Как быстро сделать уроки: лучшие советы. Как быстро и правильно делать домашнее задание

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг - объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.


Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого - шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала - первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.


Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка - дело второстепенное.

Содержимое:

Домашняя работа может раздражать и занимать слишком много времени, которое хотелось бы посвятить чему-то более увлекательному. Когда вам приходится выполнять много домашней работы, бывает трудно работать эффективно. Сосредоточенность, организация, планирование и мотивация помогут вам быстро справиться с домашней работой и переключиться на более интересные занятия.

Шаги

1 Сохраняйте сосредоточенность

  1. 1 Работайте в удобном, хорошо освещенном помещении. Сидите за столом на удобном, мягком стуле. Не работайте на полу или кровати, так как эти места могут вызвать сонливость и сделать вас рассеянным. Заниматься обязательно нужно в комнате с хорошим освещением, чтобы вам не пришлось напрягать глаза во время чтения.
  2. 2 Избавьтесь от отвлекающих факторов, уединитесь и отложите электронные устройства. Выключите телефон, компьютер (если, конечно, он не нужен вам для работы), телевизор и закройте дверь. Сообщите своим родным и друзьям, чтобы вас не беспокоили, когда вы выполняете домашнее задание.
    • Загрузите приложения, которые блокируют веб-сайты, чтобы во время работы с компьютером вы не отвлекались.
  3. 3 Установите таймер. В начале каждого задания или темы запускайте таймер на столько минут, сколько вам понадобится, чтобы выполнить работу. Периодически поглядывайте на таймер, чтобы контролировать течение времени. Это поможет вам понять, что вы тратите слишком много времени на одно задание (если так произойдет), а также снова сосредоточиться, когда вы отвлечетесь.
    • Если какое-то одно задание или тема занимает гораздо больше времени, чем другие, возможно, стоит попросить помощи у родителей или учителя.

2 Организация и планирование

  1. 1 Приведите свои учебные принадлежности в порядок. Чтобы не тратить время на поиски нужных вам вещей, держите свои книги, бумаги, письменные наборы и другие материалы в доступном месте. Чтобы оставаться организованным, каждую неделю или каждый месяц наводите порядок в папках и рюкзаке.
    • Подумайте о том, чтобы объединить множество разных папок в одну и отделить их вкладками. Так все ваши школьные задания будут находиться в одном месте.
  2. 2 Сделайте план выполнения домашней работы на вечер. Вместо того чтобы схватить первую попавшуюся книжку и делать домашнюю работу, спланируйте все наперед. Есть несколько способов, которые помогут вам составить план по выполнению домашнего задания:
    • решите, сколько времени вы хотите потратить на домашнюю работу в целом;
    • составьте список всех заданий, которые вам нужно выполнить;
    • определите, сколько времени у вас уйдет на каждое задание, чтобы закончить работу в желаемый срок;
    • двигайтесь строго по списку, вычеркивая задания по мере их выполнения.
  3. 3 Начинайте делать уроки сразу после школы. Если откладывать до позднего вечера, может случиться так, что вы будете работать допоздна, а это не совсем хорошо, так как человеку труднее работать быстро, когда он устал. Аналогично, не стоит откладывать уроки на утро – вы либо не успеете выполнить все задания, либо в спешке наделаете ошибок.
  4. 4 Расставьте задания по значимости и срокам выполнения. Записывая задания в свой дневник на протяжении недели, поставьте А возле приоритетных задач, В возле тех задач, которые не требуют много внимания, и Б для задач, которые находятся где-то между. Задание, которое должно быть готовым на следующий день, имеет приоритет над заданием, которое нужно выполнить к следующему вторнику. Также в первую очередь выполняйте более объемные задания, а потом уже беритесь за мелкие.
    • Сочинение на 10 страниц, которое вы еще не начали и которое нужно сдать через неделю, должно обозначаться А или Б, в то время как маленькое задание на 5 вопросов, которое должно быть готовым через 3 дня, можно обозначить как В.
    • Не тяните до последнего момента, чтобы закончить работу.

3 Мотивируйте себя

  1. 1 Делайте перерывы. Вы не справитесь с работой быстрее, если будете сидеть над ней часами без отдыха. Приблизительно каждые 25 минут делайте перерыв на 5 минут, чтобы походить немного, размяться и дать мозгу и телу возможность немного отдохнуть.
  2. 2 Перекусывайте и пейте воду. Во время работы над заданиями перекусывайте легкой, здоровой, вкусной пищей и пейте много воды, чтобы усилить память и активизировать мозг и тело. Держитесь подальше от газировок, сладкой, вредной пищи и энергетических напитков, чтобы не потерять силы на полпути.
    • Попробуйте есть сельдерей и ломтики яблок с арахисовым маслом.
  3. 3 После того как вы закончите домашнюю работу, займитесь чем-то интересным. Это послужит вам в качестве вознаграждения. Запланируйте пойти к другу, поиграть в свою любимую видеоигру или в баскетбол во дворе, побалуйте себя сладостями, когда закончите домашнее задание. Когда вы помните, что после выполнения домашнего задания вас ждет веселое занятие, это мотивирует вас к сосредоточению и более эффективной работе.
  • Делайте уроки в удобной одежде.
  • Сдавайте всю заданную работу вовремя.
  • Используйте ежедневник, чтобы помнить о заданиях, которые необходимо закончить.
  • Когда работаете над одним уроком, то очень легко можете потерять концентрацию, начав думать о других заданиях, которые вам предстоит выполнить. Лучше сосредоточьтесь на поставленной задаче.
  • Не засыпайте. Поставьте будильник на каждые 5-10 минут, который будет напоминать вам о домашней работе, если боитесь, что будете засыпать.
  • Если вы любитель откладывать все на потом, возьмите календарь и запланируйте каждый шаг для всех больших проектов.
  • Классическая музыка во время работы поможет улучшить концентрацию.
  • Начните с самых сложных заданий, продвигаясь к самому легкому, это существенно облегчит процесс.
  • Выполняйте задания еще в школе, если у вас появилось свободное время (например, во время перерыва или обеда, даже во время уроков, если выдалась свободная минутка)
  • Закончив работу, проверьте ее.

Предупреждения

  • Не торопитесь. Если будете спешить с выполнением домашней работы и не будете стараться, то в результате можете получить плохую оценку.

Поговорим о том, как выполнять домашнее задание.

Этот пост также написан для родителей, как и предыдущий "Зачем нужны задания на дом?" . Именно от вашего отношения и вашего умения грамотно устроить так, чтобы ваш ребенок самостоятельно делал уроки, снизив обращение о помощи к вам до минимума.

Если вы не хотите 11 школьных лет каждый вечер сидеть рядом с чадом и постоянно контролировать процесс- прислушайтесь и постарайтесь воспользоваться рекомендациями.

Приготовьтесь к тому, что первые полгода или даже год вам придется максимально контролировать выполнение домашней работы. Отсчитывать нужное количество клеточек и линеечек, следить за аккуратностью в тетради и прилежанием. Этим мы приучаем ребенка к необходимости ежедневного выполнения уроков и ответственности за выполнение задания.

Ни в коем случае не выхватывайте ручку у ребенка и не пишите вместо него крючочки и буковки! Учитесь-не вы! Вы прекрасно умеете нарисовать галочки, крестики и все остальное, что там задают малышам. Учат-не вас и проверяют не вас. И оценки за это никто не выставит и никто не осудит вашего ребенка за неумение нарисовать положенные значки ровно и красиво. Но вот основу для лени у своего ребенка вы заложите замечательно. Вами будут искусно манипулировать все оставшиеся школьные года.

Кроме того, учтите, что стыд за ребенка-двоечника сродни стыду за мужа-алкоголика и является созависимостью. Если вдруг у вас есть подобная проблема-постарайтесь решить ее с профессиональным психологом.

На этом этапе вырабатываем определенный алгоритм поведения при выполнении домашних заданий. За уроки ребенок должен садится в одно и тоже время, уметь контролировать, чтобы на столе находилось все необходимое для выполнения домашних заданий, мог прочитать самостоятельно задание, понимать, что там написано и выполнять задание.

Вы убедились, что дитеныш уже вполне осознанно пишет посередине строки «Домашняя работа» и знает как правильно оформлять задания.
Переходите к следующему этапу- находитесь просто РЯДОМ в той же комнате, где ребенок делает уроки.
Займитесь чем-нибудь, не следите за каждым движением детского карандаша.
Оказывается, те дети, за плечом которых «висит» заботливый родитель и тщательно контролирует процесс « криво тройку нарисовал! Пиши ровнее!» намного хуже учатся. Приучите ребенка к выполнению задания на черновике. И просто находитесь рядом- вяжите носки, читайте книжку, играйте в тетрис – ваше присутствие не позволит ученику расслабиться. Но не вмешивайтесь ни в коем случае.
Сделал математику на черновике-проверьте правильность выполнения.
И вот сейчас можно исправить все ошибки, проставить пропущенные буквы и знаки препинания, выправить некрасиво написанные цифры.
И объясняйте. Не делайте это молча. Каждую свою поправку проговаривайте и показывайте ребенку. Убедитесь, что вас услышали и отправляйте переписывать на чистовик. Переписанную работу тоже просмотрите. Этап присутствия в одной комнате по времени занимает примерно полгода.

Теперь пусть ваш ребенок делает уроки самостоятельно, а вы имеете полное право находиться не рядом, а в других помещениях квартиры.
Этим вы расширяете границы самостоятельности (как красиво звучит!).
Проверяйте на этом этапе работу, выполненную на черновике, доверьте своему ребенку самостоятельно и бесконтрольно переписать в чистовик выполненную работу.
Чтение тоже уже можно доверить ученику, пусть он только придет и перескажет вам прочитанное.

Если вдруг по каким-то причинам ребенок не понял тему урока или пропустил урок- прочтите учебник и объясните ребенку неусвоенный материал.

По моим личным наблюдениям, к четвертому классу вы уже вполне можете не проверять любимые уроки ученика, а в пятом и последующих классах ваша помощь будет сводиться к вопросу «Тебе нужна моя помощь?»

Как научить ребенка готовить домашнюю работу точно в срок, чтобы у него не возникало проблем в школе? Статья для самостоятельных детей, ответственных родителей и заботливых учителей.

Таймменеджмент – или умение управлять своим временем – давно стал одной из ведущих компетенций современного человека. Ребенку справиться с планированием сложнее всего, особенно, если родители перестают контролировать каждый его шаг.

Подготовка домашнего задания – головная боль и ребенка, и родителей, и учителей. Ребенок ничего не успевает или все забывает, родители узнают о том, что подготовить поделку к завтрашнему уроку технологий надо в 10 вечера, а учителям может оказаться просто нечего проверять на следующем уроке.

Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и без паники.

Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы

Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы.

Например: 2 часа в понедельник, 3 ­часа во вторник, час – в среду.

Напомним! Министерство образования определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 - два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.

Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба – времени точно будет меньше, и это стоит учесть.

В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала.

Подумайте: нельзя ли использовать утро?

Если ребенок в конце дня сильно устал, то однозначно не стоит заставлять его выполнить все в режиме "не сделал – не ляжешь". Перенесите задание с вечера на утро. Со старшеклассниками такая система работает на ура, как и со студентами: пусть ребенок ложится спать, но поставит будильник на час или полтора раньше. С утра мысли будут свежими, а энергии хватит на осознанное чтение главы и даже решение задач.

Время в пути

Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф ­– вполне.

Волшебная пятница

В пятницу особенно хочется после окончания уроков больше не заниматься ничем. Но это действительно волшебное время, которое стоит использовать по-максимуму. Впереди выходные и возможность выспаться, что добавит несколько очков в копилку хорошего настроения.

Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.

Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы

Составьте список

Первым делом необходимо составить список всего, что придется сделать на этой неделе. Эссе, задачи, игра в футбол в четверг, дополнительные задания с курсов по иностранному языку ­– абсолютно все. Так будет легче узнать, как лучше «раскидать» все необходимое по дням. Если выдается относительно свободный день, лучше запланировать на него подготовку несрочного (например, с понедельника на четверг) задания, чтобы в среду не лечь спать за полночь.

Точные формулировки задания

Очередное «Саша, привет! А что нам по математике задали, а то я не записал?» означает лишь одно: расход драгоценного времени. Приучите ребенка всегда записывать все целиком.

Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):

    Предмет (русский или алгебра)

    Задание (конкретный текст учителя)

    Формат (эссе, презентация, проект)

    Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)

    Сроки (когда нужно сдать)


Время на выполнение

Оцените, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного задания. Лучше быть реалистичным и закладывать больше, чем меньше. Если ребенок справился с заданием раньше – можно вознаградить себя перерывом или начать выполнять следующую часть, чтобы закончить раньше. Такая игрофикация ­– «борьба» с самим собой – отлично мотивирует.

Расставить приоритеты

Если вы точно знаете, что с сочинением придется повозиться дольше, чем с примерами, то лучше начать с примеров. Да, опытные таймменеджеры советуют сначала «съедать лягушку», то есть делать самое неприятное, но с уроками это не пройдет. Ребенок расстроится, измучается и у него пропадет все желание делать что-либо еще.

Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры или задачи (алгебра, физика, химия – то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.

Сверяемся

Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать – сведет к нулю все усилия.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сномThe relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часаHomework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измеренийRethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатовHomework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее заданиеHow Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороныДомашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?