Как сделать так чтобы ребенок. Учим ребенка послушанию

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня мне бы хотелось поднять непростую тему воспитания детей. Как справляться с капризами и истериками, что могут сделать родители для счастливого будущего своих деток, с чего следует начинать процесс воспитания и как научить ребенка слушаться с первого раза.

Начать с себя

Я хочу для начала поговорить о том, о чем обязательно должны задуматься все родители, будущие и настоящие. Исходя из того, что дети прекрасно копируют модели поведения, становится понятным, что именно в родителях заложено огромное количество будущих удач и неудач детей. Конечно, не стоит забывать про других родственников, воспитателей в саду и учителей в школе, друзей и приятелей. В итоге мы формируемся из всего социального окружения. Но главными были, есть и будут родители.

Поэтому вы должны взглянуть на себя и понять, что вы можете передать сыну или дочери. От чего вы хотите их уберечь. Какими качествами наградить, а от каких избавить. Простой пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш никогда не врал, то вам необходимо не лгать ему, супругу и другим. Если малыш хоть раз уличит вас во лжи, он будет знать, что может быть и такое. Если родители хотят чтобы их дочь много читала, но при этом сами ни одной книжки в руках не держали, то вряд ли они добьются желаемого.

Все это помогает сделать один простой вывод - вы должны быть сами таким человеком, которого хотите воспитать в ребенке.

Подавайте пример на собственной жизни. Только разобравшись в собственной жизни, вы сможете с легкостью взаимодействовать с детишками.
Один мой знакомый воспитывает дочь без слова «нет». Его пятилетняя малышка ни разу в жизни не слышала от него отказа. Но она всегда слушается, всегда ведет себя так, как он того хочет от нее. Он много разговаривает, объясняет, отвечает на все ее вопросы и так далее. Думаю пример очень наглядный.

Что такое послушание

Когда вы говорите «я хочу, чтобы мой ребенок слушался меня», что вы имеете в виду? Беспрекословное послушание? Действия на уровне сказали-сделал? Мгновенная реакция на ваше указание? Для меня послушание - это скорее ответный вопрос, желание разъяснений и объяснений.
Когда мама говорит сыну «убери игрушки», она не просто приказывает, а обязательно поясняет «каждая вещь имеет свое место; мне приятнее, когда дома порядок; твои игрушки - это твоя собственность и ты должен за ними присматривать; и так далее».

Очень важно как общаются воспитатели в детском саду с вашим чадом. Поверьте, договориться можно с ребенком и в 3 года и в 5 лет. Разницы особой нет. Главное, чтобы вы были терпеливы и открыты к общению. Обязательно убедитесь в том, что воспитатели не просто приказывают детям, а умеют с ними разговаривать.

Взаимодействие с ребенком

Ваша главная задача - научиться разговаривать с малышом. Абсолютно не важно какого он возраста, 6, 7 или 8 лет, может быть, и старше. Вы обязаны научиться слышать, что вам говорит сын или дочь и уметь подробно объяснять. Именно в этом заключается залог успешного воспитания, на мой взгляд.

Ни в коем случае не кричите и не бейте своих детей. Рукоприкладство худший помощник в воспитании. Я бы даже сказала, что это враг. Техника кнута и пряника должна работать несколько по другой схеме. Вместо наказания, вам надо привить ответственность за поступки. Если он сломал какую-то вещь, то она перестает работать, следовательно, он не может больше ей пользоваться. Если он не надел шапку зимой - заболел и будут долгое время лежать дома и лечиться, пить горькие лекарства. Покажите эту взаимосвязь, что каждый поступок влечет за собой определенное последствие.

Будьте готовы повторять одно и то же несколько раз. В этом нет ничего страшного. Запаситесь терпением. Найдите подходящие примеры из жизни, сказок и мифов. У вас есть огромное количество вспомогательный инструментов. Главное, уметь ими пользоваться.

Доверяйте своему ребенку. Не считайте его глупым, слишком маленьким, не умеющим что-то делать. Не вносите в жизнь детей негатив. Каждый человек с рождения талантлив. Только некоторые родители очень умело гасят жизненную силу своего малыша. Поддерживайте искру, которая разгорается в вашем чаде.

Я считаю, что невозможно детей научить слушаться. Можно родителей научить правильному взаимодействию с ребенком. Таким образом, чтобы не было необходимости в наказании.

Сегодняшние книжные полки пестрят огромным количеством литературы по воспитанию детей. Возможно, вам будут крайне интересны мысли Людмилы Владимировны Петрановской .

Надеюсь, я смогла дать вам полезные идеи. Я уверена, что каждый родитель может стать отличным примером для своих деток. Воспитывайте не детей, а себя в первую очередь.

Искусство воспитания состоит не в том, чтобы побеждать ребенка, а в том, чтобы боя как такового не возникало, а у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Этот метод называется профилактика истерик, о нем и пойдет речь в статье.
Подумайте о причинах
Показать полностью..
Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина, или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимание: расслабьтесь и забудьте. А если речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Поскольку истерика - это ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах подобного поведения.

Важен ваш пример
Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак, - очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье порядок естественным образом уважается всеми взрослыми, то ребенок, скорее всего, впитает привычку убираться на уровне элементарного подражания.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Лучше это делать последовательно, от легкого к трудному. Самый простой алгоритм - «Семь шагов».

Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! Замечательно!» - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он приучается вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше - прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали, он должен прийти. Сразу не идет - следует повторить, но добиться. Обратите его внимание и попросите приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу», - и поцеловать!

Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к фразе «это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» - то скоро ребенок начнет вас понимать.

Шаг 4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно. Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими. Если ваших просьб слишком много и ребенок не успевает за ними, либо вы не имеете поддержки окружающих, то тогда делайте то, что хотите от ребенка, сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок выполняет их, когда ему несложно. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У малыша не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы воспитатель, поэтому ваша задача - удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям.

Шаг 7. Демонстрация результата. Просите, чтобы ребенок показывал вам результаты выполненной работы. Когда малыш научится уже и этому, вы можете гордиться - перед вами взрослый ответственный человек.

Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо?

Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.

Как научить ребенка слушаться

Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  • Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  • Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  • Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  • Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  • Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться – проигрывать не любит никто.
  • Дайте дитяти «возможность выпустить пар». Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт – самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании – похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит - ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не «ты плохой, потому что не слушаешься», а «я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу».
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна – не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение – следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Ниже несколько советов о назначении наказания:

  • Не горячитесь. Сначала разберитесь - действительно ли есть вина вашего ребенка.
  • Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  • Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  • Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  • Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  • Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Как восстановить контакт с ребенком

Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?

Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:

  • Обратите внимание, почему теряется контакт. Это может быть что-то совсем незаметное.
  • Не спешите показывать свою обиду и высказывать претензию. Подумайте, что именно вас раздражает в ситуации.
  • Говорите с ребенком. Слушайте его, а не только читайте нотации. Пусть ваше чадо предложит свой путь решения конфликта. Это может быть очень полезно не только для восстановления связи, но и для развития личности маленького человека.
  • После завершения конфликта и окончания бури эмоций, проведите время вместе, почитайте, погуляйте.
  • Следите за выполнение достигнутых соглашений. Это формирует уважение к вашим словам и повышение родительского авторитета.

Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.

Постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания родителей часто становятся для ребенка речевым фоном, что-то вроде включенного радио. С детьми надо говорить так, чтобы они вас услышали.
Мамы трехлетних малышей часто жалуются на своих деток, сетуя на то, что чтобы они не говорили своему малышу, он ничего не воспринимает. Мам понять можно, такое поведение их деток вызывает злость и действует на нервы. А в действительности дети часто не реагируют на просьбы и указания в силу особенностей своего возраста, а вовсе не потому, что они такие вредные и непослушные. Мамы трехлетнего ребенка должны знать, как работает его нервная система. В этом возрасте в нервной системе детей преобладает процесс возбуждения. Проще говоря, когда ребенок сильно чем-либо увлечен, его внимание переключить будет не просто. Процесс торможения у детей этого возраста еще не произвольный, поэтому свои эмоции малыш не контролирует, например, он не сможет успокоиться самостоятельно, когда ему весело или страшно. Это явление еще связано с темпераментом, потому у разных детей оно проявляется в меньшей или большей степени. Поэтому бесполезно требовать от ребенка самоконтроля на гневное мамино «Ты успокоишься или нет!», если в это время малыш разыгрался и перевозбудился. Умением успокаиваться ребенок овладеет лишь к шести-семи годам, когда приходит пора идти в школу. Итак, зная особенности физиологического развития трехлетнего ребенка (возбуждение преобладает над торможением), следует общаться с ним по–особенному, только в этом случае малыш вас услышит и поймет. В первую очередь родителям придется учиться сдерживать свои эмоции. Если вы взволнованы, злы или слишком веселы, не требуйте спокойствия от ребенка. Психика малыша связана с эмоциональным состоянием мамы и папы. Если мама хочет, чтобы малыш ее услышал, она, первым делом должна успокоиться сама. Попытайтесь привлечь внимание ребенка, сильно увлеченный каким-то занятием малыш не станет вас слушать, пока вам не удастся переключить его интерес на себя, а уже потом на ваши слова. Можно присесть, тогда ваши глаза будут на одном уровне с глазами ребенка, поймайте его взгляд, этот прием помогает вызвать заинтересованность вашими словами. Говорите с малышом короткими и ясными фразами, доступными для него. Если при общении с ним вы употребляете слишком сложные слова, ребенку будет трудно понять ваше пожелание. По причине того, что мозг ребенка устроен таким образом, что он в этот период развития не воспринимает информацию с первого раза, повторите свою просьбу несколько раз. Бывает и так, что ребенку надо помочь сделать то, что вы от него требуете, особенно если малыш совсем недавно освоил какие-то навыки и умения. Скажем, если ребенок только несколько дней назад попытался научиться застегивать пуговицы или самостоятельно убирать игрушки, мама, обращаясь к нему с просьбой «Убери за собой игрушки», должна начинать это делать вместе с ним, после чего обязательно похвалить малыша. Не забывайте, обращаться к ребенку и просить его о чем-то можно только тогда, когда он спокоен, вследствие этого, прежде чем вы начнете разговаривать с малышом, надо убедиться, что он спокоен, в противном случае обязательно успокойте его.
Ребенок как самостоятельная личность, имеет свой характер и жизненные ценности, только правильное общение со стороны родителя станет залогом доверия и взаимопонимания с ребенком. При разговоре с малышом, говорите конкретно, избегайте формулировки с частицей "не". Вспомните, как часто мама говорит малышу "Я не хочу, чтобы по вечерам ты так много смотрел телевизор ", вы сами понимаете, что значит ваше выражение "так много" и когда начинается "вечер"? Замените эту фразу такими словами: "Я хочу, чтобы ты перед сном посмотрел только один мультик ". Дети просто не воспринимают частицу «не», потому, когда малыш слышит слова «не беги», «не кричи», «не лезь», он начинает еще громче кричать, лезть и бегать в запретном направлении. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринял вашу просьбу, уберите эту частицу и перефразируйте фразу иначе: вместо «не лезь в лужи», скажите «обходи лужи», вместо «не кричи» - «говори спокойным тоном», вместо «опять меня не слышишь» - «хочу, чтобы ты меня услышал» и тому подобное. Обратите внимание и на то, что в воображении ребенка ваши частые мольбы представляются бессильными и слабыми сообщениями, а раз вы такая неуверенная, он не обязан вам подчиняться. Вот вам пример неправильного обращения – "ну, пожалуйста, доченька, ты можешь ради мамы хоть на этот раз сложить игрушки». Пользуйтесь приемами активного слушания, например, кивните, улыбнитесь, удивитесь, вставьте слова: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!». Разговаривайте с малышом только спокойным тоном, делая акцент на важные слова и фразы. Когда ребенок обращается к вам, учитесь слышать своего ребенка не вполуха, когда вы сидите за компьютером или перед телевизором, а внимательно и проявляя заинтересованность. Любое воспитательное мероприятие требует подготовки, такое важное дело не терпит случайности, эмоций, стихийности или спонтанности. Проще говоря, для важного разговора следует выбрать подходящий момент, когда и у вас и у ребенка хорошее расположение духа. Определив для себя свои требования, сформулируйте вашу позицию, скажем, ваша задача приучить ребенка к порядку, не стоит говорить ему « не разбрасывай свои вещи», просто объясните, что все вещи должны аккуратно висеть на вешалке или что у каждой игрушки есть свое место. Не секрет, что детям свойственно витать в облаках и погружаться в собственный мир иллюзий, потому в этот момент он может просто пропустить вашу просьбу мимо ушей, это нормально и не может служить поводом для того, чтобы его ругали. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений. Возьмите малыша за руку, а еще лучше положите свою руку на его плечо, такой покровительственный жест (касание) помогает установить правильную субординацию. В каком случае это делать, ориентируйтесь по обстоятельствам, ваша задача - установить контакт и убедить своего собеседника выслушать вашу просьбу. Во время разговора сохраняйте спокойное выражение лица, можете улыбнуться. После этого произнесите: «зайка, я хочу тебя попросить…», сделайте паузу, она нужна, чтобы придать моменту особую важность и далее спокойно описывайте ситуацию. Лучше это делать без дополнительных оценок, просто констатируйте факт и четко, глядя в глаза, просто и понятно для ребенка объясните, почему он виноват. По завершении разговора сделайте что-то приятное, похлопайте сына по плечу или поцелуйте дочку в щечку.
Дети не должны забывать, что вы их не только воспитываете, но еще и любите. Таким образом наказание будет выглядеть воспитательной, а не карательной мерой. Еще один способ - установить с ребенком визуальный контакт, а уже потом попросить в шутливой форме повторить, что вы ему сказали или спросить, как он понял вашу просьбу. Вывод - убедитесь, что ребенок вас слушает, и только потом обращайтесь к нему с просьбами. Когда пытаетесь объяснить ребенку, что необходимо сделать то-то и то- то, мотивируйте свои слова тем, для чего это необходимо сделать. Используйте заманчивые предложения. Скажем, когда сын долго одевается, скажите ему, что если он сейчас не оденется быстро, вы не успеете в зоопарк, его закроют, и вы не увидите интересных животных. А если родители что-то запрещают, в таком случает это надо делать без крика, объяснить, почему нельзя поступать так в данный момент. Скажите, например, что нельзя уходить далеко от мамы в магазине, иначе можно заблудиться. Всегда будьте честны с ребенком, предлагайте то, что реально сможете обеспечить, давайте ему иллюзию выбора. Например, перед обедом предложите ему следующее: "с чем ты хочешь котлету - с рисом или гречневой кашей?". И та и другая каша полезна, но при этом у ребенка появляется возможность выбора, он чувствует, что его решение зависит от него самого. Ребенка надо учить тому, чтобы он ценил и уважал ваше время. Когда у вас появилось срочное неотложное дело, просто попросите дочь о том, чтобы она поиграла самостоятельно, и не шумела. Объясните, что когда вы доделаете неотложное дело, вы сможете поиграть вместе. Дочка послушает вас, тихонько посидит и останется довольна тем, что выполнила вашу просьбу, а если вы ее еще и похвалите, она будет просто счастлива. Если впереди у вас серьезный и долгий разговор с дочерью или сыном, сначала устраните все, что может вас отвлечь, закончите свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Вам обоим необходимо сконцентрироваться на предмете беседы, только в этом случае ваш диалог будет продуктивным. О серьезных вещах не говорят как бы «между прочим». В общении с ребенком всегда предпочтительнее не приказывать, а просить. Приказ подчеркивает неравенство двух собеседников, а с детьми надо общаться на равных. Не забывайте также, что приказ подразумевает беспрекословное подчинение, а задача воспитания не в том, чтобы подчинить ребенка вашей воле, а в том, чтобы он сам во всем разобрался и принял на себя ответственность за свои поступки. Выражайте свои требования так, чтобы у ребенка появилось чувство ответственности.