Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода? Влияние развода родителей на детей

Как и другие системные кризисы, развод имеет последствия для всех членов семьи. Однако в силу высокой эмоциональной значимости в обществе темы последствий развода для ребенка на ней стоит остановиться подробнее. Условно эти последствия можно разделить на реактивные (относительно краткосрочные) и структурные (относительно долгосрочные в силу того, что они, по сути, характеризуют социальную ситуацию развития ребенка).

Реактивные последствия подробно описаны и проанализированы в работах психоаналитически ориентированного терапевта Г. Фигдора (1995, 1998). В них показано, что негативная эмоциональная симптоматика у ребенка - гнев, страхи, импульсивность и др., - возникающая непосредственно после развода, не является патологической, а представляет собой здоровые реакции на внезапно пошатнувшийся мир. В частности, страх во многих случаях заставляет детей регрессировать, они опять будто «цепляются» за мать. Регрессия в таком случае представляет собой попытку вновь восстановить доверие, которое пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как когда-то в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери.

При этом внезапное исчезновение реакций на развод в большинстве случаев еще не свидетельствует о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций связано с вытеснением или отрицанием тревоги. Появление внешнего спокойствия в ситуации кризиса, в том числе и в поведении детей, часто служит признаком именно начала патологического реагирования и развития ребенка. Ошибочные заключения по поводу взаимосвязи между видимыми реакциями и психическими событиями наблюдаются в виде надежды родителей на то, что ребенок спокойно воспримет развод, и приводят к борьбе с внешними проявлениями его горя, например с гневом или регрессивными реакциями. Таким образом взрослые могут неумышленно усилить его страх: ребенок боится окончательно потерять отца - из-за того, что в их встречах возникают трудности, или мать, потому что замечает ее злость, когда проявляет свои реакции и симптомы.

За консультацией обратилась мать 16-летней девушки, оканчивавшей школу. На протяжении всех лет обучения девочка училась хорошо, легко и с удовольствием, но в последние несколько месяцев ее поведение кардинально изменилось: она начала прогуливать уроки, игнорировать домашние задания, конфликтовать с учителями. Семейная ситуация, сложившаяся в предшествующие этим изменениям месяцы, объясняла ее поведение: неожиданно для всех из семьи ушел отец (к другой женщине, прожив в браке более 20 лет), и одновременно старшая сестра вышла замуж и уехала из родительского дома.

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание наложение друг на друга сразу нескольких задач развития: подростковый возраст младшей сестры, развод родителей, замужество и переезд старшей сестры. Все это требовало быстрого псреструктурирования семейного устройства, что стало чрезмерным стрессом для всех. Проблемное поведение девушки позволяло компенсировать резкость изменений: как только матери становилось известно об очередной выходке дочери, она вызывала отца и старшую дочь, и семья вновь «воссоединялась». Однако сама девушка не испытывала при этом облегчения, так как остро переживала, что подводит и огорчает мать в такой сложный для нее период, и одновременно чувствовала, что теряет ценное для нее уважение отца.

Структурные последствия развода родителей для ребенка, причем развода двух типов - и завершенного, и незавершенного, представлены в исследовании Г. Л. Будинайте и Л. Коган-Лернер . Данные наблюдений терапевтов и консультантов, занимающихся помощью семье на протяжении второй половины XX в. в Америке и Европе и в последние два десятилетия в России, свидетельствуют о том, что степень адаптации ребенка к постразводной ситуации во многом зависит от того, как бывшим супругам удается справиться с разводом, а именно - как им удается «развести» функциональные зоны супружества и родительства.

В реальных жизненных ситуациях, как правило, можно встретить три варианта такого «разведения», потенциально имеющих различные последствия развода для ребенка:

  • 1) один из бывших супругов сохраняет родительскую роль, второй полностью лишается ее (добровольно или нет);
  • 2) оба супруга сохраняют родительские роли, несмотря на конфликтность;
  • 3) оба сохраняют родительские роли и способны к родительскому сотрудничеству и партнерству.

Терапевтическая практика показывает, что именно поведение и степень включенности родителя в воспитание ребенка, не проживающего с ним (в нашей стране это чаще отец), а также наличие или отсутствие конфликтов между бывшими супругами, сама возможность родительского сотрудничества зачастую определяют особенности последствий развода.

В исследовании изучались особенности представления о семейной структуре детей, переживших развод родителей от 2 до 6 лет назад (2 года - минимальный срок, необходимый для перестройки системы), в сравнении с представлениями о семейной структуре детей из семей с сохраненным супружеством. Группа детей из переживших развод семей была разделена на две подгруппы - с завершенным (функциональным) или незавершенным разводом. Эти подгруппы выделялись на основе анализа особенностей протекания развода, контактов родителей друг с другом, конфликтности их общения, частоты контактов ребенка с обоими родителями.

Согласно данным, полученным с помощью системного семейного теста Геринга (FAST), между семьями с завершенным и незавершенным разводом обнаружены существенные различия. Для группы с незавершенным разводом характерна размытая, невыраженная иерархия , что, с одной стороны, может быть связано со снижением родительского авторитета в восприятии ребенка при наличии большого количества скрытых или явных конфликтов и негативизма в общении родителей. С другой стороны, во многих случаях дети из таких семей часто принимают на себя роль психологического партнера родителя, с которым живут, обеспечивая ему эмоциональную поддержку. В группе семей с завершенным разводом распределение данных, полученных по параметру «иерархия семейной системы», совпадает с распределением данных, полученных по этому параметру в группе семей с сохраненным супружеством, что можно объяснить более последовательным выполнением бывшими супругами родительских функций.

Другим параметром изучения семьи в данном исследовании стал параметр иерархических отношений в родительской подсистеме, отражающий представления ребенка об иерархических отношениях отца и матери (как родителей). В группе семей с сохраненным супружеством почти во всех репрезентациях фигура отца была больше, чем фигура матери, а в группе разведенных семей фигура отца больше фигуры матери только в одном случае. В семьях с завершенным разводом больше всего репрезентаций (67%), в которых фигуры отца и матери одинаковы по высоте. Авторы делают предположение, что семьи с сохраненным супружеством характеризуются более патриархальным укладом семьи. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственной связи двух явлений: патриархальность служит условием создания более устойчивого брака - по крайней мере, в нашей культуре - или, напротив, стремление к устойчивости отношений приводит к развитию этой характеристики. Также можно предположить, что прийти к завершенному разводу в наибольшей степени способны эгалитарные пары, в которых иерархия родителей может восприниматься как равная.

По параметру уровня близости в семейной системе группа семей с незавершенным разводом оказалась ближе к семьям с сохраненным супружеством, чем группа семей с завершенным разводом. Обозначая с помощью расстояния между фигурами не только психологическую, но и территориальную близость, дети из семей с завершенным разводом чаще разделяют семью на несколько групп с несколькими ядрами, отражая изменение границ в жизни семьи. Возможно также, что высокий уровень близости в ситуации незавершенного развода связан не столько с реальной, сколько с желаемой ребенком близостью между членами семьи. При завершенном разводе чаще задействуется ресурс расширенной семьи, тогда как при незавершенном разводе это может нс происходить. В случае же незавершенного развода на фоне возрастающей близости и даже «слияния» ребенка с матерью, а иногда, например, с бабушкой по маме, связи ребенка с родственниками по второму родителю очень часто нарушаются.

Таким образом, учет типа развода позволяет дифференцировать его структурные последствия и более точно оценивать их влияние на психологическое благополучие ребенка без опоры на исключительно эмоциональную оценку данного события.

Развод родителей изменяет привычную семейную и жизненную ситуацию ребенка, что закономерно вызывает у него различные реакции - протестные, фобические, депрессивные. На остроту и устойчивость его переживаний оказывает влияние совокупность факторов:

  • - характер внутрисемейных отношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем: дисфункциональные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий; устойчивые реакции дезадаптации детей фиксируются в хронически конфликтной семье;
  • - особенности протекания процесса развода : эмоциональная реактивность детей соответствует этапам переживания утраты, например, первые два года после развода у дошкольников наблюдается неблагоприятная эмоциональная и поведенческая симптоматика, затем происходит нормализация, и через 3-4 года, при благоприятных семейных условиях, признаки перенесенной психологической травмы исчезают ;
  • - характер взаимоотношений бывших супругов после развода ;
  • - степень изменений привычного уклада жизни ;
  • - степень информированности ребенка о разводе и открытость коммуникации в семье, доступ к контактам с обоими родителями: положительное воздействие на успешность преодоления детьми последствий развода оказывает открытое обсуждение с ними ситуации, напротив, табуирование этой темы, уход от «лишних» вопросов приводят к росту тревоги у ребенка, замещению информации о реальности фантазиями, вытеснению «трудных» или «стыдных» переживаний;
  • - возраст ребенка. Наиболее трудный и опасный возраст для переживания развода родителей - от 4 до 10 лет, так как это возраст эгоцентрического, или «магического», мышления (Ж. Пиаже), когда ребенок воспринимает и мыслит себя неотъемлемой частью всех жизненных событий, свидетелем которых становится. Он будто все берет на себя, во всем видит свое участие и старается повлиять на то, что для него важно. К концу этого периода, на основе того, как ребенком была воспринята и понята жизненная ситуация, он часто принимает некоторые решения-стратегии относительно себя и других. Они ложатся в основу его идентичности и, автоматизируясь, превращаются в устойчивые убеждения, руководя его жизнью в дальнейшем.

Женщина 35 лет абсолютно убеждена, что мужчин надо либо постоянно контролировать, либо держаться от них подальше. Это убеждение коренится в ее детстве, когда, начиная с 7-летиего возраста, она то «отчаянно и безуспешно старалась наладить» совместную жизнь своих родителей, то пыталась убедить их развестись.

  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91-110.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Последствия развода на детях сказываются травматично. Один из самых трудных периодов в жизни ребёнка состоит в том, чтобы пережить и пройти через опыт развода его родителей.

Последствия развода могут быть разными для детей в зависимости от их стадии развития, возраста и пола, но дети в любом случае страдают до и после бракоразводного процесса.

После развода родителей, дети, чувствуют потерю стабильности и безопасности, они могут замыкаться в себе, исходя из попытки и желания, объединить своих родителей, а в случае, когда родители всё же расходятся и все их переживания остаются либо тщетными, либо незамеченными – дети чувствуют потерю чего-то самого важного . Чего-то, что было опорой их жизни, их мира.

Влияние развода на детские чувства. Что думают наши дети?

Дети могут реагировать совершенно по-разному на надвигающийся развод. В некоторых случаях малыши могут быть весьма печальны, переживать депрессии и даже не спать по ночам. Причина столь высокой тревоги заключается в том, что ребенок боится быть отвергнутым, брошенным одним родителем или даже обоими . В некоторых случаях дети могут чувствовать себя очень одинокими, особенно, когда один из родителей подолгу отсутствует в семье и не появляется дома.

Независимо от того, какова ситуация и в чем её причина, сам по себе развод, как таковой может влиять на ребёнка и с другой стороны. Некоторые дети остаются с раной на всю жизнь и чувствуют себя преданными, брошенными, отвергнутыми , а некоторые, не смотря на высокий уровень своих переживаний, проходят через это, свыкаются с этим и идут дальше. Проблема развода не затрагивает их глубинных качеств и тайных сторон души. Конечно же, самое главное в этом процессе это то, как родители сами развивают эту ситуацию. Так она отражается и на детях.

Некоторые из основных последствий, отражающихся на детской психике во время разводов

    Дети считают, что их больше не любят родители;
    У детей появляется чувство брошенности и запустения, данное чувство может перейти в желание ухода из дома;
    В результате невозможности помирить родителей и сделать что-то для сохранения семьи дети чувствуют свою беспомощность и своё бессилие
    Дети злятся.

Беспомощность, тревога, разочарование

    – может выливаться в неприкрытые приступы агрессии как в сторону одного родителя (виновника ситуации), так и обоих;

Дети винят себя

    , полагая, что это они что-то сказали или сделали не так, и что именно их какой-то поступок привел родителей к разрыву;
    Дети во время развода родителей переживают боль и скорбь сравнимую по силе только со скорбью смерти.

Возможные последствия или протесты со стороны ребенка

Диапазон изменений, проявляющихся в поведении детей поле бракоразводных процессов, достаточно широк и непредсказуем. В связи с горькими переживаниями, страданиями и причиненной психике ребенка травме, боль может вылиться в замкнутость, частую уединенность в собственной комнате, курении, наркомании, насилии и даже суициде. В зависимости от возраста и восприимчивости ребенка последствия могут выливаться в необоснованные страхи, бессонницу, недержание мочи, агрессию и частые нервные срывы, отображаться как проблемы в школе и в общении с друзьями.

В некоторых случаях, если ребёнок всегда был общительным и открытым, тянулся к родителям и считал их друзьями, развод может выглядеть в глазах вашего малыша, словно вселенская катастрофа. Такие дети могут становиться крайне уязвимыми, стараться постоянно обращать на себя внимание, не отходить от родителей.

Во время бракоразводного процесса детская психика и ранимая душа требует большого внимания к себе, понимания и чуткости. В этот период дети требуют от родителей эмоционального сопереживания и созвучия их боли, большей чуткости и нежности, большей близости, как духовной, так и физической. Это требование крайне необходимо для неустойчивой детской психики.

Многие дети, видя переживания старших, принимают решение о том, что они должны заботиться о своих разведенных родителях. Дети с неподдельной искренностью очень сопереживают своим маме и папе и стараются быть всё время рядом, заботиться, разговаривать, проявлять ласку и внимание. Это очень важно для ребенка, и в такие моменты его ни в коем случае нельзя отталкивать или прогонять. Если у ребенка не получается помирить родителей, то его внимание чаще всего проецируется на «пострадавшем», то есть на родителе, который переживает больше всего.

Старайтесь быть ближе к ребенку, прислушиваться к его словам, чаще обращать внимание на его поведение. Больше общайтесь и делитесь с ним, проводите время вместе с ребенком, не давайте ему чувствовать себя брошенным и одиноким, и не забывайте, что только родители могут помочь лучше любого другого человека справиться своему малышу с этими сложными и страшными для него изменениями в жизни.

Детское сердце очень маленькое, но боль, которую оно способно пережить, к сожалению, часто непонятна нам, взрослым.

Счастья Вам, и если у вас есть возможность передумать, принять, понять или простить, сделайте это и не рубите с плеча! Потому что, когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов, таких как, понятие семья, брак, любовь, преданность и верность.

Семейная жизнь иногда может быть не такой хорошей, как хотелось бы, и между мужчиной и женщиной могут возникать некоторые проблемы, которые впоследствии приводят к разводу. На сегодня развод является очень распространенным явлением, и это не так уж и страшно, если не замешаны дети.

Некоторые родители иногда ради детей могут терпеть все трудности, но иногда бывает и так, что сил уже не хватает. Каждый развод очень плохо влияет на ребенка, вне зависимости от того, какого он возраста. Развод является одним из самых трудных моментов в жизни ребенка, когда ему нужно понять и принять то, что больше мама и папа не будут жить под одной крышей.

В зависимости от возраста и стадии развития, ребенок по разному переживает этот трудный и переломный момент. Но, в любом случае это приносит им огромные страдания и переживания.

Прежде чем идти на такой крайний шаг, нужно знать и понимать влияние развода родителей на ребенка. Дети начинают чувствовать, что они больше не в безопасности, теряют чувство стабильности и начинают прятаться от этого, закрываются в себе, становятся неконтактными. Дети пытаются сохранить семью, опять сделать так, чтобы мама и папа были вместе, и после долгих стараний, которые не приносят результата, понимают, что потеряли самое важное и главное, что у них было в жизни. Они теряют опору, мир и согласие в своей душе.

Проявлять свои чувства дети могут совсем по разному. Они проявляют печаль, находятся в состоянии депрессии, стресса, могут страдать бессонницей, потерей аппетита. Данное состояние травмированного ребенка объясняется тем, что он боится потерять внимание одного из родителей, боится, чтобы его не отвергли.

В этом случае они чувствуют себя брошенными и крайне одинокими, особенно, если кто-то из родителей живет отдельно.

Иногда такое состояние может сильно травмировать ребенка, и это он носит в себе всю жизнь. Он считает себя брошенным и отвергнутым.

Также, следует и помнить, что последствия развода для детей можно контролировать. То есть, родители должны доказать и показать ребенку, что это ни в коем случае не по его причине. Не стоит отгораживаться от него и зарываться в свои проблемы, и ни в коем случае не снижать внимания, которое он получал при полной семье. Если же этого не делать, то дети начинают думать, что родители их не любят. Чаще задумываются о том, чтобы уйти из дома, начинают чувствовать свою беспомощность и незначимость в этом мире. Иногда такие ощущение выливаются в злость, агрессию, дети становятся раздражительными, перестают слушаться родителей и вовсе стараются избегать с ними общения.

Конечно, несмотря на свои протесты, ребенок все равно очень любит своих родителей и потом начинает их жалеть. Он начинает заботиться о матери с отцом, старается помочь им, успокоить.

В этом случае нельзя отталкивать или же отвергать заботу ребенка, погружаясь в свои проблемы. Этот шаг очень важен для него, и родитель должен уделять ему много внимания и показать, что его забота сильно помогает. Знать и понимать, как развод влияет на детей очень важно.

Ведь для ребенка, развод родителей, это очень большая моральная тяжесть, и боль, нанесенная разводом, хранится практически всю жизнь. Поэтому стоит задуматься, так уж важно идти на крайние меры, или же можно спасти семью, не травмировав психику ребенка.

Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода?

По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который не приносит удовлетворение партнерам. Часто выход в такой ситуации один - развод.

Развод - это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов.

Причины развода:

  • 1) пьянство и алкоголизм одного из супругов;
  • 2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;
  • 3) измена или подозрение в измене;
  • 4) частые ссоры;
  • 5) появление другой семьи;
  • 6) утрата чувства любви;
  • 7) физическая несовместимость;
  • 8) ревность;
  • 9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;
  • 10) болезнь одного из супругов;
  • 11) фиктивное заключение брака;
  • 12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;
  • 13) вынужденная разлука супругов;
  • 14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Больше всего от разрыва и рушения семьи страдают дети. Они очень сильно любят и маму, и папу. Разлука с одним из родителей очень сильно раздражает и огорчает их.

Развод родителей в очень раннем возрасте приводит к тому, что у женщины -- мамы пропадает молоко для кормления. А у ребенка от этого случается сильный стресс. Молодой маме приходится искать работу. Ввиду этого стресс усложняется, так как малыш теряет близость с мамой. У него пропадает аппетит и ухудшается здоровье.

Дети более старшего возраста не могут понять причину развода. Почему папа из семьи ушел, бросив маму одну. Постоянные вопросы ребенка о том, где он есть и как при этом быть не могут не раздражать мать. Ребенку становится очень тревожно, он грустит и плачет, сон тревожен и беспокоен. Дети перестают быть общительными и начинают считать себя очень виноватыми во всем произошедшем. Мальчики раздражительны и агрессивны. Они пытаются выместить свой гнев на окружающих их сверстников, ввязываются в уличные драки, находя тем самым отдушины своей агрессии.