Конспект НОД «Русская матрешка. Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы детского сада. Матрёшки


Конспект НОД средняя группа
«История русской матрешки»
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.
формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)
учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Ход НОД.
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостят
Как скажите всех их звать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.
Во что одеты наши матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей: старинная
А Матрешечки сами какие?
Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку)
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
Ответы детей.
Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Открывайте свои матрешки и посмотрите, сколько сестриц спряталось внутри?
Ответы детей.
Воспитатель:
Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:
Кукла первая толста,
А внутри она не пуста,
Разнимается на две половинки
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее и посмотри
Что в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
В ней живет шестая,
А шестой седьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставлены все в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас у кукол спросим
А ответят куклы (восемь)
Физкультминутка:
Мы веселые матрешки
Ладушки, Ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, Ладушки
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, Ладушки
Мы похоже словно сестры
Ладушки, Ладушки
Воспитатель:
Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?
Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!
Воспитатель:
Ребята, а кто знает когда и как появилась такая кукла - матрешка?
Ответы детей.
А вот теперь послушайте, как это было!
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?
У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.
Ой, ребята, совсем забыла еще ведь к нам гости пришли. (Показывает не расписные шаблоны матрешек.) Кто это ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие матрешки?
Ответы детей: грустные, печальные.
Воспитатель: А почему грустные, как вы думаете?
Ответы детей: не украшенные, не красивые.
Воспитатель: А помочь мы сможем нашим гостям?
Как поможем, что сделать надо?
Ответы детей.
Аппликация «укрась матрешке фартук»
Украшенные матрешки размещаются на доске.
Воспитатель: Все матрешки стали яркими, веселыми, озорными.
Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать, а давайте для них мы тоже песню споем и станцуем.
Воспитатель: Молодцы хорошо работали, а что интересного узнали для себя, кому что понравилось?
Воспитатель: Смотрите ребята, еще одна матрешка к нам пришла – какая она большая, а внутри она не пустая. Что там? (угощение для ребят).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора на фартуке матрёшки).

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать интерес к труду русских мастеров.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Семеновская матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:

Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея прикладного искусства в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, фильм про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.

Ход НОД:

Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка.
- Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит как он называется? (Ответы детей).

Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка про матрёшку:

В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)

Да, правильно, это Матрёшка! Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину - что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.

(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой).

Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку?

(Ответы детей).

Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Я вам предлагаю посмотреть фильм об изготовлении матрёшки.

(Просмотр фильма, комментарий воспитателя за кадром).

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка.

А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать.

Физминутка «Нарядные Матрёшки»

Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрёшки.
(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).
- Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной).

А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек).

Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки.

После завершения росписи воспитатель проводит итог занятия.

Итог занятия:

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек. А теперь ответьте мне на вопросы.

Как появилась в России матрёшка?
- Из какого материала она изготавливается?
- Что означает русская матрёшка для иностранцев?

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка», на фоне музыки воспитатель подводит итоги занятия.

Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка» .

Программное содержание:

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку.

Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка, физическая культура.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание узоров на одежде, разучивание частушек о матрешках.

Материалы, инструменты, оборудование: шаблоны матрешек, сделанные белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, костюмы матрешек для девочек, сундук, деревянные матрёшки.

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель : ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

Основная часть

Воспитатель : Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!

Воспитатель : ребята, как вы думаете - что в нём?

Дети : …

Воспитатель : хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Дети : русская матрешка !

Воспитатель: Конечно, матрешка! А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте.

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида матрёшек , слушайте и смотрите:

    Семёновская матрёшка .

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.

Воспитатель : в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети : Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети : на узелок.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети : жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши ).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед ) топают матрешки (топают ногами ).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо ),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо ).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево ).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши ).

    Сергиев – Посадская матрешка.

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель : Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети : желтый, красный, синий.

    Полхов - Майданская матрёшка.

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель : у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.

Воспитатель :

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель : Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!

Да и сами матрешки - мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети : (девочки поют частушки под русскую народную мелодию)

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки,

Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.

Ольга Иргизцева
Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка»

Тема : «Русская народная игрушка (матрёшка ) ».

Цель :1. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Задачи :

1. Учить различать разные техники росписи матрёшек .

2. Развивать логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование :

Игрушки – матрёшки , иллюстрации с изображением матрёшек .

Предшествующая работа :

Чтение стихотворений, отгадывание загадок про матрёшек . Рассматривание разных видов матрёшек (загорской, полхов – майданской, семёновской) .

Ход НОД:

Вводная часть :

На Руси издавна создавались прекрасные игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными из них были фигурки животных, птиц, птиц, людей.

А сегодня мы с вами познакомимся с новой народной игрушкой. Дети, в моём в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы её отгадаете, то я вам покажу отгадку.

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть.

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрёшка ) .

О какой народной игрушке загадка? Правильно, угадали. Это матрёшка .

Получайте отгадку.

Основная часть :

Самыми любимыми в народе у детей были матрёшки . Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле ей около 100 лет. Прообразом матрёшки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера . Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел куклу – неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда : у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрёшей , старинным русским именем . Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Ребята, скажите, что явилось прообразом матрёшки ? Правильно, это пасхальное яйцо.

Как появилась матрёшка , кто её придумал и сделал? Молодцы, ребята! Вы всё знаете о матрёшках .

Физминутка :

Слушай сказочный народ

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

Он стучит в твоё окно.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем.

Сказка кончается.

Занятие продолжается.

Закрепление :

Загорск является Родиной русской расписной матрёшки . Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают и покрывают лаком. В основном матрёшек продавали на ярмарке. Много загадок и стихотворений посвятили Матрёшке . Некоторые из них ребята заранее выучили и сейчас вам прочитают.

1 ребёнок :

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки .

На баранах, на быках.

Все с гостинцами в руках.

2 ребёнок :

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке.

Но всего одна игрушка.

Наиболее известны семёновские, загорские и полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм : расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Матрёшки из Семёнова и Загорска похожи между собой. Художники одевали этих матрёшек в сарафан с фартуком, а на голове рисовали платок. Основным цветом для сарафана. Основным цветом для сарафана являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали чёрным цветом. Отличались тем, что загорские матрёшки – толстобокие в разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платочках; семёновские – в цветастых фартуках, в жёлто – красных полушалках. Чем больше матрёшка , тем крупнее были цветы и листья, украшающие её фартуки. Полхов – майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища головы. В росписи этой матрёшки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Эти цвета даются на контрасте – малиновый с тёмно- зелёным, синий с жёлтым. При росписи полхов- майданской матрёшки используется обводка всех элементов чёрной краской. Лицо расписывают в основном только чёрным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрёшки плотно украшают её фигуру спереди цветами, листьями, ягодами. Чем похожи матрёшки , прибывшие из разных городов? (У каждой матрёшки платочек на голове ,под который убраны волосы, одежда яркая и красочная). Ребята, а если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрёшек , можно заметить, что у них есть общие элементы : бутоны, цветы, листики, ягоды. А сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе у меня стоят матрёшки . Их нужно расставить по порядку.

Как это нужно сделать? (Сначала поставить самую большую матрёшку , поменьше и последней поставить самую маленькую. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим все ли матрёшки одинаковые и чем они отличаются? (Разные наряды) .Посмотрите есть ли одинаковые матрёшки ? (Есть. Они одеты в одинаковые наряды. Чем отличаются? Одна маленькая, средняя и большая.)

Матрёшки – куклы весёлые , жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

А сейчас Катя расскажет стихотворение.

Мы матрёшки , мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

А сейчас девочки хотят исполнить для вас танец.

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки .

На ногах сапожки,

Топают матрёшки .

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные .

В сарафанах ваших пёстрых

Вы похожи словно сёстры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки .

Итог НОД :

О чём говорили?

Назовите виды матрёшек .

Подготовила: Лозовая Н.Г.,

Май 2017 год

с. Черный Отрог

Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.

Образовательная область : «Ребенок входит в мир социальных отношений»

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия:

Программные задачи:

    Образовательные :

    активизировать словарь.

    Развивающие:

3. Воспитательные:

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Материал:

    демонстрационный:

2. раздаточный:

Оборудование:

Словарь:

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения:

Наглядные методы обучения:

Использование ИКТ:

Практические методы:

Ход занятия

1.1. Организационный момент.

Соберемся все мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровайтесь с гостями,

Они сейчас побудут с нами.

«Здравствуйте!»

1.2.Введение в тему.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……

Слайд 1 (Ответы детей - матрешка)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на стульчики, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка.

1.3.Мотивация деятельности.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Слайд 2

Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Слайд 3

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 4

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

Слайд 5 С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

2.1.Актуализация раннее приобретенных знаний.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Значит, какие они?

Дети: Деревянные

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Посмотрите, какие они нарядные, красивые, цветные, яркие. У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук.

2.2. Динамическая пауза «Куколка-матрешка»

Дети выполняют соответствующие движения.

Куколке-матрешке

Строим дом хороший,

Вот такой высокий,

Вот такой широкий.

В дом вошла матрешка,

Наша кукла-крошка

Весело там пляшет

И платочком машет.

2.3.Сообщение новых знаний.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как делают матрешек?

Слайд 6 Сначала из деревьев мягкой породы (из осины или березы) делают вот такие чурбачки.

Слайд 7 Затем на специальном станке вытачивают фигуру матрешки.

Слайд 8 Вот получилась уже целая семья, но что нужно сделать чтобы они стали красивыми, яркими?

Слайд 9 Правильно, их надо разукрасить. Мастера начинают их раскрашивать.

Слайд 10 Потом их покрывают лаком, чтобы матрешки стали гладкими и блестящими.

Слайд 11 И получаются матрешки красивые, яркие, нарядные, не похожие друг на друга.

Слайд 12

Воспитатель: А сейчас, чтобы глазки не устали мы проведем гимнастику для глаз. Сели ровно, смотрим на экран, голова не поворачивается, а только глазки следят за матрешками.

Слайд 13

Гимнастика для глаз

2.4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Значит, она какая?

Дети: Бумажная

Слайд 14

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

2.5.Динамическа пауза.

Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Дети: Да, хотим

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

3.1. Анализ и самоанализ результатов деятельности.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети. Теперь давайте попрощаемся. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети уходят.

Самоанализ занятия в младшей группе

Дата проведения: 19.05.2017 года

Место проведения: музыкальный зал.

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия: Воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.

Программные задачи:

    Образовательные :

    познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;

    закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    активизировать словарь.

    Развивающие:

Развивать творческие способности детей;

    развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка».

Материал:

    демонстрационный: матрешки для мини-музея деревянной игрушки,

2. раздаточный: бумажные силуэты матрешек с нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

Оборудование: русский народный костюм для педагога, ноутбук, проектор, мультимидийная презентация, магнитофон, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно манипулировали с листочками. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей изображать осенние листочками ладошкой, иметь представления о внешнем осенних листьев; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать аккуратное пользование красками.

Во время занятия применялись следующие методы работы: Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Этапы НОД:

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап : сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи дошкольниками моей группы были выполнены.

Приложение к конспекту НОД «Русская матрешка».