Как объяснить ребенку, что можно рассказывать, а что не стоит

Общение с ребенком – это и есть развитие

«Что ты сегодня ел? Как спалось? Как настроение? Давай быстрее! Собери игрушки! Опоздаем! Если не уберешься, не получишь!». Как часто общение с нашими 4-5-6-7-летками сводится к этому перечню фраз. Замечали ли вы, как часто наши разговоры с подрощенными уже детьми становятся беднее и однообразнее? О том, почему так происходит, какие сокровища таит в себе дошкольный возраст, какова роль родителей в этот период и как стать ребёнку не только родителем, но и близким другом, и будет эта статья.

Когда малыш только родился, когда ему 1 год или 2, нам, родителям, хоть и страшно, но, как правило, понятно, как с ним себя вести: объятия, полное внимание, отражение практически всех его ощущений, действий и звуков и много-много любви и заботы — руками, голосом, телом. Наше поведение отчасти интуитивно, отчасти дополнено опытом родных, друзей и знаниями из популярной психологии и физиологии. К появлению ребёнка мама обычно морально (психологически) готовится. У нее много энергии и огромное желание дать своему малышу самое лучшее. Поэтому и общение с ребёнком в этот период бывает глубоким, наполненным чувствами и эмоциями.

Но время идёт, малыш растёт. Вот ему уже исполняется 4 года или 5... Он ходит в детский сад, часто у него уже есть младший братик или сестрёнка, или мама вышла на работу. Он занимается дополнительно — спорт, рисование, музыка. А с 6 лет еще и ходит на подготовку к школе. Жизнь насыщенная, успеть надо многое. А маме нужно еще и организовать все это.

Не всегда, но часто за всей этой чередой повседневных дел разговоры с ребёнком сводятся к бытовым диалогам о том, что он сегодня ел или хочет съесть, что делал, как спал, как настроение, как дела в садике. А еще к организационно-собирательным фразам — типа «Почисть зубы!». Ну и, конечно, к ругательно-воспитательным изречениям «Не чавкай!», «Не жадничай!», «Не обижай маленьких!» и т.п. В попытках выполнить все пункты задуманного плана на день как часто мы теряем что-то главное в общении с нашими детьми, что-то, что делает нас близкими, родными, ценными друг для друга.

Честно говоря, в какой-то момент это случилось и со мной, в моих отношениях с сыном. Такое холодное и тягостное ощущение, что я вроде бы целый день на связи с ребёнком, знаю, где он и что с ним, уделяю внимание, провожу с ним время, но он как будто ускользает от меня, отдаляется, контакт теряется.

Общение с ребёнком: почему сходит на нет

К тому же, если ребенок ходит в детский сад на полный день, времени на общение становится еще меньше. За 4-5 часов в день, которые родители проводят вместе с детьми, взрослым нужно столько всего успеть. Какое уж тут близкое общение и разговоры «по душам»!

С другой стороны, бывает, что мама эмоционально устает. Первые годы постоянной включенности в малыша, невероятная отдача, которой требует раннее материнство — это большая эмоциональная нагрузка. И если не восполнять свои ресурсы, не заботиться о своем отдыхе, постепенно может наступить эмоциональное истощение. И тогда на близкое, глубокое общение с ребёнком у мамы может просто не быть сил.

Возраст с 4 до 7 лет: чем интересен

Сразу скажу, мне не хотелось бы писать сейчас о том, как в этот период меняется ребёнок физиологически (его память, внимание, интеллект, поведение). Эти изменения есть, они существенны, но всё же достаточно очевидны для всех. Мне хочется написать о том, что часто упускается из внимания родителей, но тем не менее является таким важным.

Именно в этот период с 4 до 7 лет закладывается основа нравственного развития ребёнка. Дело в том, что, начиная с 3 лет (условно) мир ребёнка расширяется. В нем появляются ровесники, другие взрослые — воспитатели, учителя, друзья и знакомые родителей. Закономерно возникают вопросы: как, по каким законам происходит взаимодействие и общение людей? И именно в этом возрасте ребёнок впервые задумывается о том, что хорошо и что плохо, что такое зависть и хвастовство, скромность, высокомерие, подлость, бескорыстность, щедрость и доброта.

Это тот период, когда закладываются базовые ценности и установки, которые ребёнок понесёт через всю жизнь. Важно знать, что усваиваются эти установки ребёнком БЕЗ всякой критики с его стороны и сомнений, т.к. критическое мышление в этом возрасте у детей еще не развито. Вот как услышал, что мальчики не плачут, вот так и усвоил. А потом десятилетиями пытается эту установку из себя выбить...

А как ребёнок формирует свою систему ценностей? Запоминая, изучая, анализируя в меру своих возможностей все, что он видит и слышит вокруг себя, все происходящие рядом с ним ситуации и реакции окружающих на них.

И получается, что для того чтобы создать свою систему ценностей, ребёнку в этом возрасте просто жизненно необходим близкий контакт со взрослыми, в первую очередь родителями, их опыт и знания.

А что будет, если наше участие в ребенке в этом возрасте минимально? Нравственные понятия и на их основе его личностные ценности все равно сформируются. Он будет выхватывать информацию извне, там, где услышит, и то, что услышит. Это как с речью. Если ребёнок слышит речь вокруг себя, он заговорит. И заговорит так, как говорят окружающие.

Вот и получается, что когда у наших детей происходит такой важный этап личностного развития, у нас, родителей, за чередой ежедневных дел и эмоциональной истощенностью часто не оказывается сил и не остается времени, чтобы говорить с ребёнком о жизни, о людях, об отношениях...

Возраст привязанности

Есть еще один важный процесс, который разворачивается в этом возрасте. Ребёнок становится достаточно эмоционально зрелым, чтобы иметь более глубокую привязанность с родителями, основанную на любви и заботе друг о друге, на знании и интересе друг к другу. Это когда хочется радовать маму подарками и рисунками, готовить для нее бутерброды и не шуметь, когда она спит. Это когда появляется интерес к тому, каким был папа, когда был маленьким, как он поступал в тех или иных ситуациях. В этот период ребёнку очень интересен ваш опыт и ваша жизнь, история вашей семьи. И это знание делает вас истинно близкими друг к другу.

Чувствуете, как эти два процесса связаны между собой — ребенок формирует свои личностные ценности и при этом готов и хочет, чтобы вы передавали ему свой опыт. Чтобы на этом основании и с его помощью построить кредо своей личности, с которым он и пойдёт по жизни. При этом вы формируете крепкую, надёжную привязанность — как основу для близких доверительных отношений с вашим ребёнком на многие годы вперед.

Вот какие сокровища скрывает в себе возраст 4-7 лет. Важно только не пропустить, не пустить на самотёк, найти в себе силы, вовремя включиться и максимально использовать то, что даёт вам этот период жизни ребёнка.

Что же конкретно можно делать с детьми в этом возрасте, чтобы отношения были по-настоящему близкими, связь крепкая, а у ребёнка было достаточно материала, чтобы формировать свои ценности и нравственные установки? Здесь я поделюсь своим опытом.

На мой взгляд, главное и основное — это разговаривать, обсуждать с ребёнком ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни . Во дворе подрались ребята. Прохожий замахнулся или ударил собаку. В автобусе — скандал, кто-то кому-то наступил на ногу. На площадке упала и ударилась девочка.

Такие ситуации происходят на каждом шагу. Важно замечать хотя бы некоторые из них. Можно говорить ребёнку о том, что вы думаете о развернувшейся перед вами картине. Например: «Ребята поссорились — начали драться. А можно было бы попробовать поговорить, объясниться и т.п.».

А можно спросить самого ребёнка, что он думает о том, что видел. «Как ты думаешь, стоило ли этим ребятам драться? А в каких ситуациях, на твой взгляд, можно драться? А можно было бы поступить по-другому? А ты бы как сделал?»

Лично мне вариант с вопросами нравится больше. Ребёнок учится думать и анализировать ситуацию самостоятельно и при этом формирует свои ценности и установки, основываясь на своих мыслях, а, значит, получает свой опыт. Но при этом вы рядом и можете рассуждать с ребёнком вместе, рассказывать, как это было у вас, и что вы по этому поводу думаете.

Детские книги и фильмы дают богатейший материал для обсуждения. Главное, когда читаете ребёнку, не торопитесь, не спешите перейти к следующей сказке или фильму. Спросите ребёнка, а как бы он поступил на месте главного героя, что понравилось ему в сказке, а что испугало и почему. Чему учит эта история, и встречалось ли ему что-то похожее в жизни? А может быть, что-то похожее случалось в вашей жизни? Расскажите об этом — ваши истории и опыт будут для вашего ребёнка ценнейшими подарками, которые он будет хранить в своем сердце всю жизнь.

Но психологи утверждают, что дети, даже совсем маленькие, все замечают. Для них не является секретом, например, ссора или развод родителей или смертельная болезнь кого-то из членов семьи. И эти проблемы их серьезно беспокоят. Но если не обсуждать эти вопросы с ребенком, умалчивать, делать вид, что ничего плохого не происходит, маленький ребенок начинает делать свои собственные, порой парадоксальные, выводы, нередко считая себя виновником беды. Поэтому одно из самых трудных, и в то же время самых главных умений, которое необходимо родителям, это умение рассказать ребенку о темных сторонах жизни.

Могущественное влияние средств массовой информации лишает нас возможности уберечь детей от всего, что они могут услышать о смерти, болезнях, изнасилованиях, детских домах, разводах родителей и т. п. И хотя эти темы так сложны и противоречивы, избегать их обсуждения с детьми - серьезная ошибка. К тому времени, когда ребенку исполняется четыре или пять лет, он уже успел познакомиться с несовершенством человеческой натуры. Ему приходится сталкиваться с этим каждый день. Необходимо помочь ему пережить этот жизненный факт и выработать четкую систему ценностей.
Если чересчур много правды рассказать слишком рано - это будет неправильно. Когда ребенок знает немного о положении дел, многие события становятся для него менее страшными и мучительными.
Невозможно установить какие-либо жесткие правила на все случаи жизни, однако некоторые общие принципы могут оказаться полезными, когда вы будете решать, что можно или нельзя сказать ребенку, касаясь одной из трудных тем в разговоре с ним.

На приеме у врача
К сожалению, с болезнями человек впервые сталкивается в большинстве случаев в слишком раннем возрасте. Нередко посещение медицинских учреждений сопряжено не только с осмотром педиатра, но и с неприятными и болезненными процедурами, которые совершенно естественно вызывают страх и беспокойство ребенка. Малыш начинает плакать, капризничать, и как часто в такой ситуации мы говорим: «Ты слишком большой, чтобы вести себя как маленький» или «Только маленькие плачут» и т. д. И такое поведение родителей да и медперсонала совершенно неправильно.
Ребенок должен иметь возможность проявлять свои истинные чувства. Поэтому правильнее сказать: «Если ты испуган или у тебя что-то болит, тебе действительно надо плакать и протестовать». Если ребенок напуган, расстроен, плохо себя чувствует и хочет поплакать – пусть плачет. В конце концов, природа неспроста «придумала» слезы, наверное, они все же для чего-то нужны.
Ребенок, который плачет и протестует, реагирует нормально. С точки зрения последствий это лучше, чем, если ребенок появляется в холле больницы, радостно прыгая, а выходит оттуда не доверяющим никому, слишком слабым, чтобы плакать, и страдающим ночными кошмарами на протяжении нескольких последующих месяцев.

Когда ребенка кладут в больницу
Чаще всего это становится первым столкновением ребенка с серьезной и пугающей действительностью, но он может собраться с силами и справиться с этой трудной ситуацией, если его как-то успокоить, объяснив, что с ним будут делать. Если он ничего не знает, например, об удалении миндалин, естественные в этой ситуации боль и неудобство будут усиливаться ощущением явного предательства со стороны тех людей, которых он больше всего любил и в которых он больше всего нуждался. Если он заранее посетит больницу, и ему скажут, где он будет находиться, кто с ним будет, и почему необходима операция, он сможет пережить то, что ему предстоит, без серьезных эмоциональных травм.
Детям необходимо знать, что с ними будет происходить, чтобы они не воображали ничего слишком страшного. Если ребенок знает слишком мало о пугающей его процедуре, он будет тревожиться и нафантазирует себе невесть что.
Лучше всего подготовить ребенка к неприятному событию во время игры. Например, мать шестилетней малышки, которой должны были сделать срочную операцию по поводу аппендицита, по дороге в больницу в машине "скорой помощи", играя с ребенком, изображала маленькую девочку, которая лежит одна ночью в больнице и скучает по маме. А девочка, играя роль сиделки, гладила ее по лицу и успокаивала, говоря, что все будет в порядке, животик перестанет болеть, и утром мама вернется. Проигрывая роль няни, девочка успокаивала себя.
Вы можете предупредить десятилетнего ребенка за две недели до тревожащего его события, а пятилетнего - всего за несколько дней. Вы можете сказать: " Я понимаю, что ты чувствуешь, но это следует сделать, и через пару дней все будет хорошо".

Когда родители расстаются…
Возможно, вы удивитесь, но для детей естественна склонность чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. Особенно переживают они, когда родители расходятся, считая, что во всем виноваты они. С их точки зрения причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения. Большинство детей способны пережить кратковременные размолвки родителей, но в любом случае ни одному ребенку не принесет пользы, если родители будут кричать друг на друга, оскорблять друг друга. Иногда вам может быть понадобится сказать ребенку: "Я знаю, что ты встревожен, потому что я плакала сегодня утром. Мы с папой поссорились, я сердилась, и мне было грустно. Это иногда случается, когда люди женаты, но это не имеет к тебе никакого отношения". Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.
Но ни в коем случае нельзя ставить ребенка в положение арбитра, рассказывая ему все подробности и заставляя принять одну или другую сторону в семейном конфликте.

Когда кто-то в семье серьезно болен
Нужно ли детям знать, что у брата лейкемия или что дедушка умирает от болезни сердца? Каждая семья должна сама принимать решения, как поступить в том или ином случае, но дети должны знать, что на их вопросы обязательно будут даны ответы. Даже если ребенку не сообщают всех фактов, он должен понимать, в чем причина волнения близких ему людей. Важно также довести до сознания ребенка, что в случившемся нет никакой его вины.

Что говорить ребенку о смерти?
Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но родители часто воздерживаются говорить о смерти с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни.
Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду. Не стоит удивляться, если ребенок возьмет игрушку и будет играть в ее смерть. Через игру дети постигают реальную жизнь и применяют к себе новый опыт и эмоции.
Если же внезапно умирает близкий ребенку человек, или любимое животное, то это может оказаться для ребенка большим ударом. Причем его понятия о смерти и последующая реакция напрямую зависят от его возраста. И задача родителей – помочь ребенку справиться с потерей.
Хотя очень маленькие дети (до 3-х лет) и не могут в полной мере осознать, что же случилось, они могут чувствовать грусть или беспокойство, в основном из-за изменения семейной атмосферы вокруг них, а также нарушения повседневного порядка. Их беспокойство может привести к потере аппетита, раздражительности, плаксивости или проблемам со сном, у ребенка могут возникнуть также расстройство кишечника или проблемы с мочевым пузырем.
Детям от 3-х до 6-и лет часто кажется, что смерть носит временный или обратимый характер – они не могут постичь до конца, что тот, кто умирает, никогда не возвращается назад. Ребенок может задавать множество вопросов о том, что такое смерть, или когда близкий человек или животное вернутся к нему. Наряду с огорчением ребенок может испытывать потерю аппетита и проблемы со сном.
В возрасте от 6-и до 9-и лет некоторые дети уже начинают понимать, что такое смерть, но не в полной мере. Они могут беспокоиться о специфических вещах, таких, например: как умерший будет есть или дышать, у них также может возникнуть страх потерять другого близкого человека, особенно родителей. Кроме того, детям в этом возрасте часто кажется, что именно они виноваты в потере. Им трудно также понять такие абстрактные понятия, как небеса или рай.
В более старшем возрасте дети обычно испытывают гнев и чувство вины после потери любимого человека. Чувство горечи может проявляться запоздало. Они хорошо осознают окончательность смерти, в отличие от детей младшего возраста, и часто беспокоятся о том, как изменится в связи с этим их дальнейшая жизнь. Дети начинают бояться смерти, как своей, так и кого-либо из близких, но могут неохотно делиться своими чувствами.

Как помочь ребенку?
Говоря с маленькими детьми о смерти, важно помнить, что мышление у них конкретное. Понимание абстрактных понятий дается им с трудом. Маленький ребенок, вспоминая об умершем, не понимает, что человека уже нет, он уже не вернется.
По возможности старайтесь поддерживать привычный для ребенка распорядок дня. Демонстрируйте ребенку больше своей любви и проводите с ним больше времени. Если ваш маленький ребенок начнет задавать вопросы, вы можете объяснить, что умерший человек больше не вернется, что он умер, то есть его тело перестало работать, он не сможет больше разговаривать или играть. Честно, но осторожно, отвечайте на его вопросы о смерти. Если ребенок спрашивает, может ли умерший вернуться, не лгите ему. Если он спросит, может ли умереть он сам или вы сами, объясните ему, что это случается со старыми и больными людьми, а ваши тела молодые и сильные и поэтому они еще долго не перестанут работать.
Убедитесь, что ребенок не чувствует себя виновным в смерти любимого человека или питомца.
Ребенку постарше объясните, что чувствовать грусть или боль вполне нормально, и что вы сами это чувствуете. Мягко побуждайте ребенка открыто говорить о его чувствах, переживаниях и страхах. Не бойтесь вспоминать вместе с ребенком какие-то хорошие вещи, связанные с умершим. Ребенок может захотеть иметь фотографию умершего человека или будет его рисовать. Не препятствуйте ему, это может помочь ему разобраться в своих чувствах и справиться с ними.
Желание защитить ребенка от страдания естественно: мы - единственные живые существа, которые осознают собственную смертность, и нам крайне тяжело допустить, чтобы это осознавали и наши дети, пока они так малы и ранимы. Но когда ребенок не знает о смерти близкого человека, это еще более вредно. Смерть близкого человека дети склонны воспринимать это как потерю, они боятся, что могут остаться одни. Их нужно успокоить, убедить, что они горячо любимы, и что о них всегда будут заботиться много, много людей, которым они дороги.
Страдание - это часть жизни, и дети нуждаются в том, чтобы им помогли справиться с драматическими переживаниями. Они учатся этому у взрослых. Если мы скрываем наши слезы, то и они стараются не плакать. Если мы бодримся, стараемся скрыть от них свои переживания, то и они, подражая нам, скрывают свою печаль.
Говорите ребенку правду, какой сами ее видите, сознавая, что чаще всего правда имеет много оттенков. Мы должны дать нашим детям возможность страдать, мучиться и торжествовать, когда есть силы преодолевать страдания. Что бы ни встречалось в жизни трагичного, оно включает в себя, как неотъемлемую часть, прекрасное. Оплакивать смерть – значит, утверждать жизнь, признавать поражение - значит надеяться на новую попытку одержать победу и т. д. Когда мы разделяем все это с детьми, мы готовим их к жизни.

История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике?

12 апреля мы отмечаем День космонавтики – один из самых любимых праздников в нашей стране. Это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали стать космонавтами и побывать в космосе.

Впервые праздник отметили в 1962 году, ровно через год после первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, а в 1968 году он получил мировое признание и обрел приставку «Всемирный».

С давних времен люди мечтали научиться летать, как птицы. Мифический герой Икар сделал крылья из перьев и прикрепил их воском к спине. Ему удалось подняться высоко в небо. Но он слишком близко подлетел к солнцу, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море. С тех пор то море стало называться Икарийское.

Люди и дальше пытались покорить небесное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах. Но ими не возможно было управлять. Куда дул ветер – туда и летел шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень большой и неповоротливый. Позже появились аэропланы. Потом самолеты и вертолеты.

Однако люди не останавливались на достигнутом. Простой учитель Константин Эдуардович Циолковский придумал "ракетный поезд", прообраз современных ракет, на котором можно было бы долететь до звёзд и побывать на других планетах. Но, к сожалению, у Циолковского не было возможности изготовить этот аппарат. Только через много-много лет ученый-конструктор Сергей Павлович Королев сконструировал первую космическую ракету.

Но до того, как отправить человека в космическое пространство, нужно было убедиться, что это возможно. Сначала в космосе побывали мыши, кролики, собаки. Животных специально дрессировали, приучали не бояться тряски и шума, терпеть холод и жару. Первыми животными, совершившими орбитальный космический полёт и вернувшимися на Землю невредимыми, стали советские собаки-космонавты Белка и Стрелка.

После многих удачных полетов собак, решено было отправить в космос человека. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" облетел всю Землю и вернулся обратно живым и невредимым. Полет, продлившийся 1 час 48 минут, навеки вошел во Всемирную историю.

Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Игры на тему «Космос»

Мастерим ракету.

Смастерите всей семьей ракеты и устройте соревнования «Чья ракета улетит дальше». Для работы понадобится лист тонкой бумаги А4. Не забудьте детали соединять клеем. Готовую ракету, установите на устройство для запуска. Хорошенько дунем – ракета летит в космос!

«Космическая считалка» .

Разучите с ребенком считалку. Используя ее можно определить очередность запусков ракет:

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два-с,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восемь - Нептун,

Кто не видит - выйди вон.

«Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

«Космические загадки»

Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц).

Эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета … (Земля.)

«Планета Земля» Ж. Парамонова

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нем?

Загадки ее постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовется геоид! Учи и умней!

А что там внутри? Принимаем на веру:

Не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.


Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности.

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка "хранить тайну"?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» - невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд - все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» - все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех - четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям.

Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы на эти вопросы.

Всех деток, без исключения, интересует тема «Космос». Ведь космос — это нечто загадочное и неизведанное. Это мир планет, звезд и других непонятных объектов.

Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?

Рассказываем о планетах и звездах

Мы живем на планете Земля.

Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой есть вода и суша. Так вот Земля и все, что ее окружает, называется Космосом, либо Вселенной. Космос огромен. Даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. В космосе, кроме нашей планеты есть другие, а также – звезды. Посмотрите вечером на небо. Видите сколько на нем звездочек? Они нам кажутся маленькими, а на самом деле это огромные раскаленные шары. Солнце – тоже относится к звездам. Просто оно располагается ближе всего к Земле, поэтому, кажется больше. Мы ощущаем его тепло и видим свет. Есть звезды намного больше солнца, но они расположены дальше от Земли и кажутся маленькими огоньками на ночном небе.

Рассказывая про космос для детей, обязательно остановитесь на планетах.

Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.

Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Кто такие астрономы?

Астрономы — это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.

Собаки-космонавты

Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить.

День космонавтики отмечается в России 12 апреля. Эта дата, установлена в ознаменование первого полёта человека в космос.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт продлился 1 час и 48 минут.

Также 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, Международный день полета человека в космос.

Кто такой космонавт?

Рассказывая детям о космосе, подробнее остановитесь на том, кто такой космонавт.

Как уже говорилось выше, первым человеком, который был отправлен в космос и облетел вокруг Земли, является Юрий Гагарин. Он – космонавт. Это сложная профессия. Во время старта ракеты и ее приземления тело космонавта испытывает большие перегрузки. Также не просто человеку находится на борту ракеты и в состоянии невесомости, когда ракета (космический корабль) вращается вокруг земли. В этом состоянии все плавает: и предметы, которые находятся на борту, и люди. Кроме того, космонавт должен знать все приборы, ведь они устанавливаются для управления кораблем и научных исследований.

То есть, космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Немного о луне

Все дети любят рассматривать на небе Луну. Это естественный спутник Земли. Луна бывает такой разной: от едва заметного «серпа» до яркого круга. Периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем называются Фазы Луны. Смена фаз Луны обусловлена условиями освещения Солнцем Луны при её движении по орбите. С изменением расположения Земли, Луны и Солнца граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны перемещается, а это вызывает изменение очертаний видимой части Луны.

Луна проходит следующие Фазы освещения:
новолуние - состояние, когда Луна не видна;
молодая луна - первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть - состояние, когда освещена половина Луны;
прибывающая луна;
полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком;
убывающая луна;
последняя четверть - состояние, когда снова освещена половина луны;
старая луна.

Рассказывайте детям о космосе. Это загадочная и очень интересная тема. Если не знаете, как рассказать детям о космосе, купите книгу. Воспользуйтесь творческими идеями: рисуйте, лепите, делайте аппликации. Попробуйте из пластилина вылепить модель Солнечной системы.

А напоследок предлагаем вам посмотреть развивающий мультфильм, где рассказывается детям о космосе: