Классические венецианские маски. Путешествуем по миру вместе

29.05.2014

Италия. Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный

Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал , который ежегодно проходит в , дает нам такую ​​возможность. Грандиозное феерическое действо превращает в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Из истории венецианского карнавала

Неотъемлемая часть знаменитого города на воде-Венецианский карнавал . Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.


С распространением христианства священники приурочили карнавал в Венеции к зимнему посту перед Пасхой. В 1094 году дож Витале Фалиеро занес название «Венецианский карнавал» в официальные документы, а с 1296-го праздник стал публичным.

Наибольшую известность в Европе карнавал приобрел в XVIII веке. Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго. В конце века, в 1797 году, после захвата Италии французскими войсками, Наполеон отменил Венецианский карнавал . Его возродили не так давно, только в 1980 году.

Современность

В настоящее время карнавал в Венеции имеет тематический характер. Десять лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. В 2014 году тема карнавала была – «Волшебный мир природы», празднование проходило с 15 февраля по 4 марта 2014 года.

Празднование венецианского фестиваля на площади Сан-Марко.

Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.


По традиции карнавал начинается из старинного праздника «Festa delle Marie», приуроченного освобождению венецианских девушек, похищенных Истрийском пиратами. В первый же день происходит театрализованное маскарадное шествие, которое стартует от дворца Сан-Пьетро и проходит по всему городу. В полдень с колокольни Сан-Марко спускается ангел в виде красивой девушки в белоснежном платье (по традиции), тогда карнавал считается открытым.



16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы. Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.



Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
В позднем Средневековье в Венеции маски приобрели такую ​​популярность, что их стали носить и в будние дни, часто пользовались ими во время совершения преступлений. Это побудило Церковь выдать запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время празднования.

Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче.

Впоследствии на масках начали отражать образы главных героев итальянской комедии — Панталоне, Пьеро, Коломбины и Арлекина. Сегодня выбор масок просто поражает. Знатоки выделяют основные виды венецианских карнавальных масок .


Маска Баута (итал. Bauta) — белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.

Маска Моррета (итал. Moretta) имеет овальную форму, полностью закрывающую лицо. Часто ее делают из черного бархата, с отверстиями для глаз, но без вырезов для губ. Маска была актуальна среди женщин. Ее надевали на время карнавала и на тайные свидания.

Ларва (итал. Larva) — самая распространенная маска овальной формы на все лицо, преимущественно белого цвета, может иметь небольшое отверстие для рта.

«Врач чумы» (Медико делла песто, итал. Medico Della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую ​​маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.

Маска Гатто (Gatto) — маска в виде кота, закрывает лицо к середине.

Полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.

Венецианская маска — традиционный атрибут маскарада в Италии. Разнообразные маски, скрывающие всё лицо, подчёркивают загадочность женщины и при этом выдают её характер. Изысканные полумаски, скрывающие лишь верхнюю часть лица, открывают самое ценное её владельца — искусную, чарующую улыбку.

В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время карнавала, но и в будни. Венеция, город на севере Италии, была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно, поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.

Существуют разные причины для того, чтобы человек хотел скрыть свое истинное имя, положение, возраст и даже пол - анонимность также была на руку респектабельным горожанам, иногда посещавшим бордели, и игрокам - ведь не каждому понравится, если все сограждане будут в курсе крупного выигрыша. Многие аристократы под покровом маски выходили на поиски аморальных приключений.

Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала.

Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.

Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno(перевод отсутствует).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано - сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности - это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

История возникновения масок уходит в далекие времена. Еще издревле люди использовали маски, чтобы скрыть свое лицо, свою личность.

Нам всем известны именно венецианские маски. Их носили в Венеции с древних времен. Изначально маски изготавливали по технике папье-маше, украшали перьями, тканью, драгоценными камнями. Со временем Венецианская маска стала символом Карнавала в Венеции.

Сокрытие личности в Венеции стало обычным повседневным делом: люди не хотели, чтобы другие знали про их «делишки». В то же время маски играли социальную роль в обществе: они уравновешивали положение каждого, кто их носил. Ремесленника в маске могли принять за знатного дожа и наоборот. В результате такого массового сокрытия личности общество превратилось в хаос. Люди понимали, что о них никто не узнает и делали что хотели. Женщины стали одеваться более вульгарно, азартные игры проходили в каждом доме, даже монахи занимались тем же, что и их не религиозные соседи. Рим закрывал глаза на это, пока Венеция делала отчисления в казну. Меж тем общество погрузилось в праздность и морально разлагалось.

Со временем ношение масок в повседневной жизни запретили, кроме определенных месяцев в году. Этот период начинался с 26 декабря и длился 3 месяца. После 1100 года проведение маскарадов было под запретом католической церкви, однако по истечении времени церковь разрешила носить маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Так стали проводить Карнавал — 10-дневный праздник перед началом Великого поста, когда из рациона жителей изымалось мясо. В эпоху Просвещения празднование карнавала утратило свою силу, но он был возобновлен в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал вернул ремесло изготовления масок. Венецианские маски продолжают удивлять туристов, участников карнавала своим разнообразием и роскошью.

Все венецианские маски делятся на несколько видов.

Маски Дель Арте

Комедия Дель Арте зародилась в XVI веке и представляет собой театр импровизаций. В XVIII веке она была на пике популярности и существует до сих пор. Небольшая группа бродячих артистов развлекала жителей города на самодельной сцене акробатическими трюками, жонглированием, юмористическими сценками в роли узнаваемых персонажей в довольно грубой сюжетной линии, которая называется Кановаччо.

Маски Дель Арте представляют собой персонажей, профессии и этнические традиции различных городов Италии. Играют их актеры Театра масок.

Существуют несколько разновидностей масок Дель Арте:

Арлекин

— это комический персонаж-слуга, наиболее популярный из персонажей Дзанни. Костюм Арлекина шился из лоскутков, в наши дни он представляет костюм с ромбовидными узорами. Маска Арлекина черного цвета с огромным красным прыщиком на лбу.

Буратинно

— это второстепенный персонаж-маска итальянской комедии Дель Арте. Довольно часто выступает в роли слуги, но эта роль ему дается не легко. Бураттино обычно описывается как находчивый и прагматический персонаж, как, например, трактирщик или бакалейщик. Если он не выступает в роли слуги, то очень часто дружит с ними.

Капитан Скарамучча

— это либо молодой авантюрист, либо довольно взрослый моряк, хвастливый отчаянный вояка (чаще испанец), очень богатый костюм которого состоит из шляпы с перьями, накидки, высоких сапог и ремня со шпагой. Скарамучча — один из главных персонажей, любит рассказывать байки.

Коломбина

(голубка, итал.) — это комический персонаж-служанка из комедии Дель Арте. Ее платье обычно состояло из лоскутов и заплаток. Коломбина накладывала яркий макияж вокруг глаз и носила с собой тамбурин (старинный барабан цилиндрической формы).

Бригелла

— это комический персонаж комедии Дель Арте, корыстный злодей и подельщик Арлекина. Носит свободный костюм белого цвета, обшитый зелеными галунами. Сам персонаж держит в руках палку. Лицо Бригеллы закрыто зеленой полумаской, изображающей похоть и алчность.

Иль Дотторе

— доктор медицинских и юридических наук. Обычно представляется как болонский юрист. Помпезный персонаж, обожающий звук своего голоса. В пьесе обычно взаимодействует с Панталоне, как друг и наставник. Любит пошутить и думает, что знает все. Иль Дотторе описывается как пожилой мужчина, обожающий поесть и выпить, поэтому имеет лишний вес. Маска черного или телесного цвета закрывает только лоб и нос (нос маски всегда красный). Костюм персонажа обычно черный, иногда с белым воротником. Чаще всего носит шляпу и черную мантию.

Панталоне

— это маска скупого и похотливого лавочника из Вены. Поклонник женщин и гастрономических изысков. Персонаж очень разговорчивый, вспыльчивый и часто становится объектом насмешек. Состоит в деловых отношениях с Капитано или Дотторе. Панталоне традиционно носит большой гульфик, подчеркивая свою мужскую силу, короткий красный жилет, узкие штаны и чулки красного цвета, длинный черный плащ, колпак без полей и туфли. Маска персонажа имеет длинный крючковатый нос.

Пьеро

— обычно обаятельный и добрый молодой человек, винит себя за поступки, которые не совершал, часто остается обманутым. Наивность — главная отличительная черта Пьеро. Иногда этого персонажа называют лунатиком, который не понимает, что происходит вокруг, и только веселится и играет. Пьеро носит белую рубашку, иногда украшенную черными аксессуарами. На голове у него высокий колпак или остроконечная шапочка. Персонаж обычно не носит маску, поэтому актер должен обладать богатой мимикой. Редко на выбеленном лице Пьеро появляется слезинка.

Пульчинелла

— это горбун, вечно пристающий к женщинам. Персонаж обычно злобный, подлый и коварный. В качестве защиты он либо прикидывается дурачком, либо бьет людей. Носит длинную белую одежду, волосы его распущены и взъерошены. Маска черного цвета имеет очень длинный нос, похожий на клюв.

Дзанни

— это комический персонах слуги, предки которого приехали работать в Венецию из Бергамо. Персонаж обычно глуповат, примитивен и простоват. В городской среде изобретателен, пронырлив и назойлив. Костюм Дзанни состоит из белых широких рубах и штанов. Маска черного цвета похожа на маску Арлеккино.

Венецианская карнавальная маска — это символ Венецианского карнавала, в котором принимали участие все слои общества, отражая свою сущность в масках.

Маска Баута

— это самая распространенная карнавальная маска. В повседневной жизни маску использовали для сокрытия личности и социального положения. Она позволяла свободно общаться с разными слоями общества и достигать различных целей. Баута служила прикрытием для принцев и королей, гуляющим по городу. Маска просуществовала до тех пор, пока в Светлейшую Республику Венеция не пришли французы и австрийцы, считая ее символом сопротивления. Баута имела неприятный, жутковатый вид и поэтому ее носили с трикорно (распространенная в Венеции треугольная шляпа черного цвета), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.

Маска Дама

— самый популярный и самый красивый тип масок. Ее носили женщины со сложными прическами, обильно украшающие себя драгоценностями и дорогими тканями.

Маска Гатто

— это довольно распространенная маска кота. Эти животные были редки в Венеции и поэтому стали объектом Венецианского карнавала. Существует легенда, согласно которой как-то раз в Венецию прибыл бедняк из Китая, не имеющий ни гроша, но имеющий старого кота. Кот выловил всех мышей во дворце дожа, и тот в свою очередь озолотил хозяина. Разбогатевший бедняк вернулся домой, а его завистливый сосед отправился в Венецию с дорогими шелками, полагая, что выручит на них намного больше денег. Дож был в восторге от дорогих тканей и предложил торговцу самое дорогое, что у него есть. Тот согласился, не задумываясь. Так старый кот вернулся на родину в Китай.

Маска Шута и ее женский вариант Жоли

— это маски, представляющие определенный тип шутов Средневековья. Зародилась она в Италии и получила распространение во многих театрах Европы. Шутов и юродивых в Средневековье воспринимали как особую касту, награжденную Богом ребяческим безумием. Шуты зарабатывали себе тем, что дурачились. Они носили яркие костюмы из лоскутков. Особенно знаменитым был их головной убор — колпак из ткани с тремя концами, на каждом из которых висел бубенчик. Три конца олицетворяли уши и хвост осла. Отличительными чертами шута являются его непрерывный смех и фальшивый скипетр.

Маска Моретта

— эта маска, которую носили женщины круглый год. Родилась она во Франции и позже стала популярной в Венеции, благодаря своей способности подчеркивать женскую красоту. Маска имеет овальную форму и не прикрывает лицо полностью. Обычно Моретта увенчана вуалью.

Маска Вольто (маска Горожанина)

— это маска, которую носили обычные горожане во время праздников: день Святого Вита и Модеста, день Святого Марка, день Святого Стефано, фестиваль Сенса и др.

Маска Дотторе Песте

— это маска современного Венецианского карнавала. Ее история связана с постигшей некогда Венецию чумой. Костюм служил зажитой для доктора. Он состоял из навощенного с лицевой стороны халата, длинных сапог, кожаных перчаток и шляпы. У маски Дотторе застеклены глазницы для защиты глаз, а клюв был набит травами для очистки воздуха. Также Дотторе носил с собой палку, чтобы держать дистанцию с больными.


Маска означает личина, это предмет, который надевают, чтобы быть неузнанным. На Венецианском карнавале маски были обязательны, а сами традиционные маски делятся на две группы: маски комедии Дель Арте, что и означает комедия масок, и классические маски. Неудивительно, что в XV веке существовала целая профессия, профессия масочника.



Венецианские карнавальные маски - история.


Комедия Дель Арте – это уличный театр. Этот театр возник спонтанно. В средние века в Венеции было полно уличных лавок и торговцев, и так получилось, что в один прекрасный день около одного из торговцев появился очередной скандалист, которых было полно в Венеции. Но в этот день кто-то из торговцев заметил, что это «представление» одного актёра вызывало интерес толпы и привлекало покупателей. Так и появился театр комедии Дель Арте. Уличный театр, в котором существовали различные персонажи и общий сценарий, а вот отдельные роли прописаны не были, здесь была возможна импровизация.


Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни (от итальянского имени Джании), который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Сегодня дзанни называют многочисленную группу персонажей-слуг из комедии Дель Арте. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда.



По другой версии первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни.


Но не будем углубляться в дебри театра комедии Дель Арте. На Венецианском карнавале самыми популярными масками, взятыми из этого театра, являются маски Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла.


Венецианские карнавальные маски – персонажи.


Бригелла (или как ещё называют этот персонаж Скапино, Буффетто), - первый дзанни, умный слуга; Арлекин (или Меццетино, Труффальдино, Табарино), - второй дзанни, глупый слуга. Они относятся к северному (венецианскому) квартету масок. Ковьелло, первый дзанни, умный слуга и Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга – это маски из южного (неаполитанского) квартета масок. Кроме слуг в квартет также входят маски скупого купца и псевдо-учёного или судьи-заики и хвастливого вояки.



Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина - женская маска, служанки. По легенде эта маска была придумана для одной невероятно , которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.


К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.


Баута. Название этой маски, скорее всего, происходит от названия выдуманного персонажа, которым пугали детей, наподобие русского Бабая или Буки. Эта маска всегда имеет только два цвета – белый и чёрный. Она состоит из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Также кусок чёрного шёлка надевался и на нижнюю часть лица, закрывая шею. С этой маской носили чёрную треугольную шляпу. Маска была очень популярна среди венецианцев. Она хорошо скрывала пол и возраст. Её любили аферисты и любовники. И, что выгодно, в этой маске было возможно есть и пить не открывая лица. Но вот сама маска означала смерть. При этом считалось, что человека в этой маске смерть не узнает и пройдёт стороной.



Кот. Эта маска венецианского карнавала появилась благодаря китайцам. По легенде один китаец приехал в Венецию со своим котом. В Венеции кошек не водилось, а вот мышей было достаточно. Кот отловил многих мышей и за это Дож (правитель Венеции) наградил китайца. Кот же остался жить во Дворце Дожей на случай появления мышей. Довольный китаец вернулся на родину, где и рассказывал о своих приключениях. Его историю услышал второй китаец, который решил собрать шелка и роскошные товары, отправиться с ними в Венецию и получить ещё большую награду, если там готовы платить и за обычного кота. Его путешествие было удачным, и свою награду от венецианцев он также получил, они отдали самое дорогое, что у них было – кота. Благодаря этой истории и появилась маска Кот.




Венецианская дама. Эта маска элегантна и изысканна. Существует несколько её вариантов - Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и другие.


Ещё одна женская маска - Моретта, смуглянка. Эта маска имеет круглую чёрную форму иногда с кружевной повязкой на глазах. У этой маски есть и ещё одно название – «отрада мужей», так как изнутри маски был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. Таким образом, дамы были вынуждены молчать на протяжении всего карнавала.


Вольто. Наиболее нейтральная маска, она копировала форму человеческого лица и крепилась к голове лентами (или у некоторых масок Вольто на подбородке имелась ручка). У этой маски есть ещё одно название – Гражданин.



Доктор чумы. Эта маска обязана своим появлением страшным эпидемиям чумы, которые бушевали в средневековой Европе. В то время доктора, входя в помещения, где находились больные чумой, одевали маски с длинным носом (наподобие клюва), который имел вполне практическое значение, там находились разнообразные травы и , задачей которых было, как тогда считалось, защитить доктора от заражения чумой. Доктора также носили длинные тёмные плащи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному.


Вот такая история происхождения венецианских карнавальных масок, которые можно приобрести в Венеции или в интернет магазинах.


Традиционные маски Венеции. Тему Карнавала я любила всегда. Особенно в формате мероприятий и праздников. На мой взгляд, это идеальное сочетание зрелища, смысла и действия. Самая популярная и известная часть современного Венецианского Карнавала – это конечно же маски и костюмы участников. Я собрала в две статьи все знаковые «маски» Carnevale di Venezia. Это работа заняла довольно много времени, так что буду благодарна, если используя текст, вы будет давать на меня ссылку. Также если у вас есть какие-либо дополнения к статье – мне важно их узнать. Спасибо! Итак, небольшой экскурс в прошлое Венеции. Давным-давно венецианцы, освоив маски и поняв все плюсы, стали носить их не только по праздникам, но и в будни. Островная Венеция по сути была большой деревней – все друг друга знали и даже жене толком изменить нельзя было; не говоря уж про ограбление или выигрыш в карты – кому нужно, чтобы все соседи (в том числе кредиторы, бедные родственники, грабители или теща) были в курсе крупного выигрыша или проигрыша?! Кончилось все предсказуемо – ношение масок запретили во все дни, кроме Карнавала. Но даже этого периода Венеции вполне хватало, чтобы быть, пожалуй, одним из самых свободных городов Европы, а ограничения не позволяли превратиться в пошлый портовый городок. Все основные образы Карнавала можно поделить на 2 условные части: А) традиционные маски Венеции – по сути являются образами из ежедневной жизни обитателей островной империи. Б) маски комедии дель-арте (commedia dell"arte) – пришли в Карнавал из уличных театров.

ТРАДИЦИОННЫЕ МАСКИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА

Ниже перечисленные персонажи по сути являлись народными, формировались на фоне жизни и быта венецианцев. Они не имеют никакого отношения к театральным образам (разве что Джокер, на мой взгляд, несколько перекликается с разными воплощениями образа Арлекина и Доктор Чума по шутовскогому поведению отчасти похож на Dottore). Итак, давайте знакомиться:











Баута

Баута (Призрак, Bauta, Bautta) - самая популярная венецианская маска, получившая развитие в силу ее простоты и практичности. Это единственная из классических масок, в которой можно пить и есть, не снимая ее. То есть сохранялось самое главное – конфиденциальность. «Призрак» обладает еще одним важным свойством для желающих анонимности: нижняя часть маски, скрывающая рот, выдвинута вперед, и звук голоса, ударившись изнутри о маску, меняется, позволяя опять же оставаться неузнанным. Происхождение названия (по одной из версий) связано с итальянским словом “ bau ” или “babau ”, обозначающим страшилище, которым пугали маленьких детей. То есть что-то вроде Бабайки. Просторечное словечко "bau-bao" на венецианском диалекте также означает «пугать детей». Если будет желание углубиться в этот вопрос, то можно обратиться к Большому словарю итальянского языка, который укажет на близость слов «bautta» и «bavaglio» (в переводе «слюнявчик»). Ей-богу, не могу построить по этому поводу никаких версий! И, наконец, некоторые исследователи связывают название «баута» со словом «bava» - на венецианском диалекте того времени означающее кружева, которыми желающие сохранить инкогнито, оборачивали голову (включая лицо). Изначально маска была черного цвета, затем стала белой. И совсем недавно ее стали перекрашивать в золото и серебро, расписывать и украшать. В классическом варианте данный Карнавальный костюм подчиняется удивительно строгому рисунку, в котором обязательно сочетаются два цвета – белый и чёрный. Высокопоставленные чиновники зачастую выбирали именно такую маску для прогулок по городу, поэтому внегласный обычай предписывал горожанам вежливо приветствовать каждую встречную бауту Авторство привычного ныне сочетания этой маски с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой (tricorno) приписывают никому иному как легендарному Джакомо Казанове. Завершали этот костюм чёрные туфли в сочетании с белыми шёлковыми чулками. Именно этот образ и носит название “Bauta Casanova”. Обратите внимание, что данная маска вошла в оборот в 17 веке, что важно учитывать, если вы занимаетесь костюмированием более ранних временных отрезков.








Венецианская Дама

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой. У данной маски есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия («Liberti», «Valeri», «Salomea», «Fantasy»). Обратите внимание, что этот образ был подвержен веяньям городской моды, а также изменялся согласно новыми технологиями в изготовлении одежды и костюмов. Данный образ завершался парфюмерными новинками со всего мира. Фактически, единственными ограничениями при создании данного костюма были только размер кошелька и фантазии заказчицы. Такой наряд могли себе позволить весьма богатые венецианские женщины. Помимо тканей (зачастую весьма дорогих) костюм «Dama di Venezia» украшался различными мехами, шелковыми лентами, сама маска - перьями экзотических птиц, бусами, камнями различной ценности, блестками, красками и всем тем, что прибывало в Венецию, находившуюся на перекрестке торговых путей.








Кот

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Самой популярной легендой возникновения данной маски является эта: бедный-бедный китайский торговец прибыл в Венецию со своим старым-старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мелких грызунов было в изобилии. Оголодавший кот с удовольствием принялся охотиться и за несколько дней значительно уменьшил поголовье грызунов. Венецианский Дож был счастлив, наградил торговца драгоценностями и проводил с большим почётом. Чудесный хищник со всем уважением был поселен во дворце, на случай будущих нашествий мышей. Но у этой легенды есть продолжение. Другой бедный, но хитрый китаец, узнав эту историю, решил, что если за обычного кота глупые и дикие венецианцы готовы выложить столько богатств, то сколько же ему дадут за изысканные китайские шелка и прочие «приличные товары»?! Китаец влез в долги, накупил товаров и отплыл в Венецию… Дож очень заинтересовался предложенными изысками и предложил обменять их на самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, китаец получил драгоценного пожилого кота и отправился обратно в Китай…А кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам. Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».





Гатто

Добавлю ложку дегтя в милые истории про котиков. Помимо маски Гатто (маска кота) есть GNAGA (от итал. "gnau""-""мяу", произносится как "ньяга"), с которой связано венецианское выражение "иметь наглость ньяги". Пикантность этому виду масок придает то, что они являются символом сторонников однополой любви (что в Венеции, в отличие от всей Европы, не преследовалось со всей суровостью средневековой Инквизиции, но и не признавалось). Чаще всего женские маски были больше похожи на кошку, а мужские - на женское лицо. Но не обязательно. Джакомо Казанова в своих мемуарах о Венеции описал встречу со странным коренастым мужчиной в женской одежде и маске кошки, который держал корзину набитую котятами, мяукал и выкрикивал прохожим провоцирующие непристойности. Если эту маску носили мужчины, переодетые в женщин, то им полагалось мяукать и имитировать вихляющими движениями кошачьи повадки. Зачастую они приставали к гуляющими, а сопровождали их карлики, были одеты в костюмы детей и окружали свою мнимую «няню». Платье под эту маску должно старым (а еще лучше – рваным), ярким и вульгарным.









Джокер

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli) - как я уже упоминала, этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте. Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего. Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.



Mattacino

Mattacino (Маттачино) – еще один шут, агрессивная вариация Джокера. Носители этого костюма дикие и необузданные, отличались непочтительностью, задавали тон развлечениям, шествуя громкими группками по утреннему городу. Маска "Маттачино" получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (маттинате). Любимой забавой этих шутов было метание «парфюмированных яйц» (а они и вправду были наполнены розовой душистой водой) в прохожих. Основным атрибутом этого образа был длинный ремень в руках. Сложенный пополам, он использовался как праща для метания яиц. Жертвами зачастую становились женщины, спешащие по утренним делам. Костюмом был белым (но в ходу и многоцветные костюмы), ботинки - красными. Головной убор был белый и с двумя мягкими рогами. Известны так же вариации шляп или причесок, богато украшенных перьями. Основной плюс этого образа состоял в том, что в нем можно было вести себя сколь угодно непочтительно, выкрикивать пошлости, вычурно кривляться и жеманно позировать. Да так, что Маттачино был в конечно итоге стал еще одним символом геев и лесбиянок, а первое объединение гомофилов называлось "Общество маттачини".




Вольто

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку. Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.









Доктор Чумы

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) - самый страшный образ Карнавала, фактически образ Вестника Смерти, перекочевавший в Карнавал для уменьшения ужаса перед этой значимой фигурой. С этим образом я экспериментировала чаще всего на своих мероприятиях и с удивлением выяснила, что он вызывает страх на архетипическом уровне даже у людей, не знакомых с традициями Венеции. Классический вид Доктора практически повторяет «униформу чумных врачей»: маска с птичьим клювом (врачи во время чумы в клюв закладывали смесь целебных трав, уменьшающих риск заболеть и отчасти ослабляющих запахи болезни. Материал маски зависел от финасового положения врача. Богатые медики носили клювы из бронзы), длинным черным плащом (у настоящих медиков материал пропитывался воском с добавлением камфоры), посохом в правой руке (посох был нужен, чтобы не прикасаться к больному руками, что было весьма разумно с точки зрения санитарии и отгонять безнадежных зараженных. Некоторые помещали в жезле ладан, который должен был отгонять чертей). Настоящие врачи носили еще в левой руке скальпель для вскрытия чумных бубонов и «поммандер» - коробочку с целебными травами и веществами, которые должны были «отпугнуть» болезнь. Именно такой вариант защитного костюмы предложил французский медик Шарль де Лорме (фр. Charles de Lorme) в 1619 году. Этот вариант униформы был сделан на подобие кожаных доспехов лёгкой пехоты и состоял длинного плаща (от шеи практически до пола) обтягивающих перчаток и грубых ботинок. Завершала костюм доктора кожаная шляпа с широкими полями (именно по ней в Средние века идентифицировали Доктора), под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Плащ заправлялся у шеи под маску. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском. Плотный и обработанный материал костюма был нужен во избежание контакта с больными. К счастью именно такой костюм позволял уменьшить вероятность получить укус блохи - основного переносчика чумы, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Однако, несмотря на все эти меры, самым популярным рецептом было "cito, longe, tarde", то есть, бежать из зачумленных городов как можно скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Правды ради отмечу, что в Средние века чумой называли не только бубонную и легочную формы заболевания, но и моровую язву, а также любые эпидемии с быстрым летальным исходом. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок. Он дурит других участников обилием латинских и медицинских слов, ставит нелепые диагнозы, выписывает рецепты. Изменилась и сама маска Medico della Peste. Она заметно упростилась, потеряв свое практическое назначение. Однако сохранившиеся клювообразная форма и стилизованные очки нам по-прежнему говорят, что перед нами доктор, мрачный символ зачумленных городов. Чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, что отразилось, например, в появлении аналогичного персонажа в итальянской «Комедия дель арте». Доктор Чумы зачастую является судьёй Карнавала.





Моретта

Последняя маска в этом блоке, удостоившаяся вашего внимания, не является маской Венецианского Карнавала в чистом виде. Она пришла в островное государство из Франции и использовалась венецианками в повседневной жизни и как следствие влилась и в Карнавальное действо. Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», "Немая служанка" от итал. «servetta muta») - женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет. У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. Ну-ну, я так понимаю, что именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как "Отрада мужей" и "Маска семейного благополучия"? Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен. Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

2019 г. Сайт режиссера массовых мероприятий.