Истерики из-за оценок: что делать родителям

В большинстве случаев, родители, узнав о плохой отметке, начинаются всеми способами выражать свое негативное отношение к ситуации. Недовольство может выражаться словами, жестами, непрекращающимся нотациями, а кое-кто даже хватается за ремень. Видя подобную родительскую реакцию, дети часто замыкаются в себе, перестает доверять родителям, начинают обманывать, чтобы избежать повторения неприятной ситуации. Взрослея, дети еще больше отдаляются от родителей, игнорируют их требования и высказывания.

Что делать в такой ситуации родителям? Несмотря на то, что ситуация с двойкой мало приятна, постарайтесь держать себя в руках, не обзывайте и не ругать ребенка, не говорить плохо о его умственных способностях и так далее. Подобную критику школьники воспринимают не как оценку их знаний, а как насмешку над их личностью.

Относиться с юмором или игнорировать факт получения неудовлетворительной оценки тоже не нужно, такая реакция родителей может спровоцировать ребенка забросить учебу вовсе. В случае необходимости можно помочь ребенку с выполнением домашних заданий, объяснить не понятый материал, а вот делать уроки за школьника не нужно, такая медвежья услуга в дальнейшем пользы не принесет.

Если ребенок не выучил уроки без уважительной причины, например, забыл или гулял на улице, заигрался с друзьями и проч., не нужно покрывать его перед педагогом. Ребенок должен сам нести ответственность за все свои поступки.

Как реагировать на плохую оценку? В первую очередь, возьмите себя в руки, сядьте рядом с ребенком и попытайтесь объяснить, что послужило причиной для получения неудовлетворительной отметки. Обязательно скажите, что вы тоже расстроены, что по возможности постарайтесь помочь. Плохая оценка - это не всегда результат отсутствия нужных знаний, иногда могут сказаться плохое самочувствие, конфликт в классе или с учителем, плохо понятый материал и т. д.

В связи с тем, что в последнее время на дом задаются большой объем уроков, а учитель дает необходимые минимум, то, вполне возможно, ребенок просто не понял материал. Постарайтесь разобраться в этой теме вместе со школьником, при необходимости позвоните учителю, если есть финансовая возможность, можно посещать репетитора.

Если плохая успеваемость связана с невозможностью выступать перед аудиторией, потренируйтесь вместе с ребенком рассказывать доклад и реферат вслух, в присутствии остальных членов семьи. Когда школьник осилит непонятный материал, попросите его подойти к учителю исправить плохую оценку. И, самое главное, будьте своему ребенку другом в любой ситуации, чтобы он знал, что в семье его поймут и поддержат.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

  • Окончание средней школы. ЕГЭ.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

- Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Хочу напомнить, что «плохие отметки» - понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие - за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс-но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития - например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

- Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

Это абсолютно недопустимо: четверка - хорошая отметка. Неко-торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное - способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич-но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит-ся идти домой.

- Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины - например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя-тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

- А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

Если ребенок экономит свои силы, это не лень - это своеоб-разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений - например на компьютерные игры.

- Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий - например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

- Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация - интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения - это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо-пустимы.

Всем родителям хочется чтобы его ребенок успешно учился, но не каждому дано стать отличником. Неуспевающего ребенка принято стыдить и ставить ему в пример хорошистов и отличников. На самом деле - это неверная тактика, приводящая к ряду психологических проблем у ребенка.

О том, как же нужно реагировать родителям на школьные отметки, чтобы не изувечить психику ребенка расскажет психотерапевт Юлия Гончар.

Как сообщает Vshkole , большинство родителей, узнав о «двойке», демонстрируют негативную реакцию. Они злятся, читают нотации, невербально (языком тела) показывают свое недовольство. Однако, причину получения плохих оценок это не устранит, а вот вашего школьника заставит крепко задуматься. И в следующий раз он, чтобы избежать морального или физического наказания, постарается скрыть факт получения плохой отметки. А что утаит от вас в следующий раз? Не хотите потерять доверие ребенка - откажитесь от негативной реакции на двойки. Ваша поддержка, совет и внимание - вот что сейчас больше всего необходимо маленькому ученику.

С оценкой по жизни

Школьная оценка - это не просто цифра в дневнике, а еще и своеобразный ярлык на личность ребенка. К сожалению, не все родители это понимают, настойчиво требуя от неуспевающего чада высоких баллов. Разделение детей на хороших отличников и отстающих двоечников может отложить негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

«Стереотип оценивания навязывается нам еще с младших классов. Если родители будут давить на ребенка, чтобы он во что бы то ни стало хорошо учился, они, тем самым, приучают его к потребности в постоянном оценивании себя окружающими, - говорит Юлия Гончар. - На самом деле, никогда другой человек не сможет тебя оценить объективно, так как он рассуждает из своих побуждений, чувств, мнений и так далее. Ребенок, привыкший к постоянному оцениванию со стороны, просто перестает быть собой, теряет свое «я», принимая за него проекцию оценивателя».

Поговорите с ребенком

Некоторые родители сами воспринимают школьную оценку, как нечто очень важное, и внушают эту мысль ребенку. Со временем, ребенок начинает думать, что от оценки зависит все в его в жизни. Результатом такого воспитания становятся растройства психики: постоянное чувство тревоги, неврозы, ослабленное здоровье и нереализованность в будущем.

Понимая слово «оценка» в его широком смысле, родители должны объяснить ребенку, что двоечник - это еще не значит - плохой, а отличник - это еще не повод для всесторонних восторгов.

Если ребенок слишком расстраивается из-за плохих отметок, расскажите ему, что с оценками окружающих он будет сталкиваться всегда и везде. Нет никакого смысла воспринимать их близко к сердцу, потому что это мнение постороннего человека, у которого свои «тараканы в голове».

Научите ребенка с ранних лет принимать решения самостоятельно, не нуждаясь в постороннем одобрении и не боясь порицания. Тогда ребенку не грозят постоянные стрессы, депрессии и неврозы. Кроме того, у ребенка появится мотивация оценивать себя самостоятельно и самому решать - хороший или плохой поступок он совершил.

Как реагировать на плохие оценки в школе

Бурной позитивной реакции на тройки и двойки («А, ерунда, Энштейн тоже двоечником был!») тоже стоит избежать. Также, не стоит материально поощрять за хорошие оценки. Например, давать деньги за каждую пятёрку или обещать купить компьютер, если ребёнок закончит четверть без троек.

Спокойно поговорите с ребенком, уточните, за что ему поставили низкую оценку. Причин этому может быть множество. Например, ребенок мог не знать материал, значит, помогите ему выучить с помощью гдз математика 5 . Если не разобрался в предмете, не понял тему - попробуйте найти доступное объяснение учебному материалу. Кроме этого, малыш мог просто растеряться у доски и не ответить на вопрос учителя, тогда потренируйте его, научите вслух излагать свои мысли. Помогайте ребенку овладевать теми знаниями, умениями и навыками, которых ему не хватает. Пусть для ученика низкая оценка станет сигналом, что дома надо еще позаниматься.

Подготовила Марьяна Чорновил