Как заставить ребенка выполнять домашние задания. Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам

«Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия». «Мой сын тупой, природа отдохнула…» Никогда родители так часто не жаловались на своих отпрысков, взывая о помощи!

Зависть к детям из «высшего общества» стимулируют рыночные отношения в школе. «А что мне за это будет?» «Надо дружить с Петей, у него папа банкир!» «Давай поменяемся: ты мне дашь списать домашнее задание, а я тебе подарю модный журнал!» Разводы, разделы имущества, взаимные упреки в низкой зарплате, манеру общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов — все это дети видят, «фотографируют», «сканируют» и «копируют» с нас.

Еще одно радикальное изменение — они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют членов семьи, «стрелялки», «бродилки» — ролевые игры со сверстниками. Для новой генерации характерен высокий интеллект и недоразвитая (по традиционным понятиям) личность. Эффект «индиго», сверходаренных и технологически продвинутых детей — это всего лишь эффект мальчика Кая из «Снежной королевы», умного, но со льдинкой в сердце.

Мобильная связь спровоцировала психологическую созависимость детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. Раньше мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня — о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Дети стали бояться бедности, потерять родителей, двойкой теперь их не испугать. Знания не гарантируют более важное для наших детей физическое и социальное выживание. Поколение «психопатов» советского монументализма и прожектерства вырастило поколение невротиков постперестроечной разрухи, а они уже растят юных потребителей, которым родители хотят додать то, что не получили сами в детстве. История повторяется через поколение. Маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую, от брошенных детей к невротической гиперопеке.

1 СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?

Мы говорим | Они слышат
. Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями. | . Я — гадкий утенок.
. Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше? | . Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
. Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки! | . Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
. Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…»
. Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…»
| . Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

2 СИТУАЦИЯ

Валера прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, он стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело из головы!» «Раньше ты учился на одни пятерки!» — «Четверки — тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились тройки. Школьный психолог нашла причину: Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще заниматься, но теперь уже осознанно!

Взрослые: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадают такие способности».

Ребенок: «Они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно, чтобы ничего не делать. Мне повезло!» Психологи и педагоги призывают хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Способности — это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом, необработанным материалом, потенциалом, который так и остался нераскрытым.

Школьная программа построена на формировании все более усложняющихся навыков. Наша система образования одна из наиболее систематических и фундаментальных. Пропуски уроков чреваты быстрым нарастанием пробелов. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.

Иногда даже одаренные дети не знают, зачем им учиться, если жизненный успех измеряется материальными благами? Можно применить математическую метафору: «Способности — это 10% от капитала (таланта), остальное — труд! Обладая способностями, ты гарантированно станешь бедняком. Работая, не покладая рук, ты будешь стремительно обогащаться. Придет время, и все это увидят! »

Мы говорим | Они слышат
. Если ты получишь еще одну двойку, я не знаю, что я с собой сделаю… | . Если она с двойкой не справляется, то как она вообще живет?
. Я сегодня же пойду в школу и выведу всех на чистую воду! | . А как я потом буду учиться? Меня же съедят…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
. Мама: «Вы несправедливо поставили моей дочке два… Вы цепляетесь к ней!»
. Ребенок: «Теперь мне точно конец».
| . Мама: «Спасибо вам за возможность поговорить. Мне показалось, у нас есть небольшие трудности в решении задач. Не могли бы вы уделить нам внимание?»

3 СИТУАЦИЯ

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка водила внучку в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать в школе. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала дочку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я тупая… Я виновата в том, что у нас нет отца, нет денег и мама болеет…»

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию. Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у ребенка сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает быть ему счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. Вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией вечной жертвы, заложницы неблагоприятных обстоятельств?

Если честно, обстоятельства всегда против нас, а дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Не нужно стесняться беспокоить учителей, они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией.

Мы говорим | Они слышат
. Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко, сын! | . Ура! Мы — счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены. Пусть работает тот, кому не повезло!
. Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат! | . Я бы поднатужился… Но я ленивый. Как-нибудь удивлю их, ладно уж!
. Ты почему не учишься? У тебя есть все, чтобы учиться хорошо! У тебя светлая голова! | . Я не пойму, они меня хвалят или ругают? Пусть подумают, а я пока погуляю…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
. Отец с дневником, в котором красуется «3»: «Это при твоих-то способностях!»
. Ребенок: «Моих способностей хватит на всю жизнь!»
| . Отец: «Способности атрофируются, если их не тренировать! По-моему, у тебя они исчезают…»

ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

1. Они не понимают — зачем? Раньше зависимость между образованием и положением человека была очевидна. Образование требовало личных усилий в школе и семейных — после школы. Потому что совмещать работу и учебу было нельзя. Учеба приравнивалась к труду. Общая атмосфера восторга перед новыми знаниями и возможностью из крестьян перейти в инженеры стимулировала и детей. Сегодня мы сами расхолаживаем их, говоря походя, что дело не в образовании, а в связях, не в усилиях, а в симпатиях, не в таланте ученика, а в деньгах родителя.

2. Прикрепить ребенку отрицательный ярлык — все равно что поставить крест на его «карьере». Если нет зависимости между усилиями и поощрениями, даже обезьянка в зоопарке не будет прыгать с ветки на ветку, а будет лениво висеть на хвосте.

3. Они не приучены совершать усилия, потому что в «нормальной» семье у ребенка «должно быть все». Мы опекаем своих детей, даря игрушки, приставки, компьютеры. Дети должны расти в условиях некоторого дефицита. И тогда они сами будут придумывать игры, из палочек, кубиков и пуговиц строить города, населенные необычными существами, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты. Новые технологии при всей их кажущейся сложности построены на простых манипуляциях образами. Так мы учим детей достигать результата без физических усилий и социальных навыков.

4. Они мало играли до школы в ролевые игры. Тем, кому повезло ходить в детский сад, не придется радикально менять обстановку, учиться в окружении других детей, контактировать с ними, учитывать их интересы. Для некоторых «домашних» детей школа — это стресс! Они предпочитают держаться подальше от активных детей, чувствуют тревогу, отвечая у доски, конечно, беспокойство мешает им сосредоточиться на предмете.

5. Им бывает просто скучно! Есть дети, которым интересны сложные задачи. Представьте, что тяжеловесу предлагают поднять ведро воды. Он чувствует, что его принимают за идиота. Может, это случай вашего ребенка? Попробуйте не упростить задание, а усложнить, чтобы и вы, и ваш ребенок почувствовали границы своих возможностей. В любом случае нужно заниматься дополнительно!

6. Мы так восхищаемся нашими детьми, их способностями и талантами, что иногда им уже ничего не нужно делать: счастье, что родился такой вундеркинд!

ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ УЧАТСЯ?

1. Учиться все-таки безумно интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2. Так принято — ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры, в которой много участников, есть где развернуться!

3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, опять-таки особенно если это девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который, однако, не стоит эксплуатировать.

4. Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа — это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!

ВЫХОД ЕСТЬ!

Взять ремень и выпороть или поставить в угол на колени, на гречку — или заставить эту гречку перебирать?

1. Вообще-то в слове «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения.

Психологическое давление — инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда младший безоговорочно подчиняется старшему. Горькая ирония в том, в своих методах воспитания мы тоже впадаем в крайности — то нам жалко детей и мы хотим им дать свободу, то мы обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…

2. Верный путь стимулировать обучение — это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок…» «Иди, попробуй сделать это сам!» «О, как интересно… Беги ко мне!» Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!», «А я и не знала, что ты можешь так рисовать (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, складывать игрушки)!» Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.

3. Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю… Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно…», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!»

4. Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два…», «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!», «Что было самым трудным?», «Я уверен, что дальше будет интереснее!»

5. Но точно так — открыто и внятно — нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте на удачу! Иногда одобрение — это аванс, а иногда — подсказка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал…», «Молодец, это интересное решение!», «Хороший ход. Умно…», «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!»

6. Неплохо измерить IQ ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс ребенка, понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать ребенка нужно на постоянные и систематические усилия.

7. Ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависят от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми — это слишком сложная, ответственная и… размытая мотивировка. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве дети живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что, если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!»

С этим знакомы родители первоклашек и девятиклассников, особенно актуальна проблема уроков для родителей подростков. Праздничные мгновения «Дня знаний» уступают место суровым будням.

Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, возникают трудности. «Ребенок не хочет за уроки», - жалуются молодые родители. Ситуация знакомая большинству мам и пап. Бесполезны угрозы, уговоры. Усиливается непонимание, обостряется конфликт, проблема усугубляется. Как найти компромиссное решение? Попробуем разобраться вместе.

Ищем причину

Прежде, чем лечить болезнь, устраните причину ее возникновения. Почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание? Психологи называют несколько причин:

Устал из-за непривычной нагрузки;

Отсутствует мотивация;

Скучно, неинтересно;

Сомневается в собственных познаниях;

Не умеет трудиться самостоятельно;

Ленится, капризничает;

Плохие взаимоотношения с учителями, одноклассниками.

Найдя ответы, придется приложить немало усилий, налаживая отношения ребенка с домашними заданиями, восстанавливая взаимопонимание.

Пути решения проблемы

Боремся с усталостью

Даже взрослому человеку порой трудно справиться с усталостью. А перед нами ребенок, в жизни которого произошли большие перемены. Ежедневная учебная нагрузка (три - четыре урока), эмоциональное напряжение (новая обстановка, дисциплина, учитель), непрерывная умственная работа - все утомляет малыша. Дома хочется отдохнуть, расслабиться. Предоставьте такую возможность. Не заводите разговор о школе с порога. Предложите сесть за приготовление домашнего задания спустя два - три часа. Снизить утомляемость, преодолеть усталость поможет правильный распорядок дня. В нем обязательно должно быть время для игр, прогулок. Если в составлении режима примет участие маленький школьник, он будет стремиться его выполнять.

Полезный совет. Прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, крепкий сон станут помощниками в борьбе с усталостью маленького ученика.

Ищем мотивацию

Часто ребенок не понимает, для чего вместо веселых игр должен решать примеры, писать упражнения, читать. Отсутствует мотивация - важная составляющая успешности в учебном процессе. Доверительные беседы о мечтах, планах постепенно решают проблему. Поделитесь жизненным опытом, расскажите о жизни хорошо знакомых людей.

Заинтересовываем

Интерес к занятиям проявляют далеко не все дети. А если ребенку (особенно младшего школьного возраста) скучно, его трудно добровольно заставить заниматься. Изменить ситуацию поможет фантазия родителей. Элементы игры, соревнования пробуждают интерес к занятиям. Необходимо объяснять, для чего нужно выполнять задания дома. Поощрять положительные результаты, не скупиться на похвалу.

Психологи считают, что нельзя пытаться подкупить ребенка, обещая материальное вознаграждение за хорошие отметки. Метод будет работать короткий промежуток времени. Заинтересованность воспитывают постепенно.

Полезный совет. Не стоит ставить условия. Например: « Если ты будешь хорошо учиться, то мы…». Правильнее поощрять за итоги. К примеру: «Ты не получил за всю неделю ни одной плохой оценки. Поэтому в выходные …»

Вселяем уверенность

Заниженная самооценка часто является причиной негативного отношения к домашнему заданию. Ребенок неуверен в знаниях: не понял объяснение учителя во время урока, не нашел ответ на вопрос в учебнике. Ему не хочется учить уроки. Он боится не справиться. Задача родителей, спокойно разобравшись, оказать помощь. Не решать задачу, а объяснить трудное место. Предложить поработать на черновике самостоятельно. Не ругать за ошибки! Совместными усилиями искать правильное решение. Акцентировать внимание на успехе, даже незначительном. Это сделает ребенка увереннее. Он перестанет бояться ошибочного ответа.

Полезный совет. Отмечая достоинства, старайтесь быть объективными. Завышенная самооценка - плохой помощник в достижении намеченной цели.

Приучаем к самостоятельности

Нередко дети, достигшие школьного возраста, оказываются неприученными к самостоятельному труду. Родителям проще и быстрее одеть ребенка, убрать за него разбросанные игрушки, чем вступать в пререкания с любимым чадом. Если дело обстоит именно так, для него будет сложной задачей собрать портфель без вашей помощи, приготовиться к выполнению уроков. Главное - проявить терпение, доходчиво объяснить, почему это необходимо делать самому.

Полезный совет. Маленький школьник проявил инициативу: захотел делать уроки самостоятельно. Используйте свободное время, чтобы приготовить для него сюрприз: что-нибудь вкусное или полезное (отремонтируйте сломанную игрушку, сшейте кукле наряд).

Прогоняем лень

Иногда причиной нежелания садиться за уроки является обычная лень. Избалованный ребенок не будет делать то, что ему неприятно. Он не привык напрягаться, прилагать усилия для достижения цели. В этом случае родителям необходимо изменить тактику. Действовать не только пряником, но и кнутом. Можно не покупать новую игрушку, отменить поход в развлекательный центр, запретить игру в планшете. Наказания постепенно заставят ребенка справляться с ленью, так как желание заниматься любимым делом окажется сильнее.

Полезный совет . Ребенок должен знать: поленился сделать вовремя домашнее задание, сократил время отдыха.

Гасим конфликт

Конфликт с педагогом, ссора с одноклассниками негативно сказываются на отношении к учебе. Ребенок не хочет делать уроки, посещать школу, замыкается в себе. Если в семье доверительные отношения, можно найти компромиссное решение. Пойти в школу, поговорить с учителем, пригласить в гости одноклассников. Иногда требуется профессиональная помощь психолога. В безвыходной ситуации следует поменять школу, учителя, обстановку.

Полезный совет: Психологическая атмосфера в школе сказывается на успеваемости. Стрессовая ситуация ухудшает здоровье ребенка. Своевременное вмешательство родителей поможет избежать последствий.

Перенимаем опыт

Родители со стажем советуют:

1.Не давайте негативную оценку работе ребенка. Скажите, что вы расстроились от его неудачи и надеетесь, что следующая попытка будет успешной.

2.Не скупитесь на похвалу, поменьше критических замечаний.

3.Примером добросовестного отношения к своим обязанностям должны служить сами родители. Работайте в первую очередь над собой.

4.Не называйте ребенка «глупым», «медлительным», «неаккуратным». Он поверит в это. А быть плохим гораздо проще, чем стараться быть хорошим.

5.Откровенно рассказывайте о своих ошибках и промахах. Убеждайте ребенка: он не исключение из правила. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6.Не акцентируйте внимание на отметках в дневнике. Знания и осознанное понимание предмета гораздо важнее.

7.Чаще говорите детям о любви. Успехи в учебе не должны сказываться на взаимоотношениях.

8.Помните: ребенок личность - требующая уважительного отношения. Но он нуждается в помощи, поддержке, понимании.

Без качественного выполнения домашнего задания невозможно приобрести качественное образование. Эту истину должны усвоить и дети, и родители.

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Ласка — единственный способ,
который возможен в обращении с живым существом.
Террором ничего поделать нельзя.
Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать…
М. Булгаков

Для начала стоит заметить, что если вы именно заставляете делать уроки, вы сильно рискуете. Учеба из-под палки вызывает противоположную реакцию: чем больше ребенка заставлять, тем меньше шансов воспитать в нем любовь и интерес к учебе. Таким способом можно вызвать лишь отвращение не только к выполнению домашних заданий, но и ко всему процессу обучения.

  • Выберите "час Х". Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда "резаться" в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется.
    Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде "буду делать уроки в 10 вечера", установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место . Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала "разделаться" с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все , оставив легкие предметы "на закуску".
  • Учите управлять временем . Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как "техника Помидора". Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или "1 помидора".

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Расписываем задачи:

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим "галочку" напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы.

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные "помидорки" — лишние полчаса за компьютером.

  • Не осуждайте за ошибки и не кричите , если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях. Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: "Исполнителя — хвалить, исполняемое — критиковать".
  • Не превращайте домашнее задание в наказание . Часто родители угрожают: "Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!" Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

Помогать или не помогать — вот в чем вопрос!

Многие родители спрашивают: "Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Помогать или приучать к самостоятельности?"

Приучать к самостоятельности, конечно, необходимо. Но не сразу, не "с места в карьер". Так, первоклассникам просто не обойтись без родительской помощи. Но чем старше становится ученик, тем больше самостоятельности он должен проявлять.

Здесь важно сразу предупредить вашего отпрыска, что вы не будете сидеть с ним вечно, а через энное время ему придется все делать самостоятельно. И обязательно внушайте, что уроки — это ЕГО работа, НЕ ВАША! Удостоверившись, что ребенок усвоил правила выполнения домашнего задания, родители должны "перестать делать уроки".

Нет, конечно, не стоит все бросать на самотек. Ваша задача теперь просто контролировать, объяснять непонятное (если сам попросит). Главное, чтобы инициатива исходила не от вас, а от вашего ребенка.

Еще один полезный совет: . Сегодня он вспомнил о вашем с ним договоре приступать к урокам в 16.00 — уже хорошо, выразите искреннюю радость. Завтра ребенок сам сел за уроки. Пусть пока дальше простых приготовлений дело не пошло, все равно: сел-то за уроки сам — опять хвалите. Ребенку важно захотеть делать уроки. Пусть стимулом будет ваша радость за его успехи и за любое проявление самостоятельности — чем не мотивация?

Проверять или не проверять?

Проверять домашнее задание обязательно! И поверьте, вопроса "Ты все сделал?" — явно недостаточно. Не поленитесь, проверьте, что там "наваял" ваш отпрыск в тетради, выучил ли стих, подготовился ли к уроку географии и т.д.

Все приведенные выше советы — никак не правила, а именно рекомендации. Панацеи, увы, не существует, так как все дети разные. У кого-то сработает принцип доверия (родители мне доверяют, значит, я просто обязан делать уроки, чтобы их не подвести), другим, возможно, поможет принцип: заработал — получи вознаграждение, третьим поможет только терпение и бесконечные беседы. Но отчаиваться не стоит. Главное ведь — не только "дать образование", но воспитать ответственного и самостоятельного человека, сохранить его здоровье и ваши добрые взаимоотношения.

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки.

1. Избалованность . Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие "радости".

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность . Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень. У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, "работа", такая же, как работа у мамы или у папы.

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх . Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить "новую порцию" критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему "Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…" — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: "Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!"

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий. Не важно, что красуется в его дневнике — "двойка" или "пятерка". В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь. Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем . Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные "двойки" и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом. Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога.

5. Скука . В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка. Здесь важно найти привязку к школьным предметам.

6. Трудно . Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и "пройти эту тему", имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Пять главных "нет", или Главные ошибки, которые допускают родители

  • Не вешайте ярлыки . Если вы будете постоянно твердить, что ваш ребенок — лентяй, разгильдяй, оболтус, глупец и т.п. — рано или поздно он с этим смириться. Здесь как никогда работает пословица: "Как корабль назовешь…".
  • Не перехваливайте . Фразы вроде: "Ты способный, просто ленивый" дают обратный эффект. Мы надеемся, что это побудит ребенка к "совершению подвигов" на школьном поприще. На самом деле, детское подсознание формирует установку: "Я и так способный, зачем трудиться и что-то доказывать?"
  • Не злоупотребляйте материальными стимулами . Нередко родители награждают детей за выполненные уроки подарками, деньгами на карманные расходы и прочими "радостями". Прием "заработал — получил" работает, если его применять в разумных мерах. Иначе рано или поздно ребенок начнет торговаться, требуя все большего вознаграждения.
  • Не зацикливайте мотивацию на своей персоне . Исключите из лексикона фразы: "Я буду счастлива, если ты сделаешь уроки!", "Я просто в отчаянии, что ты отказываешься выполнять домашние задания". Вместо ожидаемого рвения вы можете наделить ваше чадо чувством вины перед родителями. Лучше делать акцент на том, что выполненные уроки помогут лучше работать в школе, лучше понять новую тему и т.д.
  • Не переусердствуйте с опекой . Конечно, первокласснику, например, практически невозможно сделать уроки без помощи родителей. Но с самого начала стремитесь приучать к самостоятельности.

А самое главное правило — не отчаивайтесь. Учитесь внимательно слушать вашего ребенка, окружите его вниманием и заботой. Именно родительская любовь способна привить малышу интерес к познаванию — следовательно, и к выполнению домашних заданий.