История появления улиц бульваров и площадей. Бульварное кольцо

Бульварное кольцо в Москве - это вообще не кольцо. Вот Садовое - кольцо, МКАД - это тоже кольцо, а бульварное названо кольцом наверное оттого, что разбили бульвары на месте разобранной стены Белого города, которая, ограждая городские постройки, подходила с одной стороны к кремлевской стене, а с другой к стене Китай-города, то есть замыкалась она на стены уже существующие, идущие вдоль Москва реки. Соответственно бульварное кольцо разомкнуто как раз в том месте, где протекает Москва река. На севере к бульварному кольцу подходит Цветной бульвар, деля его условно на западную и восточную часть. Ну давайте тогда и разобьем нашу прогулку на две части, чтобы не перегружать. Прогуляемся от Цветного до Яузского бульвара. Давно хотелось запилить постик про бульвары, но оказалось, что там довольно много всего интересного и можно постиков тут делать довольно много, но начнем с такой вот прогулки без какой либо особой цели, так просто общие впечатления. И, как не странно, давно знакомые бульвары стали преображаться, и теперь, поверьте, там есть на что посмотреть...
1. Бульварное кольцо всегда было любимым местом прогулок москвичей. Когда-то в Москве и улиц-то пешеходных не было и люди гуляли исключительно в парках. Самые большие - это конечно же Царицино и Коломенское, но они находятся в жопе довольно далеко от центра. А в центре все было отдано машинам. Потом появился пешеходный Арбат. Что еще? Можно было прогуляться по Красной площади. Теперь трудно себе представить, прогуливаясь по Никольской, что раньше тут приходилось пробираться через припаркованные авто. Но и тогда и теперь на прогуляться и посидеть на лавочках под деревьями москвичи в центре предпочитали на бульварах. Чем еще хорошо бульварное кольцо, так этот тем, что недалеко расположено сразу несколько станций метро: "Кропоткинская", "Арбатская", "Тверская", "Трубная", "Тургеневская". Это делает его доступным для всех, так как почти из любого "спальника" можно доехать до бульваров на метро. Мы стартанули от "Трубной". Трубную площадь более менее привели в порядок, упорядочили движение машин, но почему-то посередине влепили парковку.
В начале Рождественского бульвара стоит долгострой - какой-то непонятный ресторан, который я надеюсь вскоре снесут. Он совершенно тут не к месту. Чем интересен Рождественский бульвар? Тут с внутренней стороны находится Рождественский монастырь, например. Удивительное дело, но внутри я ни разу не был. Надо будет это упущение исправить. С Бульвара видны постройки из красного кирпича за кирпичным же забором.

2. А еще тут симпатичные домики.

3. Чуть дальше Сретенский монастырь, чей симпатичный забор с изразцами выходит на Большую Лубянку. Тоже ни разу там не был. Невысокие здание монастыря совершенно не выделяют его из окружающей застройки. Но это все до недавнего времени. Теперь сюда влепили огроменный храм. Влепили, потому что он кажется тут совершенно чужеродным. Но, приходится признать, что проект довольно удачный. Современное храмостроительство в Москве помимо своей очевидной избыточности имеет еще один недостаток, к проектированию привлекают каких-то криворуких архитекторов, которые видимо занимались раньше проектированием ангаров, ничего сложнее им не доверяли. Унылые формы, совершенно нелепые пропорции. А вот тут все довольно удачно. И даже вся эта богатая облицовка смотрится очень уместно. А поглядите какие купола. Шик. Причем настоящий, а не колхозно-цыганский, как у нас любят. Когда достроят - будет один из красивейших новых храмов Москвы со времен чуть ли не Октябрьской революции...

4. Осень приходит, все. Солнца будет меньше, листья будут тоже скоро все желтые.

5. В конце Рождественского бульвара еще один домик. Тут пара рок-н-рольных кафешек.

6. Смотрите какой тут клевый розовый Кадиллак.

7. Просто прелесть.

8. Нормального перехода на Сретенский бульвар тут нет. Снова надо переходить дорогу, потом еще одну и еще... Это конечно недопустимо совершенно.

9. На Сретенском бульваре деревянные штуки и арки с цветами. За время бесконечных праздников и фестивалей эти арки успели поднадоесть.

10. В начале стоит очень хороший памятник Крупской. Интересно, что я раньше никогда не задумывался кому это памятник, хотя по бульварам прогуливался в свое время довольно часто.

11. Немного пластиковой красоты.

12. Так вот я бы в жизни не подумал, что это памятник Крупской. Ее мы по детским книжкам, которые изучали в школе, помним как такую старушку в окружении детей, по крайней мере такой образ врезался мне в голову. А тут такая стремительная женщина. Очень динамичный памятник. Надеюсь на волне очередной борьбы кого-нибудь с чем-нибудь его не догадаются демонтировать.

13. Какие то средневековые замки показались из за деревьев.

14. В конце бульвара еще один памятник - памятник Шухову. Он с богатыми декоративными элементами вокруг. Такие вот механические штуки из чугунины - круто, правда тут очень любят тусоваться голуби.

15. Рядом роскошнейшее здание - дом страхового общества "Россия" В архитектуре явные итальянские нотки - очень красиво. Уголок Италии в Москве.

16. И тут внезапно оказалось, что сделали переход от Сретенского к Чистопрудному бульвару. Вау! Круто! Раньше, чтобы перейти от одного бульвара до другого надо было 3 раза переходить дорогу, стоя на светофоре, Теперь на Тургеневской площади скверик.

17. С зеленью, лавочками. Тут очень уютно, даже не смотря на близость проезжей части.

18. Как вам такой вид? Кусочек Европы в Москве. Супер.

19. Давно я тут не был. Соврершенно не знал про то, что тут все так вот обустроили.

20. Крутота.

21. Перед павильоном ст.м. " " стоит такая вот инсталляция.

22. Выходим к Чистым прудам. Персонажи произведений Грибоедова взирают на нас с постамента памятника писателю свысока.

23. Чего только не увидишь в Москве. Вот чувачок с ситарой напевает что-то индийское.

24. Чуть дальше памятник Абаю Кунанбаеву. Более 90% людей не знают кто это и чем он знаменит. Я тоже вхожу в это большинство.

25. Еще одно здание, которое надо снести. Ни одного раза не видел, чтобы в это здание хоть кто-то когда-то заходит, что там вообще внутри?

26. А вот этот плавучий ресторан не вызывает отторжения. Может оттого, что он отделан деревом и у него такая прикольная крыша-палатка. Вообще Чистопрудный бульвар один из самых популярных. Не в последнюю очередь за счет того, что тут есть этот небольшой пруд. Вода - всегда успокаивает. Приятно сидеть и глядеть на водную гладь.

27. Внезапно, напротив собрали еще какую-то конструкцию из дерева. Симпатично.

28. В конце бульвара "дом со зверями". Декорирован животными и орнаментами, позаимствованными у Дмитриевского собора во Владимире.

29. Ну и еще там крутое кованное ограждение лестницы. С котиками и совами.

30. И тут начинается. Да да, скоро будет интересно...

31. Здорово, что для велосипедистов стали делать такие напоминающие таблички. Это прежде всего для их же безопасности.

32. Та-даааам! На Хохловской площади, где тысячу лет ничего не было, где была бесконечная то ли стройка, то ли фиг знает что, появилось новое общественное пространство.

33. Тут основной доминантой является кусок стены Белого города. Именно на месте разобранной стены и появилось бульварное кольцо, так что это знаковая руина. Долгое время она была скрыта под навесом и ее вообще не было видно. Теперь вот она, пожалуйста!

34. Вокруг сделали амфитеатр с сидушками. Тут уже много народу, хотя это пространство и не открывал с такой помпой как парк Зарадье. Люди всегда будут там, где хорошо.

35. Супер.

36. А еще тут есть пандус для маломобильных граждан. И вы его не сразу заметите. Он отлично вписался в эти вот бетонные ступеньки. Приглядитесь. Роскошная идея. А вот деревянных сидушек возможно стоило бы сделать чуть больше.

37. Лавочки очень стильные. Хорошая тема - для каждого места притяжения делать свою неповторимую уличную мебель.

38. А еще вдоль бульваров облагородили остановки трамваев. Их раньше вообще не было, а теперь их обособили и подняли. Сделали козырек. Хорошо!

39. Розовые арочки...

40. Достали... Надеюсь они исчезнут в следующем году.

41. Внезапно пролом в ограждении. Помнится несколько лет назад чистили и ремонтировали эти ограждения по всему кольцу. Не надолго его хватило.

42. Фасады зданий вокруг реставрируют.

43. Арочка. =)

44. Переходим с Покровского на Яузский бульвар. Кусочек советского прошлого. Роскошный домик со скульптурами. Их обязательно надо восстановить.

45. Один из новых московских памятников - памятник Расулу Гамзатову. Очень трогательно, что кто-то вот так возложил цветы.

46. За сплошными зарослями деревьев чей то домик.

47. Еще красивый домик.

48.

49. Все, тут бульварное кольцо заканчивается, а работы на бульварах еще продолжаются, хотя обещали все закончить ко дню города. Скоро вот тут в конце Яузского бульвара сделают островок безопасности и переходить к бульвару будет проще.

50. Вот этот фактурный дедушка в халате вышел на балкон и тоже следит за работой строителей, которые укладывают плитку.


Бульварное кольцо благоустраивали в два этапа. В первую очередь в прошлом году отремонтировали внутреннюю – четную сторону бульваров: Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный. В этом году благоустроили внешнюю сторону – нечетную, 10 бульваров кольца, включая Устьинский проезд, Соймоновский проезд и Хохловскую площадь:

  • Покровский бульвар,
  • Яузский бульвар,
  • Никитский бульвар,
  • Тверской бульвар,
  • Страстной бульвар,
  • Петровский бульвар,
  • Рождественский бульвар,
  • Сретенский бульвар,
  • Чистопрудный бульвар,
  • Устьинский проезд,
  • Соймоновский проезд,
  • Хохловская площадь,

  • Бульварное кольцо включает 10 бульваров общей длиной около 10 км. Несмотря на название, замкнутую окружность не образует. На западе заканчивается у площади Пречистенских Ворот, а на востоке - у Большого Устьинского моста.

    Череда бульваров появилась в центре города в конце XVIII века, после того как по указу Екатерины II разобрали стены Белого города, возведенные в конце XVI века.
    Стена укреплений с 27 мощными башнями начиналась от Москвы-реки в районе храма Христа Спасителя и заканчивалась на месте впадения Яузы в Москву-реку.

    В 2017 году благоустроили 8,19 км бульваров общей площадью 11,25 га . Самый длинный ремонтируемый участок – Яузский бульвар протяженностью 1,2 км . На тротуарах уложили 61,826 тыс. кв. м гранитной плитки. Больше всего плитки теперь на Покровском бульваре – 10 тыс. кв. м . На всех бульварах заменили опоры основного освещения. Установили в общей сложности 431 опору и 66 торшерных светильников. Новые торшеры появились на Гоголевском бульваре – 46 штук и Хохловской площади – 13 .

    В этом сезоне в зеленом поясе не высаживали деревья, новые саженцы посадили лишь на Чистопрудном бульваре – 38 штук и Хохловской площади – 34 . Зелени добавят Чистопрудному бульвару весной кустарники. Здесь их посадили 1532 , а всего на Бульварном кольце высадили 2150 кустарников. На Петровском бульваре отремонтировали фасады четырех зданий и пять фасадов на Рождественском.

    Гоголевский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Гоголевский бульвар

    Гоголевский бульвар проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Первоначальное название - Пречистенский бульвар, по расположенной неподалеку улице . В 1924 году в честь 115-летия великого писателя Николая Гоголя бульвар переименовали в Гоголевский.

    Протяженность благоустройства на Гоголевском бульваре составила 700 м , а общая площадь ремонта – 1,8 га . Тротуары, площадью 7,6 тыс. кв. м , замостили гранитной плиткой. На внешней стороне бульвара привели в порядок фасады трех домов. Фонарные столбы заменили на новые, установили 65 опор основного освещения и добавили света 46 торшерными светильниками.

    Ориентироваться пешеходам помогают пять навигационных стел. Для комфортного отдыха расставили лавочки и урны – 72 штуки. Остановки общественного транспорта заменили на четыре новых модуля, где пассажиры могут подзарядить гаджет и выйти в интернет через Wi-Fi.

    Покровский бульвар

    Фото: портал Москва 24/Никита Симонов/Покровский бульвар

    Покровский бульвар расположен в Басманном районе Центрального округа Москвы. Назван по улице Покровка и Покровским Воротам Белого города. Проходит от Хохловской площади до улицы Воронцово Поле (Яузского бульвара). До 1760 года на месте бульвара стояла стена Белого города, после ее сноса территория стихийно застраивалась постройками, которые были уничтожены пожаром 1812 года. В 1820-х годах здесь разбили зеленый бульвар.

    Покровский бульвар длиной 800 м замостили гранитной плиткой. Каменным покрытием выложили 10,3 тыс. кв. м . Провода разных систем коммуникаций убрали под землю. Длина проводов в кабельной канализации составила 20,6 км , для обслуживания кабельной канализации обустроили 110 кабельных колодцев. Установили 62 опоры основного освещения и три навигационные стелы для пешеходов. На бульваре высадили 238 кустарников и расставили 100 лавочек и урн. Ждать общественный транспорт стало комфортнее после того, как поставили четыре современных остановочных модуля.

    Яузский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Яузский бульвар

    Яузский бульвар проходит от улицы Воронцово Поле и Подколокольного переулка до площади Яузские Ворота. Бульвар был обустроен в 1824 году после пожара 1812 года.

    По Яузской дороге 2 сентября 1812 года отступала русская армия, поэтому район бульвара оказался центром пожара и выгорел дотла. На месте сгоревших построек разбили бульвар, который доходил только до Петропавловского переулка. Несмотря на высочайшие указы, последний участок бульваров от Петропавловского переулка до площади Яузские Ворота оказался плотно застроен и не был расширен даже в советский период.

    Яузский бульвар − один из самых длинных на Бульварном кольце. Его длина − 1,2 км . Здесь благоустраивали площадь размером 1,1 га . Провода убрали в кабельную канализацию протяженностью 13, 8 км . Гранитное мощение тротуаров составило 4,3 тыс. кв. м . В темное время бульвар теперь освещают 55 опор основного освещения. Пешеходам помогают ориентироваться четыре новые навигационные стелы. Пассажиры ждут общественный транспорт на новых остановках общественного транспорта. На бульваре поставили четыре остановочных модуля. Вдоль тротуаров расставили 84 лавочки и урны.

    Никитский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Никитский бульвар

    Никитский бульвар проходит от площади Арбатские Ворота до площади Никитские Ворота. Название получил по женскому Никитскому монастырю, основанному в XVI веке боярином Никитой Романовичем Захарьевым-Юрьевым, дедом царя Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых.

    Никитский монастырь дал название воротам Белого города. В конце XVII века стены и ворота Белого города сравняли, а в начале 20-х годов XIX века на его месте разбили бульвар, получивший название Никитский. Монастырь упразднили в середине 1920-х годов. Его постройки разобрали к 1933 году. В 1950 году бульвар переименовали в Суворовский. В 1993 году историческое название вернули.

    Никитский бульвар благоустраивали на протяжении 700 м . Длина подземной кабельной канализации, куда убрали провода, составила 7 км . Гранитной плиткой покрыли 3,4 тыс. кв. м поверхностей тротуаров. Отремонтировали четыре фасада зданий, расположенных на бульваре. Установили новые опоры освещения − всего 30 . Две навигационные стелы дают информацию о местонахождении пешеходам. Здесь поставили новый модуль автобусной остановки, а вдоль пешеходной части расставили 18 лавочек и урн.

    Тверской бульвар

    Фото: портал мэра и правительства Москвы

    Тверской бульвар − самый длинный на Бульварном кольце. Проходит от площади Никитских Ворот до Пушкинской площади. Бульвар проложили летом 1796 года, а до этого в 1782 году снесли стену Белого города. Осенью 1812 года во время пожара дома по обеим сторонам бульвара сильно пострадали, а на самом бульваре был устроен лагерь французских солдат, которые вырубили на топливо почти все деревья. Через короткое время бульвар восстановили и построили беседки, мостики и фонтаны.

    В 1880 году в конце бульвара установили памятник Александру Пушкину. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки, в 1911 году конку заменили трамваем. В конце XIX века на бульваре появились доходные дома в стиле эклектики и модерн. В 1946 году по проекту архитектора Виталия Долганова бульвар был перепланирован и благоустроен.

    Около 900 м Тверского бульвара благоустроили по программе "Моя улица" в 2017 году. Линии воздушных проводов убрали под землю, протяженность кабельной канализации составила 11 км . Гранитной плиткой вымостили 5 тыс. кв. м тротуаров. Установили 37 опор основного освещения и 15 "торшеров". Расставили 47 лавочек и урн, установили две навигационные стелы. Для комфортного ожидания общественного транспорта поставили три современные автобусные остановки.

    Страстной бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Страстной бульвар

    Страстной бульвар − в Тверском районе Центрального округа Москвы, проходит от Пушкинской площади до площади Петровские Ворота. В XIX веке одну половину бульвара занимал Страстной монастырь, снесенный в 1938 году, а на другой, от Большой Дмитровки до Петровки, была сформировавшаяся в XVIII веке Сенная площадь. В 1820-е годы бульвар засадили двумя рядами деревьев.

    Страстной бульвар протяженностью 500 м замостили 3,6 тыс. кв. м гранитной плитки. Провода убрали под землю в кабельную канализацию длиной 5,3 км . Вместо старых фонарных столбов поставили 20 новых опор основного освещения. Для ориентира пешеходов возвели две навигационные стелы. Расставили 17 лавочек и урн и поставили одну автобусную остановку.

    Петровский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Петровский бульвар

    Петровский бульвар расположен между площадями Петровские Ворота и Трубной. Назван в 1820-х годах по улице и площади Петровских Ворот, от которых спускается к Трубной площади.

    Бульвар проложен в начале XIX века на месте снесенных в 1780-х годах стен Белого города. Во время пожара 1812 года многие дома и деревья здесь сгорели. В 1818 году бульвар был восстановлен. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки, которую в 1911 году заменили трамваем. В начале 1941 года пустили троллейбус, и в 1963 году с бульвара убрали трамвайную линию.

    На Петровском бульваре протяженностью 500 м воздушные провода сняли и убрали под землю в кабельную канализацию. Ее протяженность составила 7,5 км . Тротуары на бульваре замостили гранитной плиткой − всего 2,5 тыс. кв. м . Отремонтировали четыре фасада зданий. Установили 29 опор основного освещения, расставили 17 лавочек и урн, поставили одну пешеходную навигационную стелу и одну автобусную остановку.

    Рождественский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Рождественский бульвар

    Рождественский бульвар проходит от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. Современное название получил в начале XIX века по улице Рождественка, к которой примыкает, и по Богородице-Рождественскому женскому монастырю.

    Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастыри. После сноса стен Белого города в 1760 году, несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары, место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. Во время пожара 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Зеленый бульвар был обустроен в 1820-е годы.

    Протяженность благоустройства на Рождественском бульваре составила полкилометра . Гранитной плиткой выложили пешеходную часть площадью 2,3 тыс. кв. м . Кабельную канализацию проложили под землей, куда убрали провода длиной 7,6 км . Отремонтировали фасады пяти домов. А вместо старых фонарей поставили 21 опору основного освещения. Вдоль тротуаров расставили 17 лавочек и урн.

    Сретенский бульвар

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Сретенский бульвар

    Сретенский бульвар проходит от площади Сретенские Ворота до Тургеневской площади. Он создан в 1830 году на месте снесенных в 1780-х годах стен Белого города и получил название по близлежащей улице Сретенке. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки. В 1911 году ее заменили трамваем. В 1952 году бульвар реконструировали: высадили новые деревья, разбили клумбы. В 1971 году убрали трамвайную линию.

    На Сретенском бульваре протяженностью 500 м уложили гранитную плитку, площадь мощения составила 2,5 тыс. кв. м . Провода убрали в кабельную канализацию длиной 4,6 км . Установили новые фонарные столбы – 14 опор и три "торшера". Для пешеходов поставили одну навигационную стелу и расставили 27 лавочек и урн.

    Чистопрудный бульвар

    Фото: Портал мэра и правительства Москвы/Чистопрудный бульвар

    Чистопрудный бульвар находится между площадями Мясницкие Ворота и Покровские Ворота. Местность, занимаемая бульваром, известна с XVI века, когда здесь обосновались скотобойни − "Животинный двор", позже "Государев боевой двор". Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а ближайшее болото, куда сбрасывались ее отходы, прозвали Поганым прудом. Из болота вытекал ручей Рачка, протекавший на юг и впадавший в Москву-реку у Воспитательного дома.

    Мясная торговля на Мясницкой была свернута в 1710 году. После пожара 1812 года остатки стены Белого города были снесены, пруд − очищен, а в торцах образовавшегося бульвара выстроено два гостиничных здания.

    В конце XIX века бульвар застроен трех-четырехэтажными доходными домами, в 1945−1952 годах большинство этих домов было надстроено до шести-семи этажей с сохранением общего архитектурного облика.

    На Чистопрудном бульваре длиной 1 км замостили гранитной плиткой 5,7 тыс. кв. м тротуаров. Отремонтировали фасады шести зданий. Установили новые опоры освещения − всего 48 . Вдоль пешеходных дорожек расставили 45 лавочек и урн. Высадили 38 деревьев и 1532 кустарников. Поставили одну новую автобусную остановку.

    Устьинский проезд

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Устьинский проезд

    Устьинский проезд идет от улицы Солянка и Яузской улицы до Большого Устьинского моста. Проезд соединяет Бульварное кольцо с Замоскворечьем. Проходит вдоль площади Яузских Ворот. Назван по находящемуся вблизи устью Яузы. Проезд известен с XIX века.

    В Устьинском проезде протяженностью 300 м замостили тротуары гранитной плиткой – 2,2 тыс. кв. м . Проложили водосточные сети. Установили семь новых опор основного освещения. Для пешеходов поставили две навигационные стелы. Расставили 10 лавочек и урн. На проезде появилась одна современная автобусная остановка.

    Соймоновский проезд

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/Соймоновский проезд

    Соймоновский проезд − улица в центре Москвы, в начале Бульварного кольца, между Пречистенской набережной и площадью Пречистенские Ворота. Проезд соединяет Бульварное кольцо с набережной Москвы-реки на западе так же, как Устьинский проезд на востоке.

    Название получил по фамилии домовладельца второй половины XVIII века, тайного советника Михаила Соймонова, одного из организаторов горного дела в России. С 1888 по 1923 год назывался Лесным переулком. В 1923 году прежнее название вернули, чтобы устранить одноименные названия.

    Тротуары в Соймоновском проезде протяженностью 300 м замостили гранитной плиткой, площадь мощения составила 11,6 тыс. кв. м . Провода убрали под землю, в кабельную канализацию спрятали 11,1 км проводов. Проезд стал значительно светлее, здесь установили[ B] 43 опоры основного освещения. В помощь пешеходам – три навигационные стелы. Расставили 32 лавочки и урны. Для более комфортного ожидания автобусов установили пять новых остановочных модуля с розетками и выходом в интернет.

    Хохловская площадь

    Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

    Хохловская площадь находится между Покровским и Чистопрудным бульварами, недалеко от улицы Покровка. В конце XVI века вдоль площади проходила стена Белого города, построенная по проекту зодчего Федора Коня. К концу XVIII века при Екатерине II обветшавшую крепость окончательно разобрали на кирпичи, а на ее месте начало формироваться Бульварное кольцо. С XVII века употребляется название Хохловский переулок − по местности Хохлы, или Хохловка, в которой селились украинцы. По всей вероятности, происхождение названия связано с близостью к улице Маросейке, где в то время находилось Малороссийское (Украинское) подворье.

    Площадь благоустройства Хохловской площади составила около 300 метров . Здесь создали первый подземный амфитеатр площадью 694 кв. м у подножия пятисотлетней стены Белого города. Восстановили фрагмент исторической стены длиной 64 м . Позади нее возвели глухую стену из бетона, напоминающего натуральный черный камень, специально для укрепления нижнего яруса. Подпорную стену сделали зеленой, вертикально посадили 352 куста.

    Пешеходную зону вокруг амфитеатра и внутри замостили не гранитной плиткой, а специальным материалом из безопасных природных и искусственных компонентов − песка, стекла, каменной крошки и вяжущей эпоксидной смолы. Покрыли 2,5 тыс. кв. м . Освещают площадь 13 торшерных светильников. На верхнем ярусе посадили 34 дерева, установили одну информационную навигационную стелу, расставили лавочки и урны − всего 18 .

    И только спустя века, когда трафик в городе стал более напряженным, стены были снесены и на их месте разбили бульвары - улицы с аллеями. Позднее их обустроили лавочками для отдыха, осветили фонарями. И сейчас бульвары выполняют те же функции, что и столетия назад, однако, из-за постоянного увеличения количества автомобилей на улицах Москвы, было решено сделать Сретенский бульвар проезжим. Все же, несмотря на это, Бульварное кольцо остается любимейшим прогулочным маршрутом москвичей и гостей столицы.

    Но, обратимся немного к истории этого знаменитого прогулочного маршрута. Знаменитое «Бульварное кольцо», образовано десятью бульварами и по форме напоминает, скорее, подкову, упирающуюся в набережные Москва-реки. История его восходит к середине XVI века, когда для защиты Большого Посада, давно вышедшего за границы Китай-города, был насыпан земляной вал, на котором, по приказу сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, в 1585 году было начато строительство крепостной стены, получившей название Белый город.

    Говорят, что о том, как выглядела стена Белого города, можно составить представление по Смоленской крепостной стене, которая была построена вслед за Белгородской под руководством того же самого зодчего. Общая протяженность стен Белого города составила 10 километров, высота – 10 метров и шириной 4-6 метров.

    К началу XVIII века стена утратила фортификационное значение и стала разбираться на кирпич. Разборку стен курировал Каменный приказ. При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья и кустарники.

    Несмотря на снос стен, ворота с башнями еще некоторое время стояли. Назывались они точно также, как большинство современных бульваров. Собственно бульвары и прилегающие переулки получили названия по воротам и башням: Яузские, Покровские, Фроловские (Мясницкие), Сретенские, Дмитровские, Петровские, Тверские, Никитские, Арбатские, Чертольские (Пречистенские), Всехсвятские (Водяные). После сноса ворот образовались площади. Последними, в 1792 году, были снесены Арбатские ворота.

    Названия московских площадей сохранили память о разрушенных башнях-воротах: Площадь Пречистенские Ворота, Площадь Арбатские Ворота, Площадь Никитские Ворота, Площадь Сретенские Ворота, Площадь Мясницкие Ворота, Площадь Покровские Ворота, Площадь Яузские Ворота. Нынешняя Пушкинская площадь долгое время именовалась площадью Тверских ворот. Сюда же следует отнести Белгородский проезд.

    Несмотря на свое название, Бульварное кольцо не замкнуто, оно ограничено с юга Москвой-рекой. Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м).

    Традиционно прогулку по Бульварному кольцу начинают на Гоголевском бульваре, рядом со станцией метро Кропоткинская и Кропоткинской площадью, где некогда стояли Чертольские ворота Белого города, с 1658 года переименованные в Пречистенские, по имени улицы, ведущей к иконе Пречистой Божьей Матери в Новодевичьем монастыре. До 1924 года и бульвар назывался Пречистенским, но был переименован в Гоголевский в период празднований 115-летия великого русского писателя. Заканчивается он на Арбатской площади, одной из самых старых площадей Москвы.

    Пройдя дальше, мы попадаем на Никитский бульвар, в 1950 году он был ненадолго переименован в Суворовский. Ранее здесь был женский Никитский монастырь. Монастырь был упразднён в середине 1920-х годов, а постройки разобраны к 1933 году,сохранился только корпус келий. На месте монастыря в 1935 году было построено здание электроподстанции метрополитена.

    Тверской бульвар всегда являлся местом прогулок тех, кто хочет «и себя показать и других посмотреть», да и обустроен он был лучше остальных. Он состоит из главной аллеи и более тенистой – боковой. В конце бульвара, с 1880 по 1950 год, стоял памятник Пушкину. Позднее его перенесли на Пушкинскую площадь, перейдя которую, мы попадаем на Страстной бульвар, начинающийся за зданием кинотеатра «Россия», открытым в 1961 году.

    Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м)

    От Страстного, до Трубной площади, идет Петровский бульвар, длина которого 449 метров. В пожар 1812 года многие дома и деревья на бульваре сгорели. В 1818 году бульвар был восстановлен. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки, в 1911 году заменённую трамваем. В начале 1941 году пустили троллейбус. В 1947 году бульвар ограждён красивой чугунной решёткой, а вход на него с Трубной площади украшен двумя гранитными постаментами с чугунными вазонами. В 1963 году с бульвара убрали трамвайную линию.

    Сретенский бульвар, примечательный тем, что по его внешней стороне сохранился откос - остаток крепостного вала. Назван в 1830-х гг., как начинающийся от площади на месте Сретенских ворот Белого города. В конце бульвара находится станция метро «Тургеневская» и открытая в 2007 году станция «Сретенский бульвар».

    Через площадь Мясницких ворот кольцо продолжается 822-метровым Чистопрудным бульваром, который по праву может называться самым элегантным. Обрамленный светильниками и каменными скамьями, гранитный барьер памятника Грибоедову, открывает зелёные аллеи бульвара, второго по площади после Тверского. Поначалу украшающие бульвар пруды назывались Погаными, так как от них смердело отбросами забитого скота. Но купивший земли неподалеку и очистивший пруды любимец Петра Великого – князь Меньшиков, строжайше запретил их загрязнять, после чего они стали Чистыми. Свечой возвышается над бульваром собор Гавриила Архангела (Меншикова башня), также выстроенный по приказу всесильного фаворита Петра.

    Самый молодой бульвар - Покровский; дело в том, что до 1891 г. на его отрезке до Казарменного переулка располагался просторный плац Покровских казарм. Плац окончательно был ликвидирован только в 1954 г., после чего аллею трансформировали в полновесный бульвар.

    Яузский бульвар - самый укромный и тихий. Он расположен вдали от шумных магистралей и кварталов.Впрочем тихим и комфортным этот район был всегда.

    В XIV-XV веках через Яузские ворота проходила дорога на Коломну и Рязань, севернее ее располагались великокняжеские сады, а к юго-востоку Васильевский луг. Возле нынешнего бульвара в XVII веке существовала стрелецкая слобода полка Воробина (Николоворобинские переулки), а ниже, у Яузы - слобода серебряников (мастеров монетного двора), увековеченная в названии Серебрянической набережной. Здесь находились дворы купцов, офицеров, подьячих и церковного причта. По другую сторону крепостной стены, внутри Белого города, обосновалась знать - Юсуповы, Еропкины, выдающийся русский государственный деятель Ф. А. Головин и другие. К концу XVIII века здесь появляются дворы Г. А. Потёмкина-Таврического, княгини Щербатовой, вытесняя низшие сословия на окраину города.

    Златоглавая столица - это огромное количество возможностей для поклонников пеших городских прогулок. Множество спрятанных двориков, в которых приятно посидеть летним днём, в одиночестве или с компанией. В путеводителях Москвы можно найти исчерпывающее руководство в духе «Посмотрите направо - вы увидите одну достопримечательность, посмотрите налево - а вот еще одна». А теперь просто опустите глаза под ноги - если в этот момент вы случайным образом оказались на Бульварном кольце, то вам повезло, и только что вы увидели еще одну интересную достопримечательность.


    Бульварное кольцо сначала может показаться малоинтересным иностранным гостям Москвы - на нем нет вроде бы ничего выдающегося, чтобы было всемирно известно или бросалось в глаза. Однако это вовсе не так, поклонники истории и архитектуры могут узнать и увидеть на этих улочках много интересного. Бульвары так же любимы жителями столицы, по ним можно совершить прогулку и немного отдохнуть во время выходных или после трудового дня.

    Из далекой Франции...

    Слово «бульвар» далеко не сразу приобрело свое значение, и несколько веков назад произнеся в разговоре фразу «мы вечером прогулялись по бульвару», вы могли бы довольно сильно удивить собеседника. Дело в том, что до 17 века слово boulevard означало крепостное укрепление, стену, ширина которой, конечно, позволяла прогуляться по ней, но разве что только городским стражникам. Хотя, если немного углубиться в историю возникновения Бульварного кольца, то может стать понятным, почему его стали называть именно так.

    Из общей истории Бульварного Кольца

    Почему Кольцо называют Кольцом, выяснить до сих пор не удалось ни историкам, ни архитекторам. Возможно, все дело в благозвучности, а на деле же десять бульваров, общей протяженностью около девяти километров, имеют форму подковы и не замыкаются в окружность. Бульварное кольцо было основано на месте стен старого Белого города, защитного сооружения, которое было заложено Федором Иоанновичем, сыном Ивана Грозного, в 1585 году. Толщина стен составляла 5-6 метров, а общая протяженность сооружения достигала 10 километров. Разумеется, постройка была не абсолютно глухой и в местах пересечения с улицами были возведены ворота. Так появилось одиннадцать ворот: Васильевские, Яузские, Покровские, Мясницкие, Сретенские, Петровские, Тверские, Никитские, Арбатские, Трёхсвятские и Пречистенские, которые изначально назывались Чертольскими. Стена выполняла защитные функции относительно недолго - чуть больше двух веков. После этого стены начали ветшать и разрушаться, и в 1796 году часть сооружения была разобрана, и на ее месте, подражая Европе того времени, была создана аллея с зелеными насаждениями. Первым был основан Тверской бульвар, который по праву считается «родоначальником» всего Кольца. Окончательно уничтожила фортовое сооружение война 1812 года, и к 1820 году уже по всем девяти бульварам были высажены деревья и кусты, установлены чугунные ограды.

    Как и положено горожанам, жители Москвы далеко не сразу приняли и полюбили нововведение, и хоть какую-то популярность бульвары приобрели только к концу 19 века. Способствовал этому запуск конки, маршруты которой чуть позже были заменены трамваями. Почти во всех путеводителях можно найти информацию о том, что Бульварное кольцо пережило много военных действий и противостояний: баррикады начала 20 века, революцию 1917 года, Великую Отечественную Войну. Кстати, на время военных действий к Бульварному кольцу вернулась защитная функция: на его улицах размещались аэростаты воздушной обороны и зенитки.

    Пик популярности, когда бульвары стали использовать для прогулок, пришелся на послевоенное время, правда для восстановления былой красоты пришлось высадить более трех тысяч деревьев и более ста тысяч кустарников.

    В наши дни постоянно ведется благоустройство аллей: высаживаются сезонные цветы, ставятся детские площадки. Увы, если учитывать почти постоянные пробки столицы, то удовольствие от прогулки по Кольцу можно получить только в тот момент, когда гуляющий не зажат между двух пробок - рано утром или поздно вечером.

    Прогулка по бульварам

    У каждого из десяти бульваров есть своя история, знают которую чаще всего только экскурсоводы. Но ведь всегда можно ситуацию исправить - давайте посмотрим, что есть особенного на каждом из бульваров и какие интересные исторические факты можно узнать об этих пешеходных улицах.


    (Тверской бульвар, 1825 год)

    Из десяти бульваров, Тверской, пожалуй, самый известный среди туристов и гостей столицы. Улица берет свое начало от Никитских ворот, где начинается нумерация домов и заканчивается Пушкинской площадью, с основной улицы путешественники смогут попасть в несколько переулков: Сытинский и Богословский, а также на Большую Бронную. Структура бульвара представлена центральной основной аллеей и боковой.

    Официальной датой основания Тверского бульвара принято считать 1796 год, последняя капитальная реконструкция проводилась в 1947 году. Общая протяженность улицы составляет 872 метра - это самый длинный бульвар из всех московских. Изначально улица была засажена березами, но деревья не прижились и было решено посадить липы. Чуть позже из растительности появились клены, пенсильванский ясень, дубы, ель и туя.

    Именно здесь был установлен один из самых известных монументов Москвы - памятник А.С. Пушкину. Деньги на памятник собирались по подписке, установка произошла в конце 1880 года. На открытии побывало множество известных людей, в том числе произносили речи Тургенев и Достоевский. Немного позже памятник был перенесен на Пушкинскую площадь и стал местом встреч, одним из самых известных в Москве. Приблизительно в это же время была проложена по Тверскому бульвару конка, которая впоследствии была заменена трамвайными путями. 20 век тоже принес свои изменения: на бульваре появились впервые книжные базары, которые со временем стали традиционными, был разбит сквер на месте целого квартала снесенных домов, а в конце столетия открыт первый в Москве Макдональдс.

    Архитектурное разнообразие построек до сих пор не перестает восхищать архитекторов и поклонников истории. Несмотря на то, что самые старшие дома относятся по времени строительства к 18-19 веку, среди построек можно встретить большое разнообразие архитектурных стилей. Из архитектурных памятников на бульваре сохранился музей-усадьбы Голицыных, литературный университет им. Горького, дом Камерного театра и дом № 17, который некогда принадлежал известному богачу В. П. Осташевскому.

    Гоголевский бульвар

    Еще одним известным среди туристов местом, которое многие считают самым красивым из всех бульваров Москвы, стал Гоголевский бульвар. Начинающийся от Пречистенских ворот и заканчивающийся Арбатскими воротами, бульвар протянулся на 750 метров и занимает третье место по протяженности среди московских бульваров. Изначально эта улица носила название Пречистенского бульвара, а в 1924 году, когда город отмечал 115-летие великого русского писателя Н. В. Гоголя, бульвар был переименован. Гоголевский бульвар имеет очень интересное трехступенчатое рельефное строение, причиной этого стало то, что у ручья Чертороя были неодинаковые по высоте берега.

    Поклонники архитектуры и памятников найдут для себя на бульваре много интересных объектов. Оправдывая называния, со стороны Арбатских ворот расположен памятник Н. В. Гоголю, а в середине бульвара расположен довольно необычный памятник Михаилу Шолохову, созданный по проекту А. Рукавишникова. Монумент представлен лодкой, в которой сидит писатель, а по разным сторонам от его транспорта расположены лошади, плывущие в разные стороны. Согласно идее, воплощенной в камне, животные символизируют «красных» и «белых» времён Гражданской войны. Самые отчаянные скалолазы могут попробовать залезть к Шолохову в лодку, которая расположена на достаточно большом возвышении, или посидеть на головах лошадей, «торчащих» из водного потока.

    По нечётной стороне бульвара расположены усадьбы П. Ф. Секретарёва (дом 5/2) и П.П. Хрущёва (дом 31), которые включены в фонд архитектурного наследия. На четной стороне улицы расположены усадьба Лодыженских-Столыпина (дом 2/1/18), дом-усадьба князя И.М.Оболенского - И.И.Некрасова (дом 4/3), а в 14 доме находилась усадьба Е.И. Васильчиковой.

    Никитский бульвар

    Продолжая Гоголевский бульвар, от Арбатских ворот начинается Никитский бульвар, образованный в 1820-ых годах. Общая протяженность бульвара составляет 520 метров, с 1950 по 1993 год улица называлась Суворовским бульваром. Особенностью нумерации домов улицы является то, что дома начинаются не с первого, а с пятого, что порой сбивает с толку приезжих. Это объясняется тем, что в шестидесятых годах двадцатого столетия на месте первых домов был построен транспортный тоннель.

    В доме под номером семь расположен музей имени Н.В. Гоголя - именно здесь русский классик жил довольно продолжительное время, а также это здание печально известно тем, что именно в нем Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». На территории музея открыта научная библиотека, а коллекции постоянных выставок содержат уникальные экспонаты: редкие документы и книги, личные вещи, фотоматериалы, археологические находки. Другим довольно интересным зданием является дом номер 13, построенный архитектором К.К. Кайзером. Изначально в нем располагалось Общество распространения знаний между образованными женщинами, после чего дом принадлежал частной гимназии Е.Н. Долу. В 1920 году здание занял медико-фармацевтический комбинат, который был преобразован в Московский фармацевтический институт.

    Огромное значение для современной культуры имеет дом 8а, который много лет назад принадлежал князю Гагарину. В наши дни там расположен Дом журналиста, который зачастую сокращенно называют «Домжур». На территории Центрального Дома Журналиста проходят показы интеллектуального кино, выставки, тематические вечера и концерты.

    Петровский бульвар

    От Петровских ворот до Трубной площади проходит Петровский бульвар, названный так из-за Высоко-Петровского монастыря, с которого начинается улица. Общая протяженность Петровского бульвара составляет 449 метров, нумерация домов начинается от Петровских ворот. С бульвара путешественники смогут попасть в 3-ий Колобовский переулок и Крапивенский переулок.

    За продолжительную историю облик бульвара претерпел несколько существенных изменений. Основанный в начале 19 века, бульвар сильно пострадал во время пожара 1812 года, когда было уничтожено большое количество зданий и растений Петровского бульвара. На восстановление облика улицы ушло почти шесть лет. В этот промежуток времени улицу стали заселять в основном купцы, что сделало бульвар неофициальными торговыми рядами. Из-за новых жителей изменился и характер возводимых домов. Стремясь во многом сэкономить, купцы стали строить относительно высокие здания с узкими и иногда неудобными лестницами. В начале 19 века существенно расширили Трубную площадь и построили так называемые парадные входы на Петровский, Цветной и Рождественский бульвары. В 1941 году по бульвару был впервые пущен троллейбус.

    В доме номер 6-8 расположен любопытный образец архитектуры времен царствования Павла I. Этот дом принадлежал историографу Татищеву, потом дом перешел во владение обрусевших французов Катуар. А дом номер 17, который бросается в глаза своей изящной архитектурой и яркой отделкой, принадлежал торговцу вином Депре.

    Покровский бульвар

    Это самый молодой бульвар, он появился только в 1891 году. Улица начинается с Хохловской площади и заканчивается Воронцовской улицей, которая в свою очередь переходит в Яузский бульвар. Покровский бульвар был довольно продолжительное время не очень благоустроен, и только в 1911 году здесь был пущен трамвай, проведено озеленение.

    Вдоль аллей в первой половине 20 века были посажены липы, березы, жимолость, тополя, лиственницы, а также поставлено 13 скамеек на каменных пъедесталах. На бульваре раньше располагался станинный Межевой садик, который был позже переименован в Милютинский сад. На территории садика устраивались танцы, спектакли, массовые игры. В настоящее время там расположена детская площадка.

    Вдоль бульвара расположено несколько интересных зданий, которые несомненно заслуживают внимания. Недалеко от Покровских ворот расположено здание бывшей гостиницы «На покровских воротах»», которое было признано памятником архитектуры, но в настоящее время находится, к сожалению, в довольно плачевном состоянии. Если немного свернуть в сторону от бульвара и пройтись немного по Покровке, то можно увидеть невысокое красивое здание небесно-голубого цвета -это усадьба Апраксиных-Трубецких (архитектурный памятник 18 века). Если побродить по переулкам, то можно увидеть церковь Вознесения Христа в Барашах и церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах, а на Покровских воротах находится церковь Троицы Живоначальной на Грязях.

    На самом Покровском бульваре находится памятник Н.Г. Чернышевскому, автору философского романа «Что делать?». Длинный дом номер три по бульвару - это казармы, общая протяженность которых составляет более ста метров. Девятый дом - это бывшая усадьба Крестовниковых, а дом 11 признан самым лучшим памятником зрелого классицизма, здесь расположен дом Дурасовых.

    Рождественский бульвар

    Этот бульвар по сути своей является пятисотметровым крутым склоном, который некогда спускался к берегам реки Неглинка. Свое название улица получила благодаря Богородице-Рождественскому женскому монастырю, территория которого располагалась на месте нынешней Трубной площади.

    Пожар 1812 года почти полностью уничтожил внешнюю сторону бульвара, на которой были расположены лавки. Внутренняя стороны бульвара осталась в целости, однако бульвар пришлось восстанавливать все равно. В 1820 году было проведено озеленение улицы.

    На протяжении советского времени, бульвар неоднократно пытались перестраивать, порой не заботясь о культурной и эстетической стороне жизни. Так, стоявший здесь фонтан был разобран, а на его месте был установлен общественный туалет, а через Трубную площадь собирались проводить эстакаду. Печальную известность бульвар приобрел еще и благодаря 6 марта 1953 года, когда тут произошла давка людей, пришедших проститься со Сталиным.

    Архитектура бульвара - это мозаика из эстетики прошлых веков и прогресса настоящего времени. Например, по нечетной стороне в доме номер три расположен огромный бизнес-центр «Легенды Цветного», который можно увидеть издалека и уж точно невозможно не заметить вовсе. Большинство старых домов - это доходные дома известных людей, время строительства зданий - конец 19 - начало 20 веков.

    Сретенский бульвар

    Один из самых короткий бульваров, его протяженность составляет всего 214 метров. Улица берет свое начало от Сретенских ворот и заканчивается Тургеневской площадью. От Сретенского бульвара путешественники смогут попасть в Милютинский, Фролов и Костянский переулки. Датой основания бульвара принято считать 1830 год, застройка улицы проходила довольно быстрыми по тем временам темпами. К 1850 году вдоль Сретенского бульвара было расположено уже 17 домов, из которых только пять было выполнено из дерева, остальные – каменные. В 1880 году была проведена линия конки, которая позже была заменена трамваем.

    В 1976 на бульваре был установлен памятник Н. К. Крупской, созданный архитектором В.Л. Воскресенским и скульпторами Белашовыми. В 2008 году на этой же улице появился памятник В.Г. Шухову авторства скульптора С. Щербакова.

    Из архитектуры здесь можно посмотреть на несколько красивых жилых домов разного времени создания. Дом номер 9 был создан в 1924-1920 годах, под руководством архитектора Н.И. Жерихова, дом 4/19 строился в 1927 году под руководством Л.С. Животовского. В доме под номером пять располагался жилой дом Наркомата связи СССР, а в настоящее время там находится гостиница «Связист плюс».

    Страстной бульвар

    Страстной бульвар - тоже рекордсмен в своих показателях. Он является самым широким из всех бульваров кольца, его ширина составляет 123 метра. Нумерация домов и начало бульвара идет от Пушкинской площади и заканчивается Петровскими воротами. Свое название улица получила в честь монастыря Страстной иконы Божия Матери.

    В 19 веке бульвар был условно «поделен» несколько необычным образом. С одной стороны был расположен монастырь, а с другой - Сенная площадь, известная тем, что днем здесь активно шла торговля сеном, а по вечерам и ночам работали нечистые на руку дельцы. С другой стороны, такое сочетание высокодуховного и весьма обыденного в Москве было всегда, и удивляться этому уже не приходится.

    Страстной бульвар известен также своими тремя памятниками. В начале улицы, непосредственно на Пушкинской площади, расположен памятник Пушкину, в середине бульвара можно обнаружить памятник С.В, Рахманинову, установленный в 1999 году, а пройдя до конца бульвара путешественники увидят установленный в 1995 году памятник Владимиру Высоцкому.

    Фактически, каждый дом, построенный вдоль бульвара - это памятник архитектуры, расписать историю каждого практически невозможно. Особое внимание можно уделить дому номер 15\29, в котором располагалась Екатерининская больница, дом номер 4, в котором располагался доходный дом князя К.А. Горчакова и 16\27 - «Петровская гостиница», которая неоднократно правда перестраивалась, но известна тем, что это бывшее здание Высоко-Петровского мужского монастыря.

    Чистопрудный бульвар

    Про это место знают даже те, кто ни разу не гулял по Бульварному кольцу и на память не могут перечислить все бульвары, входящие в его состав. Чистопрудный бульвар - это одно из самых известных мест Москвы, в котором никогда не бывает тихо и безлюдно. Большой пруд с птицами и прокатом лодок, большое количество магазинов и ресторанов, уличные музыканты и тематические выставки - все это как магнитом притягивает сюда жителей и гостей столицы.

    Начало бульвар берет от Мясницких ворот, откуда идет нумерация домов, до Покровских ворот, его протяженность составляет 822 метра. Историю возникновения названия «Чистые пруды» знают, наверно, практически все. Изначально пруд носил названия поганого, из-за того, что в него сбрасывались отходы с мясного производства (с Мясницкой улицы). А. Д. Меньшиков, который поселился недалеко от пруда, приказал вычистить пруд и дать ему новое название. Историки так и не пришли к единому мнению, почему нынешнее название имеет множественное число, хотя пруд по факту один.

    Застройка Чистопрудного бульвара была закончена к 19 веку, к этому времен сформировалось четкое деление на внешнюю и внутреннюю сторону бульвара. Внутренняя сторона бульвара была сформирована двухэтажными домами состоятельных людей, внешняя - одноэтажными зданиями менее состоятельных людей.

    В 1959 году на Чистопрудном бульваре был установлен памятник А.С. Грибоедову. Место установки было выбрано в связи с тем, что писатель довольно долгое время жил на Мясницкой улице. В центре бульвара в 2006 году был установлен памятник Абаю Кунанбаеву. От станции метро «Чистые пруды» ходит знаменитый трамвай «Аннушка», который горячо любим иногородними туристами.

    Яузский бульвар

    От Воронцова поля до Яузских ворот расположился Яузский бульвар, пожалуй, наименее известный из всех бульваров Кольца. Начало возникновения бульвара было положено в 1760 году, когда тут была снесена стена. Однако, именно тут проходила Яузская дорога, по которой отходила русская армия в 1812 году, и пожар полностью уничтожил этот район. Нормальный облик бульвару вернули только к 1824 году, в тот же год, когда была заложена хитровская площадь.

    На бульваре нет памятников, зато есть несколько домов, мимо которых нельзя пройти мимо и не полюбоваться ими. 13 дом - это пример московского модерна, дом, построенный архитекторами Г. А. Гельрихом и Н.П. Евлановым. В девятом доме располагалась городская усадьба М.Г. Спиридонова, архитектурный памятник 19 века.

    Разумеется, это далеко не все достопримечательности десяти московских бульваров. О них пишутся книги, бульвары становятся «героями» романов, песен, кинолент, стихотворений. Найдите время спокойно прогуляться в выходной день по Бульварному кольцу - не пожалеете.

    Кольцо, которое вовсе не кольцо. Штрих-пунктир из бульваров и площадей. Идеальное место для свиданий и фотовыставок, досужих прогулок и злободневных митингов. Зелёная пешеходная зона, которая когда-то была мощным оборонительным сооружением. Все это - Бульварное кольцо.

    История с географией

    Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

    Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

    В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

    На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

    Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

    Кольцо А

    Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога) , а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

    По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

    Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

    О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

    Тяжёлые будни бульваров

    На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

    Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

    Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

    «Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

    Топонимика Бульварного кольца

    Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

    Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

    А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

    Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

    Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

    «Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

    Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

    От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

    Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

    Не поставят мне памятник в сквере

    Где-нибудь у Петровских Ворот…

    Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

    Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

    «Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

    Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

    Бульварное кольцо в цифрах

    — Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

    — Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

    — Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

    — Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

    — Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

    — В 1945-1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

    — На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена : «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».