Как научить ребенка запоминать важные правила. Как помочь ребенку читать и запоминать

3 3 105 0

Современная школа требует от школьника множество усилий, особенно это касается способности запоминать большие объемы информации. Однако для того, чтобы подготовить к такому испытанию, следует немного поработать – и родителям, и ребенку. Идеальный возраст для развития памяти у детей – дошкольный, поэтому не стоит ждать, пока ваше чадо принесет первую «тройку». Берем малыша и активно с ним занимаемся.

Применяем мозговые ресурсы

Мозг человека нейропластичен, а значит, может меняться под действием опыта. Это превосходное качество человеческого органа помогает без проблем адаптироваться к любой среде, а детскому мозгу это сделать на порядок проще. Поэтому стоит расширять круг занятий и увлечений ребенка: если он умеет танцевать, рисовать – это восхитительно, однако не забывайте, что это только небольшой процент возможностей мозга вашего чада. Приучите его к еще каким-нибудь ремеслам: пение, языки, музыка, атлетика, плавание и многое-многое другое.

Не отбирайте у ребенка возможность заниматься тем, что ему нравится, добавьте к этому еще одно интересное занятие.

Да, возможно малышу будет сложно, но что в этом мире бывает легко, – объясните чаду обратную сторону медали, чтобы он усвоил, что все новое – интересно.

Активная физическая деятельность и полноценный отдых

Умеренные занятия на физкультуре или в спортивном кружке обеспечивают организм необходимой порцией кислорода, который благоприятно влияет на работу и здоровое состояние мозга. Однако, в это же время не стоит забывать об отдыхе. Да, у детей молочная кислота быстрее выводится из мышц, что позволяет им много двигаться и не уставать, но мозг малыша требует хорошего сна в достаточном количестве.

Любящие родители также учтут важность некоторых продуктов для стимуляции памяти своего чада, не говоря уже о полноценном питании малыша. Строительный материал для мышц крохи – белок должен присутствовать в рационе обязательно. Он содержится в любом мясе (говядина, телятина, курица, свинина, утка, гусь), а также в бобовых. Чтобы активизировать память очень важно употреблять рыбу, в частности ее жирные сорта (семга, тунец, скумбрия, угорь, форель), достаточное количество орехов (особенно полезные в этом плане грецкие), чеснок, брокколи, тыква, фасоль, свежие фрукты и зеленый чай.

Благоприятный климат в семье

Результаты исследований показали, что дети, живущие в благоприятных полноценных семьях, имеют лучшую успеваемость на школьных занятиях. Поэтому настолько важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя любимым, защищенным и полноценным членом семьи.

Избегайте ссор при вашем чаде, уделяйте ему достаточное внимание, заботу, почаще обнимайте, целуйте его и говорите слова любви.

Когда малыш будет уверен, что его любят, он сможет расслабиться и идти навстречу новым знаниям. Это, пожалуй, самое простое, что вы можете сделать для своей кровинки, но самое необходимое, ведь родительскую ласку человек помнит на протяжении всей жизни.

Обеспечиваем смехом

Смех заставляет активизироваться самые разные части мозга сравнительно с другими эмоциями, которые, как правило, влияют только на одну зону. Смеясь, слушая веселые истории и шутя, дети активизируют зоны мозга, которые отвечают за способность обучения и творчество. Поэтому старайтесь, чтобы ваше чадо как можно больше смеялось, научите его самоиронии, не унывать и не впадать в отчаяние, когда что-то с первого раза не получилось, переводите все в шутку, пусть он смотрит на свои ошибки с юмором и пробует их исправить. Веселите ребенка и давайте повод для шуток.

Учимся запоминать

Существует большое количество приемов, которые помогают ребенку запоминать информацию, полученную на школьных занятиях. Вот несколько из них.

Ищем образы. Если ребенку трудно запомнить какое-то слово или действие, помогите ему связать это название с хорошо знакомой вещью, явлением, а также человеком. Лучше, чтобы это сравнение было как можно красочнее и ярче. Это может быть его любимая игрушка, друг, место, где он любит больше всего проводить время, персонаж из фильма, супергерой.

Акростих и акроним. Акростих – стих, с начальных букв всех строчек которого получается слово. Предложите своему чаду запомнить необходимое предложение по начальным буквам каждого названия. Так ему будет легче воспроизвести его в памяти. Также вы можете использовать акроним и помогать ребенку запоминать названия стран, гор, животных в такой последовательности, чтобы получилось слово со смыслом.

Способ локусов. Этот метод отлично подойдет тем ученикам, которым трудно запомнить весь список дат и битв по истории. Выберите комнату, где ваше чадо любит больше всего проводить время, и в каждом месте воспроизведите необходимое событие. Например, на столе – подписание важного договора или принятие закона, на кровати – важнейшее сражение и т.д.

Очень важно с самых ранних лет научить ребенка соблюдать определенные правила: правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, элементарные правила вежливости (говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»).

Но очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш совершенно ничего не запоминает или запоминает, но не умеет применять на практике. Как поступить в таком случае?
Игра и еще раз игра
Малыши усваивают любую информацию надежнее, если она подается им в игровой форме. Чем меньше возраст ребенка, тем более актуальным становится это правило. Поэтому не стоит удивляться, если вы сто раз говорили своему крохе, что переходить улицу нужно только на зеленый сигнал светофора, а когда подошли вместе с ним к дороге, он растерялся и не смог ответить на вопрос, можно или нельзя сейчас ступить на проезжую часть.
В домашних условиях помочь ребенку освоить правила дорожного движения очень легко. Возьмите ватман, нарисуйте на нем дорогу с перекрестками, поставьте в нужных местах импровизированные светофоры, сделанные из кубиков, конструктора или цветного картона. Расставьте на дороге игрушечные машинки, а в качестве пешеходов используйте любимых кукол, мягких игрушек или солдатиков. Таким образом вы сможете не только поиграть с малышом в увлекательную игру «дорожное движение», но и поможете ему наглядно запомнить правила.
Если у вас в гостях несколько детей одного возраста, можно поделить их на две группы: одна будет изображать пешеходов, а другая – машины. Вы сами можете взять в руки таблички с цветами сигналов светофора и показывать их малышам, а дети должны при этом выбирать, что им нужно делать, когда «загорается» красный или зеленый сигнал. Потом группки можно поменять местами: те, кто изображал машинки, станут пешеходами, и наоборот.
То же самое касается и остальных необходимых знаний. Разучивая правила поведения в обществе, разыграйте веселую сценку прихода одних игрушек в гости к другим. Пусть игрушки обязательно здороваются друг с другом, а когда случайно друг друга толкают или делают что-то неправильно, извиняются. Обыгрывать можно абсолютно любые ситуации, самое главное – помочь малышу найти правильные варианты решений и давать подсказки, если что-то у него не получается.
Не забывайте отрабатывать правила на прогулке или в магазине. Когда вы подойдете к перекрестку, спросите у малыша, какой сигнал сейчас на светофоре, и что он обозначает. В магазине попросите малыша самостоятельно взять из рук продавщицы покупку и поблагодарить ее, вежливо сказав «спасибо».
Повторение – мать учения
Многие думают, что повторение – это занудное воспроизведение одних и тех же фраз, хотя на самом деле это далеко не так. Вся информация, получаемая человеческим мозгом, сначала откладывается в так называемой кратковременной памяти. Там она остается на протяжении приблизительно трех дней, после чего стирается, либо отправляется в долговременную память, т.е. запоминается надолго.
Чтобы ребенок хорошо усвоил полученную информацию, необходимо использовать повторение, но делать это нужно не методом монотонного повтора тех же самых фраз при любом удобном случае, а по-другому. Сначала необходимо дать малышу новую информацию, например, «дорогу можно переходить только на зеленый сигнал светофора». Расскажите ребенку об этом правиле в форме веселой домашней игры. Дня через три следует эту информацию передать ему повторно, но преподнести его в иной форме. Например, когда вы с малышом пойдете на прогулку и приблизитесь к перекрестку, скажите ему: «Помнишь, мы с тобой играли дома в светофор? Теперь давай попробуем сделать то же самое, только на большом светофоре. Посмотри и скажи, какой сейчас сигнал, и чья сейчас очередь – машин или наша?».
Еще через неделю или две можно напомнить об этом правиле, раскрашивая с малышом картинку со светофором и машинками. Периодически повторяйте с ним правила, только каждый раз старайтесь делать это в новой форме. Можно обратить его внимание на отдельные эпизоды мультфильмов или книжек, в которых встречаются нужные ситуации. Таким образом малыш не только будет с интересом каждый раз включаться в игру, но и быстро усвоит важную информацию.
Не все сразу
Учите малыша правилам постепенно. Не стоит сразу же рассказывать ему обо всех особенностях поведения на дороге или правил этикета. Начните с самого простого: с того, что при встрече со знакомым человеком всегда нужно здороваться и постепенно, когда вы увидите, что малыш информацию усвоил, добавляйте вместе с повторением новые подробности: когда уходишь, нужно говорить «до свидания», если случайно наступил кому-то на ногу следует сказать «извините» и так далее. Также и с правилами дорожного движения: пусть малыш сначала запомнит, какие именно сигналы бывают у светофора, потом выучит, что на зеленый свет люди идут, а машины стоят, далее – что на красный свет улицу переходить нельзя.
Общих правил не так уж много, они не меняются, а лишь углубляются, поэтому не стоит беспокоиться о том, что ребенок не успеет освоить их все. Постепенное обучение позволит малышу последовательно вникать в суть полученной информации и прекрасно подготовит его к самостоятельности.
Автор-составитель: Виктория Грицук.

Материалы взяты из сайта «Я – родитель» - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Экология потребления.Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком?

Учиться тоже нужно уметь

Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» - думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова - школа и стресс - стали почти синонимами. Почему?

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться. Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.

Запомнить сейчас или выучить на потом?

Как известно, существует два основных вида памяти - краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

Другое дело - важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место - долгосрочная память.

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное - «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку - не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод - информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода - природа - люди. Что о погоде? Снег - иней - метели - мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло - занимаются зимними видами спорта - готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно. опубликовано

Как научить ребёнка быстро запоминать.

В младшем возрасте у детей обычно хорошо развито механическое запоминание текстов. Но в среднем школьном возрасте ребенок начинает испытывать затруднения при запоминании школьной программы. Можно научить его правильно и быстро запоминать необходимую информацию.

Инструкция

Лучше, если домашнее задание ребенок будет делать в тот же день, когда он его получил, так как именно в первые сутки после получения информации работает кратковременная память, и ребенок может легко забыть то, что ему объясняли или то, что он уже начал учить.

Разделите заучивание материала на несколько частей, пусть ребенок учит и запоминает каждую часть через небольшие промежутки времени, между которыми будет иметь активный отдых или просто сменит деятельность. Так информация будет лучше усваиваться.

Следите за тем, чтобы у ребенка был организован распорядок дня, чтобы он приступал к выполнению домашнего задания в одно и то же время. Он будет быстро запоминать материал, если будет делать это в дневное время. Вечером понадобится только закрепить выученное ранее.

Чтобы ребенок быстро и легко запоминал материал уроков, нужно, чтобы он понимал то, что учит. Поэтому, если на уроках ему иногда не удается во что-то вникнуть, то помогите ему разобраться в этом дома: непонятное очень сложно запомнить и наоборот.

Чтобы научить ребенка быстро запоминать, необходимо научить его работать с текстом. Разным людям помогают разные техники работы с текстами. Кому-то нужно прочитать текст несколько раз, чтобы запомнить его визуально, кому-то нужно прочитать и воспроизвести текст вслух, кому-то - прочитать и набросать на бумаге краткий план или основные важные мысли текста. Всем этим видам работы с материалом надо научить ребенка, а затем он сам выберет тот, который ему более близок.

Чтобы ребенок умел быстро запоминать учебный материал в школе, необходимо, чтобы он постоянно тренировал память. Для детей есть много специальных пособий с интересными и занимательными заданиями по развитию памяти - их выполнение станет и полезным, и интересным досугом для всей семьи.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками - эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…