Какой возраст 8 лет. Почему дети иногда бывают непослушными. Предоставлять личное время

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно? Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. Мальчик 8 лет. Второго ребёнка, дочку, воспитываем по статьям Монтессори - в 2 года уже самостоятельная. Заранее спасибо!

На вопрос, как приучить ребёнка к самостоятельности, отвечает Ольга Селецкая - Монтессори-педагог ММЦ «Отрада» (AMI 6–12)

«Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно?»

Воспитание - непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Даже взрослые меняются с течением жизни. На нас влияют окружающие люди, обстоятельства, жизненные вызовы. Поэтому никогда не поздно оказывать положительное влияние на ребёнка.

Как воспитывать ребёнка 8 лет

Высокая самооценка - главное условие развития в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности.
Как поднять самооценку ребёнку восьми лет? Дети чувствуют себя значимыми, если взрослые находят время поговорить с ними. Частое общение и обсуждение разных тем помогает в развитии уверенности в себе.

Спрашивайте о его друзьях и тех занятиях, которые ему нравятся. Поделитесь лучшими и неудачными эпизодами своей жизни. Спрашивайте, что ему больше всего понравилось в сегодняшнем дне? Какие были трудные моменты? Дайте ребёнку почувствовать, что можно и нужно делиться отрицательными чувствами и моментами жизни. Это даёт понимание, что в жизни есть позитивные и негативные ситуации. Открытое, доброжелательное и честное общение с ребёнком создают тесные длительные узы между родителями и детьми.

Как воспитать в ребёнке ответственность

Ответственность - это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.

Ответственное поведение для восьмилетнего ребёнка выражается в следующем:
- самостоятельно готовиться к школе;
- держать в порядке свои вещи;
- помогать взрослым по дому;
- быть помощником в школьных делах;
- соблюдать порядок в своём доме и во дворе;
- заботиться о растениях и животных;
- помогать младшим детям и пожилым людям;
- сообщать в соответствующие инстанции об аварийных или опасных ситуациях на улице.

Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.

Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак - что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».

Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.

В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.

Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.

Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.

Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна. Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным. Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.

Поручите сыну определённые обязанности по дому:

Накрывать на стол для семейного ужина;

Прибирать на своём рабочем столе и держать в порядке свои принадлежности;

Кормить домашних питомцев;

Бросать грязную одежду в корзину для стирки.

Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.

Ответственность школьника в учёбе

Наиболее распространённые жалобы родителей - это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.

Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор. Восемь лет - ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов. Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.

Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим. Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка - он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности.

Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.

Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.

Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

«Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. »

Почему ребёнок 8 лет не слушается? Здесь мы имеем дело с «игнорирующим» поведением - ребёнок с первого раза «не слышит», что ему говорят взрослые.

Сначала нужно понять причины такого поведения. Скорее всего это происходит потому, что взрослые повторяют требования несколько раз и ребёнок просто привык не реагировать на слова.

Установите правило - просить что-то сделать нужно один раз.

В вашем случае, когда вы видите, что ребёнок не реагирует, используйте технику «вовлечённого руководства». Не дайте ребёнку проигнорировать вашу просьбу и продолжать заниматься своими делами. Подойдите к нему, доброжелательно скажите, что вы понимаете его чувства: ему хочется ещё немножко поиграть и жаль расставаться с игрушками. Выражая понимание чувств ребёнка, вы тем самым ставите себя на его сторону, настраиваетесь на его волну.

Затем доброжелательно объясните мальчику, почему необходимо прекратить свои дела и выполнить требуемое (время ложиться спать или пора садиться за уроки). В доброжелательном тоне обсудите, какие могут быть последствия невыполнения требования (невыученные уроки, невыспавшийся ребёнок). Потом предложите участие в выполнении требования: «Пойдём вместе и посмотрим, что нужно прибрать на столе, чтобы начать работать над домашним заданием» или «Пойдём выберем, какую книжку бы ты хотел почитать перед сном».

«Игнорирующее» поведение встречается часто и для его коррекции от взрослого требуется мудрость и огромное терпение. Важно дать почувствовать мальчику, что вы с ним не в конфронтации, а поддерживаете его в необходимости справляться со своими обязанностями.

Помните, что развитие самостоятельности и ответственности ребёнка в восемь лет - не изолированный процесс, а лишь часть комплексного подхода в воспитании личности, системы ценностей и привычек.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Период с 8 до 11 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже и не младшие школьники. В силу целого ряда особенностей развития нервной системы у детей 8-11 лет поведение школьников часто становится неконтролируемым. Родителям требуется немало усилий, чтобы сохранить с ребенком дружеские отношения и в то же время заставить ученика ответственно выполнять свои обязанности.

Возрастные особенности развития нервной системы у детей и подростков

Особенности нервно-психического развития детей школьного возраста вызывают у родителей некоторое беспокойство. Связано это с вошедшим в жизнь ребенка 8-11 лет обучением в школе. Однако не стоит пугаться и переживать из-за того, что ученик ведет себя не так, как он по вашим представлениям должен себя вести в школе или дома. Это только возрастные особенности, обязательный этап развития ребенка. То, что он не может, например, сосредоточиться на одном задании и отвлекается, совсем не говорит о том, что он неспособен к обучению и вырастет недостаточно образованным.

Развитие нервной системы у детей и подростков происходит очень активно. Череп человека перестает расти примерно к 10 годам, и дальнейшее развитие нервной системы происходит за счет функциональной оставляющей. Головной мозг интенсивно развивается, формируются новые, более тонкие функциональные связи между его различными отделами, которые будут обеспечивать совершенную работу всего организма. Особенно активно развивается кора больших полушарий - часть мозга, которая отвечает за мышление, восприятие, контроль поведения и другие высшие формы деятельности мозга человека. Вес мозга ребенка этого возраста почти равен весу мозга взрослого. Высокая возбудимость головного мозга ребенка постепенно сглаживается, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Ещё одна возрастная особенность развития нервной системы у детей 8-11 лет – ускоренное формирование отделов, отвечающих за двигательную активность ребенка, поэтому его движения становятся все более точными и разнообразными. Точнее работают органы чувств, зрительные, цветовые, слуховые ощущения приобретают большую четкость.

Психическое развитие ребенка 8-11 лет и его восприятие окружающего мира еще несовершенно. Он воспринимает предметы и явления неточно, как бы не полностью. Внимание ребенка обращают на себя какие-то случайные признаки, яркие детали, а целостное представление порой отсутствует. Родителей детей этого возраста порой удивляет такая избирательная наблюдательность. Ребенок может, например, не вспомнить, каких масти и размера была собака, но точно помнит, что у нее был красный поводок. В силу особенностей психического развития детей школьного возраста внимание в 8-11 лет носит непроизвольный характер. Они мгновенно и очень легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Звук сирены за окном, залетевшая в класс муха - и вот уже все дети отвлеклись от урока и наблюдают за мухой или вытягивают шеи, пытаясь разглядеть, скорая помощь или пожарная машина включила сирену. В силу своего психического развития дети в 8-11 лет не могут длительное время сосредоточивать и удерживать внимание на одном объекте. На занятиях в школе они утомляются уже к второму-третьему уроку, и удержать их внимание учителям становится трудно.

Группа продленного дня и чрезмерно насыщенные в эмоциональном и познавательном плане занятия также ведут к утомлению. Это отражается на их поведении дома при выполнении домашнего задания. Попытки взрослых заставить ребенка сконцентрироваться на выполняемом задании приводят к быстрому утомлению и едва ли благоприятно отразятся на его учебе. Поэтому родителям нужно разрешать ребенку периодически делать небольшие 10-15-минутные перерывы.

Особенности развития детей 8-11 лет: память, речь и мышление школьников

В силу возрастных особенностей развития память у школьников 8-11 лет в большей степени образная. Они лучше запоминают внешние особенности предмета, чем, например, их назначение или смысл. Изучая какое-то явление, дети усваивают его частями, а полное представление о нем и взаимосвязи его частей нередко не складывается. При развитии памяти у ребенка 8-11 лет учитывайте, что запоминание в этом возрасте носит преимущественно механический характер.

Дети лучше запоминают то, что произвело наиболее яркое впечатление или было несколько раз повторено. Поэтому и воспроизведение учебного материала детьми этого возраста менее точно, а полученные знания часто недолго удерживаются в памяти, уступая место новым, более ярким и свежим впечатлениям.

Одна из особенностей развития мышления школьников в этом возрасте – его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных абстрактных понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе они их не представляют. Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития мышления школьников при преподавании учебного материала на уроках или объяснении ребенку домашнего задания в первую очередь необходимы наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части. Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов все еще актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так называемый формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении логических цепочек, представлении не явных, но возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного поступка, а не только видимых характеристиках явления. Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребенком сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.

Развитие речи ребенка в 8-11 лет и его мышления происходит в тесной взаимосвязи. В этом возрасте словарный запас детей активно пополняется и достигает в среднем 4000 слов и более. Важно то, что именно в этом возрасте ребенком приобретаются навыки устного и письменного изложения своих мыслей. На развитие речи детей 8-11 лет как раз и направлены школьные сочинения. Характер ребенка этого возраста неустойчив, и в целом его формирование происходит согласно информации, заложенной еще в дошкольном возрасте. При дефектах в дошкольном воспитании дети нередко проявляют такие негативные черты характера, как грубость, эгоизм, развязность.

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы школьника

Дети в возрасте 8-11 лет очень эмоциональны, и эмоции всегда отражаются на их лице и поведении. Они активно реагируют на происходящие события, их умственная и физическая деятельность, работа воображения всегда эмоционально окрашены. В силу своего эмоционального развития дети школьного возраста не сдерживают своих чувств и всегда откровенно выражают радость или грусть, страх или недовольство. Для детей этого возраста характерны частые смены настроения в течение дня, что отражает их реакцию на происходящие события, хотя в целом они веселы и беззаботны. Однако неудовольствие, несогласие могут выражаться очень бурно, хотя и кратковременно, со слезами и закатыванием истерики. Особенно это свойственно детям с так называемым демонстративным типом личности. В этом возрасте положительные или отрицательные эмоции вызывают не только игры и общение со сверстниками. Имеют значение и вызывают определенные реакции отношения со школьными учителями, их оценка успехов в учебе ребенка. При этом к чувствам других людей дети обычно равнодушны, у них еще не развита способность к сопереживанию (так называемая эмпатия). Очень активно у ребенка 8-11лет происходит развитие волевых качеств, чему способствует учеба в школе. Она тренирует терпение, настойчивость, дисциплинированность и т. п. Однако повышенная эмоциональность, двигательная активность детей в какой-то мере препятствуют этому. У некоторых детей, особенно тех, кому не уделяют достаточно внимания родители и учителя, воля развита в меньшей степени. Это может проявляться повышенной внушаемостью, недисциплинированностью. Из-за возрастных особенностей эмоционального развития школьников они могут поддаваться дурному влиянию своих сверстников или более старших детей, нарушая дисциплину и срывая учебный процесс в классе. Таким детям следует уделить повышенное внимание, направив его на выработку волевых качеств. Ребенок будет легче преодолевать возникающие трудности, чувствуя поддержку взрослых. Но некоторые дети могут проявлять такие качества только в присутствии взрослых, стремясь заслужить их расположение. Развитие эмоционально- волевой сферы школьника к 10-11 годам уже таково, что дети начинают проявлять волевую активность, руководствуясь в своих действиях собственными мотивами, а не только указаниями взрослых и выполняя их задания. Поначалу их волевые усилия распространяются только на ближайшие цели. Отдаленные цели требуют дополнительных промежуточных усилий, к которым дети этого возраста пока не готовы.

Основными чертами, которые они приобретают, являются произвольность и внутреннее планирование действий, т. е. ребенок уже не бежит куда-то, поддавшись сиюминутному порыву, мимолетному желанию. Он уже знает, что есть слово «надо», есть обязанности, которые он должен выполнить, уроки, которые ему нужно подготовить. И он уже учится планировать свое время, распределять его между выполнением обязанностей и своими желаниями.

На отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние учеба в школе, поскольку она меняет уклад жизни ребенка, заставляет взять на себя определенные обязанности: необходимость посещать занятия, выполнять задание, осваивать новый материал. В целом у ребенка расширяется круг общения, появляются навыки общественного поведения: коллективизм, товарищество и др. В коллективе, состоящем из детей этого возраста, в силу усиленного развития эмоциональной сферы школьников начинает формироваться общественное мнение. Ребенок постепенно понимает значимость своих отношений с окружающими, осознает мотивы конфликтных ситуаций. Ему становится очень важно мнение сверстников, у него появляется страх, что его могут посчитать слабым, трусливым или обманщиком. Он начинает делать так, чтобы выглядеть соответствующим образом в глазах своих друзей и одноклассников. Появляются и чувства, которых он ранее не испытывал. Если ребенок добился в чем-то большего успеха, чем другие дети, у него возникает чувство
превосходства над ними, если же, наоборот, ему что-то не удалось, может возникнуть зависть к более удачливым или способным.

Ещё один важный аспект эмоционального развития личности школьника в этом возрасте – сильная подверженность влиянию авторитета, в роли которого выступает взрослый, устанавливающий определенный порядок. Именно его требованиям ребенок стремится в мелочах соответствовать. Страх нарушить Установленные авторитетом правила и вызвать его гнев приводит к тому, что некоторые дети становятся ябедами, пристально следящими не только за своим поведением, но и за остальными детьми, и подмечающими все их отступления от правил. Если ребенок все же нарушил установленный порядок, у него появляется чувство вины, стыда за свой промах. В целом же ребенок начинает чувствовать себя по-другому, уже взрослым, ответственным человеком, мнение которого важно для окружающих.

На эмоционально-волевое развитие школьников 8-11 лет оказывают влияние социальная среда, в которой он развивается (семья, педагоги, сверстники), особенности воспитания в дошкольном возрасте, активность в работе над собой и стремлении соответствовать поставленным задачам и в некоторой степени наследственность.

Статья прочитана 8 711 раз(a).

Ребенок в возрасте восьми лет уже обычно ходит в школу. Поэтому свободного времени на игры и прочие развлечения остается не так много. В то же время он уже не требует пристального внимания и контроля со стороны родителей, поскольку может играть самостоятельно. Маму с папой волнует вопрос, чем занять 8-летнего ребенка.

В летний период можно организовать посещение ребенком детского лагеря, который обычно базируется в Домах творчества или находятся прямо при школе. В таком лагере профессиональные педагоги организуют досуг ребенка в соответствии с уровнем психофизического развития и его потребностей.

В лагере существует большое разнообразие спортивных секций и кружков различной направленности:

  • изобразительное творчество;
  • моделирование;
  • танцы;
  • музыка;
  • иностранные языки;
  • театральный кружок.

Ребенок обычно находится непродолжительное время в таком лагере. В таком случае родители порой не знают, чем занять ребенка 8 лет в домашних условиях.

Чем развлечь ребенка 8-ми лет дома?

Мамы и папы организуют пространство для проведения досуга ребенка в любом возрасте. Поэтому дома должно быть достаточно количество интересных и познавательных игр.

Для 8-летних детей для дома можно купить следующие игры:

  • настольные игры (твистер, монополия);
  • конструкторы;
  • паззлы;
  • развивающие задания для детей 8 лет: головоломки, загадки, книги с раскрасками;
  • прослушивание аудиокниг с историями;
  • готовые наборы для творчества;
  • мальчику можно предложить создать своими руками бумажную модель автомобиля или сделать , девочке – вырезать одежду из бумаги для картонной куклы, мастерить или .

Чем занять ребенка на улице?

В хорошую погоду можно предложить своему чаду покататься на велосипеде, роликах или самокате. Всей семьей можно отправиться в зоопарк или кататься на аттракционах.

Чаще всего дети не особо любят читать, однако чтение необходимо для всестороннего и полноценного развития ребенка. Можно придумать небольшое поощрение для своего чада, которое он получит после прочтения определенного количества страниц. Можно предложить после чтения книги пересказать содержимое сказки или рассказа, а также нарисовать сюжет по прочитанному материалу.

Что посмотреть ребенку 8 лет по телевизору?

Если вы разрешаете просмотр телевизора восьмилетнему ребенку, то ему можно включить любимые мультфильмы или познавательный фильм на тему природы, функционирования человеческого организма или путешествия по миру. Такие фильмы способны увлечь ребенка надолго. После просмотра можно предложить ему нарисовать картину на тематику, которая была освещена в данной передаче.

Однако не стоит разрешать ребенку долго смотреть телевизор, поскольку это увеличивает нагрузку на глаза, что нежелательно в детском возрасте. Для удобства можно поставить перед ним песочные часы или будильник, которые подскажут, когда стоит выключить телевизор.

У каждого из нас дома стоит компьютер. Родители могут разрешить ребенку поиграть в компьютерные игры, но при этом также необходимо ограничить время, в течение которого он может играть.

Если вы решаете, чем увлечь ребенка в возрасте 8-ми лет, то не стоит забывать, что помимо развлечения для детей 8 лет родители должны организовать им возможность для исполнения каждодневных несложных обязанностей. Это и полив цветов, и протирание пыли, и разбор книг на своих полках. Важно заранее с ребенком обговорить объем выполняемых работ и время, за которое ему нужно это выполнить. Такая трудотерапия является важным условием формирования самостоятельности и ответственности у ребенка.

Возрастной период в жизни ребенка с 8 до 11 лет очень важен, поскольку в это время формируется личность человека. Если оперировать терминами высокой науки, то именно в описываемый временной промежуток начинается процесс вторичной социализации и переход от конкретного мышления к абстрактному.

Здесь же создается субъективно осмысливаемый образ собственного «я». Ребенок смотрит на себя вашими глазами и в зависимости от ваших оценок его личности и поведения делает выводы. “Так, мама меня хвалит, значит, я - хороший (-ая)”. Или, наоборот. “Сегодня меня опять отругали, сказали, что я никчемное чадо... Я плохой (-ая)!” Стереотипно мыслящие родители почти не обращают внимания на возможные трудности и проблемы маленького человечка, считая их мелкими и незначительными. «Да и чего тут волноваться, - потягиваясь в мягком кресле, произносит папа с ленцой, откладывая в сторону газету, - ерунда, вот в 13-15 лет начнутся реальные неприятности».

Родители не принимают в расчет того факта, что сила психологического взрыва в момент полового созревания обратно пропорциональна наличию внимания со стороны мам и пап, и прямо пропорциональна степени безразличия. Ваш ребенок должен доверять вам, делиться тем, что у него накапливается за день в душе, рассказывать о своих маленьких победах и поражениях: как сегодня спал, что снилось, о чем рассказывали на уроке истории и т. д. Исследователи, занимающиеся проблемами воспитания, обожают придумывать разные классификации и типологии, они поделили всех пап и мам на авторитарных, либеральных и «золотую середину».

Самая распространенная ошибка авторитарных родителей - их склонность к наказательным методам воспитания. Следует вспомнить восточную пословицу: «Детей нужно воспитывать так, чтобы их слезы в детстве не обернулись вашими слезами в старости». Если ребенок плохо учиться в школе или отчаянно хулиганит, не спешите браться за ремень или ставить своего недоросля в угол. Возможно, он хочет добиться вашего внимания. Возможно, его что-то тревожит, печалит или пугает.

У каждой проблемы есть несколько причин, как и несколько путей решения. Во-первых, постарайтесь точно узнать, где «черная дыра». Ребенок не успевает по предметам? Чувствует себя одиноким? Его обижают сверстники? Он никак не найдет контакта с учителем? Может быть, несколько бед сразу навалились на вашего мальчика или девочку? И он (-а) не знает, как быть. Постарайтесь, чтобы ребенок вам доверял. Для этого создайте в семье благоприятный психологический климат. Конечно, в жизни двух взрослых людей все случается: и ссоры, и скандалы, и банальное бытовое выяснение отношений.

Приложите усилия, чтобы ваш ребенок рос в максимально возможной гармоничной обстановке. Ничто так не травмирует неокрепшую детскую психику, как крики, злая критика и агрессия, даже если она не направлена именно на него. Возьмите за правило, как только сын или дочка переступают порог, на вашем лице должны сиять любовь и нежность. Сторонники авторитарной модели воспитания могут возразить, заявив, что «нечего баловать детей, пусть с детства закаляются, потому как жизнь - джунгли, и выживают там шерханы». На подобную тираду можно возразить. Вы должны воспитать ребенка не только умным, сильным и волевым, но и добрым. Бросить своего малыша один на один с бедой может только жестокосердный родитель. Ребенок в этом возрасте впитывает, как губка, все происходящее вокруг, чтобы потом отдать его другим, в том числе и вам, и вашим внукам. Научитесь терпеть, прощать и верить. Покажите малышу, что нет такой беды и страха, с которыми нельзя справиться.

Родители, придерживающиеся авторитарных методов воспитания, стремятся подавлять ребенка, наказывая буквально за все проступки. Дети, выросшие в подобных условиях, не видят разницы между своим плохим и хорошим поведением. Среди этой условной аудитории наиболее высок процент неблагополучных, потому как с младшего школьного возраста у них в подкорке сидит штамп: «Если меня ругают, значит, меня не любят. Есть ли разница, как себя вести». Психологи, занимающиеся детьми, много говорят о трудностях переходного периода, когда в подростке силен дух противоречия и он поступает от «противного».

При этом уважаемые специалисты забывают, что дух противоречия не появляется в некий временной промежуток и не исчезает. Он либо есть, либо его нет. Возможно, волюнтаризм и конформизм заложены на генетическом уровне, у одних детей своеволие проявляется внешне, у других подобное поведение наблюдается значительно реже. Если на ребенка давить, зажимать его в жестких рамках, рано или поздно ваше чадо начнет весьма активно предпринимать многочисленные попытки по отстаиванию своих прав, причем в весьма неприятной для вас форме.

Впрочем, существует полная противоположность авторитарным родителям, т.е., родители-либералы.

Они предоставляют детям максимум свободы, никогда не ругают, не наказывают физически, предпочитая разглагольствовать, какие замечательные малыши рас тут в их дружных семьях. Ребенок обладает повышенной чувствительностью к словам мамы и папы. Он прекрасно понимает, когда можно стоять на голове, переворачивая весь дом кверху дном. Родителям трудно наказывать любимого шалопая, но еще труднее потом будет приучить его нести ответственность за свои поступки.

Представьте, что вам в старости вместо оплаты собственных счетов за лекарства придется отдавать кровные сбережения на развлечения и погашать долги милейшего чада. Помните, воспитание ребенка - долгий процесс, в чем-то подобный лодочному спорту: чтобы двигаться против течения, нужно грести с удвоенной силой. Так почему бы не найти подход к своему недорослю и двигаться по течению? Этот стиль воспитания имеет много названий, а мы диагностируем ею как «сдержанный», или «золотая середина». По аналогии с менеджерским стилем управления хотелось бы назвать его ситуационным. Но таковым можно считать скорее не сам стиль, а подход, предполагающий быстрое реагирование и лавирование в зависимости от двух составляющих: ваших целей и поведения ребенка. Во-первых, чтобы правильно воспитывать ребенка, постарайтесь развить целеустремленность и силу воли у себя самого. Во-вторых, ругать следует за действительно серьезные проступки. Если ваш сынишка запускал по весне с приятелями воздушного змея и сильно испачкался в грязи, не беда. А если он мучил соседского щенка или кидался камнями в птичку со сломанным крылышком, это уже повод для серьезной беседы. В-третьих, что делать с таким феноменом, как детская ложь? Считать ли это пороком или невинным фантазированием? Ребенок часто сочиняет, чтобы казаться значительнее в глазах родителей и своих сверстников. Подобное поведение - внешнее проявление инфантилизма, своего рода защитная реакция детства. Но, если с возрастом дочка или сын продолжают лгать, акцептируйте на этом свое внимание, попытайтесь разобраться в причинах явления и обратитесь за помощью к детскому психологу.

Родители крайне редко обращаются к специалистам, полагая, что такие консультации больше нужны неуравновешенным подросткам или тем, у кого ярко выражены психические отклонения. На самом деле любая тяжелая ситуация требует вмешательства извне. Матери или отцу довольно проблематично абстрагироваться от субъективной оценки собственного чада, не важно, завышенной или заниженной ли она является. Кроме того, иногда им самим необходимы советы психолога. На вопрос профессионала: «Почему вы так мало уделяете внимание ребенку?» чаще всего следует ответ: «Времени мало, я работаю, не успеваю...» Да, цейтнот - беда не только российского общества. За рубежом все громче раздаются голоса специалистов по детской психологии, взывающих к совести родителей: «Занимайтесь детьми!» Но есть весьма весомый аргумент у тех, кто растит ребенка в неполной семье. Если у школьника только мать или только отец, то несчастному родителю трудно разорваться между бытом, работой и детской. Неполная семья - это и последствия сексуальной революции, и проявление бунта тендерной самодостаточности. Есть распространенный стереотип: мол, институт брака и семьи отмирает, значит, детей нужно будет воспитывать как-то по-новому. Неизвестно, чем руководствуются противники традиционной семьи, преимущественно выросшие с одним родителем. Наверно, их подгоняет чувство запоздалой психологической самозащиты: слишком обидным было замечание: «Ты - безотцовщина!»

Ребенку необходима полная семья. У него перед глазами должен быть положительный пример отношении мужчины и женщины. Ваши дети будут строить свою модель общения с противоположным полом, оглядываясь на вас. Взрослые молодые люди чаще всего выбирают супругу, похожую на мать. Точно так же и девушки ищут суженного, напоминающего отца.

Вывод из написанного прост: если вы еще только собираетесь создать семью и планируете рождение малыша в отдаленном будущем, а статью читаете исключительно из интереса, то подойдите к вопросу замужества или женитьбы со всей ответственностью.

Согласно официальной и неофициальной статистике пик разводов супружеских пар приходится как раз на время, формально совпадающее с описываемым здесь детским возрастом. Как быть, скажем, 9-летнемv ребенку, когда он узнает от взрослых или злых сверстников о грядущих переменах: «Мы слышали, у тебя скоро будет новый папа (новая мама), а потом и братья- сестры появятся!» Психике младшего школьника наносится явный вред, который усугубляется, если на свои вопросы дома он слышит: «Это не твое дело! Мал (-а) еще?» Если вы в настоящее время встречаетесь с кем-нибудь и не уверены, что именно с этим человеком вы сможете прожить без особых конфликтов долгие годы, то, не торопитесь с рождением детей и официальным оформлением отношений. Помните, за ваши ошибки в двойном размере заплатят ваши дети. И тем не менее супруги часто расстаются, а семьи рушатся.

Как быть в этой ситуации? Поговорите с ребенком; посадите его рядом с собой и скажите: «Так получилось, что твой папа (твоя мама) будет жить в другом месте. Но он (она) любит тебя и будет приходить к тебе в гости». Не скрывайте от ребенка факт развода и последующего окончательного расставания, иначе вы подорвете доверие к себе, ребенок обидится на вас как никогда. Не за вашу новую любовь, а за банальную ложь. Если вы, к примеру, встретили другого человека и расстались с отцом ребенка, то запомните, чего никогда нельзя делать:

1) навязывайте своего нового спутника ребенку;

2) заставлять дочь или сына (мальчики реагируют сильнее) называть незнакомого человека папой, ваше поведение будет расцениваться как предательство.

Возникает вопрос: отпускать ли ребенка в гости к отцу, устроившему свою жизнь с другой женщиной? Либеральные психологи в один голос твердят: «Да!» Но на практике так бывает далеко не всегда. Наоборот, после развода отношения между бывшими супругами прекращаются, не оставляя ничего, кроме малоприятных воспоминаний. Чаще всего отец какое-то время посещает ребенка, преодолевая сопротивление со стороны бывшей супруги, а потом визиты становятся более редкими и менее продолжительными. В скором будущем у папы появляется малыш от другой жены, и его внимание уходит туда. Как бы ни жили родители младшего школьника, вместе или отдельно, они не должны забывать о сыне или дочери.

Выделите вечером время для ребенка, поиграйте с ним в любимую игру, почитайте ему книгу или посмотрите хороший фильм. Внимательно наблюдайте за малышом, постарайтесь понять, какая область его интересует всерьез. Постарайтесь привить интерес к своему хобби.

Если вы любите ходить на лыжах, будет замечательно, если ваше чадо тоже захочет научиться кататься.

Двойная польза: и под присмотром, и для здоровья полезно. Если малыш избрал иное увлечение - ничего страшного в этом нет. Почему бы вам ни постараться привить любовь к книгам? Вспомните, какие книги вы читали в детстве? Возможно, среди них были и классики русской литературы, и произведения зарубежных авторов. Приводим некоторые из них:

1. Сказки и повести А. С. Пушкина (от «Руслана и Людмилы» до «Капитанской дочки»)

2. «Муму» И. С. Тургенева и другие его рассказы

3. Знаменитый «Стрижонок Скрип» В. Астафьева

4. Мифы Древней Греции (сказания о Геракле, аргонавтах. Троянской войне)

5. Легенды Древнего Востока (история Осириса, про Гильгамеша и Энкиду и т. д.)

6. Славянская мифология (про русалок, леших и домовых)

7. Легенды Средних веков («Тристан и Изольда», «Рыцари Круглого стола», «Юный Роланд», «Робин Гуд»).

8. Произведения Г. Уэллса «Война миров», «Человек-невидимка»

9. Ю. Беляев «Человек-амфибия»

10. В. Драгунский «Денискины рассказы»

11. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Список предлагаемых книг можно расширить в зависимости от вашего личного вкуса и интересов ребенка. Если ваш малыш не проявляет интереса к литературе, возьмите книгу в руки и прочитайте отрывок с чувством, с толком, с расстановкой... Потом обсудите прочитанное с ребенком. Если ему интересно, то последует реакция. Нет ответа? Тогда решитесь на маленькую разведку, ненавязчиво расспросите его об услышанном. Результат предпринятых вами усилий может быть различным: либо к книгам не тянет вообще, либо малыш предпочитает другие произведения, в первом варианте примите меры, чтобы заинтересовать чадо, во втором - разузнайте, что нравится маленькому человечку.

Сынишка хочет читать Джека Лондона? Не навязывайте ему произведения Александра Дюма. В противном случае он либо вообще забросит книги, либо будет бесцельно слоняться по улице, ища тривиальных приключений, или бесконечно смотреть телевизор. Попробуйте привить ребенку любовь к искусству. Если он тянется к кисти и краскам, то уделите его увлечению особое внимание. Подарите ему шикарный альбом и набор красок, покажите, как вас интересует его творчество. Сходите вместе с сыном или дочкой на выставку картин. Может, вашего ребенка интересует театр? Или он пробует свои актерские способности, наряжайтесь в костюмы взрослых, и сам смастерит нечто? Некоторые дети скрывают вполне невинные увлечения, опасаясь, что оно не будет одобрено их мамами и папами. Поверьте нам, лучше, если ваш ребенок будет читать, шить, рисовать, выжигать по дереву, чем сидеть целыми днями у телевизионных экранов. О вреде последней забавы следует сказать особо. Во-первых, наносится ущерб здоровью: портится зрение, ухудшается слух, искривляется спина, поскольку в момент просмотра захватывающего фильма малыш не следит за своей осанкой. А лежание на мягких подушках провоцирует сколиоз шейного и грудного отделов позвоночника. Во-вторых, незрелой личности наносятся психологические травмы. Обилие на телевизионных экранах откровенно неприличных сцен и насилия формирует у ребенка неверную картину мира. Нельзя забывать о том, что СМИ являются агентами вторичной социализации ребенка, оказывают влияние на выбор приоритетов, обусловливая в некой мере будущую шкалу ценностей. Как видите, она создается задолго до периода полового созревания. Просто в 13-15 лет спровоцированные пробуждающейся сексуальностью на сомнительные подвиги, юноши и девушки плохо отдают себе отчет в своем поведении. Понятие, что такое хорошо, а что такое плохо, закладывается в промежутке от 8 до 11 лет. В-третьих, в описываемый нами промежуток закладываются навыки социальной адаптации юной личности: как правильно общаться, как и с кем дружить, чего не стоит делать никогда. Проводя время перед голубым экраном или за компьютером, мальчики и девочки утрачивают чувство реальности, окружающая среда для них визуализируется, а мифическая реальность заслоняет мир. Это чревато рядом негативных последствий: взрослеющий человек утрачивает чувство генетической опасности, общей для всего вида Homo sapiens: снижается детский страх перед алкоголем, наркоманией, токсикоманией. Пагубные пристрастия не только отрицательно влияют на растущий организм, но и оказывает мутирующее воздействие на ДНК, поскольку никотин и другие вредные вещества глубоко проникают в структуру человеческого гена. Так, у матерей, куривших в раннем детстве, рождаются дети либо с пороками внутренних органов, либо существенно отстающие в развитии. Позаботьтесь о здоровье своих внуков сейчас, проследите за тем, как проводят свое свободное время ваш сын или ваша дочь.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».


    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.


    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.

    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.


    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

      Начав ходить в 1 класс, дочка стала неуправляемой. Все время спорила со мной, отказывалась делать уроки, кривлялась. Изучив информацию, я поняла, что у нее кризис 7 лет. Теперь стараюсь больше считаться с ее мнением. Ситуация улучшилась.

      Сайт замечательный, статья отличная, но! Очень хотелось бы скопировать материал и вставить в свой доклад на лекции в университете, однако, у вас это невозможно. :(((((((((((

      Сам поход в школу в 7 лет уже является кризисным для любого ребёнка. особенно, если он не ходил в садик, как мой. Но я не помню, что были какие-то трудности. Мой ребёнок был очень умный, читал, считал, решал примеры, когда пошёл в 1 класс. Его всегда хвалили.

      Ребенок пошел в первый класс. Участились истерики по любому поводу. Ребенок кричит и истерит как будт- то не в себе. К кому лучше обратиться к психологу или неврологу? как успокоить ребенка, чтобы он не подумал что может манипулировать родителями?

    1. Мальчику 7 лет. С этого года началась школа, бассейн с инструктором. Время мало на развлечения. Стал плаксивым постоянно ищет повод поплакать ни одно придумает так другое. То с мамой хочется побыть, то новому в бассейне боится учится. И вообще ищет на ровном месте повод поплакать, а причины разные. Как быть, само пройдет? Это нормально или нужна помощь психолога?

    2. Здравствуйте! Как должна вести себя молодая учительница музыки с учеником 7 лет? Я, бабушка, была на уроке. Ребенок сидит как кол проглотил и молчит, с ней не разговаривает. Чтобы заставить его играть она начинает с ним заигрывать, называть его красавцем мужчиной, щекотать, требуя улыбнуться. На вопрос нравится ли она ему он ответил -нет.А так он нормальный мальчишка, ходит в первый класс в обычную школу и в 1 класс в музыкальную школу. Я после урока порекомендовала ей выбрать отношения более официальные, не трогать его руками, а как учитель- ученик. Права ли я?

    3. Добрый день! У нас вообще критичная ситуация. Ребенок ко всему прочему еще и гиперактивный. Приходится сидеть на уроках, так как постоянно ходит по классу, мешает и детям и учителю. Устраивает клаунаду, срывает уроки, у него повышенный интеллект, программу опережает, особенно по математике, но абсолютно неуправляемый. Беседуем с директором или завучем по поводу его поведения, а ему в этот момент скучно. Со всеми соглашается, а сам зевает, я уже чувствую, что теряю контакт с ним, раньше у меня с ним не было проблем.

      Мальчик 6 лет 9 мес. В школу еще не ходит. В последнее время постоянно ноет. Может ли это уже быть кризисом 7 лет или это отдельное явление? К слову, вниманием не обделен, но и каждую секунду его не опекаю, т.е. не похоже, чтобы нытье было способом обратить на себя внимание.

    4. НЕ ЗАИТЕРЕСОВАНА НЕ ЧЕМ В ШКОЛЕ. ПОСТОЯННО ВРЕТ. ЛАЗИТ ВЕЗДЕ В ДОМЕ И ТРОГАЕТ ЧТО НЕ ПОЛОЖЕННО, И ВОРУЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ В ДОМЕ И ПРЯЧЕТ. НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТО ЧТО СКАЗАНО. ДЕВОЧКА 7 ЛЕТ.

      Как вести себя уже не знаем! Ребёнок все слышит, но делать ничего не хочет, говоришь одно и то же по 50 раз, потом ругаешься, повышаешь голос, он плачет просит прощения и через 10 минут все повторяется. На любые просьбы почитать, позаниматься, только и слышишь «нет » или «ууууу». Как быть нам в этой ситуации?! На замечания не реагирует никак.

      Сыну 8 лет, ходит в первый класс. В школе трудности с выполнением требований учителей. Не слушается. Игровая деятельность преобладает — хочет играть. Учёба даётся нормально. Но учителя выбились из сил — ребёнок не управляем. Порой мешает вести уроки. Как воздействовать нам, родителям, на такое поведение в школе? Дома он слушается и выполняет наши поручения. Откликается на просьбы и обращения. Сложность в том, что я разговорами с сыном и назиданиями ничего не могу поменять. А муж только с ремнём может подойти к «решению проблемы»- и не признаёт во мне вообще никаких педагогических навыков. У нас раздрай в семье по поводу единого поведения. Я не хочу применять насилие к ребёнку. Помогите советом.

      СЫНУ СКОРО 7 ЛЕТ и он ведёт себя очень агрессивно по отношению ко мне, особенно в обществе других взрослых. Понимаю, что ребёнок очень трудно пережить развод и его психика очень нарушена поведением отца, но я не понимаю, как себя вести с ним. Я стараюсь быть максимально собранной и спокойной, мы посещаем тренировки, подготовку к школе, много гуляем. Как мне себя вести, чтоб просто не сойти с ума от его поведения?

      Дочке 7 лет пошли в первый класс, не хочет ничего делать нужно постоянно повышать голос. Совершив ошибку не исправляет ее, а говорит что плохая и ее не любят. В школе задания все выполняет хорошо, дома все наоборот, нет ни какой концентрации. В людях очень застенчивая а дома дьяволёнок. Нет чувства времени. Есть младшая сестра год и 7, но несмотря на это, старшему ребенку уделяю достаточно времени.