Как сделать ребенка умным сообразительным. Полезные советы о том, как вырастить умного ребенка

Как сделать своего ребенка более умным? Ничего сложного — это может любой родитель.

Интеллект — это только вопрос генов?

Многие люди считают, что за коэффициент умственного развития (более известный как IQ) у ребенка отвечают в основном гены. Но, по словам специалистов, интеллект — это гораздо более сложная «материя», на которую влияет множество различных дополнительных факторов, например, воспитание и окружение, в котором находится ребенок. Развитие малыша в первые годы его жизни очень интенсивно, поэтому задаваться вопросом, как сделать ребенка умным, помогать ему в этом, стоит еще с пеленок. Вот несколько советов, благодаря которым вы сможете улучшить интеллект своего чада.

По мнению французских психологов, родители, которые проводят с ребенком много времени и посвящают ему каждую свободную минутку, играя с ним, гуляя и так далее, таким образом позитивно влияют на развитие интеллекта малыша.
Особенно большое значение для развития нервной системы имеет пребывание с ребенком в течение первых месяцев его жизни. Тогда мозг малыша интенсивно реагирует на любые зрительные, слуховые и тактильные раздражители, поступающие из окружающей среды, поэтому так важна в это время постоянная забота матери.

2. Совместное чтение

У детей старшего возраста огромное влияние на развитие интеллекта оказывает чтение. Если вы много времени тратите на рассказывание малышу различных увлекательных историй, он в будущем сам начнет охотнее браться за книжки. В отличие от, например, телевидения, чтение намного больше развивает воображение, а кроме того, учит позитивному поведению, логическому мышлению и умению делать выводы.

3. Общение со сверстниками

Контакты со сверстниками играют важную роль в развитии так называемого эмоционального интеллекта ребенка. Малыш, находясь среди других детей, учится строить отношения с другими людьми и завязыванию первой дружбы. Благодаря этому формируются навыки межличностного общения, которые окажутся для него полезными во взрослой жизни. Это поможет мальчику или девочке проще найти себя в новых ситуациях общения с другими людьми.

4. «Наука жизни»

Усвоение знаний из книг очень важно для развития ребенка, но не менее значимую роль играет изучение практических навыков. Поэтому, чтобы ребенок был более умным, старайтесь как можно чаще подключать его к выполнению различных мелких домашних работ. Благодаря этому малыш поймет, что каждое его действие приносит определенные результаты, и научиться брать на себя ответственность за свои поступки.


Оглавление [Показать]

Как вырастить умного ребенка – вопрос, интересующий каждого современного родителя. Если вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и стал умным человеком, необходимо приложить максимум усилий. И начинать придется с самого рождения. Обнимая, играя со своим чадом, разговаривая и читая ему книги, вы закладываете основы для его интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию 12 шагов по воспитанию умного ребенка.

1. Любите вашего ребенка. Когда вы проявляете нежные чувства, обнимаете, целуете вашего ребенка, вы не только передаете ему ощущение безопасности и покоя, но и помогаете развивать его мозг. Исследования американских ученых показали, что любовь матери физически влияет определенные области мозга, которые отвечают за эмоции, память, стрессоустойчивость и обучение.

2. Говорите с ребенком . Это развивает речевые навыки малыша. Также слушайте ребенка, когда он говорит. Тем самым вы поощряете желание общаться и совершенствуете его речь. Почаще задавайте ему открытые вопросы, например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» Такие вопросы помогают ребенку осмыслить то, что он знает, и дают понять, что его мнение имеет значение. Используйте в речи неизвестные малышу слова. Он обязательно догадается, что они означают, если их употребить несколько раз в знакомом контексте.


3. Читайте ребенку книги. Начинайте читать, даже если он еще не понимает слов. Это не только даст ему фору в развитии языковых навыков, но и привьет интерес к чтению. Начав читать еще в дошкольном возрасте, ваш ребенок хорошо подготовится, чтобы в дальнейшем хорошо разбираться в литературе, истории и математике. Предложите вашему малышу уютно устроиться на диване и почитать с вами. Храните книги на полках и журнальном столике. Маме в копилку: 260 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ДЕТЯМ!

Читаем также: влияние сказок на развитие ребенка

4. Пусть ваш ребенок играет. Несерьезная, казалось бы, возня с игрушками создает основу для его интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. А когда ваш малыш играет в коллективные игры, он учится обмениваться идеями, впечатлениями, чувствами и опытом с другими детьми.

5. Поощряйте физические упражнения. Занятия физкультурой не только делают вашего ребенка сильным и спортивным, но и развивают интеллект. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу. Кровь, в свою очередь, доставляет кислород и глюкозу, в которых нуждается головной мозг для повышения внимания и умственной концентрации. А прыжки со скакалкой укрепляют вестибулярный аппарат, что совершенствует пространственное мышление.


Читаем также: ТОП 10 видов спорта и спортивных развлечений для детей от 0 до 5 лет

6. Сделайте музыку частью жизни ребенка. Исследования показывают, что прослушивание музыки не только улучшает память и внимание малыша, но и снижает стресс, который пагубно влияет на развитие ребенка. А обучение игре на музыкальном инструменте помогает формировать абстрактно-логическое мышление.

Читаем также: влияние музыки на развитие ребенка

7. Будьте положительным примером. Дети учатся, глядя на взрослых. Если ваш ребенок видит, что вы читаете, рисуете картины, занимаетесь музыкой или любым другим творческим занятием, он станет подражать вам.

8. Ограничьте просмотр телевизора. Вашему ребенку не следует смотреть телевизионные программы до двух лет. Если малыш проводит слишком много времени у голубого экрана, то он устраняется от выполнения более важных для интеллектуального развития действий: игры, общения со сверстниками и чтения книг.


Читаем также: несколько правил о просмотре детских мультфильмов

9. Кормите ребенка правильно. Чтобы вырастить ребенка умным, недостаточно только духовной пищи. Богатая белком диета (яйца, рыба, мясо и орехи) улучшает внимание, скорость реакции и мыслительные процессы малыша. Углеводы, которые находятся в злаках и фруктах, дают его мозгу топливо. Очень важны для полноценного развития витамины и минералы. А вот обработанные углеводы (содержатся в конфетах, выпечке, гамбургерах, пакетированные соки) не лучшим образом влияют на концентрацию внимания, сосредоточенность и уровень активности.

10. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Здоровый сон так же нужен малышу, как вода и прием пищи. Родители тех дошкольников, которые спят меньше нормы, рискуют столкнуться с истериками, нервными срывами. Также у детей могут ухудшиться внимание, память и даже зрение. Во сне ребенок не только отдыхает физически, но и набирается сил для активной умственной работы. Поэтому с самого раннего детства нужно приучать малыша к правильному режиму сна и бодрствования.


11. Помогите ребенку развить упорство и выдержку. Твердость характера – это склонность преследовать долгосрочные цели, трудолюбие и выносливость. Иногда упорство важнее, чем врожденный талант или интеллект. Расскажите, как вы добивались поставленной цели, несмотря на неудачи и разочарования.

12. Выбирайте «умные» компьютерные игры. К сожалению или счастью, информационные технологии и гаджеты все прочнее входят в нашу жизнь. Выбирайте для ребенка такие компьютерные игры, которые могут научить его буквам, математике, музыке и многому другому. Они также развивают координацию рук и глаз и подготавливают к завтрашним технологиям. Что еще более важно, малыш усваивает это, пока играет. Но не забывайте, что ни один современный гаджет не заменит ребенку общения с вами и сверстниками.

Методики развития:

  • Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей
  • Развитие детей по методике Глена Домана (видео и карточки)
  • Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Важно:

  • Влияние современных гаджетов на развитие ребенка
  • 10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера

Каждый малыш с рождения обладает уникальными способностями. Задача взрослых заключается в совершенствовании этих природных задатков. Даже если у вас не получается вырастить маленького Эйнштейна, помните, что ваш ребенок неповторим. Любите его таким, какой он есть!


Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок был самым умным, самым одаренным и самым сообразительным. Тем не менее, у некоторых родителей дети удивляют своими мыслительными способностями, а у других не блещут ими. Как же воспитывать ребенка, чтобы стимулировать его умственную деятельность и развивать его мышление? Это не так сложно, если знать правила общения с малышом, и если знать, что мотивирует его на умственное развитие.

Инструкция

Воспринимайте

детей как равных себе. Дети всегда чувствуют, когда родители относятся к ним пренебрежительно – не считайте своих

детей глупыми и непонятливыми. Верьте в

– он должен чувствовать, что его сообразительность не подвергается сомнениям

со стороны


родителей.

Во многом дети проявляют себя более искренними и умными, нежели взрослые люди. Попробуйте поучиться у них этому. Дети учатся на примере – если они увидят, что взрослый

тоже чему-то учится, они будут учиться в ответ.

Не пытайтесь специально обучить чему-то ребенка – прислушивайтесь к его собственным потребностям и идеям, и если вы видите, что ребенок осваивает что-то новое, просто поддержите его, помогите ему осознать новый опыт и новую информацию.

Важный элемент в

воспитании

и обучении ребенка – это его готовность и желание учиться. Ваша задача – именно в том, чтобы пробудить это желание. Поддерживайте любопытство и интерес ребенка к любым вещам – помогайте ему осваивать мир и учиться тому, чему он сам хочет научиться.

Помогайте детям заниматься интересными для них вещами – не заставляйте

детей делать

то, что, по-вашему, будет полезно для них, но к чему они не проявляют никакого интереса. Бесполезно заставлять ребенка делать

Либо вещи – этим вы можете только навредить ему. Ребенок может научиться чему-либо только самостоятельно, с вашей помощью и поддержкой.

Не используйте насильственных методов воспитания, не принуждайте ребенка

то, что ему не нравится. Вы можете пробудить интерес ребенка к чему-либо, но не насильственно, а с помощью фантазии, артистизма и родительской любви, а также собственного примера. Ребенок должен понаблюдать за вами и захотеть сделать то же самое, что и вы.

Не мешайте ребенку развиваться. Не решайте за него, что для него лучше – ребенок сам чувствует интуитивно, какие вещи для него полезны, а какие вредны. Вы можете только направить это знание в верное русло.

Помогайте ребенку развиваться самостоятельной сильной личностью – для этого вам не

нужно делать

все за ребенка и принимать за него решения. Достаточно поддерживать его активность и поощрять ее. Всегда считайтесь с выбором

детей – начиная от простых случаев, когда ребенок выбирает игрушку или цвет одежды, и заканчивая выбором места учебы и профессии в будущем.

В воспитании и обучении ребенка не останавливайтесь на чем-то одном. Старайтесь

развивать

ребенка многогранно, делайте его разносторонним человеком. Покажите ребенку большие перспективы, открывающиеся вокруг него.

Не допускайте узкоспециализированного воспитания ребенка. Придумывайте вместе с ребенком такие развивающие игры и занятия, которые будут способствовать максимально разностороннему развитию малыша. Чем более разнообразными будут интересы ребенка, тем более гармоничным и умным он будет в будущем, и его обучение коснется как интеллектуальной, так и чувственной сферы.

Хвалите ребенка, поощряйте его и любите – это всегда будет мотивировать его получать новые знания и развиваться.

Источники:

  • как воспитать ребенка добрым в 2018

Как воспитать детей умными

Ученые утверждают, что современное поколение намного умнее своих прародителей. Научные исследования в разных странах показали, что с каждым годом происходят видимые улучшения в детском развитии. Хорошая новость! Но какие конкретные действия родителей могут поспособствовать тому, чтобы сделать ребенка умнее.

1. Отвести ребенка в спортивную школу

Абсолютно все знают, что спорт- это хорошо для физического здоровья. Но знаете ли вы, что это полезно и для умственного развития? Например, после физических нагрузок способность запоминать информацию увеличивается на 20%. После занятий спортом дети быстрее запоминают слова, тем самым пополняют свой словарный запас. Это- то, что нужно для раннего развитияумного ребенка. Дети слышат новые слова, учатся строить предложения и общаются со своими сверстниками и взрослыми.

На самом деле, наличие хобби в жизни- очень важно, и необходимо привить эту мысль ребенку в раннем детстве. На первоначальном этапе, возможно это сделать, подав личный пример. Очень важно вовлекать детей в свое хобби, и это может быть что угодно: езда на велосипедах, кулинария, музыка, рисование. Не надо воспринимать это, как навязывание своих интересов детям. Наоборот, чем больше они попробуют, тем легче им будет выбрать свое хобби в будущем.

Если ребенок выказывает интерес к чему-либо, необходимо поощрять это. Дети очень благодарно откликаются на поддержку, и если они видят, что взрослые поощряют их интересы, это заставит их прилагать усилий ещё больше. Важно хвалить детей не только за хороший результат, но и за то, что они стараются и не сдаются на пути к этому результату. Необходимо рассказать ребенку, что секрет успеха зачастую скрывается в настойчивости. В современном обществе только умные люди с широким спектром интересов и знаниями в разных областях смогут добиться успеха.

Польза сна для умственного развития неоспорима. Сон, питание и физическое развитие- это три фундаментальных условий для развития здорового и умного ребенка. На первый взгляд, нехватка сна может отразиться только на здоровье, но исследования доказали, что умственное развитие и психическое состояние ребенка напрямую зависят от достаточного времени сна. Если ребенок не досыпает, он не сможет воспринимать информацию, быть внимательным, концентрированным и активным.

Как не парадоксально это звучит, надо начать с себя. Надо стать счастливыми родителями, легче сказать, чем сделать, не так ли? Когда у вас много незаконченных дел, мозг занят мыслями о проблемах, очень сложно расслабиться и почувствовать себя счастливым.Но постарайтесь на время забыть об этом, и качественно провести время с ребенком, зная, что это позитивно повлияет на него. Исследования социально-эмоциональных факторов детского развития показали, что счастливые дети хотят учиться, они более любознательны и, соответственно, умнее.

Все родители читают книги маленьким детям, которые ещё не умеют этого делать сами. Очень важно не просто читать, но и вовлекать ребенка в этот процесс: показывать картинки, обсуждать героев и тому подобное. Но когда ребенок уже научился читать сам, мы прекращаем совместное чтение. И зря! Давайте вспомним, как в прошлые времена семьи собирались в гостиных и читали книги вслух. Совместное чтение – это, во-первых, развитие воображения, что необходимо для воспитания умного ребенка, во-вторых, это общение в кругу семьи, а в-третьих, это приобщение к культуре.

Представляя жизнь своих детей, все родители хотят, чтобы они были здоровыми, счастливыми и умными. При этом, зачастую родители действуют интуитивно, методом проб и ошибок. Но лучше не экспериментировать на своих детях и прислушаться к советам, как вырастить умного ребенка!

По словам нейробиологов и экспертов по психофизическому развитию, детство имеет решающее значение в интеллектуальном развитии личности.

Именно период детства является этапом наиболее интенсивного развития мозга. в этом процессе оказывает существенное влияние на его взрослую жизнь.

Он начинает развиваться, когда индивид сталкивается с различными переживаниями.

Развитие мозга происходит в соответствии действиями и событиями, которые предлагает окружающая среда. Все, что ребенок видит, слышит и испытывает, становится частью его интеллекта.

Чувства, такие как стимулируют связь клеток мозга. Чем чаще и интенсивнее дети подвергаются воздействию на различные органы чувств, тем более умными они растут. Иными словами, развитие мозга ребенка прямо пропорционально опыту, который они приобретают в повседневной жизни.

Согласно исследованию Р. Фергюсона, интеллектуальное развитие ребенка по инициативе родителей должно начаться как можно раньше — почти что с рождения.

Ученый рекомендует воздействовать на процесс посредством следующих мероприятий: максимизация отзывчивости на действия ребенка, сведение стресса к минимуму, использование большого количества разговоров, пения, жестов, числовых и ритмических игр. В обязательном порядке нужно поощрять и культивировать любовь к процессу приобретения новых знаний даже при отсутствии желаемого результата.

Нельзя обойти вниманием столь значимый аспект, как чтение. читать ребенку произведения даже тогда, когда тот еще не понимает значений слов.

Подобная тактика дарит ребенку преимущество в развитии языковых навыков.

Дети, которым родители с раннего возраста читают книги, имеют большую склонность к приобретению интереса к литературе, они преуспевают в школе, а после - во взрослой жизни.

Чтение книг можно по праву назвать одним из наиболее значимых видов деятельности, повышающих интенсивность умственного развития личности.

Эффективным средством развития языковых навыков индивида служат Однако важно уметь не просто говорить, но также и слушать ребенка. Продуктивное речевое взаимодействие способствует формированию коммуникативных навыков личности.

Заостряя внимание на взаимодействии с ребенком, необходимо отметить, что общение должно осуществляться не только на речевом уровне. Необходимо постоянно принимать участие в жизни развивающейся личности, когда та испытывает в этом необходимость.

Внимание! Важно дать ребенку почувствовать, что его любят - недостаток внимания и заботы замедляет процессы развития мозга. Более того, это может привести ко множеству негативных последствий - дети, не испытывающие любви со стороны родителей, часто чувствуют себя подавленными и даже имеют некоторые проблемы со здоровьем.

Связь родителей и ребенка, проявляющаяся в повседневной жизни (разговорах, играх, взаимопомощи) создает прочный базис для формирования высших навыков мышления.

Следует помнить, что не последнюю роль в умственном развитии ребенка играет то, какие игрушки ему выбирают родители. Они не обязательно должны быть дорогими, но они должны соответствовать другим условиям воспитания личности.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было играть более чем одним способом; помимо этого, игрушка должна способствовать развитию воображению индивида. Важно включать в домашнюю развивающую среду игрушки, направленные непосредственно на задействование различных мыслительных способностей ребенка.

Неверно думать, что игра для личности, переживающей процесс взросления, - это всего лишь игра. В действительности этот вид деятельности являет собой мощное средство интеллектуального развития, создавая устойчивую основу для формирования мыслительных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Играя со своими друзьями, ребенок учится соотносить идеи, впечатления и чувства с опытом и мнениями других детей.

Нельзя обойти вниманием - они позволяют не только укрепить организм, но также повышают уровень интеллекта. Это объясняется тем, что тренировки увеличивают приток крови в мозг, и, соответственно, способствуют созданию новых клеток в нем.

Творчество, несомненно, также эффективно в воспитании умного ребенка, поэтому необходимо поощрять его креативные порывы.

Творчество являет собой ценную умственную характеристику в искусстве, науке и многих других видах деятельности.

Все дети - творческие личности, хотя бытует мнение, что на генетическом уровне некоторые из них более талантливы, чем другие.

Тем не менее это качество может быть развито с раннего возраста, если приобщать ребенка к занятиям литературой, музыкой, рисованием и др.

Важно подавать ребенку хороший пример. Взрослый - это главный авторитет для развивающейся личности, и потому необходимо продемонстрировать ему, как выполняются те или иные действия, развивающие интеллект.

Ребенок, видя взрослого, занимающегося чтением книг, написанием стихов, игрой на инструменте или другими действиями, будет подражать ему.

Некоторые исследователи в области детского развития настоятельно рекомендуют ограничить время, отводимое ребенку на просмотр телевизора; также распространено мнение, что в возрасте до 2-х лет ребенку вовсе нежелательно смотреть телевидение. Развлекательные передачи, которые предпочитают дети, могут отвлекать его от занятий, действительно важных для развития мозга: игры, общения или чтения книг.

Внимание! Несмотря на существование рекомендации о том, что просмотр телевизора должен ограничиваться, в то же время подчеркивается полезность использования компьютерных игр, способствующих интеллектуальному развитию.

Существует множество программ, позволяющих в игровой форме ознакомиться с азами письма, математики, музыки и т.д. Помимо этого, компьютерные игры развивают координацию движения и зрение, а также подготавливают ребенка к жизни в мире, наполненном множеством современных технологий.

Учение в развлечении по праву признается одним из наиболее эффективных средств совершенствования мыслительных процессов личности.

Помимо всех вышеперечисленных действий, необходимо следить за физическим состоянием ребенка : , контролировать то, чтобы он достаточно высыпался и следовал правилам гигиены. Соблюдение этих элементарных рекомендаций позволит родителям существенно интенсифицировать процесс умственного развития ребенка.

Гениальный малыш

Воспитание гениального ребенка - задача, имеющая более высокую сложность, чем воспитание умного ребенка.

Гений - это человек поистине уникальный, обладающий незаурядными способностями. Какую же роль могут сыграть родители в развитии этих способностей?

Ребенок, самостоятельно ищущий выход из трудных ситуаций, имеет больший шанс, чем любой другой, стать гением.

Из этого следует - если будущий оказался в затруднительном положении, нельзя решать за него эту задачу.

Можно использовать наводящие вопросы: «Как бы ты мог поступить?», «Делал ли ты подобное раньше?», «Что ты сделал в тот раз?». Такой подход позволяет детям разрабатывать собственные идеи, и снижает их вероятность их неспособности к осуществлению интеллектуальной деятельности.

Гениальный ребенок в обязательном порядке должен уметь мыслить «картинами». Это позволяет ему решать трудные задачи даже в отрыве от реальной ситуации. Эту способность можно развивать при помощи обсуждений, задавая ребенку вопросы, например: «Что бы могло произойти, если никогда больше не наступит ночь, реки будут осушены или никто не следовал бы закону?».

Размышляя над последствиями этих событий, ребенок не только задействует свое воображение, но также учится устанавливать и прогнозировать причинно-следственные связи.

В гениальном ребенке должно быть хорошо развито воображение. Можно разрабатывать его посредством использования интеллектуальных игр, а также через различные проблемные обсуждения, например: «Как можно было бы взвесить жирафа, носорога, мост, дом, звезду?». Творческий подход к решению невозможно трудных вопросов существенно повышает интеллектуальную производительность ребенка.

Гениальный ребенок - это ребенок, обладающий способностью к критическому и логическому видам мышления. Они также могут быть развиты посредством постановки вопросов, активизирующих соответствующие процессы: «Как ты думаешь, почему хлеб плесневеет, если не заморозить его; плачут дети; по приходу осени опадает листва?».

Способности анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, искать доказательства и обосновывать их являются определяющими факторами успешного обучения индивида.

Важно уметь контролировать процесс интеллектуального развития. При этом эта обязанность должна быть возложена на самих детей. Необходимо беседовать с ними, задавая вопросы следующего характера: «Что тебе нужно, чтобы ты сумел это сделать? Как ты можешь проверить, находишься ли ты на верном пути к решению проблемы? Как ты можешь узнать, правильно ли ты выполняешь действие?». Контроль процесса умственного подъема - ключ к максимизации навыков мышления.

Родители, стремящиеся воспитать гениального ребенка, должны следовать следующим принципам неукоснительно:

  1. Интеллектуальная уверенность (необходимо поощрять ребенка в осуществлении когнитивной деятельности).
  2. Открытость (необходимо рассматривать и по возможности принимать любые новые идеи).
  3. Любопытство (нужно поощрять его в ребенке и параллельно воспитывать в себе).
  4. Практика (лишь практическая реализация идей являет собой способ получения положительного результата).
  5. Настойчивость (нужно продолжать идти вперед, даже когда опускаются руки).

Воспитание гениального ребенка - пусть и сложная, но вполне посильная задача.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Как ранее уже было отмечено, дошкольный возраст - наиболее важный этап в процессе умственного развития личности.

Именно в дошкольном возрасте такие процессы, как развитие речи, накопление необходимых знаний об окружающей действительности и овладение различными способами ментальной деятельности протекают с наибольшей интенсивностью.

Умственное развитие ребенка предполагает не только овладение максимально возможным количеством информации, но также и закрепление способностей к осуществлению когнитивных действий.

Среди них наиболее важными признаны навыки оценивания, сравнения, обобщения и анализа.

Почему школьный возраст так важен для умственного развития личности? В первую очередь это определяется преобладанием в сознании индивида образных форм, среди которых стоит выделить восприятие, образное мышление и воображение.

Помимо этого, для дошкольников характерны такие черты, как пытливость, любознательность, стремление к познанию неизвестного, а также к пополнению уже имеющегося запаса знаний. В связи с этим подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе имеет высокую значимость.

Задачи

В качестве основной задачи умственного воспитания дошкольников можно назвать обеспечение условий, способствующих переходу с наглядных к абстрактно-логическим мыслительным формам.

Для решения этой задачи необходимо сначала активизировать такие виды мышления, как наглядно-образное и наглядно-действенное. Этому в значительной мере способствуют предметно-практические виды деятельности. Главная характеристика наглядно-действенного мышления - умение решать умственные задачи посредством экспериментирования в ходе осуществления предметно-практической деятельности.

Внимание! Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают не только обеспечение условий к овладению мыслительными способами деятельности и некоторой системой знаний. Также необходимо отметить среди задач формирование личностных качеств.

Они возникают и в дальнейшем развиваются в ходе осуществления игровой предметной деятельности. Она имеет направленность на ознакомление с объектами окружающей действительности, формирование способностей к осуществлению речевой деятельности, а также ознакомление с понятиями математики.

Помимо всего прочего, среди задач умственного развития дошкольников выделяется необходимость научения выбирать методы и средства для решения заданий, а также осуществления контроля над результатом их выполнения.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с десятью советами о воспитани умного ребенка на видео ниже:

Заключение

Гениями не рождаются, ими становятся. И огромная роль в процессе воспитания умной и всесторонне развитой личности отводится родителям ребенка. При этом следует уделять особое внимание дошкольному возрасту, в котором умственное развитие протекает наиболее эффективно. Следование основным методико-педагогическим рекомендациям позволит достичь успеха в этой нелегкой деятельности.

Существуют целые науки о том, как сделать детей счастливее, как нужно их воспитывать и как прожить жизнь в радости. А вот что помогает детям – от младенцев до подростков – становиться умнее?

Наука подтверждает, что эти 10 вещей могут помочь:

  1. Уроки музыки

Исследования доказывают, что уроки музыки делают детей умнее – в сравнении с детьми в контрольных группах, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост IQ . Эффект был незначителен, но он распространяется на тесты на IQ, показательные баллы и стандартные измерения успехов в учебе.

Более того, музыкальные занятия помогают всем – и молодым, и людям постарше: все больше исследователей приходят к выводам, что музыкальные уроки дают студентам преимущество в учебе. Исследование Северо-Западного университета обнаружило, что занятия музыкой могут помочь даже бабушкам – они нейтрализуют некоторые пагубные следствия старения.

  1. От спорта не тупеют – это миф

Те, кто занимаются только спортом, может, и тупеют, но только потому, что проводят больше времени на поле, чем в библиотеке. А если сделать так, чтобы ваш ребенок бывал и там, и там?

Пребывание в хорошей физической форме увеличивает способность учиться. После физических занятий люди запоминают новые слова на 20% быстрее. Трехмесячный режим занятий спортом увеличивает поток крови к части мозга, отвечающей за память и учебу, на 30%.

Из книги Эрика Хейгермана «Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге» (Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain):

«Исследуя человека в 2007 году, немецкие ученые пришли к выводу, что люди запоминают слова на 20% быстрее после занятий спортом, чем до занятий, и что скорость запоминания напрямую связана с уровнями нейротрофического фактора головного мозга.

В своем исследовании Смолл назначил группе добровольцев трехмесячную систему упражнений, а потом сделал снимки их мозга. Он увидел, что объем капилляров в зоне памяти гиппокампа увеличился на 30%, что очень значительно».

Получается, упражнения могут сделать вас и ваших детей счастливее и умнее.

  1. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними

Ваш маленький учится читать? Не оставляйте ему лишь возможность рассматривать картинки в книжке, в то время когда вы читаете. Обращайте его внимание на слова . Читайте с ним, а не для него. Исследования показывают, что это помогает укрепить навыки чтения ребенка: «Когда совместное чтение книжек дополняется четким вниманием к развитию навыков и стратегий чтения ребенка, тогда совместное чтение является эффективным механизмом поддержки ранней грамотности, даже у детей из малообеспеченных семей».

  1. Меньше сна приводит к отупению ребенка

Пропуская час сна, мозг шестиклассника превращается в мозг четвероклассника, так как существует корреляция между классами и количеством сна.

Из книги «Шок воспитания: Новое мышление о детях» (NurtureShock: New Thinking About Children): «Утеря одного часа сна равняется [утере] двух лет когнитивного созревания и развития».

«Подростки, которые учились на пятерки, спали примерно на 15 минут дольше, чем ученики-четверочники, которые, в свою очередь, спали на 15 минут больше, чем троечники, и так далее. Данные Вольстрома почти точь-в-точь повторяли данные более раннего исследования почти 3000 учеников Род-Айленда. Естественно, это усредненные показатели, но постоянство результатов бросается в глаза. Каждые 15 минут имеют значение».

  1. IQ ничего не стоит без самодисциплины

Самодисциплина имеет большее значение, чем IQ, при определении тех, кто достигнет успеха в жизни.

Отрывок из отличной книги Чарльза Дахигга «Сила привычки»:

«Десятки исследований подтверждают, что сила воли – это единственная и самая важная привычка для личностного успеха… Ученики, демонстрирующие высокий уровень силы воли, имели больше шансов получить высокие оценки по своим предметам и поступить в более престижные вузы. Они меньше прогуливали и меньше времени проводили за просмотром телевизора, а больше – за выполнением домашних заданий. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины имели лучшие показатели успешности в учебе, чем их более импульсивные сверстники, — пишут исследователи. – Самодисциплина определяла академическую успеваемость больше, чем IQ. Самодисциплина также определяла, кто из учеников сможет повысить свои оценки на протяжении учебного года, тогда как IQ не определял… Самодисциплина имеет больше влияния на учебную успеваемость, чем интеллектуальные данные».

То есть, оценки больше зависят от добросовестности, чем просто от ума.

Из книги «Как преуспевают дети: упорство, интерес и скрытая сила характера» (How Children Succeed: Grit, Curiosity, and Hidden Power of Character):

«… добросовестность была чертой характера, которая лучше всего определяла успех в работе. Что заинтриговало Робертса относительно добросовестности, так это то, что она определяет очень много за пределами рабочего места. Добросовестные люди получают выше оценки в школе и университете; они совершают меньше преступлений; они дольше остаются в браке. Они дольше живут – и не только потому, что меньше пьют и курят. У них реже случаются инфаркты, у них ниже кровяное давление, и среди них меньше случаев болезни Альцгеймера».

У кого лучшие жизненные показатели? У детей упорных

Из книги «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует» (Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us):

«Исследователи обнаружили, что лучшим предвестником успеха будущих курсантов является их показатель по некогнитивной и нефизической характеристике под названием «упорство», которое определяется как «настойчивость и страстное увлечение долгосрочными целями» .

  1. Обучение – это активный процесс

Программы типа «Бейби Эйнштейн» и игры на тренировку мозга не работают. Есть даже основания полагать, что из-за них дети тупеют.

Из книги «Мозговые правила для малыша: как вырастить умного и счастливого ребенка с рождения до 5 лет» (Brain Rules for Baby: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five):

«Эти продукты вообще не работали. Они не давали положительного эффекта на словари целевой аудитории – малышей от 17 до 24 месяцев. Некоторые даже вредили. На каждый час в день, который дети проводили за просмотром определенных детских DVD и видео, малыши понимали в среднем на 6-8 слов меньше, чем те, которые их не смотрели».

Настоящее обучение – не пассивное, а активное.

«Наш мозг развит таким образом, что он учится, когда делает что-либо, а не когда слышит об этом. Это одна из причин, почему для многих навыков намного лучше провести примерно две трети времени, испытывая себя, а не просто впитывая знания. Существует правило двух третей: если хотите, к примеру, запомнить абзац, лучше потратить 30% времени на прочтение, а остальные 70% времени – на проверку себя на знание».

  1. Лакомства бывают хорошими – если давать их в правильное время

В целом, было бы лучше, если бы дети все время питались здоровой пищей. Исследования показывают, что питание влияет на оценки ребенка:

«Все знают, что в день важного экзамена нужно позавтракать. Пища с высоким содержанием углеводов, клетчатки, которая медленно переваривается – к примеру, овсяная каша, – лучше всего, доказали исследования. Но также имеет значение, что вы едите за неделю до этого. Когда проводили исследование 16 студентов колледжа на предмет внимания и быстроты мышления, то пять дней кормили их жирной пищей с низким содержанием углеводов – мясом, яйцами, сыром и сметаной, — а потом снова проверили, то их продуктивность упала».

Всегда есть исключения. Не каждый ребенок все время пытается здоровой пищей. Но ирония в том, что дети часто питаются «плохой» пищей в неправильное время.

Исследования показывают, что кофеин и сахар могут стимулировать работу мозга:

«Кофеин и глюкоза могут иметь положительное влияние на когнитивную продуктивность. Поскольку эти зоны отвечают за поддержку внимания и процессы памяти, результаты могут предположить, что сочетание кофеина и глюкозы может увеличить эффективность системы внимания».

И дети их любят, кроме всего прочего.

Так что если время от времени дети все-таки едят конфеты и пьют сладкую воду, то, может, лучше давать их им во время учебы, а не когда они отдыхают.

  1. Счастливые дети = успешные дети

Более счастливые дети имеют больше шансов вырасти успешными и полноценными взрослыми.

Из книги «Больше счастья: 10 простых шагов к более радостным детям и довольным родителям» (Raising Happiness: 10 Simple Steps for More Joyful Kids and Happier Parents):

«… счастье – это огромное преимущество в мире, где имеет значение успешность. В среднем, счастливые люди более успешны, чем несчастные, – и на работе, и в личной жизни. Они получают лучшие оценки своей продуктивности, получают более престижные должности и зарабатывают больше денег. Они с большей вероятностью женятся, а в браке они чувствуют себя более удовлетворенными».

Каков первый шаг к счастливому ребенку? Быть счастливым родителем!

  1. Группа сверстников и коллектив имеют значение

Ваша генетика, как и генетика вашего партнера, имеет огромное влияние на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Совсем не такое влияние.

Из книги Малколма Глэдуэлла «Переломный момент: как небольшие вещи могут многое изменить» (Malcolm Gladwell, The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference):

«По параметрам интеллектуальности и определенных черт характера биологические дети очень похожи на своих родителей. Приемные дети, однако, показывают совсем странные результаты. Они не имеют ничего общего со своими приемными родителями: они не больше похожи личностно или в интеллектуальном плане на тех, кто их растил, кормил, одевал, читал им, учил их и любил их на протяжении 16 лет, чем на любых других двух взрослых, случайно выбранных на улице».

Так что же влияет на поведение ваших детей? Их сверстники

Обычно мы вспоминаем о сверстниках, когда говорим о давлении с их стороны, когда оно негативное, – но на самом деле, чаще всего оно все-таки положительное.

Проживание в приличном районе, посещение хорошей школы и университета, а также общение с хорошими детьми может многое значить.

Каков самый легкий способ для студента колледжа поднять свой средний балл? Жить в комнате с умным человеком

Из книжки «Преимущество счастья: семь принципов позитивной психологии, которые помогают достигать успеха и продуктивности на работе» (The Happiness Advantage: The Seven Principles of Positive Psychology That Fuel Success and Performance at Work):

«Одно исследование в Дартмутском колледже, проведенное экономистом Брюсом Сакердотом, показывает, насколько сильное это влияние. Он выяснил, что когда студенты с более низким средним баллом просто начали селиться в комнатах со студентами с высокими баллами, их баллы тоже увеличились».

  1. Верьте в них

Вера в своего ребенка, в то, что он умнее других, много значит.

Когда учителям говорили, что определенные дети сильнее других, эти дети показывали лучшие результаты – несмотря на то, что их выбирали случайно.

Из книжки «Сердце социальной психологии» (The Heart of Social Psychology: A Backstage View of a Passionate Science):

«Розенталь и Ленор Джейкобсон (1968) провели подобное исследование, сообщив учителям начальной школы, что у них в классе были ученики с большими задатками к обучению. На самом деле, этих детей выбрали в абсолютно случайном порядке, без дополнительных тестов. Однако, ближе к концу учебного года, 30% детей, случайно названных успешными, добавили примерно 22 пункта к своему IQ, в то время как почти все добавили только 10 пунктов».

Итоги:

  1. Уроки музыки
  2. От спорта не тупеют – это миф
  3. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними
  4. Меньше сна приводит к отупению ребенка
  5. IQ ничего не стоит без самодисциплины
  6. Обучение – это активный процесс
  7. Лакомства бывают хорошими – если давать в правильное время
  8. Счастливые дети = успешные дети
  9. Группа сверстников и коллектив имеют значение
  10. Верьте в них

И еще одно: ум – это не все. Без этического поведения и сочувствия к другим очень умные люди могут быть просто пугающими.

Все родители хотят, чтобы их детям было хорошо, чтобы они добились успеха, вели здоровую и счастливую жизнь. Интеллект для ребенка имеет свои преимущества, но по-настоящему умный малыш - совсем не тот, который получает хорошие оценки в школе.

Становится все более понятно, что интеллект нельзя поместить в узкие рамки. Но исследователи говорят, что когнитивный и эмоциональный интеллект столь же важны, как и фактические знания. Поэтому нейрохирург и художник могут находиться на одном уровне развития интеллекта.

Каким должно быть воспитание

Взаимодействие родителей с ребенком влияет на его развитие и ум. Если вы разрешите своим детям жить собственной жизнью, но в то же время покажете, как быть независимыми, это станет самым главным вашим достижением как родителя.

Секрет в том, что вы должны сосредоточиться на процессе, а не уме или таланте, которыми обладает ваш ребенок. Другими словами, дело в самой радости от достижений, которую должен испытывать ребенок, а не в похвале, когда он закончил поставленную задачу. Этот подход стимулирует развитие мышления, а не фиксированный образ мыслей, и поможет вашему малышу понять важность приложенных усилий, а не конечной цели. Психологи уверены, что необходимо поощрять ребенка видеть обучение как процесс становления, вместо того чтобы фиксировать его мысли на развитии интеллекта.

Если вы будете иметь это в виду, то вам понадобится всего лишь несколько правил, которые будут побуждать вашего ребенка развиваться. В свою очередь, это поможет вам вырастить умного малыша.

Реакция родителей на ребенка

Ваша реакция на своего ребенка в значительной степени определяет то, как вы оцениваете его диапазон опыта. К примеру, если вы показываете свое безразличие, это может сдерживать в вашем малыше желание приобретать новый опыт, заставит его осторожничать, тем самым ограничит его личные переживания. С другой стороны, если вы поощряете малыша, задаете ему открытые вопросы, это позволяет ребенку подумать о своих действиях и осознать, что происходит вокруг него. Если, к примеру, он плохо себя ведет, а затем пытается изменить свое поведение, заставьте его задуматься о том, как его действия влияют на окружающих людей, которые были рядом.

Умными можно назвать тех детей, которые получают возможность увидеть другую точку зрения и развить чувство осознания.

Ограничивайте количество правил

Подумайте о правилах, которые вы установили для своего ребенка. Действительно ли все они так необходимы? Исследования показывают, что количество правил, существующих в семье, негативно влияет на творческое развитие детей. Дети, которые соблюдают больше шести правил, показывают среднюю успеваемость в школе.

Дальнейшие исследования показали, что самые талантливые архитекторы в США в детстве разрабатывали собственные моральные правила, без каких либо ограничений со стороны родителей. Более того, они сами поощряли детей к такой модели поведения. Идея заключается в том, что ребенок развивает понимание того, что правильно, а что нет, из других источников, которые не имеют отношения к родителям. Это позволяет детям развиваться как творческим и интеллектуальным личностям.

Как автор исследования определяет творчество?

Личностные особенности творческой личности включают в себя широту ума, эстетическую чувствительность, самостоятельность в мыслях и действиях, стремление к новым вызовам и решениям, любопытство, самоутверждение, перфекционизм, самокритичность, самодостаточность, интуицию и эмпатию, эмоциональную чувствительность, воображение, амбиции и доминирование, самопринятие, уверенность в себе, принятие необычных взглядов.

Если ребенку приходится следовать множеству правил, это подавляет его творческий потенциал и общее развитие интеллекта. Если вы установите для малыша меньше правил, это даст ему больше времени исследовать собственные интересы. Конечно, детям нужны важные правила, но если вы ограничите их количество, это пойдет на пользу их долгосрочному интеллектуальному росту.

Позволяйте им скучать

Обычно скука рассматривается как негативное явление, ведь, в конце концов, вы должны стимулировать творчество своего ребенка при каждом удобном случае. Но на самом деле такое состояние не так уж и вредно. Скука стимулирует способность ребенка к мышлению. Это не только позволит ребенку обдумать другие точки зрения, но и даст пространство для ума, чтобы придумать и создать собственную деятельность. Поэтому не стоит искать ребенку занятие каждый раз, когда он заскучает, если, конечно, вы делаете достаточно, чтобы приспособить его к обучению. Скука сама по себе - это время, когда мозг может развиваться и становиться более творческим.

Пускай ваши дети видят, что вы делаете умные вещи

Дети перенимают привычки взрослых, особенно если это их родители. Обучение на примере поведения взрослого человека - это один из основных способов, с помощью которых ребенок формирует привычки и воспринимает окружающий мир. Если вам малыш видит, что вы занимаетесь каким-либо творчеством, либо же чтением или письмом, это заставит его подражать вам и становиться умнее в этом процессе.

Также очень важно, чтобы вы при детях говорили о достижениях, полученных в результате тяжелой работы.

Как уже упоминалось ранее, сосредоточив свое внимание на интеллектуальных достижениях, как ребенка, так и родителей, вы дадите им четкий сигнал, который будет создавать фиксированный образ мышления, что в долгосрочной перспективе может привести к тому, что ребенок всегда будет занимать оборонительную позицию. Вместо этого похвалите малыша за тяжелую работу и сосредоточьтесь на действиях, а не на конечном результате.

Позволяйте детям идти на риски и терпеть неудачи

Хотя у вас есть природная потребность защищать своих детей от любых ситуаций, которые могут их расстроить, вы должны позволять им рисковать и терпеть неудачи. Это позволит им усвоить основные жизненные навыки с раннего возраста. Если ребенок не испытывает неудач на ранних стадиях, у него может развиться низкая самооценка и разочарование. Страх, вероятно, одна из главных эмоций в нашей жизни, которая может помешать нам действовать. Если позволить своим детям испытывать неудачи в раннем детстве, то этот страх с возрастом будет уменьшаться.

Вы должны дать понять ребенку, что неудача на самом деле - это не плохая вещь, а хороший жизненный навык, который позволит ему принимать более взвешенные решения и извлекать собственные уроки. В конце концов, дети должны испытывать эмоции, и если вы будете защищать своего ребенка от них, он не сможет адаптироваться в мире взрослых.

Сделайте чтение и музыку частью жизни вашего ребенка

Вполне очевидно, что чтение развивает интеллект вашего ребенка. Однако книги не только позволяют ваши детям читать, но и развивают их аппетит к знаниям. Это позволяет их мозгу обрабатывать ситуации, создавая дальнейшую перспективу и искры фантазии, которые могут принести пользу во всех областях жизни. Их жажда знаний будет развиваться только при воздействии различных тем и идей, создавая связь с окружающим миром.

Музыка также имеет удивительное влияние на мозг ребенка. Многие исследования показывали, что если малыш слушает музыку, это не только повышает его внимание, мотивацию и навыки памяти, но и снижает стресс. Стресс может оказывать негативное влияние на то, как работает еще не сформировавшийся мозг ребенка. Скорее всего, вы не захотите такого влияния в такой решающий момент в процессе развития. Изучение игры на музыкальных инструментах также играет решающую роль, так как оно нацелено на пропорциональное мышление мозга и пространственно-временное рассуждение.