и нашел "сокровища" (шоколадные медальки). Он угостил всех детей, поблагодарил их за помощь и заторопился в свой волшебный лес, рассказать своим друзьям о своих новых знакомых. А дети пошли в группу подкрепиться и отдохнуть для новых приключений.

Открытое наблюдение на прогулке «Весенние изменения в природе» (подготовительная к школе группа)

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Подготовительная к школе группа.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей о признаках весны.

2. Развивать умение замечать изменения в природе; наблюдательность; внимание; речь; аналитическое мышление.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру; бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Игровая ситуация: почтальон приносит в группу письмо от Незнайки. Воспитатель читает детям письмо, в котором детям задается вопрос о том, что такое весна и какие у нее признаки.

Словарная работа: проталины.

Оборудование: темные очки по количеству наблюдающих детей, мел для рисования.

Ход совместной деятельности:

1. Орг. момент:

o Ребята! Вспомните, какое событие произошло сегодня в нашей группе?

(Почтальон принес письмо от Незнайки) .

o О чем спрашивал нас Незнайка?

(Какие изменения происходят в природе весной) .

Давайте сейчас по порядку разберемся, какие же изменения происходят в природе весной и чем весна отличается от всех других времен года.

2. Основная часть.

Наденьте солнечные очки и посмотрите в сторону солнца. Чем отличается весеннее солнышко от зимнего?

(Зимой солнце не грело землю, а только освещало ее, ложилось оно рано, а вставало поздно. Дни зимой были короткими, а ночи длинными. Сейчас солнышко поднимается в небо высоко, поэтому успевает прогреть землю. Дни стали намного длиннее, а ночи короче, чем зимой) .

Долго смотреть на солнце нельзя, даже вооруженным глазом, поэтому опустите глаза, снимите очки и спрячьте их в карманы. Нам надо вспомнить все признаки весны, чтобы ответить Незнайке.

Сейчас давайте сравним весеннее и зимнее небо. Подумайте, отличается ли весеннее небо от зимнего или оно всегда одинаковое.

(Зимой небо было бледное, холодное, потому что солнце поднималось над горизонтом низко и не могло осветить все небо, а весной солнце поднимается высоко и освещает все небо, поэтому весеннее небо ярко голубое, высокое и очень красивое. Облака весной плывут выше, чем зимой, чаще стоит ясная погода) .

А какие изменения весной происходят с землей?

(на снегу появляются проталины) .

А что такое проталины?

(Это участки земли, на которых растаял снег.)

Давайте найдем проталины и рассмотрим их.

Потрогайте землю на проталинке. (влажная, мокрая) .

Какого она цвета? (темная, потому что мокрая, можно увидеть прошлогоднюю траву) .

(Если проталинка уже сухая, то дети могут ощутить, что земля на ней теплая, т. к. весеннее солнышко согрело ее своим теплом) .

Давайте еще вспомним, какие у весны бывают признаки?

(Весной на деревьях появляются почки)

Давайте найдем почки на нашем участке.

(дети находят почки и показывают их воспитателю, вместе проводим пальчиками по почкам, ощущаем, что они пушистые, мягкие)

Еще какие изменения происходят в природе? (с юга прилетают птицы) .

Каких перелетных птиц, прилетевших с юга вы уже заметили? (чаек, серых ворон, лебедей). Правильно, эти птицы не боятся небольших морозов и прилетают самыми первыми. Скоро к ним присоединятся гуси, утки, ласточки, и другие птицы.

А в мире диких животных какие изменения происходят?

(Просыпаются от зимней спячки медведи, линяют зайцы, лисы, белки, волки. Меняют теплую, длинную зимнюю шерсть на более короткую, легкую. У животных появляются детеныши, птицы начинают вить гнезда и откладывать яйца.)

А сейчас посмотрите на свою одежду и найдите признаки весны в своей одежде.

(Резиновые сапоги – потому что на дорогах лужи; тонкие вязаные шапки вместо теплых меховых, тонкие курточки, вязаные перчатки) .

Вы молодцы, очень много весенних признаков смогли назвать. Когда мы вернемся в группу после прогулки, мы с вами напишем Незнайке ответ и расскажем ему о тех весенних признаках, которые мы сейчас вспомнили. А сейчас я предлагаю вам нарисовать признаки весны на асфальте мелом.

3. Итог наблюдения.

(рассмотрели детские рисунки на асфальте, назвали признаки весны, изображенные детьми)

Чтение стихотворения С. Я Маршака «Снег теперь уже не тот… ».

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки. источник

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Трудовая деятельность

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

Игра «Солнце и планеты»

Предлагаю вашему вниманию игру"Солнце и планеты". Её можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками.

Цель: развитие рефлексивных способностей и способностей в оценке других людей.

В игре выбирается ведущий -"Солнце" и 5-6 участников -"Планеты".Ведущий становится в центр. Для удобства центр можно обозначить, например, начертить круг мелом. Детям говорится о том, что "Солнце" притягивает к себе "планеты". Те "планеты", которые наиболее похожи по характеру на "солнце", оно притягивает сильнее и располагаются они ближе. Дальше располагаются те "планеты", которые наименее похожи по характеру с "солнцем".Далее "солнце" расставляет "планеты" в соответствии со сходством и различием характеров. Необходимо "солнцу" дать столько времени для расстановки, сколько ему потребуется. Как только расстановка закончилась, "солнце" становится на своё место и закрывает глаза. "Планеты" в это время встают так, как сами думают о сходстве своего характера с характером "солнца". После "солнце" открывает глаза и называет, что изменилось в расположении "планет".

После проведения игры обязательно обсуждение.

Вопросы к "солнцу":

Сильно ли различается расстановка планет в первом случае от второго? Что было неожиданно? Что удивило? Насколько комфортно ведущий чувствует себя в новой расстановке планет? Хочется ли что -то изменить? Почему? Совпадает ли мнение ведущего с мнением некоторых планет?

Вопросы к планетам:

Вам удобнее в новой расстановке? Почему? В чем вы не согласны с "солнцем"? Совпадают ли ваши мнения?

Примечание: В ходе игры находятся такие дети, которые желают встать в круг к "солнцу". Такая ситуация тоже требует обсуждения.

Есть ли люди, которые полностью похожи своими качествами друг на друга? Почему? Это хорошо или плохо?

Игра может выступать как средство диагностики. По расстановке "планет" можно определить отвергаемых в группе ребят и лидеров. Следите за тем, чтобы каждый ребёнок получил от ребят хотя бы минимум принятия и одобрения.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.