Как сделать так, чтобы ребенок пошел в сад без стресса? Плач, истерика, заторможенность - какие детские реакции естественны в период адаптации, а какие должны насторожить? Как происходит адаптация ребенка в саду
Знакомство с детским садом начинается задолго до того, как ребенок впервые перешагнет его порог. За месяц или два до начала посещения родителям следует заглянуть на предварительную беседу с теми, кому собираются доверить воспитание своего чада. Педагог-психолог Ольга Бухарина советует внимательно отнестись к озвученным рекомендациям. А также отмечает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы прийти в группу и посмотреть, где стоит кровать, на которой будет спать сын. Или заглянуть в музыкальный зал, где дочке предстоит стать звездой утренников. Итак, как же приучить ребенка к садику?
Эксперт: Ольга Бухарина, педагог-психолог, стаж 8 лет.
На новый режим лучше начинать перестраиваться еще дома. Готовиться к раннему подъему и раннему отбою, пятиразовому питанию. Оттачивать гигиенические и социальные навыки. Это должно быть комфортно для всей семьи. И касается всех «домашних» детей - неважно, идут они в сад в два года, три или пять лет.
В два года уже целый гардероб в кабинке: форма для физкультуры, сменный комплект одежды (если не до конца приучен к горшку и случаются «аварии»), запасные колготки для улицы. Подгузники - особая тема. Если родители вместе с воспитателем приходят к решению отказаться от памперсов, то и действовать должны сообща. Скажем, решено оставлять подгузники только на прогулку, дневной и ночной сон. Но очень важно, чтобы эти моменты сохранялись и дома на выходных. Это тоже оговаривается на предварительной беседе. Теперь семья и детский сад - одна команда.
Расстаться на вечность или на час
По мнению психолога, родителям очень полезно побывать в саду. Познакомиться с территорией, с персоналом, узнать, где находится отдельный вход в группу. Это избавит пап и мам от состояния тревожности, от придумывания сценариев на тему «Мой бедный несчастный малыш проводит весь день неизвестно где».
Отличная идея - заглядывать в сад во время прогулок. У нас в саду это очень приветствуется, - говорит педагог-психолог Ольга Бухарина. - Июль и август - традиционная пора адаптации детей к новому учебному году. Мы так и просим родителей: первую неделю являться только на прогулку и оставаться на обед, если хочется. С утра нет шокирующей обстановки: прием детей ведется на улице, погода позволяет делать массу всего интересного на свежем воздухе.
Сколько визитов с мамой нужно совершить?
Все абсолютно индивидуально. Даже если ребенок второй в семье или третий, не нужно думать, что все отпрыски будут одинаково адаптироваться к детскому саду. Старший брат может остаться до вечера уже на третий день посещения, а его сестра будет привыкать месяц.
Как понять, что ребенок готов остаться в группе без мамы?
Смотреть, как выстраиваются его контакты с другими людьми. Он должен воспринимать воспитателя не как постороннего человека, включаться в общую игру, усаживаться за стол если и не с желанием поесть, то хотя бы из интереса к тому, что в тарелке.
На полоски на колготках - равняйсь!
Эксперт: Диана Кужакаева, воспитатель, общий стаж 25 лет, из них последние 11 лет работает в группе раннего развития.
Историй на тему успешных и не очень адаптаций у воспитателя группы раннего развития Дианы Кужакаевой, по ее собственному выражению, миллион. К ней поступают дети с года и восьми месяцев и остаются под ее присмотром до трех лет. Далеко не все они «говорящие». Очень многие тяжело переживают отказ от памперсов и пустышек. И есть те среди них, кто не выдерживают установочного периода.
Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?
Его нарисовать сложно. Он формируется постепенно. Сначала дети посещают группу кратковременного пребывания, это буквально пара часов за ручку с мамой, потом без нее. Был случай, когда ко мне поступил мальчик, которого мама еще продолжала кормить грудью. Расставание у них было не из легких. Но сейчас у него все прекрасно. Конечно, легче с детьми, которые уже умеют - или хотя бы пытаются - есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, просятся или сами отправляются на горшок. С такими детками адаптация проходит намного быстрее и безболезненней.
Есть ли какие-то секреты, которые помогают в работе с малышами?
Одиннадцать лет я в буквальном смысле не выхожу из группы раннего развития. Я уже могу отличить плач, когда ребенок тоскует по дому, от слез, которые он проливает просто так - от скуки или обиды на товарища. В первом случае он забивается в уголок, не хочет присоединяться к игре. Но и это важно, и это нужно. В нашей группе есть такое понятие - уголок уединения. Иногда надо дать выплакаться, чтобы эти эмоции не гасились глубоко в душе. У некоторых детей это вообще перерастает в ритуал, некую потребность и сохраняется на несколько лет. Без этого они уже не представляют себе утреннего прощания с мамой. Это слезы, за которыми не стоит душевного надрыва.
Кстати, о ритуалах. Насколько они важны на первом году привыкания к детскому саду?
Очень важны! Мы всегда просим родителей выработать какой-то свой ритуал. Это могут быть обязательные поглаживания, объятия, ласковые слова. Самое простое - это помахать в окошко, уходя на работу. Дети очень требовательны к этим действиям и если мамы спешат утром, позабыв повторить правила поведения или прочитать в меню, какая будет каша, они обязательно напомнят об этом. Есть более жесткие формы ритуального прощания: оторвать от себя, занести в группу, положить этот орущий кулек на пол и уйти. Секунда - и наш условный Петя встает с пола, слез как не бывало, топает играть. Так он показывает маме, что она ему дорога.
Как бороться с агрессивной адаптацией?
Без помощи семьи это сделать практически нереально, я считаю. Мой опыт показывает, что в первую очередь родители должны понять, что детский сад им нужен. Без вот этого: «ну мы сходим, посмотрим, подумаем». Это не помогает малышу адаптироваться. Ребенок это чувствует, даже если при нем это не проговаривается вслух. Моя позиция такова: привыкать к саду надо сообща. У меня миллион примеров, когда мама плачет по утрам вместе с ребенком, дежурит под окнами, места себе не находит. Но как только ей наступает пора выходить на работу - у нее хвост пистолетом, настроение на высоте, а ребенок сразу же перестает кукситься в группе. Мама его просто «отпустила», и он это почувствовал.
Диана Наумовна, слишком долгая, болезненная адаптация - повод завязать с детским садом навсегда?
Я считаю, что нет. У меня была девочка, которая привыкала к саду восемь месяцев. Пришла в 2 года и 3 месяца. Это были сумасшедшие истерики по утрам, неприязнь еды, дневной сон продолжительностью всего 15–20 минут. Родители реагировали адекватно, они как раз-таки были настроены на то, что им нужен детский сад. Ситуация была такова, что ребенка оставить не с кем, привыкнуть пришлось бы в любом случае. Единственное, что они могли себе позволить - это пораньше забирать. В итоге все закончилось хорошо, девочка сейчас очень привязана к саду, группе, воспитателям, ее отношения с родителями не испортились.
Бывают те, кто сходят с дистанции, опускают руки?
Был у нас мальчик с рвотным рефлексом на детский сад. Он только переступал порог группы, его в прямом смысле начинало рвать. Мама вбила себе в голову, что детский сад - вообще не для них. Вспоминала саму себя в детстве, находила подтверждения тому, что и она в свое время не прижилась в коллективе. В итоге они ушли, сидят теперь дома.
Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?
Самые будничные вещи. Например, колготки. Садик - это же определенная уравниловка. Если я прошу родителей купить хлопчатобумажные колготки с двумя полосками на попе, то этим нельзя пренебрегать. Некоторые импортные вещи очень красивые, яркие, но натягиваются они с трудом, а среди узоров сложно разобрать, где какие полоски. И вот сидит такой бедолага-модник, и при всем желании не может натянуть колготы. В итоге он последний собирается на прогулку, что не добавляет ему радости.
Шаг навстречу новой жизни
Перед тем, как стать частью нового коллектива, родители заполняют подробную анкету, адаптационный лист. В нем описываются условия проживания ребенка, рассказывается, какое хобби у семьи. Может, они все велосипедисты и малыш выезжает на загородные прогулки с ранних лет? Или ребенок не представляет себя без собаки, потому что его дядя - профессиональный заводчик лабрадоров? Это поможет воспитателю и психологу найти «ключик». По словам Ольги Бухариной, адаптацией лучше «переболеть» в детстве, как ветрянкой. Ведь школа уже не ставит себе задачи наладить отношения со сверстниками, получить обратную связь от родителей.
Личные вещи приветствуются? Можно ли принести что-то из дома? В некоторых садах рекомендуют сделать альбом с фотографиями членов семьи и положить «новобранцу» в кабинку.
В моей практике такое не встречалось. Я в этом особого смысла не вижу. С одной стороны, это вроде бы родные лица, которые как бы остаются рядом с тобой. С другой - не вызовет ли это у ребенка дополнительного чувства грусти, потребности в личном общении? Я бы не рекомендовала заводить такой альбом. Лучше четко разделить: родители ждут тебя дома, а в течение дня ты дружишь с ребятами, ты под присмотром воспитателя и нянечки. У нас есть дети из неполных семей: сын и мать, к примеру. Что же, ему вешать на шкафчик портрет мамы? Нет, они оба как-то справляются без этого.
Ольга, а если малыш привык засыпать с любимой игрушкой? Ее можно принести?
Да, в этом мы не препятствуем. Можно взять мишку или куклу с собой на дневной сон, но они должны соответствовать санитарным требованиям: то есть это пластмасса, резина или другой материал, который можно помыть, протереть влажной салфеткой. У нас воспитывался мальчик, который предпочитал спать только под своим флисовым пледиком.
Иногда дети оставляют игрушки в саду вплоть до подготовительной группы. В раннем возрасте они не выпускали их из рук: брали и на сон, и на обед усаживали рядом на стульчике, и умываться шагали вместе. По мере взросления дети становятся более равнодушными к своему талисману - а игрушка действительно наделяется некими магическими свойствами, нам ведь не дано знать, какие смыслы вкладывает в нее дошкольник - и он смирно лежит в кабинке, на всякий случай. Свою охранительную, спасительную функцию игрушка-талисман уже отработала. В какой-то момент ребенок просто унесет ее домой или подарит другому малышу.
Еще один сложный момент, с которым сталкиваются многие родители: еда в группе. Дома по две порции наворачивает, а в саду кричит «Не-не-не» и отодвигает тарелку. Как поступать?
Это классический протест, пример адаптации. Особенно если речь идет о возрасте до трех лет. С этим можно мягко поработать. Не ест - не настаивать. У нас всякие «клиенты» есть, которые вплоть до старших, до подготовительных групп едят очень избирательно. Например, из всего обеденного меню съедают только макароны, пюре или хлеб с компотом. Ребенок знает, чего и сколько ему надо. От голода он не умрет. Сложнее дело обстоит с теми, кто пока еще не научился пользоваться столовыми приборами, ест только из бутылочек. Или бабушка кормит его с ложки. Это сразу видно, даже если родители пытаются лукавить: «Мы дома едим сами, это он у вас выделывается, капризничает». Несформированный навык видно уже даже по посадке ребенка за столом. Тут уже другой подход: «Возьми ложку в удобную тебе руку, правую или левую, а чашку держи за ушко. Если хочется, можешь держать ее двумя руками».
Привлекают ли к адаптации других детей? Например, чемпионов по каше за столом или заводил на игровой площадке?
Конечно, это соревновательный момент, он важен. Можно устраивать конкурс среди тех, кто сидит за столом, на самую вкусную рыбную котлету, которая помогает вырасти сильным как папа и красивой как мама. Это реально работает. Причем даже на неговорящих малышах. Подражание очень сильный эффект дает.
Форы в адаптации не имеет никто: ни девочки перед мальчиками, ни ребята из многодетных семей перед карапузом, которого воспитывает мать-одиночка. Исключение составляют, пожалуй, только двойняшки и близнецы. Им немного легче: рядом есть родная душа. Но при этом они очень долго и остаются вдвоем, никого не пуская в свой маленький круг.
Главное, что должен понять каждый малыш, переживающий непростой период адаптации - он не одинок. Ему заплетут косичку после «тихого» часа и помогут вывернуть носки. Дадут еды и научат управляться с туалетной бумагой. Здесь, в саду, он получит уход, поддержку, одобрение. А вечером его с любовью встретят родители и похвалят за то, что он пережил еще один трудный, но очень важный день новой жизни.
Психологи выделяют три вида адаптации ребенка к детскому саду
Легкая (нормальная)
- Продолжительность : около месяца. Не зависит от возраста.
- Поведение ребенка : небольшие капризы по утрам, тяжелое расставание с родителями, иногда отказ от еды, друзья в группе могут появиться не сразу.
- Рекомендации для родителей : не делать акцента на утренних трагедиях в раздевалке, расспрашивать о том, как прошел день, держать обратную связь с воспитателями.
Средняя
- Продолжительность : несколько месяцев.
- Поведение ребенка : истерики, укладывание на пол, более выраженная степень тоски, агрессивное отношение к воспитателю. Истерики могут быть очень эмоциональными, но краткосрочными. Благоприятный исход: слезы, рыдания, биение ногами в дверь длятся не больше недели. Затем, когда ребенок без остатка выплеснул свои эмоции, к нему приходит понимание, что он в любом случае будет оставаться в саду: со слезами и криками или без них. И добровольно принимает решение отказаться от истерик.
- Рекомендации для родителей : быть начеку, не потакать капризам.
Болезненная
- Продолжительность : от полугода и более.
- Поведение ребенка : подключается психосоматика. Это значит, что на фоне невроза, тревожности, бурных эмоций появляется температура, кашель, насморк, боли в животе. Чревато длительными больничными.
- Рекомендации для родителей : довольно сложно разобраться, действительно ли ребенок занемог или он страдает из-за адаптации. Понять, в чем дело, может либо очень внимательная мама, либо хороший педиатр. В некоторых случаях такая адаптация ребенка к детскому саду - сигнал к тому, что ребенку вообще противопоказан детский сад или ему нужно еще годик посидеть в родных стенах.
Распечатать
Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.
Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.
- С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?
Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.
В этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться
Для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)
— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.
— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.
- В какой садик идти?
Критерии выбора садика.
Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.
Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.
- Когда начинать подготовку к детскому саду?
За несколько месяцев до начала посещения садика.
Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.
Как готовить ребенка в походу в детский сад?
- Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
- Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
- Играйте с ребенком в игры на подражание.
- Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
- Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
- Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
- Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.
В какое время года вести ребенка в детский сад?
Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.
Адаптационный период
Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.
Существует несколько видов адаптации
Виды адаптации
Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.
Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.
Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.
Надо:
- Уменьшить просмотр телевизора
- Читать книги
- Играть в спокойные игры
- Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.
Не нужно:
- Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
- Посещать шумные мероприятия
- Ходить в цирк, зоопарк, кофе
- Плохо говорить о саде
- Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
- Наказывать за детские капризы
- Говорить “не бойся”, “не плачь”, “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.
Состояние ребенка в период адаптации
Эмоциональное состояние:
- отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
- страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
- злость, агрессия и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
- социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
- любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
- социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
- речь (может забыть многие слова),
- двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
- сон (не может уснуть),
- аппетит (отказ от еды в детском саду).
Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?
Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).
Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.
Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.
Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.
Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.
На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.
Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?
Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.
Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- резкое уменьшение персонального внимания.
Кому легко,а кому трудно
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
- Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
Почему он так себя ведет?
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
Эмоции ребенка
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
Контакты со сверстниками и воспитателем
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
Познавательная активность
Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Навыки
Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
Особенности речи
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
Двигательная активность
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
Сон
Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Аппетит
В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
Здоровье
В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!
Чем может помочь мама
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
- Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
- Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
- И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Не делайте ошибок
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Помощь нужна еще и маме!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
- быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
- поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
- воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
- заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.