Конспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе для детей с нарушением зрения: «Лесные загадки. Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Комплексные конспекты

    Конспект совместного игрового
    занятия тифлопедагога с логопедом,
    для детей с нарушением зрения по теме:
    «Транспорт» в подготовительной группе.

    Петухова Е.В., тифлопедагог;
    Мельникова Н.В., логопед
    ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

    Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

    Речевые задачи:

    1. Активизировать словарный запас по теме.
    2. Совершенствовать навык чтения слов.
    3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
    4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
    1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
    1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

    Коррекционные задачи:

    1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
    2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
    3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
    4. Развивать логическое мышление и память.
    5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
    6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

    Оборудование и наглядность:

    • Указки
    • Ковролин
    • Фланелеграф
    • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
    • Мягкий строитель
    • Тазик с водой
    • Игрушка-кораблик

    Демонстрационный материал:

    • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
    • Картапуть
    • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

    Изобразительный материал:

    • Детский сад
    • Автобус
    • Вокзал
    • Город
    • Два трамвая
    • Корабль
    • Два изображения необитаемого острова

    Раздаточный материал:

    • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
    • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
    • Разрезные части вертолета
    • Предметные картинки с транспортом
    • Трубочки

    Музыкальное сопровождение

    Вводная беседа:

    Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

    Летит птица-небылица,

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит (самолет)

    Без разгона вверх взлетает,

    Стрекозу напоминает,

    Отправляется в полет

    Наш российский (вертолет)

    Про что эти загадки?

    А к чему относится самолет и вертолет?

    Какой еще транспорт вы знаете?

    Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

    Что относится к наземному транспорту, водному?

    А как транспорт делится по назначению?

    У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

    Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

    Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

    Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

    Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

    Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

    Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

    Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

    Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

    Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

    Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

    Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

    (Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

    Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

    Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

    Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

    Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

    Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

    Подведение итогов.

    На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

    Елена Митина

    Тема: Путешествие на волшебный остров.

    Тип занятия: комплексное занятие-путешествие (средняя группа).

    Задачи: - продолжать узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);

    Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (5 предметов);

    Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, синий, красный);

    Продолжать развивать умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, подставки, цветные изображения, контурное изображение, окно, мольберт, макроплоскости (группа);

    Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения;

    Развивать речевое дыхание;

    Автоматизировать звук [л] изолированно, в словах и в словосочетаниях;

    Закреплять навык согласования существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5 и прилагательными в роде, числе и падеже;

    Закреплять умение подбирать признаки предмета;

    Развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;

    Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади;

    Развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;

    Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;

    Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.

    Оборудование: ширма, игрушка дракон, ковер, вертушка, картина «обезьянки», диск с музыкой, подзорные трубы (по количеству детей, индивидуальные фланелеграфы, разноцветные яблоки, зеленые яблоки 5 оттенков разной величины, пересеченные контуры животных, силуэтные изображения, сюжетное изображение «фотография», дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, сундук, сартинки со схесатическим изображением животных.

    Предварительная работа: чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, постановка звука [л] и автоматизация его в словах.

    Ход занятия.

    I. Оргмомент.

    Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? А хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают интересные приключения и, конечно же, на этом острове спрятан клад, который мы попробуем отыскать.

    Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный. (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.)

    Нас много, поэтому мы полетим на ковре-самолете.

    Чтобы наш ковер полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш ковер-самолет (дети дуют на вертушку).

    Ковер-самолет взлетел и загудел, неся нас к приключениям. Покажите, как гудит наш ковер. Чтобы правильно произнести звук [л], вспомните, что губки в улыбке, язычок поднят и прижат за верхними зубками. (Дети произносят изолированный звук [лллллл…].

    II. 1. Молодцы! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке обезьянок).

    Да это озорные обезьянки. А мы знаем пор них песенку. Давайте ее споем. (веселые песенки для детей Е. Железнова)

    Обезьянки вышли погулять выполняем движение «фонарики»

    Обезьянки стали танцевать сжимаем и разжимаем кулачки

    Но одна из них ушла домой поспать, ладони прижаты др/др, под щеку

    Потому что надоело танцевать. стряхивающие движения кистями

    2. Вот мы и приземлились на волшебный остров.

    Под музыку на ширме появляется дракон.

    Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?

    Ну что ты сердишься, дракон? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Ребята, давайте мы расскажем дракону какой он замечательный.

    Посмотрите, какие у него глаза (дети: добрые, черные, грустные и т. д.).

    А какой у него хвост?

    Скажите, а лапы? (дети подбирают признаки)

    Ой, спасибо ребята, а я и не знал, что вы такие добрые. Хорошо, я разрешаю вам погулять по моему острову. Но чтобы найти сокровища, вы должны выполнить четыре моих задания. Задания будут не простые, вам придется показать все свои знания и умения, проявить фантазию и смекалку.

    Я такой сердитый и печальный потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись среди других; на острове часто идет необычный голубой дождь… Вот если вы мне поможете навести порядок на острове, то мое настроение улучшится и я открою вам тайну сокровищ. Там где надо навести порядок, я расставил цифры 1. 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.

    3. – Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).

    4. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Следующее задание будет сложнее. Помогите мне найти зеленые яблоки разных оттенков.

    На столе разложены разноцветные яблоки, дети выбирают зеленые.

    Ты взял какое яблоко? – зеленое яблоко. На столе у вас лежат какие яблоки? – зеленые яблоки. Мы нашли для дракона много каких яблок? – много зеленых яблок.

    А теперь разложите ваши яблоки от самого темного до самого светлого.

    Разложите по величине от самого большого до самого маленького.

    Молодцы, а теперь посчитайте сколько зеленых яблок вы нашли. так одно зеленое яблоко… (дети по очереди считают яблоки от1 до 5).

    5. Ищем 3 задание. Подходим к ширме.

    – На моем волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На мой зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)

    Вспомните, что было на зонтике: голубой слон, голубой самолет, голубая неваляшка, голубое пальто, голубой василек, голубые колокольчики, голубое платье, голубое яблоко.

    Скажите, что объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит на моем острове идет какой дождь? (голубой дождь)

    III. Гимнастика для глаз.

    Ваши глазки устали, давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика с силуэтными изображениями животных на окне).

    IV. 1. – У меня есть фотография моих друзей жирафа и черепахи. Я хотел бы послать им такие же. Фотография одна, а друзей много. Сделайте для меня много таких фотографий (выставляется сюжетное изображение).

    Смотрите, какая интересная фотография. Кого вы на ней видите? Что находится справа? – пальма. Кто находиться слева? – жираф. Кто находится в центре? – черепаха. Что находится перед черепахой? – озеро. Что находится позади черепахи? – горы….

    Дети рассматривают картинку, перечисляют все объекты, планы с использованием в речи пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади. Выкладывают копию картины силуэтами предметов на индивидуальных фланелеграфах. После выкладывания проверяется точность выполнения задания.

    Молодцы, спасибо вам за такие чудесные фотографии, моим друзьям они точно понравятся.

    2. Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным. А каким я стану?

    Дети подбирают признаки: добрым, хорошим, веселым, милым…

    Спасибо. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным? Что понравилось больнее всего?

    Ну, а теперь я разрешаю вам поискать сокровища на моем острове. Только я не помню, где они спрятаны, знаю только, что сокровища в каком-то сундуке. Постарайтесь найти их сами. А я очень устал, полечу в свою пещеру отдыхать. Всего вам хорошего.

    V. Дети в группе находят коробку с сокровищами, открываю.

    Смотрите, кроме волшебных подарков в сундуке еще сюрприз от дракона. Это картина его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.

    А сейчас нам пора домой. Садимся на наш ковер-самолет. Закрываем глаза и представим, что мы летим… Открываем глаза. Мы в своем детском саду.

    Вам понравилось наше путешествие?



    Оксана Ярош
    Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

    Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

    Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

    Основные задачи :

    - образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

    - обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

    - воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

    - коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

    Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

    Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

    Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

    Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

    Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

    Дефектолог : - Какого?

    Ребенок : Кошки

    Дефектолог : Правильно

    Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

    Ребенок : они отличаются друг от друга

    Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

    Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

    Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

    Ребенок. Наложить

    Дефектолог правильно

    Ребенок : выполняет задание

    Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

    Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

    Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

    Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

    Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

    Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

    Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

    Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

    Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

    И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

    Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

    Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

    Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

    Пять братьев, пять братьев,

    Годами равные, ростом разные.»

    Ребенок : «Это рука» .

    Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

    Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

    Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

    Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

    Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

    Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

    Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

    Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

    Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

    Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

    Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

    Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

    Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

    Библиотека изображений:

    ГБДОУ №42 Колпинского района Санкт- Петербурга.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. Тифлопедагог: Петухова Е.В. Логопед: Мельникова Н.В. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

    ЦЕЛЬ: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский…) ;

    Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

    РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Активизировать словарный запас по теме.
    2. Совершенствовать навык чтения слов.
    3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
    4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами по теме.
    5. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
    6. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

    КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
    2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
    3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
    4. Развивать логическое мышление и память.
    5. Закреплять умение детей ориентироваться в микро- и макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
    6. Развивать зрительно- моторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

    ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:

    • Указки
    • Ковролин
    • Фланелеграф
    • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
    • Мягкий строитель
    • Тазик с водой
    • Игрушка- кораблик

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
    • Карта- путь
    • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Детский сад
    • Автобус
    • Вокзал
    • Город
    • Два трамвая
    • Корабль
    • Два изображения необитаемого острова

    РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
    • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
    • Разрезные части вертолета
    • Предметные картинки с транспортом
    • Трубочки

    Музыкальное сопровождение

    I. Вводная беседа:

    ЛОГОПЕД:

    Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

    1. Летит птица- небылица,
    А внутри народ сидит,
    Меж собою говорит (самолет)

    2. Без разгона вверх взлетает,
    Стрекозу напоминает,
    Отправляется в полет
    Наш российский… (вертолет)

    Про что эти загадки?
    А к чему относится самолет и вертолет?
    Какой еще транспорт вы знаете?
    Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

    Что относится к наземному транспорту, водному…

    А как транспорт делится по назначению?

    У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

    Молодцы с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по карте- пути последовательность путешествия на разном транспорте) .

    Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин) . Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

    ЛОГОПЕД:

    Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) .

    Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше?

    Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности.

    Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход.

    (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой) .

    Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

    Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем… (демонстрируются картины с видами города) .

    Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

    ЛОГОПЕД:

    Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера) .

    Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

    (Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

    Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде) .

    Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

    Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно… (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия) .

    Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .