Характеристика современной семьи. Функции семьи и их взаимосвязь. Факторы, стабилизирующие семейные от ношения

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность. Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.
  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  • Ребенок полностью доверяет родителям.
  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • "отдушина";
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.

Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.

Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

  • 1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли. Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
  • 2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
  • 3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.
  • 4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

  • 1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.
  • 2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.
  • 3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.
  • 4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.
  • 5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.
  • 6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.
  • 7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.
  • 8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
  • 9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.
  • 10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.
  • 11. «Заграничные» браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета «заграницы». К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.
  • 12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.
  • 13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Характерные особенности современной семьи заключаются в следующем:

1. Увеличивается количество неполных семей, в которых основные воспитательные функции выполняет мать.

2. Становится больше родителей, которые живут отдельно от ребенка по причине разводов и рождения детей вне брака.

3. Происходит уменьшение количества регистрации браков и рождаемости.: 1920 год – рождаемость в России в среднем 7, 5 детей на одну женщину, а в 2010 году – 1, 4.

4. Увеличивается количество семей, где воспитывается один ребенок.

5. Кризис отцов – снижается воспитательная роль отца в семье.

6. За счет разводов родителей происходит увеличение количества брошенных детей.

Существует деление семей на благополучные и неблагополучные .

Обращаем внимание на второй вид - неблагополучные семьи, которые делятся на следующие типы:

Криминогенная семья

По данным социальных исследований был сделан вывод, что если в семье есть хоть один судимый член семьи, то вероятность, что кто-то совершит преступление, возрастает в 4-5 раз.

Если взрослые ведут себя преступно, то они являются образцом антиобщественного поведения для детей, усиливают конфликты внутри семьи и криминогенный потенциал.

Аморальная семья

В такой семье концентрируются следующие отрицательные факторы: правонарушения членов семьи, постоянные конфликты, доходящие до скандалов и драк, пьянство, развратное поведение.

Алкоголизм делает семью нищей, ухудшаются бытовые условия, нормы поведения искажаются.

Уважение и привязанность детей к родителям в таких семьях разрушены, подростки становятся озлобленными и мрачными.

Дети калечатся родителями не только нравственно, но и физически.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие детей замедляется, появляются психопатические черты; различные заболевания не выявляются и своевременно не лечатся. Дети получают травмы, побои и их даже выгоняют из дома.

Домашние задания такие дети не делают совсем или не полностью, не качественно, так как у них отсутствуют условия для учебных занятий дома.

Они становятся «ранимыми» из-за отношения к ним сверстников, которые считают их «тупыми» и «двоечниками».

Личность подростка формируется в виде протеста против родителей, школы, учителей и всего общества в целом.

Проблемная семья

Обычно семья становится проблемной из-за соперничества родителей за главенствующую роль в семье. Наблюдается разобщенность между всеми членами семьи. В таких семьях конфликты возникают из-за неверности одного из супругов.

В доме в атмосфере напряженности, подростку становится не комфортно, он старается «улизнуть» на улицу, где проводит большую часть времени.

Отсутствие эмоциональной связи ребенка и родителей, отсутствие социального контроля приводит к созданию условий для формирования криминогенной личности.

Неполная семья

Часто в неполной семье появляются благоприятные условия для нарушения правовой социализации.

Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который характеризуется психологическими переживаниями и реакциями, приводящими к появлению чувств неполноценности, зависти, ущербности и эмоционального голода.

Наиболее дискомфортно чувствуют себя мальчики без отцов.

Процедура развода так же порождает появление криминогенной личности, так как подросток чувствует свою ненужность.

В последние годы появился тип семьи, который можно отнести как к благополучной, так и к категории группы риска. Это так называемые семьи «новых русских».

Такие семьи представляют собой социальный слой, имеющий собственную систему ценностей, особую субкультуру, философию. У них существует свой образ и стиль жизни, модели отдыха, формы общения.

По статистике в общеобразовательных школах обучается до 40% детей, которых можно назвать «трудными». В элитных школах, которые посещают дети «новых русских» этот показатель достигает 90% , а в помощи психологов нуждаются почти все учащиеся.

Так же, как герои сериала «Богатые тоже плачут», русские богатые имеют множество проблем в личной и семейной жизни. Занятие большим бизнесом в нашей стране часто требует отказа от нормальных как человеческих, так и семейных отношений.

Внешнее экономическое благополучие не всегда сочетается с напряженным эмоциональным климатом в семье.

От этого страдает в первую очередь психологическое здоровье детей.

Дети плохо адаптируются среди сверстников, имеют завышенную необоснованную самооценку, пренебрегают общепринятыми человеческими ценностями, часто имеют нервные расстройства.

И это только часть проблем детей из богатых семей.

По наблюдениям психологов наименьшие негативные расстройства развития личности детей наблюдаются в тех семьях, где между всеми членами семьи существует взаимоуважение и доверительные взаимоотношения. Нормальные семейные отношения в таких семьях влияют на создание четкой позитивной жизненной позиции у ребенка.

Количество «продвинутых» детей - владеющих иностранными языками, знающих отлично компьютерные технологии и умеющих планировать свое будущее больше именно в экономически благополучных семьях, так же в семьях, где существует нормальный психологический климат, где дети чувствуют себя комфортно, где они любимы и нужны.

Родители в любой семье должны не забывать, что они несут ответственность за развитие, воспитание своих детей, за их психическое и физическое здоровье.


Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи в Азии, Америке, Европе и Африке?

Психология семьи в Азии - традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

● Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
● Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак - это навсегда.

● Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость.
● Рано создают семьи.

● Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов



● Узбеки
Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

● Туркмены
Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

● Таджики
Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

● Грузины
Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

● Армяне
Народ, преданный своим традициям. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

● Японцы


В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка - добродетельна, смиренна и покорна.

Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

● Китайцы


Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д.

Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке



Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.
Что известно о семейных ценностях американцев?

● Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
● Брачный контракт - это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.

● Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку - она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
● Семья в США - не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.

● Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
● Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).

● Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
● О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке - редкость.

● По количеству разводов Америка сегодня лидирует - значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
● Права ребенка - почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

● Мексика
А вот в Мексике значение брака очень невелико, но вот роль амиго значительно выше.
Амиго - это сообщество мужчин, которые поддерживают друг друга, помогают решать важные проблемы.
Часто браки просто не зарегистрированные, потому что не имеют социальной ценности в данном обществе.

Современная семья в Европе



Европа - это уникальное сочетание множества самых различных культур, каждая - со своими традициями.

● Великобритания
Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане - финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок - явление довольно частое. Одна из обязательных традиций - семейные обеды и чаепития.

● Германия
Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить - а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях.

Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите - везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России - им просто нанимают няню.


● Норвегия
Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке - многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы - как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются.

Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

● Россия
В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

● Финляндия
Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина - основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки - весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак - около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин - на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

● Франция
Семьи Франции - это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом - все больше. Семья для французов сегодня - это пара и ребенок, остальное - формальности. Глава семьи - отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

Француженки выделяют совсем немного времени для воспитания детей и как можно быстрее выходят на работу, чтобы не потерять драгоценные возможности построить карьеру. Поэтому во Франции широко развита сеть детских садов.


● Швеция
Современная шведская семья - это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья - это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках - раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя.

Шлепать и ругать детей в Швеции запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша - его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок - это его личное право.

● Италия
В Италии значение семьи очень особенное: семьёй считаются все-все родственники, даже самые дальние. Принято устраивать совместные обеды, где все могут пообщаться, обсудить насущные проблемы.
Важную роль играет итальянская мама, от которой зависит очень многое (и выбор невесток и зятьев тоже).

Особенности семей в странах Африки - яркий колорит и древние обычаи



Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

● Египет
Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество - исключительно мужское, а женщина - это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте - это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

● Нигерия
Самый странный народ, постоянно приспосабливающийся к современному миру. Сегодня семьи Нигерии - это родители, дети и бабушки-дедушки в одном доме, уважение к старшим, строгое воспитание. Причем, мальчиков воспитывают мужчины, а девочки большого значения не имеют - все равно они выйдут замуж и покинут дом.

● Судан
Здесь царят жесткие мусульманские законы. Мужчины - «на коне», женщины - «знай свое место». Браки обычно - на всю жизнь. При этом мужчина - вольная птица, а супруга - птичка в клетке, которая даже за рубеж может выехать лишь для религиозного обучения и с разрешения всех членов семьи. Закон о возможности иметь 4-х жен действует до сих пор. Измена жены жестоко карается. Стоит отметить еще и момент сексуальной жизни девушек из Судана. Практически каждая девочка проходит процедуру обрезания, которая лишает ее в будущем удовольствия от секса.

● Эфиопия
Брак здесь может быть церковным или гражданским. Возраст невесты - от 13-14 лет, жениха - от 15-17. Свадьбы похожи на русские, а жильем молодоженов обеспечивают родители. Будущая мама в Эфиопии - это будущая огромная радость для семьи. Беременной не отказывают ни в чем, окружают красивыми вещами и… заставляют работать до родов, чтобы малыш не родился ленивым и толстым. Имя ребенку дают после крестин.

1. Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов.

2. Рассмотреть особенности брачно-семейных представлений старшеклассников.

В эксперименте мы использовали опросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложено написать сочинение на тему «Моя будущая семья».

3.2 Результаты исследования

Результаты диагностики см. приложение 2.

Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты.

В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «родные и близкие», «здоровье», «друзья.

Школьникам было предложено дополнить фразу: «Любовь - это:…». Было замечено, что наиболее часто встречающиеся ответы были следующие: «Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию», «Радость для двоих и необходимость быть вместе». Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».

Девочки четко представляют цепочку: любовь - родители и дети – родители - совместная жизнь – доверие – поддержка - уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причем если у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиков снижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все более идентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальный образ семьи, ищут внесемейной социализации.

Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому, в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви.

При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48 % респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 % соответственно); 35 % опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что «интимная близость определяется силой чувств», а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Так, 71 % респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 % допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения.

Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение.

При ответе на вопрос: «Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?» 62 % опрошенных выбрали вариант ответа «не играет никакой роли» и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16 % респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей.

Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.

2. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.

3. Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.

4. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.


Заключение

Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:

1. этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;

2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;

3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;

4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;

5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.

Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.

У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены.

С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.

Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.


Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.

2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 24 с.

3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3 – 4. С. 24 – 33.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999. – 224 с.

5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. С. 10 – 20.

6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. С. 83 – 89.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.

8. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: СФЕРА, 1998. – 256 с.

9. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. – 2000.

10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. С. 52.

11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. – 143 с.

12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.

13. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm

14. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.

15. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск, 2004. – 413 с.

16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 384 с.

17. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

18. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.


Приложение 1

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста

Ф.И.О._____________________________________________

Возраст____________________________________________

Дата исследования__________________________________

Инструкция:

Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители).

Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с помощью представленных вариантов ответов.

Утверждение

Почти никогда

Время от времени

Почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5. Нам нравится делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут меняться
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает
14. Правила в нашей семье могут меняться
15. Нам легко представить себе, что можно сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный
19. Единство очень важно для нашей семьи
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Вариант Б. А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.

Утверждение

Почти никогда

Время от времени

Почти всегда

1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка
3. Мы с одобрением относились к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывалось мнение ребенка
5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) мог бы меняться
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могли бы меняться
9. Члены нашей семьи любили бы проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близкие друг другу люди
12. В нашей семье дети могли бы принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускал бы
14. Правила в нашей семье могли бы меняться
15. Нам легко было бы представить себе, что можно сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи
20.Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Приложение 2

Результаты диагностики

№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант А

1 1 2 1 2 3 2 4 3 2 2 1 3 4 3 2 1 1 2 3 2
2 2 3 2 3 3 4 3 2 3 3 2 4 3 2 3 3 2 2 3 2
3 2 1 1 2 2 2 3 2 2 1 1 2 1 2 1 2 3 2 3 3
4 2 2 2 3 2 3 3 3 2 4 2 3 3 4 3 4 3 2 3 3
5 1 1 2 3 2 2 2 2 3 3 1 2 1 3 3 2 1 2 3 2
6 2 2 2 3 4 3 3 3 3 2 3 2 3 2 2 3 4 3 3 2
7 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 3 2 2 2 1 2 1 3 2 2
8 2 2 1 1 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 2 3 2 2
9 3 4 2 2 3 2 3 3 3 4 3 2 3 2 4 3 2 4 4 3
10 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 2 3 2 2 1 1
11 2 2 2 3 3 2 3 2 2 2 3 2 1 2 2 3 2 1 2 2
12 2 3 3 3 4 3 3 2 3 3 4 2 3 3 2 3 4 2 3 2
13 1 2 1 1 1 2 2 3 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 1
14 1 2 2 1 3 2 3 2 2 2 3 2 2 3 2 2 3 1 1 2
15 2 2 1 3 3 2 2 2 2 2 3 1 3 3 2 1 2 3 3 2
16 2 1 3 2 3 2 3 3 3 4 3 3 4 3 2 4 4 3 2 3
17 2 2 2 2 2 3 2 2 3 3 2 3 3 3 4 3 3 3 2 3
18 3 3 4 4 3 4 3 4 4 4 4 3 2 3 2 3 4 4 3 3
19 1 2 2 2 1 2 3 2 3 1 1 1 3 2 2 2 2 2 2 3
20 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 3 2 2 3 2 1 2 3 2 2
21 1 1 2 1 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 3 3 3 2 2 3
22 2 2 3 4 3 2 4 4 3 4 3 2 4 3 2 4 3 3 2 2
23 2 3 2 4 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 2 2 1 2 2
24 2 2 3 2 4 2 2 3 2 3 2 1 2 3 2 2 1 2 3 2
25 2 3 2 2 3 3 3 3 2 3 2 2 2 3 3 2 2 1 2 2
26 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 3 2 2 2 1 2 2 2 2
27 2 3 3 3 4 3 2 4 3 2 3 3 4 3 3 3 2 3 2 2
28 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 3 3 2
29 2 3 3 3 4 3 3 4 4 2 3 3 4 3 3 3 4 4 3 3
30 2 2 3 3 3 2 2 3 4 3 4 3 2 2 2 3 3 2 3 2
31 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 1 2 2 2 3 2
32 2 2 2 2 3 2 3 3 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 4 3
33 2 3 2 3 3 3 4 4 3 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 5
34 2 3 3 3 4 4 3 3 3 4 4 5 4 4 3 3 5 4 4 3
35 2 3 3 4 5 4 5 4 4 3 3 4 3 4 2 3 2 2 2 3
№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант Б

1 3 3 3 4 3 3 4 3 2 3 4 2 3 4 3 4 4 5 4 4
2 2 2 3 3 4 3 3 4 4 3 2 2 2 3 3 4 4 3 4 4
3 3 3 3 4 4 3 3 4 4 5 5 4 5 4 5 3 5 5 3 3
4 3 3 4 3 3 4 3 2 3 2 2 3 4 4 3 4 3 4 3 3
5 3 3 4 3 4 4 4 5 4 5 4 5 4 5 4 3 3 5 4 4
6 3 3 3 3 3 4 4 3 4 3 2 3 4 4 4 3 4 4 3 3
7 3 3 4 4 3 3 4 5 5 5 4 5 4 5 3 3 4 3 3 3
8 4 4 4 3 3 4 3 4 3 5 5 4 3 3 5 3 3 2 3 3
9 3 4 3 4 5 4 4 5 4 3 3 4 5 4 3 3 4 3 4 5
10 3 3 4 5 4 4 4 5 4 4 3 4 5 4 4 5 4 4 3 3
11 4 4 4 5 5 4 3 3 4 3 4 3 3 3 4 5 3 3 4 3
12 4 4 3 3 4 3 4 3 3 3 3 4 3 4 4 4 3 3 4 4
13 4 4 4 3 4 4 4 5 5 4 5 4 4 5 3 4 4 5 5 4
14 4 4 5 4 5 4 5 5 4 4 4 4 3 5 3 3 5 5 4 4
15 4 5 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 3 3 4 3 4 4 4
16 4 4 4 5 4 5 4 4 3 4 4 5 4 4 5 4 3 4 3 4
17 4 4 5 4 4 5 4 3 3 4 3 5 4 3 5 4 4 3 4 3
18 3 3 3 4 3 4 3 5 5 4 4 4 5 4 5 4 4 4 4 4
19 3 3 4 4 4 4 3 3 3 3 5 4 4 5 4 4 5 3 3 5
20 3 3 3 3 4 4 3 4 4 3 3 3 4 4 5 4 3 3 4 5
21 4 3 3 4 3 4 4 4 4 3 4 4 5 4 4 5 3 3 5 4
22 4 4 4 4 4 4 5 4 4 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4
23 4 4 3 3 4 4 4 3 3 4 4 4 3 3 3 3 4 5 4 4
24 3 3 3 3 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4 4 3 4 3 4 4
25 4 4 4 3 4 4 4 4 5 4 4 4 5 5 4 4 5 5 4 4
26 4 4 4 4 4 3 4 3 4 5 4 4 5 5 4 4 4 5 4 5
27 3 4 4 5 4 4 5 3 3 5 4 4 5 4 4 5 4 4 5 4
28 4 4 3 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4
29 4 4 4 4 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 3 4 4 3 5
30 4 4 3 3 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3
31 4 5 5 5 4 4 5 4 4 3 4 4 4 4 5 4 4 5 4 4
32 5 5 4 5 4 5 5 5 4 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4 4
33 3 5 5 4 3 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 5 5 4 4
34 5 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 5 4 5 4 5 5 4 4
35 5 5 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 5

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы. 2.2 Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника В период преддипломной практики мною было проведено исследование