Как сбрить бороду не полностью. Наш бородатый план. Какие средства и инструменты можно использовать

(9 голосов : 4.44 из 5 )

игумен Виталий (Уткин)

24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.

Постараемся разобраться с этими вопросами.

Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.

Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

Источником канонов является именно , как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя . Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.

Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.

Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.

А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.

Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.

Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.

Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.

В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.

В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

Соответствует ли это действительности?

Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.

Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.

Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.

Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ().

Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.

Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.

21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.

Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.

42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».

Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».

Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».

Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».

И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.

В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.

Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».

Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».

Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.

Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.

В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.

Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. . В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.

Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?

Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.

Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.

В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.

Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.

Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.

В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».

Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.

Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».

Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?

В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.

Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?

Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.

Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Не так давно в моду снова вернулась борода и усы у мужчин, в результате чего многие мужчины стали подбирать стильные и подходящие по типажу формы и виды бород. Специалисты же отмечают, что красивая борода - это аккуратно подстриженная и выбритая форма растительности на лице, которая обязательно должна быть опрятной и окладистой. Для получения такого результата барберами практикуется фигурное бритье.

На сегодняшний день огромное количество форм и видов бород считается модными, это может быть минимальная аккуратная бородка или объемная и уложенная борода лопата. Главное правило для получения аккуратной формы - это верно выполненное фигурное бритье специалистом или самим мужчиной на дому. Для выполнения такого вида процедуры нужно четко определить форму будущей бороды, прорисовать линии и запастись всеми необходимыми инструментами.

Чтобы обучиться тому, как брить бороду красиво, мужчине нужно для начала отрастить растительности на лице оптимальной длины (4-8 недель без бритья), после чего подобрать подходящую по типажу, форме лица и внешним данным форму будущей бороды. На сегодняшний день специалисты предлагают огромное количество разновидностей бород, но самыми популярными считаются следующие из них:

  • якорь;
  • чинстрап;
  • бернсайдс;
  • борода линкольна;
  • и др.

Фигурное бритье - это прекрасная возможность красиво побрить бритвой растительность на лице, чтобы добиться выбранного стиля. В любом мужском салоне или барбершопе специалист сможет проконсультироваться и подсказать, какие формы бород будут приемлемы форме лица мужчины, его внешности, росту и типажу.

Как подготовиться перед бритьем?

Подготовиться к процедуре бритья необходимо в обязательном порядке, так как правильно выполненные процедуры по подготовке - это 50% успеха. Для этого мужчине необходимо:

  • определить нужный вид бороды;
  • подготовить необходимые инструменты для фигурного бритья;
  • вымыть волосы на усах и бороде смягчающим шампунем;
  • распарить кожу лица теплым компрессом (полотенце смочить в горячей воде и приложить к лицу);
  • поместить в теплую воду станок;
  • подготовить косметические средства для бритья и после бритья.

И только когда кожа лица будет распарена, волоски мокрые, мужчине можно будет наносить на нужную область лица подготовленное средство для бритья. Это может быть пенка, гель или крем от известного и проверенного производителя. Без таких средств красиво побриться станком будет практически невозможно, так как лезвия будут плохо скользить и оставлять пеньки волосков.

Что необходимо для процедуры?

В том случае, если мужчина решил выполнить фигурное бритье станком или бритвой, ему необходимо подготовить арсенал необходимых инструментов. Специалисты советуют заядлым бородачам обладать следующими видами инструментов:

  • острые ножницы небольшого размера, чтобы в тандеме с расческой гребнем состригать лишние волоски и их длину;
  • опасная бритва со сменными лезвиями для максимально четкого фигурного бритья;
  • безопасная бритва для мужчин, которые ценят комфорт и безопасность во время фигурного бритья;
  • электробритва для поправления формы бороды и удаления лишней щетины без раздражения на сухую кожу;
  • зеркало и набор полотенец;
  • средства для бритья и после бритья для ухода за кожей лица.

В специализированном заведении барбер чаще всего использует профессиональную опасную бритву, благодаря которой можно избежать рисков раздражения и инфицирования. В домашних условиях чаще используют безопасные бритвы или электробритву, но во втором случае гладко выбритого лица не добиться.

Как красиво побрить бороду?

О том, как сделать так, чтобы из небрежной растительности на лице была получена красивая щетина или модно выбритая борода, мужчина может узнать первоначально в барбершопе. Там специалист покажет, как нужно моделировать бороду и выполнять бритвой или станком правильные ее очертания и линии. В салоне можно на мониторе компьютера смоделировать разные формы бород и примерить их к лицу мужчины.

  • при помощи машинки для стрижки и насадки подравнять длину бороды;
  • на нужную часть лица наносят пенку или гель для бритья;
  • далее при помощи карандаша или гребешка нужно пометить линии будущей формы бороды;
  • бритвой сначала выбривают помеченные линии в области щек;
  • далее на щеках сбривают ненужную растительность по линии роста волос;
  • теперь лишние волоски нужно удалить на шее, как того требует выбранная модель бороды;
  • после этого подбривать нужные линии нужно на подбородке;
  • последние при помощи бритвы моделируют усы, двигая станком от их центра в разные стороны.

После придания красивой формы бороде, мужчине нужно умыть лицо прохладной или теплой водой и нанести увлажняющее средство после бритья на гладко выбритые участки лица. Во время бритья станок нужно как можно чаще ополаскивать в воде, чтобы не забивать лезвия бритвы волосками. В труднодоступных местах удалять волоски можно, двигая станком перпендикулярно их росту или состричь все триммером.

Как сделать стильную щетину?

Стильная щетина - это прекрасная альтернатива для тех мужчин, которые не любят длинную растительность на лице, но хотят идти нога в ногу с модой. Красиво побриться можно так, чтобы оставить аккуратную щетину и не раздражать при этом кожу лица. Щетину можно также моделировать разными формами, например:

  • якорь;
  • бернсайдс;
  • бретта;
  • бальбо;
  • чинстрап и др.

Щетина при этом не должна быть длиннее 5 мм, так как это уже будет полноценная борода. Чтобы сделать красивую и ровную щетину, необходимо просто отказаться от бритья волос на лице в течение 4 недель. Далее мужчина выбирает нужную форму щетины, после чего нужно отметить ненужные участки и выбрить и станком по вышеуказанному принципу. Поддерживать в дальнейшем длину щетины, чтобы она ровно и аккуратно смотрелась, можно при помощи триммера.

Коррекция формы

В дальнейшем за формой бороды нужно следить, чтобы она выглядела все также стильно, аккуратно и модно. Корректировать форму бороды или щетины нужно по следующим правилам:

  • действия выполняют перед зеркалом в хорошо освещенном помещении;
  • подстричь ненужную длину можно машинкой или триммером с насадкой или при помощи гребешка и ножниц;
  • стричь волоски нужно только сухими;
  • удалять лишние волоски нужно до места, где заканчивается окантовка;
  • стричь и подбривать бороду нужно от ушей к подбородку, чтобы добиться максимальной симметрии;
  • обязательно нужно удалять лишнюю растительность на шее бритвой или станком.

Сбривать щетину на лице до гладкости может только бритва или станок, а для выравнивания оптимальной длины бороды или щетины используют триммер или машинку для стрижки с соответствующими насадками. Бритвой или станком бреются только вместе с косметическими средствами, а вот для электробритвы, триммера или машинки мочить и увлажнять лицо и волосы нет нужды.

Особенности ухода

Любая борода или щетина нуждается в регулярном уходе. В первую очередь борода должна быть чистой и свежей, поэтому мыть ее нужно 2-3 раза в неделю специальным шампунем. Жесткие и непослушные волоски нужно обрабатывать бальзамом или кондиционером, а также растительными маслами. Кожу лица периодически мужчина должен очищать пилингом или скрабом.

Бороду нужно с утра расчесывать и укладывать в нужную форму, используя фиксирующие косметические средства, например, пенку или лак. После каждого бритья кожу лица важно увлажнять и успокаивать средствами после бритья, а именно гелем, бальзамом или кремом. Если из бородки торчат непослушные волоски, их нужно постоянно подрезать ножницами, иначе борода будет смотреться неопрятно.

Вывод

Фигурное бритье под силу не каждому мужчине, поэтому без навыков, опыта и умений лучше не портить свою растительность на лице, а посетить барбершоп. Там специалист сможет продемонстрировать воочию, как нужно красиво моделировать и брить бороду или щетину, чтобы придать ей модный и аккуратный вид. В дальнейшем мужчина сможет приловчиться самостоятельно корректировать форму и ухаживать за своей стрижкой волос на лице в домашних условиях.

Каждый взрослый представитель мужского пола рано или поздно озадачивается вопросом выбора прибора для устранения щетины в зоне лица. Многие мужчины оставляют свои бороды, так как это выглядит стильно, красиво, подчеркивает их индивидуальность. Но для этого растительность должна быть хорошей формы. Как правильно брить бороду? Эта проблема волнует разных лиц мужского пола. Выполнить красивое подравнивание волосяного покрова возможно в домашних условиях, но чем лучше бриться – Т-образным станком или электробритвой? И нужно ли пользоваться ? Также многих представителей сильной половины человечества интересуют моменты, касающиеся негативных последствий данного процесса – как бриться без раздражения? Или как брить бороду, чтобы оставалась щетина?

Сделать красивую растительности на лице возможно самостоятельно дома, но для этого необходимы определенный инструментарий, терпение, опыт. Чтобы получить нужный эффект, надо внимательно рассмотреть черты лица, его овал, также принять во внимание цвет волос, кожного покрова, собственный рост. И только после этого заняться процессом отращивания щетины, ее бритьем с учетом вышеперечисленных факторов.

Особенности процедуры

Чем лучше бриться? Каждый мужчина решает эту проблему индивидуально, любой инструмент для бритья имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому выбор способа удаления щетины основывается на индивидуальных предпочтений мужчины, исходя из его опыта, отсутствия травматичности, раздражения, удобства и комфортности использования данного средства. Если на лице имеются родинки, то надо очень аккуратно осуществлять процедуру бритья, чтобы не допустить возникновения ранок, порезов и тд. Также применяется особенная техника выполнения процесса, чтобы росла борода.

Как правильно бриться мужчине станком? Классический способ использования бритвы при наличии опыта обеспечивает чистое бритье, минимально травмируя кожные ткани. Побрить бороду не составит большого труда, для этого нужны:

  • Станок;
  • Лезвие;
  • Кремообразное средство, мыло для осуществления процесса;
  • Помазок;
  • Теплая вода;
  • Зеркало;
  • Чтобы не было раздражения — вещество, применяющееся после удаления растительности с лица.

Будут нужны: посуда для взбивания пены, полотенце для процедуры распаривания кожного покрова, вещества от порезов. Многие представители мужского пола применяют крема, лосьоны, масла перед данной процедурой.

Этапы процесса:

  • Подготовка кожного, волосяного покровов;
  • Взбивание пены, распределение ее на лицевой области;
  • Осуществление процесса;
  • Обработка кожных тканей;
  • Очистка приборов.

Для получения эффектной формы бороды будут нужны:

  • Станок, помазок;
  • Вещество для мытья растительности;
  • Расческа;
  • Гели, мази для осуществления процесса.

Корректировка волосяного покрова происходит после подбора типа бороды. Рекомендуется жабо, каре для невысоких лиц мужского пола, для людей среднего роста – растительность можно оформлять по своему усмотрению, а высоким представителям сильной половины человечества подойдут окладистые бороды, которые хорошо сочетаются с пропорциями тела. Выбрать свой стиль бороды возможно благодаря разным фотографиям – портретам людей, также следует помнить о таких моментах, как:

  • Необходимо рассмотреть черты своего лица, размеры скул, рта, сопоставить данную информацию с воображаемым видом растительности;
  • Постепенно отращивать волосяной покров, наблюдая за ростом волосинок, их густотой;
  • В голове четко прорисовать образ бороды – сравнить его с формой своего лица. Например, круглолицым людям рекомендуется подравнивание растительности, не доходящей до контура подбородка, делается это для сужения лицевого овала. Для вытянутых лиц лучшее оформление волосяного покрова в виде подковы;
  • При выборе бороды учитываются разные факторы – рост человека, цвет волосинок. Например, светловолосым лицам мужского пола обычно рекомендуется широкий тип растительности.

Как бриться без раздражения? Сегодня имеются разнообразные способы осуществления процесса бритья, исключающие возникновения раздражения после выполнения данной процедуры. Вследствие сильного нажатия бритвой, кожные ткани растягиваются, поэтому надо вести прибор согласно направлению роста волосинок, в этом случае кожный покров не будет травмироваться.

В процессе бритья надо использовать специальные гели, помогающие скольжению инструмента, препятствующие появлению ранок, микротрещин. Многие специалисты советуют предварительно пользоваться гелем – нанести его на депилируемую область за несколько минут до процесса, в данной ситуации волосинки смягчатся, их легко потом можно будет удалить.

Основные этапы

Чтобы росла борода, надо позаботиться о кожном покрове после осуществления процесса. Умыть лицо теплой водой, нанести хороший лосьон. В процессе отращивания бороды выполнять бритье надо 1 раз за 3-4 дня. Это будет способствовать улучшению структуры волосинок, сделает их мягкими, послушными, нормализует скорость роста.

Специалисты выделяют следующие стадии процесса:

  1. Умывается лицевая поверхность, увлажняется растительность, затем расчесывается – волоски должны смотреть в одном направлении;
  2. Если представитель мужского пола обладает жесткими волосинками, то лучше заранее выполнить горячий компресс – это поспособствует открытию пор, улучшит кровообращение. Сухой кожный покров предварительно увлажняется кремом;
  3. Посредством помазка покрываются пеной волосинки – размягчаются кожные ткани до осуществления бритья. Пена также наносится на участок усов, затем удаляются волоски в зоне щек, шеи;
  4. Впервые процедуру оформления волосяного покрова выполняют по направлению роста волосинок. Далее делают повторное покрытие пеной растительности, посредством станка выполняется движение против роста волосков. В конце процесса — стрижка усов, удаляются волосинки на участке нижней губы;
  5. При помощи влажной салфетки снимаются остатки пены на лицевой поверхности. После чего пропитывается кожа кремом, также можно сделать компресс. Освежается лицо специальными средствами (например, туалетная вода).

Для получения красивой формы бороды (при помощи триммера) понадобятся:

  • Бритва;
  • Острые ножницы;
  • Триммер с керамическими лезвиями.

Этапы процедуры:

  • Сбриваются волосинки в зоне щек, шеи;
  • Усы доводятся до необходимой густоты;
  • Удаляются волоски под нижней губой, стушевывается край бороды со всех сторон;
  • Посредством триммера, ножниц придается определенная форма бороде.

С помощью правильно подобранной

Как правильно брить бороду? Это вопрос, интересующий каждого мужчину, ведь известно, что остановить рост на подбородке практически невозможно. Большинство мужчин стремятся бриться постоянно, чтобы не отпускать бороду. Некоторые наоборот, стремятся отращивать бороду, чтобы выглядеть не только взрослее, но и элегантнее.

Но в любом случае, отращиваете вы бороду или нет, необходимо ее периодически брить, и осуществлять за ней уход. Побрить бороду красиво — это довольно сложно, поэтому без знаний и навыков лучше сразу сбривать волосы под корень. Если вы желаете отращивать бороду и правильно за ней ухаживать, то данная статья поможет разобраться в этих вопросах.

Прежде чем побрить бороду, следует прибегнуть к процедуре ее правильного формирования. Начинать процедуру следует с определения формы своего лица. Люди имеют разные формы лица: круглое, овальное, продолговатое. Чтобы будущая борода подходила к форме лица, важно уделить особое внимание данному этапу, так как от него зависит будущий внешний вид.

Чтобы правильно побрить бороду, для начала следует ее отрастить. Формирование красивой бороды правильной формы — это очень ответственный этап. Большинство мужчин отращивают бороду без ухода за нею, в результате чего имеют вид престарелых людей.

Определившись с формой лица, и отрастив волосы, можно переходить к стадии выбора внешнего вида бороды. Для этого существует множество различных вариантов, которые можно выбрать наглядно. Если на лице имеется избыточное количество волос, то наилучшим способом будет формирование равномерной бороды. Если же волос на лице мало, то подойдет экспаньолка. Немалую роль на внешний вид бороды играет возраст мужчины. Молодым парням в возрасте от 20 до 30 лет рекомендуется отращивание легкой бороды, перетекающей в бакенбарды или например, все та же экспаньолка. Для мужчин постарше подойдет массивная борода, которая будет подчеркивать не только внешний вид, но и состояние.

Если же вы подготовились к формированию бороды, отрастили волосы, выбрали внешний вид, то можно переходить на стадию моделирования. Что представляют собой особенности бритья бороды, узнаем детальнее.

Особенности бритья бороды под корень

Чтобы конечный результат получился приятным, следует первоначально выбрать инструмент, при помощи которого планируется сбривание бороды. Зачастую мужчины используют обычные бритвы с опасными лезвиями. Это такие бритвы, где можно осуществлять замену лезвий самостоятельно. Но чтобы побрить бороду таким инструментом, потребуется довольно часто производить замену лезвий. Брить густую и пышную бороду станком не получится, поэтому следует воспользоваться машинкой для стрижки. Рассмотрим, что же собой представляет процесс полного сбривания бороды на лице при помощи станка.

Бриться мужчинам рекомендуется непосредственно в утренние или вечерние периоды. Для мужчин с чувствительной кожей лучше выполнять процедуру вечером перед сном. Это делается для того, чтобы кожа могла отдохнуть и адаптироваться, что позволит снизить эффект появления раздражений.

Для начала необходимо умыться и нанести на лицо крем для смягчения кожи. Этот крем позволяет смягчить щетину и кожу соответственно. Удалять крем следует при помощи влажной салфетки без растирания. После этого на лицо наносится специальная пена или гель для бритья. Нанесение осуществляется массирующими движениями, чтобы пена покрыла все участки кожи, которые нуждаются в удалении волос.

Во время бритья следует обязательно осуществлять очищение станка в теплой воде, но не горячей. Бритвой для правильного удаления волос следует вести в направлении их роста. Если брить бороду против роста волос, то не исключено образование врастающих фолликул. Первоначально осуществляется сбривание волос на лице, усах, а затем шее и подбородке. Во время бритья нужно следить за тем, чтобы кожа была слегка натянута, что позволит снизить ее травмирование.

Если после первого бритья на лице остаются волосы, то необходимо нанести пену повторно, и пройтись станком еще раз. Смывать остатки пены с лица необходимо теплой водой, после чего приложить сухую салфетку. Когда влага на лице впитается в салфетку, можно нанести специальный крем или гель после бритья. Это такие крема, которые увлажняют и питают кожу, а также избавляют ее раздражений.

Сбривание бороды довольно кропотливый процесс, но если натренироваться, то все можно делать быстро и красиво. Итак, мы узнали что представляет собой процесс полного сбривания волос на лице. Но как же необходимо правильно ухаживать за имеющейся бородой, которую сбривать не хочется. Для этого рассмотрим принцип ухода за бородой.

Уход за бородой

Чтобы вести правильный уход за бородой, потребуется следующий перечень инструментов :

  • станок для бритья;
  • машинка для стрижки волос;
  • электробритва.

Основную роль в выполнении данного процесса играет машинка для стрижки, так как именно с ее помощью осуществляется выравнивание волос по одной длине. Машинку следует использовать с насадками, при помощи которых можно выбрить бороду при любой длине волос.

Если на бороде не длинные волосы, то подбирается насадка определенного размера, при помощи которой следует пройтись по бороде и удалить волосы. Машинкой нужно проходить по направлению снизу вверх, не пропуская при этом участков кожи.

Обрабатывать волосы предварительно различными кремами, гелями или мазями нет необходимости. Если необходимо удалить волосы полностью, чтобы создать определенную форму бороды, тогда можно воспользоваться станком или электробритвой. При этом важно первоначально расчертить контуры будущей формы бороды, а затем приступать к сбриванию волос.

Важно знать ! Брить волосы при помощи любых инструментов следует осторожно, так как любое неправильное движение может повлечь за собой повреждение чувствительной кожи, что спровоцирует развитие раздражений или воспаления.

После того, как вы научились сбривать волосы с бороды и усов при помощи машинки для стрижки, то можно приступать к процессу воплощения любых дизайнерских идей видов бороды. Экспериментировать можно только тогда, когда вы научитесь ухаживать за бородой и сбривать самые мылкие волоски при помощи машинки или станка.

Уход после бритья

После того, как вы побрили волосы на лице, следует обязательно воспользоваться различными средствами по уходу. Мужчина, конечно, не обязан иметь женский арсенал косметических средств, но несколько кремов или лосьонов — это обязательно. Рекомендуется после бритья использовать качественные лосьоны.

Брить бороду необходимо не чаще, чем раз в три дня. Ежедневное применение бритвы, станка или машинки, повлечет за собой раздражение кожных покровов. Поэтому не следует забывать, что кожа нуждается не только в уходе, но и отдыхе.

За длинной бородой обязательно необходимо вести свой уход. Меленькую бороду достаточно мыть с помощью мыла, а для большой — не обойтись без шампуня. Шампунь при этом важно использовать увлажняющий, чтобы избежать появления раздражений на коже. После мытья бороды следует высушить ее и, что немаловажно, расчесать. Ведь, как и на голове, волосы на бороде имеют свойство запутываться, что приводит к потере формы всей шевелюры.

Только качественный уход за своей шевелюрой на лице позволит привлекать женские взгляды, а не отпугивать их. Как красиво сделать бороду, для того рекомендуется посетить специалиста, чтобы мастер сделал первое бритье, и сформировал форму бороды. Можно посетить барбер-шоп, где мужчина может получить качественный совет в вопросах про бороду.

Подытоживая, важно отметить, что каким бы ни был подход к уходу за бородой, важно все делать правильно и аккуратно, чтобы не травмироваться.