Конспект НОД по рисованию в средней группе «Роспись пасхального яйца. Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо

Елена Разыграева
Конспект занятия по рисованию на тему: «Пасхальное яйцо» для детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Радуга»

Конспект занятия по рисованию на тему :

«Пасхальное яйцо »

для детей подготовительной группы .

Воспитатель :

Разыграева Е. Г.

Цель : расширять знания детей о народных праздниках. Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц . Развивать образное и творческое мышление, наблюдательность. Прививать чувство уважения к народным традициям.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, с различными приемами украшения пасхального яйца ;

Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц ;

Уточнять представления о композиции и элементах декора.

Развивающие :

Развивать :

Самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств оформления;

Чувство композиции;

Образное мышление, творческое воображение.

Воспитывающие :

Прививать чувство уважения к народным традициям.

Оборудование и материалы к занятию :

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображениями расписных яиц, мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал : нарисованные формы яйца для декоративной росписи, гуашь, кисточки, бумажные салфетки, баночка с водой.

Предварительная работа : беседа о русских народных праздниках и традициях россиян.

Ход занятия:

Педагог :

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес» :

Повсюду благовест гудит, С полей уж снят покров снегов, Вот просыпается земля,

Из всех церквей народ валит И реки рвутся из оков, И одеваются поля.

Заря гладит уже с небес… И зеленеет ближний лес… Весна идет, полна чудес

Христос, Воскрес, Христос, Воскрес! Христос, Воскрес, Христос, Воскрес! Христос, Воскрес, Христос, Воскрес!

О каком празднике рассказано в стихотворении? Пасхе )

Что дарят в этот день друг другу? (яйца)

Почему их дарят в этот день? (яйцо - это символ жизни )

А вы хотите сами раскрасить яйцо ?

Показ презентации, образцов рисунков яиц и их рассматривание.

Вопросы по ходу презентации :

Чем вам понравились яйца, увиденные на экране?

Какой узор нанесён на яйца?

Где расположен узор?

Какие краски нужно брать для росписи яиц?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? За столы обратно сели.

Ну, тогда все дружно встали, Глазки крепко закрываем.

Ножками потопали. Дружно до пяти считаем.

Ручками похлопали. Открываем, поморгаем

Покружились, повертелись. И работать начинаем.

(Все движения дети повторяют по тексту за воспитателем)

Детям предлагаются силуэты яиц для росписи. Самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

В нашей мастерской всё приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к празднику Пасхи интересным узором .

Итог – анализ :

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор.

Как люблю я праздник Пасхи ! На скорлупке хрупкой, тонкой В светлый праздник Воскресенья

Приготовлюсь к четвергу- Для людей, для красоты, Подарю своим друзьям

Бабушка яички красит, Крашу кисточкой тихонько : По яичку с поздравленьем

Я ей тоже помогу. Крестик, солнышко, цветы. И скажу : «Раскрасил сам!»

Литература :

1. Художественное творчество детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова - М : Просвещение, 2015.

2. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография/ Т. С. Комарова –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Приложение к занятию :

1. Презентация «Пасхальное яйцо » .

Публикации по теме:

Поделка "Пасхальное яйцо" выполнено воспитанником БДОУ "детский сад № 366 общеразвивающего вида" Кубеевым Кириллом - 4 года. Работа выполнена.

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству пластилинография с элементами аппликации «Пасхальное яйцо» в средней группе.

Цель:Формировать у детей желание изготавливать подарки для родных своими руками. Задачи: Знакомим детей с понятием - "Семья" на примере.

Конспект занятия для детей с ОВЗ по ручному труду «Пасхальное яйцо» Тема: "Пасхальное яйцо".Цель: Создание условия для формирования умения прикреплять пайетку булавкой к пенопласту. Задачи: 1. Учить прикалывать.

Конспект НОД «Пасхальное яйцо» Конспект НОД на тему: «Пасхальное яйцо» Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликации) "Пасхальное яйцо" в подготовительной к школе группе. Зеликова Валентина Петровна.

Конспект открытого занятия в изостудии

«Роспись пасхальных яиц»

Вид занятия: декоративное рисование

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.

Цель: обучить воспитанников составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.

Задачи:

Обучающие:

    Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

    Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

Развивающие:

    Развитие умения высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

    Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Оборудование для педагога:

    Компьютер.

    Проектор.

    Экран.

    Шаблоны в форме яйца.

    Дидактические таблицы «Знаки - символы, используемые при росписи писанки» и «Варианты композиции росписи писанки».

Музыкальный ряд: ау диозапись пасхального колокольного звона.

Зрительный ряд: в ерба, экспозиция росписи пасхальных яиц, компьютерная презентация.

Литературный ряд: с тихи о Пасхе, загадки, легенды.

Оборудование и материалы для учащихся: гуашь, кисти №1, № 2, палитра, тряпочка, баночка, простой карандаш, ластик.

План занятия.

    Организационный момент.

    Постановка темы и целей.

    Актуализация знаний.

    Формирование новых знаний.

    Физкультминутка.

    Самостоятельная творческая работа.

    Анализ работ.

    Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
(слайд 1)
Проверка готовности к занятию.

2. Постановка темы занятия ( слайд 2)
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса, порой, оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы – и вот же оно чудо!

Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь (слайд 3)

Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец!
(Яйцо)

Сегодняшнее занятие, ребята, посвящено пасхальной традиции росписи яиц и проходит оно в дни празднования Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи Христовой (слайд 4)

(аудиозапись колокольного перезвона)

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола…
Весна идет в венце земном
Благоуханна и светла…

Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

- Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна.

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы расцвели.

Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, булки и конечно, крашеные яйца.)

3. Актуализация знаний учащихся. Яйцо издавна наделялось особым смыслом. По народным поверьям весь мир родился из огромного яйца, и потому наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной.
Давайте обратимся к легендам
(слайд 5)

До наших дней дошла легенда о сотворении мира:

Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился.

4. Формирование новых знаний.

Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Ребята, что вы знаете о традициях празднования Пасхи? - (ответы детей )

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и конечно окрашеные яйца, которые являются главным символом праздника. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Очень давно люди начали украшать яйца. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами. (слайд 6, 7)

Вам, конечно известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А как появилась традиция красить яйца? (слайд 8) Существует предание о первом красном яйце.

Пришла к римскому императору Тиберию Магдалина и принесло радостную весть: «Христос воскрес!» Но он ей не поверил и сказал: «Нет, женщина, тебе я не поверю, как не поверю в то, что белое яйцо, тобою принесённое мне в дар, вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар».

Император Тиберий замолчал. Но вдруг над головами разлилось дивное свечение, послышалась далёкая музыка. И вдруг яйцо зажглось в лучах этого сияния и стало красным, как кровь Христа.

С этого времени, как говорит легенда, стали на Пасху красить яйца.

(слайд 9)

Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца. А вот как – это другое дело. На сегодняшний день бытует несколько основных видов росписи яиц.

(слайд 10)

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают

Ребята! А с помощью каких красок у вас в семье красят яйца? - ответы детей

Применение искусственных красителей осуждалось. Краски надлежало брать у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев... У хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти, и краской для пасхальных яиц. Из коры, снятой с побегов молодой яблони, не садовой, а дикой, той, что выросла из зернышка, посеянного самим Творцом, получалась чудесная желтая краска , которая так и называлась в народе "яблонькой ". Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковой шелухи, молодых побегов тополя, цветков бузины, купавок, шафрана... Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев березы, а также из сочетания красок желтого и синего цветов. Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья. Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковой шелухи были превосходной коричневой краской. Черную делали из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым..

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Педагог: Кто был внимателен и может сказать, как назывались крашенные яйца? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на сувениры, яйца из бисера ( слайд 11 ) .

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости . Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира (слайд 12.)

Музей Писанки есть в Коломые, Украине. На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м. Вот что это за чудо-писанка!

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

Значение цвета:

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – солнце, луна, звезды;

зеленый – символизирует весну, молодость;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

При росписи яиц широко использовались знаки-символы:

Существует достаточно много символов для росписи… Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, красоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая. Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить - поживать - добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого несчастья.

Значения символов , используемых при росписи пасхальных яиц (слайд 14 -16)

С чего же начиналась работа над росписью писанки?

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов называется разводом. Развод – основа орнамента писанки позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Ребята, посмотрите внимательно на варианты композиции росписи (слайд 17 – 19).

И варианты поэтапного выполнения работы (слайд 20-22)

    Физкультминутка.

А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

6. Самостоятельная творческая работа

Ребята, сегодня вы узнали много нового о нашем народном традиционном виде декоративно-прикладного искусства – украшении пасхальных яиц.

Как вы уже, ребята, поняли, сейчас вы самостоятельно попробуете составить эскиз писанки. Смело проявляйте свою фантазию и творчество! Форму яйца обведите по шаблону.

Вспомните, какими цветами и символами пользовались мастера? (демонстрация дидактических таблиц «Знаки - символы, используемые при росписи пасхальных яиц и «Варианты композиции росписи писанки».

Этапы выполнения эскиза:

    На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;

    Составляем узор;

    Расписываем цветом;

Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности
(Фронтальная и индивидуальная помощь педагога).

Беседа за работой:

Писанкам придавали большое значение.

Выходили в поле и подбрасывали яичко вверх, чтобы хлеба росли такие же высокие.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

Высохшим желтком лечили ожоги.

Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, имело особую силу: останавливало пламя во время пожара, оберегало имущество от воров.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, клали в воду, а потом умывались этой водой. Целый год будешь красивой.

7. Анализ работ учащихся и обсуждение.

(Выставка писанок)
Вот и закончилась наша работа. Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Обобщение по теме занятия.

    Для чего делали яйца-писанки?

    Какие цвета использовали мастера?

    Что нового вы узнали на уроке?

8. Подведение итога занятия.

Меняются времена, меняется мода, но все-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия народных мастеров приносят нам радость.

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Детские работы (слайд 23-24)

Используемая литература:
1. У.Ю.Бондарь, Л.Н.Герук «100 поделок из яиц». Ярославль «Академия развития», 2000г., 141стр.
2.В.Волина «Праздник БУКВАРЯ» Москва, 1996г.,380стр.
3.Журнал «Начальная школа» №3 1998г.

Занятие по изобразительному искусству на тему: «Пасха» для детей старшей группы

Конспект подготовил: педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦДОдД «Радуга» Кудрявцева Ольга Магомедовна.
Возрастная группа : 5-6 лет.

Цели:
- расширять образные представления детей;
- развивать умение создавать изображения цветной композиции;
- продолжать формировать навыки работы с цветной бумагой и ножницами;
-воспитывать уважение к традициям.
Задачи:
- закреплять представление детей об истории и традициях празднования Пасхи;
- развивать комбинаторские способности и композиционные умения при составлении аппликации;
- развивать воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрашивания;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению;
- вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
Оборудование и материалы : шаблоны – яйцо, цветы разных форм, листья; альбомный лист; цветная бумага (синяя, красная, желтая, оранжевая, розовая, зеленая); простой карандаш; ножницы; художественные материалы: акварель, баночка с водой, кисти, цветные карандаши, восковые мелки; клей-карандаш; клеенки для аппликации; салфетки; показ образца; стихотворение Татьяны Лавровой «Пасхальное яичко».
Шаблон яйца

Ход занятия:

Ребята, скоро весь православный мир будет праздновать самый светлый и радостный праздник. А вы знаете, о каком празднике идет речь?
(Пасха).
- Конечно, речь идет о светлом Воскресении Христа – Пасхе.
- Прежде чем мы приступим к практическому заданию, я хочу вам рассказать об истории этого праздника.
«Каждый год примерно в середине апреля весь крещеный мир торжественно чествует светлый праздник Воскресение спасителя Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.
Как же произошло Воскресение Христа из мертвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться в том, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло, и над землей появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Камень, закрывавший вход в пещеру, где стоял гроб, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребенного там не оказалось.
В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христа на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
На Пасху принято христосоваться. Все обмениваются крашеными яйцами и трижды целуют друг друга. Христосоваться – поздравлять друг друга с праздником, а крашеные яйца при этом являются символом жизни.»
- Чтобы поддержать пасхальную традицию, мы с вами тоже украсим яички, но не те, которые всегда украшают ваши мамы и бабушки, а особые яички-открытки, которыми вы сможете поздравить своих родных или друзей.
Практическая часть занятия: показ образца -
- Для начала возьмем альбомный лист, по шаблону обведем яйцо и вырежем его.
- На цветной бумаге также по шаблонам обведем цветы и листья, вырежем.
- Теперь нам необходимо затонировать фон в нежные весенние цвета – голубой, желтый, зеленый. Для этого вы сами выберете материал: акварель, цветные карандаши или восковые мелки. Я выбрала для своей открытки цветные карандаши. Цвет – голубой с желтым, но для тонировки использую не щтрих, а тушевку (карандаш кладу плашмя).
- После того, как фон будет готов, мы переходим к аппликации. Вначале раскладываем на нашей открытке все детали аппликации, затем по очереди приклеиваем.
- Нам осталось только дорисовать стебельки и украсить по желанию наш букет бантиком. Получилась очень яркая, замечательная открытка. Предлагаю вам также украсить свои открытки.
Практическая деятельность детей:
Перед началом работы вспоминаем с ребятами правила техники безопасности при использовании ножниц и клея.
Во время практической работы подсказываю детям как лучше расположить все элементы аппликации. Напоминаю, что клеить можно только на специальных клеенках, но не на столе и закрывать клей нужно сразу после использования.
После окончания работы дети убирают свои рабочие места и раскладывают свои открытки на столе.
Рефлексия.
- Какие замечательные открытки у вас получились.
Ребята, вам понравилось изготавливать открытки?
(Высказывания детей).
Читаю стихотворение Татьяны Лавровой «Пасхальное яйцо»:
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое, расписное.
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звезд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

В своей работе я использовала материалы сайта

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественно-эстетическое творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога : Познакомить детей со светлым праздником Пасха. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности. Словарная работа: Пасха, пасхальное яйцо, золотое, расписное.

Материалы и оборудование : блюдце с крашеными яйцами, картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами; тонированный лист бумаги с изображением яйца, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.

  1. Чтение стихотворения.

Пасхальное яйцо

Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,

Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха - праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

Ребята, о каком празднике в этом стихотворении говорится. (Пасха)

Пасха - считается главным христианским праздником. А скажите, что за чудо, положила мама в блюдо? (Яйцо). Какое яйцо? (Золотое, расписное).

Праздник Пасхи празднуется каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок).

Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца?

Яйцо - это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесёт курочка яичко, и оно похоже на камушек - словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца. Раскрашивание яиц - древний славянский обычай. Вот почему на Пасху принято дарить крашеные яйца и произносить слова Христос Воскрес, Воистину Воскрес! Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскрес! » В ответ следует сказать: «Воистину Воскрес! » — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - эти яйца назывались крапанки. А еще есть яйца - писанки. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами.

В пасхальную неделю люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. А давайте, ребята, мы с вами тоже поиграем!

  1. Подвижные игры.

Игра «Самый ловкий». Дети встают в круг, количество яиц на одно меньше чем детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо. Тот, кому не досталось, выходит из игры.

Эстафета «Перенеси яйцо в ложке».

  1. Рисование.

А сейчас мы с вами станем настоящими мастерами и сами раскрасим яйца.

Дети садятся за столы и раскрашивают нарисованные яйца на листе бумаги.

  1. Рефлексия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что принято дарить друг другу на этот праздник?

Цель:
Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа
Задачи:
-Учить рисовать на объемной форме
-Совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком и ватной палочкой
- Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней
-Мотивировать детей к изучению народного творчества
- Расширить кругозор детей о народных обычаях и традициях
-Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа
Материалы:
Гуашь, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи

Ход занятия
Организационный момент
Педагог : Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?
Дети: Пасха
Педагог - Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.
Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.
(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)
- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы
Они тепло в себе таят весенний звон игривый
И купола опять блестят и солнышко сверкает
Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает


Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.
(Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!)
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит Христосоваться? (ответ: целоваться)
Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей)
-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки- это яйца окрашенные в один цвет.
Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.
Перед практической работой немного отдохнем.
Физминутка
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем (показ ладонями)
Из печи несем куличи
А от курочки – яички (пальцами рисуют по воздуху)
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем – будет золотое
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйца
в пасхальные одежды (руки на поясе, повороты туловища)
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька (машут руками как мотыльки)
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую все фасолью
Будет ей жених богатый (показ бровей, веснушек)
Симпатичный, конопатый
А соседским близнецам нарисуем солнце
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце! (Круговые движения руками)

Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.
Практическая работа
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
По окончании практической работы оформляется выставка.

Подведение итогов Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.
Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)
О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)
С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
(звучит Пасхальный колокольный звон)
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые
Кто яйцо друг другу дарит
Счастлив целый год бывает

Спасибо за занятия. Желаю вам радости и мира