Когда на Руси праздновали Новый год? Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому

С XI века до 1699 года Новый Год в России отмечали 1 сентября… И здесь снова можно спросить - почему. Для начала, это так называемый «церковный» Новый год, вычисляемый от Сотворения мира. Русь переняла этот счет времени от ромеев вместе с православием.

Вообще-то, в Европе не было единого мнения о дате Сотворения мира.

Возможные варианты:

  • 25 марта 5493 г.
  • 1 сентября 5969 г.
  • 1 марта 5508 г.
  • 1 сентября 5509 г.
  • 6/7 октября 3761 г.
  • 3491 г.
  • 23 октября 4004  г.
  • 4700 г.
  • 5199 г.
  • 5500 г.
  • 5515 г.
  • 5507 г.
  • 5551 г.
  • 5872 г.

Все это - до нашей эры. Как видим, возможных дат довольно много.

Даже в Византии мнения расходились: то ли 1 марта 5508, то ли 1 сентября 5509 года до н. э. На Руси официально приняли дату 1 сентября… Правда, лишь в 1492 году, да и то по указу Ивана III. До того, как и в Византии, использовали обе даты.

И если сентябрьская дата действительно пришла из Византии вместе с христианством, то мартовская, по мнению историков, неясного происхождения.

В обеих новогодних датах важно, что они - искусственно вычисленные и умозрительные.

Хотя в марте Новый год действительно отмечали. Точнее, Новолетие, и независимо от христианского летосчисления. Правда, не 1, а скорее 20 (по современному календарю!) марта, в дни Весеннего равноденствия.

Это наша первая «новогодняя» дата, «привязанная» к природным циклам, начало земледельческого цикла, сельскохозяйственного года. И не только для славян. В это время Новый год начинался для многих народов, в том числе древних римлян - до реформ Цезаря, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день вступления в должность консулов.

А кое-где Новый год и сейчас отмечают в Весеннее равноденствие. Например, в Средней Азии.

Если же быть точным, старый славянский Новый год не был привязан к строгой дате, а вычислялся по лунно-солнечному календарю. И приходился на новолуние в районе мартовского равноденствия.

Так что ясно лишь происхождение сентябрьского Нового года. Он - из Византии, и традиционных корней на Руси, кажется, не имел.

Зато они есть у «январского» Нового года, хотя вряд ли Петр I «подгонял» новую дату праздника под славянский языческий календарь. Европа к тому времени в основном приняла григорианский календарь, к XVIII веку «отстающий» от «русско-юлианского» на 11 дней. Но Петр ограничился переходом на летосчисление от Рождества Христова и перемещением даты Нового года на январь. Разница календарей при этом сохранилась: 1 января по-российски соответствовало европейскому 12 января.

Отмечаемое в конце декабря Рождество Христово примерно соответствует дню Зимнего Солнцестояния, древнего Нового года. Случайно ли это «совпадение»? Едва ли. Возможно, в этом был и сакральный смысл: соответствие рождения нового года и рождения Бога, по сути - начало новой эпохи. И практический: «закрыть» древний языческий, природный праздник новым, христианским.

При этом следующий христианский праздник, Обрезание Господне, приходится на восьмой день от Рождества. То есть… на светский Новый год. Именно так: вначале Рождество, затем Новый год.

Российское же (нынешнее январское) Рождество с солнцестоянием не совпадает из-за «сдвига» дат - накопившейся в юлианском календаре ошибки, из-за которой календарная дата солнцестояния сдвинулась с даты реального солнцестояния, астрономического. Естественно, «уехали» с положенных мест и остальные природные праздники, такие как равноденствия. Что затруднило расчет дат Пасхи.

Чтобы исправить сложившееся положение и скорректировать накопившуюся со времен Юлия Цезаря ошибку, и был введен новый, григорианский календарь. Удалив «лишние» 10 дней (а также скорректировав число високосных лет), календарные даты вернули в соответствие с астрономическими. В России это произошло лишь в 1918 году, когда разница составляла уже не 20, а 13 дней.

По прежнему календарю, юлианскому, с его накопившимся сдвигом дат живет не принявшая календарной реформы русская Православная церковь. И российский Новый год «опережает» Рождество, приходясь на Рождественский пост. Из-за чего многие православные и не отмечают светские Новогодние праздники.

А в светской жизни смена летосчисления стала поводом к возникновению замечательной и уникальной традиции - празднованию «Старого Нового года». Следующего, как и полагается, за Рождеством и по-прежнему совпадающего с праздником Обрезания.

Имеет довольно сложную и запутанную историю. Сегодняшнее празднество является результатом синтеза разных языческих праздников и путанице в календаре. В России отмечать в таком виде Новый Год начали с 1699-го по приказу Петра Великого, который постановил, что надо по-европейски отмечать 1 января. Так Петр велел: «учинить украшения от ветвей и древ еловых и сосновых, потешаться огнем с разжиганием костров новогодних, учинять гуляния и стрельбу. Также царским указом приказывалось всем друг друга с праздником поздравлять.

Васильев вечер

Во времена Петра официальный Новый Год имел также и аналог народный, который назывался Васильев вечер и отмечавшийся тоже, как и у нас сейчас на 1 января. Этот праздник был церковным, отдавая дань памяти Василия Великого.

Отмечался праздник пиром. На столе главным блюдом считался поросенок жареный, который являлся символом плодородия, плодовитости и обилия домашнего скота в будущем году. На стол в этот вечер ставили все самое лучшее: пышные пироги, колбасу, сытные блины и кутью. Все обильно запивалось медовухой, водкой и пивом. Также в эту ночь надевали все самое нарядное. В Васильев вечер старались не давать в долг денег для того чтобы не было в них в течение года недостатка, а вот получать деньги было хорошо – это сулило богатый год.

Новый Год в сентябре

В христианской Руси до указа Петра отмечали праздник 1 сентября. Народ тогда верил, что Бог именно в сентябре сотворил мир. Даже с приказом царя люди все равно еще долго встречали праздник сначала в сентябре, а потом уже по привычному для нас 31 декабря. Стоит сказать, что осеннее празднование Нового Года Древняя Русь позаимствовала у Византии, в которой христианство пришло в 988 году.

Сентябрьский Новый Год встречался на Руси торжественно. Все самые богатые стремились в Москву, где знать устраивала пышные торжества. Вечером все семьи одной семьи собирались у главы в доме, где все угощались медовухой. В 12 ночи вестовой стрелял из пушки, а в храмах и церквях били колокола в знак наступившего нового года. В принципе празднование в христианской Руси практически ничем не отличается от нашего Нового Года.

Языческий Новый Год славян

Намного иначе выглядит у древних славян празднование языческих новогодних торжеств. Хотя следы празднества и остались в наших торжествах, но полностью их восстановить проблематично. В языческой Руси по-новогоднему выглядели несколько празднеств. Также разные традиции были у славянских племен, которых было очень много.

Восточные славяне в древности Новый Год отмечали весной. У них в марте начинался год. Это был период, когда просыпалась природа, и начинался новый жизненный цикл у растений и животных. Именно Масленица считалась тогда славянским Новым Годом.

Праздник зимнего солнцеворота – Коляда

Зимние праздники славян соотноситься и с нашим, когда празднуется зимний солнцеворот – Коляда. У древних справляли Коляду с 25 декабря и по 6 января. Сегодня же мы христиане это время празднуем в Новый Год и Рождество. Коляду было принято отмечать 12 дней. И это число было сакральным – 12 использовалось именно в обрядах нового года. Есть даже придание о 12 жрецах руководящих ритуалом. О будущем урожае гадали по 12 снопам, использовали воду, взятую из 12 колодцев. На Коляду священный огонь горел 12 дней.

Особой частью этого празднества были , которые потом стали в наше время святочными праздниками.

Древние славяне, как и мы, сейчас украшали свои дома ветками сосны и ели. У древних был и свой зимний дух – Трескун, Морозко, Морок, который насылал сильные морозы и реки сковывал льдом. Для того чтобы задобрить этого духа люди выставляли на окно подарки: кисель, кутьюи блины.

Даже те малые сведения, которые мы находим в обрядах и легендах показывают, что в Древней Руси праздники Нового Года были гармоничными и логичными, которые отмечали праздник новой жизни.

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
. Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
. 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
. Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

С чего начать подготовку к Новому году? Может быть с того, чтобы вместе с детьми побольше узнать об этом замечательном празднике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские новогодние традиции

С чего начать подготовку к Новому году? Может быть с того, чтобы вместе с детьми побольше узнать об этом замечательном празднике. "Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, когда отмечали Новый год наши предки, какими были первые елочные игрушки на Руси?" – ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в статье «Расскажите детям про Новый год». И, конечно, русские новогодние сказки!

Как отмечали Новый год на Руси

На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Патриарх кропил собравшийся народ святой водой и поздравлял с Новым годом. Звонили в колокола. В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.

История Деда Мороза

Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом. (В отличие от западноевропейского Санта Клауса, который даже в начале XX века нередко изображался как монах, одетый в коричневую рясу и подпоясанный верёвкой.) Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя. Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Вариантов сказки множество. Вот один из них.

Снегурочка
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила. - Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.
- Ау, ау, Сенугрушка! Только эхо им в лесу и откликнулось.

Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.

Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!» И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки. Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой и грязной работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, надевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!


Дата публикации: 22.12.2014

Небольшой исторический обзор празднования Нового года в России - Советском Союзе в разные годы и при разных режимах. И неизбежный вывод: этот праздник был, есть и будет одним из самых любимых у россиян!

До Крещения Руси, новый год праздновали 1 марта по языческим традициям. Начало весны символизировало начало нового жизненного цикла и это, если честно, более логично для начало нового года, чем осень или середина зимы. Но Византийский календарь, придуманный в 988 году и принятый в России в 1492 году в качестве официального, говорил, что новый год начинается 1 сентября. Приняли, смирились и начали праздновать Новый год по этому условному летоисчислению, не связанному с глубинными верованиями и традициями народов, в том числе народов России.

Впрочем, крестьяне еще долгие годы продолжали ориентироваться на день весеннего равноденствия и праздновать начало нового года весной. Официальный же новый год праздновали, главным образов, в Кремле, на котором собирались царь, вельможи и представители высшего духовенства. Они все облачались в позолоченные одежды, прикладывались к иконам и Евангелию, затем патриарх вопрошал о здоровье царя - помазанника Божьего. Тот, по традиции, отвечал ему пространной речью, которую непременно заканчивал словами «…дал Бог, жив». Затем все присутствующие кланялись друг другу и заканчивали празднование обедней. По сути, это был религиозный праздник, важный для поддержания престижа власти Царя и Церкви и мало интересный простому люду.

Петр I провел в России широкие реформы по европейскому образцу, в том числе и реформу календаря и праздников. По его воле с 1700 года летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова, а новый год стали отмечать 1 января.

Но разрыв между знатью и простыми людьми был слишком велик и новые традиции, как и прежде, прижились только среди высших сословий, низшие же продолжали праздновать новый год по-старому - в сентябре.

С ростом богатства российской знати, более богатым становилось празднование Нового года. При Екатерине II вошли в моду масштабные и чрезвычайно пафосные новогодние балы, а в 18 веке в домах у знати появились первые новогодние елки.

Собственно, еще Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», но ими украшались, главным образом, площади и уличные постройки, в дома вельмож елка пришла благодаря супруге Николая I - прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны. Это она ввела в России моду на новогодние елки, которые уже давно обосновались на праздник у немцев. Их и украшали по немецкому образцу: венчала дерево Вифлеемская звезда, а также на него вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а также игрушки, рождественской тематики.

Но во время Первой мировой войны эта немецкая традиция была подвергнута гонениям. На волне антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

А после революции 1917 года и сам Синод вместе с православием были объявлены вне закона, что, как ни странно, послужило возрождением начавших забываться новогодних традиций - в первые годы советской власти, несмотря на разруху, Новый год праздновали широко и весело - новых праздников еще не придумали, а потребность в праздниках у народа была очень высока. Новый год каждый раз оказывался как нельзя кстати. Пока… Сталин не решил закрутить гайки, ведь праздники расхолаживают, а страна отчаянно нуждалась в восстановлении и развитии.

После смерти Ленина Новый год был запрещен как антисоветское явление, по домам ходили даже специальные группы «товарищей», проверявшие наличие в домах на новый год елей и всяческих украшений. Праздновать в эти годы разрешалось только 1 мая и 7 ноября, да и то, демонстрациями, прославлением великого Сталина и, главным образом, коммунистическим трудом.

В 1935 году новогодние елки и празднование Нового года в кругу семьи разрешили, но по-настоящему праздничным, то есть выходным днем, Новый год стал только в 1947 году. А в 1954 году, уже после смерти Сталина, елка появилась в Кремле, став главной елкой страны.

В 60-х годах на столах у советских людей появилось «Советское шампанское»,

существовавшее и раньше, но именно в эти годы ставшее традиционным новогодним напитком, а благодаря братским южным народам, вместе с нами строившим социализм, у нас на Новый год появились мандарины. 1962 году в эфир Центрального телевидения СССР вышел новогодний «Голубой огонек» - традиционные черты современного Нового года сформировались окончательно.

В советские годы появилась и традиция празднования поистине уникального, нигде больше в мире не существующего праздника - Старого Нового года. Вместе с Православным рождеством, празднующимся в России сегодня даже атеистами, Новый год - Рождество - Старый Новый год составляют главную праздничную триаду современной России - утомительную по количеству выходных дней в самое темное время года, количеству выпиваемого алкоголя и съедаемых калорий, но отличающую нас от всех прочих народов.