Когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Во сколько лет лучше отдавать ребенка в детский сад

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ребенка отдать в школу можно в возрасте 6 лет и 6 месяцев. Тем не менее, крайняя граница – 8 лет. Но, при наличии определенных отклонений в физическом или же психологическом состоянии. Например, если ваш ребенок плохо разговаривает, и ему еще нужно поработать со специалистами. Вы берете специальную справку из медицинского центра и пишите заявление в органы местного управления о том, что ваш ребенок не готов начать обучение в общеобразовательном заведении.

Если Вам требуется студия веб дизайна - кликните по ссылке webcenter.pro . Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Во сколько именно лет ребенок может пойти в школу по закону?

  1. Закон предусматривает, что возраст, когда ребенок может пойти в школу, составляет 6 лет и 6 месяцев;
  2. Ребенка могут принять в школу раньше, если на момент наступления первого сентября ему исполнилось 6 лет и 5 месяцев;
  3. Если существуют какие-то медицинские противопоказания, ребенок в школу может пойти в возрасте 8 лет.
Таким образом, в нашем государстве устанавливаются достаточно жесткие требования к возрасту ребенка, по поводу его поступления в школу. Многие психологи уверены, что все мыслительные процессы у ребенка развиваются в возрасте 7-8 лет, так что, с поступлением в школу лучше всего не спешить. Другие же специалисты уверяют, что ребенок с шести лет гораздо легче адаптируется в школьной среде, чем дети с восьми лет. В принципе, вам нужно подумать самостоятельно, стоит ли отправлять своего ребенка в школу, в столь юном возрасте. Если вы приняли решение, что вашему ребенку нужно еще немного подрасти, то нужно написать заявление на то, что ваш ребенок начнет посещать школу, например, через год, или же в возрасте восьми лет.

Соотношение закона и развития ребенка

Письмо Минобразования РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» определяет, что общеобразовательное учебное заведение может отказать родителям в приеме детей, если на момент первого сентября, ребенку не исполнилось 6 лет и шесть месяцев. Многие юристы говорят о том, что если вашему ребенку 6, 5 лет, то можно пойти в школу с октября. Ведь чаще всего в данном возрасте ребенка просят уже забирать из детского сада, так как мест катастрофически не хватает для малышей. Перед тем, как поступать в школу, посетите те или же иные учебные заведения и узнайте, смогут ли вашего ребенка принять раньше указанного срока.

Еще одним немаловажным аспектом поступления на учебу в общеобразовательное заведение считается прохождение диагностики интеллектуального и психологического развития. Данная проверка позволяет определить, готов ли ребенок к посещению учебного заведения. Как правило, данная диагностика сводиться к простейшим вопросам, на которые ребенок должен без затруднения ответить. Если же ваш ребенок такую диагностику не прошел, то вас никто не имеет права отчислить из детского сада, так как считается, что малыш еще не готов к учебе в школе.


Кодекс представляет собой систематизированный, единый, своеобразный законодательный акт. Закон же устанавливается в четко определенном правовом поле, и представляет собой свод...


Легче всего обратиться в программу посредством специальной формы, которая опубликована на сайте - www.1tv.ru. Также вы сможет позволить в специализированный правовой центр...


Конечно же, федеральный закон, так как указ считается подзаконным актом, при этом, указ не может противоречить понятиям законодательства. Чтобы лучше осознать все особенности...


В соответствии с Конституцией РФ, а в частности со статьей 105, формируется система приема законов в России. Так, данная статья четко описывает структуру принятия...

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Этот вопрос волнует родителей, у которых подрастают детки. Существуют определенные признаки, по которым можно понять, готов ваш малыш к обучению в школе или нет.

Когда отдавать ребенка в школу

Почему родители хотят как можно раньше отдать своего ребенка в школу? Одни считают свое чадо настоящим вундеркиндом, который все знает и сможет без проблем учиться в первом классе. Другие боятся, что их ребенок окончит школу в восемнадцать лет, а значит, не успеет поступить в вуз, ведь придется идти в армию. Для некоторых весомым аргументом является физическое развитие – «Мой сын рослый, он намного выше своих сверстников! Если я его отдам в школу в следующем году, то как же он будет смотреться на их фоне?»

Психологи утверждают, что не стоит торопиться и отправлять свое чадо в школу как можно быстрее. Со скольки лет в школу должен пойти ребенок? Детям, которым к сентябрю исполнится 6 лет или 6 с хвостиком, нужно еще год подождать, походить в сад. Для шестилетки игра считается ведущим видом деятельности.

В 7 лет происходит очередной кризис в развитии ребенка. Он становится более зрелой личностью. В этом возрасте ведущий вид деятельности – учеба. Это не означает, что семилетние дети не играют в игры, просто они становятся для них обучающими. Им интересно познавать что-то новое, они могут дольше концентрировать свое внимание на процессе изучения.

Как определить, что ребенок готов к школе

Признаки готовности к обучению в школе:

1. Интеллектуальный. Ребенок должен уметь концентрировать свое внимание, строить логические связи, уметь запоминать материал. Роль играет и мелкая моторика рук.

2. Эмоциональный. Ребенок должен понимать, что в данный момент он обязан сидеть на уроке, слушать учителя, а не заниматься тем, что ему интересно. Если у него не получается контролировать свои эмоции, то над этим нужно работать.

3. Социальный. Ребенок, который ходит в сад, как правило, умеет себя вести себя в коллективе, общаться со сверстниками, находить себе друзей. Если он не приучен к коллективу, то ему будет намного сложнее адаптироваться к школе. Из-за чего всем родителям рекомендуют отдавать детей в детский сад, хотя бы последний год перед школой.

После окончания дошкольного периода ребенок все больше стремится пойти в школу. Он начинает осознавать, что школьника воспринимают как взрослого. С какого же возраста положено отдавать ребенка в школу?

Согласно принятому Закону «Об образовании» в Российской Федерации, в школу принимают детей, начиная с 6.5 лет и не позже 8 лет. Многие родители зачастую отдают своего ребенка в школу с 7 лет. Если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 7 месяцев, то это время вполне подходит для приема в первый класс.

Многими родителями движет желание иметь не по годам развитого ребенка, поэтому они намерены отдавать его в школу с 6 лет. Специальная педагогическо-медицинская комиссия определяет готовность ребенка к школе. В составе этой комиссии присутствуют:

  • Опытные воспитатели детских садов;
  • Детские психологи;
  • Логопеды;
  • Детский психиатр.

Присутствие психиатра в составе комиссии не должно пугать родителей, его задача – задать ребенку пару вопросов, выяснить степень готовности к школе. Обычно задаются вопросы на проверку логического мышления и умения вести математический счет до 10. После прохождения этой комиссии ребенок получает официальный допуск к школе.

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок в полной мере не готов к посещению школы, а у родителей есть сильное желание отдать его туда прямо сейчас. Причины для этого могут быть самые различные: все его друзья во дворе уже приняты в школу и он туда стремиться, родители убеждены, что их малыш — самый умный.

Зачастую мнения родителей в этом случае не совсем объективно. Чтобы пройти комиссию, недостаточно быть просто умным и разбираться во многом, определяющую роль при этом играет психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка может наблюдаться застенчивость либо скромность в характере, недостаточная физическая форма. Школа для таких детей может превратиться в серьезное испытание, с которым они могут не справиться.

Поэтому специалисты советуют родителям не спешить отдавать своих детей в школу. Для начала они должны быть полностью уверенными в том, что ребенку в школе будет комфортно. Прежде чем принимать решение отдать ребенка в раннем возрасте, необходимо взвесить все доводы за и против.

Как определить, пора ли ребенка отдавать в школу?

На готовность ребенка к обучению и успехам в школе влияет ряд важных факторов, которые нужно оценить до принятия решения отдавать его в школу.

  1. Развитие интеллекта – важный показатель подготовки к школе. Родителям нужно обратить внимание на развитие речи ребенка, внимания, памяти и мышления.

Малышу легко будет даваться учеба, если он:

  • Связно разговаривает, обладает хорошим словарным запасом;
  • Может составлять небольшой рассказ по картинке;
  • Отлично произносит все звуки, может различать и находить их в слове;
  • Бегло читает слова, состоящие из 2-4 слогов;
  • Знает и называет все геометрические фигуры;
  • Считает до 10 и в обратном порядке;
  • Отличает цвета и называет их;
  • Хорошо собирает пазлы;
  • Рассказывает наизусть стихи, повторяет скороговорки, петь песенки;
  • Аккуратно раскрашивает фигуры, не вылезая за контур.

Бывают ситуации, когда родительское желание по максимуму подготовить ребенка в интеллектуальном плане дает обратный эффект. В школе желание учиться у таких детей пропадает, ведь они уже имеют базовые знания.

  1. Эмоциональная зрелость ребенка. наличие у ребенка таких качеств, как собранность, умение взвешивать решения, сначала подумать, а потом делать. Если ребенок не дозрел до школы эмоционально, то ранний поход в школу может стать причиной серьезных психологических проблем.
  2. Наличие мотивации к учебе. Начало школьного года в жизни первоклассника – это период перестройки в жизни ребенка, переходный момент от беззаботной дошкольной жизни. Чтобы учеба была успешной, важна мотивация ребенка к обучению. Выяснить мотивацию ребенка к учебе поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». При этом важно, чтобы мотивация ребенка была познавательная, чтобы он стремился узнавать что-то новое.
  3. Физическая зрелость и состояние здоровья ребенка играет при этом немаловажную роль. Перед записью ребенка в школу, необходимо выяснить зрелость его нервной системы. В плане физиологии ребенок считается зрелым для посещения школы, если он:
  • Имеет хорошо сформированные коленные чашечки, отлично выраженную арку стопы;
  • Теряет первые молочные зубы;
  • Ловко прыгает на одной ноге;
  • Хорошо бросает мяч и ловит его;
  • Отводит большой палец руки при рукопожатии.

При этом у него также должна быть развита мелкая моторика: умение резать ножницами, работать с мягким пластилином, застегивать молнию, шнуровать ботинки. Состояние здоровья играет также важную роль в определении готовности к школе. Если он часто болеет, имеет хронические заболевания, то лучше посоветоваться насчет его готовности к школе со специалистом.

Возможно вам также понравится:


Ребенок не хочет читать — как ему помочь?
Ребенок постоянно дерется в школе — что делать родителям?
Что делать если ребенок все подряд тянет в рот Как научить ребенка фантазировать и мечтать? Ортопедический рюкзак или обычный — какой выбрать? Вальдорфская школа — ее плюсы и минусы.

– психолог, стаж работы в государственном детском саду более 15 лет.

КакНадо: Наталья, есть ли какой-то единый критерий, общие рекомендации для родителей, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Наталья Храмцова: Лучше всего отдавать ребенка в школу тогда, когда он полностью готов к обучению: хочет учиться, способен слышать задания и выполнять инструкции учителя. И, к сожалению, невозможно с абсолютной точностью сказать, к какому возрасту такая готовность будет сформирована. Некоторые дети бывают готовы к школе уже к 6 с небольшим годам, а некоторым удается обрести необходимые качества только к 7 – 7,5 годам.

КН: По моим наблюдениям, чаще всего возникают вопросы у мам и пап детей, родившихся зимой (с декабря по март). Тогда возраст похода ребенка в школу нужно выбрать между 6.5 и 7.5 лет. Детей, родившихся летом, обычно (в 90% случаев) отправляют ровно в 7 (7 и 1 месяц, 7 и 2) без колебаний. Лишь редкие мамы решаются отдать ребенка в 6 лет ровно. Если ребенок родился в Сентябре (октябре, ноябре), то тоже чаще всего отдают в школу в неполные семь лет, мотивируя это тем, что на следующий год ребенку будет почти 8 и это вроде бы как совсем поздно.

НХ: Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» – комплексное, многокомпонентное (см. рис. 1). Выделяют три основных линии – это физическая готовность (общий уровень здоровья, моторики и т.д.), психологическая готовность (мотивация к обучению, произвольность, внутренняя позиция школьника и др.) и специальная готовность (умение читать, писать).

Возраст ребенка при определении степени готовности ребенка к учебе – критерий не единственный и далеко не самый главный. Нельзя сказать, что вот ребенку исполнилось 7 лет, и он точно готов идти учиться. Опираться в данном случае только на возрастную характеристику – это все равно, что выбирать автомобиль, ориентируясь только на его размер без учета остальных характеристик.

КН: Нужно ли бояться, что ребенок будет самым старшим в классе (если пойдет почти в 8 лет)? Или, наоборот, что будет самым младшим (если пойдет в шесть с хвостиком)? Что лучше для ребенка?

НХ: Будет ли комфортно ребенку в коллективе, как станут формироваться его отношения с другими детьми, будет зависеть не только от его возраста. Гораздо важнее оценить, легко ли ребенку заводить новых друзей, насколько он открыт, коммуникабелен. Очень важен предыдущий опыт ребенка адаптации в новых условиях (например, как привыкал он к детскому саду, осваивался среди друзей по дополнительным занятиям). Если будущий первоклассник застенчив, боязлив, тревожен, ему будет непросто приобретать друзей и в 6, и в 7 лет. Общительному, активному ребенку несложно освоиться в коллективе в любом возрасте.

КН: Есть мнение, что отдавать надо к хорошей учительнице начальных классов, а во сколько – в шесть лет или в семь идти – не важно. Часто детей отдают конкретному педагогу не потому, что ребенок готов к школе, а потому что этот педагог в этом году набирает класс. Хорош ли такой подход?

НХ: В том, что родители подбирают для своего ребенка определенного учителя, школу, нет ничего плохого. Действительно, в первом классе личность учителя играет очень важную роль для ребенка. Грамотно построенный процесс поддержки ребенка в период адаптации к школе, укрепление познавательной активности, развитие мотивации к обучению – всему этому хороший учитель уделит внимание.

Однако стоит помнить и о том, что даже самый замечательный педагог не в силах уделять внимание только вашему ребенку в процессе урока, ведь наполняемость классов достаточно высокая. Если ребенку с дефицитом внимания требуются дополнительные пояснения и контроль выполнения работы, как это обеспечить учителю на общем уроке? Педагог не всесилен, и есть трудности, с которыми лучше разобраться до поступления в первый класс.

КН: Дети, которым учеба дается с трудом, скорее всего пойдут в школу в 7 или в 7.5 лет. А если ребенок хорошо читает, считает, сообразителен и способен, да к тому же усидчив – нужно ли его отдавать в школу в 6 или 6.5 лет? Стоит ли таких деток держать в садике лишний год?

НХ: Как мы с вами уже выяснили, понятие готовности к школе включает в себя достаточно много разных критериев. Если к 6 – 6,5 годам большинство этих показателей достигнуты или близки к достижению, то ребенка можно отдавать в школу. Но ведущим показателем все равно остается желание самого ребенка, его отношение к учебе. Если родители видят, что дошкольник здоров, готов и стремится учиться, то ходить еще год в детский сад не имеет смысла.

Родителям детей, которые и к 6,5 – 7 годам имеют трудности с обучением, у которых отсутствует желание идти в школу, нужно обязательно получить консультацию детского психолога, нейропсихолога. Важно определить, какие именно компоненты готовности не сформированы, организовать работу по их развитию и коррекции в последний год посещения детского сада. Рекомендации специалистов пригодятся и педагогам школы, чтобы строить индивидуальный маршрут обучения вашего ребенка.

КН: Я читала, что ребенку в 6 лет физически и психологически сложно высидеть подряд несколько уроков. Есть ли дети, которые в шесть лет действительно готовы к такой нагрузке?

НХ: Дети 6-7 лет действительно прилагают значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение учебного дня в школе. К этому возрасту большая часть дошкольников уже научаются достаточно хорошо владеть своим поведением, но детям приходится для этого напрягаться гораздо больше, чем взрослым. Подобная способность называется психологами произвольной регуляцией или произвольностью. И это – один из важнейших компонентов готовности к обучению.

Способность к самоконтролю у детей 6 лет еще не безупречна, и педагоги в школе это, конечно же, учитывают при составлении расписания для первоклассников. Правильное чередование уроков (познавательной и физической направленности), организация физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах – все это помогает детям в течение дня справляться с нагрузкой.

Есть дети, которые к 6 годам показывают высокую произвольность, сохраняют хорошую работоспособность достаточно долго. И если в школе образовательный процесс в первом классе выстроен грамотно, то нагрузки переносятся детьми достаточно легко. В этом первокласснику могут помогать и родители, правильно организуя режим дня ребенка после школы.

Другое дело – дети с астеничностью, высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности. Таким дошкольникам гораздо труднее дается самоконтроль, им приходится напрягаться гораздо сильнее, чтобы удерживаться в рамках школьных правил. Чтобы справляться с нагрузками, им требуется помощь родителей и специалистов.

КН: Расскажите, пожалуйста, о возрасте психологической готовности ребенка идти в школу. Одинаковая ли она у всех детей или зависит от конкретного ребенка?

НХ: В детской психологии существует понятие – возрастная норма. Это средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов, некий стандарт. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически готовы и способны обучаться в школе, то есть сформированы все компоненты готовности к учебе.

Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребенка к учебе определяется для каждого дошкольника индивидуально.

КН: Не будет ли способному ребенку скучно учиться с неспособными детьми? Зависит ли это от возраста похода в школу (в шесть лет ему будет менее скучно, чем в семь или наоборот)?

НХ: Вызывают ли уроки интерес у ребенка, развивается ли и поддерживается его любознательность, познавательная активность в школе, во многом зависит от того, как строится процесс обучения в образовательном учреждении. В хорошей школе используют современные учебные программы, направленные на развитие интереса детей к знаниям, стимулируют желание детей узнавать новое.

Но это помогает лишь в том случае, если у дошкольника к моменту поступления в школу были сформированы два важнейших компонента – мотивационная готовность к обучению (я хочу учиться) и внутренняя позиция школьника (см. рис. 2). Это может произойти и в 6, и в 7 лет.

Если у вашего ребенка повышенная познавательная мотивация, он любит узнавать новое, его интересуют различные задачки, его интерес к учебе достаточно устойчив, тогда имеет смысл подыскать для него школу, где все эти способности окажутся востребованными. И не столь важно, сколько лет ему будет.

КН: Постоянно читаю отзывы – чтобы поступить в хорошую школу ходили на подготовительные курсы при школе, учили, зубрили и, наконец, поступили. Но в первом классе ребенок потерял интерес к учебе, потому что в первом классе было только повторение пройденного на курсах. Если способного ребенка отдать в школу в 7.5 лет – не будет ли ему скучно в школе, не потеряет ли он интерес к обучению?

НХ: Не всегда бывает просто определить, чем вызвана потеря интереса к учебе. Иногда отсутствие желания учиться, которое родители ошибочно принимают за скуку, может быть симптомом других проблем. Детям от рождения свойственен интерес к окружающему миру, они по натуре исследователи, экспериментаторы. И если естественное желание понимать, как все устроено, вдруг пропадает, то это повод насторожиться.

Неинтересные уроки, знакомые задания могут быть одной из причин. Побеседуйте с учителями, выясните, действительно ли материал уроков полностью идентичен уже пройденному на курсах? Полностью отсутствует всякая новизна? Как показывает опыт, такое все же бывает редко.

Чаще всего выясняется, что причина в другом. Потеря интереса к обучению может оказаться связанной с ощущением собственной неуспешности, с нежеланием преодолевать трудности, прикладывать усилия. Может дать о себе знать «перекормленность» занятиями, перегруженность интеллектуальных возможностей.

А возможно, отсутствие интереса – такой способ сопротивления родительскому давлению «Давай! Учись! Надо!.. Сейчас запустишь, и потом будет только хуже». Для того, чтобы определить, что именно скрывается за маской скуки, бывает полезно обратиться за помощью к детскому психологу.

КН: Влияет ли возраст на интерес к учебе? Говорят, что если передержать ребенка лишний год в саду, то потом ребенку будет скучно учиться. Так ли это?

НХ: Говорить о том, что интерес к учебе появится сам собой и точно к определенному возрасту, невозможно. На появление желания учиться, мотивации к обучению, очень значительно влияют родители, воспитатели детского сада, другие близкие значимые взрослые. К 6-7 годам у ребенка есть все условия к появлению учебной мотивации, но нельзя рассчитывать на то, что она непременно появится без должных усилий, сама по себе.

Кроме того, желание учиться требует постоянного поддержания на первых порах. Детей стоит увлекать интересными заданиями, давать пищу для ума. Если в подготовительной группе есть возможность развивать познавательный интерес, то лишний год в детском саду не причинит большого вреда. В противном случае, вероятно, лучше сделать выбор в пользу школы.

КН: Каждый родитель считает своего ребенка уникальным. Нужно ли умерить собственные амбиции и дать ребенку насладиться детством (т.е. отдать ребенка в школу в 7.5 и больше лет) или все-таки отдать ребенка в мир раньше? Если возможно, расскажите о том, как влияют наши ожидания успехов ребенка на его развитие, будущее, карьеру.

НХ: Универсального рецепта, к сожалению, нет. Ребенку, не готовому к школе, целесообразнее бывает посещать детский сад и до 7,5 лет, при условии, что будет проводиться работа по формированию компонентов готовности к обучению.

Когда родители отдают в школу ребенка, не принимая в расчет индивидуальные особенности и возможности, не учитывая его интересы, склонности (например, выбирая языковую школу для ребенка с плохой вербальной памятью), они сильно рискуют. В числе возможных последствий такого выбора – потеря желания учиться, необходимость постоянного контроля за выполнением домашних заданий, низкая успеваемость, отказ ходить в школу.

Делая свой выбор – уходить в школу или ходить в детский сад, подумайте, чем вы руководствуетесь. Важнее ли для вас то, что говорят и думают другие (У других вот дети уже к 6 годам в школу ходят, а мой что, хуже?), опираетесь ли вы на традиции (Так принято) или сначала вы стараетесь честно понять, что действительно нужно именно вашему ребенку.

КН: Прокомментируйте такую ситуацию: ребенок ходит в садик в группу, где все детки старше его. Что лучше – выпуститься вместе с друзьями и идти в школу самым маленьким или отходить еще один год в садик в подготовительную группу с другими детками?

НХ: В подобном случае стоит постараться объективно оценить степень готовности ребенка к школе, затем поговорить с ним самим, выяснить его отношение к ситуации, обсудить все возможные последствия. Если окажется, что ребенок вполне готов к обучению, несмотря на возраст, и хочет оказаться в одном классе с друзьями, тогда решение отдать его в школу будет вполне разумным.

Если ребенок не готов к учебе, то отдавать его в школу просто «за компанию» не следует.

КН: Еще одна ситуация: компания мам во дворе отдает своих детишек в школу в этом году. Наши дети уже подружились и мне хочется, чтобы мой ребенок пошел с ними в один класс. Но мой ребенок младше. Что вы посоветуете в такой ситуации?

НХ: Так же, как и в предыдущем случае, нужно первым делом оценить, насколько ребенок готов к школе. Даже если дети дружны, это не поможет избежать проблем с учебой, которые скорее всего появятся, если ребенок не был достаточно подготовлен к обучению.

КН: Влияет ли усидчивость ребенка на успеваемость в школе? Стоит ли ребенка «с шилом в попе» отдавать в школу раньше или, наоборот, позже? Что делать с детьми усидчивыми? По моему опыту, не бывает родителей, довольных своими детьми. Родители усидчивых пытаются их растормошить. Бегучих и прыгучих пытаются успокоить. Должен быть разным подход к таким детям при поступлении в школу?

НХ: То, что родители называют усидчивостью, на языке психологов именуется «произвольностью». Об этом качестве мы уже говорили сегодня.

Произвольность отражает способность ребенка к контролю своего поведения волевыми усилиями. Важным компонентом готовности к школе является произвольность поведения и психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Для успешного обучения ребенок должен уметь заставить самого себя слушать объяснения учителя, запоминать информацию, продолжительное время выполнять необходимую работу. Чем лучше умеет это ребенок к моменту поступления в школу, тем проще ему на уроках. Некоторые дети обладают высоким уровнем произвольности уже к 6 годам.

Не все дети способны к произвольному самоконтролю. Например, дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, имеют очень низкий уровень произвольности. И даже к 7 годам не всегда удается это скорректировать. Таким детям необходим особым образом организованный учебный процесс, правильное сочетание умственных и физических нагрузок, специфический режим дня.

И тут уже ответственность родителей – выбрать школу, отвечающую таким требованиям, чтобы ребенку было полезно и комфортно. А если ребенок остается после 7 лет в детском саду, то все равно потребуется работа с психологом. Произвольность сама по себе не возникает, требуется целенаправленная работа по ее формированию. Пока ребенок посещает детский сад, это делать все-таки проще.

Детей, которые больше времени проводят за логическими играми и задачками, хорошо бы деликатно вовлекать в физическую активность. В этом случае важно не настаивать чрезмерно, искать игры, которые смогут приносить удовольствие. Хорошо помогает личный пример родителей. Физическая активность всегда полезна, но она должна радовать.

КН: Есть какие-то рекомендации, советы для родителей как принять правильное решение? Я понимаю, что нужно видеть ребенка, идти на консультацию к психологу вместе с сыном или дочкой, но часто такой возможности нет, особенно у семей, живущих в глубинке. Могли бы вы сформулировать общие рекомендации? Например, скорее да, чем нет, скорее в шесть с половиной, чем в семь с половиной или наоборот.

НХ: Чтобы принять решение о том, готов ли ребенок к обучению в школе, постарайтесь как можно более объективно оценить, какие именно компоненты готовности (см. рис.1 и рис.2) уже сформированы у вашего ребенка и в какой степени.

Если большинство компонентов будут отмечены как присутствующие и уровень их развития окажется выше среднего, то можно говорить о том, что ребенок готов к школе. И помните, что возраст в данном случае показатель далеко не главный.

Сейчас есть очень много литературы по теме готовности к школе, можно брать из них задания для проверки, использовать тесты. Важно лишь соблюдать рекомендации авторов, делать это в виде игры, не пугать ребенка; помнить, что полученные результаты – это ориентир, а не диагноз.

КН: Есть ли различия в этом вопросе между мальчиками и девочками?

НХ: В моем опыте эта разница незначительна.

КН: Девочки, с одной стороны, усидчивее и старательнее мальчиков. Поэтому их часто отдают в школу в неполные шесть, в шесть или в шесть с половиной лет. Надо ли старательную девочку отдавать в школу рано?

НХ: Не соглашусь с вами. Мальчики бывают усидчивыми и старательными, и встречаются девочки с низким уровнем произвольности и неустойчивым вниманием.

Если, говоря о старательной девочке, мы подразумеваем ее высокую способность к произвольной регуляции, умение организовывать свою деятельность (сейчас я сделаю это, потом – то, и получится вот что) при минимальной поддержке взрослых, то такая девочка, вероятнее всего, готова к учебе в школе.

При условии, что у нее есть желание пойти в первый класс, есть интерес учиться.

КН: С другой стороны, родители мальчиков потом боятся, что их сыны “загремят” в армию и поэтому стараются отдать детей в шесть лет, чтобы “был один год про запас”.

НХ: Есть объективные факты реальности, против которых трудно спорить. Родители вынуждены учитывать это, планируя будущее ребенка. И здесь трудно советовать, каждый должен оценить все риски самостоятельно.

С одной стороны – вероятность трудностей при обучении, которые могут возникнуть у ребенка, не подготовленного к школе, с другой – опасение попасть в армию, не успев сдать экзамены в ВУЗ.

КН: Что важнее – дать ребенку наиграться, прожить свое детство в играх и гуляньях или приучать его к работе, дисциплине, обучению с ранних лет? Как найти золотую середину в вопросе «полноценное детство – трудолюбивый ребенок»?

НХ: В психологии есть понятие – ведущий тип деятельности. Именно в такой деятельности формируются важные психические качества, которые необходимы ребенку на следующем этапе возрастного развития.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, благодаря ей рождаются предпосылки учебной деятельности. Поэтому важно давать детям возможность играть в игры с правилами, в сюжетно-роевые игры.

В играх дети учатся подчинять себе свое поведение; тренируют память, запоминая считалочки; споря со сверстниками, учатся договариваться, решать конфликты, понимать эмоции других. Логические игры помогают развивать аналитические навыки, обучают операциям сравнения и классификации.

Желание трудиться сначала тоже рождается как часть игры – постирать кукле платье, починить машинку, помыть посуду и т.п. К дисциплине дети приучаются через соблюдение распорядка дня в семье, а затем и в детском саду.

Вот так и рождается произвольность, ради чего-то дети постепенно обретают способность контролировать свои «хочу» в угоду «надо» сначала в игре. А потом и в других делах. Взрослые помогают в этом: поощряют произвольное поведение и укоряют за его отсутствие.

Ответственность в детях не появляется вдруг, ее не выработать за один год, отпущенный на подготовку к школе. Родители формируют ответственность за свое поведение у ребенка постепенно, в течение всей его жизни. Задача непростая, но вполне посильная.

КН: Все твердят, что у современных детей с поступлением в школу детство заканчивается. Нагрузка так велика, что говорить о беззаботном времяпрепровождении уж точно не приходится. Чем опасным может быть для ребенка лишний год, проведенный «на свободе»? Или наоборот, как может негативно сказаться год, полный безделья и беззаботности? Что хуже?

НХ: Нагрузка в современных школах действительно достаточно высока, трудиться приходится много и ученикам, и их родителям. Но то, как будет воспринимать учебу в школе ребенок, во многом зависит от родителей.

Большую роль здесь играет собственный опыт взрослых. Вспомните, чем была школа для вас – тюрьмой или местом, где рассказывают интересные вещи, уроки были наказанием или тренировкой? Если родители видят будущий процесс обучения как трудный, но увлекательный процесс, как интересные задачи, требующие усилий, но интересные и полезные, тогда и ребенок не пугается учебы.

Часто я слышу от детей, что они боятся школы, потому что там будет очень трудно, они опасаются, что не справятся, что родители будут ругаться. Для мам и пап этих детей будущее обучение – сплошная головная боль и проблемы, невыносимая повинность, бесконечная череда заданий, над которыми нужно корпеть дни и ночи. Дети в таких ситуациях не ждут от школы ничего хорошего и теряют интерес к занятиям, даже еще не начав учебу.

Подготовительная группа в детском саду не время для отсутствия любых занятий, не просто «лишний» год. Это – хороший шанс подправить некоторые ошибки, развить полезные для школы качества. Самое главное – разумный подход. Не переусердствовать, не сломать ребенка, а вместе с ним определить нужные линии развития, возможно воспользовавшись некоторой помощью нейропсихолога, логопеда, детского психолога.

Интервью провела Елена Хапова.
Задать вопросы Наталье лично вы можете в разделе .

(2 ) (0 )

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия