Когда оставлять ребенка одного дома? Ищем грань между заботой и паранойей. Когда и как можно оставлять ребенка дома одного Что может случиться с ребенком в квартире
Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?
Оставляем ребенка без присмотра – когда?
Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.
Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.
Что говорят об этом законы РФ?
Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.
Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.
Проверка на самостоятельность
- Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
- Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
- Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
- Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
- Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
- Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
- Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
- Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
- Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
- Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.
Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.
Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
- малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
- излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
- доверчив по отношению к чужим людям;
- боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.
Техника домашней безопасности
Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.
Как подготовить детей?
- Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
- Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
- Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
- Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
- Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
- Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
- Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.
Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.
Маленький ребенок остро нуждается в мамином присутствии. Разлука с мамой дольше нескольких часов становится настоящим испытанием для крохи до 8-ми месяцев. В этом возрасте нежелательно оставлять ребенка на целый день даже с хорошо знакомым ему человеком.
Малыш привязан к своим родителям и в их отсутствие начинает испытывать тревогу, боясь, что они ушли и больше не вернутся. Но что делать, если маме и папе все же нужно отлучиться - по работе или на море - на день или несколько? Когда можно оставлять ребенка, с кем и при каких обстоятельствах?
Можно ли оставлять ребенка?
Дети могут по-разному переживать отсутствие мамы, в зависимости от их характера, возраста, привязанности к родителям. Поэтому нельзя назвать точный возраст, с которого можно оставлять ребенка на попечение бабушки или няни от года до 7 лет . Но вы можете сами понять, насколько малыш готов вас отпускать, понаблюдав за поведением чада.
Когда дети остаются на несколько часов с кем-то из родственников или с няней, они могут расплакаться, осознав, что мамы нет рядом. Детские психологи объясняют, что такая реакция абсолютно нормальна для детей-дошкольников.
Здоровая или болезненная привязанность
Очень важно, как ребенок вас встречает после возвращения. Если он радуется и улыбается маминому приходу, прыгает на руки, рассказывает, как провел время, это означает, что у него сформировалась здоровая привязанность. То есть малыш становится самостоятельным и его можно оставлять с родственниками.
Реакция бывает и негативной: даже когда мама вернулась, ребенок игнорирует ее приход, начинает мстить - грубить, кусать или щипать. Это верные признаки того, малыш пока не готов оставаться без мамы.
Постарайтесь выстроить доверительные отношения с крохой и понять, в чем кроется причина его страхов. Возможно, вы слишком опекаете ребенка или, наоборот, чересчур строги в вопросах воспитания, поэтому малыш испытывает тревожность.
С кем оставить ребенка?
Если вы вынуждены расстаться с ребенком на продолжительно время (несколько дней), нужно, чтобы он находится в привычной для него среде - это поможет уменьшить стресс.
Человек, с которым вы хотите оставить ребенка, также должен быть хорошо знаком малышу. Желательно, чтобы это был родственник, который живет с вами (бабушка, дедушка, тетя), или человек, с которым малыш оставался наедине много раз, и время, проведенное вместе, приносило положительные эмоции.
Важные условия
1.
Если вы уезжаете, желательно оставаться на связи, чтобы ребенок мог с вами общаться посредством телефона или интернета.
2.
Нельзя оставлять ребенка надолго, если вы кормите его грудью или прекратили кормление меньше, чем два месяца назад.
3.
Ребенка можно оставлять с бабушкой, если он старше 1,5 лет. В противном случае расставание с мамой воспринимается очень болезненно, поэтому отъезд лучше отложить.
4.
Еще один переломный момент - кризис трех лет, в это время также постарайтесь не расставаться с ребенком надолго.
5.
Не стоит уезжать без малыша, если в ваше отсутствие его поведение сильно меняется - он проявляет агрессию или, наоборот, тихо сидит в углу, не желая отвлекаться на попытки его развлечь.
Вопрос о том, когда можно оставлять ребенка, очень индивидуальный, и ответ на него зависит от психологической готовности ребенка отпустить родителей. Иногда сами мамы настолько привязаны к детям, что даже мысль о расставании на день кажется преступлением. Однако вы не сможете круглосуточно опекать кроху, кроме того, разлука с малышом тоже бывает полезной и поможет малышу быть более самостоятельным. Для ребенка это возможность провести больше времени с родными, а для вас - отдохнуть и отвлечься от повседневных забот.
Подготовила Катерина Василенкова
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.
Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:
дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;
ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;
постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.
А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:
ребенок способен сам занять себя более двух часов;
не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).
Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.
Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.
С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу .
Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.
По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.
Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые . Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:
никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;
нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);
не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;
запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.
У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.
Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.
Маргарита Прокопец
Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?
Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.
Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.
Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?
Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.
- Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
- Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
- Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
- Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
- Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
- Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?
Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.
Как подготовить ребёнка?
Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.
Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.
Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:
- Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
- Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
- Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
- Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.
Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.
Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.
Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.
Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?
- Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
- У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
- Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
- Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
- Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
- Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).
Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.
|