Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Давайте сохраним животных и птиц. Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес

Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Ишимский детский сад №1»

Конспект НОД по экологии

«В гости к фее природы »

Подготовила : воспитатель I

Филоненко Ольга Витальевна

Усть – Ишим – 2014 г.

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.

Цель НОД :

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Формировать навыки правильного поведения в природе .

Задачи НОД по образовательным областям :

Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .

Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.

Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.

Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.

Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.

Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.

Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.

Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.

Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.

Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.

Ход НОД

Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится

Просится к нам в дом?

Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел

В садик к вам я залетел

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы

Воспитатель : дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы ему поможем?

Ответы детей.

Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.

В королевство природы попасть легко

Не надо ехать далеко

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так

Один хлопок - еще хлопок

И вот уже виден сена стог

И вот уже поле колосится

Шумит- волнуется пшеница

Над ней синеют небеса

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.

Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :

Четверо художников

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Все подряд один

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи

На снегу прозрачные льдинки кружева

Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)

На картинке третьего красок и не счесть

Желтая, зеленая, голубая есть

Лес и поле в зелени. Синяя река

Белые пушистые в небе облака (лето красное)

А четвертый золотой расписал сады

Нивы урожайные – спелые плоды

Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам

Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)

Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .

Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .

Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .

Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :

Что это за птицы?

Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .

Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .

Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .

Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .

Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .

Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .

Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .

Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .

Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .

Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)

Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .

Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)

Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .

Дети делают аппликацию все вместе.

Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?

За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .

Всем спасибо наше путешествие закончено.

Используемая литература :

Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Журнал «Дошкольная педагогика»

Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.

валентина хромых
Конспект НОД «Экология - что это?» в подготовительной группе

Цели :

1. Дать детям экологические знания .

2. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

3. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

4. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

5. Развивать умение детей составлять небольшие по объему рассказы по представлению.

Активизация словаря : прогноз, экология , катастрофа.

6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Предшествующая работа : ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей) . Все в природе связанно. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии . Их так и называют (ученые) -экологи . Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии ? (ответы детей)

Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку. (дети приводят примеры и получают фишки. Провожу подсчет фишек) .

Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. У нас уже есть некоторые знания о природе, мы уже немного познакомились с наукой, которая называется «экология » . Как зазывается наука?

Слово «экология » - греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» - наука. Значит экология – это наука о доме . Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа : животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология » изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

Вспомните тех животных, которые спят зимой! (дети называют) они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды. Вы не раз наблюдали, как каштаны в холодную погоду опускают листья вниз.

Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются? (ответы детей) Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример : ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются;. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

3 часть. Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений. (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.) (дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

Физкультминутка.

Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Вы, наверное смотрели фильм «Спасите Вили» , где как раз показывают как в результате такой катастрофы чуть не погибли киты, но их было мало и люди помогли, а что будет с остальными обитателями моря и берегов. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой .

Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей) . «Прогноз» , ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы , это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

Экологи , например, могут предсказать, что будет, если :

В реку сбрасывать отходы с химических заводов;

Уничтожить всех грызунов;

Ядовитые грибы уничтожить;

Истребить хищных птиц и животных.

Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов . Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате. (дети предлагают проблему) .

Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз ., от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

В чем же значение науки экологии ? (ответы детей)

Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи:

    Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

    Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

    Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.

Материалы и оборудование: оформление зала – атрибуты весеннего леса, карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск «Голоса леса».

Ход НОД:

Воспитатель:

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?

Дети : Солнце нельзя купить, траву... и т.д.

Воспитатель :

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.

Воспитатель : Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?

Дети : Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.

Воспитатель : Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?

Дети : Да.

Воспитатель : Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.

Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в лес поедем весенний.

Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».

Воспитатель: Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счёт: первый...)

Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?

Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно заболело и может погибнуть.

Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?

Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.

Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.

Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.

Знак «Не повреждай кору деревьев!».

Воспитатель: А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод «Земелюшка чернозём».

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.

Белка:

Вы скажите только слово,

Если вы помочь готовы,

Вам «Добро пожаловать!»

С радостью скажу,

Все тропинки тайные

Покажу в лесу.

Воспитатель : Вы согласны помочь, ребята?

Дети : Да, согласны.

Белка : Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А аптеки в лесу у нас нет.

Воспитатель: Белка!

Лес - это сказочное царство!

Где кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке,

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем, как что лечить,

Можем тебя мы научить.

Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить лапку?

Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель: Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.

Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника. Белочка танцует.

Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!

Воспитатель : А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на ладошке».

Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.

Все вместе подходят к роднику.

Воспитатель : Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.

Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?

Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.

Воспитатель : Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.

Воспитатель : Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?

Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.

Воспитатель : Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину.

Воспитатель : Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.

Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».

Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».

Белка : Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу угостить вас своими запасами.

Белка раздаёт детям грибы (выпечка).

Воспитатель : Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе белке скажем «До свидания!».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познания по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема: «Берегите природу, она – наш общий дом!»

Воспитатель: Е.В.Шипова.

Цель: Формировать представления о правилах и нормах поведения в природе. Программное содержание:

Познавательное: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы.

Речевое: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, природа. Приучать отвечать полным ответом.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.

Материалы и оборудование: глобус, проектор, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Земля – наш общий дом», фантики, корзинки.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля! Показ слайда №1

Воспитатель: Показывает модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли уменьшенная во много тысяч раз, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). Показ слайда №2
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Правильно, синим цветом изображена - вода океаны, моря, озера, реки; зеленым - леса, равнины; коричневым - горы. Все это - наша земля. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же мы должны жить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре, Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? Аудиозапись со звуками леса. Дети отвечают, что попали в лес.

Правильно, а кто же живет в лесу? Ответы детей. Показ слайда №3

Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови домик для животного».

А каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица). Отгадайте про каких птиц эти загадки?

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)

Правильно, молодцы, а теперь посмотрим, сможете ли вы собрать птиц из разрезанных картинок. Проводится игра «Собери птицу».

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок все тише – тише, а деревья выше – выше.

Воспитатель: отдохнули немного ребята?

Рассматривание запрещающих карточек и рассказ по ним. Работа с карточками.

Присаживайтесь все на стульчики и сейчас мы с вами рассмотрим на проекторе интересные иллюстрации, вы на них посмотрите и скажите все ли в порядке? Что же произошло? (на картинках изображены различные ситуации плохого поведения в лесу)

Чего же делать нельзя в лесу:

Не шумите в лесу!

Не разжигай костры в лесу!

Не оставляйте мусор в лесу!

Не забирайте домой лесных животных!

Не разоряйте птичьи гнезда!

Не разоряйте муравейники в лесу!

Не рвите, не топчите цветы в лесу!

Не ломайте деревья в лесу!

Не ловите бабочек в лесу! Показ слайдов № 4 - № 9

А теперь давайте проведем дыхательную гимнастику «Листочки деревьев».

Ребята, посмотрите вот сюда, что здесь случилось? Как вы думаете, кто мог это сделать?

Какие- то хулиганы приходили в лес развели здесь полный беспорядок. Можно так вести себя в лесу? Давайте мы с вами все это соберем, вы согласны? Возьмем корзинки для мусора и соберем весь мусор.

Молодцы ребята! Значит, о каких знаках мы сегодня говорили? Кто вспомнит и расскажет? Итог: Показ слайда № 10

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом? (Ответы детей )

Дерево, животное, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем как они.

Воспитатель: Сегодня я решила посвятить вас в «Активные защитники природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету! Показ слайда №11

Нам этом наше интересное путешествие заканчивается. Ребята вам понравилось? (Ответы детей).


Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Подготовила и провела воспитатель

2017 год

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

В рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить лодку и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры . Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашего хабаровского края тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в крае есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы , моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)