Как отвечать на вопросы детей. Как отвечать на детские вопросы

Многолетние исследования различных специалистов сходятся на очевидной по сути вещи, правда вот, часто об этой очевидности далеко не все задумываются. Все хотят, чтобы их дети были смышлеными, и готовы водить на несколько кружков, развивающих мозговую деятельность. Все радуются успехам детей. Но, как и следовало ожидать, успех ребенка зависит в первую очередь от того, как его воспринимают дома, в семье. И именно родители и старшие в семье (бабушки, дедушки, сестры, братья) оказывают непосредственное влияние на него. Например, чтобы не «перехвалить» и не расслабить успешного малыша, и хвалить ребенка нужно правильно. Об этом мы рассказывали в этой статье . Но и это не всё. Оказывается, и то, как вы отвечаете на вопросы своего чада, влияет на то, как развивается его мышление.

Как правильно отвечать на вопросы ребенку?

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Как же отвечать на детские вопросы, чтобы и не соврать ему, когда не знаешь ответа, и не отмахнуться и при этом стимулировать познавательный интерес ребенка?

Детские вопросы нельзя игнорировать

Никогда не игнорируйте вопрос ребенка, даже, если у вас совсем нет времени или вопрос вам кажется глупым или неважным. Очень часто мы считаем глупыми те вопросы, на которые не знаем, как ответить. Взрослому все кажется простым и очевидным, а ребенок только начинает познавать мир, и ему многие вещи и понятия кажутся очень странными и непонятными, а вы для него - самый главный и авторитетный источник.

Давайте возьмем для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим, как можно ответить на него. Подобным образом можно ответить на любое детское «почему».

Ответ-пустышка

Ну потому что не падает и все.

Потому что Ты еще маленький и не поймешь.

Иди спроси у бабушки.

Подрастешь - поймешь

и т.п. Согласитесь, это не ответы, а отмазки. Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.

Ответ-провокация

А почему ты считаешь, что оно должно упасть?

А почему Земля не падает на Солнце?

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство, и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (быстренько погуглить или заглянуть в детскую энциклопедию).

Ответ со ссылкой на мироздание

Так устроен мир.

Законы физики не дают ему упасть.

Так захотел Бог.

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что по сути вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…

Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов для что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем.

потому что оно лучиками держится за небо.

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся.

А некоторые люди уверены, что…

Я вот думаю, что…

А в Интернете написано, что…

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребенка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим странным, абсурдным или неоднозначным вопросам - растите своего ребенка мыслящей личностью и достойным собеседником.

Часто можно услышать выражение: «Сначала родители учат детей говорить и ходить, а потом сидеть и молчать». Это немного перефразированное выражение принадлежит Марселю Паньолю. Почему так? Дети очень любознательные от природы, они стремятся собрать как можно больше знаний о мире. Родители же выступают для детей первым и самым главным источником этих знаний. Однако шквал самых разнообразных детских вопросов может поставить в тупик даже самого искушенного родителя. Какое значение имеют детские вопросы? Нужно ли отвечать на все детские вопросы? И как на них отвечать, если не знаешь ответа? Сегодня в рубрике «Я.Ты.Мы» постараемся разобраться в данной теме.

Познавательный интерес ребенка это основа и движущая сила его развития. Первые годы жизни ребенок познает мир, ощупывая и облизывая все доступные предметы его окружения. По мере взросления он овладевает новым инструментом познания - речью. Речь - это мощное орудие, которое позволяет исследовать мир на совершенно новом уровне, на уровне смыслов. В процессе формулирования вопросов и обдумывания ответов на них, происходит развитие мыслительных способностей ребенка. Качество вопросов, которые задает ребенок, отражает уровень его развития. Побуждая ребенка спрашивать, взрослый стимулирует познавательный интерес и создает интеллектуально развивающую среду.

Прежде, чем отвечать на детский вопрос взрослому необходимо понять, что же лежит в его основе. Как было сказано ранее, детский вопрос - это ключ к познанию, а поскольку мир очень противоречив и информация из него поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да я понял все правильно, и этот кусочек мира я уже знаю. Помимо познания есть и другие причины многочисленных детских вопросов. Так ритуал «спрошу у мамы» -- это способ или просьба подтвердить, что малыш значим и любим, к его потребностям и словам прислушиваются, с ним готовы общаться. В этом случае не столько ответ важен для ребенка, сколько важно внимание взрослого и общение с ним. Иногда вопросы нужны малышу, чтобы выразить свои чувства. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью, научиться переживать потерю близких. Есть вопросы, которые вырастают из страха. Больше всего пугает то, что не понятно, отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и прогоняем страх.

Несмотря на то, что большинство детей, вступающие в возраст «почемучек», задают вопросы тоннами, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросы. Одной из причин может быть снижение познавательной активности как особенность развития современных детей. Так, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. Ломоносова Ольга Карабанова на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования заметила, что дети буквально «перекормлены» различными данными. Их мозг постоянно получает различную информацию. В итоге, нужные вопросы родителям ребята уже не задают. «Одна из особенностей развития современных детей - то, что они живут и воспитываются в информационном обществе, и возникает проблема крайне низкого уровня любознательности детей. Уровень познавательной мотивации крайне низок, дети «перекормлены» информацией, они не испытывают того желания, стремления, которое было раньше характерно для детей и дало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек», возраст любознательности», - заметила Ольга Карабанова. Эксперт считает данную тенденцию достаточно тревожной.

Однако снижение познавательной активности является не единственной причиной отсутствия у ребенка вопросов. Так, трудности с речью, задержка речевого развития, проблемы эмоционального характера (неуверенность в себе, кризисная ситуация в семье), задержка когнитивного развития (ситуации, когда ребенок еще не понимает, что общение с другими является источником информации) - все это может быть причиной отсутствия вопросов у ребенка и безусловно должно насторожить взрослого.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Задача же взрослого на данном этапе - сохранить любознательность малыша и помочь получать удовольствие от познания. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания.

Маленький сын спрашивает у папы:

Пап, а почему трава зеленая?
-А фиг ее знает.
-Пап, а почему звезды только ночью видно?
-А фиг их знает.
-Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?
-Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе все объяснит, кроме папки-то?

И чтобы не получилось, как в анекдоте, проанализируем наиболее типичные ответы взрослых на детские вопросы.

«Ответ-отговорка». Ответы из серии: «Вырастешь - узнаешь», «Потому что». Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа. Сюда же можно отнести ответы: «Потому что так бог решил» или «Так устроен мир», если нет цели религиозного воспитания, такой ответ так же не несет никакой понятной информации и ни о чем ребенку не говорит. В лучшем случае такие ответы порождают новые вопросы: «Кто такой бог?», «А как устроен мир?» и вот на них уже нужно будет отвечать.

«Научный ответ» . В попытках ответить честно, взрослый не замечает, как начинает использовать сложные термины и не доступные еще ребенку формулы или расчеты. Отвечая на самые примитивные вопросы важно адаптировать всю информацию с учетом возраста ребенка, избегая ненужных подробностей и сложных примеров.

«Сказочный ответ». Желая упростить и сделать ответ интересным, мы можем также увлечься и начать выдумывать. Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет». Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.

«Ответ с вариантами». Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Так предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.

«Ответ-вопрос». Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.

Итак, как же отвечать на детские вопросы? Сформулируем несколько основных принципов ответа:

 Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.
 Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.
Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот ложь, напротив, разрушит. Рано или поздно все равно придется объяснять причины лжи.
 Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите чтобы и дальше ребенок обращался к вам с вопросами.
 Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.

Как уже было сказано ранее, вопрос - это не всегда потребность в знаниях. Иногда просьба о внимании и сигнал о страхе.

Способы найти ответы на каверзные вопросы детей:

1.Поисковые системы. Алгоритмы поиска постоянно совершенствуются и можно добыть ответ практически на любой вопрос.
2. Теоретический сайт для взрослых (http://sfaq.ru/) «Глупые часто задаваемые вопросы». Многие вопросы могут быть и от детей, например: «Можно ли по количеству черных точек узнать возраст божьей коровки», «Может ли вылупиться птица из магазинного яйца, если за ним ухаживать» и т.д.
3. Сервисы вопросов-ответов для взрослых.
Русскоязычные варианты: TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), генон (genon.ru).
4. Детские сайты ответов на вопросы.
«Все для детей» http://allforchildren.ru/why/index1.php ответы на детские вопросы распределены по рубрикам, что упрощает поиск.
Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (http://elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы.
Сайт «Хваталкин» содержит раздел «Почемучки», посвященный ответам на детские вопросы (http://hvatalkin.ru/pochemuchki)
5. Детская литература, энциклопедии:
Татьяна Яценко «Почему трава зеленая и еще 100 детских почему». Кэтрин Рипли. «Почему? - самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас».

Как отвечать на детские вопросы

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи.

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке").

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка. Не бойтесь сказать ему: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими - либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный – это общий?», «Как отличить хитрость от обмана?».

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и в сего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?» «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?…А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» в результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Воспитатель спрашивает родителей, какую точку зрения разделяют они, просит обосновать свою позицию.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, лишая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пищи». А может, напротив, относятся к вопросам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но не понятные дошкольникам и трудные для их усвоения?

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, то, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А.С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А.С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим».

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ.

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей – вовлечь в них ребенка. Например.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людьми используются в нравственном воспитании дошкольников.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Если ответы требуют недоступных пониманию, сложных сообщений, не бойтесь сказать детям: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».


Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?