Игра как метод экологического воспитания. Презентация использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников Презентация экология в физическом воспитании детей

«Экологическое воспитание во второй младшей группе» Беляева Елена Александровна воспитатель I категории 2012 г г.


Актуальность: Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.


Цель: Формирование представлений у детей о биологических закономерностях Формирование эмоционально – положительного отношения к миру Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.


Задачи: Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы. Совершенствовать предметно – развивающую среду. Развивать познавательную активность и любознательность. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.


Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.


Отечественные программы экологического воспитания дошкольников. А. Вересова "Мы земляне" Е. Рылеева "Открой себя" Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова "Жизнь вокруг нас" Ж. Л. Васякина-Новикова "Паутинка" В. И. и С. Г. Ашиковы " Семицветик " Т. А. Копцева "Природа и художник" Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" Н. А. Рыжова "Наш дом - природа" С. Николаева "Юный эколог" Е. В. Пчелинцева-Иванова " Непреходящие ценности природы "


Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.


Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.


Методы экологического образования в ДОУ Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, Опыты и эксперименты, Проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); Словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), Игровые методы и игра, Практическая работа и поисковая деятельность; Экскурсии, Метод проектов


Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности Экологиче ская культура Конструиров ание Чтение Наблюдение Трудовая деятельность Игровая деятельность Физическая деятельность Художественн ая деятельность Театральная деятельность Музыкальная деятельность






Предметно-развивающая среда Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов


Работа с родителями Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечений, игр Детско-родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Индивидуальные беседы, стендовые консультации Участие в утренниках



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ОЗДОРОВЛЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

К.В. Барчан

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Гусаковской средней школы.

Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с. Гусаковка.

«Здоровое тело-продукт здорового рассудка».

Бернард Шоу

Здоровье-наличие у здорового человека состояния полного

физического, психического и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней или

физических дефектов.

Всемирная организация здравоохранения.

Такое определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый из нас всегда может оказаться.

Оздоровительный комплекс состоит из следующих моментов:

    соблюдение рационального устойчивого распорядка дня.

    ежедневная достаточная активность;

    выработка психоэмоциональной устойчивости;

    проведение закаливающих процедур.

Программа сохранения и укрепления здоровья включает ряд обязательных условий, выполнение которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное осуществление и физической, и умственной деятельности, а также выносливость, сила, ловкость, красота.

Актуальность:

    Совершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуальна.

    Установлено, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.

    Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Это и привело к необходимости организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно:

    помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;

    приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Проблема.

Как в условиях современного мира научить детей не поддаться соблазну малоподвижного образа жизни и приучить к здоровому стилю поведения.

Цель проекта:

    Организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения уровня.

    Приобщение дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

Совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемый результат:

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Идея проекта:

Использование эффективных оздоровительных практик:

    подвижные игры;

    дыхательная гимнастика;

  • закаливание;

    коррекционная гимнастика в игровой форме в системе воспитательно-оздоровительной работы.

Участники педагогического проекта:

1.Дети класса предшкольной подготовки.

2. Воспитатель класса предшкольной подготовки.

Срок реализации:

Этапы реализации проекта:

Организационный

Диагностический

Практический

Обобщающий

Научная основа проекта:

В проекте использованы идеи о воспитании здорового ребенка, а также информация из литературных источников:

Змановского Ю.Ф «Здоровый школьник».

Алямовский Н.Н «Здоровье».

Казаковцева Т. «Здоровье с детства».

Кудрявцева В.Т. Егорова Б.Б «Развивающая педагогика оздоровления».

Концепция проекта основана на межличностном научно-практическом направлении Б.Б Егорова, В.Т. Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления.

Основные черты данного направления:

Представления о здоровом ребенке, как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития.

Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Сущность проекта:

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя восемь взаимосвязанных разделов

Практическая значимость:

    Валеологические знания, массаж приучают детей сознательно относиться к своему здоровью.

    Утренняя гимнастика, бег, физкультурные занятия, дыхательные упражнения – к ежедневным занятиям физической культурой.

    Народные подвижные игры способствуют развитию речи.Физических качеств, формированию патриотических чувств

Процент заболеваемости детей в течение года.

Диагностика уровня физической подготовленности детей.

Динамика уровня физической подготовленности детей.

Результаты и продукты.

    Перспективное планирование по физическому воспитанию с применением указанных оздоровительных методик.

    Система дыхательных упражнений в игровой форме.

    Игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки.

Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность для этого условий:

Повышение качества образования за счет совершенствования методики проведения занятий;

Разработка более совершенной системы диагностики оздоровления, физического и психического развития, физической подготовленности дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А




















ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы








26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»



Проект:

Подготовила инструктор 2 кв. категории

Петрунина О.В.

Тема :

« Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».

Тип проекта:

Оздоровительно – познавательный.

Дети дошкольного возраста , семья, педагоги.

Продолжительность:

Долгосрочный

Актуальность проекта

1. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников

2. Анализ литературы и нормативных документов, а также результаты педагогических наблюдений, опросов и экспертной оценки позволяют говорить о том, что формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществление этого возможно на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

3. Оценка уровня экологической грамотности детей дошкольного возраста показала, что многие из них не имеют представлений (соответствующих их возрасту) о том, что такое загрязнение окружающей среды, и что нужно делать, чтобы быть здоровым. В этой связи целесообразно проведение целенаправленной работы с детьми по формированию у них знаний, связанных с сохранением здоровья детей в современной экологической ситуации.

4. Методика физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении, позволяющая интегрировано решать задачи физкультурного и экологического образования, включает различные формы работы: с детьми (физкультурно-экологические занятия, физкультурно-экологические досуги, беседы экологического содержания), с родителями (родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации), с педагогами (теоретические и практические задания). Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическими упражнениями», предусматривающее построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.

Этапы проекта

Диагностика по проекту: «Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».

Сравнительный анализ результатов, характеризующих уровень экологической воспитанности детей по выделенным показателям (уровню экологических знаний; отношению дошкольников к природе; особенностям экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами) показал, что до начала проекта дети имели приблизительно одинаковый уровень экологической воспитанности. После проведения проекта у детей уровень экологической воспитанности значительно улучшился.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Cлайд 1

Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания» Автор проекта: Чернышева Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»; С. Татаново, Тамбовский район, Тамбовская область.

Cлайд 2

Актуальность: Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, средство самовыражения ребёнка. Способствует развитию познавательных интересов. Обострение экологической проблемы в стране, необходимость формирования у детей экологического сознания.

Cлайд 3

Цель: доказать: метод игры – наиболее эффективен в экологическом воспитании дошкольника

Cлайд 4

Задачи: РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЯВЛЕНИМИ ПРИРОДЫ; ФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ; ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ (РАСТЕНИЯМ, ЖИВОТНЫМ); ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ИНТЕРЕС И ЗАБОТЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСТИТЕЛЬНОМУ МИРУ; УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

Cлайд 5

Противоречия: Между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей Между знаниями детей и их применением.

Cлайд 6

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться у детей прочных знаний и устойчивых правил поведения в природе. Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Cлайд 7

Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры как основного метода формирования экологических ЗУН дошкольников.

Cлайд 8

Научно-методические обоснования актуальности темы: Первый аспект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Cлайд 9

Второй аспект Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева

Cлайд 10

Этапы проекта: подготовительный этап: (1 месяц) Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта. Подбор методической литературы, иллюстративного материала, пособий, игрушек, атрибутов по данной теме. Составление списка необходимого оборудования (фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор) Разработка диагностического инструментария для определения уровня знаний, умений, навыков детей по экологии. Проведение первоначальной диагностики. Составление перспективного плана.

Cлайд 11

Основной этап (7 месяцев) Создание развивающей экологической среды Работа с детьми Работа с родителями

Cлайд 12

Предметно- развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини – огород Коллекция семян Игры экологические Мини- лаборатория Игрушки- аналоги, муляжи

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

ИГРА Игры С правилами ИОС с литературными персонажами Сюжетно – ролевая игра ИОС с игрушками- аналогами ИОС типа путешествий Работа с детьми

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Участие в утренниках Наглядная информация Родительские собрания Индивидуальные беседы, консультации Привлечение к оформлению предметной среды Работа с родителями

Cлайд 21

Заключительный этап (1 месяц) Мультимедийная презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете Организация совместной с родителями выставки «Природа и фантазия» Организация выставки дидактических игр в методическом кабинете с природоведческим содержанием Контрольный срез. Подведение итогов

Cлайд 22

Результаты исследования: При ознакомлении детей с природой посредством игровой деятельности происходит формирование представлений о многообразии растительного мира; многообразие и широкий спектр игр природоведческого характера помогают детям приобретать навыки заботливого и бережного отношения к обитателям природы, навыки ухода за ними; у детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры; дети стали доброжелательными, научились работать совместно.

Cлайд 23

Оценка результата Для диагностики уровня ЗУН использовался метод индивидуальной беседы (по С.Н.Николаевой), который включает в себя 3 части: Первая – представление ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Вторая – изучение представление о свойствах целостного живого организма: его потребность в условиях среды, состоянии. Третья – о приспособлении живых существ к различным средам обитания. В итоге выделены следующие критерии: представления о сезонных изменениях, представления о домашних и диких животных, знание деревьев, кустарников, овощей, фруктов, умение называть окружающие предметы, их свойства и назначение, бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными, знание о правилах поведения в природе, знание экологических игр.