Как приучить ребенка к горшку — ошибки, которые нельзя совершать. Как не отбить у малыша желание ходить на горшок. Чрезмерное использование подгузников

Вопрос о сроках начала выработки гигиенических навыков у ребенка до сих пор остается спорным. Споры вызывают и различные методики, по которым эти навыки вырабатываются.

В условиях использования многоразовых подгузников родители стремились приучать своих детей к горшку как можно раньше, что было вызвано в большей степени желанием родителей, чем готовностью ребенка. У детей, приученных к горшку в 5 или 6 месяцев, выработанные рефлексы оказывались нестойкими, и малыши начинали снова мочиться в штанишки и пеленки. В Японии в 1985 году педиатры попытались определить возраст, в котором ребенок готов перейти от подгузников к горшку. В одной группе при уходе за детьми использовались многоразовые марлевые подгузники, в другой – одноразовые. Результаты этого исследования показали, что дети в обеих группах переставали носить подгузники в среднем в 27 месяцев, что на 6 месяцев больше, чем средний показатель 20 лет назад. Таким образом, в ходе исследования не было получено убедительных данных об удлинении времени приучения к горшку у детей, при уходе за которыми использовались одноразовые подгузники.

В ходе этого же исследования было отмечено, что дети, живущие в семьях с бабушками и/или дедушками, приучались пользоваться горшком раньше. Эти данные показывают, что не менее важную роль в приучении ребенка к горшку играет готовность (а не только желание) взрослых, а также количество времени и внимания, уделяемого ребенку.

Многие американские врачи-педиатры считают, что большинство детей обучаются гигиеническим навыкам к трехлетнему возрасту, и им не кажется необычной ситуация, когда ребенок в три с половиной или в четыре года еще не приучен к горшку. Также они отмечают, что мальчики учатся этому позднее, чем девочки. Психиатры и физиологи считают, что оптимальное время для обучения ребенка гигиеническим навыкам – 12-18 месяцев. Однако главную роль играет все-таки не возраст ребенка, а уровень его развития, его готовность к обучению.

Главное- выбрать момент

Что же влияет на готовность ребенка обучаться? Конечно же, нервная система, а точнее – головной и спинной мозг. Развитие чувствительных нейронов спинного мозга, то есть возможности чувствовать, что мочевой пузырь или прямая кишка полные, начинается у ребенка в возрасте 18-20 месяцев, а заканчивается к 4-5 годам. Таким образом, до 1,5 лет ребенок может просто не чувствовать, что ему нужно помочиться или «сходить по большому». Конечно, у некоторых детей этот процесс может происходить и раньше.

Когда же следует начинать приучать ребенка к горшку? Обычно это определяется по приобретению таких навыков:

  • ребенок умеет ходить, нагибаться;
  • может поднимать с пола небольшие предметы;
  • хорошо понимает речь взрослого; сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего он хочет.

Большую роль играют также признаки «созревания» нервной системы:

  • ребенок может оставаться сухим в течение хотя бы двух часов или просыпается сухим после дневного сна;
  • ходит «побольшому» примерно в одно и то же время;
  • испытывает неудобство в загрязненных или мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.

Иногда по поведению ребенка можно определить момент, когда настало время мочеиспускания или дефекации (малыш неожиданно замер, прекратил играть, закапризничал и т. п.).

Существуют различные методики приучения ребенка к горшку, но многие из них предлагают и общие рекомендации:

Самый главный совет – наберитесь терпения!

Откажитесь от переходного периода, когда вместо подгузников используются специальные одноразовые штанишки для прогулки. Лучше воспользуйтесь нижним бельем с прокладками в области промежности. Это не устраняет просачивание и промокание, но резко сокращает их.

Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживать рекомендуется не больше, чем на 3-5 минут. Попытка высаживать более часто может обернуться тем, что расписание вашего дня будет подчинено только этому, ведь частота мочеиспускания у детей в 1 год около 10-15 раз в сутки. Вашей задачей является только наглядно показать ребенку преимущество ощущения сухости и чистоты. Хочется предостеречь: не развлекайте ребенка, чтобы отвлечь его от «скучной» процедуры. Ведь вы приучаете ребенка не читать книжки и не смотреть мультфильмы на горшке.

С чего начать?

Если вам хочется начать как можно раньше и у вас есть достаточно времени и терпения –сделайте это. Нет никаких причин сдерживать свою творческую педагогическую энергию. Единственным препятствием в этом начинании может стать нежелание вашего малыша. А если ваше желание обоюдное – начинайте. Если ребенок еще не умеет сидеть, вы можете периодически держать его над тазиком. Часто повторяемые при этом идиоматические выражения типа «пись-пись» и «а- а» способствуют формированию и за креплению условнорефлекторного навыка. Не стоит держать ребенка над раковиной или ванной, ведь вы приучаете его не только писать… Некоторые родители пытаются «помочь» малышу, включая воду в самый «ответственный» момент. Этого делать не стоит, потому что у ребенка может возникнуть совершенно не нужный ему условный рефлекс, связывающий необходимость опорожнить мочевой пузырь и звук текущей воды.

Поскольку, наблюдая за своим ребенком, мама довольно скоро научается определять момент, когда он готов сходить «по- большому», скорее всего, какое-то моральное удовлетворение от своих действий вы получите.

Однако не стоит обольщаться относительно устойчивости навыка грудного ребенка не пачкать штанишки. Независимо от того, начали вы приучать ребенка к гигиеническим навыкам в 3 месяца или в 1 год 3 месяца, окончательно это перестанет быть вашей головной болью через много месяцев, а то и через несколько лет.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается, относитесь спокойно к неудачам. Но если у ребенка получилось, даже случайно, не забудьте ласково похвалить его, отметить, какой он стал взрослый, самостоятельный.

Для некоторых детей более понятным является личный пример. Конечно, «модель» должна соответствовать полу ребенка. Но не все родители (особенно папы) готовы продемонстрировать свое умение. У многих детей в возрасте 1,5-2 лет появляется сильное стремление к самостоятельности, желание делать все «как взрослые». Такие дети легче обучаются, если ходят во взрослый туалет. В таком случае лучше не настаивать на горшке, а приобрести детское сидение и скамеечку, чтобы ребенок мог сам забираться на унитаз. Конечно, для родителей это связано с некоторыми хлопотами. Но зато какое удовольствие испытывает ребенок от приобщения к миру взрослых! А разве вы не испытываете гордость за своего малыша? Некоторые американские специалисты рекомендуют сажать физически сильных детей на взрослый унитаз задом наперед, то есть лицом к смывному бачку, чтобы ребенок мог за него держаться.

Чего никогда не стоит делать

  • Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок или унитаз против его желания. Это принесет только вред, вызывая негативное отношение как к самому горшку, так и к процессам мочеиспускания и дефекации. Ребенок может начать сдерживаться, а это чревато серьезными расстройствами здоровья. Если малыш упорно сопротивляется всем вашим усилиям, скорее всего, он еще не готов к пользованию горшком или туалетом. Отложите этот процесс на более поздний срок.
  • Не ругайте ребенка, если после серии удачных попыток он вновь стал мочиться в штанишки или в постель. Такое вполне может случиться, отнеситесь к этому спокойно сами и успокойте ребенка. В другой раз обязательно получится!

Учиться никогда не поздно

По мнению большинства специалистов, как отечественных, так и зарубежных, и по признанию многих родителей, главная и основная ошибка в приучении ребенка к горшку – это начать слишком рано. Как долго ребенок приучается к горшку? Эти сроки индивидуальны. Одним детям процесс обучения дается довольно легко, у других он может затянуться на несколько месяцев. Многое зависит от степени готовности ребенка, адекватности применяемой методики и терпения родителей.

Один американский педиатр сказал: «Даже если родители не будут делать ровным счетом ничего, ребенок рано или поздно научится пользоваться туалетом». Тем не менее, терпения вам, уважаемые родители, терпения и успехов!

У родителей часто возникает вопрос: когда и как приучить малыша к горшку. Вроде бы и горшок красивый купили и ребенку нравится, но использовать по назначению ребенок не хочет. Как быть? Попробуем вам помочь.

Уже в девять месяцев можно и нужно приучать ребенка к горшку

Когда малышу исполнятся девять месяцев, его уже можно (и пожалуй, нужно) приучать к пользованию горшком. Разумеется, к этому времени ребенок должен в совершенстве овладеть навыком сидения. Психическое развитие девятимесячного малыша уже достаточно для того, чтобы он понимал, чего именно и для чего от него добиваются.

Ребенок быстрее научится ходить на горшок и быстрее сможет проситься на горшок, если сие действие будет иметь понятное ему и доступное его произношению звуковое обозначение. В понятном ребенке «языке» уже есть такие простые обозначения, как «ам-ам» (кушать), «бай-бай» (спать), а теперь этот «язык» еще должен обогатиться классическим «а-а!». Регулярно высаживая малыша на горшок, мама должна неустанно повторять «а-а!», и малыш однажды поймет, что горшок - это и есть то самое «а-а!», и то, что делается в горшок, - тоже есть «а-а!», он поймет затем, что, если возникает необходимость в общении с горшком, нужно только произнести это многообъемлющее «а-а!». Мама же, увидев, что общение ребенка с горшком оказалось успешным, должна этому «а-а!» порадоваться; одобряющая реакция мамы - для ребенка немалый стимул. Так, постепенно под звуки «а-а!» ребенок учится ходить на горшок...

Мы должны, однако, особо отметить: маме не следует ожидать, что ребенок ее после первого удачного опыта сходить в горшок освоит этот навык - сразу и бесповоротно. Нет. Малыш не раз еще наделает в штанишки (и после года, и даже после двух лет - увлекшись игрой и не обратив внимания на позывы), прежде чем «наука» закрепится у него в сознании, и мама не однажды еще разочарованно покачает головой, услышав исходящий от ползающего малыша запах известного досадного происшествия... Понадобится некоторое время для того, чтобы обре-тенный навык закрепился; мама скоро заметит тенденцию - «аварии» с ее малышом будут происходить все реже.

Набравшись терпения, мама должна работать над совершенствованием важного навыка ребенка. За этим делом она не должна забывать о некоторых простых, но важных правилах.

Это правила следующие:

♦ ребенок не должен сидеть на горшке слишком долго; рекомендуется - не больше восьми минут;

♦ в том случае, если малыш просидел на горшке и семь, и восемь минут, и ни к какому эффекту это не привело, «общение» с горшком следует закончить; но несколько позже - предложить ребенку горшок снова;

♦ ребенок, которого мама посадила на горшок, должен быть сосредоточен только на том важном деле, ради которого «общение» с горшком и затеяно; малыш никоим образом не должен отвлекаться от важного дела; иные мамы, посадив ребенка на горшок, дают ребенку в руки какую-нибудь игрушку; эти мамы поступают неправильно;

♦ ребенок быстрее приучится к «хождению» на горшок, если горшок не будет вызывать у него неприязни; так, края горшка не должны быть мокрыми и холодными, и горшок не должен быть источником дурного запаха; маме совет: всякий раз готовить горшок - ополаскивать его горячей водой, после чего вытирать насухо; если от горшка - даже вымытого - исходит неприятный запах (совсем старый, видавший виды горшок), то горшок этот лучше выбросить и купить новый.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Все молодые мамы ждут не дождутся, когда можно будет убрать далеко на полку надоевшие памперсы и с радостью заявить подругам, что вы «оседлали», наконец, долгожданный горшок. Но действительность такова, что порой требуется больше времени, чтобы начать делать все по-взрослому. Как приучить ребенка к горшку, чтобы этот процесс был приятным и необременительным? Когда начинать учить и какие способы в освоении нового большого дела наиболее эффективны?

Для мамы приучение ребенка к горшку - настоящее облегчение, поскольку это огромный шаг к самостоятельности малыша

Когда делать первые попытки?

Считается, что возраст 8 и 9 месяцев – идеальное время для привыкания к горшку. На деле здесь речь идет скорее о знакомстве с новым предметом, а удачные попытки происходят на уровне рефлексов. В возрасте от 6 месяцев до 1 года малыш активно изучает свое тело и его возможности. Понимание, зачем нужны половые органы, приходит быстрее, если ребенок находится без памперса - начинать освоение взрослого дела станет проще, если на это время полностью отказаться от подгузников.

Данный возраст хорошо походит для первого знакомства с горшком. Предложите малышу посидеть на горшке, но не заставляйте, если ребенок отказывается. Негативные эмоции спровоцируют дальнейший отказ от полезного предмета на долгое время. Крепкая дружба с горшком в возрасте до года возможна лишь при терпеливом отношении мамы. Говорить об осознанности или самостоятельном пользовании туалетом в этом возрасте не приходится. Малыш научится ходить на горшочек сам не раньше полутора лет.

Если ребенок не против, высаживать его следует после сна, еды и перед сном, учитывая лишь рефлексивный характер действий. Научить грудничка до 12 месяцев какать в нужное место – задача непростая, мама должна запастись терпением.

Оптимальное время для обучения навыку хождения на горшок

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Более успешные попытки ждут тех мам, которые будут начинать приучать своих деток ходить на горшок в возрасте 18-24 месяцев. Такой временной разброс связан с особенностями развития каждого ребенка в психологическом и в физическом плане, поэтому нельзя сказать однозначно, сколько времени потребуется вашему ребенку для освоения горшка. Каждая мама сама в состоянии определить готовность ребенка к формированию полезного навыка. Мы подробно расскажем, как приучить ребенка к горшку в 2 года (рекомендуем прочитать: ).

Время для обучения пришло, если для ребенка характерны:

  • устойчивая ходьба, способность нагнуться и сесть на корточки;
  • возможность взять мелкие предметы с пола;
  • хорошее понимание речи, просьб и объяснений;
  • способность словесно выразить свои потребности;
  • неприятные ощущения от мокрой одежды и желание сменить сырые трусики;
  • способность оставаться сухим от двух часов в период бодрствования и после тихого часа;
  • посещение туалета в одно и то же время.

Для ребенка 2 лет становится все более очевидной связь между переполненным кишечником или мочевым пузырем и желанием сходить в туалет. Часто у детей заметны внешние признаки того, что они хотят какать или писать (рекомендуем прочитать: ). Задача мамы – ненавязчиво предлагать ребенку сделать свои дела на уютный горшочек, причем делать это спокойно и обстоятельно.

Засиживаться больше 5 минут на горшке не стоит, лучше сделать новую попытку чуть позже. Процесс приучения к горшку пойдет быстрее, если ввести правило высаживать ребенка после сна, приема пищи, активных игр, перед гулянием и после прогулки. Самое главное - доказать ребенку, что ходить на горшок удобнее, ведь сухие и чистые трусики намного приятнее грязных и мокрых.


Умение ходить, а также нагибаться за предметами и присаживаться на корточки - очень важны для приучения к горшку. Вот откуда возникают возрастные рекомендации - ведь «ползунку» умение дастся сложнее

Ускоряем процесс обучения

Еще раз подчеркнем, что привыкание к горшку у детей, носящих подгузники, будет значительно сложнее. Связь между желанием сходить в туалет и полным мочевым пузырем для них не очевидна. Со временем терпеливая мама решит и эту проблему, но все же подгузники придется убрать.

Предлагаем практические советы, которые ускорят процесс привыкания к горшку и гарантируют отличный результат:

  1. Подгузники кладем далеко на полку – так у ребенка не возникнет дополнительных трудностей с его сниманием при желании быстро сесть на горшок. Гарантировать отсутствие луж никто не берется, но это важный шаг к верной цели.
  2. Наблюдение за ребенком в течение дня позволит заметить первые признаки его желания сходить в туалет. Это может быть кряхтение или другие внешние проявления. Когда это произойдет, надо напомнить ему сделать все в горшочек. При удачных попытках не забудьте от души похвалить малыша, а при неудачах не стоит его ругать.
  3. Ребенок должен знать, что его чистенький горшок всегда стоит в доступном месте.
  4. Если все же малыш описался, объясните, что горшок помог бы избежать такой неприятности. Выразите сожаление о том, что ему сыро и неудобно, но ни в коем случае не ругайте.
  5. Возьмите за правило высаживать ребенка на горшочек после сна, еды, прогулки и перед сном. Если вы с ребенком находитесь в непривычной обстановке, не стоит рассчитывать, что малыш сможет сходить в туалет. Возможно, у него просто не получится расслабиться.

Терпенье и труд – все перетрут

Терпеливые и внимательные мамы деток 3 лет заметят положительные сдвиги в освоении новых навыков уже через одну-две недели, в то время как годовалый малыш осилит этот процесс за один или даже два месяца. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте его соответствия стандартам. Возможно, ваше чадо освоит горшок за несколько дней, а может быть, ему потребуется для этого навыка целый месяц.

Чрезмерно настойчивые попытки усадить малыша на горшок могут спровоцировать у него полное неприятие к данному предмету. В таком случае рекомендуется отказаться от высаживания на некоторое время, а затем вновь начать привыкание.

Пока вы будете выжидать подходящего момента, рассказывайте ребенку о пользе и необходимости существования горшка. Покупка нового яркого горшочка, возможно, вызовет интерес малыша и поможет начать все сначала.

Довольный малыш – методика освоения горшка за 7 дней

Новая методика Джины Форд, испробованная на практике многими мамочкам, гарантирует отличный результат всего за неделю. Для успешности методики малышу должно быть больше полутора лет, и он хорошо слушается маму, способен выполнять несложные действия.

1 день – смелым движением руки откладываем подгузник в сторону , он вам больше не нужен, о чем и следует сообщить малышу. Подросшего ребенка сажают утром на горшок какать не меньше чем на 10 минут, стараясь его чем-то увлечь. Рассказывайте в это время о пользе и необходимости такого навыка. При неудачной попытке повторите высаживание через 15 минут, а это время займитесь совместным изучением взрослого туалета, объясняя для чего он нужен. При намоченных трусиках не падайте духом – немного терпения и у вас все получится.

2 день – внимательно следите за малышом и при малейших признаках желания сходить в туалет, предлагайте горшок – этот день посвящен закреплению вчерашних успехов. Старайтесь не допускать появления луж даже при увлеченной игре малыша.

3 день – отказываемся от подгузников даже во время прогулки , так вы не собьете малыша с толку. Перед прогулкой желательно удачно сходить в туалет, и с собой на улицу рекомендуется взять горшок, чтобы воспользоваться им при необходимости. Не волнуйтесь, горшок на улице – явление временное.

4-7 день – высаживайте регулярно ребенка на горшок , ведь наверняка вы уже заметили периодичность его позывов к мочеиспусканию. Возможно, сам малыш не будет вспоминать о горшке два часа, тогда ваша задача напомнить ему об этом. В случаях, когда кроха сам просится на горшочек, хвалите его и искренне радуйтесь, ведь ваша положительная реакция – прекрасный стимул для ребенка.

По системе Джины Форд «Довольный малыш» можно освоить горшок за неделю, но даже при неудачах и промашках не ругайте своего карапуза, а постарайтесь чаще напоминать об удобстве использования горшка. Это обязательно сработает.

Различные методики освоения горшка

Есть и другие, традиционные и необычные методики, рассказывающие, как научить ребенка проситься на горшок, но все они похожи на приведенную выше, поэтому мы не будем их рассматривать отдельно. Самое главное в методике – отложить все дела и полностью сконцентрироваться на тренировке нового навыка.

  1. Для того, чтобы научить ребенка полезному процессу, подберите ему удобную и просторную одежду, которую можно легко снять при необходимости.
  2. Когда малыш сядет по ошибке на горшок в трусиках, не стоит его ругать, просто он еще не вполне запомнил порядок действий (см. также: ).

Выбираем горшок для малыша

Рынок детских горшков богат и разнообразен, вы сможете выбрать самый подходящий и удобный вариант. Для удачной покупки следуйте следующим рекомендациям:

  • Выбирайте пластиковый горшок – среди них много ярких, удобных и теплых вариантов. Холодная поверхность горшочка доставит малышу дискомфорт и помешает успешному освоению нового дела.
  • Изделие должно быть устойчивым, чтобы ребенку было удобно садиться, а ненадежная конструкция может спровоцировать падение, чем вызовет отрицательное отношение ко всему процессу в целом.
  • При выборе музыкальных вариантов горшков, учитывайте, что скорее они интересуют ребенка только как новая игрушка.
  • Ребенку должно быть удобно на горшке. Наличие спинки сыграет немаловажную роль при освоении предмета гигиены. Заботливый выбор мамы будет оценен малышом по достоинству, и он постарается радовать ее удачными попытками.

При покупке отметьте, что форма горшков для мальчиков и девочек отличается. Девичья форма – круглая, мальчишеская – овальная.


Горшки для мальчиков и девочек отличаются по форме, поэтому универсального варианта нет
  • Приучать ребенка осваивать горшок рекомендуется летом: минимум одежды и возможность походить голышом.
  • Готовность ребенка должна совпадать с готовностью родителей.
  • Нелишним будет наличие хорошего самочувствия и отличного настроения у каждого члена семьи.
  • При удачных попытках – дружное восторженное одобрение, при неудачах – не показывать огорчение и недовольство.
  • Обращайте внимание малыша не только на сам процесс мочеиспускания, но и на необходимость последовательного совершения некоторых действий: снять трусики, сходить на горшок, вылить полный горшочек в туалет и вернуть его на прежнее место.
  • Взять за правило высаживать малыша на горшок после сна, приема пищи, перед сном и после прогулки.
  • В начале обучения возможно использование памперсов на прогулке и во время ночного сна, а при наличии утром сухого подгузника, обратить на это его внимание и от души похвалить.

Комаровский особое внимание уделяет тому, что правильнее будет приучить ребенка ходить на горшок в более осознанном возрасте. Оптимальным он находит возраст полтора или два года, а самое лучшее время - лето. В видеопрограмме по данной теме вы найдете ответы на многие волнующие вопросы.

Теперь вы знаете, как приучить ребенка к горшку, а также познакомились с наиболее действенными принципами по одолению этой науки. Вы сможете освоить эти методы на практике и научить ходить малыша на горшочек за неделю.