Исследование темперамента. Исследовательская работа"Темперамент и способности.Профориетация

Введение

Глава 1.Теоретические основы темперамента

1.1.Сущность понятия «темперамент»

1.2.Темперамент и проблемы воспитания

Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента

2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности

2.2.Формирование волевых качеств с учетом темперамента

2.3.Воспитание личности с учетом темперамента

Заключение

Литература


Введение

Выделяя характерные особенности детей, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинако­вых учеников.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен­ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро­ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают­ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медли­тельностью, им трудно переключаться с одного дела на дру­гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор­мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны за­давать темп, не отвечающий их темпераменту. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойст­вам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответст­венной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был за­дан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учени­ками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

Поэтому тема курсовой работы очень актуальна. Это еще один аргумент в пользу индивидуального подхода к детям.

Цель работы состоит в том, чтобы показать те методы и формы, необходимые для воспитания детей с учетом врожденных качеств.

Задачи работы:

Определить значение понятия «темперамент»;

Познакомиться с разновидностью темперамента;

Рассмотреть формы и методы воспитания детей с учетом темперамента.

Объектом исследования стала деятельность педагога - воспитателя с детьми разного темперамента

Предмет исследования – воспитательные методов и приемов при формировании положительных черт характера.

Гипотеза работы состоит в том, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в данном случае с учетом его темперамента.

Методы исследования – это текстуальный анализ.

Теоретическая значимость заключается в том, что в этой работе сделана попытка дать систематическое изложение воспитания черт характера с учетом темперамента, ведь смешение этих двух понятий ставит ребенка иногда в затруднительное положение.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на занятиях в школах.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащие теоретические исследования и методический материал, заключения и литература


Глава 1.Теоретические основы темперамента

1.1.Сущность понятия «темперамент»

Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движе­ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче­ским особенностям выступают-при прочих равных условиях - в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио­нальности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре­бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару­живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя­заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди­видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп­ность динамических проявлений психики и называется тем­пераментом человека.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно­стей личности, характеризующих различ­ные стороны динамики психической дея­тельности.

Понятие темперамента возникло на основе уче­ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про­порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде­ляет течение физических и душевных бо­лезней. Свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте­пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст­ва темперамента могут быть связаны с другими психологи­ческими условиями - настроением, моти­вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента - это наи­более устойчивые индивидуальные осо­бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.

Различные сочетания закономерно свя­занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо­ваться гиппократовой классификацией ти­пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзы­вающийся на окружающие события, срав­нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути­мого человека с устойчивыми стремления­ми и более или менее постоянным настрое­нием, со слабым внешним выражением ду­шевных состояний называют флегмати­ком. Холерик - человек быстрый, поры­вистый, способный отдаваться делу с иск­лючительной страстностью, но не уравно­вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на­строения. Меланхоликом же называют че­ловека, легко ранимого, склонного глубо­ко переживать даже незначительные не­удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа темперамента сте­пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави­сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи­тельность у сангвиника проявляется в лег­ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчи­вости его привязанности к своим товари­щам и знакомым, в стремлении к привыч­ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи­мости от типа темперамента ребенка необходимо ис­пользовать индивидуальные приемы воз­действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.

1.2.Темперамент и проблемы воспитания

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведе­нии и деятельности в разных обстоятельствах, можно отли­чить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия дина­мических проявлений является сравнение учеников друг с дру­гом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамен­та следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью на­пора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воз­действовать на окружающее и изменить его, преодолевать пре­пятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмо­ция становится побудительной силон поступков, а также ско­рость, с которой происходит смена одного эмоционального со­стояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, рез­кости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте - своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности - легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на лю­бые внешние раздражители и недостаточная длительность со­стояния сосредоточенности - связаны с относительной слабо­стью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоцио­нальность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возра­сте. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне». Энергия, страстность холерика, если они направлены на достой­ные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигатель­ная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспи­тания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - ценные осо­бенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутст­вие торопливости флегматика - ценные свойства. Но в небла­гоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глуби­на и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхоли­ка - ценные черты, но при недостатке соответствующих вос­питательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собствен­ные переживания, излишняя застенчивость.

Возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы.
Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность.
У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению.
При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях.
Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.
Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.
Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки.
Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.
Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт:
1) активность - проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к новому, взаимодействует с окружающими, преодолевает препятствия;
2) амоциональность, о которой судят по тому, как легко сменяются эмоциональные состояния, насколько чуток ребенок к эмоциональным воздействиям, легко ли эмоция становится побудительной силой поступков;
3) моторика, выражающаяся в резкости, быстроте, амплитуде и других мышечных движениях.
Не следует списывать на темперамент элементарную невоспитанность ребенка, например: отсутствие выдержки - далеко не всегда свидетельство холерического темперамента, а следствие просчетов в воспитании при наличии любого типа темперамента.
По-разному дети относятся к отрицательной оценке педагога.
Оказалось, что ученика с сильной нервной системой это стимулирует к исправлению, а у ученика со слабым типом может возникнуть чувство подавленности, растерянности.
Особое внимание учителей часто привлекают дети-холерики и меланхолики.
Холериков следует всячески удерживать от проявления бурных эмоциональных вспышек, прививать привычку работать планомерно, спокойно, без спешки.
Меланхолики нуждаются в четком режиме, в повышении их самооценки, требовании поступков, связанных с преодоление трудностей.
Темперамент сказывается на чертах поведения, однако не предопределяет их обязательное проявление.
Общеизвестно, что при благоприятных условиях воспитания у меланхолика можно развить сильные волевые качества, а холерика научить сдерживать свои бурные эмоциональные вспышки.

Воспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переработать темперамент, но при любом темперамента можно воспитать все необходимые положительные качества личности и ее поведения.

Все типы темперамента имеют свои положительные и отрицательные стороны. Так, положительные качества холерики — активность, страсть, энергичность; сангвиника — подвижность, эмоциональность, чуткость; флегматика — выдержка, спокойствие; меланхолика — глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чувствительность. Вместе с тем холерики могут быть несдержанными, резкими, аффективными; сангвиники — недостаточно сосредоточенными, легкомысленными и поверхностными; флегматики — медлительными, равнодушными; меланхолики — стеснительными, замкнутыми. Задача педагогов состоит в том, чтобы выяснить особенности темперамента ребенка и, опираясь на его положительные стороны, пытаться преодолеть негативные проявления. Например, воспитание может приучить холерики к сдержанности в проявлении своих чувств, которая ему не свойственна, а меланхолики может стать более смелым и решительным в поступках.

Примером того, как учитель должен учитывать определенные черты темперамента в процессе работы с детьми, может быть исследование В. С. Мерлина.

Ученик М. Движения вяло, слабые и невыразительная, на уроках спокойный, не кричит. Сидит всегда в одном и том же положении, постоянно что-то держит и крутит в руках. Когда его вызывают, то медленно выходит к доске. Отвечает громко, но медленно. Если прервать ответ, мальчик стесняется, голос его становится глухим и тихим — такое состояние остается надолго. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. У этого мальчика меланхолический темперамент.

Ученик Ш. Движения быстрые и яркие. Во время урока постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учениками. Очень активен. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, не беспокоясь, правильно или неправильно. Говорит громко, быстро. На перерывах никогда не сидит на месте, бегает по коридорам, борется с ребятами. Преобладает веселый, жизнерадостный настрой, который, однако, может быстро изменяться. Характерные очень выразительные и сильные эмоциональные реакции. Несдержанный и непоседливых. Это мальчик холерического темперамента.

Для обоих учеников негативная оценка является сильным возбудителем, потому что оба активно положительно относятся к обучению. Однако сильная нервная система ученика Ш. побеждает эти стимулы и соответствует возбуждением, а потому негативная оценка может его стимулировать. Ученик М., наоборот, проявляет угнетенность, снижение работоспособности после плохой оценки. Такая разная реакция учеников требует различных педагогических приемов. Так, отрицательную оценку относительно М. надо применять осторожно, смягчающий ее негативную действие. И наоборот, в отношении Ш. можно использовать негативную оценку настолько, насколько этого требует повышения его успешности.

Правильное воспитание — в контексте проблем темперамента — должна заключаться в том, чтобы в процессе формирования личности закреплять позитивные и тормозить негативные качества темперамента, характерные для конкретного индивида.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА 15. ТЕМПЕРАМЕНТ

3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Различия по темпераменту и задачи воспитания. Педагогам и воспитателям постоянно приходится сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выраженности их чувств. Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в равных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики . Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче поддается наблюдению и оценке.

При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Индивидуальный подход и тип темперамента. Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте - оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами, темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же - медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В ф же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первые надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к 1 сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать свое поведение и деятельность. У представителей разных типов темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Известно, что в соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

Возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы

Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность.

У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению.

При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях.

Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.

Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.

Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки

Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.

Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт

1) активность – проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к новому, взаимодействует с окружающими, преодолевает препятствия;

2) амоциональность, о которой судят по тому, как легко сменяются эмоциональные состояния, насколько чуток ребенок к эмоциональным воздействиям, легко ли эмоция становится побудительной силой поступков; 3) моторика, выражающаяся в резкости, быстроте, амплитуде и других мышечных движениях.

Не следует списывать на темперамент элементарную невоспитанность ребенка, например: отсутствие выдержки – далеко не всегда свидетельство холерического темперамента, а следствие просчетов в воспитании при наличии любого типа темперамента.

По-разному дети относятся к отрицательной оценке педагога.

Оказалось, что ученика с сильной нервной системой это стимулирует к исправлению, а у ученика со слабым типом может возникнуть чувство подавленности, растерянности.

Особое внимание учителей часто привлекают дети-холерики и меланхолики.

Холериков следует всячески удерживать от проявления бурных эмоциональных вспышек, прививать привычку работать планомерно, спокойно, без спешки.

Меланхолики нуждаются в четком режиме, в повышении их самооценки, требовании поступков, связанных с преодоление трудностей.

Темперамент сказывается на чертах поведения, однако не предопределяет их обязательное проявление.

Общеизвестно, что при благоприятных условиях воспитания у меланхолика можно развить сильные волевые качества, а холерика научить сдерживать свои бурные эмоциональные вспышки.