Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов Как заставить детей делать быстрее уроки

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания. Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Как мотивировать ребёнка

Обязательно хвалите ребёнка - только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи. А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет. Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается оценок, то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение. Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много. Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Практические способы научить самостоятельной работе

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

Это интересно. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей. Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Видео: Обучаем малыша делать уроки самостоятельно

Когда ребенок начинает ходить в школу, для родителей наступает новый период в формировании навыков и определении обязанностей малыша. В их числе самостоятельное выполнение домашних заданий.

Как правильно себя вести, чтобы ребенок самостоятельно готовил уроки? В данной статье вы найдете несколько советов и рекомендаций, которые помогут решить этот вопрос.

С чего начать, чтобы научить ребенка выполнять уроки?

В первую очередь не оказывайте на ребенка давления, не наказывайте его. Школа для малыша – это новый жизненный этап, а задача родителей — поддержать и научить ребенка адаптироваться в новой среде. Начните с малого, помогая маленькому школьнику оформить его домашнее рабочее место и наладить режим.

  1. Над партой или столом ребенка повесьте его школьное расписание, туда же прикрепите расписание занятий в творческих кружках. Малышу будет намного легче ориентироваться во времени и придерживаться режима. Конечно, не каждый первоклассник изначально будет соблюдать установленные правила и, скорее всего, будет обращаться за помощью к родителям.
  2. На первых порах находитесь рядом с маленьким учеником, контролируя процесс выполнения уроков. Если он не может что-то решить или написать, задавайте наводящие вопросы, вносите мелкие коррективы, но не выполняйте задание за него.
  3. Мягко приучите малыша садиться за выполнение заданий в четко установленное время – в дневные часы, после возвращения из школы. В дальнейшем установленный режим станет привычным для ребенка, и он самостоятельно станет садиться делать школьные уроки.

Сферы ответственности: учимся отвечать за свои поступки

Нередко школьные учителя слышат от учеников фразы о том, что это посоветовала мама, так решил задачку папа. Этого нельзя допускать – ребенок должен сам отвечать за выполненные им задания.

Необходимо сводить объяснения к тому, что школьные оценки и достижения – это только его ответственность. Проводите линии ассоциаций, например, школа – это как мамина работа.

Как помочь школьнику понимать и анализировать задания?

Ошибка многих родителей – самостоятельные объяснения заданий. Не стоит зачитывать из учебника вслух задачку, пусть ваш маленький школьник делает это самостоятельно. Так ему будет легче научиться обдумывать задания, осмысливать их и делать.

Естественно, если малыш просит помочь, это нужно сделать, формулируя объяснения так, чтобы он самостоятельно нашел правильный ответ. Этот навык ему пригодится даже во время самостоятельных или контрольных работ, он не будет терять время на долгое вникание в суть прочитанного.

Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно

Как научить школьника делать уроки самостоятельно? Воспитание детей. Мамина школа

6 СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Воспитание детей: Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно? || Ольга Юрковская

Какой стимул может заставить ребёнка делать уроки самостоятельно? Воспитание детей. Мамина школа

Как научить ребенка выполнять домашние задания самостоятельно

Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Как правильно выполнять домашние задания? Во время выполнения уроков постепенно приучайте вашего школьника использовать черновик. Для решения задач, написания коротеньких сочинений, переписывания текстов черновик необходим. Как это сделать? Обязательно поначалу просматривайте черновики, разбирайте ошибки и помарки.

Не стоит заставлять ребенка по нескольку раз переписывать текст в чистовик, это может вызвать у него негативные эмоции по отношению к процессу обучения. Проверяйте задания, которые были переписаны в школьную тетрадь. Так ребенок будет стремиться выполнять уроки как можно лучше, чтобы получить мамину похвалу. Это же будет предостерегать его от их невыполнения.

Как обучить и не навредить?

Большая часть родителей настаивает на выполнении всех заданий, они не позволяют малышу выходить из-за стола, пока тетради не будут заполнены. Этого делать определенно не стоит. Стоит помнить, что ребенок в 7–8 лет не способен долго заниматься, он быстро утомляется. Делать уроки ученикам младшей школы можно на протяжении 15–20 минут, потом нужен 5-10-минутный перерыв. В это время немного поиграйте с ребенком, сделайте гимнастику для уставших ручек и глазок. Для старших ребят (3-4 класс) занятия длятся от 30 до 40 минут, а перерыв становится на 5 минут больше.

Учимся поощрять и хвалить ребенка

Для маленького школьника важна оценка его действий родителями. Хвалите за хорошие отметки, не ругайте за плохие. Как можно мягче объясните малышу, что низкая отметка – это плохо, и нужно стремиться ее исправить.

Если приучать ребенка делать уроки самостоятельно с первых дней школьной жизни, он обязательно будет ответственно к этому относиться. А родителям не нужно будет по нескольку раз напоминать ребенку, что он еще не решил задачки или не прочитал заданный на дом текст.

Ребенок приходит домой со школы, кушает, отдыхает - и тут вдруг у него появляются срочные дела, зверский аппетит, интересная книжка.

И всё это только потому, что пришло время делать уроки. И даже если он, с горем пополам, уже полюбил делать уроки, то в гордом одиночестве, без родительской поддержки, дело у него стоит на месте.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Прежде всего, нужно не упустить момент.

Вторая причина - непонимание домашнего задания. Ребенок не хочет заниматься, потому что боится не справиться. Он мог чего-то недопонять в школе, пропустил тему из-за болезни. Так он может по 3-4 часа сидеть перед учебником, а решение задачек не сдвинется с места.

Что делать? Родителям и учителям нужно действовать заодно - создайте ребенку все условия для того, чтобы он мог догнать своих одноклассников. Нужно не просто спрашивать у него, выучил ли он пропущенную тему - помогите ученику понять и закрепить пройденный материал.

Третья причина - желание привлечь внимание родителей. Не мудрено: вы целый день на работе, а вечером - снова решаете важные дела, заканчиваете начатое в офисе, а ребенок соскучился . Чаще всего возникает такая проблема в семьях с достатком. Родители считают, что детям достаточно того, что они накормлены, одеты и обуты. Но ребятишкам не хватает всего лишь полчаса вашего времени. Без необходимого общения ребенок будет постоянно создавать ситуации, привлекая к себе внимание, будет или начнет .

Что делать? Осознать, что ребенку нужно общение с вами. Ведь совсем не сложно обнять ребенка, сказать, как сильно вы его любите, как скучаете целый день. Спрашивайте, как ваш школьник провел день, какие у него возникали проблемы - ему так важно знать, что вам интересна его жизнь, и вы готовы всегда прийти к нему на помощь.

Практические советы

Если вы не сдвинете дело (читай домашнее задание самостоятельно) с мертвой точки, то придется с ребенком все одиннадцать лет школы.

Даже если вам приготовление «домашки» кажется элементарным, помните, что для младшеклассника это - довольно сложная деятельность . Поначалу, когда вы вместе учите уроки, нужно составить некий алгоритм действий, покажите, что и как нужно делать. Достаньте учебники, разложите все принадлежности, прочитайте задание - и выполните его.

Лариса Меркалова, детский психолог: «Здесь главное - дать ребенку точный план действий, объяснив, что от него нельзя отклоняться. Например, можно составить красочную памятку с четкой последовательностью действий, которая всегда будет либо лежать на столе, либо висеть над ним, прямо перед глазами у ребенка. Постепенно ребенок запомнит схему работы и Вам уже не придется стоять над ним. К десяти годам проблем с самостоятельностью быть уже не должно».

Самое важное - быть внимательным к ребенку. Не нужно бросать его делать домашнее задание самостоятельно, если ничего не получается. Это не плавание, где можно постепенно научиться и самому: в новом мире уроков школьнику периодически будет нужна ваша помощь.

Наш эксперт – клинический психолог, арттерапевт Татьяна Чалик .

Обстановка, при которой ребенок занимается дома, существенно отличается от школьной. Можно в любое время встать и подвигаться, мама двоек не ставит, за подглядывание в учебник никто не наказывает. Это рождает атмосферу свободы, которая, с одной стороны, развивает интерес к знаниям, а с другой – чревата безответственностью.

Как сделать время работы над уроками плодотворным?

В младшей школе

1. Ребенок должен знать, что каждый день, вернувшись домой, он после небольшого отдыха (час-полтора) сядет за уроки. К этому времени он уже успеет отдохнуть от школьных занятий, но еще не устанет и не перевозбудится от развлечений и игр. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами – ходит в музыкальную школу или на рисование, например, можно сесть за приготовление уроков и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, которые учатся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.

Адаптация первоклассника к школе может занимать полгода. Все это время родителям надо помогать малышам придерживаться нового режима.

2. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм работы. Например, после 25 минут занятий младшекласснику следует сделать перерыв на 5–10 минут.

3. Ко второму классу ребенок должен научиться распределять свое время. Родителям нужно только откликаться на призыв о помощи. Беритесь помогать, когда ребенок сам об этом просит, иначе он будет считать, что мама за него все доделает.

4. Четко расставьте приоритеты: главное сейчас – это учеба. Не отвлекайте ребенка в момент выполнения уроков. Прибраться в комнате, вынести мусор можно и вечером.

В средней и старшей школе

Ученики средних классов уже должны уметь планировать время, помнить, сколько им задали на дом и к какому сроку. Но . Почему?

Ребенок долго копается с уроками, часто отвлекается.

Может, он не «тянет» объем нагрузки? Сейчас даже в «обычной» школе много задают на дом, так что не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. Часто под предлогом «надо» родители водят свое чадо и на шахматы, и на рисование, и на курсы иностранного языка. Хотя это надо родителям, ребенок там не отдыхает, а продолжает нести повинность, как в школе. Отдых должен представлять собой то, что нравится ребенку, а не родителям.

Не стоит ограничивать время домашней работы, например, предупреждать, что через полчаса вы заберете тетрадь. Лучше научите ребенка ставить реально достижимые цели.

Может, ребенок таким образом пытается привлечь ваше внимание?

Не стоит постоянно его ругать, это будет лишь подкреплять плохое поведение, особенно если вы уделяете ребенку внимание только тогда, когда он провинился. Хвалите его чаще, и ваш ученик будет более охотно все делать сам.

Может, он сознательно не торопится делать уроки, так как знает, что, в конце концов, вы сядете рядом с ним?

Никогда не выполняйте его работу, а только объясняйте, как ее сделать, и то, если он попросит об этом вас сам. Объяснять – не значит решать, это всего лишь показать направление размышлений или пояснить задание.

Ребенок делает уроки быстро, но небрежно.

Выясните причину. Чаще всего и пойти погулять. В этой ситуации придется какое-то время методично проверять качество домашней работы. Только не стоит ориентировать ребенка на оценки, иначе он может решить, что важны именно они, а не сами знания.

Не надо наказывать ребенка за плохое выполнение работы, лучше расспросите, из-за чего это произошло.

Ребенок должен понимать, что только после того, как уроки закончены, он может заняться тем, что ему нравится.

Ребенок боится получить «двойку».

Важнее прививать любовь к знаниям, а не к хорошим оценкам. И нужно говорить и делать все, чтобы ребенок понимал, его будут любить, несмотря ни на плохие оценки, ни на жалобы учителей. Тогда и он будет стараться, ведь огорчать того, кто тебя любит, никому не хочется.