Как восстановить психику детей после. Как восстановить отношения после ссоры. шагов от травмы к нормальной жизни

Наша жизнь так устроена, что каждый новый день несёт в себе и новые испытания. Иногда они приятные и захватывающие, а иногда - сложные и изматывающие. То, как мы реагируем на сложившуюся негативную ситуацию, напрямую зависит от особенностей нашего характера, типа темперамента, уровня образования и воспитания. Но главную роль в этом процессе играют общее состояние нервной системы и психики.

Понятие психики

Психика - понятие сложное и многогранное. Долгое время в психологии и философии под психикой понималась душевная составляющая человека. Даже дословный перевод слова «psyche» с древнегреческого языка означает «душа». И только с развитием психофизиологии и неврологии, эти два понятия перестали быть тождественными.

В настоящие время под психикой принято понимать способность высокоразвитой материи субъективно отражать объективную реальность. Другими словами, психика - это наши внутренние реакции на окружающий нас мир, их осознание и осмысление. Мысли, эмоции, переживания, возникающие в ответ на происходящее, а также высшее психические функции, например, интеллект.

Устойчивая и неустойчивая психика

Всем знакомо выражение «железные нервы». Как правило, так говорят о человеке, способном стойко и невозмутимо реагировать в любых, даже самых критических ситуациях. Во многом такое поведение зависит от силы нервной системы, то есть от её работоспособности. Сила является врождённым свойством нервной системы и обуславливается исключительно наследственными факторами. Но нервная система и психика - разные понятия. Устойчивая психика зависит не только от генетики, но и от многих других факторов, в том числе от воспитания, образования, саморазвития. Поэтому её можно и нужно тренировать.

Постоянные стрессы, неприятности и травматические ситуации могут стать причинами неустойчивой психики. Люди с неустойчивой психикой склонны к высокой тревожности, тяжело переживают неудачи, излишне самокритичны и часто . Им сложно принимать важные решения, особенно в ограниченные сроки. Любая незапланированная мелочь способна вывести их из равновесия и спровоцировать стресс.

Способы восстановления психики

Если не брать во внимание психически нездоровых людей, то восстановить нормальное состояние психики, а также повысить её устойчивость может каждый. Безусловно, процесс восстановления зависит от того, насколько сильно «расшатались нервы». В ситуациях, когда достичь желаемого эффекта самостоятельно не получается, стоит обратиться за помощью к специалисту, например, к психологу или психотерапевту. В некоторых сложных случаях потребуется пройти курс медикаментозного лечения.

Во-первых, чтобы улучшить состояние нервной системы, следует исключить причину, повлёкшую за собой возникновение стресса. Если возможности её нейтрализовать нет, то нужно попытаться изменить своё отношение к раздражающему фактору. Помните выражение: «Не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней». Оно на 100% работает в этом случае. Другой вопрос, что далеко не у всех получается самостоятельно изменять свой внутренний настрой по желанию. Но можно научиться самообладанию. Для этого потребуется немного усилий и желания: почитать специальную психологическую литературу, посетить тренинг личностного роста или пройти обучение медитативным техникам.

Во-вторых, «расшатанные нервы» часто являются результатом переутомления. В этом случаи, отпуск или даже несколько выходных способны творить чудеса. Продолжительный отдых и полноценный сон являются залогом не только физического, но и психического здоровья. Помните, что отдых не должен заключаться в безделье (хотя иногда можно себе позволить немного поваляться на диване). Лучше всего сменить обстановку, выбраться на природу, воплотить в жизнь свои заветные желания или посвятить время любимому хобби. Подойдёт любое занятие, которое приносит удовольствие и поднимает настроение.

В-третьих, придерживайтесь здорового образа жизни. Вредные привычки и несбалансированное питание усугубляют состояние нервной системы. Если организм постоянно недополучает необходимых витаминов и минералов, страдает от никотина и гиподинамии, то ему очень сложно бороться со стрессами. Попробуйте заменить кофе цикорием, пейте чай с мятой, забудьте про жирную и сладкую пищу на ночь, начните заниматься спортом! Очень скоро вы заметите, что просыпаетесь по утрам легко, бодры и полны сил весь день, а вчерашние проблемы стали не такими уж и невыполнимыми.

Вопрос психологу

Мне 35 лет, замужем, двое детей старшей дочери 6 лет, младшей 4,5. У меня продлемы со старшей дочерью. С мужем прекрасные отношения. Дети были долгожданными. С первой была очень строга, даже думаю очень. Заметила в 6 месяцев, что когда старшая хочет спать крутит волосы, а к трем годам стала закручивать узелки и вырывать, а теперь еще начала грызть ногти, она порой говорит что не хочет жить, или уйдет из дома, и что ее никто не любит, даже мы. убеждаю что это не так, ведь мы ее очень любим. Уже год как я перестала ее наказывать (ставить в угол, дергать, хлопать по попе)Никакого насилия. Стараемся всегда говорить и показывать свою любовь , но ничего не помогает. она говорит, что не любит себя. КАк ей помочь? Нам страшно, такая маленькая, а говорит о таких серьезных вещах. Помогите пожалуйста. Заранее благодарим.

Ответы психологов

Здравствуйте, Ольга! Вам нужно обратиться с ребенком к детскому психологу по месту жительства. Самостоятельно, без квалифицированного сопровождения Вы не измените ее самоотношение.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Ольга.

Лучше всего, конечно, обратиться к психологу очно и поработать с ним не только девочки, но и Вам самой. Маленькие дети часто своим поведением отражают внутреннее состояние мамы. Из того, что Вы можете пока сделать самостоятельно:

Чаще говорите ребенку, что Вы ее любите

Обнимайте ее, целуйте, тискайте (увеличьте физический контакт с ребенком)

Выделите только ее время, т.е. время когда Вы делаете вместе с ней то, что ей интересно не отвлекаясь на другое

Понаблюдайте после чего она грызет ногти и вырывает волосы (когда ей становится плохо, чего ей не хватает)

Обратите внимание на себя. Как Вы относитесь к себе? Любите ли Вы себя? Заботитесь ли Вы о себе? Часто ли Вы себя ругаете? Помните, ребенок - отражение семьи .

Желаю Вам удачи. С уважением, Саида.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Здравствйте, Ольга! Обычно появление второго ребенка отвлекает внимание мамы от первого и тогда ребенок начинает себя вести так, чтобы привлечь к себе это внимание. Кручение волос может говорить о том, что девочка испытывает какие-то некомфортные чувства и не имея возможности их выразить, направляет их на себя. Ощущение себя нелюбимой могло сформироваться после рождения второго ребенка, а может было и раньше, когда Вы наказывали ее, Вы сами пишете, что были строги к ней. Разные дети могут по-разному реагировать на наказание, невнимание, все зависит от темперамента и характерологических особенностей. Чтобы у девочки не сформировался невроз, обязательно сводите ее к детскому психологу , нужен грамотный и опытный специалист. Удачи вам!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Ольга!

Реакции вашей дочери говорят о неврозе. Обратитесь к невропатологу.
Попытайтесь оценить ваши отношения с мужем и в семье в целом. Общая семейная обстановка, способна оказывать влияние на девочку. Возможно,что ваши, даже минимальные конфликты или ссоры с мужем, разногласия, через чур бывают громкими.
Безусловно, соглашусь с коллегой, что ваше отношение к девочке повлияли на ее самочувствие несмотря на то, что "Уже год как я перестала ее наказывать (ставить в угол, дергать, хлопать по попе)Никакого насилия."
Ребенка нельзя "дергать". Благодаря взрослой силе, вы. сотрясали ее организм. Весовые категории разные и т.д. Такое отношение ослабевало нервную систему и травмировало ее позвоночник (надо проверить), могли быть не значительные смещения..... позвоночник еще хрящевидный и окостенелость происходит к 12-14 годам. Любое, легкое изменение, могло повлиять на общую картину самочувствия и состояния ребенка.
Девочку "хлопать по попе", да и мальчика тоже, нельзя. Даже легкий шлепок по мягкому месту способен производить прилив возбуждения и кровь к половым органам , создавая тем самым в том месте проблемы со здоровьем , влиять на психику. Которые, если не сейчас, то, возможно, позже могут проявиться. Любое насилие с ребенком не проходит бесследно. Необходимо учиться налаживать взаимопонимание со своим ребенком.

С уважением к вам!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только прошив. Но отчего-то число детей, регулярно подвергающихся подобному „семейному насилию", не уменьшается, а, наоборот, растет. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей.

Сидя за столом в гостях, я заметила удивленный взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово „аплодисменты", которое упомянул в разговоре ее папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: „Ты не знаешь, что такое аплодисменты?" „Не-е". „А почему же не спросила?" На Аниных глазах выступают слезы: „Мешать нельзя, а то папа побьет".

В ребенка в прямом смысле слова вдолбили правило: к беседе взрослых нужно относиться с уважением — нельзя их перебивать. Но Аня не спросила про непонятное слово не из уважения перед отцом, а из страха перед наказанием. Сейчас для девочки безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребенке разовьется пассивность, пропадет пытливость ума. А в школьный коллектив Аня придет „серой мышкой".

Бить или...?

Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создается потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но это, к сожалению, вовсе не означает, что ребенок действительно понимает, что он плохо поступил!

Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком ли высока цена такого „послушания"?

Ах ты, вредина!

Ирина, воспитатель детского сада, мама 5-летнего сына, жестоко наказала мальчика ремнем за то, что он стащил деньги из ее кошелька. На вопрос: „Ты понял, что так нельзя делать?" — Миша, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие — к маминому кошельку он больше не притрагивался. Казалось бы, у мамы все получилось. Но ситуация имела свое (кстати, вполне типичное) продолжение.

Через некоторое время уже в бабушкином кошельке Миша стал подменять пятирублевые монеты рублями и копейками и утаивать от близких сдачу от покупки конфет. Со временем, попадая с родителями в гости, мальчик начал таскать деньги из карманов и кошельков хозяев. Ирина добилась лишь того, что порок стал тайным. Вообще появление отрицательных черт характера — серьезное последствие рукоприкладства. Ребенок может стать очень упрямым: упрямство формируется из протеста насилию.

Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за свое забитое детство.

Еще одно распространенное заблуждение взрослых — миф о „злой воле" детей. Будто бы „вредничать" и не слушаться доставляет ребенку удовольствие. Нередко родители за подобное поведение принимают интерес малыша к новым вещам, желание познавать мир. Действительно, иногда даже собственного ребенка нелегко понять.

Часто папе и маме не хватает аргументов, терпения или времени убедить малыша делать так, а не иначе. Не долго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приемы убеждения , воздействия на малыша. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов.

Но ведь психическое здоровье ребенка дороже!

Бывает, что взрослые наказывают малыша не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким „воспитателям", что они бьют ребенка — возмутятся. Но ведь подзатыльники, шлепки по попе, по рукам — это тоже проявления насилия. Малыш еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители?

Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть, и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша. Те, кто пережили кошмар детства с побоями, знают это чувство отчуждения, возникающее между ребенком и родителем. Рождаясь, ребенок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых малыш считает своими друзьями. Если его так предают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми.

Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.

Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагиваются эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость.

Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребенка устанавливается стойкая связь. А чувства эти — страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остается в памяти ребенка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения.

Некоторых родителей провоцирует на наказания то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания своей семьи, подсознательно компенсируя свою обиду, причиняют боль собственным детям.

Так что, наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам. Мне приходилось разговаривать с уже взрослыми людьми, достигшими определенных успехов в жизни, чье детство было покалечено побоями.

Несмотря на жестокость родителей, они высказывали одобрение наказаний. „Ну и правильно делали, что били. Я был ужасным хулиганом, — говорит один из моих собеседников. — Где бы я сейчас оказался, если бы не родители?" Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У малыша есть потребность любить маму, папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, „обеляет" фигуры родителей. Для ребенка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.

Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Дарите больше радости и любви своим малышам.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.