Конспект по познавательной деятельности во второй младшей группе «В гости к русской матрешке. Сценарий фольклорного развлечения во второй младшей группе детского сада «В гости к нам пришла Матрешка

Конспект занятия во 2 младшей группе
«Русская Матрёшка».
Программное содержание:
-познакомить детей с народной игрушкой –матрёшкой;
-дать детям знания о том, из чего сделана матрёшка, как украшена;
-расширять словарный запас детей;
-развивать интерес детей к народной игрушке;
- умение украшать плоскостное изображение матрёшки.

Планируемый результат:
-Ребёнок проявляет познавательный интерес к народной игрушке – матрёшке, к потешкам и частушкам о матрёшках.

Материал:
- матрёшки –хохломские, семёновские;
-иллюстрации матрёшек;
-плоскостное изображение матрёшки для каждого ребёнка;
-изобразительные средства (кисти, гуашь, баночки с водой).

Словарная работа:
-матрёшка, деревянная, народная игрушка, расписная.

Предварительная работа:
- рассматривание открыток с изображением матрёшек;
-игры с матрёшками.

ХОД.

Бабушка:- Здравствуйте, ребятишки! У меня в горнице стоит сундук. А как вы думаете, что там может быть? (Дети высказывают свои предположения ) Ребята, хотите заглянуть в сундук?
-Ой, да тут матрёшки да какие они красивые!
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гост к нам пришли матрёшки.
Матрёшки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Бабушка: (
берет большую матрёшку, внимательно рассматривает её вместе с детьми)

Матрешка пестрая, красивая, забавная
Со всех сторон нарядная.
В косу волосы убраны
У русской красавицы,
И она всем нравится.

Матрёшка: -Здравствуйте, ребята!
Матрёшки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.

Бабушка поёт песню «Мы весёлые матрёшки».
Бабушка: -Как вы думаете, ребята, для чего сделали этих матрёшек? (ответы детей)
- Правильно, чтобы детки могли играть, ума набираться и развлекаться.
Ах, матрёшечка -матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики
- Как думаете, из чего делали эти игрушки?(предположения детей )
- Правильно! Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Но ведь дерево светлое, а матрёшки все цветные, яркие. Как это получилось? (
Ответы детей ).
-Верно, её украшали красками, разрисовывали сарафан, платок. Каждый мастер украшал матрёшку по своему, поэтому они все разные.
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
- Скажите, ребята, почему матрёшки вам понравились? (
Они красивые, нарядные, яркие, веселые).
- Какой узор на сарафане у нашей гостьи? (Листья и цветы )Посмотрите ещё на одну матрёшку- она поменьше. Эта матрёшка такая же нарядная, как её сестрица. Как украшено её платье?
Бабушка достаёт матрёшку-заготовку,не украшенную узором
-Посмотрите, ребята, на эту матрёшку, её забыли украсить. Какое настроение у матрёшки? (ответы детей ).
- Ребята, я предлагаю украсить наряд матрёшки и она тоже будет веселой. Придумайте свой узор и украсьте сарафан матрёшке-подружке.
(Воспитатель раздаёт плоскостное изображение матрёшки на бумаге).
-Какие красивые узоры вы нарисовали! Очень вы постарались!

Конспект НОД по рисованию во 2 младшей группе


Антонова Мария Васильевна.Воспитатель МКДОУ "Детский сад п.Кедровый"
Описание: данная разработка будет интересна для воспитателей детского сада и родителей детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по рисованию во 2 младшей группе "Крошки - матрешки"

Цель: формирование интереса к русскому народному искусству.
Задачи: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Учить детей приемам закрашивания краской не выходя за контур,правильно держать кисть. Упражнять детей в умении расставлять игрушки по величине. Воспитывать интерес к русским народным игрушкам.
Материал: игрушка - матрешка, «коробочка с сюрпризом», конверт с карточками, контуры матрешек, изображенные на листе формата 1/2 А4, гуашь разных цветов, кисти, салфетки, стаканчики с водой. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась коробочка. А что в ней лежит, вы поймете, посмотрев мультфильм.
(Включаю видеоролик «Мы матрешки»)

Воспитатель: - Как вы думаете, что внутри коробочки?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, в коробочке лежит матрешка.Миша, достань матрешку из коробочки.
(Ребенок достает из коробки матрешку).


Воспитатель: -Давайте, поздороваемся с матрешкой.
(Дети здороваются).
Воспитатель: - Матрешка – это русская народная игрушка.Матрешками играли ваши мамы и папы.
Давайте познакомимся с нашей гостьей.
Воспитатель: (от лица матрешки) - Меня зовут Аленка,а как зовут вас?
(Дети называют свои имена)
Воспитатель: - А еще в коробочке для сюрпризов лежит конверт. Давайте его откроем.
(Открываю конверт, достаю карточки с изображением матрешек.)
Воспитатель: - Ребята, Аленка просит вас расставить матрешек по порядку.
(Дети выставляют на мольберте матрешек по порядку).




Воспитатель: -Алена, справились ребята с твоим заданием?
Воспитатель: (от лица матрешки) - Молодцы, задание выполнили верно.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, наша гостья почему - то грустит. Давайте спросим, что случилось.
(Матрешка "шепчет на ушко" воспитателю).
Воспитатель: - Матрешка очень переживает за своих подружек. Осенний дождь смыл краску с их нарядов.И они не знают, что им делать. Ребята, а мы можем как-нибудь помочь матрешкам?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Молодцы, я рада, что вы решили помочь матрешкам.
Воспитатель: -Тогда я предлагаю вам пройти за столы и раскрасить наряды крошкам – матрешкам.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: -Ребята, расписывать наряды матрешек мы будем краской, которая называется - гуашь. Давайте вспомним, как нужно держать кисть.(Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть). Чтобы работы у нас получились аккуратными, гуашь нужно набирать на кисть немного. После каждого цвета, кисть нужно хорошенько промыть в воде.
(Звучит спокойная мелодия, дети раскрашивают наряды матрешкам).


Воспитатель: - Дети, наша гостья Аленка приглашает вас потанцевать вместе с матрешками из мультфильма.
(Включаю видеоролик «Матрешки», дети выполняют движения в соответствии с текстом песни).

Воспитатель: - Ребята, Аленка благодарит вас за помощь. Ей очень понравились яркие наряды крошек - матрешек.Давайте попрощаемся с нашей гостьей и пригласим ее к нам в гости еще. А наши работы мы поместим на выставку, чтобы их посмотрели ваши папы и мамы.
(Дети прощаются, воспитатель выносит игрушку из группы).

Картотека стихотворений про Матрёшку (для детей младшей группы).

Матрешка - древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда традициям верна. На платке узор замысловат, На сарафане цветы огнем горят!

Матрешка пестрая, красивая, забавная Со всех сторон нарядная. В косу волосы убраны У русской красавицы, И она всем нравится.

Ах, матрешечка -матрешка. Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки В нашем садике играть. Щечки яркие, платочек, По подолу цветики. Весело кружатся в танце Яркие букетики!

Матрешка - хорошая наша игрушка, Умеет раскрыться по несколько раз. Внутри у нее ожидает подружка, Такая же точно, но меньше в пять раз.

Матрешки - деревяшки Разноцветные рубашки. Красны маки на груди В сарафане впереди. И платочек повязной, Он с расцветкой золотой. И в руках она несет Вкусный, сладкий пирожок.

Семь матрешек, все в одной А последняя - с малой головой. На груди у старшей розы, А у маленькой мимозы. Девушки красавицы Всем добро улыбаются.

Эти русские матрешки, Разноцветные одежки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдешь.

Деревянная матрешка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрешка, То матрешек целых пять!

Восемь кукол деревянных Круглолицых и румяных. В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех матрёшками зовут.

На моем столе матрешка, Разукрашена одежка, Русы волосы в косе, Вся она стоит в красе. И скрываются в девчонке Ее младшие сестренки. Неразлучные подружки - Расписные веселушки.

Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются - матрёшки.

Как в большой-большой матрешке, Есть поменьше, на немножко, Ну а в ней - еще немножко, Ну а в ней - матрешка-крошка, Ну а в крошке - никого. Их четыре же всего.

Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки, В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи словно сестры, Ладушки, ладушки.

Круглая кукла одета в платок. Голубой сарафан расписан в горох. Матрешка в руках держит цветы: Ромашки, маки, васильки. Из под платка смотрит коса, В красный бант она заплетена.

Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему: Матрёшки

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Путешествие с матрешкой»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - Петербург
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям младшего школьного возраста, педагогам дополнительного образования.
Цель: Знакомство детей с русским сувениром - матрешкой.
Задачи:
- Учить различать матрешек по высоте.
- Закреплять знания детей о форме и цвете.
- Расширять знания детей о русской матрёшке, дать представление о её внешнем виде, как и из чего изготовлена.
- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры;
- Воспитывать любовь и интерес с русским народным игрушкам.
- Развивать речь, моторику.

Ход занятия:
Воспитатель одетый в костюме Матрешки встречает ребят.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Я в кружок вас приглашаю,
И приветствие начинаю.
Давайте мы поздороваемся друг с дружкой.
Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками — имитация солнечных лучей)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки рисуют «облака» на небе)
Здравствуй, вольный ветерок!
(слегка подуем на соседа)
Здравствуй, маленький дружок!
(Погладили по головке сами себя)
Мы живём в одном саду, всех я вас приветствую!
Ребята, вы наверное заметили, что я сегодня одета не как всегда. На мне очень красивый сарафан, на голове повязан яркий платок. Может я на кого - то похожа, не знаете?
Дети высказывают свои предположения и дают ответы. А если не получается, воспитатель читает им
загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что это?

Ответы.
Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, наша матрешка хочет вам что - то сказать, послушайте внимательно.
Матрешка: «Дорогие мои маленькие друзья. Мне очень скучно и одиноко, мои сестрицы - подружки потерялись по дороге к вам. Очень прошу вас, помогите мне найти их. Но, для этого вам надо выполнить задания. Спасибо вам».
Воспитатель: Ребята, поможем матрешке?
Ответы.
Воспитатель: Наша матрешка предлагает нам попутешествовать и выполнить задания. Согласны?
Ответы.
Воспитатель: По дорожке вы пойдете,
И задание найдете.
Дети вместе с воспитателем идут по дорожке здоровья и на столе находят конверт с первым заданием.

Воспитатель: Задание №1 . Дидактическая игра «Собери картинку». Подходите к столу, здесь лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.
Дети собирают разрезную картинку.

Воспитатель: Ребята, кто появился у вас на картинке?
Ответы: Матрешка.

Воспитатель: Верно. А что одето на матрешке?
Ответы: фартук, сарафан, на голове платок.
Воспитатель: А на платке что нарисовано? А на сарафане?
Ответы.
Воспитатель: А у нас тоже на столе есть матрешка. Из чего она сделана? Ответы.
Воспитатель: если она сделана из дерева, значит она …
Ответы:
Воспитатель: Но почему она одна, грустит? Скажите, а у матрешек есть подружки?
Ответы.
Воспитатель: А где же живут эти матрешки - подружки?
Ответы.
Воспитатель: А давайте мы разберем наших матрешек и посмотрим, что находится внутри?
Дети разбирают матрешек, а воспитатель
читает стихотворение:
Матрёшка, матрёшка, русская краса:
Румяные щёчки, глазки- бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек- не найдёшь изъян!
На первый взгляд- простая, но радует взор,
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Ну-ка разбери!

Воспитатель: А теперь задание №2. Обратите внимание на наших матрешек, они все одинаковые или разные?
Чем они отличаются? (по цвету, по высоте)
Воспитатель предлагаем выстроить матрешек по росту.
Давайте посчитаем, сколько матрешек поместилось в одной большой матрешке?
Посчитайте матрешек, начиная с большой?
А теперь посчитайте, начиная с маленькой?
Изменилось количество матрешек?


Воспитатель: Матрешка предлагает вам немножко отдохнуть и выполнить небольшую физминутку.
Физкультминутка "Матрешки":
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, показать ножки в сапожках; поочереди левую и правую)
Мы, матрешки, хлопаем в ладошки,
(хлопают в ладошки)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Воспитатель: Ну что продолжим наше путешествие. Мы по городу гуляли и домики матрешек повстречали.
Задание № 3. Ребята, перед вами находятся домики, нужно каждую матрешку расселить в свой домик.
К домикам подходите,
И матрешек расселите.

Воспитатель: Сколько матрешек ты поселил в свой домик?
Домик какого цвета ты подобрал своей матрешке?
Какого цвета матрешка в твоем домике?
А почему именно эту матрешку поселил в этот домик?
Собери всех красных матрешек. Синих матрешек.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают матрешек с которыми мы занимаемся, играем? А мы с вами можем смастерить матрешек, из чего?
Ответы.
Воспитатель: Правильно. Вот мы с вами и дошли до последней станции. Посмотрите, нас здесь встречают матрешки. На столах лежат шаблоны матрешек. Но мне кажется нашим матрешкам чего - то не хватает? Как вы думаете, чего? Наши матрешки яркие, нарядные?
Ответы.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы поднять настроение нашим матрешкам? Как мы можем украсить наших матрешек? Какие фигурки на сарафанах матрешек?
Ответы.
Воспитатель: Перед началом работы, нужно размять наши пальчики:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.

Воспитатель: Возьмите каждый себе по матрешке и украсьте сарафаны матрешкам.
Пока дети работают, можно включить спокойную музыку.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Как вы думаете, матрешкам понравились ваши наряды?
Ответы.
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашему занятию.
- Из чего изготавливают матрешек?
- Что надето на матрешках?
- Какими фигурками мы украшали наряды?
- Как вы думаете, мы нашли матрешек - подружек нашей гостьи?
- Матрешки все одинакового размера?
- Наша матрешка из какого материала изготовлена?
- Вам понравилось наше путешествие?
Наши матрешки благодарят вас и хотят вместе с вами поплясать.

Движения под песню
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют по комнате впассыпную».
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. «Садятся на пол и едят ягоды с ладошки».
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. «Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку.»
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и вот так, «Выставляют ножки на пятку».
Свои ножки показали. «Кружатся, топая ногами».
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки «Прикладывают поочередно руки то к одному то
Побежали по дорожке к другому уху».
Чьи-то серенькие ножки. «Прислушиваются».
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это-мышь!

Воспитатель: На места скорей бегите,
И призы от матрешки получите.

Материал размещен на сайте: http://kladraz.ru/users/efimova3 .

Матрешка в детском саду.

Конспект по познавательной деятельности во второй младшей группе детского сада «В гости к русской матрешке»

Задачи:

  • Расширять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, приобщать детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, сравнивать, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
  • Учить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру, независимо от их цвета и формы.
  • Формировать умение взаимодействие со сверстниками.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, желание подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Воспитывать духовно-нравственное отношение к народным промыслам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.
  • Осуществлять интеграцию музейной педагогики в разделах художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания и обучения детей.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, колыбельных, песен, танцев про матрешек.

Демонстрационный материал: разукрашкки с изображением матрешек, картины, фото материал, деревянные болванки, разнообразные матрешки.

Дети: Сидят за столом, на котором лежат разукрашки с изображением Матрешек и цветные карандаши.

Воспитатель: Ребята, а почему вы не разукрашиваете Матрешек?

Д: Ответы детей

В: А вы что никогда не видели настоящей Матрешки?

Д: Нет

В: Хотите я вас с ней познакомлю! Для этого, мы с вами отправимся в музеи Матрешек! А что такое музей? Музей – это то место где собраны разные старинные вещи, предметы, игрушки, картины и многое другое! А вы знаете, что когда люди приходят в музей, они не шумят, громко не разговаривают, и не трогают музейные экспонаты руками! Люди в музее ходят вместе с экскурсоводом, слушают его и любуются предметами.

Давным – давно, когда небыло таких игрушек как у вас, люди делали игрушки из дерева, своими руками, и одна из таких игрушек, была Матрешка. Дети очень любили, берегли и аккуратно играли с Матрешкой, ведь это была не просто игрушка, а игрушка с сюрпризом, в каждой кукле пряталась кукла поменьше. Ее укладывали спать, кормили, водили с ней хороводы! Но прошло время и Матрешек стали изготавливать на фабриках игрушек. Выпиливали на станках, а художники расписывали яркими разноцветными красками. На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы. Сегодня Матрешка – это не просто игрушка, она сувенир для туристов.

В: Ребята, давайте внимательно рассмотрим матрешек, они похожи друг на друга?

Д: Да

В: Чем?

Д: Матрешки похожи одеждой.

В: Скажите, как называется головной убор у матрешек?

Д: Платок.

В: А что надето на матрешках?

Д: На Матрешках надет сарафан.

В. Правильно, молодцы.

В: Матрешки – очень добрые игрушки и любят дружить! А еще они любят играть с детками!

В: Давайте достанем одну матрешку, откроем и посмотрим, сколько в нашей прячется сестриц?

(В помощь педагогу: дидактический материал на тему матрешки в детском саду можно приобрести в магазине игрушек «Детский сад» — detsad-shop.ru)

Девочка 1:
Матрешка — хорошая наша игрушка,
Умеет раскрыться по несколько раз.
Внутри у нее ожидает подружка,
Такая же точно, но меньше в пять раз.

Дети достают и считают с помощью воспитателя.

Д/и «Сложи матрешку».

— Посмотрите на матрешек:
— Сколько было матрешек? (одна)
— А стало? (много)
— Это матрешка, какой величины? Покажите ручкой. (Большая, вот такая)
— А эта матрешка, какой величины? Покажите, вот такая, поменьше.
— А эта? (маленькая, вот какая) .
— Давайте –ка, мы с вами возьмем по одной матрешке и построим их по росту!

Д: Дети выстраивают матрешек.

В: Ребята, а мне матрешки, сказали, что им очень нравится ходить в гости!
А вы любите когда к вам приходят в гости? Как вы их встречаете?

Девочка 2:
Что за красная девица
И румяна, бледнолица.
В сарафане расписном
И в платочке уголком.
А внутри секрет большой.
Не один, а целых восемь
В гости всех мы их попросим.

В: Молодец. Но посмотрите, самая маленькая матрешка уже устала и хочет спасть! Давайте ее положим на кроватку и споем ей колыбельную.

Девочка 3:
Спать не хочется Матрешке,
Уж такая она крошка.
Я Матрешку покачаю:
Баю-баю, баю-баю.

Ты ложись-ка на кроватку,
Спи Матрешка, сладко, сладко.
Я ведь тоже засыпаю,
Баю-баю, баю-баю.

В: А не пора- ли нам пригласить наших гостей за стол и угостить их чаем?

Д: Расставляют чайный сервиз на столе, берут Матрешек и размещают их за столом.

В: Молодцы! А пока наши матрешки пьют чай, давайте для них спляшем!

Девочка 4:
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Д: Водят хоровод.


Завязали мы платочки, ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры, ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В: Молодцы! Посмотрите малыш уже проснулся и матрешки уже попили чай. Им очень понравилось у вас в гостях. Вы очень добрые, ласковые, гостеприимные девочки.

В: Но матрешкам, пора возвращаться, давайте мы соберем всех сестриц в одну и вернем обратно на полку.

Д: Дети собирают матрешку.

В: Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что увидели? Что узнали?

Д: Ответы детей

В: Но Матрешки не хотят отпускать вас без подарков, давайте посмотрим, что они для вас приготовили!

Д: Открывают одну из матрешек, где располагаются шоколадные матрешки, угощаются!

В: Вам понравились Матрешки? Теперь вы сможете разукрасить своих Матрешек?

Д: Возвращаются к своим местам и начинают разукрашивать.