Как развивать в ребенке лидерские качества. Возраст и пол имеют значение. Если у вас дочь

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность .

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Читай также:

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности. Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку . А если человек не в состоянии взять за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление . Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет. Главное, ребенок научится анализировать, думать .

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях . Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник - «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях , где есть и проигравшие, и победители.

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности . Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат . И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба - ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь? ». Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Лидерские качества есть далеко не у каждого, да и врожденные задатки не всякое воспитание может развить. Тихий, скромный и спокойный ребенок, предпочитающий уединение, может и не стать лидером, способным за собой повести сначала ватагу ребятишек, а в будущем – трудовой коллектив. Переделывать ребенка – себе дороже: и доверие, и взаимное уважение можно потерять. Если ваш малыш проявляет интерес к управлению людьми, задача номер один – сформировать у ребенка адекватную самооценку, здоровую уверенность в себе и своих силах, умение коммуницировать и разрешать конфликты, искать выходы из сложных ситуаций и не пасовать перед трудностями.

Самооценка ребенка

Самооценка человека связана со многими факторами и может меняться в течение жизни. Тем не менее, исследователи открыли немало закономерностей, позволяющих говорить о формировании более-менее устойчивой позитивной самооценки личности еще в детском возрасте. Низкая или слишком высокая самооценка «затмевают» рассудок и мешают принимать правильные решения, связывают руки, способствуют совершению опрометчивых поступков в самый неподходящий момент. Что же такое адекватная самооценка? Это такое отношение к себе, которое не вызывает внутреннего напряжения, оно зависит от достижений и неудач, но лишь в той степени, которая не мешает принимать решения при возникновении трудностей. Фактически, это такое отношение к себе, которое дает право на ошибку, силы для решения проблем и уберегает от чрезмерной самоуверенности. Семья, которая способна вырастить ребенка с оптимальной самооценкой, характеризуется здоровым открытым общением, хорошо очерченными, но гибкими границами и адекватной самооценкой всех ее членов.

Общение в семье

Как общаться с ребенком, чтобы привить ему уважение к себе и окружающим, развить его лидерские качества и поддержать его самооценку? С первых же дней маленькая личность – ваш малыш – достоин вашего внимания и уважения. Прислушайтесь к нему и постарайтесь понять значение его просьб, плача. Отвечайте ему и не игнорируйте его эмоции и попытки общения с вами: как позитивные, так и негативные. Если с мнением человека считаются, если мир вокруг позитивен, ребенок и сам учится строить отношения со знаком плюс. Любовь безусловная, не зависящая от поступка ребенка, будет основой его самооценки во все последующие годы.

Критика и сравнения

Критиковать личность нельзя, знают многие родители, но как же трудно бывает под воздействием эмоций не сказать что-то обидное, не сравнить с другими детьми или даже взрослыми. Каждое слово постепенно оседает в глубине души ребенка, связывая ему руки и сворачивая его будущие возможности. Понимание и ответственность каждого решения в отношении ребенка поможет противостоять сиюминутным чувствам. Вместо наказания предложите ребенку исправить содеянное, воспитательный эффект будет намного сильнее!

Ограничения и запреты

Лидерство отличается от тирании так же, как отличается следование важным правилам от вседозволенности. Отсутствие запретов не прибавит ребенку уверенности в себе. Договор с ребенком дополняется ограничениями постепенно. Сначала запреты распространяются только на опасное для здоровья и жизни поведение (игра с электроприборами, драки и тому подобное), затем их список постепенно расширяется с учетом возрастного развития ребенка.

Доверие и делегирование

Как известно, один в поле не воин. Умение доверять и делегировать задачи – важные качества современного лидера. Чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем в общении с друзьями и коллегами, позволяйте ему помогать вам. Доверяя ребенку несложные задачи по дому, вы не только учите его сотрудничеству, но и повышаете самооценку малыша.

Унижение и насмешки

Никому не понравится быть высмеянным прилюдно. Часто детские травмы унижения не дают уже взрослому человеку быть счастливым. Прилюдно хвалите ребенка и никому не рассказывайте о его промахах и ошибках. Если же малыш отказывается делать что-то сам, припомните, не стала ли неуместная критика или насмешка тому причиной.

Свобода выбора и принятия решений

Должны ли родители принимать решения? Конечно, скажет любая мама и любой папа. Но какие? И в какой момент ребенок обретает право принимать их за себя? Многие специалисты в области психологии и педагогики, как и современные педиатры, не рекомендующие пеленать детей, советуют родителям как можно раньше в любых допустимых вопросах «отпустить вожжи». Пусть ребенок выбирает, как ему одеться, во что играть, что кушать, какой кружок посещать.

Хвалите, но не захваливайте

Ласковое слово, слово одобрения и похвала творят чудеса… когда их не слишком мало, но и не слишком много. Оценивая достижения ребенка, будьте объективны. Рано или поздно ему придется столкнуться с мнением посторонних людей, и он должен быть готов к нему. Довольно часто в кризисные периоды у детей обостряется восприятие себя. Если вы заметили, что ребенок ругает себя, хотя вы во всем поддерживаете его, если даже малейшая неудача отбивает у него желание действовать, не упустите момент и обратитесь к психологу. Он поможет вам выбрать верную тактику поведения.

Опыт – сын ошибок трудных

Пытаясь уберечь свое чадо от боли и разочарований, многие родители начинают чрезмерно опекать ребенка . На каждом шагу малыш слышит предостережения: «Не бери, уронишь! Не прыгай, свалишься!». Тем временем действенный способ учиться и приобретать опыт – это действовать и совершать ошибки.

Что такое лидерство? Это свойства личности, позволяющие человеку управлять собой и другими людьми. В наше время это очень значимый ресурс, особенно в конкурентном взрослом мире. Понятно, что родители обычно хотят вырастить из своего ребенка сильного, уважаемого и состоявшегося в жизни человека. Однако не всегда это возможно. Не надо быть наивным и думать, что из любого маленького человечка может получиться Лидер с большой буквы - Македонский или Наполеон. Имеют значение врожденные характеристики. Уже в детском саду зачастую видно, кто из детей себя проявляет как будущий лидер. Кто является заводилой, кто не боится риска, отзывается первым, иногда, к сожалению, пускает в ход кулаки. Не все себя проявляют лидерами, есть дети ведомые, но повысить лидерские качества, сделать так, чтобы они больше работали на ваше чадо - это реально. Для этого надо понять, какие качества являются главными для настоящего Лидера?

Первое - это уверенность. По-другому говоря, высокая и независимая самооценка. Формируется она еще в детском и подростковом возрасте - и в первую очередь окружением и родителями. Зависит самооценка от объема безусловной, материнской любви, которую он получает. Материнская любовь - это любовь и уважение просто по факту существования, без всяких условий, только потому, что ты такой, как есть. Материнская, безусловная любовь - это поощрение любого поведения ребенка, независимо от результата. Условная, она же отцовская, это любовь и принятие только при каких-то условиях, за то, что ты хороший и соответствуешь требованиям. Наоборот, отцовская, условная любовь - это поощрение только поведения ребенка с хорошим результатом и отрицание результата негативного. Не значит, что безусловная любовь может исходить только от матери, а условная только от отца, в нашем мире все роли давно перемешались. Важен объем безусловной любви в целом от семьи и от окружения. По большому счету, воспитание - это всегда сочетание отцовской и материнской любви, вопрос в балансе между ними. В семьях, где баланс нарушается в сторону отцовского воспитания, ребенок может развиваться с зависимой и заниженной самооценкой, неуверенный и не уважающий себя. Поэтому родителям важно отдавать себе отчет, что происходит и чаще оказывать знаки приятия, любви, внимания без всякого повода, а не только, когда ребенок заслужил. Возможна и другая крайность, когда ребенка принимают полностью и ничего не требует, тогда он вырастает великовозрастным инфантилом - и речи о лидерстве тоже не идет. Поэтому родителям важно отслеживать баланс и чувствовать границы допустимого.

Второе - это инициативность. То есть умение предложить новое, проявить себя, свою смелость, умение рисковать. Это, конечно, опасно, поскольку инициатива зачастую наказуема не только во взрослом, но и в детском мире. Но без инициативы ребенок так никогда и не научиться выходить из личной зоны комфорта и пробиваться в этом мире. Если на ребенка со стороны взрослых идет давление - не то сделал, не так сказал, не туда пошел, понятно, что ребенок будет себя чувствовать себя маленьким и ничтожным в этом мире. Тем более среди богов - взрослых, которые много умеют и владеют этим миром. Разумеется, удобнее иметь послушного ребенка, но если родители делают из него робота, то пусть отдают себе отчет, что и во взрослом мире он будет только исполнителем чужой воли. Поэтому важно уже в мелочах давать возможность и поощрять инициативу ребенка и помогать ему ее проявлять. Как это сделать? Не пропускать, когда ребенок хочет себя проявить и помочь взрослым. Поручать ему какие-то мелкие дела: самому одеваться, помочь накрыть на стол, протереть пыль. Со старшими детьми договориться и закрепить часть обязанностей - мыть посуду, ходить в магазин, стирать белье. Здесь главный принцип такой - что ребенок может сделать без участия взрослых, он должен делать. Даже если пока он делает плохо, не слишком удачно или коряво, родителям важно взять свое раздражение под контроль и помнить, что инициатива ребенка важнее, чем разбитая чашка.

Третье - ответственность. То есть умение осознавать и принимать последствия своих решений. Во многом лидерство заключается в мере ответственности. Лидеры много получают, потому что много берут на себя. Но сколько именно брать, все равно решает сам лидер. Есть такая расхожая фраза, которую не все понимают и поэтому не придают значения: «свобода - это осознанная необходимость». Какая-такая свобода и какая-такая необходимость? Здесь именно ответственность и имеется в виду. Ответственность за свой выбор и свои решения. Ключевые слова следующие. Свобода выбора. Необходимость принятия последствий. Для развития ответственности ребенок обязательно должен иметь практически ежедневный выбор. Что и когда есть? Когда и в каком объеме делать уроки? Сколько сидеть у компьютера? Но он должен уметь принимать ответственность за эту свободу. Эту ответственность должны воплощать родители. Если он выбирает есть мороженое вместо обеда, то он должен понимать, что больше всю неделю мороженого у него не будет. Если он выбирает делать уроки вечером, а не после школы, он должен принимать на себя ответственность за их качество. Если он выбирает сейчас сидеть у компьютера, а не выполнять домашние обязанности, он должен принять ответственность за то, что завтра у него может не быть компьютера. Жизнь взрослого - это ежедневный ответственный выбор. Если родители воспитали такую осознанность уже к подростковому возрасту, ребенок будет идти по жизни настоящим Лидером!

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Когда ребенок появляется на свет, на родителей ложатся заботы по уходу за ним - режим дня, кормление, купание, прогулки, посещение поликлиники, первое знакомство с окружающим миром. Мамы хотят, чтобы детки хорошо набирали вес, меньше мучились от колик и прорезывающихся зубов, не простужались и были активны. Время идет, а характер забот о ребенке меняется. Вы начинаете обучать его буквам и цифрам, знакомите со сказками, музыкой, театром, отдаете в группы раннего развития. На первый план уже начинает выходить развитие моральных и духовных качеств человека.

С определенного возраста воспитание ребенка переходит на новый план - родители участвуют в развитии его личности

Родители, которые задумываются о будущем своего ребенка, обычно видят подробные картинки того, кем он будет работать, какую создаст семью, какие качества будут преобладать в его характере. Представить ребенка слабым и безответственным, находящимся на побегушках у сильных и волевых сверстников – худший кошмар любой вдохновленной матери, особенно если речь идет о мальчике. Как воспитать лидерские качества в малыше? Как вырастить волевую, сильную, но добрую и сострадающую личность? Каких ошибок нужно избегать, чтобы потом ваш сын или дочка не страдали от собственной стеснительности и пассивности?

Начнем с семьи

Наверное, многие родители, увлекающиеся психологией, сталкивались с разными мнениями - становятся ли дети лидерами в процессе психологического развития или уже рождаются с запрограммированным набором качеств, определяющих лидерство. Современные психологи считают, что моральный портрет человека зависит на 40 процентов от генетической предрасположенности, на 60 процентов - от воспитания. Получается, что пример родителей и психологическое развитие оказывают большее влияние, чем физиология. Может ли вырасти лидер у неудачников? Чаще всего нет. Хотя бывают случаи, что ребенок, неудовлетворенный условиями жизни, стесненный и напуганный сверстниками, вырастает в жесткого лидера, стремящего не повторить ошибки своих родителей и получить то, что недодало ему детство.

Обычно лидеры появляются в семьях, где царит благополучие, любовь и взаимопонимание, а также у родителей, которые сами достигли в жизни определенных высот и стараются привить малышу собственные лидерские качества.



Вырастить ребенка-лидера способны родители, обладающие такими же качествами

Говорим правильно

Очень часто от родителей можно услышать обидные фразы, обращенные к малышу, отпущенные не потому, что родители его не любят, а потому, что раздражены или устали после работы. Родители часто сами программируют в ребенке неудачника, произнося: «Как я от тебя устала!», «Когда же ты поумнеешь наконец?», «Не рассуждай, а делай, что говорят!». Мать может назвать нашалившего или не справляющегося с чем-то малыша «тупицей», «дураком», «лентяем».

Сын испугался собаки? Тогда он «трус». Дочка заплакала от того, что уронила в грязь куклу? Значит, она «плакса» или «рева-корова». Брошенные с грубостью, нелюбовью обидные прозвища ранят ребенка не меньше, чем дразнилки сверстников в саду или школе, приятелей во дворе. Главное требование к родителям – следите за собственными эмоциями и речью. Своими словами вы программируете грядущие неудачи ребенка, его пассивность, стеснительность и неуверенность в себе. Больше хвалите ребенка, говорите, что у него все получится, только надо немного постараться. Прививайте любовь к труду, уважение к таланту.

Уделяем внимание

Многие родители сетуют на то, что времени на общение с ребенком не хватает. Трудно осуждать за это работающую мать, которой нужно успеть и частично обеспечить семью, и в доме убрать, и поесть приготовить, и проследить за тем, как делаются уроки. В этом отношении легче, когда мать сидит дома, а деньги зарабатывает и карьеру делает только отец. Так бывает нечасто, особенно если семья неполная.


Случается, что за собственными неурядицами родители не могут уделить ребенку достаточно времени

Занятость – не причина отсутствия воспитания у сына или дочери и отсутствия взаимопонимания между старшим и младшим поколениями. Разговаривайте с ребенком: пусть это будет несколько минут по дороге в школу или детский сад, на кухне во время того, как вы варите суп, или перед сном. Каждый день обсуждайте проблемы ребенка. Находите хотя бы 20 минут, чтобы сыграть с ним в его любимую игру, посмотреть новый рисунок, послушать понравившуюся песню или посмотреть вместе мультфильм.

Малышу важно, чтобы вы разделяли его интересы, хвалили его, а не только покупали модные игрушки, современные мобильные телефоны и планшеты. Прекрасная традиция – чтение с мамой перед сном. Пусть даже малыш сам давно умеет читать, покупайте периодически интересные книги с картинками и читайте вслух перед тем, как ребенок заснет. Родительский голос, интонация, энергетика останутся с малышом на часы сна, и он будет ближе к вам и во время бодрствования.

Лидирует или капризничает?

Всегда ли мама, желающая взрастить в своем ребенке лидерские качества, может отличить настоящее лидерство от обычных детских капризов и агрессии? Конечно, нет. Случается, что мама умильно вздыхает и говорит: «Да он настоящий лидер», когда сын командует ватагой малолетних ребятишек, прибирая к рукам все их игрушки и сладости. «Он просто лидер» - оправдывает на детской площадке своего агрессивного сына отец, когда тот отбирает игрушку у плачущего карапуза. На самом деле это не лидерство, а невоспитанность, детская агрессия, диктатура и капризы.



Нужно уметь отличать проявление лидерских качеств и обычную капризность

Ребенок просто хочет иметь все, что находится в зоне его досягаемости. Доля лидерства в этом есть, потому что он проявляет силу воли и подавляет желания детей, но делается это в ущерб другому человеку - мы можем назвать явление «псевдолидерством».

Лидер – это человек, который пользуется авторитетом в определенном социуме, будь то детский сад или школа. Лидер не бывает бесталанным, он умеет и знает, когда нужно проявлять свои таланты и способности. Сверстники уважают его не за диктаторские качества, а за силу воли, способности, находчивость и изобретательность. Дети-лидеры нередко манипулируют своими ведомыми товарищами, поэтому могут легко перерасти в диктаторов. Дело родителей – не дать своему сыну или дочери испортить характер. Его лидерство должно уравновешиваться в семейной и других сферах жизни, малыш должен понимать, что он не идеален и не имеет права никем манипулировать.

Как воспитать лидера в школьнике?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Чаще всего вопросом «как воспитать в своем чаде лидерство?» задаются родители школьников младших классов, когда отношения в коллективе только формируются, дети начинают жить по-взрослому, беря ответственность за свои поступки, проявляя активность, учась и обнаруживая свои сильные и слабые места. Большую роль в этом играет учитель.

Давайте крохе возможность проявлять свою активность. Хорошо, если учитель будет уделять часы обучения не только прописным буквам и математике, но и знакомству детей, рисованию на вольные темы. Дать ребенку возможность рассказать о своем таланте или попробовать его найти – вот задача педагога младших классов.

Случается, учитель даже не знает, что ребенок свободно читает книги по целым главам или лепит из пластилина уникальные фигурки, хорошо поет или умеет готовить блинчики.



Родителям и школе нужно попытаться выявить уникальный талант ребенка, направить силы на его развитие

Советы по воспитанию лидерских качеств:

  1. Учите ребенка ставить четкие цели и вырабатывать план. В этом главный помощник – мама или папа. Это поможет малышу стать целеустремленным и разовьет силу воли.
  2. Развивайте моральную сторону маленького человека. Проявляйте милосердие и доброту сами, прививайте ребенку понятие, что это есть норма жизни. Любить животных и помогать тем, кто попал в беду, заниматься благотворительностью, делиться игрушками и сладостями – нормально.
  3. Уделяйте внимание духовному. Водите ребенка в театр и на выставки, развивайте его таланты. Религиозное воспитание, хотя в настоящие годы общество значительно секуляризировано, не бывает лишним.
  4. Учите ребенка брать ответственность на себя, не лгать и не переваливать вину на других. Главная черта лидера – это сила воли и душевная сила.

Определить лидерство малыша можно и во время игры. Психологическая игра «Адаптация»:

  1. Разделите несколько человек на две команды. Играть может школьный класс, просто группа приятелей. Одна команда получит красные жетоны - это будут те, кто отдает распоряжения. Другая получит желтые жетоны – те, кто будут выполнять распоряжения.
  2. Команда с красными жетонами определяется после проведения разминки. Задание – ребенок должен представить окружающим своего соседа справа, предварительно поговорив с ним пару минут. Яркие личности и наделяются красными жетонами. Остальные получают желтые.
  3. Вокруг каждого лидера формируется микрогруппа. Задание – нарисовать дружеский шарж, идею подает лидер, рисуют обладатели желтых жетонов.
  4. Готовые шаржи должны попасть в разные группы. Задание – придумать смешную подпись под рисунком.
  5. Задание «трех Д»: «друг для друга». Микрогрупы дают друг другу задания.
  6. Заключительное задание, одно для всех групп от ведущего игры.


Психологические игры улучшают отношения в коллективе и помогают выявить лидеров

Игра на скорость «Начали!»:

  1. Первое задание. Группа детей должна организованно и быстро закричать слово «Начали!». Какая группа быстрее и слаженнее выполнит задание – та и победила. В выполнении обнаруживается наиболее активный ребенок.
  2. Второе задание. Исходное положение – дети сидят на стульях или на земле. Группа детей должна быстро встать по команде «Начали!».
  3. Третье задание «Полет на Марс». В группе нужно распределить роли капитана, штурмана, механика, пассажиров и «зайца».
  4. Четвертое задание. Экипажи прилетели на Марс. Нужно распределиться в марсианских гостиницах. Номера в гостиницах разной вместительности – от трехместных до одноместного. Тот ребенок, который окажется в процессе игры в одноместном номере, либо лидер, либо отверженный.

Мини-игры

Игра в «семейную фотографию»:

  • ребята должны расположиться таким образом, словно готовятся к семейной фотографии;
  • выбирается «фотограф» - лидер, который и будет всех рассаживать, назначать роли «дедушки», «бабушки», «мамы», «папы» и т.д.


Модели для семейного фото должны подчиняться «фотографу»-лидеру

Игра в «день рождения»:

  • Предлагается группе малышей написать на листе бумаги, кого бы каждый пригласил к себе на день рождения, причем не более 3 человек.
  • Несколько человек, которые оказываются самыми популярными из приглашенных, становятся «именинниками».
  • «Именинники» приглашают в себе в гости всех ребят. Ребята в свою очередь выбирают, к кому хотят пойти в гости.

Помогаем малышу стать лидером

Как помочь ребенку развить ранние лидерские качества:

  • во время прогулки доверьте ребенку самому нести свою игрушку, бутылку с водой или сумочку;
  • идете на детскую площадку - предложите малышу вспомнить дорогу самому;
  • если на площадке есть незнакомые дети, предложите вашему чаду самому подойти и познакомиться, не забывая о нормах вежливости;
  • разговаривайте с малышом как со взрослым, употребляйте меньше уменьшительно-ласкательных слов, называйте все четко;
  • часто спрашивайте у ребенка: «А как ты думаешь?», советуйтесь с ним;
  • не смейтесь над детскими желаниями и наивными вопросами малыша.


Родителю важно иногда советоваться с ребенком и прислушиваться к его мнению

Главное - вырастить гармоничную личность, научить ребенка уважать других и проявлять свои лучшие качества. Развивайте врожденные таланты человека, не стоит водить от природы отличного художника в музыкальную школу, а вокалиста – на уроки хореографии. Искренне доверяйте своему ребенку, любите его, соблюдайте во всем меру и разумность, помогайте стать тем, кем он хочет.