Клуб многодетных: Погодки – секреты воспитания. С рождения до года. Особенности воспитания погодок

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Сегодняшняя статья о воспитании погодок не обычная. А особенна она тем, что её нам прислала читательница . В этой статье она делится своим опытом.

Я бы сравнила погодок с современной киноиндустрией. Смотришь трейлер к новому фильму, и сразу же хочется бежать в кинотеатр. Прибегаешь в кинотеатр, покупаешь билет и понимаешь, что тебя обманули!

Но это же, конечно, шутка. Своих детей я очень люблю, но иногда воспитание погодок загоняет в тупик истерик, раздражения и нервов.

Правило номер раз. Режим дня и самодисциплина.

Как справиться с двумя малышами? В первую очередь нужно правильно организовать свой день. Начала я с анализа своих эмоциональных и физических затрат, воров времени и т.д.

По хорошему счету меня спасло то, что еще до рождения второго ребенка, я приучила первенца к строгому распорядку. Мы вовремя кушали, гуляли, играли и ложились спать. К появлению второго ребенка мы подошли практически на автоматизме – это существенно сократило мои трудозатраты.

Правило номер два. Помочь мне? Да, пожалуйста!

Сначала моё воспитание погодок строилось по схеме: «я сама – я сама – я сама». Вытащить две коляски и двоих детишек на улицу? Не проблема! Потная и красная я долго довольствовалась своей самодостаточностью. Но потом осенило: а зачем? Ведь можно попросить о помощи:

* мужа;

* родственников мужа;

* своих родственников;

* друзей;

* подруг;

* соседей;

* случайных прохожих.

Признаюсь Вам очень честно: в душе мне ВСЕГДА было стыдно кого-то просить о помощи. Мне казалось, что я обязываю людей. Такие эмоции одолевали меня и в том случае, если приходилось просить о помощи совсем близких людей.

Шаг за шагом я начала себя «ломать». Сначала просила о сущих мелочах. Окрепнув на этом поприще, шла дальше: просила забежать в магазин или помочь спустить ту же коляску. Так что не стоит отказываться от чьей-либо помощи.

Правило номер три. Каждому по калачу.

Воспитание погодок – это весьма интересный в своей сложности процесс работы с ревностью. Здесь очень важно каждому уделить внимание. И при этом, уход за одним можно сочетать с общением с другим. Например, когда я кормлю младшего, старший всегда возится с нами. Он либо смотрит на процесс кормления, либо мы с ним разговариваем или играем в простые устные игры. В конце концов, можно и сказку рассказать.

Правило номер четыре. Два ребенка = две личности.

А знаете, что для меня самое главное в воспитании погодок? Это осознание и принятие того факта, что два ребенка – это две разных личности со своими вкусами и характерами. В нашей детской у каждого из мальчишек есть свой маленький уголок. У младшего – это пока только кроватка и манеж, а у старшего – своя игровая зона и кровать. В дальнейшем, я полагаю, нужно будет еще больше разделять пространство и игрушки. По моему мнению, дети должны понимать, что у каждой вещи есть хозяин. И брать чужое (пусть и брата или сестры) без разрешения нельзя!

Правило номер пять . Средства два в одном.

Воспитание погодок – это замечательная способность одновременно вырастить двух замечательных людей. И заложить в них такие важные качества, как сотрудничество и компромисс. Я стараюсь разнообразить наши игры: в игровой форме дети должны научиться совместному принятию решений. Командные игры помогают сблизить «соперников» и показывают одну простую истину: победа достижима только общими усилиями! Чем мне нравится это правило? Оно одновременно выполняет две функции (а, значит, экономит мое время): занимает время детей и развивает их как личность.

Мама двоих очаровательных погодок
Ольга Алексеева.

фото Елены Медведевой.

Дети - это счастье. И я счастливая в квадрате, так как у меня есть два замечательных мальчишки с разницей в возрасте 1 год 10 месяцев. Да, мои мальчики - погодки, и я ни чуть об этом не жалею. Пусть иногда бывает тяжело с ними, но это все мелочи жизни.

Сразу оговорюсь, что погодок мы не планировали, а хотели второго ребенка примерно лет через 7 после первого. Ну раз уж так все вышло мы с мужем и страшим сыном стали ждать УЗИ, на котором нам и сообщили, что у нас будет еще один сын. Почему-то радость была у нас с мужем обоюдная, и мы даже обрадовались, что у нас будет не девочка.

Первые мысли, которые посетили меня в тот момент, были лишь о том, что иметь двух сыновей-погодок легче, чем разнополых детишек. Возможно многие дамы со мной не согласятся, но позвольте озвучить основные плюсы такого положения дел (опять же на мое усмотрение):

- уже знаешь как ухаживать за крохой-мальчиком;

При минимальной разнице в возрасте большинство вещей переходит к младшему в идеальном состоянии, а значит присутствует момент экономии;

Поведение младшего сына можно корректировать по мере взросления старшего, т.е не допуская предыдущих ошибок. Просто сталкиваясь с этапами взросления мальчишек, можно узнать правильную модель родительского поведения уже после определенных событий.

Учитываем интересы обоих детей

Из всех вышеперечисленных плюсов, хотелось бы остановиться на поведении детей – МАЛЬЧИКОВ с разницей в возрасте до двух лет. Прежде всего, опишу все основные нюансы, с которыми я столкнулась по мере взросления детей, а это с самого рождения младшего сына и до сегодняшнего дня. Сейчас старшему ребенку 4 года, а младшему - 2 года и 2 месяца.

К рождению братика мы готовили сына заранее, так что он прекрасно знал, что скоро он будет не один. Впервые увидев кроху, сын сказал, что малыш очень маленький и с ним пока не интересно. Как таковой ревности не было, но у ребенка определялся некий дискомфорт, поэтому мы решили постараться сохранить прежний режим дня для старшего сына. Как же нам было нелегко! Теперь мы не понаслышке знаем, что мальчики больше привязаны к маме, а не к папе.

Старший сын привык засыпать под сказку вместе со мной, но теперь я кормила грудью малыша и засыпать вместе стало невозможно. Тогда было решено, что старший сынок ложится, а я сижу рядом и рассказываю сказку столько времени, сколько нужно, при этом одновременно кормлю грудью и укладываю спать младшего ребенка.

Стратегия поведения или мальчишки-безобразники

Так прошло полгода, и младший сын пополз. Вот тут-то и началось «веселье». Младшему были нужны игрушки старшего, но тот не хотел их отдавать, так как они ему еще интересны. Приходилось покупать аналогичные игрушки – дублировать самые интересные экземпляры. Зато восьмимесячный малыш, имитируя игру старшего ребенка, играл как годовалый карапуз. Чему удивлялись многочисленные гости.

Из этого всего следует, что если позволяет возможность - покупайте мальчишкам одинаковые игрушки (конечно, пока они маленькие), это позволит избежать истерик и даст мальчикам понять, что вдвоем играть гораздо интереснее. А также младший ребенок поймет, в какие игры нужно играть мальчику и сам выберет для себя приоритетные занятия. Через год вы даже не услышите детей, так они весело и дружно будут играть вместе.

Дальше нас ждали весьма приятные сюрпризы. Маленький сын, в районе года, стал проявлять интерес к горшку, мы купили второй экземпляр этого туалетного предмета. И, о чудо! Малыш без всяких проблем стал ходить правильно (со знанием своих анатомических особенностей) на горшок. Правда, они на пару со страшим сыном проводят на горшке много времени (песни поют). Сейчас он уже вовсю писает стоя. Девочки, не ругайте мальчиков за то, что один другого неаккуратно учит ходить в туалет. Поверьте, что дети разберутся сами со своими делами лучше, чем мы – мамы.

Правду говорят: младший сын равняется на старшего брата, а младшая сестренка - на маму. Так пусть старший ребенок будет образцом, но при этом делайте акцент и на плохих его поступках. Поругайте немного его перед маленьким. Пусть тот поймет, что брат сделал плохо и мама рассердилась. Малыш усвоит, что мама на брата злилась, а я так не буду делать - мама меня ругать не будет.

Еще веселей проходят такие вещи как «Я набезобразничал, а тебе отвечать» . Значит, это происходит так:

- Егор давай возьмем конфеты без спроса, - говорит старший.

- Давай.

- Ты бери, а я подожду пока.

И в этот момент заходим мы – получается, что застукали младшего. В этом случае ругаем обоих, так как такие «номера» у старшего проходят регулярно.

В случаях, когда мальчишки дерутся (не без этого) не стоит наказывать только старшего. Зачастую младший выступает провокатором, тем более у мальчиков чувство соперничества обострено до предела. Стоит разобраться, расспросить, а если оба играют в партизанов, то лучше сказать, что вы расстроены их поведением. Дух соперничества одержит верх, и они побегут наперегонки просить у вас прощения. Конфликт будет исчерпан.

Дамы, я хочу еще раз подчеркнуть, что это лично мой опыт, и возможно мамы девочек-погодок или разнополых детишек поведают совсем другую историю, но у нас с мальчишками все именно так.

Несмотря ни на что ребята очень любят друг друга, и безумно скучают в одиночестве.

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

Воспитание детей – это сложный и крайне ответственный процесс, требующий от родителей максимального вложения сил, терпения и любви. В семье, где есть дети-погодки , все вышеперечисленное родителям приходится отдавать детям в двойном объеме и с повышенной скоростью. Некоторые люди утверждают, что легче, чем погодок. Является ли правдой такое утверждение и как правильно воспитывать погодок ?

Как воспитывать погодок

Советы, которые будут даны ниже, помогут матери успевать воспитывать детей-погодок без ущерба для себя и остальных членов семьи. Главный принцип воспитания детей-погодок – это равномерное распределение всего, что дают родители детям. Никто из детей не должен остаться обделенным вниманием, любовью, заботой, материальными ценностями. Первое, на что нужно обратить внимание для организации жизни детей-погодок – это правильно составленный режим дня. Он должен идеально подойти обоим детям. В этом случае дети будут чувствовать себя комфортно в одном доме. К примеру, если спит один малыш, другой , который бодрствует, может помешать спящему брату или сестре. Если один ребенок купается в ванной, то второй в это время должен быть под присмотром члена семьи. Правильно организованный режим дня поможет избежать сложностей и сэкономить время. Пока дети будут спать, можно самой отдохнуть или заняться делами. Желательно чтобы погодки ели примерно в одно и то же время и гуляли вместе.

Погодки в детском саду

Детский сад может стать решением некоторых проблем родителей. Если старший ребенок будет ходить в сад, матери будет легче успевать по дому и воспитывать младшего малыша. Но с детским садом связаны свои трудности. К примеру, период привыкания ребенка к саду займет определенное время. К тому же дети, которые начали ходить в детский сад, чаще болеют, чем те, которые сидят дома. Учитывая, что простудные заболевания могут передаться и малышу, остающемуся дома с матерью, маме нужно будет быть крайне внимательной и осторожной после начала посещения ребенком детского сада. Не стоит отдавать ребенка в сад до достижения им 2 лет. До двухлетнего возраста малыши сильно зависят от матери.

Детям-погодкам нужно покупать одинаковые игрушки, если они одного пола. Это поможет избежать конфликтов и разногласий между братьями и сестрами. Специалисты рекомендуют покупать игрушки, имеющие множество деталей, чтобы погодки вместе собирали, конструировали и в процессе игры сближались еще больше. Замечено, что связь между погодками сильнее, чем между братьями и сестрами, у которых разница в возрасте несколько лет. Чтобы эта связь с каждым годом крепла, не стоит мешать общению детей и их дружбе. У детей-погодок много общих интересов, развлечений.

Со временем старший ребенок может стать помощником в воспитании младшего. Если у старшего малыша появится желание покормить младшего брата или сестру, поиграть с ним, не стоит ему отказывать. Матери в этом случае рекомендуется помочь старшему ребенку правильно общаться с младшим, научить его кормить малыша из бутылки, играть с ним. Ведь именно так зарождается дружба между детьми-погодками.

Если родители проигнорируют вышеописанные советы и рекомендации, старший ребенок может начать ревновать мать к младшему брату или сестре, осознанно портить вещи, которые принадлежат малышу. Также он может стать беспокойным, раздражительным. Ни в коем случае нельзя обделять вниманием старшего ребенка из-за того, что в доме появился младенец. Данные советы помогут матери вырастить счастливых и довольных детей-погодок.

Что значит дети погодки? Многих ли родителей интересует этот вопрос? Конечно, если разница между детьми большая, то интереса к этому вопросу нет. А если мамочка снова беременна спустя буквально через полгода после предыдущих родов? Это ж не успеет она отойти от бессонных ночей, коликов и бесконечного кормления грудью, как уже подоспеет вторая смена! А грудь-то занята! Многие продолжают кормить и после года.

Что же делать? Как быть семьям, которым «повезло», и у них растут дети погодки? Какие трудности испытывают как родители, так и их дети? А может быть, таким семьям действительно повезло, без кавычек, и от такого положения вещей больше плюсов, чем минусов? Давайте разбираться, а вдруг и пригодится!

Что значит дети погодки

Итак, что значит дети погодки? Может это дети, появившиеся на свет в одних родах, т.е. двойни, тройни и так далее (всякое же бывает)? Или дети, которые родились друг за другом по годам, т.е. в этом году появилась на свет одна лялька, а в следующем – другая? А может быть погодки или даже погодка, т.е. второй ребенок – это малыш, который был зачат еще до того момента как первому карапузу стукнет год? Да, вариантов много!

Давайте обратимся к «умным источникам» и посмотрим там описание значения слова «погодки».

1. По Ожегову погодком считается человек, который появился на свет на год раньше или позже другого.

2. Словарь Ушакова трактует погодку как человека, который увидел свет на год позже другого.

3. По словарю Ефремовой погодка – это тот, кто годом старше другого.

Вывод можно сделать один: дети погодки – это дети, временная разница между рождением которых составляет один год. Хотя, распространенным является и мнение, при котором считается, что с разницей до двух лет детей тоже можно считать погодками, равно, как и с разницей до одного года. Такое тоже случается, если, например, второй карапуз родился раньше срока, либо мамочке удалось забеременеть во второй раз, когда первой ляльке не исполнилось еще и трех месяцев.

Мы же будем отталкиваться от средней величины и возьмем за основу, что дети погодки – это дети с временной разницей в один год. Итак, представьте, первому малышу исполнился год и в качестве подарка на день рождение он получает пищащий комочек.

Причем родители крутятся целыми днями вокруг этого комочка, который только и делает, что плачет, ест и пачкает пеленки. Как реагировать: радоваться новому члену семьи, злиться от недостатка внимания или пытаться перетянуть это внимание на себя?

А каково маме? Если второй малыш «висит» на груди, а первый в это время опрокинул себе на голову горшок со всем содержимым? Или первому ребятенку хочется почитать книжку, в то время как второй в очередной раз описался и его нужно поменять. Наверняка она в свое время задумывалась, когда узнала, что у нее будут дети погодки, рожать или нет. Давайте остановимся на этом аспекте поподробнее.

Дети погодки: рожать или нет

Очень редко когда родители сами планируют рождение второго малыша через год после первого. Организм мамочки еще не восстановился. Первый ребятенок еще требует достаточно внимания. Да и ухаживать за ним маме, будучи беременной, будет тяжело. А если еще и беременность будет тяжелой: на руки первого малыша брать нельзя, а попробуй, объясни ему почему. А если вдруг придется ложиться в больницу на сохранение: разорваться женщине будет ой как тяжело!

Поэтому когда женщина вдруг узнает, что она снова беременна и у нее будут дети погодки, рожать или нет – это вопрос встанет ребром. А задуматься действительно есть над чем.

Физический износ организма

Выносить нового человека – это не насморк вылечить! Организм женщины еще не восстановился после предыдущих родов, тем более, если она продолжает кормление грудью. А тут новое испытание! Велика вероятность истощения организма, иммунной системы и даже нервного истощения женщины. В связи с этим, вторая беременность может проходить не так гладко, как первая.

Особое внимание необходимо уделить вопросу, рожать ли второго карапуза, если первая беременность закончилась кесаревым сечением. Обычно, чтобы зажил шов на матке до следующей беременности необходимо выждать года два-три и только потом после полного обследования организма планировать новую беременность.

Но если вдруг возникла такая ситуация, что женщина забеременела «нежданно-негаданно», необходимо взвесить все за и против и обратиться к высококвалифицированному специалисту. Скорая беременность после кесарева сечения может быть опасной как для мамочки, так и для малыша.

Более подробную информацию о том, что такое кесарево сечение и в каких случаях оно делается, можно узнать из статьи . Еще один важный момент – это кормление грудью первого малыша. Конечно, отлучать от груди его ни в коем случае не надо, но организму женщины придется не сладко. Теперь питательные вещества будут расходоваться как для первого, так и для второго ребятенка. Так, извините, можно без зубов и волос остаться! Да уж, дети погодки могут дорого обойтись вашему организму!

Благоприятна ли атмосфера для беременности?

Беременной женщине необходимо соблюдать множество условий, необходимых для нормального течения беременности. Если соблюдение режима правильного питания и прогулок на свежем воздухе возможно при наличии первой ляльки. То режим сна и отдыха соблюсти вряд ли будет возможным.

Ночной сон у малыша еще не до конца не сформирован. Он может проснуться пару раз за ночь, чтобы покушать или просто ощутить тепло мамы. Хорошо если малыш спит днем – в это время женщина тоже может отдохнуть. Но скажите честно, вы будете это делать? Что делают многие молодые мамочки во время дневного сна своего карапуза? Они пытаются за один-два часа переделать все домашние дела – вот и весь отдых!

В течение дня маме тоже не продохнуть: первый малец требует постоянного внимания. А если он еще не умеет ходить или только-только начинает это делать? Тяжести ведь беременной носить нельзя: нужно задуматься и о решении этого вопроса.

Моральный аспект

Узнав о том, что женщине уготованы дети погодки, она может постоянными размышлениями и угрызениями совести довести себя до нервного срыва и депрессии. Не может уделять должного внимания первому малышу, как во время беременности вторым крохой, так и, в большей степени, после его рождения? Вот и почва для переживаний!

А если вдруг придется ложиться в стационар на сохранение? Вот уж дилемма так дилемма! Не ложиться и остаться с первым малышом – есть риск потерять второго. Ложиться – как быть с первым? Это хорошо, если есть кому о нем позаботиться. Но в любом случае мамину грудь никто заменить не сможет!

Конечно, дети погодки трудности могут доставить не малые. Продолжим разговор в следующем параграфе.

Итак, какие же трудности ждут родителей при воспитании деток погодочек? В первую очередь возникают вопросы по поводу режима дня обоих детей: как совместить их кормление, купание, сон и то прочее.

Богатая - бедная мамочка

1. Кормление

Старайтесь кормить обоих детей в одно и то же время. Старшего можно посадить за стул, а младшего держать на коленях. Старший уже сам может кушать пюре, младшему давайте это же пюре, размельченное в блендере. Немного труднее будет, если старший еще не может самостоятельно сидеть или кушать.

Что касается грудного вскармливания: сначала накормите младшего, а потом старшего. Вполне возможно, что младшенький к этому времени уже уснет, а старшего сон сморит непосредственно на груди.

2. Купание

Купать тоже можно вместе. В одну ванну малыши без проблем влезут, только не забудьте контролировать процесс купания. К сожалению, совместное купание можно будет практиковать только месяцев через 7-8 после рождения второго карапуза. До этого времени ему придется выделять отдельную ванночку.

Если есть возможность второму взрослому проконтролировать купание старшего чада, то дети погодки могут купаться одновременно. В противном случае старшему ребятенку придется подождать и понаблюдать за «плаванием» младшего.

3. Сон

Здесь могут быть определенные сложности. Младшей крохе необходимо спать несколько раз в день, а старшему достаточно дневного и ночного сна. Как же выйти из ситуации в этом случае? Утренний и вечерний сон малыша можно совместить с прогулкой. Замечено, что на прогулке, да еще и в коляске дети спят лучше. Старший карапуз может в это время поиграть недалеко от мамы.

Если по каким-то причинам прогулка невозможна, при наличии балкона можно уложить кроху там, второй ребенок может это время провести за играми или рассматриванием картинок.

После обеда на дневной сон старайтесь укладывать обоих детей спать вместе, равно как и на ночь. Хорошо, если старшенький уже самостоятельно спит в своей кроватке. В противном случае придется обоих ребятишек брать с собой в кровать. Только укладывайте их так, чтобы они не мешали друг другу. И не забудьте после того, как дети уснут, переложить их в свои кроватки.

Как обеспечить хороший сон для детей, расскажут статьи и .

4. Посещение государственных учреждений

Как ни крути, а посещать различного рода госучреждения мамочке придется. Одну только детскую поликлинику необходимо посещать раз в месяц до достижения ребенком года. Хорошо, если есть кому посидеть на это время со вторым карапузом. Но, зачастую, для мамочки это непозволительная роскошь. Что же делать?

Во-первых, решите вопрос с коляской. Сейчас в продаже имеется множество разновидностей колясок, в которых дети погодки будут чувствовать себя комфортно.

Во-вторых, процесс одевания. Одевайте детей одновременно и постепенно. Сначала нижнюю одежду на обоих, потом верхнюю. И не забудьте одеться сами, желательно до того, как будете надевать верхнюю одежду детям.

В кабинет придется заходить с обоими детьми. Возьмите старшему чаду игрушки, чтобы он мог спокойно посидеть, пока младшего будет осматривать доктор.

Что касается магазинов – старайтесь крупные покупки оставлять на выходные дни, когда подоспеет помощь от мужа или других родственников. С двумя детьми одной по магазинам лучше не ходить: возможные детские истерики не дадут вам купить все необходимое, да и проблематично кататься по супермаркету с коляской и тележкой.

5. Домашние дела

Конечно, с двумя маленькими детьми тяжело выделить время на готовку, уборку и прочее. Без помощников тут не обойтись. Но можно найти выход и здесь. Уборку и глажку отложите на выходные дни: во время прогулки папы с детьми можно все это сделать. Со стиркой проблем быть не должно: машинка сама все сделает. А с готовкой проблема решится приобретением специальной кухонной техники. Например, та же мультиварка является отличным помощником на кухне для молодой мамочки.

Это что касается трудностей для мамы в воспитании погодочек. А могут ли испытывать сами дети погодки трудности в общении между собой? Давайте посмотрим!

Общение с погодками

К основным проблемам, с которыми могут столкнуться дети погодки в общении между собой и родителями можно отнести: ревность, недопонимание, ущемление интересов – это что касается взаимосвязи «мама-ребенок». Взаимное соперничество, агрессия, отбирание игрушек – при взаимодействии детей между собой.

Хотя доказано, что ревность между детьми погодками по отношению к родителям проявляется в гораздо меньшей степени, чем, если бы разница между детьми была больше. Публикация поможет вам избежать проблемы взаимоотношения между детьми с этой стороны.

Воспитываем погодок без проблем.

1. Не сравнивайте ребятишек между собой.

Это дети разного возраста с разным уровнем развития. Занимайтесь с ними в соответствии с их возрастом. Если в процессе занятий вы будете ровнять детей «под одну гребенку» у младшего может быть занижена самооценка. Или наоборот старший будет отставать в развитии. Позвольте детям делать то, что нравится им, а не то, что хотите вы. Это две отдельные личности, со своим темпераментом и интересами, которые могут не совпадать.

2. Старайтесь взаимодействовать со старшим ребенком в таком же режиме, как и до рождения нового члена семьи.

Ни в коем случае не отменяйте старых ритуалов: если на ночь была сказка, значит, она должна остаться. Привлекайте карапуза к заботе о младшеньком: пусть помогает, играет с ним. Пусть учится ответственности. С другой стороны, пусть учится и самостоятельности: учите его самостоятельно кушать, садиться на горшок, одеваться.

3. Совместное времяпровождение.

Старайтесь, чтобы дети погодки больше взаимодействовали друг с другом, играли в одни игры, читали одни книжки: старший может почитать младшему. Развивайте в них чувство партнерства. Давайте им больше самостоятельности: не делайте за них то, что они могут сделать сами. Старший может сам помочь младшему.

4. Избегайте конкуренции

Не отдавайте детей в одну группу или класс. Младший может идти по стопам старшего, но никак не наравне с ним. Внимательно следите за их интересами и только в соответствии с ними отдавайте детей в кружки секции. Если одному ребенку нравится бассейн, то не значит, что второму он тоже будет по душе.

Следите за их кругом общения. Если одному карапузу комфортно общаться с одними детьми, то это не значит, что второму будет также с ними легко. У него может совершенно другой круг общения. Развивайте в детях не конкуренцию, а поддержку друг друга. Пусть ходят к друг другу, например, на соревнования или секции.

Дети погодки плюсы и минусы: 3 против 2

Итак, с возможными трудностями и путями их решения определились. Теперь узнаем, какие же приносят дети погодки плюсы и минусы. Ведь согласитесь, что в таком положении вещей есть как положительные, так и отрицательные стороны. Начнем, пожалуй, с положительных моментов.

Дети погодки: плюсы

1. Экономия должна быть экономной

Одежду и обувь младший ребенок вполне может донашивать за старшим. А если дети еще и одного пола, то вообще красота! Одними и теми же игрушками дети погодки могут играть вместе. По наследству младшенькому перейдут и более «серьезные» вещи, например, автомобильное кресло-люлька, манеж или мобиль в кроватку. А материнский капитал станет существенным подспорьем в улучшении жилищных условий семьи.

2. Снова мама

Во-первых, маме легче в том плане, что навыки ухода за новорожденным еще свежи. К тому же многим бывает тяжело возвращаться к бессонным ночам и детскому плачу после того, как они уже привыкли к подросшему ребенку.

Во-вторых, положительным является и непрерывное кормление грудью. Да и фигуру женщина может привести в порядок сразу после двух родов, а не терять ее снова после восстановления при первых родах.

В-третьих, когда обе ляльки подрастут, они смогут развлекать себя самостоятельно и играть между собой. У мамы появится свободное время.

И в – четвертых, это мамина карьера: отсидела женщина один раз в декрете, и с новыми силами на работу. Многие не решаются на второго ребенка именно из-за рабочего вопроса: только они втянулись в рабочий процесс после первого декрета, как на подходе второй. А если на горизонте маячит повышение?

3. Детки-конфетки

Дети погодки положительно влияют друг на друга. Младший стремится к успехам старшего, а у старшего появляется чувство ответственности за младшим.

Дети погодки менее эгоистичны и жадны, они дружны между собой и более коммуникабельны. У них много общего: от интересов до друзей. Они всегда защищают друг друга.

При воспитании детей погодок нет сложности в выборе садика, школы и кружков: куда один - туда и второй. Только не забывайте об индивидуальности каждого малыша и отдавайте на те занятия, которые интересны именно ему, а не на которые ходит его брат или сестра.

Дети погодки: минусы

1. Супер-мама

Основные минусы для мамы, которые связаны с рождением деток погодочек были рассмотрены в предыдущих главах. Сюда относится и ее здоровье, как физическое и моральное. И сложности, связанные с уходом за двумя детьми: кормление, купание, поход «в люди» и прочее. Да и режим дня у супер-мамы теперь будет ненормированным.

2. Я и ты, ты и я

Приготовьтесь, что с рождением детей погодок у вас дома всегда будет шумно. Постоянное соперничество между собой и за внимание родителей, ссоры, истерики, драки – все это будет. Абсолютно спокойных детей не бывает: им нужно все потрогать, попробовать, причем все, что взял первый обязательно нужно сию минуту и второму.

Хотя дети и погодки, но они разные, с разными взглядами на ситуацию и характером. А если они к тому же не умеют сдерживать свои эмоции? Все, пиши – пропало! В статье «Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте»() можно найти множество советов о том, как справиться с капризами детей.

Да уж, действительно дети погодки плюсы и минусы несут немалые. Но согласитесь, что плюсов все-таки больше.

Делаем выводы

Ну что же можно сказать: воспитывать детей погодок очень сложно. Придется собрать все свои силы, чтобы морально и физически вынести тайфун под названием «дети погодки». Но, только подумайте, что будет через несколько лет: вы сможете спокойно выйти на работу, а ваши дети будут вас радовать своими успехами. Им будет весело вдвоем, а вы сможете спокойно заниматься своими делами и с улыбкой вспоминать, через какие трудности вам всем пришлось пройти.

Автор публикации: Эдуард Белоусов