Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе«Защитим лес – наше богатство. Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Учить детей наблюдать за жизнью природы,показать детям многообразие животного и растительного мира. Воспитывать экологическую культуру. Дети отправляются в лес на прогулку,рассматривают и в виде загадок угадывают с какого дерева лист. Рассматривают грибы, птиц в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Природа - чудесница».

Цель: развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно - коммуникативной деятельности.

Задачи:

Обучающие: учить наблюдать за жизнью природы.

Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту и многообразие природы.

Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.

Работа над словарём: багряный, молоденький, посвистывание, хохолок, стайка.

Предметно-развивающая среда для НОД: картинки деревьев, листья разных деревьев (самодельные); игрушки, изображающие животных и растения; имитация грибной поляны (пеньки, грибок, мох и т.д.); грамзапись пения птиц.

Раздаточный материал: листья разных деревьев (самодельные).

Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Структура НОД:

  1. Вводная часть. Положительный настрой на занятие. (2 мин.).
  2. Первая часть (8 мин): вводная беседа, отгадывание загадок.
  3. Вторая часть (10 мин): путешествие в лес.
  4. Физкультминутка (3 мин)
  5. Третья часть (5 мин.): продолжение путешествия.
  6. Заключительная часть (2 мин): подведение итогов, рефлексия.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнётесь мне радостно, по – доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!

Дети улыбаются.

Вводная беседа .

Воспитатель: - Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо…..

Дети: - Лес.

Воспитатель: - Правильно, лес. Молодцы! Отправимся мы сегодня в лес на прогулку. Не за грибами и не ягодами, а чудесами! А какие в лесу могут быть чудеса?

Дети задумываются.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведанной птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?

Дети: на автобусе, пешком, на машине.

Воспитатель: - проще всего давайте превратимся во что - ни будь или в кого-нибудь.

Дети соглашаются с радостью.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Путешествие в лес.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.

Листья разноцветные

На ветру кружатся,

И на землю падают,

И ковром ложатся.

Дети ловят и называют, с какого дерева лист.

Какие красивые листья: жёлтые, красные. А почему они такие?

Дети: - Потому что осень наступила.

Воспитатель: - Правильно, а какие они были летом?

Дети: - Зелёные.

Воспитатель: - А какие они были весной?

Дети: - Сначала были почки, потом распустились и стали маленькими зелёненькими.

Воспитатель: - Хорошо, молодцы. Что с ними будет, когда зима придёт?

Дети: - Опадут и деревья будут голые.

Воспитатель: - Правильно. Вот вам и чудо: из зелёных листья жёлтыми становятся, а потом багряными.

Воспитатель берёт иллюстрацию с молодым клёном.

А вот маленький клён. Он встречает свой первый листопад.

Свой самый первый листопад

Встречает этот клён.

В свой самый праздничный наряд

Переоделся он.

Надеты на его сучки

Пять листьев вырезных.

Они красны и широки, совсем как у больших.

(В. Берестов)

Физкультминутка

Воспитатель: - А знаете, мне кажется, что Даша очень похожа на берёзу, Никита на дуб, а Леночка стройная, как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья.

Дети изображают то дерево, то листочек, которого у них в руках.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише –

Деревцо всё выше, выше.

А я буду ветром. Подул ветерок…

Дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.

Продолжение путешествия.

Воспитатель: - Ребята, идите скорее все сюда! Отгадайте, что я нашла?

Маленький – удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

Дети: - Гриб.

Воспитатель: - Правильно, гриб. Вот так чудо! Грибок!

Находят грибок под осинкой.

Воспитатель: - Как называется этот грибок?

Дети: - Подосиновик.

Воспитатель: - Правильно, подосиновик. А почему он так называется?

Дети: - Потому что он растёт под осиной.

Воспитатель: - Правильно, молодцы. Что мы с ним можем сделать?

Дети: - Сварить, пожарить.

Воспитатель: - Правильно, приготовить что – ни будь из него. А кто живёт в лесу?

Дети: - Птицы, звери.

Воспитатель: - Как вы думаете, кого из лесных жителей можно увидеть в лесу в пору листопада?

Дети: - Белку, ежа.

Было лето и прошло,

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло,

Строже и спокойнее.

Только белка на виду –

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасая на зиму.

(Я. Аким)

Воспитатель: - А вот под клёнами клубок из листьев движется, кто это?

Загорелись, как пожар

На рябине кисти,

Катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядитесь – это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий.

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

Их несёт к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В тёплой колыбели.

(Т.Шорыгина)

Воспитатель: - Прислушайтесь… Осень… Падают с деревьев шуршащие листья. Слышны в небе прощальные песни улетающих в жаркие страны птиц, а тут у рябинки слышно тихое посвистывание, словно как на свирели: «Свири – свири – свирисвир!». А какая нарядная птичка сидит на рябинке. Что это за птичка?

Дети: - Свиристель.

Воспитатель : - как вы узнали?

Дети: - По окраске. У неё красно – коричневая окраска, чёрные пёрышки под клювом, на крылышках и хвосте. Прическа – хохолок на голове.

Воспитатель: - Что – то её не видно было летом лесу…. Да, это свиристель. Она прилетает в октябре в наши леса на зимовку с севера и сейчас лакомится ягодами рябины. Да тут целая стайка этих птиц. Облепили рябину и пируют.

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири – свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти –

Лучше ягод не найдёшь»

(Т. Шорыгина)

Воспитатель: - Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес. И пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес ещё не один раз откроет свои двери. Словно гостеприимный дом.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Смело заходи в тот дом –

Чудеса ты встретишь в нём.

Включаю пение птиц, дети слушают.

А нам пора возвращаться пора в группу. Давайте мы с вами опять превратимся в детей.

Итог занятия .

Ну вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?

Дети высказывают свои мнения.


Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.

Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Ишимский детский сад №1»

Конспект НОД по экологии

«В гости к фее природы »

Подготовила : воспитатель I

Филоненко Ольга Витальевна

Усть – Ишим – 2014 г.

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.

Цель НОД :

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Формировать навыки правильного поведения в природе .

Задачи НОД по образовательным областям :

Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .

Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.

Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.

Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.

Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.

Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.

Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.

Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.

Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.

Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.

Ход НОД

Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится

Просится к нам в дом?

Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел

В садик к вам я залетел

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы

Воспитатель : дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы ему поможем?

Ответы детей.

Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.

В королевство природы попасть легко

Не надо ехать далеко

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так

Один хлопок - еще хлопок

И вот уже виден сена стог

И вот уже поле колосится

Шумит- волнуется пшеница

Над ней синеют небеса

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.

Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :

Четверо художников

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Все подряд один

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи

На снегу прозрачные льдинки кружева

Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)

На картинке третьего красок и не счесть

Желтая, зеленая, голубая есть

Лес и поле в зелени. Синяя река

Белые пушистые в небе облака (лето красное)

А четвертый золотой расписал сады

Нивы урожайные – спелые плоды

Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам

Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)

Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .

Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .

Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .

Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :

Что это за птицы?

Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .

Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .

Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .

Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .

Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .

Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .

Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .

Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .

Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .

Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)

Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .

Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)

Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .

Дети делают аппликацию все вместе.

Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?

За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .

Всем спасибо наше путешествие закончено.

Используемая литература :

Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Журнал «Дошкольная педагогика»

Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.

Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Ход:

1. Огр.момент:

Ребята, вы знаете, что наша земля на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.

Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди отхлопывают названия времен года соблюдая последовательность.

2. Сообщение темы:

Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

Встречает Лесовичок с лукошком грибов и ягод.

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

3. «Кто где растет»

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой под березкой? А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.

4. Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

5. «Загадки-отгадки»

На фланелеграф Лесовичок расставляет картинки грибов.

Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

6. Физминутка «По малину»

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.

Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. (Черника)

Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки.

Стебельки раздвигаем - Огоньки собираем. (Земляника)

Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

8. Итог. Обобщение.

Вот и подошло наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.

Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

Не вырывать кустики ягод.

Собирать только знакомые ягоды и грибы.

До свидания, ребята.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательная область: “Познание”

Непосредственно образовательная деятельность: “Экологическое воспитание”

Тема: “Золотая осень”

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

  • Образовательная область “Коммуникация”: уточнять, обогащать активизировать словарь по теме “Осень”, формировать навыки согласования, словоизменения, словообразования; умение отвечать полным распространенным предложением.
  • Образовательная область “Социализация”: закреплять навыки поведения в игре, беседе.
  • Образовательная область “Безопасность”: формировать навыки культуры в природе.
  • Образовательная область “Здоровье”: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох.
  • Образовательная область “Физическая культура”: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
  • Образовательная область “Художественное творчество”: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Словарь:

  • существительные : осень, листья, поляна, лес, гриб, мухомор, подберёзовик, подосиновик, птицы.
  • прилагательные : белый, жёлтый, красный, коричневый, оранжевый, зелёный, съедобный, несъедобный.
  • глаголы : высыхает, желтеет, улетают, сдул, сели, полетели,

Оборудование: нарисованные осенние листья, картины с изображением осени, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, муляжи грибов, птицы (оригами), платок, гуашь, плакат с нарисованным деревом, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.

3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.

4. Разучивание загадок об осенних явлениях.

Дидактические игры и упражнения:

  • “Подуй на листочек”,
  • “Да или нет”,
  • “Приметы осени”,
  • “К грибочку подойди”,
  • “Найди одинаковые листья”,
  • “Чья птица улетит дальше”,
  • “Назови ласково”.

Ход НОД

1. Организационный момент. (70 сек.)

Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

А кто я угадайте из моей загадки.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года...(ответы детей) зовётся.

Осень: Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне. А для этого я приглашаю вас ко мне в гости на осеннюю полянку. Посмотрите как красиво осенью в лесу, а как много листьев.

2. Упражнение “Подуй на листочек” (50 сек.)

Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Покажите мне левую ладошку, я вам положу по осеннему листочку на вашу ладошку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.

Осень: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы осени? Присаживайтесь на пенёчки.

3. Дидактическая игра: “Да или нет” (2 мин.) (дайте правильный ответ)

Дидактическая задача: закреплять знания о характерных признаках осени, развивать слухоречевое внимание, восприятие.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?

4. Дидактическая игра “Приметы осени” (2 мин.)

Дидактическая задача: активизация словаря по теме “Осень”

Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья опадают и желтеют.

Осень: Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью?

Дети: Грибы, ягоды.

Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)

Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик.....)

А несъедобные? (мухомор)

Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Дети: Нет!

Осень: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.

Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем

5. Дидактическая игра “К грибочку подойди”. (2 мин.)

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать грибы по заданным признакам.

(На полу разложены муляжи грибов, дети подходят к названному грибу)

Раз, два, три к белому грибу иди и.т.д.

Осень: Скажите мне, пожалуйста, как готовятся дикие животные к зиме? (Зайчик, медведь, ёжик)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки....

Осень: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А что делает медведь?

(ответы детей). Зачем ёжик собирает листья?

6. Дидактическая игра “Найди одинаковые листья” (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать наблюдательность, память и внимание.

Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами.

Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.

Осень: Ребята, а почему такая тишина вокруг, и не слышно пения птиц в нашем лесу?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Осень: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: насекомые спрятались, холодно стало.

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения.

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу.

Осень: Ребята, посмотрите, у нас на полянке растёт странный цветок, у него разный каждый лепесток. Что – то он мне напоминает? А давайте со мной вместе скажем скороговорку про осень.

Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла
Вот, теперь назовите цвета осени.

Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый.

Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени. Я поняла, как вам нравится это время года.

8. Рисование листьев на заготовленном силуэте дерева. (4 мин.)

Осень: Ребятки посмотрите на это деревце, на нём нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите мне украсить их осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будите рисовать, а музыка будет вам помогать!

Дидактическая задача:

Осень: Ой, ребятки, а кисточек то нет, чем же мы будем рисовать листья? Я вам предлагаю. Сжать бумагу в комочки и ею рисовать.

(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).

Осень: Какое красивое осеннее дерево у нас получилось, а листочки словно золотые.

Осень: А сейчас на минутку, я вас превращу в осенние листочки, все в руки возьмите листья и становитесь в круг.

9. Физкультминутка “Мы - осенние листочки” (1 мин.)

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Осень : Вам понравилось быть листочками? Все листья оказались на полу.

10. Дидактическая игра “Назови ласково” (дети становятся в круг и передают платочек Осени) (1 мин.)

Дидактическая задача. Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Осень: осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково: лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.

10. Итог НОД (3 мин.)

Осень: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)

А вы знаете, как нужно себя вести на лесной полянке?

Дети: нельзя рвать цветы, разорять муравейник, топтать грибы, разводить костёр, ломать ветки деревьев, оставлять после себя мусор на полянке, нельзя животных забирать домой.

А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.