Казахская свадьба: традиции и обычаи. Обычаи сватовства у казахов

Казахстан – страна, где люди чтят и гордятся традициями, которые завещали им предки. Одними из самых ярких и запоминающихся событий является казахская свадьба . Некоторые элементы традиций сегодняшних казахов позабыты, но большая часть обычаев с точностью выполняется и в наше время.

Казахская свадьба вообще очень серьезная тема в семье казахов, поэтому отец и мать подбирают будущую супругу сыну еще до совершеннолетия. Девушка должна иметь хорошую наследственность, выходить с достойной и уважаемой семьи. Еще молодые не могут находиться в родственных узах до седьмого колена. Запрещалось создавать семьи с неравными по возрасту супругами, так мужчины не могут быть старше любимой больше чем на 25 лет, женщинам позволялось быть старше максимум на 8 лет от своих избранных. Если девушка подходила, и все стороны были согласны в будущей помолвке, то родители договаривались о встрече, чтобы обсудить будущее своих детей.

Кыз узату – важная традиционная составная казахской свадьбы. Выполняя обычай кыз узату сваты в нечетном количестве человек приезжали за будущей супругой. Среди них «бас куда» — самый важный сват, кудалар и товарищ жениха. Действие сопровождается песнями и танцами, преподносились дары. Тут же родственники будущей невесты зазывали сватов к себе в гости.

На следующий день утром, в соответствии с обычаем кыз узату , девушка отправлялась со сватами в путь на рассвете. Во время отбывания она прощалась со всеми национальной песней. Молодые исполняли песни – «аушадияр» «жар-жар». После чего возлюбленная с матерью и младшими братьями и сестрами размещались в повозке. Избраннице нельзя поворачиваться назад, спереди ехали сваты. Замыкали весь этот караван разодетые парни с шутками и весельем. Невесту в аул к жениху везли торжественно, люди, выходившие из аулов, мимо которых проезжала невеста могли попросить подарок, это еще один обычай, который называется туемурындык. Сыновья почетных и высокопоставленных людей, в народе называемые джигиты, отправлялись на смотрины в соседние деревни, приглашая с собой своих друзей. Такие молодые люди считались почетными гостями в любой из деревень. Очень жаль, что на сегодняшний день традиция практически утрачена, молодые люди сами распоряжаются в своих делах сердечных.

Сватовство

У многих народов существует такой предсвадебный обряд как сватовство, не являются исключением и казахи. В роли сватов выступает отец избранника и его родственники. Семья будущей супруги заранее предупреждена о визите сватов и обязуется предоставить угощения гостям, конечно если жених и вся его свита достойны этого. Когда сваты приезжают к дому, они должны заплатить за вход, потому как женщины из семьи невесты по обычаю устанавливают аркан. Оплата обычно производится деньгами и отрезами дорогой ткани. За дружественной и теплой беседой разговор ведется на всяческие темы, не затрагивающие напрямую обсуждение грядущего торжества. И только когда эта дружественная трапеза идет к завершению, сваты начинают обсуждение своего главного вопроса, для которого они приехали.

В обсуждении всех тонкостей свадьбы принимают участие все старшие сваты, здесь оговаривается размер калыма. В конце обсуждения проводится древний обычай «шашу», в котором родственники жениха осыпаются печеньем, конфетами, монетами, также сваты могут подвергнуться всяческим испытаниям, принять участие в юмористическом представлении. Существует еще старинная казахская пословица – «женятся на сто лет, сватаются на тысячелетие». Сваты со стороны жениха, когда приезжают сватать невесту обязаны иметь при себе мешочек, украшенный лентами и монетами со всякими подарками: конфетами, печеньем, отрезы тканей, сухофрукты и т.д. Такой мешочек имеет название – «коржун». Когда жених и его родственники уезжают домой они тоже получают ответные подарки от сватов, самый ценный дар вручается отцу жениха.

Показ невесты

Невеста может показать себя сватам только после того, как обе стороны будущей семьи перезнакомятся друг с другом и обговорят все важные детали свадьбы и колым. Перед тем как невеста покажет себя всем членам семейства жениха, они должны будут внести плату за такие смотрины, которая на казахском звучит – «коримдик». Только после уплаты «коримдик» невеста показывает себя будущим родственникам. Следом за этим идет еще один обряд, который установит окончательно за девушкой статус невесты. Родственники жениха надевают на нее серьги, эту роль обычно исполняет мать жениха. Сваты также вручают подарки остальным членам семьи невесты, в основном это драгоценности – кольца, колье, броши и др.

Колын мал

После сватовства и показов следует еще одна довольна известная традиция . По ее условиям родители жениха должны уплатить колын мал за невесту. Платится он преимущественно скотом, количество платы зависит от достатка сватающихся. Колым в 5-6 голов скота платили бедные сваты, в то время как богатые могли платить от 300 до 1 тысячи голов скота за невесту. К нашему времени традиция изменила вид, сейчас родители невесты должны обеспечить молодых посудой, постельными принадлежностями, коврами и т.д.

Родители жениха заботятся о том, чтобы в жилище молодых появилась новая мебель. Бывает и такое, что жених во время этих до свадебных обрядов принимает решения вдруг отказаться от брака с девушкой, тогда на возврат колыма ему рассчитывать не придется. Родители обманутой девушки могут даже потребовать уплатить штраф у ветреного парня и его родственников. По-другому сложиться ситуация, если от брака откажется невеста, в этом случае ее родители обязуются сполна вернуть прежде уплаченный выкуп, а также уплатить штраф для компенсации договора.

Наряды молодоженов

На казахской свадьбе по обычаю невеста должна быть наряжена в красное платье. Но современная девушка может облачаться и в белое. Сверху свадебных платьев, обычно с длинным рукавом, надеваются расшитые узорами разноцветные жилеты. Важным элементом в свадебном наряде невесты является головной убор – «саукеле». По традиции это рукоделие очень тонкой работы, из дорогих тканей, бархата или велюра, украшенное рубинами и жемчугом. Также декорируют такой головной убор бисером и монетами, сверху головного убора прикрепляется хохолок из пучка перьев филина, по краям пришивается мех лисиц, норки и др. Такой головной убор демонстрирует гостям богатство и достаток семьи невесты. «Саукеле» — может полюбоваться поближе любой из гостей, за небольшой подарок, преподнесенный невесте. Костюм жениха также должен быть на высоте. Традиционно наряд жениха должен превосходить по цене любой костюм гостя. Жених должен выделяться из толпы своим нарядом, а его головной убор с пучком перьев филина на верхней части головного убора ему в этом отлично помогает.

Свадебная церемония

Дату свадебной церемонии стараются назначить на конец лета, выбор этого периода обуславливается спелостью многих фруктов. «Неке кияр» — это самый важный обряд. Для этого приглашается 2 свидетеля и мулла, перед ним ставиться чаша (пиала) с водой и монетами на дне покрытая тканью, в воду добавляют соль и сахар — это защищает молодоженов от измен и приносит счастье в семью.

Муллу окружают все родственники и близкие, которые явились на церемонию. Он читает молитву 3 раза и после каждого раза молодые должны отпить из пиалы в одном месте, затем пиала передается по кругу и каждый пьет и берет из нее чайной ложкой монеты. Будущие муж и жена при всех подтверждают свое намерение войти в брак. Свидетели присутствуют для того, чтобы подавать пиалу присутствующим. По законам шариата беременная казахская девушка не может войти в брак, следует перенести дату и дождаться выхода на свет малыша. В наше время с этим почти никто не считается, особенно если девушка находится на первых месяцах беременности.

Церемония прощания

Вступившая в брак девушка торжественно прощается с отчим домом, обряд называется – «коштасу». Эту традицию казахи продолжают чтить по сей день, девушка обязана сказать слова прощания всем близким родственникам. В этот момент она начинает петь обрядную песню, в которой выражает сожаления о том, что покидает родной дом, в то время как ее братья и сестры могут продолжать жить в доме родителей. После этого невесте нельзя будет возвратиться в родной дом еще 1 год, чтобы максимально быстро привыкнуть к новому, при этом не воспрещается, видится со всеми родными.

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

200. У казахов не принято всуе кусать свой большой палец, ибо так людям свойственно поступать лишь в минуты траура, великой скорби или непоправимой утраты. Делать это без достаточного на то основания запрещено и воспринимается как зловещий символ. Только в глубоком раскаянии или сожалении человек закусывает свой большой палец.

201. У казахов непозволительно плевать в небо и в направлении шанырака - поразит Бог Синее Небо и дух-хранитель шанырака.

202. Не принято рассматривать подошву обуви: где только не ступает нога человека и что только не давится его башмаком... При виде нечистот с подошвы человеку может сделаться нехорошо вплоть до расстройства здоровья. Коль уж придется взглянуть на грязную подошву, человек трижды сплевывает - чтобы не брезговали глаза, чтобы не захромали ноги.

203. По обычаю, когда новоиспеченная сноха впервые выбирается по случаю в соседний аул, ее свекровь и тетки со словами «Сложи себе в лохань» вручают ей перстни, колечки, браслеты и тому подобные вещи. Когда молодуха разрешается первенцем, в первую купальную воду младенца погружают те самые вещи. Искупав ребенка, тетки вынимают украшения и благословляют дитя на многую лету. Смысл - чтобы малыш вырос не скупым, но щедрым и отзывчивым.

204. На обряд снятия «собачьей сорочки» - чествования сороковин новорожденного - собираются женщины аула. Сняв эту самую «собачью» пеленку, в нее завязывают узлом какую-нибудь сладость и, повязав на шею собаке, отпускают с ней прочь. Ребятишки обычно излавливают эту собаку и, достав сладкое, лакомятся, разделив поровну. Вновь добытую ребятами «собачью сорочку» впоследствии передают какой-нибудь бездетной женщине. Значение этого обряда - чтобы побольше было детей, доставляющих радость всему миру.

205. По древнему обычаю, у казахов принято растить детям кекiл - хохолок, или чубчик. Для этого голову ребенка бреют наголо, оставляя на лбу аккуратно окантованный островок волос. Такой кекиль украшает ребенка, через него малыша холят и ласкают. Также и лошадиную челку обычно называют кекилем. Кекиль оберегает своего носителя от дурного языка и глаза, от порчи и колдовства, от прочих напастей и случайностей.

206. Среди казахов издавна и широко распространены понятия «сглазить», «пронзить взглядом» (т. е. навести порчу), «достать языком (речью)». Некоторых людей опасаются как обладателей «дурного глаза» и «злого языка». Согласно верованиям, мишенью дурного глаза становится все самое хорошее и настоящее: хороший человек, милый ребеночек, отличный скакун, поимистый орел, красивая девушка, бесстрашный батыр, могучий борец... Вот почему, например, при большом скоплении народа и во время зрелищ хороших спортсменов и лучших лошадей держат скрытно, стараясь до поры никому не показывать - чтобы не навели порчу. Если человек пристально рассматривает юную невесту и младенца, кто-нибудь из ближних обязательно одернет по-доброму: «Сплюнь на землю, не то сглазишь». Есть предохранительные заговоры от дурной биоэнергии: против глаза произносят «сукк-сукк», против языка - «тьфа-тьфа», а если хвалят сверх меры, то говорят: «Пусть набредет язык твой на камень».

207. Впервые являя на люди молодую невесту, новорожденного или другие подобные объекты исключительного внимания, принято просить кјрiмдiк - подарок за смотрины. Делаете вы это не из корысти, а поощряя процесс всеобщего ознакомления с вашим новым счастливым приобретением. Коримдик отличается от байгазы тем, что обычно испрашивается на молодого члена семьи, хорошего коня, ловчую птицу. Байгазы же обычно дарится детям или молодым людям на обнову в одежде - чтобы поощрить их эстетическое чутье и поднять настроение.

208. Выданная замуж дочь не посещает дом своих родителей раньше, чем пройдет годовщина со дня свадьбы. Запрет этот установлен в интересах вновь созданной семьи - чтобы горел и разгорался очаг молодоженов. Нарушение запрета оборачивается тем, что «становится постылой постель и между молодыми начинает гулять ветерок охлаждения»; рожденный в такое время ребенок вырастает бесчувственным и жестоким. Вот почему чрезвычайно важно, чтобы молодая жена сполна адаптировалась в своей новой роли на новом месте, взяв на себя полагающиеся функции в хозяйстве и в отношениях с людьми: содержать дом в порядке и чистоте, не давать остывать и пустеть самовару, чинно и по уму встречать и провожать людей - со всеми сопутствующими обстоятельствами. И только после этого можно и нужно совершать торкиндеу - паломничество в родительскую семью. Прибыв туда, она вольна ликовать в голос и всячески выражать свое дочернее томление. Добро, если свидание с домом преисполнено радости. Отец и мать встречают соскучившуюся по ним дочь добром и радушием, а провожая в обратный путь дают все, что бы она не попросила. Счастлив народ, если сердце навестившей девки успокоится любовью, - убеждены казахи.

209. У казахов есть обычай, называемый «зятевой ногой». Приехав к себе в дом со своей невестой и тещей, жених через некоторое время с почестями доставляет тещу восвояси. По прибытии в дом невесты, в награду зятю теща вместе с тестем посвящают скотину, которая так и прозвана «зятевой ногой» - в пожелании, чтобы и в дальнейшем зять был столь же учтив, быстроног и удачлив в пути.

210. У казахов есть обычай «казан жарыс» - «котловые гонки», или повивальное соревнование стряпух. Когда у беременной начинаются схватки, соседки вступают в кулинарное первенство с условием - приготовить блюдо до того, как ребенок появится на свет. В казахских понятиях, покидающий чрево ребенок также включается в это соревнование и норовит родиться быстрее, чем будет готова еда.

211. Обряд «тагым кагар» - «похлопывание по седлу» справляется перед долгой дорогой: аулчане собираются и похлопывают по седлу на коне отбывающего. Дом уезжающего устраивает пир для собравшихся проводить, которые за угощением желают путнику всяческих успехов.

212. Весьма любопытный обычай представляет собой «тобык жуту» - «проглатывание лодыжки». Для проглатывания обычно выбирают лодыжку заячью. Условие таково, что вызвавшийся произносит гадательное заклинание:

Если я батыр, выйди из моего сердца,
Если я борец, выйди из моего локтя,
Если я оратор, выйди из моего неба,
Если я счастливчик, выйди из моего лба.

Рассказывают, что прорастая и выпячиваясь из того или иного места, косточка указывает впоследствии на заложенные в проглотившем качества и таланты.

213. Широко распространен обычай «тумар тагу» - надевать оберег. Когда заболевает ребенок или младший по возрасту, человек берет у муллы специально выписанную молитву-заклинание, вшивает ее треугольником в лоскут кожи или белой материи и надевает на шею пациенту. Этот оберег-талисман призван охранять человека от бед, порчи и недугов. Существует много разновидностей тумара. Иногда тумарами освящают также молодь скота и заболевших животных.

214. По казахскому этикету, посещая по делам чей-либо дом, человек должен обязательно преклонить колено (т. е. присесть). Даже спешка не служит оправданием: преломив колено, вы проявляете к хозяину этого шанырака должное уважение. Если посетитель вошел и собирается уходить стоя, хозяин высказывает ему в сердцах: «Чего не присядешь? Или хочешь, чтобы наша корова стоя телилась?..» Старцы в подобных случаях приказывают: «Ты пришел не с огнем (т. е. не как враг), преклони же колено!». В этом - проявление вежливости и уважения к жилищу.

215. В соответствии с обычаем, человек, пришедший в дом за огнем, не говорит о цели своего визита: он берет огонь и уходит, не проронив слова. Только шепчет, воспламеняя свою хворостину: «Мать-огонь, убереги!». Потому, что по большому счету, приходить за огнем - манера не из поощряемых, в связи с чем заемщик огня старается не разговаривать. Неслучайно и народные метафоры непорядка связаны с огнем. Презирая сплетниц, в народе говорят: «У пришедшей за огнем бабы хайло в тридцать отверстий». Другая поговорка призывает: «Не приведи, чтобы стены были объяты горем, а народ - пестрым (как огонь) раздором».

216. Ушыктау («вылетучивание») - древний и претендующий на универсальность способ исцеления людей, испытавших отвращение от некачественной пищи, ветра и ненастья, мусора и дурных запахов. Если, споткнувшись, человек не может оправиться от боли, место его падения «вылетучивают», изгоняя вслух: «Уйди, зараза, уйди!», «Улетучься! Улетучься!». При некоторых заболеваниях больного перед закатом укладывают на землю преть, «вылетучивают», а потом заносят в дом и тепло укрывают.

217. Наряду с ушыктау существует также другая процедура ѕшкiру - «опрыскивание», «обдувание», или «обчихивание». Прочитав молитву, лекарь обдувает больного, энергично произнося: «Суф! Суф!». За это пациент оплачивает лекарю скотом или тканью - чтобы открыть болезни путь к бегству и таким образом наступило выздоровление.

218. Сосватанная девушка отдает сестренке свою тюбетейку или шапку. Это означает: «Теперь очередь за тобою, обрети же и ты свое счастье». Это у казахов называется шаргы. Удостоившаяся шаргы девица получает поздравления от своих теток и сверстниц: «Счастья тебе!», «Удачи тебе!». А старшие говорят: «Да осенится чело твое!», - и целуют девушку в лоб.

219. Во время свадеб, торжественных встреч, прибытия сватов или родственников, а также по другим радостным событиям женщины аула, смешав в пригоршнях курт и иримшик, конфеты и сладости, серебряные копейки, бросают все это в собравшихся людей с криками «Шашу! Шашу!». При этом никому не стыдно ловить и подбирать это шашу, чтобы затем в качестве дорогого и памятного гостинца преподнести своим детям и домочадцам. Шашу рассыпают только женщины: мужчин это занятие не красит. Шашу рассыпается на счастье, почему и поощряется то, что его поднимают дети.

220. Этот обряд совершается осенью, когда в овечьем стаде начинается сезон случек. Поясним, что во избежание преждевременного появления ягнят (из-за чего они могут пасть от холода, ненастья и голода) барану-производителю надевают до поры куйек - фартук-презерватив. Перед тем, как с барана-отца снимать куйек, устраивают праздник «шашыраткы» - «оплодотворяющего фонтана». Сняв куйек и пустив барана к овцематкам, люди собираются за дастарханом, принимают гостей и желают: «Приплод да множится двойнями». «Скот будет плодовит, травы - стеблистыми, овцы разъягнятся двойнями», - загадывают и искренне чают животноводы.

br>221. Обломить соломинку - обычай, совершаемый по констатации какого-то неслыханного и бесспорно положительного события. Стоит скупердяю проявить щедрость, трусу - показать геройство, а кому-либо еще совершить знаменательный поступок, как об этом говорят: «Вот событие, по которому следует сломать тростинку». И, подняв былинку или просто взяв спичку, ломают ее на две части - чтобы поощрить доброе проявление и уберечь его от сглаза и греха гордыни.

222. Казах борется с пожаром, разливая на его пути молоко: чтобы огонь скорее угас и не было трагедии.

223. Когда человек тяжело заболевает, терпит несчастье или испытывает угрозу жизни, то, прося помощи у Аллаха, он приносит в жертву белоголовую овцу - чтобы отвести от себя беду.

224. Маленьким детям отращивают волосы на макушке и делают косичку, вплетая в нее бусы. Такая прическа называется «айдар». С носящим айдар человеком пребывает отвага, которая сокрушает злые языки и взгляды.

225. В дни айта - поста - нельзя сердиться. Наоборот, следует справлять этот праздник с добрым сердцем и радушным нравом. Рассердишься в айт - злоба не развеется до следующего айта.

226. В канун айта в доме наводится чистота, выбрасывается все старое, негодное и изжившее срок. В айт совершаются только новые дела и делаются новые вещи - чтобы счастье прирастало новым добром.

227. Казахский человек не упоминает среди ночи волка. Чаще о волке говорят иносказательно - ит-кус (букв. «собака-птица»). Скажешь «каскыр» - он тут как тут обозлится и может пожаловать в гости.

228. Сноха никогда не называет по имени своего свекра, свекровь, деверей и вообще родственников мужа. Имена свекра и свекрови для нее абсолютно табуированы, для остальных же она обязана сочинить подобающие рангу каждого ласкательные и уважительные имена-прозвища. В этом - не только приверженность традиции почитать род своего мужа, но прежде всего - непреложное условие, чтобы иметь добрую репутацию и быть на хорошем счету.

229. Сведущий казах вряд ли станет ночью подолгу всматриваться в луну и считать звезды на небе: на луне живет старуха, которая, заметив твой пристальный взгляд, также вылупится и начнет считать твои ресницы. А человек с посчитанными ресницами точно умрет.

230. У казахов есть обычай приветствовать народившийся месяц. В летнее время с места, где он поздоровался с месяцем, человек срывает пучок травы, который, придя в дом, сжигает в огне очага. Этим он делает свою жизнь здоровой и безопасной.

231. В казахских понятиях огонь - свет и тепло, покровитель и попечитель жилища. Огонь - предмет особого культового поклонения казаха. Невесту, впервые переступившую порог дома, подводят к главному очагу и заставляют поприветствовать огонь, после чего усаживают на расстеленную подле огня легкую и пушистую шкуру, подразумевая под этим: «Будь лучезарной, как огонь, и мягкой, как эта шкура».

232. Приветствуя огонь, невеста заклинает: «Мать-Огонь, Мать-Масло, поддержите!» Другие женщины подливают масло в огонь и, согрев на чаду свои ладони, гладят затем лицо невесты - чтобы лик у невесты был теплым, тело горячим и чтоб е

233. В день Наурыза не пользуются щербатой и поврежденной посудой. Ведь наступает новый день, новая жизнь, новый год. Если есть и пить в этот день из щербатой и ветхой посуды - старые беды и болячки перейдут в новый год и счастья нового года не придется познать.

234. «Ярость - враг, разум - друг», - говорят казахи. Рассерженный на брата или сестру человек может вернуть себе самообладание, если, уперев руки в бока, на мгновенье зажмурит глаза.

235. Если беременной хочется разродиться мальчиком, ей следует класть под подушку мужнино оружие, брюки или еще что-то в этом роде. Если она хочет девочку - нужно спать с полоской цветного ситца, платьицем, колечком, серьгами, ожерельем, браслетами или бусами.

236. Если поссорятся близкие люди, какой-нибудь третий родственник приглашает их в гости и за общим столом старается их помирить. Иногда поссорившиеся сами, без посредников, приглашают один другого в гости. Поступают так из древнего этического принципа: «Пусть ему (ей) станет неловко и он (она) перестанет обижаться. Бьющего камнем бей угощением».

237. Если просят иголку, ее не дают острием вперед и с остатком нитки от последнего шитья. Ибо «хвостик» влечет за собой обиду, ссору и вражду. Также, возвращая иглу, ее во-первых, приносят без «хвоста», во-вторых, не вручают, а бросают на пол - чтобы укол иглы достался земле и ушел в нее..

238. Пищу, приготовленную на торжество или похороны, надлежит раздать без остатка - чтобы сохранилось изобилие, не кончалась еда и не скудел казан.

239. Нельзя кричать, приблизив рот к уху человека или животного: могут лопнуть перепонки и развиться глухота, а то и повреждение мозга.

240. Спящего человека не будят криком или тормошением. Просто надо мягко и отчетливо произнести: «Прерви свой сон. Да обласкает тебя Господь и осенит тебя девичьим сном». И лишь когда он проснется и откроет глаза вы можете сказать ему: «Вставай». Кричать и трясти спящего - значит получить недоспавшего, раздраженного и обиженного человека.

241. Постель, в которой провел ночь, наутро убирай сам. В неубранную постель забирается шайтан и начинает обдумывать для тебя всякие неприятности. Неубранная постель также навевает ассоциации с войной и разрухой. Также состояние постели - испытание для женщины, ее аккуратности. К неопрятной женщине пристает ярлык «неряха, неумеха, разгильдяйка, бескультурщина». Пристает недоброе имя - отстает удача.

242. Когда дарят камчу, лук, стрелы и другое оружие и снаряжение, его не вручают, а бросают на землю - чтобы жизненные силы, грехи и добродетели дарителя, а также возможные попутные заклятия подарка не перешли вместе с предметом. Тяжкий груз выносит только земля.

243. Казахи запрещают девочкам, а девушкам и женщинам - подавно, ходить с неприкрытым пупком, ибо это нехорошо. И дело здесь не только во внешних приличиях: открытый пупок - прямая дорога к блуду, унижению и несчастливой доле; в пупок попадает грязь и в нем свивает гнездо шайтан; от этого возникает нарушение менструации, завершающееся раком половых органов и смертью несчастной.

244. Запрещается кормить грудью ребенка при непокрытой голове кормилицы: женщина должна делать это в платке или косынке. Дело в том, что, завидев неприкрытую голову кормящей матери, шайтан берет с нее перхоть и закидывает младенцу в рот. Вырастая, такой ребенок превращается в манкурта, он ненавидит свою мать и подвергает ее издевательствам.

245. Даже наедине с супругом казахской женщине непозволительно «блистать» перед мужчиной неприкрытой грудью: вопреки своей воле муж может навести на нее порчу своими восхищенными глазами и комплиментами. В качестве последствия груди женщины сначала темнеют, потом воспаляются, после чего происходит отвердение тканей и теряется способность к лактации. Нет молока - нет и плодородия. Такая женщина уже не вполне женщина: она становится холодной, резкой и раздражительной и даже любящий супруг со временем охладевает к ней.

246. Когда невзначай проливается чай или иная пища, в любом случае нужно трижды сказать: «Бисмилля». Возможно, таким образом вы просто избежите запора, а возможно, впереди у вас - большое застолье.

247. Молодежь не одевает одежду престарелых людей, пока те живы: молодые от этого рискуют вскоре умереть или значительно сократить себе жизнь.

248. Девушке или девочке нельзя высовывать и показывать язык людям противоположного пола и всем старшим по возрасту - это непристойно. Впоследствии проклятие за этот грех падет на ее будущего ребенка: он будет наказан картавостью или немотой.

249. Женщине нельзя бросать в собаку камнем. Если она сделала это - она отступилась от своего счастья. Собака - одно из семи земных сокровищ - жестоко мстит за такое, делая обидчицу пусторукой и горемычной.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Кочевники считали, что в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский брак, пол будущего ребенка и время смерти. Каждому из этих этапов соответствовали специальные обряды, содержащие в себе магические элементы. Настало время рассказать о том, почему для казахов так важен выбор спутников жизни и как происходит сватовство.

Одинокий бессемейный человек в среде кочевников вызывал негативное отношение, он как бы олицетворял собой отсутствие Божьей милости, убогость. Таких сторонились. Например, вдов не приглашали на праздник, связанный с рождением малыша, чтобы их одиночество не спроецировалось в будущем на ребенка.

Создание новой семьи было важным этапом в жизни рода, к этому готовились заранее, родители подыскивали сыну достойную пару. Право наследования у казахов шло по отцовской линии.

Обряд сватовства по-казахски называется құдалық. Если семьи договаривались о браке еще не рожденных детей, то таких сватов называли «БЕЛ ҚҰДА». Когда родители соглашались на союз мальчика и девочки, уже лежащих в колыбели, то таких сватов именовали «БЕСІК ҚҰДА».

Құдалық был по сути целым институтом, обряд мог длится годами — пока подрастают будущие новобрачные. Но жизнь современных казахов подчинена иному ритму. Переговорщиков нынче никто на чужую сторону не засылает. Предложение руки и сердце от жениха передают сразу сваты — құдалар.

Выбор сватов - это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют «БАС ҚҰДА».

Раньше главный из сватов «бас құда», заходя в дом невесты, вешал камчу на почетном месте. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (казахи это называли - қамшы қайтару).

Желательно чтобы среди сватов были авторитетные люди, так как в доме невесты могут возникнуть серьезные споры, по-казахски называется «Жанжал». Эти люди должны преодолеть все трудности. Это, как правило, опытные, уважаемые люди, прекрасные собеседники, которые могут уладить спор.

Обычно стараются, чтобы среди сватов были знакомые стороне невесты люди: сокурсники, односельчане или из одной родо-племенной принадлежности. Тогда вообще ситуация изменяется, легче разговаривать.

В миссию сватов входит не только склонить родителей невесты к браку, но и вручить традиционные подарки. Во время кудалыка стороны договариваются о дате ответного визита родственников невесты, о том, сколько приедет сватов, когда и где пройдут свадебные тои и об условном калыме.

Сам выкуп являлся своего рода материальной ответственностью, выплачиваемой гарантией соединения, брака двух молодых, и его прочности. Вообще, это слово «қалыңдық мал». То есть скот, выплачиваемый за невесту. Раньше, в советские времена, его называли по-русски «калым». Это неверное понятие - будто казахи продавали своих дочерей за скот. На самом деле, выкуп-то возвращался с приданым. Он был одним из видов обмена подарками у казахов.

У казахов если за невесту дают плату, то родители невесты еще больше обратно возвращают. То есть этот выкуп как бы показывает состоятельность жениха в качестве будущего главы нового хозяйства.

Тем временем на кухне готовится и украшается «құйрык бауыр», сваренная печень с курдючным салом, разрезанные на маленькие полосы или пластины. Согласие или одобрение сватовства стороной невесты выражается в преподношении гостям этого ритуального блюда. Тарелку с ритуальными кусочками подносят сватам жениха, те по очереди берут, едят и дают взамен деньги.

Понятие печени у казахов более широкое, это то, что связано с кровью. Это значит - мы стали единокровными.

Сваты с обеих сторон взаимно угощают друг друга, как бы закрепляя этим узы сватовства («құдалық») и будущего родства на долгие годы.

А если при этом присутствует жених, то ему преподносят баранью грудинку («төстік»). Грудинка исполняет символическую функцию, обозначающую дружбу, близкие отношения, выражает близкое родство. Грудинку дают зятю, как главной личности, явившейся причиной дружбы.

Сваты прощаются, хозяева и родня их провожают, обнимаются.

Семейный быт казахов вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта предков. Да, некоторые ритуалы трансформировались, упростились, а то и вовсе исчезли. В то же время внутреннее содержание свадебной обрядности сохраняет национальный колорит и сватовство по-прежнему остается одним из особенных событий в жизни казахской семьи.

Подробнее смотрите в проекте "Этнографический атлас"

Материал подотовила Айгуль Айтмуханова