Когда и что начинать читать ребенку? Детское вопитание: когда начинать читать книжки ребенку? Когда начинать читать сказки ребенку на ночь

Сказки можно начинать читать уже тогда, когда вы только забеременели, ведь малыш чувствует эмоции будущих родителей и вскоре начинает слышать их голоса. Чтение сказок успокаивает и маму и ребенка и создает их крепкую связь. В такое время подойдут стихотворения, добрые неэмоциональные , желательно русские народные произведения. Не забывайте также об успокаивающей музыке и колыбельных. Поверьте, ребенок всё чувствует и понимает!

Главным правилом при определении сказки после рождения послужит правило “сказки по возрасту”. В раннем детстве отлично подойдут сказки коротенькие с достаточным количеством звуков, подражающих животным. Мяу-мяу, кар-кар и тому подобные короткие фразы помогут ребенку быстрее начать говорить самому. Ведь ему так интересно повторять всё за вами!

Когда ребенку исполнилось 4 годика, станут важны сказки с сюжетами, яркими событиями, эмоциональными переживаниями за героев. В таком возрасте самое время подбирать сказки, в которых решаются общие проблемы добра и зла, их уже можно обсуждать совместно и учиться решать. Лет до шести основу вашей сказочной библиотеки должны будут составить сказки про животных. После 6 лет сказка должна содержать уже конкретный сюжет и идеальными станут авторские сказки, проверенные временем. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен – отличный выбор.

С 7 и до 11 лет пора начинать читать сказки Линдгрен, Милна, Родари… Превосходно будет, если ребенок будет читать их уже сам, но, конечно, с вашей помощью. Помните: первая книга, прочитанная ребенком, запомнится ему навсегда! Не забудьте также начать читать сказки Пушкина в стихах.

Ваш ребенок уже в подростковом возрасте? Не думайте, что сказки ему больше не нужны. На смену детским сказкам приходят вполне взрослые, с приключениями и фантастикой. Хороший пример: Приключения Электроника.

И напоследок: если даже вы не выбираете сказки онлайн, а предпочитаете покупать книги, внимательно следите за тем, чтобы изложены сказки были в оригинале, а не в современном варианте. В любом случае перед началом чтения, перечитайте текст сами. Это связано с проблемой появления огромного количества книг, которые красивы на вид, но текст их порой искажен до безобразия.

Данный материал расскажет о том, для чего читать книги детям. Описано, по какой причине специалисты рекомендуют читать ребенку книги с раннего возраста и почему чтение книжки малышу, должно стать неотъемлемой частью в его развитии.

Книга - это огромный и интересный мир, который открывается перед малышом. Но многие мамы задаются вопросом, когда начинать читать книги детям, ведь они думают, что малыши до года еще совсем малы и не понимают, что им читают. Однако опыт специалистов показывает, что чтение развивает речь и воображение, и когда ребенку начинают читать книги еще тогда, когда он находится в утробе матери, после рождения он развивается во многом быстрее.

Большинство родителей считает, что если во время беременности мамочка будет посещать музеи, слушать спокойную музыку, читать книги вслух, она заранее будет развивать своего малыша. Но будет ли делать подобное каждая мама, решать ей самой. Хотя и это не будет лишним, так как подобное вызывает положительные эмоции у будущей мамы.

Когда ребенку исполниться три месяца, можно прикрепить к стенкам кроватки книжечки с красочными картинками, а с полугода, когда ребенок уже сидит, можно класть ему книжечки прямо в кроватку.

Когда мама рассказывает малышу сказку или стихотворение, малыш сосредотачивает на ней свое внимание, наблюдает за мимикой, жестами и выражением лица и запоминает все. В дальнейшем он будет повторять эти действия.

Листая книгу, ребенок развивает моторику рук, когда переворачивает странички. Книжки желательно давать твердые, чтобы малыш не откусывал кусочки, и ему легко было бы переворачивать страницы.

Сейчас продаются книги с мягкими тканевыми основами. Покупая книгу, нужно обращать внимание на то, чтобы картинки были красочными и реальными. Если на них изображен волк, то он должен быть серым, а солнце желтым, так как в дальнейшем ребенок все это переносит в реальный мир.

Ребенку, которому исполнился годик, можно ввести своего рода традицию - чтение сказки на ночь. И совсем неважно, что ребенок мало еще понимает, но слова и картинки откладываются в его памяти и потом привязываются к данным предметам.

Но многие родители задаются вопросом: «Для чего детям читать книги?». Их мнения в данном случае разбегаются, одни считают, что читать детям нужно, другие наоборот – считают это занятие ненужным, пологая, что ребята пойдут в школу и начитаются. Есть и такие мамочки, которые думают, что чтение - это пережиток прошлого и занятие очень скучное и совершенно ненужное.

Практически все взрослые хотят вырастить гения из своего чада, который, придя в первый класс, умеет свободно читать предложенный текст. Но есть дети, которым это легко дается, другим – наоборот, нужно приложить максимум усилий, чтобы прочитать хоть строчку или слово.

Слушая, как мама читает, малыш мечтает, играет, развивается, а также взрослеет. Психологи, так как и большинство родителей считают, что начинать читать ребенку необходимо с самого раннего возраста.

Не стоит переживать, если малыш не поймет что-то из прочитанного мамой. Возможно, он по-своему это представит, а может быть и спросит об этом маму.

На сегодняшний день, почти у каждого ребенка есть гаджет, и множество книг в электронном виде, которые можно скачать. Нажимая на героя сказки, малыш слышит, что и как говорит герой. Например, книга «Животные на моем дворе» ознакомит ребенка с внешним видом животного, что он делает, нажимая например, на козу, ребенок слышит меканье, на кошку – мяуканье, корову - мычание и так далее.

Считается, что самыми первыми сказками должны быть такие, как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дело в том. что действия в них часто повторяются, и ребенку легче их запомнить. В итоге занятие вызывает у ребенка радость. Из стихотворений лучше читать такие, как: «Идет бычок качается», «Зайку бросила хозяйка», «Мишка косолапый», «Наша Таня громко плачет» и так далее.

К двум годам малыш будет все эти сказки и стишки рассказывать наизусть, выражая при этом эмоции героев книжки, топать ножкой, тянуть репку, говорить, как делает тот или иной герой.

Очень хорошо также выучить несколько потешек про сон, еду, купание и развесить их по всему дому. Ребенок, играя, будет запоминать их и потом это станет для него нормой. После нескольких повторений малыш будет знать, какое действие будет следовать за определенными словами и потом немного позже понимать значение этих слов.

Когда ребенок уже начнет говорить, необходимо предлагать ему заканчивать начатые мамой или папой предложения, строчки из стихов. Малышу это будет очень нравиться, особенно повторять за тем, кто читает.

Специалисты рекомендуют покупать книги с народными сказками. Можно читать ребенку «Мойдодыра» или «Федоринно горе», слушая их, он будет показывать, как убегает от неряхи мыло и полотенце, как бегут утюги и чашки от Федоры. Это очень поучительные сказки, они будут учить малыша следить за чистотой своего маленького тельца.

Читая ребенку книгу, желательно предлагать, чтобы он связывал тот или иной предмет с его свойствами, например: если на картинке корова, то спросить у ребенка, что она умеет делать, кто это, какого она цвета и так далее.

Также немаловажно, чтобы, читая сказку каждый день, родители не придумывали ничего нового, так как ребенок запоминает все действия и слова. К примеру, курочка обязательно снесет яичко, а дед и баба будут плакать, когда не смогут его разбить, что вытянуть репку всем поможет мышка.

Это воспитает в малыше такое положительное качество как неизменность и предсказуемость дальнейших действий героев сказки. Слушая сказку, а в дальнейшем и читая ее сам, ребенок обогащает свой детский словарный запас.

Именно в раннем детстве мы приучаем ребенка к чтению. Но делать это нужно ненавязчиво, с интересом для малыша. Наверняка, ребенку захочется самостоятельно, без участия родителей прочитать книгу. А это, как известно, доставляет ему удовольствие, вызывая также положительные эмоции.

Когда ребёнку читать книжки? Только в раннем детстве. Ни в коем случае нельзя допускать появления кризиса чтения, кроме того, в дальнейшем не стоит заставлять малыша садится за книгу, если он этого не хочет. Важно запомнить: чтение должно приносить только удовольствие и радость.

Как видно, ответ на вопрос, как и когда начинать читать детям книги, дан. Конечно, родители должны решать сами, когда приобщать малышей к чтению, но будет лучше, если они это сделают раньше. Главное - подать вовремя правильный пример, ведь родители - авторитет для ребенка.

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Каждая мама читает своему любимому малышу. Будь то сказки, детские книжки, или просто глянцевый журнал – малышу нравится слушать все. Главное для него, не столько содержание услышанного, сколько любимый мамин голос, обращённый к нему с чтением.

У каждого свой подход, я же поделюсь с вами своим.

Глебовы книжки

Читать Глебу я начала ещё будучи беременной. Вроде, ему нравилось – активно толкался и бил по почкам. Старалась все то, что читала в те месяцы — читать вслух. Из детских книжек читала только любимого мною Винни-Пуха, а все остальное — то, что интересовало меня. Таким образом, мой ребёнок знаком с основами квантовой механики, выпечкой в аэрогриле и шедеврами Франсуазы Саган.

Книги нам дарили родственники и друзья, иногда покупала сама. Таким образом, на данный момент, у нас собралась неплохая коллекция – у Глеба уже есть целая собственная книжная полка. Там есть и детские книжки-развивалки, и сказки, и обучающие материалы. Есть ещё мои детские книжки, которые бережно сохранила моя мама, а также мягкие плюшевые книжки и прорезиненные книги для купания.

Глебу книжки нравятся очень . Во-первых: их можно погрызть, обсосать и облизать, во-вторых: с ними можно весело играть – класть одну книжку на другую, собирать из них пирамидки, в-третьих: мама, глядя в них, начинает весело что-то рассказывать (это, конечно, не так интересно, как предыдущие два достоинства книг, но тоже неплохо). Слушать в моем исполнении Глеб любит Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр» и «Тараканище») и Пушкина (собрание сказок) — сын любит классику. Думаю, такая любовь обусловлена ритмичностью стихов, так как содержание он вряд ли ещё понимает.

Недавно в коллекции появились «Рукавичка», «Гадкий утёнок» и «Кошкин дом», подаренные бабушкой. Там очень замечательные яркие иллюстрации, привлекающие детское внимание всецело и надолго.

Найди героя

Как-то во время чтения очередной книжки, мне в голову пришла идея новой развивающей игры для сына. Назвали мы её «найди героя» . Суть её, как вы уже догадались по названию, заключается в поиске определённого героя книжки. Работает это так: показываем на обложке малому, например, в книжке о гадком утёнке главного героя – непосредственно самого утёнка, а потом просим малыша найти утёнка на других страницах.

Желательно выбрать такого героя, чтоб он встречался на каждой странице книжечки, тогда интереснее получается процесс поисков. Благодаря этой игре мы во-первых: учимся самостоятельно переворачивать странички (надо же и дальше находить утёнка), во-вторых: развиваем наблюдательность (ищем утёнка среди остальных героев), в- третьих: учим новые слова (само слово «утёнок», а также параллельно – названия всех остальных героев, с которыми сынуля, поначалу, путает утёнка).

Игра очень забавная и развивающая, у сына — восторг полнейший, когда наконец-то, заветные утёнок или котёнок оказываются найденными. Можно совмещать с параллельным чтением книги, тогда задействуется и слуховое восприятие. В общем, в этой игре есть огромное поле для совершенствования.

В заключение

Читать или не читать малышу? Судя по моему опыту — однозначно читать! Это отличное времяпрепровождения и для ребёнка и для его родителей, весёлое и полезное. И не важно, когда начинать читать своему чаду: ещё во время беременности, или когда малышу исполнится год. Важно мамино и папино внимание и совместное весёлое времяпрепровождение, которое легко может обеспечить чтение. Нет ничего лучшего для ребёнка, нежели родительская любовь и ласка! Читайте на здоровье!

Хорошего вам чтения и времяпрепровождения!