Игры в песочнице для малышей. Ежики от Марины Сараевой. Как часто обрабатываются заявки на тестирование

— развивающие игры для детей раннего и дошкольного возраста в песочнице, дома или во дворе. Вы узнаете, как можно организовать игры с песком, какой выбрать песок для домашней песочницы, в чем ценность этого материала для игр с детьми, что еще можно делать в песочнице кроме куличиков и башен, чтобы обучать и развивать Вашего малыша.

Лето — пора игр на свежем воздухе, время экспериментов с водой и песком, месяцы наблюдений за цветами и деревьями, жизнью природы вне города. А знаете ли Вы, что песок — это замечательный материал не только для построения песочных городов и замков, но и для обучающих игр с детьми.

Об этих играх с песком Вы узнаете из видеороликов, которые подготовлены педагогами и психологами- преподавателями педагогического колледжа №6 в г.Москве. Большая благодарность этим людям за то, что они делятся своим опытом с мамами и коллегами и делают обучающие видеоролики для родителей по играм с детьми. Ведь качественного материала по играм в сети не так много! Авторам роликов — низкий поклон и пожелание успехов в работе и творчестве!

Видеоролик №1. Игры в песочнице

Игры в песочнице: знакомим с понятием «маленький» и «большой, даем детям азы математики и геометрии, развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику, развиваем речь и много другое. Вы найдете в этом видеоролике игры как для самых маленьких детей, так и для будущих первоклассников. Всем очень рекомендую посмотреть. Это просто кладезь развивающих идей на лето!

Видеоролик №2. Играем с песком и развиваем речь.

В этом видеоролике Вы услышите советы логопеда о том, как сочинять сказки в песочнице вместе с ребенком. И как использовать песочную терапию для развития речи дошкольников. Вы увидите, как можно сделать из домашней песочницы настоящий театр для придумывания и разыгрывания сказок с детьми!

Всем приятного отдыха летом и интересных игр с песком! Вам понравились эти игры? Будем рады, если поделитесь с нами своими успехами и идеями по играм в песочнице в комментариях после статьи и в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы»!

Игры в песочнице для детей – это творчество и полет фантазии. Малыши погружаются здесь в собственный мир. Нельзя назвать это место самым безопасным, так как далеко не все песочницы соответствуют санитарным требованиям. Здесь могут быть стекла, следы пребывания животных и острые камни.

Если нет возможности соорудить свою песочницу на территории дачного участка и контролировать состояние песка, стоит запастись .

Игры в песке нравятся всем детям. Малыши с удовольствием заполняют формочки, дети постарше могут играть в разные игры. Занятие это не только увлекательное, но и полезное.

Чем полезны игры с песком

Работа с мелкими частицами способствует успокоению, снятию эмоционального напряжения. Развивается мелкая моторика и речь. Есть возможность общения со сверстниками. Придуманные в песочнице сюжеты развивают воображение и память.

Игры в песочнице для детей 1,5-2 лет

Дети с удовольствием разрушают то, что построили сами или кто-то другой. Это способ привлечь внимание и самоутвердиться. В процессе разрушения малыш получает ценный опыт игры и общения. Не стоит мешать ему, лучше вместе строить и ломать. Не будет лишним объяснить ребенку, что можно ломать только то, что создал сам. Пройдет немного времени, и ребенок начнет играть вместе со всеми. Собираясь на прогулку, приготовьте формочки и лопатку. Покажите, как заполнять формочки и пересыпать песок в емкость и из нее.

Собираясь на прогулку и планируя игру в песочнице, возьмите с собой:

  • Ведерки;
  • Грабельки и лопатки с разной длины ручками;
  • Формочки для песка;
  • Детскую посуду для девочек;
  • машинки с кузовом или ковшом;
  • Пустые контейнеры для создания бассейна.

Желуди, шишки, палочки и листики для украшения можно собрать по дороге к песочнице.

Если вы неожиданно решили поиграть в песке, и для этого нет приспособлений:

  • Используйте ладошки;
  • Стройте вручную;
  • Сыпьте песок между пальцами;
  • Рисуйте веточкой;
  • Делайте аппликации с растущими рядом растениями.

Игры в песочнице для детей 3 лет

В песочнице можно проводить игры, которые обязательно заинтересуют детей.

  • Строители

Вместе с ребенком постройте сказочный город. Возьмите за основу прочитанную книгу или просмотренный мультфильм. Делайте домики и высаживайте деревья из палочек. Проговаривайте вслух, какие действия вы совершаете, чтобы помочь малышу развивать фантазию.

  • Искатели кладов

Заройте в песке клад, в качестве которого может выступать игрушка. Когда малыш найдёт ее, поменяйтесь местами - пусть ценный приз спрячет ребенок.

  • Кулинар

Эта игра понравится девочкам: можно лепить небольшие пирожки или красивые торты, украшенные орешками-камешками, делить свои шедевры на порции, по количеству гостей.

  • Художник

Дети с удовольствием рисуют, в том числе и на песке. Кистью может служить веточка или пальчик. В качестве подручного материала для украшений подойдут шишки, камешки и листочки. Можно собирать целые композиции, развивая тему и проявляя фантазию.

  • Садовник

Сделайте в песочнице огород и сад. Пусть малыш грабельками сделает ровную площадку, посадит растения и выроет пруд. Если найдутся веточки, то можно и домик сложить. Растения полить водой, предусмотрительно взятой дома. При грамотном подходе к процессу, ребенок вскоре покажет хорошие результаты и приобретет самые разные навыки.

Играя в песочнице, следует соблюдать определенные правила:

  • Одежда ребенка должна соответствовать погоде;
  • В жаркую погоду следует выбирать песочницу с навесом.
  • Перед игрой следует внимательно осмотреть песочницу, извлекая опасные предметы - стекла и палки.

Объясните ребенку, что нельзя пробовать песок на вкус и бросать его в направлении других детей. Обязательно нужно иметь с собой влажные салфетки, чтобы убирать грязь с кожи малыша.

Игры в песочнице – не только самый популярный вариант досуга для малышей в тёплое время года, но и отличное подспорье для развивающих занятий. Лучшие из них мы собрали в этом обзоре.

Благодаря своим свойствам, песок - отличное подспорье для развивающих игр:

  • мелкая и сыпучая текстура песка обеспечивает малышу естественный массаж рук. Воздействуя на определенные точки, развивается артикуляция и мелкая моторика рук;
  • песок меняет свойства в сухом и влажном состоянии, что дарит ребёнка и помогает учиться находить причинно-следственные связи между предметами и действиями. Например, чтобы построить замок, песок сначала нужно намочить;
  • если местом для выбрана песочница во дворе, то наверняка к ним присоединятся и другие малыши, а это отличная возможность для развития навыков общения. Малыши сообща решают, что будут делать из песка и как будут распоряжаться готовыми фигурками;
  • планирование постройки из песка развивает не только фантазию, но и пространственное , а также учит ребёнка быть последовательным в своих действиях.

Чьи это следы?

Пусть малыш оставит следы на мокром песке, сначала в обуви, а затем босой ступнёй и ладошками. Затем палочкой пусть дорисует след до любого животного, которого пожелает изобразить.

Зоопарк

Понадобятся формочки-фигурки животных, а также камушки разных размеров. С помощью формочек сделайте с ребёнком фигурки из песка, а затем пусть малыш украсить животных камушками (сделаем им глазки, или узор на теле животного и так далее).

Картины на песке

На ровной поверхности влажного песка ребёнок палочкой или тонким прутиком рисует животных, здания, человечком. Усложните крохе задачу - попросите использовать для картины подручные материалы (камешки, ракушки, палочки и прочее). Детям-дошкольникам пишите на песке примеры на сложение и вычитание, пусть решают.


Брось камень

В песке сделайте ямки по количеству игроков, начертите линию, у которой должны стоять игроки. У каждого ведерко с камешками. Кто сделаем больше попаданий, тот и победитель.

«Золотоискатели»

Закопайте в песок на небольшую глубину «сюрпризы» (маленькие игрушки от Киндер-сюрприза, формочки для песка, ракушки и так далее). Пусть ребенок найдет их все. Если будете использовать мелкие предметы, для их поиска предложите ребёнку воспользоваться ситом, чтобы просеять через него песок.


«Мышонок»

Играть в эту игру желательно в жаркие летние дни на пляже.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе. Ребёнок «прячет» свою ладошку в тёплый песок.

Норка в песке,

Дверь на замке. Потихоньку счищайте песок с ладошки малыша, стараясь не коснуться её, например, сдувайте.

Ночь позади,

Мышонок, выходи! С мело отряхивайте остатки песка с ладошки.

Вот он, мышонок!

Водопад песка

Покажите ребёнку, как набрать песок в ладошку, а затем как песок сыпется с ладошки тонкой струйкой или «пескопадом», если растопырить пальчики. Покажите каскад, пересыпая песок с руки на руку. Предложите ребёнку повторить игру самостоятельно или с вашей помощью.

Сегодня мы поговорим об играх с песком и о том, как можно играть с мелом в подвижные игры.

Почему для нас, мам, песок и игры в песке – это проблема? Во-первых, состояние песочницы часто оставляет желать лучшего: грязно, кошки гуляют, можно пораниться о стекло и какие-то железяки. Среди моих знакомых некоторые не любят играть с песком: «Там же пыль, если ребенок поиграет в песке, то никакого нарядного вида от него уже не останется. Дети могут в голову песок кинуть».

А еще есть вторая проблема: дети в своем большинстве всегда найдут, чем занять себя в песке. Малыши могут просто кидать, пересыпать или трогать песок, дети постарше начинают придумывать другие игры. Для нас, мам, такие игры кажутся неинтересными и примитивными. Мы не видим пользу, которую несут эти игры. Но песок - это такой замечательный материал, о котором мы мамы даже и не задумывались.

Почему именно песок?

Какими свойствами обладает песок?

  • Во-первых, это материл для познания мира. Песок в этом плане – универсальный материал для изучения физических свойств: он бывает холодный и горячий, мокрый и сухой, сыпучий и липкий.
  • Также с помощью песка можно делать разные поделки. Можно делать различные аппликации, рисовать.
  • Песок используется в психологической практике (песочная терапия). Что это такое? Если вы, например, расстроились или поругались и после этого, допустим, идете мыть посуду, то вы успокаиваетесь, так как вода успокаивает и уносит вашу негативную энергию.

  • Также и песок. Поэтому его особенно рекомендует чувствительным и эмоциональным детям. Он позволяет избавиться от негатива и агрессии и успокаивает детей точно так же, как и нас взрослых. Уже одно только пересыпание из одной ладошки в другую успокаивает.

    Песок несет в себе и творческое, эмоциональное развитие ребенка, развитие тактильных ощущений, моторики, пластики. И это все влияет на развитие мозга и интеллекта ребенка. Поэтому не отказывайтесь от игр с песком.

    Некоторые мамы думают, что не надо вмешиваться в детские игры, что ребенок и так хорошо все сам придумает. Лишними ваши идеи не будут: даже если ребенок не обратит внимание на предложенную вами игру, идея все равно отложится в его подсознании и в будущем может пригодиться.

    Выбираем место для игры – песочницу. Также для игры берем корочки от киндер-сюрпризов и кладем в каждую коробочку задание для малыша или записку, как искать следующий киндер-сюрприз.

    Если в игру играют дети различных возрастов, то можно просто нарисовать на листочках яркие достопримечательности. Например, мы проводили игру на даче, этими достопримечательностями были бочка с водой, шина черная, ведерко сиреневое, лопата. И на таких небольших листиках у меня были нарисованы картинки.

    И после того как детки выполняли какое-то задание из киндер-сюрприза, я им давала кусочек, т.е. следующую подсказку, и они искали следующий киндер сюрприз.

    Сюжет у нас был завязан на том, что волшебницы спрятали детские игрушки, и игрушки ждут, чтобы их спасли. Волшебницы решили проверить деток, и давали, поэтому им разные задания.

    Для детей в возрасте 1-1,5 года сложные задания или поиск киндер-сюрпризов будет неудобен и неинтересен. Поэтому для детей, которые только научились ходить, берете киндер-сюрпризы и раскладываете их прямо на травке около песочницы. И идете вместе с малышом искать их. Когда найдете, прочитайте и сделайте задание вместе с ним. Т.е. чем младше ребенок, тем легче должно быть задание.

    Вы должны представить задание в доступном ребенку виде, например: курочка снесла яички, давай их с тобой найдем. Или какой-то персонаж (любимая игрушка малыша) растерял киндер-сюрпризы. Пусть ребенок возьмет его любимую игрушку, и обыграйте этот момент с поиском киндер сюрприза. Детям при этом становится интереснее, они понимают, что нужно делать.

    Таким образом, становится возможным проводить такие задания и с детьми 1-1,5 года, и с более старшими.

    Будьте готовы к тому, что дети – существа непоседливые, и их планы могут не совпадать с вашими. Но в любом случае не нужно расстраиваться, что не смогли заинтересовать. Просто подстройте игру под их интерес, старайтесь быть гибкими. Ведь детки могут придумать что-то свое.

    Я сделала нашу игру буквально минут за 10. Я взяла в песочницу фломастеры, киндер-сюрпризы, игрушечки, которые я закопала в песочнице рядом с граблями, чтобы потом, когда наступит финальный этап игры, можно было нарисовать крестик рядом с граблями. У детей интуиция развита очень сильно: мои ребятки взяли и начали выливать воду из ведра как раз туда, где был закопан клад. Хорошо, что я закопала его глубоко, а то дети бы нашли клад до того, как кончились все задания. Они почти промыли песок до самого клада, но я их успела все-таки отвлечь, потому что еще хотелось с ними поиграть. Это я говорю к тому, чтобы приободрить вас и уверить в том, что все будет здорово и весело.

    Прежде чем определиться, какие игры и задания мы предложим своим малышам, давайте еще немножко поговорим про игры в песке.

    Как выбрать песочницу?

    Начнем с того, как выбрать песочницу. Старайтесь выбирать, по возможности, идеальный вариант - например, на берегу озера или речки.

    Если есть возможность сходить в садик, то не стоит от нее отказываться. Мы с дочкой не раз туда просились, и нам пока ни разу не отказали. Конечно, мы ходили в то время, когда там не было других деток. Поэтому этот вариант неплохой, так как за порядкам в песочницах в садике следят.

    Сильно, пожалуйста, не наряжайтесь, когда собираетесь идти играть в песочницу. Просто наше лицо непроизвольно становится не очень красивым, когда ребенок начинает вытирать в песочнице руки о свои новые штанишки или платье.

    Если даже мы себя контролируем, то все равно наше настроение уже не такое хорошее. И ребенок это видит и чувствует. Так что давайте наденем что-нибудь попроще, ведь мы же отправляемся ковыряться в грязи, сложим в рюкзачок все, что нам может понадобиться, и отправимся в наше веселое путешествие.

    Давайте будем спокойнее относиться к тому, что ребенок будет ковыряться в грязи, если конечно малыш не ест песок. Все остальное мы ему разрешаем.

    Что взять с собой в песочницу?

    Возьмите с собой влажные салфетки.

    Если у вас нет формочек для песка, вы можете их сделать из пластиковых бутылочек.

    Также, отрезав под наклоном часть бутылки, можно получить лопатку. Такие прозрачные формочки очень интересны, потому что если положить на дно камешки или листочки, то песочное пирожное уже будет другим, более интересным. Можно слоями песок засыпать или засыпать цветной песок.

    Недавно видела в одном блоге, как из бутылки, палки и цветной бумаги сделали лошадку на палочке, на которой можно скакать. Мы со своей дочкой играли все утро с этой лошадью. Вы можете даже дать такое задание – проскакать на этой лошадке вокруг песочницы.

    Возьмите с собой старые тарелочки, ложки, поварешки, машинки, маленькие игрушки, бутыль с водой, чтобы смачивать песок, поливать «салат» «маслом», мыть руки.

    В общем, для игры нужно взять:

  • влажные салфетки,
  • воду в бутылке,
  • формочки,
  • машинки,
  • киндер-сюрпризы с заданиями,
  • любимую игрушку.

  • Все можно положить в рюкзачок . Неплохо было бы, если у ребенка был бы свой рюкзачок. Далее нужно найти песочницу, и давайте приступим, наконец, к играм.

    Игры для детей в песочнице

    Во-первых, самое ценное, что для них сделать – это не мешать им. Конечно при этом речь не идет о засовывании песка себе в рот, но всегда когда малыш переминает и размазывает песок, запаситесь терпением. Потом все это отмоете.

    Малыши строить, конечно, не сразу начинают. Не стоит совершать ошибку, которую делают некоторые мамы, когда их малыш что-то строит. Они начинают говорить: «Нельзя чужое ломать, кто-то построил, а ты ломаешь». Кому-то ведь интересно только строить, а кому-то ломать. Получается, что иногда второму неинтересно строить просто так, потому что некому ломать. А второй не умеет строить, а ему еще и ломать не разрешают. Конечно, не надо учить ребенка все рушить, но вы лучше постарайтесь назревающий конфликт смягчить. Например, так: Маша будет делать пирожки, а Ваня их есть. То есть превратите это в игру.

    Я, конечно, не говорю о посторонних малышах, которые с вами не в игре. Старайтесь не обвинять его в том, что он разрушил чей-то куличик. Просто отведите его в сторону и объясните, почему так нельзя делать: «Тот малыш старался, а ты разрушил. Давай я для тебя буду делать куличики, а ты их кушать».

    Т.е. вы не преподносите это как хулиганство, а преподносите как игру . Или можно сказать, что «на город надвигаются великаны», и малыши с удовольствием будут топтать куличики. Дальше дети снова отстраивают город, и в него снова приходят великаны. Все довольны и никто не плачет.

    Итак, малышу можно предложить условное поедание (ручками) пирожков . В это время малыш наблюдает, как вы работаете в песочнице, и, в конце концов, он захочет сам слепить куличик. Но пока он может только ручками ее сминать. Вы ему строите – он сминает.

    Кроме того, огромному количеству малышей нравится, когда они засыпают горстями песок в бутылку . Если мы говорим про маленьких детей, то первое время не разрешайте малышу использовать лопатку, а только своими руками. Потому что лопаткой у детей еще как следует не получается засыпать и хочется ручками, поэтому им дают лопатку, чтобы они не замарались. Не нужно расстраивать малыша. Придумайте игры, в которые можно было бы играть ручками.

    Покажите, как можно пересыпать из одной ладошки в другую , как можно двумя ладошками делать горку, заборчик (прихлопывать), как можно утрамбовывать ладошками песочек (когда мы хлопаем по нему), чтобы делать поверхность ровной.

    Покажите, как можно рисовать палочкой на песочке какие-то фигурки или мордочку человечка с улыбкой. Можете дать задание: нарисовать палочкой на песке что-нибудь. Возьмите и наломайте палочки. Вместе с малышом можно втыкать их в землю - сажать лес.

    Либо вы, например, делаете забор для домика: вы сделаете кулич, а малышу предложите сделать забор вокруг этого домика. В этом случае вы можете пометить те точки, в которые нужно втыкать забор, или пусть он сам втыкает, как его душе угодно. Ведь нам хочется, чтобы все было красиво, а малышам хочется просто поиграть. Так что давайте просто играть.

    Хорошо, если вы возьмете с собой воду. Малышам нравится размешивать воду с песком . Вы можете много раз просто накладывать немного песка в ведерко, заливать это водой, мешать палочкой и делать это бесконечное количество раз, пока у вас есть вода.

    Усложненные игры с песком

    Давайте перейдем к немножко усложненным вариантам игр. Если малыша по мере взросления заинтересовали сюжетно-ролевые игры, то в песке существует много возможностей для воплощения таких игр и идей в жизнь. Вы можете обыграть любую сказку и историю. Например, вы можете делать в песке дороги, строить мосты и даже целый город.

    Также вы можете познакомить малышка со знаками дорожного движения . В песочнице как раз довольно удобно сделать светофор, пешеходный переход, простейшие знаки дорожного движения. Знаки можно прикрепить к соломинкам от сока.

    Если у вас малыш увлекается пустыней, географией, то вы можете устроить в песочнице пустыню . Возьмите игрушки, которые соответствуют данной тематике. Из травы сделайте оазис. Если у вас есть с собой формочка, сделанная из бутылки, то вы можете вставить ее в песок, налив туда воды. Это получится у вас озеро, к которому путники через всю пустыню пришли умыться и полежать в тени пальм, которые вы сделаете из одуванчиковых листьев. В такие игры очень интересно играть. Но сначала вы должны чем-то заинтересовать малыша дома: посмотреть, что эта за пустыня, почитать про нее, посмотреть, кто там живет, и поговорить о том, как ее можно сделать в песке.

    Очень интересная игра – это игра в кухню, игра в приготовление пищи . Можете поиграть в кафе. Мы сделали кафе, куда приходили малыши и делали заказ, выбирали, какое им нужно пирожное, какие салатики. Они делали салатики из травы, заливали водичкой, солили песком.

    Играть нужно в такие игры с детками, которые уже понимают, что салат из травы кушать нельзя. То есть когда ребенок осознал, что такое «понарошку». Даже если он еще не осознает, что это такое, никогда не поздно это ему объяснить.

    Кафе или грязевая кухня – хорошее занятие. Вы можете разделить по формочкам шишки, цветы, мох, разные виды земли, мокрый и сухой песок, добавлять туда разные ингредиенты, пересыпать. Чем больше у вас формочек, тем интереснее. Также можно использовать камешки для украшения. Можно всем вместе сделать из песка торт. Все могут его притопать и прихлопать, а потом украсить камешками и цветочками, разрезать его и спеть песенку.

    Игра в "секретики" . "Секретики" можно сделать из стеклышек. Для того, чтобы эта игра была безопасной, я рекомендую взять прозрачную пластиковую бутылку и разрезать ее на прямоугольники - вот вам и безопасный материал для изготовления "секретиков".

    Если ребенок маленький, то вы можете не делать секретик при нем, а преподнести ребенку сюрприз, сказать: «Посмотри-ка, что здесь такое», и тихонько пальчиком открыть секретик. Это будет очень необычно и интересно для ребенка.

    Скульптура из песка . Детки вам сами подскажут, что делать. Мы можем не ограничиваться имеющимися формочками и превратить песок в любую форму. Если мы покажем такую возможность малышам, то они с удовольствием будут это делать и сами придумывать новые идеи.

    Игры с камешками . Если вы поедете куда-нибудь отдыхать или у вас просто есть пляж, то обязательно играйте с камешками. Сначала вы, допустим, собираете камешки. Потом вы можете предложить малышу приносить камешки, которые ему нравятся, или раскладывать камешки по размерам, по цветам, выложить из них интересную картину - черепашку или цветочек. С дочкой мы играли так. Мы нашли камешек-маму, камешек-папу, сделали для них домик, разыгрывали различные сюжетные игры. Дочка ни разу не запуталась, какой камешек она берет.

    Игры с песком

    Поиск игрушек . Можно закопать в песочнице игрушки и вместе с малышом искать их, раскапывать. Естественно, закапывать нужно не слишком глубоко и недалеко друг от друга, чтобы игрушку было легко найти.

    Ходьба по бортику песочницы . Чтобы не сидеть долго на одном месте, можно взять малыша за руку или не брать за руку (в зависимости от возраста) и потренировать его равновесие.

    Вы берете цветные мелки и просеянный песочек. Вот опять же хорошая игра – взять с собой ситечко. Часто такие ситечки бывают в наборах с ведерками. Вы можете показать ребенку, как отсеивать песочек. Просейте с ним песочек, что бы он был такой маленький, аккуратненький, и мелками разотрите песок - каждую кучку песка своим цветом.

    Игры с водой . Если рядом есть водоемы, то вы можете проводить поиск затонувших кораблей или сокровищ, т.е. просто ручками искать в воде на дне камешки, ракушки.

    Игры с переливанием

    Можно делать озера и запруды .

    Можно придумать игру "Кто живет в озере" . Взять игрушки, которые соответствуют теме, наборы с морскими рыбками, к примеру, и все смешно разыграть. Например, когда малыш отправляет жить на сушу кита, кит начинает вздыхать, показывать свое недовольство.

    "Тонет, не тонет" . Кидайте в воду камешки, палочки и т.д. и наблюдайте за тем, как падают предметы в воду, улавливайте разницу звуков - большой предмет упал с громким плюхом, а маленький упал тихо. Если ребенок хочет кинуть камень в миллионный раз, стойте и терпите, вы же гуляете с ребенком. Наслаждайтесь тем, что он у вас такой упорный и целеустремленный и умеет найти какие-то игры для себя.

    Игры с песком — это не просто детское развлечение, а развивающий и творческий процесс. Юные «строители» и «пекари» дают волю своей фантазии и погружаются в собственный мир, примеряя на себя роль его создателя.

    Выбор песочницы

    Заметив песочную гору, оставленную во дворе строителями, дети сразу же стремительно направляются к ней. Конечно, это не самое безопасное место для игры, и взрослые должны это понимать. Даже песочницы на детской площадке далеко не всегда отвечают банальным санитарным требованиям, могут содержать острые камни или осколки стекла. Поэтому гораздо безопаснее при наличии собственного дачного участка соорудить песочницу самостоятельно. Так вы сможете лично контролировать качество песка, просеивая и меняя его при необходимости.

    Правила поведения

    Как бы банально это ни звучало, но именно в песочнице дети устанавливают свои первые контакты со сверстниками. На игровой площадке, как правило, собираются представители разных возрастных групп, поэтому вполне возможны какие-либо недопонимания и даже конфликты. Причем их участниками становятся не только дети, но и взрослые. Перед выходом во двор нужно объяснить ребенку следующее:

    • С песком следует играть аккуратно. Песочный «дождь» вряд ли понравится находящимся в песочнице детям, а тем более — их родителям.
    • Не стоит пробовать песок на язык — особыми гастрономическими свойствами он не обладает.
    • Игрушками нужно делиться. На эту тему можно спорить долго, однако факт остается фактом — в песочнице на время игры игрушки становятся общими. Хотя поощрять агрессивные методы заимствования понравившихся вещей товарищей категорически нельзя.

    Игровой процесс

    Что же из себя представляет игра в песочнице? По сути, все сводится к достаточно простым манипуляциям с песком — набрать в ведерко, высыпать из ведерка, построить башню, «испечь» кулич в формочке. Малышам до 3 лет нравится просто изучать этот сыпучий материал — трогать его, пересыпать из ладошки в ладошку. Игры в песочнице для детей от 3 до 6 лет уже больше похожи на полноценный творческий процесс, во время которого работают не только ручки, но и воображение.

    Ребенку можно предложить целый ряд интересных занятий и игр с песком:

    «Отпечатки»

    Такая игра будет интересна самым маленьким деткам. Оставляйте отпечатки ладошек и ножек на песке, рисуйте следы животных и рассказывайте о них любознательным малышам. Занятие не только увлекательное, но и познавательное.

    «Золотоискатели»

    Спрячьте камешки или другой «клад» в песочнице, но не глубоко. Искать запрятанные «сокровища» можно с помощью лопатки, которая будет выполнять функцию «металлоискателя».

    "Школа"

    С пользой? Развивающей игрой в песочнице. Изучайте буквы, цифры и геометрические фигуры, рисуя их веточкой на мокром песке. Считайте камешки, пишите простые слова. Научите ребенка определять время по часам — нарисуйте циферблат, выложив стрелки и цифры камнями и прутиками.

    «Кухня»

    Независимо от возраста и пола, все дети любят проводить «кулинарные» эксперименты с песком. Куличи, пирожные, десерты и даже мясные деликатесы — юные «повара» с хорошей фантазией могут удивить взрослых оригинальностью меню своего ресторана в песочнице. Конечно, для игры в кухню пригодятся фигурные формочки, представленные сегодня в магазинах игрушек в огромном ассортименте.

    Замки из песка

    Отдельная категория игр в песочнице — строительство замков, туннелей и прочих инженерных сооружений. Подключиться к процессу, наверняка, захотят и взрослые, ведь это не просто игра, а возможность проявить свой творческий потенциал.

    Для строительства из песка потребуются игрушечные ведра, лопатки, совочки и формочки. Понадобится и вода — из сухого песка вряд ли получится возвести что-то серьезное. Конечно, на площадке во дворе не все родители будут рады перспективе очищать своих малышей от мокрого песка, поэтому грандиозное строительство лучше запланировать на даче.

    Будущее сооружение на первом этапе — это лишь большая куча песка, собранная в центре песочницы. Сначала из нее необходимо сформировать прочный фундамент, а уже потом можно заняться архитектурными изысками — башнями, колоннами, туннелями. В качестве декоративных элементов могут выступать камешки, веточки, листочки и цветы. Допустимо и использование игрушек — на стражу замка, например, можно поставить пластмассовых солдатиков.

    Естественно, самостоятельно дети вряд ли смогут справиться со сложными задачами, поэтому помощь взрослых только приветствуется. Обязательно хвалите ребенка в процессе работы — это будет его мотивировать и приободрять. Когда строительство будет завершено, сделайте фотографию получившегося сооружения. Детям нравится чувствовать значимость их деятельности.