Как практикуется адаптация детей в саду. "адаптация детей к детскому саду ясельная группа". Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления . Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает , нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Консультация для родителей ДОУ по теме: "Адаптация в ДОУ".

Автор : Жукова Александра Павловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №269»,г. Барнаул.
Описание работы: Предлагаю вам ознакомиться с консультацией для родителей воспитанников первой младшей группы (1.5-3 года). Консультация будет полезна родителям и воспитателям первой младшей группы. Работа включает в себя советы родителям по подготовке к первому посещению ДОУ, по успешной адаптации ребенка в детском саду. В консультацию включен список необходимых вещей в первую младшую группу.
Первый раз в детский сад.
«Каждый день как на работу мы приходим в детский сад, а когда домой нам надо-не хотим идти назад. Ах, как хорошо в садике живется…!» - это слова хорошей детской песенки. Как же хочется, чтоб и в жизни малыши бежали в детский сад с удовольствием. Что для этого нужно? Во-первых, запастись терпением, во-вторых, набраться мудрости и в-третьих, очень любить свое чадо.
Чтобы адаптировать ребенка с наименьшим для него и вас стрессом, следует соблюсти несколько правил:
1)На семейном совете решите, кто будет заниматься адаптацией (приводить и забирать ребенка). Возьмите отпуск на работе или привлеките родственников, которые могут помочь.
2)Подготовьте ребенка к посещению ДОУ. Как это сделать? Поговорить с ребенком (а лучше ежедневно рассказывать сыну или дочери о том, что же такое детский сад, что его там ждет и тп).
3)В первый день вы и малыш приходите познакомиться с группой, воспитателем (необходимо записать номер телефона педагога и оставить ему ваш номер). Вы с ребенком осматриваете помещения, где он будет находиться с утра и до вечера. По договору с ДОУ вы имеете полное право три дня находиться с ребенком в группе некоторое время, чтоб его адаптация прошла успешнее. Желательно оставить ребенка на час-полтора (если малыш не плачет и не боится). Вы можете терпеливо ждать на улице. Если ребенку станет тоскливо - воспитатель свяжется с вами, и вы заберете малыша.
На заметку! Если в первый день ваш ребенок не плачет, играет, с интересом осматривает помещение, это не значит, что он адаптировался и готов остаться в саду на весь день. Первый день-не показатель для процесса адаптации.

4)Когда вы заберете ребенка, обсудите с ним происходящее. Напомните ему имя педагога. Спросите, что он видел в группе и чем занимался.
На заметку! Каждый день говорите ребенку, что обязательно заберете его из детского сада. Для чего? До трех лет у детей не сформирована привязанность к взрослому. Каждый раз, когда вы уходите, малыш думает, что вы ушли навсегда.
5)Каждый ребенок уникален. Следовательно, каждый малыш адаптируется по-своему. Один ребенок с радостью остается до вечера уже через неделю, а другому требуется больше месяца для этого.
На заметку! Процесс адаптации к саду включает в себя аспекты:
1) Поведение в детском саду, настроение в саду.
2) Поведение и настроение дома.

Если ребенок вдруг начал вести себя плохо дома, стал плаксивым, боязливым, а в саду малыш ведет и чувствует себя прекрасно - это процесс адаптации к детскому саду (возможно и наоборот: безупречное поведение дома и истерики в саду). Дома ребенок может вести себя абсолютно по-разному: от отказа от еды и до бессонницы. Так ребенок пытается справиться с «навалившимся» на него стрессом.
6) В среднем, ребенок адаптируется к саду за один месяц. Этот срок может варьироваться. Помните, что каждый длительный перерыв (отпуск, больничный и тп.) в посещении детского сада возобновит адаптацию.
7) Будьте на стороне ребенка, думайте о нем, о его переживаниях. Не стремитесь сразу оставить его подольше, считая, что так он «быстрее привыкнет» или лучше адаптируется. Наоборот, малыш сильно испугается вашего отсутствия и, таким образом, его психике будет нанесена травма.
8) Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в саду (прибавляя один-три часа ежедневно).
9) Ребенок не раз заболеет во время привыкания к новой обстановке. Это абсолютно нормально, ведь в группе много детей и каждый из них может быть потенциальным носителем вируса. Постепенно иммунитет малыша укрепится, и он не будет так восприимчив к инфекциям. При первых симптомах болезни следует посетить врача! Один ребенок может начать целую эпидемию в группе, будьте внимательны к здоровью детей!
Что необходимо принести в детский сад:
1) Сменное белье (на первое время лучше иметь в кабинке 5-8 шт.);
2) Сменная обувь (сандалии);
3) Сменная одежда (3-4 комплекта);
4) Носовые платочки (можно сухие платочки);
5) Влажные салфетки (большая упаковка);
6) Целлофановые мешочки (одна упаковка) для грязного нижнего белья и одежды;
7) Пижама или майка для сна;
Любите своего ребенка, интересуйтесь его жизнью в детском саду и подбадривайте за маленькие победы. В таком случае, процесс адаптации пройдет гладко.

    Ваш малыш подрастает... Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

    1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли...»)
    Я всегда - «против» яслей (Ясли - группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития - первая ступень социализации малыша.

    2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
    Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

    3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
    - дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
    - эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
    - на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, - создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
    - трудно проснуться утром, утренняя вялость
    - осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

    4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
    Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

    5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
    Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации - это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

    6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
    Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

    7. «Об исчезнувшей маме»
    Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

    Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

    8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
    Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

    Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

  1. Комментарии
  2. Нажмите, чтобы раскрыть...

    Начну с того, что я изначально была противницей посещения ребёнком детского сада.
    Считала, что там не уследят, не будут нормально заниматься, а вдруг упадёт, заболеет, вспотеет, не помоет руки перед едой и т. д. - много страхов.
    Но характер моей дочки заставил меня пересмотреть эту свою позицию и справиться со своими страхами - некоторые я отпустила, с некоторыми примирилась.
    У меня гиперобщительный ребёнок, и по мере её взросления я стала замечать, что ей не хватает общения с детьми на прогулках. Она не хотела заходить домой, плакала, просила "ещё чуть-чуть поиграть". А "ещё чуть-чуть" - это значит целый день. И так получилось, что она стала общаться и играть с девочками, которые старше неё (ей было 4, а им 7-8). Разумеется, в таком возрасте эта разница огромна! Т. е. В силу возраста они намного хитрее, ловче, сильнее, развитее, в играх играли доминирующие роли, специально подчеркивая свое превосходство. Со временем стала замечать, что они начали манипулировать моей дочкой. Я не была удивлена. Ведь это дети. Они проходят свою стадию развития, а моя дочь - свою. Нам нужны были ровесники. Но, во-первых, их в окружении было мало. Во-вторых, время их прогулки, в отличие от более взрослых детей, зависело от времени их родителей и часто не совпадало с нашим.
    Это меня заставило всерьез задуматься о детском саде.
    Прочитав много литературы по этому поводу, взвесив все "за" и "против", морально подготовив себя к предстоящим изменениям, возможным простудным заболеваниям, которые естественны в детском коллективе, я решилась.
    Конечно, и здесь появились кое-какие проблемы - в выборе детского сада, и особенно воспитательницы.
    Есть также немаловажный нюанс в режиме дня моей дочери (об этом пишу ниже).
    Лично для меня это решение было нелёгким...
    Но нам очень повезло! Потом очередь, документы - все необходимые формальности, и, наконец, 1 июля этого года в возрасте почти 5, 5 лет мы отправились в детский сад (поздно, конечно. Но я рада, что успела одуматься).
    Прочитав вашу статью, я поняла, что мы попали в очень "благоприятное" время для начала адаптации. Как вы пишете, что

    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности».

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дочка очень ждала этого дня, заранее готовилась, визжала от радости.
    С утра соскочила пораньше и заявила, чтобы мы её вечером не забирали и что она останется там ночевать. "Разрешила" забрать только через 2 дня
    Когда пришли, мы попали на утреннюю прогулку. Она сразу побежала знакомиться с детишками, начала активно играть.
    Воспитательница, увидев ее взаимодействие с детьми (мы с ней предварительно познакомились) сказала, чтобы мы забрали ее в 15. 00.
    Наверно, тот день был больше стрессовым для меня. Я прям места себе не находила, а в 14. 30 побежала в садик.
    Воспитательница сказала, что все замечательно, что доча прекрасно себя вела, что она очень коммуникабельна и находит общий язык со всеми. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...
    На следующий день - то же самое.
    Через несколько дней дочь не захотела идти в сад только из-за сна.
    Я знала, что будут с этим проблемы. Но не из-за того, что дочь привыкла засыпать исключительно дома или со мной. Проблема была в другом - она давно отказалась от дневного сна.
    Я поэтому так стремилась к этой воспитательнице - я слышала от родителей, что некоторые дети (которые готовятся к школе) днем не спят или спят совсем мало, а в это время занимаются письмом, рисованием, лепкой и т. д. (естественно, за доп. Плату).
    Не знаю, насколько это полезно или вредно для здоровья других детей, но нас с дочей такой вариант вполне устраивал. Дневной сон для нее - это стресс. И не только для неё, даже моя младшая не спит днём.
    Уточню, что с медицинской точки зрения у нас все в порядке. С кем мы только не консультировались по этому поводу, но потом я сделала вывод, что это скорее генетические особенности. У нас это "семейное" - мало спать. И муж, и я мало спим, в детском саду я тоже НИ РАЗУ не спала днём (я прекрасно помню, как я мучилась, когда меня заставляли лежать в кровати в тихий час). Но, в отличие от дочи, я не бунтовала
    Итак, я поговорила с воспитательницей о занятиях вместо сна. Она предложила попробовать получасовой отдых после обеда, а потом занятия, мотивируя это тем, что ребенок хотя бы немного должен отдохнуть, потому что потом не отдохнувшие дети засыпают прям на занятиях.
    Но дочу это тоже не устроило - она не хотела спать ни полчаса, ни 20 мин, ни 5 мин - она ВООБЩЕ не хотела лежать.
    И снова отказ идти в сад.
    Я опять поговорила с воспитательницей, уговорив ее, чтобы она вообще не укладывала мою дочь, сказав, что именно для нас это нормально. Этот режим у нее уже с 3-х лет. Воспитательница согласилась попробовать, но предупредила, что по 30-летнему опыту знает, что дети из-за отсутствия сна засыпают прям на занятиях, и вообще дети должны днём хотя бы немного отдыхать.
    Я согласна с этим утверждением, но ведь бывают исключения... Моя дочь не может и не хочет спать.
    Через несколько дней "пробных экспериментов" воспитательница с удивлением отметила, что на занятиях моя дочь сидит бодрячком, в то время как даже отдохнувшие полчаса дети клюют носами.
    А меня это абсолютно не удивило, ведь каждая мама знает особенности своего ребёнка
    Таким образом мы с удовольствием начали ходить в детский сад.
    Я уже было подумала, что наша "адаптация", которой в принципе и не было, на этом и закончилась, даже не начавшись))
    Но не тут-то было...
    3 недели прошли на "ура" - доча с удовольствием просыпалась и бежала в детский сад.
    А потом... В один прекрасный день она заплакала и заявила, что не хочет идти.
    Я была в недоумении: "Как это моя общительная и жизнерадостная дочь, которая очень любит общество детей, любит играть с ними и которая сама так стремилась в садик, сейчас со слезами на глазах говорит, что не хочет идти...? "
    Первое предположение - какой-то конфликт, возможно, кто-то обидел. На мои расспросы дочь молчала как партизан, воспитательница сказала, что все нормально и не было конфликтов. Даже похвалила ее за умение находить общий язык со всеми.
    У дочи я расспрашивала по-разному - и невзначай, и в игровой форме. Если бы что-то было не так в общении, я бы поняла.
    Но дело было в другом...
    И я сделала вывод, что те 3 недели у нас были некой эйфорией - она попала в общество детей, о котором мечтала.
    И вот эйфория прошла и началась адаптация.
    Эта адаптация проявлялась ежедневными вечерними просьбами не отводить ее утром в сад, а утром - показательно выпущенной парой слезинок на прощанье
    А потом она моментально забывалась и сразу бежала играть, и, когда ее забирали, у нее было прекрасное настроение.
    Эти "вечерние просьбы" и "утренние слезинки" продолжались 2-3 недели без видимых причин и потом плавно трансформировались в следующий ритуал: Перед уходом она прощается и говорит: "Мама, сегодня меня забери очень-очень-очень рано".
    Но это просто слова. Один раз по стечению обстоятельств я ее забрала "очень-очень" рано, так она очень возмущалась, что не попала на полдник
    Ну на этом, наверно, наша адаптация и закончилась
    Или мне ждать новый этап?))

  3. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Мои двое детей (разница в 3, 5 года), никогда не спали в детском саду. В возрасте около трех, обходились без дневного сна и дома. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи. Тоже такая особенность. В дет. Саду об этом договаривались при поступлении. Благо никаких препятствий со стороны воспитателей не обнаружилось) Никто с ними индивидуально не занимался, объясняли, что в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других. Дети рисовали, читали книжки в игровой комнате. За возможность не спать видимо просыпалось особое послушание, никаких прецендентов с шумным поведением ни разу не было.
    В сад оба шли с адаптацией, до сих пор с грустью вспоминаю как водила заплаканного сына. Долго не мог привыкнуть, адаптация длилась долго, месяца 3-4. Думаю, все дети через это проходят (разного рода сопротивления), и все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном. Время пребывания, реакции ребенка и т. д. Ориентироваться на чувства малыша. Сейчас есть некоторое сожаление, что по своим прошлым убеждениям, отталкивалась от того, что у меня СЫН и не стоит потакать его слабостям. Якобы пусть преодолевает и растет мужчиной...

  4. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это точно! Редкие случаи "укачало-разморило" непременно приведут к позднему засыпанию!

    в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    У моей с тишиной не получится
    Хотя в последнее время меняется - взрослеет, наверно))

    все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Да, согласна! Надо чувствовать ребенка!

  5. Или мне ждать новый этап?))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дальше будут ситуативные моменты. Или связанные со здоровье-нездоровье, бодрость-переутомленность.
    Мама лучше всего знает своего ребенка, и даже по внешнему виду может определить - всё ли у него в порядке. Отсюда и вариации режима, введение выходных и т. д.
    Важно - ориентироваться на состояние ребенка + соблюдение режима нагрузок и отдыха.
    Вечерняя сверхподвижность - не повод придумывать ребенку дополнительные занятия, якобы "у него столько энергии, надо бы чем-то еще занять". Это бывает ошибочно. Так проявляется детское переутомление в форме повышенной активности, "заведённости" с эмоциональной неустойчивостью.

  6. Здравствуйте, статья понравилась и одновременно расстроила. Вернее расстроил первый пункт. Это понятно, что чем дольше ребенок с мамой, тем лучше. Но ведь у большинства мам нет возможности сидеть в декрете даже 3года, не говоря о 4-5. Сроки декрета в некотороых странах всего пару месяцев, а если несколько лет, то выплаты очень маленькие. И мамы отдают детей не потому что им так хочется, а потому что надо. Я думаю что всем понятно что ребенку никакие деньги не заменят мамину заботу, но ведь ребенка необходимо кормить, одевать, покупать игрушки и книги.
    Наверное меня особенно задел этот пункт потому что буду вынужденна отдать свою доченьку в два годика в сад. Это будет весна. Пока нам 8 месяцев, но я уже задумываюсь, как подготовить ее к такому событию. Возможно, вы могли бы дать какие-то советы, как помочь адаптироваться малышу, если его рано отдают в десад.

    Nastasja86, подготовить - создание условий для эмоциональной устойчивости.
    Это зависит от эмоционального состояния самой мамы. Думайте о себе и своем счастье)
    Больше проводите время с ребенком в общении, эмоциональном контакте: слушая музыку, рассматривая что-то, читая, играя. Не форсируйте раннее развитие.
    И важно - выбор воспитателя.

    Добрый день! Очень хорошая статья, со всем согласна. Моя старшая дочь ходит в детский сад с 2 лет. Это был частный сад, она проходила полгода, потом я ее забрала и через полгода мы пошли в муниципальный, полгода она ходила на полдня, потом осталась на целый день, по утрам она плакала, сейчас она плачет, когда сменный воспитатель, за 2 года она к ней не привыкла... Не только моя дочь, многие дети Ее не очень любят. Что делать в этой ситуации?

    Vera3009, важно понять причину слез ребенка. Что происходит в группе? Попробуйте пообщаться со специалистами сада (психолог, старший воспитатель), с которыми у вас есть контакт, готовые вам помочь прояснить ситуацию. Важно это делать не с позиции обвинения, а от имени своего волнения и желания помочь дочке.
    Но часто бывает, что трудности ребенка обусловлены не садом.
    Любопытно, что говорит ребенок о воспитателях ежедневно, что ее порадовало, что огорчило, что рассердило.
    Поиграйте с дочкой в детский сад, можно через мягкие игрушки. Предложите ей побыть в игре разными воспитателями. Возможно это будет информативно для вас.

    Дочка хорошо идёт на контакт, почти каждый день играет в детский сад, проигрывает сцены занятий, разговаривает громковато, почти кричит, подражая воспитателям. Насчёт этой воспитательницы она говорит, что боится Ее, потому что воспитательница на всех кричит.

Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!