Как выявить одаренных детей в школе. Как определить, что у вас одаренный ребенок

Детская одаренность. Как выявить одаренного ребенка

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

    Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

    Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

    Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

    Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития

Качества личности

    Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

    Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.

Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности.

    1. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.

Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

      1. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией - это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

    Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной - нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков - независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами

В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т.п.).

Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.

Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.

Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Неравномерность психического развития

Мы вели и речь о одарённости с гармоничным типом развития, это «счастливый» вариант жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определённой подметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Другое дело, одарённые дети с дисгармоничным типом развития. Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы - эмоциональная, социальная и физическая - не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе не всегда соответствует действительности. Однако у части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Психологические особенности одарённых детей с дисгармоничным типом развития

    Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, характеризующая их представление о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки у этих детей и подростков. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях тот же подросток бросается в другую крайность в иных, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в психологической поддержке.

    Стремление добиться совершенства (так называемый перфекционизм ) характерен и для этой категории одаренных детей. В целом перфекционизм носит, как уже говорилось, позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Нередко задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.

    Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

    Склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, когда в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию, например критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

    Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема волевых навыков или - шире - саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и лёгкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одарённый детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка.

В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети ,

    не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной(спортивной)одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.

    Другой серьезной проблемой некоторой части детей с высочайшими интеллектуальными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний. В силу этого их достижения не носят творческого характера, и подлинная одаренность не сформирована.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

    До определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.

    У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности.

Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.

Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).

Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

    Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

    Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

    Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

    Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

    Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

    Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

    Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей.

Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности.

Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена. Во-первых, феномен “снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом. Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.). В-третьих , феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств. [Грязева ]

Очень важная проблема - выявление одаренных детей . Во-первых , потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих , одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.

Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одаренности. Одна из методик, позволяющих в некоторой степени судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития – методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)

Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.

Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный саботаж”. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

В системе образования предусмотрены специальные программы для одаренных детей, а способности ребенка оцениваются по специальной шкале на основании результатов тестов. Однако не стоит целиком полагаться на оценку школы. Распознать одаренного ребенка помогут особые факторы, и некоторые из них системой образования не учитываются.Если ваш ребенок развит не по возрасту, ему потребуется особое внимание. Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать.

Шаги

Оценка способностей к обучению

    Обратите внимание на способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Иногда память проявляется в неуловимых нюансах. Обращайте внимание на признаки развитой памяти.

    • Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию. Ребенок может выучить стихотворение, которое ему нравится, или фрагменты книги. Он также может запомнить названия столиц и многих птиц.
    • Проанализируйте память ребенка в обыденных делах. Возможно, ребенок легко вспоминает информацию из книг или сериалов. Возможно, он помнит что-то в мельчайших подробностях. К примеру, после семейного ужина дочь называет вам имена всех родственников, включая тех, которых она раньше не видела, а также все их физические характеристики: цвет волос, глаз, описывает одежду.
  1. Обратите внимание на способность читать. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Если ребенок стал читать еще до школы, это может указывать на то, что он одарен. Возможно, ребенок также читает слишком сложные для его возраста книги. На занятиях ребенок может получать высокие оценки за чтение и понимание текстов и читать на переменах. Одаренные дети часто предпочитают чтение любым другим занятиям.

    • Помните, что склонность к чтению - это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей личной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет. Если ваш ребенок не начал читать рано, но у него есть другие признаки одаренности, вполне возможно, что он все же одарен.
  2. Проанализируйте способности к математике. Одаренные дети обычно ярко проявляют отдельные навыки. Многим одаренным детям очень легко дается математика. Как и в случае с чтением, следует ожидать высоких оценок по математике. Дома ребенку могут нравиться головоломки и игры, развивающие логическое мышление.

    Обратите внимание на раннее развитие. Одаренные дети часто развиваются быстрее своих сверстников. Возможно, ваш ребенок начал говорить связными предложениями раньше других детей своего возраста. Возможно, у него быстро появился большой словарный запас, и он раньше других смог начать вести разговоры и задавать вопросы. Раннее развитие может указывать на одаренность.

    Проанализируйте знания ребенка о мире. Одаренные дети живо интересуются окружающим миром. Ваш ребенок может много знать о политике и мировых событиях, может задавать много вопросов, может спрашивать вас об исторических событиях, семейной истории, культуре страны и так далее. Одаренные дети часто обладают пытливым умом и любят узнавать новое. У такого ребенка может быть большой запас знаний о мире.

Оценка коммуникационных навыков

    Оцените словарный запас ребенка. Поскольку одаренные дети обладают хорошей памятью, они могут знать большое количество слов. В раннем возрасте (3-4 года) ребенок может использовать такие сложные слова, как "очевидно" и "фактически" в повседневной речи. Кроме того, одаренный ребенок будет быстро заучивать новые слова. Он может увидеть новое слово в контрольной работе в школе и начать правильно использовать его в речи.

    Обратите внимание на вопросы ребенка. Многие дети задают вопросы, однако одаренные дети делают это не так, как все. Вопросы позволяют им лучше понимать мир и людей, поскольку такие дети стремятся узнать как можно больше нового.

    • Одаренные дети постоянно задают вопросы о том, что их окружает. Они спрашивают обо всем, что слышат, видят, к чему прикасаются, что нюхают и что пробуют на вкус. Предположим, вы едете в машине, и по радио играет песня. Ребенок спросит вас, что означает эта песня, кто ее поет, когда ее записали и так далее.
    • Дети также задают вопросы для того, чтобы разобраться в чем-то. Ребенок может спрашивать, почему кто-то грустит, злится или радуется.
  1. Проанализируйте то, как ребенок участвует во взрослых разговорах. Одаренные дети с легкостью вступают в разговоры. Обычные дети часто рассказывают о себе, а одаренные дети поддерживают разговор. Они задают вопросы, высказывают свое мнение и быстро разбираются в мелких нюансах и двойных смыслах.

    • Одаренные дети также могут переключаться между разговорами. Во время разговора со сверстниками они используют другие слова и интонации по сравнению с разговорами с взрослыми.
  2. Оцените скорость речи. Одаренные дети разговаривают довольно быстро. Они говорят о том, что им интересно, быстрее, чем обычно, и могут резко перескакивать с темы на тему. Часто это воспринимается как невнимательность, однако это является признаком того, что у ребенка много увлечений, и ему многое интересно.

    Проанализируйте то, как ребенок следует указаниям. В раннем возрасте одаренные дети могут выполнять сложные указания безо всяких проблем. Они не просят уточнить или пояснить что-то. Например, ребенок с легкостью сможет выполнить следующее указание: "Иди в гостиную, возьми куклу с рыжими волосами со стола и положи ее в ящик с игрушками. Заодно принеси из своей комнаты грязную одежду, чтобы я могла постирать ее".

Анализ образа мышления

    Подумайте об особых интересах ребенка. Одаренные дети часто рано чем-то увлекаются и могут подолгу концентрироваться на своем увлечении. Увлечения есть у всех детей, однако одаренные дети знают свое хобби очень глубоко.

    • Одаренные дети стремятся читать книги на определенные темы. Если ребенку интересны дельфины, он может часто приносить книги на эту тему из библиотеки. Вы заметите, что ребенок хорошо разбирается в видах дельфинов, знает продолжительность жизни этих животных, особенности их поведения и другие факты.
    • Ребенок получает удовольствие от изучения того, что ему интересно. Многим детям нравятся определенные животные, однако одаренные дети будут с увлечением смотреть документальные фильмы о любимом животном и готовить о нем доклад в школе.
  1. Обратите внимание на умение думать. Одаренные дети обладают особыми навыками решения проблем. Они быстро думают и могут находить альтернативные решения. Одаренный ребенок заметит лазейку в настольной игре или сможет добавить новые правила к уличной игре, чтобы сделать ее интереснее. Такой ребенок также сможет мыслить гипотетически и абстрактно. Возможно, вы заметите, что он часто задает вопросы, которые начинаются с "а что если...", стараясь разобраться в какой-то проблеме.

    Обратите внимание на воображение. Одаренные дети от природы обладают развитым воображением. Ребенок может любить притворяться и фантазировать. Он может придумывать особые миры и мечтать наяву, и эти мечты могут быть очень яркими.

  2. Понаблюдайте за тем, как ребенок реагирует на искусство, театр и музыку. Многие одаренные дети склонны к искусству. Они находят в музыке или живописи средства для самовыражения и очень восприимчивы к прекрасному.

    • Одаренный ребенок может рисовать или писать ради удовольствия. Он может подражать другим, часто для смеха, или петь песни, которые где-то слышал.
    • Одаренные дети часто рассказывают необычные истории, и вымышленные, и реальные. Им могут нравиться занятия в театральных кружках, игра на музыкальном инструменте и другие виды искусства, поскольку они от природы стремятся выразить себя в нем.

Оценка эмоциональных навыков

  1. Понаблюдайте за тем, как ребенок взаимодействует с другими. Можно сделать определенные выводы на основании общения ребенка с окружающими людьми. Одаренные дети обладают необычной способность понимать других и всегда стремятся к эмпатии.

    • Одаренный ребенок восприимчив к эмоциям окружающих людей. Ребенок может понять, злится человек или грустит, а также может распознать причину этих эмоций. Одаренный ребенок редко остается равнодушным к проблемной ситуации и желает благополучия другим.
    • Одаренный ребенок может общаться с людьми любых возрастов. Благодаря глубоким знаниям он может разговаривать со взрослыми, с подростками и со старшими детьми так же легко, как со своими сверстниками.
    • Однако у некоторых одаренных детей возникают трудности в общении. Из-за сильной увлеченности чем-либо таким детям бывает сложно общаться с другими, из-за чего им часто ошибочно ставят диагноз аутизм. Умение общаться может быть признаком одаренности, однако оно не является определяющим фактором. Если ребенку сложно находить общий язык с другими, это не значит, что он не одарен. Некоторые одаренные дети страдают аутизмом.

«КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОСТЬ РЕБЁНКА»

(консультация для родителей)

Одаренность - это некие выдающиеся способности. Конечно, задатки их заложены от природы, генетически, часто передаются по наследству. Но не стоит думать, что раз так, талант все равно проявит себя, даже если никак этому не способствовать. В системе образования предусмотрены специальные программы для одаренных детей, а способности ребенка оцениваются по специальной шкале на основании результатов тестов. Однако не стоит целиком полагаться на оценку школы. Распознать одаренного ребенка помогут особые факторы, и некоторые из них системой образования не учитываются. Если ребенок развит не по возрасту, ему потребуется особое внимание. Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать.

Оценка способностей к обучению

Обратите внимание на способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Иногда память проявляется в неуловимых нюансах. Обращайте внимание на признаки развитой памяти.

  • Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию. Ребенок может выучить стихотворение, которое ему нравится, или фрагменты книги. Он также может запомнить названия столиц и многих птиц.
  • Проанализируйте память ребенка в обыденных делах. Возможно, ребенок легко вспоминает информацию из книг или сериалов. Возможно, он помнит что-то в мельчайших подробностях. К примеру, после семейного ужина дочь называет вам имена всех родственников, включая тех, которых она раньше не видела, а также все их физические характеристики: цвет волос, глаз, описывает одежду.

Обратите внимание на способность читать. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Если ребенок стал читать еще до школы, это может указывать на то, что он одарен. Возможно, ребенок также читает слишком сложные для его возраста книги. На занятиях ребенок может получать высокие оценки за чтение и понимание текстов и читать на переменах. Одаренные дети часто предпочитают чтение любым другим занятиям.

  • Помните, что склонность к чтению - это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей личной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет. Если ваш ребенок не начал читать рано, но у него есть другие признаки одаренности, вполне возможно, что он все же одарен.

Оцените словарный запас ребенка. Поскольку одаренные дети обладают хорошей памятью, они могут знать большое количество слов. В раннем возрасте (3-4 года) ребенок может использовать такие сложные слова, как "очевидно" и "фактически" в повседневной речи. Кроме того, одаренный ребенок будет быстро заучивать новые слова. Он может увидеть новое слово в контрольной работе в школе и начать правильно использовать его в речи.

  • Одаренные дети постоянно задают вопросы о том, что их окружает. Они спрашивают обо всем, что слышат, видят, к чему прикасаются, что нюхают и что пробуют на вкус. Предположим, вы едете в машине, и по радио играет песня. Ребенок спросит вас, что означает эта песня, кто ее поет, когда ее записали и так далее.
  • Дети также задают вопросы для того, чтобы разобраться в чем-то. Ребенок может спрашивать, почему кто-то грустит, злится или радуется.

Анализ образа мышления

Подумайте, любит ли ребенок быть в одиночестве. Одаренным детям часто нужно проводить время в одиночестве. Им нравится общество других, но им не становится скучно наедине с собой. Они любят занятия, не требующие компании (чтение, письмо), и иногда они предпочитают побыть в одиночестве, чем пообщаться с другими. Одаренный ребенок не жалуется на скуку, если его никто не развлекает, поскольку он обладает природным любопытством, которое не дает ему скучать.

  • Если ребенку скучно, это значит, что ему всего лишь нужен толчок к новому занятию (попробуйте дать ему, к примеру, ракетку и воланчик).

Подумайте, любит ли ребенок искусство и природную красоту. Одаренные дети обладают способностью к получению эстетического удовольствия. Ребенок может постоянно восхищаться красотой деревьев, облаков, воды и других природных явлений. Одаренных детей также привлекает искусство. Ребенок может с удовольствием рассматривать картины или фотографии, а также на него может оказывать сильное воздействие музыка.

  • Одаренные дети часто указывают на то, что замечают (например, на луну в небе или картину на стене).

Изучите симптомы проблем в развитии. Аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуются признаками, которые совпадают с признаками одаренности. Знайте, какие из симптомов этих заболеваний отличаются от признаков одаренности. Если вам кажется, что у ребенка может быть аутизм или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обратитесь к врачу. Помните, что одаренность и проблемы в развитии не являются взаимоисключающими понятиями, и у ребенка может быть и то, и другое.

  • У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут быть такие же проблемы на учебе, как и у одаренных детей. Однако при синдроме дефицита внимания у детей нет склонности к анализу мелочей, и им бывает сложно следовать указаниям. Дети с синдромом дефицита внимания могут говорить быстро, как и одаренные дети, однако у них наблюдаются признаки гиперактивности, включая стремление теребить предметы и постоянно двигаться.
  • Как и в случае одаренности, у детей с аутизмом есть свои увлечения, и им нравится быть одним. Однако при аутизме есть и другие симптомы. Ребенок с аутизмом может отказываться отзываться на свое имя, может не понимать эмоции других людей, неправильно использовать местоимения, давать нелогичные ответы на вопросы, реагировать слишком сильно или слишком слабо на внешние раздражители (громкие звуки, объятия и так далее).

Советы

  • Если вам кажется, что ваш ребенок одарен, попробуйте получить заключение эксперта. Ребенку нужно будет пройти специальный тест. Это нужно сделать обязательно, поскольку к одаренным детям для развития их способностей нужен особый подход.

Предупреждения

  • Ребенку может быть сложно жить со своим талантом. Такие дети нередко не могут найти общий язык с другими детьми. Помогите ребенку в этом.
  • Не позволяйте ребенку думать, что его одаренность делает его лучше других. Объясните, что у всех есть свои способности, которые нужно уважать, и у всех есть знания, которыми они могут поделиться с ребенком. Постарайтесь научить ребенка ценить людей во всех их проявлениях.

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется своими умениями в определённой отрасли, виде деятельности. Одарённость не возникает вот так, из ниоткуда. Она является наследственной. Какие признаки и критерии наследственности бывают? И как определить является ли ваш ребёнок одарённым. Разберём эти вопросы.

Признаки одаренности ребенка

Критерии одаренности детей

Итак, какие критерии одарённости детей бывают. Вид деятельности:

  • познавательная (интеллектуальная);
  • художественно-эстетическая (музыка, литература, изо);
  • практическая (ремёсла);
  • коммуникативная (лидерство).

Степень формирования:

  • актуальная (уже достигнутые показатели, проявляющиеся на высоком уровне выполнения);
  • потенциальная (ребёнок имеет потенциал для достижения высоких целей)

Как проявляется:

  • явно (можно определить одарённость ребёнка сразу);
  • скрыто (имеет замаскированную форму проявления).

Диапазон её проявления в определённых сферах деятельности:

  • общая (появляется к разным видам деятельности ребёнка);
  • специальная (появляется в определённых видах деятельности).

Особенности развития ребёнка в определённом возрасте:

  • ранняя (проявляется у гениальных детей);
  • поздняя.

Одарённость может появляться постепенно, по мере взросления ребёнка. Соответственно и сферы её проявления разнообразны. Это может быть и музыка, и рисование, и творчество.

Различают 4 вида концепции одарённости у детей. К ним можно отнести:

  • Интеллектуальную. Она проявляется в высоком IQ ребёнка.
  • Креативную. Такие дети обладают хорошо развитой интуицией, воображением, творческим мышлением и видением.
  • Мотивацию. Необходимо понять причины, по которым ребёнок делает что-то. Это может быть: чувство долга, ребёнок идёт к намеченной цели (победить в конкурсе).
  • Адекватную самооценку. Ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки.

Признаки одаренности детей школьного периода

Итак, какие же признаки одарённости детей школьного периода бывают.

В школьном возрасте у ребёнка отмечаются желание коллекционировать что-нибудь. При этом ребёнок не просто собирает какие-либо предметы, но и интересуется их историей, появлением, характеристиками, особенностями.

Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:

  • Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала.
  • Ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту.
  • Отлично развитое логическое мышление.
  • Схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти.
  • Дисциплинирован.
  • Отмечается педантичность в наведении порядка.
  • Отличается гибкостью ума.
  • Повышенное любопытство приводит к огромному количеству вопросов, иногда провокационного характера.
  • Имеет отличную успеваемость в школе.
  • Не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним.
  • Креативен.
  • Увлекается наукой.
  • Обладает абстрактным видением проблем.
  • Доминирует в общении с другими детьми такого же возраста.
  • Обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники.
  • Является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию.
  • Имеет огромное количество увлечений и хобби.

Для того, чтобы определить одарённость ребенка необходимо просто понаблюдать за ребёнком, его поведением.

Одаренность ребенка – это особое явление, которое требует от родителей особой практики общения с ним и его воспитания.

Как распознать одаренность?

Вам кажется, что Ваш ребенок знает больше своих сверстников?

Может быть, у него есть одаренность? Ваша задача раскрыть ее!

Если Ваш малыш чем-то выделяется среди сверстников, дошкольный возраст - это лучший момент, чтобы начать развивать его таланты.

Пора проверить, на самом ли деле Ваш ребенок отличается особыми способностями...

Как распознать предрасположенности ребенка?

Прежде всего, внимательно понаблюдайте за его поведением, интересами и предпо­чтениями.

Одаренность проявилась рано... (0-3 года)

  1. Уже спустя 5-7 дней после появления на свет одаренные дети чаще и дольше рассматри­вают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.
  2. Дети демонстрируют высокую чувствительность к новизне ситуаций, проявляющуюся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Позднее ре­бенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.
  3. У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.
  4. Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, улыбается, активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
  5. Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатли­тельности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.

Одаренность в дошкольном возрасте (3-7 лет)

Если Вашего ребенка характеризуют следующие особенности, то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей:

  • проявляет отличную память в сочетании с ранним языковым развитием. Можете верить, когда одаренный ребенок будет Вас уверять, что припоминает какие-то события того времени, ко­гда был еще младенцем;
  • отличная память базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении;
  • рано начинает классифицировать и категоризировать информацию, поступающую к нему, собственный опыт, с удовольствием коллекционирует. При этом целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
  • имеет большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии, приду­мывает новые слова и понятия;
  • способен заниматься несколькими делами сразу, например следить за двумя или более про­исходящими вокруг событиями;
  • очень любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе; активно исследует окружающий мир и не терпит каких-либо ограничений в своих исследованиях;
  • способен прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и систематизировать происходящие события;
  • легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания и терпеть не может, когда ему навязывают готовый ответ;
  • способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, буквально по­гружается в свое занятие, если оно ему интересно;
  • имеет яркое воображение, проявляет изобретательность и богатую фантазию; обожает рас­сказывать о вымышленном приятеле каждый день, сочиняя все новые и новые подробности; часто возникают удивительные ассоциации (например, пятно на скатерти может напоминать ему льва);
  • может делать что-то, что Вам никогда не пришло бы в голову;
  • может копировать взрослых, например, подогревать молоко для куклы в микроволновой печи;
  • проявляет отличное чувство юмора, часто нетипичное: любит смешные несоответствия, иг­ру слов, шутки; его забавляют ситуации, в которых для других нет совершенно ничего смешного;
  • проявляет повышенные математические способности в плане вычислений и логики;
  • для него характерны устойчивая концентрация внимания и упорство в решении различных задач;
  • проявляет обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;
  • обладает высоким энергетическим уровнем (малая продолжительность сна);
  • часто проявляет стремление довести выполняемое дело до совершенства.
    Вы уже опаздываете, а он не хочет выходить, пока не доведет начатое дело до совершенства: «Я знаю, как это должно быть, и мне надо еще поправить»;
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками: хочет играть с детьми старше его или общаться со взрослыми, ведь они для него более интересные партнеры;
  • часто его считают непослушным и даже язвительным, так как он порой обращает внимание взрослых на их собственную некомпетентность и неправоту в определенных вопросах.

Наблюдая за ребенком, лучше всего фиксировать увиденное и услышанное (примеры поведения и высказывания ребенка) в тетрадке-дневнике по следующим параметрам:

  1. Физическое развитие: особенности развития психомоторики.
  2. Развитие познавательной сферы: познавательная активность, словарный запас, наблюдательность, внимание, память, мышление.
  3. Социальное развитие, личностные особенности: общительность, лидерские, морально-нравственные качества.
  4. Игровая деятельность: виды игр, предпочтения игр и ролей, смена игр, способность к имитации, подражанию.
  5. Интерес к творческим видам деятельности.

У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?

Уже в дошкольном возрасте можно выделить разные типы одаренности.

1. Одаренный ребенок - маленький Пикассо .

Для него важна, прежде всего, эстетика. Он обращает внимание на цветовые сочетания в одежде, красивое убранство стола. Любит рисовать и разукрашивать. Его внимание приковы­вают плакаты, картины и скульптуры на улицах.

Он мыслит образно. Например, подробно, во всех деталях описывает, как выглядел при­снившийся робот. Очень быстро запоминает сюжеты рассказов в картинках и комиксов. А вот со сказками, рассказанными устно, дело обстоит хуже. Их он запомнить никак не может.

В будущем малыш может стать художником, архитектором, дизайнером, компьютерным графиком.

Совет для Вас. Похвалы или запреты лучше визуализировать, рисовать ребенку. Пусть это будут, например, смеющееся солнышко и серая тучка. Такие рисунки помогут Вам быстрее объ­яснить ребенку, что Вы имеете в виду. Чтобы ребенок мог развивать свои таланты, запишите его в кружок рисования, керамики, а когда подрастет - в фотокружок.

Маленький художник чаще всего молчун, и его надо провоцировать на рассказы и разго­воры. Как можно чаще будьте рядом с ним, когда он рисует. Вопросами постарайтесь разгово­рить его, чтобы он рассказал Вам о том, что сейчас делает.

2. Одаренный ребенок - будущий Эйнштейн.

Необыкновенно систематичен и последователен. Будет расспрашивать Вас об абстрактных понятиях (что такое время, радость, добро или зло), быстро поймет и усвоит Ваши ответы. Для него все имеет свой конец и свое начало, а каждый этап игры или действия одинаково важен: он с азартом не только строит, но и разбирает башенки из кубиков.

В будущем малыш может стать инженером, финансистом или программистом.

Совет для Вас. Не перебивайте маленького мудреца, даже если его долгий рассказ или объ­яснение Вас утомили. Обустраивая его комнату, позаботьтесь о соответствующем количестве ящичков для игрушек, ведь математик любит, чтобы все было в порядке, пронумеровано и клас­сифицировано. Постоянный режим дня и вещи, всегда лежащие на своих местах, являются тем, чего непременно требует точный ум. Не торопите малыша. Особенно утром ему нужно иметь минут пятнадцать в запасе на сборы и раздумья.

Свои предрасположенности ребенок может развивать, решая логические задания: играя в шахматы, шашки, морской бой или монополию. Однако маленькому Эйнштейну нужен и от­дых от занятий, требующих сосредоточенности и неподвижности. Вместе выберите спортивную дисциплину, которую он полюбит, например командную игру волейбол.

3. Одаренный ребенок - Пушкин.

Ваш ребенок может до умопомрачения слушать одни и те же сказки, стихи и рассказы.

Особенно любит забавы, в которых важную роль играют слова, например придумать зверя на букву «а». Малыш сам придумывает коротенькие стишки, рифмует слова, а если что-нибудь рассказывает, то обязательно длинными предложениями, используя «взрослые» слова («очень надеюсь», «увы» и т. д.).

Фантазирует, придумывает необыкновенные истории. Малыш совершенно не боится вы­ступать на публике. Он быстро запоминает новые, иностранные слова и выражения.

В будущем Ваш ребенок может стать журналистом, писателем, сценаристом или перевод­чиком.

Совет для Вас. Чаще играйте с ребенком в игры типа «Эрудит». Приобщите ребенка к этой игре, как только он выучит буквы. Если Ваш малыш любит выступать на публике, главное -не переусердствовать с похвалой, иначе Ваши лестные слова быстро перестанут приносить ему радость и станут обыденными и привычными. Кроме того, один и тот же стишок, рассказанный в двадцатый раз, - не такое уж особенное достижение. Запишите своего ребенка в театральный кружок, на танцы или занятия иностранным языком.

4. Одаренный ребенок - Марадона.

Ребенок хорошо развит физически, очень вынослив. Его движения хорошо скоординиро­ваны: он редко падает, лучше всех во дворе лазает по деревьям (хотя Вы ему это строго-настрого запретили!). Он не может долго усидеть на одном месте. Во время разговора активно жестикули­рует, ходит, дотрагивается до собеседников. Если ему не удается взять в руки предмет, который его заинтересовал, он очень расстраивается. В движении пребывают и его маленькие пальчики, они у него очень ловкие. Ваш рукодельник уж точно не попадет себе по пальцам, сколачивая ша­лаш из досок.

В будущем он может стать спортсменом или... хирургом!

Совет для Вас. Постарайтесь, чтобы у ребенка как можно чаще была возможность двигаться на свежем воздухе. Зимой лепите вместе снеговиков, играйте в снежки и катайтесь на горке. Летом играйте в салки. А дома - стройте шалаши из кресел и повесьте шведскую стенку.

Запишите малыша на гимнастику, восточные единоборства, плавание. Помните, что малень­кий спортсмен должен развивать и тренировать не только тело, но и интеллект.

Вместе с ним смотрите спортивные матчи и различные соревнования, комментируйте их и обсуждайте. Для более спокойных занятий с малышом Вам пригодятся пластилин и конструк­торы.

5. Одаренный ребенок - Бетховен.

Малыш с удовольствием слушает музыку и по памяти напевает услышанные мелодии.

У него уже есть свой вкус, и он может требовать, чтобы Вы ставили ему определенные произве­дения. Он очень чувствителен к различным звукам, для него важен тембр голоса собеседника: слишком высокий быстро выводит его из состояния равновесия. Он может не любить девочку из детского садика только потому, что у нее визгливый и, по его мнению, неприятный голос.

Ваш малыш может стать пианистом, композитором или будет танцевать на сцене Большого театра.

Совет для Вас. Как любому артистически одаренному человеку, Вашему ребенку ничего нельзя навязывать. Позвольте ему самому выбрать, что слушать и во что играть. Водите малыша в театр и на концерты, покупайте диски с музыкой для детей. Только не покупайте ребенку плеер с наушниками: для такой техники он еще слишком мал.

Если малыш очень стеснительный, не заставляйте его выступать перед родственниками. Пусть он поет и танцует в одиночестве. Можете предложить ему позаниматься ритмикой или танцами, а если захочет, отдайте его в музыкальную школу.

ВАЖНО! Будущие физик, художник, спортсмен или пианист в определенном смысле очень похожи друг на друга. Всеми ими движет ярко выраженная любознательность.