Игры для самых маленьких онлайн. Игры для малышей и для самых маленьких Игры для развития детей 2 3

Начиная с 2-х лет, малыши переключают интерес с изучения своего потенциала на внешний мир. Они внимательно наблюдают за тем, что происходит вокруг и запоминают все, поэтому период от 2 до 3 лет является ответственным этапом их жизни, и подбор занятий и игр для них должен быть очень тщательным. Играть с ними теперь увлекательно и забавно из-за их комментариев и особенно вопросов, которые они задают. Пока еще не слишком внятно разговаривая, малыши все равно стараются общаться, болтать, пытаясь обозначить свои размышления словесно. Крохи уже много чего умеют делать и учатся с каждую минуту, узнавая что-то новое и совершенствуя свой опыт.

Для успешного усвоения малюткой новой информации и опыта, с ним надлежит регулярно заниматься. Однако в 2-3 года дети непоседливы и не сосредоточены. Их нельзя заставить делать то, что им не нравится. Вот почему обучение ребенка следует проводить в веселой, шуточной форме, самой понятной для него. Этой цели служат развивающие игры для детей 2-3 лет. Существует огромное множество самых разных их видов: познавательных, логических, на формирование памяти.

Развивающие игры – это занятия, ориентированные на формирование словарного запаса и речевых умений малышей, становление их интеллекта, эволюцию мелкой моторики и всех остальных качеств. Такие игры помогут начать учебу ребенка почти с первых дней. Важно, чтобы родители уделяли малютке максимум времени и внимания. Важно правильно подбирать виды развивающих игр в соответствии с возрастом детей. В случае, когда условия игры будут слишком сложными, рассчитанными на старший возраст или, наоборот, неинтересными, предназначенными для ребят младше, ребенку станет неинтересно, и он не захочет играть.

Формирование речевых навыков

В этом возрасте у деток возникают разнообразные модели действий и поведения. Двухлетнему малышу под силу:

  • изобразить звуки или повадки некоторых животных;
  • имитировать кого-нибудь из близкого окружения.

Именно в 2-3 года происходит прорыв в становлении речи. Чтобы выразить свои желания и мысли, ребенку требуется накопить большой лексикон. Родители должны помочь ему в этом, называя окружающие предметы и действия, совершаемые с ними.

Отработка верного дыхания и артикуляции поможет научиться разговаривать связными предложениями. Практически всем малюткам нравятся потешки и считалки, ритмичные и рифмованные, которые частенько разучивают с чадами многие родители. Общаясь с крохой, не следует употреблять труднопроизносимые слова, которые останутся для него непонятными; надо следить за правильным произношением и ударением в словах, ласково исправлять неточности. Желательно общаться с малышом, как с равным, тогда он будет лучше усваивать значения новых слов и пополнять свой словарный запас.

Дети в этом возрасте наслаждаются просмотром кукольных спектаклей, которые можно организовывать без профессионально изготовленных кукол, с подручными игрушками, которые есть дома и хорошо знакомы малышам. Театрализованные представления в игровой форме можно устраивать при обучении малютки бытовому поведению: за обедом, в процессе гигиенических процедур, во время помощи маме в уборке помещения.

Большое удовольствие получают малыши от ролевых игр с ровесниками или взрослыми. Девочки любят одевать и причесывать кукол, лечить любимых зайцев или мишек, покупать продукты в магазинах, копируя мамины поступки. Совсем другие игры для мальчиков 2-3 лет: развивающими игрушками становятся машинки, кубики, из которых строят гараж, простейший конструктор.

Уже в этом возрасте можно заниматься с детьми загадыванием простых, желательно рифмованных загадок, и вместе с ними искать ответы. Им будет интересно размышлять. Такие игры для малышей 2-3 лет будут развивать не только речь, но и интеллект, внимание и фантазию.

Польза пальчиковых игр

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики ручек и, сопровождаемые стихами и потешками, нравятся малышам, веселят их. Большую радость доставляют такие развивающие развлечения со старшими братьями или сестрами, и часто становятся любимой игрой.

Самой популярной и широко распространенной в нашей стране считается «Сорока-ворона». Есть много других пальчиковых развлечений, например, про гусей, мишек косолапых, пчелок, паучков. За активное участие в игре следует хвалить малыша.

Польза заключается в совершенствовании мышц ладошек и пальчиков ребенка. В дальнейшем это даст возможность малышам управлять кистью и пальцами в процессе рисования и письма. Для развития тактильных ощущений, ребятам предоставляют в игре большое количество предметов с разной фактурой и текстурой: в ход идут колючие коврики, шершавые мячики, мягкие пушистые игрушки, которые на ощупь создают у младенца различное впечатление – чем больше разница, тем эффективнее результат.

Очень полезными являются игры в песочнице:

  • постройка дворцов и замков влияет на развитие фантазии;
  • «выпечка» песочных «пирожков» учит распознаванию формы предметов;
  • песок производит массаж подушечек пальчиков и ладошек;
  • общение в песочнице с детьми способствует развитию коммуникативных качеств.

Игры на развитие логики и мышления

Ребенку 2-3 лет по силам уже ознакомление с начальными математическими понятиями, если соблюдать особый подход и подбирать игры, которые могут заинтересовать малютку. Для этих игр понадобится специальный дидактический материал: разнообразные красочные листочки с изображением цифр и геометрических фигур. Можно запастись также индивидуальными картинками для мальчуганов и девчушек: мальчишкам нравятся машинки, а девчат привлекают куколки.

Чтобы дать понятие малышу о первых числах, следует регулярно пересчитывать с ним окружающие предметы: фрукты в вазе на столе, карандаши, кубики или лестничные ступени. С целью совершенствования логики и интеллекта, аккуратности и сосредоточенности, рекомендуется использование ярких разноцветных книжек с картинками и пазлов. Малютка в этом возрасте способен собирать пирамидку и выполнять составные действия, включающие в себя несколько простых движений. Чтобы развитие было полноценным, необходимо с ним регулярно общаться, разъяснять и комментировать его действия, хвалить, ободрять, поддерживать.

Игры для развития творческих способностей

В 2-3 года ребенок уже может многому научиться сам, при условии, что родители наберутся терпения.

Можно начинать обучать малыша:

  • раскрашиванию разными цветами графически нарисованных бесцветных картинок;
  • рисованию карандашом и красками;
  • вырезанию из бумаги простых рисунков;
  • изготовлению простых бумажных и картонных небольших работ.

Развивающие игры в 2-3 года проводятся исключительно взрослыми, под их руководством и контролем. Родители или воспитатели должны детально объяснить и показать малышу последовательность изготовления каждой поделки. Двухлетний кроха выполняет поначалу только незатейливые операции: может раскрасить большие рисунки, приклеить вырезанные взрослыми фигуры.

В этот период уже видно, кем позднее будет малыш – левшой или правшой. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять его рисовать другой рукой: это может навсегда отбить у ребенка желание творить. Важно похвалить кроху, даже если его шедевр не слишком удался и непонятно, что изображено на рисунке. Следующий раз он будет стараться еще лучше, и у него все получится.

Развивающие игры для детей 2-3 лет требуют обязательного сопровождения взрослых. Они должны помогать ребенку, показывать ему алгоритм действий, хвалить кроху, даже если у него не слишком хорошо сразу получается. Необходимо выбирать такие игры, которые доставят малышу удовольствие, тогда он лучше усвоит новые понятия и слова. Развивающие игры расширяют словарный запас детей, развивают мелкую моторику пальчиков, способствуют становлению логики и интеллекта.

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

Практически каждый ребенок в 2 года отличается физической активностью. Он не сидит на месте, ему очень нравится прыгать, бегать, танцевать, играть с мячиком, — одним словом все подвижные игры приходятся по душе юному исследователю. Но не следует упускать из виду интеллектуальное развитие, которое тоже набирает обороты. Активно идет формирование логического мышления, растет словарный запас. И на этом этапе именно от родителей зависит, насколько плодотворно будет проходить этот процесс.

Развитие речевых навыков

Словарный запас детей в возрасте 2-3 лет уже достаточно разнообразен. Двухлетние дети способны задавать вопрос: «Что это?», когда показывают на предмет пальцем. Они понимают речь взрослого, которая к ним обращена. Хорошо оперируют усвоенными ранее словами в комбинациях с новыми.


Вообще на протяжении всего дошкольного периода словарный запас малыша растет. Например, к концу второго года жизни в речи ребенка насчитывается около 200 слов, а уже спустя пол года — 400. По достижении трехлетнего возраста количество слов приближается к 1000.
Грамматическая форма постепенно становится правильной и понятной, но иногда могут проскакивать ошибки.

Как правильно организовать занятия

Для правильного речевого развития детям в возрасте 2-3 лет можно давать специальные «речевые задания». Они могут быть простые и сложные.
Простые: Повторить определенный звук.
Сложные: « Подойди к папе и попроси его дать тебе машинку».
Такие задания вызывают у малыша необходимость задавать вопросы «где?», «куда?», «какой?».

Устройте дома кукольный театр. Реквизиты для него можно приобрести в магазине или же сделать самим. Сначала в роли кукловода выступают родители, а потом нужно поменяться местами.

Занятия для развития речи

Предложите малышу закончить фразу: « На кухне стоит белый …», «Наша кошка любит …».
Необходимо поощрять ребенка 2-3 лет активно участвовать в обсуждениях всех событий его жизни, задавать ему вопросы, что он видел на улице, во что играл. Неважно, что сначала малыш будет отвечать односложно, со временем его ответы будут приобретать развернутый характер.
Такое обсуждение способствует развитию словарного запаса, приучает делиться своими мыслями. И как результат – с такими детьми легче найти взаимопонимание в будущем.

Тренировка речевого дыхания. Для таких тренировок очень хорошо подходят мыльные пузыри, задувание пламени свечи, музыкальные инструменты, в которые надо дуть.

Занятия для детей 2-3 лет на развитие моторики

Развитие крупной и мелкой моторики тесно связано с развитием интеллектуальных способностей и развитием ребенка в целом. Существует множество игр, которыми можно занять ребенка 2-3 лет. Вот некоторые из них:

  • Хождение по ступенькам. В возрасте двух-трех лет дети обычно передвигаются по ступенькам приставным шагом, держась за опору. Нужно немного усложнять задачу и учить малыша ходить по ступенькам без опоры.
  • Игры с мячом. На данном возрастном этапе у детей не всегда получается хорошо ловить мяч и бросать его точно в цель. Тренировки очень помогают в развитии меткости, ловкости, укрепляют кисти рук и пальцы.
  • Пальчиковые игры. Это очень действенный способ для развития мелкой моторики. Принцип очень простой: проговаривание стишков сочетаются с различными движениями пальчиков (загибание, разгибание, легкое трение).

  • Лепка, рисование, аппликации.
  • Расстегивание-застегивание пуговиц, молний.
  • Игры со шнуровкой. Это может быть простое шнурование ботинок или же специальные игры, в которых нужно продевать шнурок сквозь дырочки.
  • Переливание воды через воронку.
  • Игры с крупами.
  • Игры с прищепками.
  • Собирание воды губкой, выжимание губки.
  • Игры с мелкими бусинками. Нужно научить ребенка, как надо собирать бусинки пинцетом.
  • Игры с разнообразными сортерами, вкладышами, пирамидками.

Развитие логико-математического мышления у детей 2-3 лет

Выполнение простых математических и логических упражнений и заданий, приводит к формированию логического мышления. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем легче он будет усваивать необходимые понятия.

Что должен уметь ребенок 2-3 лет:

  • Умения ориентироваться в суточном времени. К трем годам у ребенка уже должны быть сформированы понятия «утро», «вечер», «день», «ночь», «сегодня», «завтра», вчера». Перед тем, как малыш уснет, можно поговорить с ним о том, что он делал утром, что планирует сделать завтра.
  • Умения ориентироваться в пространстве. Можно поиграть с ребенком в такую игру: попросите его найти предмет или игрушку, которую спрятали, при этом используя подсказки: «Под столом», «За креслом». Так же полезно рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы; «Что находится под кроватью?», «Где сидит зайчик?» и т.д. Так же необходимо учить таким понятиям, как «лево», право», «ниже», « выше».
  • Знания навыков счета. Для начала необходимо усвоить простой счет, например, считать ступеньки, пальчики.

  • Умения собирать целое из частей. Для тренировки этих навыков очень хорошо подходят пазлы или картинки, разрезанные на несколько частей. По – началу частей должно быть немного. А постепенно можно усложнять задачу, используя пазлы с большим набором деталей.
  • Умения сортировать. Для развития этих умений можно взять пуговицы, отличающиеся по размеру, цвету, форме. И затем предложить малышу сложить в одну кучку только красные пуговицы, в другую – только овальные, в третью – только маленькие.
  • Умения разбираться в понятиях «мало-много».
  • Умение сопоставлять. Сейчас очень много игр на такие темы: «Где чей домик?», «Кто что ест?», «Где чей малыш?».

Занятия для развития внимания у детей 2-3 лет

Внимание у детей в 2-3 года развито недостаточно хорошо. И для дальнейшего успешного развития и обучения его нужно тренировать. Для развития концентрации, умения подмечать мелочи и детали, подойдут следующие упражнения:

  • Строительство башни или домика по нарисованному образцу.
  • Подмечать на улице или дома предметы с каким-то одним признаком. Например, только мягкие, только зеленые. Подсказывать малышу не следует, он справится с задачей самостоятельно.
  • Поиск какого-то определенного предмета. В такую игру можно играть дома, на улице. Необходимо предложить ребенку найти, например, серую машину на стоянке, или птичку на ветке. Такая игра способствует развитию концентрации внимания.

Занятия по изучению свойства предметов

Люди на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными предметами. И зная их свойства, легко определиться с их применением. Чтобы ребенку изучить свойства предметов, нужно их запомнить. Одновременно со знакомством со свойствами предметов, развивается абстрактное мышление, осязание и обоняние, малыш учится сопоставлению. Ребенок усваивает определения предметов (широкий — узкий, короткий — длинный, низкий – высокий) ; развивается осязание (гладкий — шершавый, холодный – горячий, мягкий – твердый); совершенствуется обоняние (нахождения различий в запахах, вкусах различных продуктов).

Занятия для развития интеллекта детей 2-3 лет

Ребенок в два – три года проявляет интерес практически ко всему, начинается эра вопросов обо всем на свете. Если раньше малыш открывал для себя мир через свойства предметов, и у него преобладало наглядно – действенное мышление, то сейчас кроха пытается мыслить образно, и начинает появляться наглядно – образное мышление. Здесь очень важно поддержать юного исследователя, объяснить непонятное и сделать так, чтоб интерес ко всему новому не угас.
Огромную роль в становлении интеллекта играет знакомство ребенка с миром искусства:

  • Больше рисуйте вместе, слушайте классическую музыку, ходите в театры, музеи, на различные выставки.
  • Так же очень важно знакомить малыша с окружающим миром. Маленькому человеку интересно будет слушать про животных, птиц, насекомых, особенностях их поведения. Детей всегда привлекают метеорологические явления, такие как дождь, снег, иней, радуга.
  • В игровой форме можно знакомить деток с такими темами как: транспорт, больница, магазин, семья, морской мир, город, профессии, строение тела человека, домашняя техника, мебель.

А чтобы занятия носили не стихийный характер, а систематический, можно составить план, где указать, какую тему будете изучать с ребенком.

Видео «занятие с ребенком 2-3 лет дома»

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.

В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.

Рецепт раствора мыльных пузырей . Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь : мягкая игрушка (например, мишка).

◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Необходимый инвентарь : карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

◈ Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

◈ Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь : кукла или мягкая игрушка.

◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

◈ Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

◈ Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

◈ По очереди изображайте звонок телефона.

◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

◈ Меняйтесь ролями.

◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

◈ Потом меняйтесь ролями.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

◈ Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

◈ Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

◈ Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

◈ Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

◈ Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

◈ Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

◈ Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.

Малыши очень любят играть, а для того, чтобы провести время не только весело, но еще и с пользой, молодым родителям лучше подобрать развивающие игры. Ведь играя, ребенок с легкостью обучается новому. А вот какие игры лучше подобрать для карапуза двух лет, мы и постараемся рассмотреть в этой статье.

1. Зажигаем свет в оконцах

Игра достаточно простая, но вместе с тем она прекрасно развивает мелкую моторику ручек, а также мышление малыша. Покажите карапузу домик, в котором часть окон закрашена, предложите запомнить, какие именно окна «горят», после этого уберите картинку. Положите перед малышом новый домик, в котором все окошечки пустые, дайте ему желтые квадратики, пусть он сам наклеит, как можно аккуратнее туда, где они должны гореть.

Сложность игры можно повышать, пририсовывая новые этажи и дополнительные окошечки

Для этой игры можно воспользоваться выше нарисованным пособием. Вырежьте кубики с животными и кружочки, предложите малышу закрыть окошечки с животными кружочками соответствующего цвета. Причем он должен наклеить их как можно аккуратнее.

На первый взгляд игра очень проста, но с помощью ее вы сможете помочь развить ребенку мелкую моторику рук, ведь в его возрасте очень сложно сделать это аккуратно. Кроме этого, малыш научится сортировать цвета, а также тренировать логическое мышление.

Так как в возрасте 2 лет у малыша начинается активное развитие речи, то следует уделить особое внимание упражнениям и играм, которые помогут расширить его словарный запас, а также научат правильному дыханию. Простым упражнением, которое поможет развить правильное дыхание, будет игра в свистульки или выдувание мыльных пузырей.

А вот для игры, помогающей развить артикуляционный аппарат, развивает речь и расширяет словарный запас, понадобятся карточки с животными.

Вместе с малышом рассмотрите животных, расскажите все то, что сами знаете о каждом животном, проговорите о том, какие звуки издает каждый из них. После этого, закрепите то, что вы прошли, показывая по очереди карапузу карточки и расспрашивая о том, какие звуки издает животное.

4. Игры в мяч

Учитывая то, что малыши двух лет очень подвижны, им трудно усидеть на месте, поэтому не забывайте разбавлять занятия подвижными играми, в тем более, что они прекрасно развивают глазомер, учат быстроте реакции, ловкости, развивают координацию движения.

Лучшим ва риантом будет игра в мяч. Вы сами можете придумать свою игру. Например, можно поставить коробку и сыграть с малышом на счет, кто больше раз попадет в коробку, или же предложить попинать мяч, у кого дальше укатится, или просто покидать друг другу в руки.

5. Игра на развитие памяти и внимания

Наиболее простая, но эффективная игра на развитие памяти и внимания, это игра «Чего не хватает?». Расставьте на столе три-четыре игрушки, попросите малыша внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. Уберите одну игрушку и спросите ребенка, чего не хватает? Сложность игры можно повысить, добавив еще игрушек. Можно игру перевернуть наоборот, не убирая, а добавляя игрушку, и спрашивая, что изменилось.

6. Игра на развитие логики и воображения

Для этой игры вам понадобится чистый лист, фломастеры и разнообразные фигурки конструктора: кубики, прямоугольники, треугольники. Обведите каждую фигурку фломастером, а затем положите фигурки рядом с листом и попросите малыша поставить фигурки на свое место. Задание можно усложнить, заменив простые фигуры более сложными предметами: ножницы, ручка, стакан и т.д.

Кроме этого, в магазинах продают уже готовые подобные конструкторы-кубики . Куб имеет на каждой стороне отверстия, соответствующее определенной фигуре, ребенок должен сам подобрать к фигуре нужную сторону, и положить ее внутрь куба

7. Игра для обучения счету

Предложите малышу представить, что вы ждете гостей, а для этого надо накрыть стол и разложить угощение. Изначально возьмите не более трех тарелок. Расставляя тарелки на столе вместе с малышом, вслух посчитайте их. Затем предложите разложить по тарелкам фрукты, или конфеты, и так же посчитайте их. Можете быть уверены, ребенок быстро запомнит счет, и кроме этого научится понимать, что всегда нужно делиться и не жадничать.

Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, разговаривайте с ним, рассказывайте обо всем, что видите, и тогда ваши усилия не станут напрасными.

Игры на развитие внимания, памяти, тактильных ощущениё, интересные игры-опыты для дошкольников.

Игры для детей 2, 3 лет на развитие тактильных ощущений

Отгадай, не глядя

Необходимый инвентарь: самые разнообразные предметы, отличающиеся по величине, форме и материалу, из которого они изготовлены.

◈ Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Пусть он прокомментирует свои ощущения.

◈ Глаза можно и не закрывать, а спрятать предмет в непрозрачный мешочек, попросить ребенка опустить туда руку, нащупать предмет и отгадать, что это.

◈ Пусть ребенок угадывает предмет, ощупывая его как правой, так и левой рукой. Это позволит развивать тактильную восприимчивость обеих рук одинаково.

Чем отличаются?

◈ На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья деревьев, шишки. Дома высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите, сравнивая предметы друг с другом.

◈ Например, камень тяжелый, а лист — легкий.

◈ Взвешивайте предметы в руках, ощупывайте их. Так ребенок сможет познакомиться с понятиями «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «гладкий», «шершавый», «колючий».

Угадай, что это?

Необходимый инвентарь: банки с крупой.

◈ Предложите ребенку опускать руки поочередно в емкости с различной крупой. Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения.

◈ Через какое-то время, когда ребенок будет хорошо ориентироваться в крупах, предложите ему определять их наугад с закрытыми глазами.

Потрогай и скажи

Необходимый инвентарь: плотная бумага, различные крупы, кусочки ткани разной фактуры, клей.

◈ Вырежьте из бумаги небольшие квадраты (со стороной около 10 см). Приклейте на квадраты крупу, кусочки ткани или фактурную цветную бумагу.

◈ Необязательно вырезать только квадраты. Сделайте также круги и треугольники. Храните этот дидактический материал в отдельной коробке.

◈ Пусть ребенок берет карточку, трогает ее и проговаривает свои ощущения.

◈ Помогайте ему, используя как можно больше определений.

Опыты и эксперименты для детей 2, 3 лет

Превращения воды

Игра знакомит со свойствами вещества

Необходимый инвентарь : фигурные формочки и формочки для льда.

◈ Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.

◈ Продемонстрируйте это наглядно.

◈ Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.

◈ Понаблюдайте за таянием льда.

◈ Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Невидимое письмо

Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.

◈ Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.

◈ Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.

Налил-вылил

Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества

Необходимый инвентарь : емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

◈ Предоставьте ребенку свободу действий.

Выжми мочалку

Игра способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.

◈ Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

◈ Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Водонос

Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении

Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

◈ Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

◈ Сравните, в какой банке воды окажется больше.

◈ Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.

◈ Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).

Сквозь сито

Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества

Необходимый инвентарь : стакан, сито.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

◈ Объясните ему, почему вода утекает.

Поплывет или утонет

Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

Необходимый инвентарь : предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.