Группы здоровья и группы риска новорожденных. Скриниг-программы у новорожденных. Группа риска у новорожденного
В медицине
В частности, традиционно выделяются, например, группы риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем , развития наркомании , развития психозов , вероятности выкидыша при беременности, развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и так далее.
В социологии
Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Также, например, психологами рассматривается понятие «семьи группы риска».
В разговорном языке
В разговорной речи, а также в средствах массовой информации понятие «группа риска» употребляется часто для обозначения групп населения, наиболее подверженных каким-либо воздействиям определённого рода: быть обворованным, быть избитым на улице, быть подвергнутым насилию на рабочем месте и т. д.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Группа риска" в других словарях:
ГРУППА РИСКА, СССР, Евразия (Свердловская киностудия) / Свердловская киностудия / Союзтелефильм, 1991, цв., 195 мин. Семейная драма. По одноименному роману Евгения Богданова. Сварщик Сладков возвращается с женой на Родину после продолжительной… … Энциклопедия кино
Группа риска - совокупность людей, обладающих примерно одинаковой биологической защищенностью. Чувствительность человека к веществам, содержащимся в окружающей среде, определяется рядом факторов (возраст, режим питания, генетические аспекты, перенесенные… … Российская энциклопедия по охране труда
группа риска - 3.6 группа риска: Условное число, связанное с допустимым риском и устанавливаемое в зависимости от потенциальной опасности продукции. Примечание Применительно к НВО группу риска обозначают цифрами 1, 2, 3 и выражением «НВО, не относящееся ни к… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГРУППА РИСКА - – молодые граждане, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды. В условиях социальной патологии усиливается риск для слабо защищенных социальных групп, семей,… … Терминологический ювенологический словарь
ГРУППА РИСКА - группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Группа риска - условно выделяемая группа детей разного возраста, предрасположенных к нарушению норм и правил детской жизни в семье, школе и общественных местах, детей с отклоняющимся условно наказуемым поведением. Есть риск, что развитие этих детей, при… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Социальная прослойка в структуре населения, вызывающая наибольшие опасения с медицинской точки зрения, например заражения СПИДом (гомосексуалисты, проститутки, наркоманы и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Разг. Ирон. О проститутках, девушках легкого поведения. Максимов, 97 … Большой словарь русских поговорок
ГРУППА РИСКА - термин социальной педагогики для обозначения групп населения (детей, подростков и т.д.), находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Группа риска медицинский и социологический термин, собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды. А также: «Группа… … Википедия
Книги
- Группа риска , А. Степаненко. Весь и без того не крупный бизнес Вадима Шумилина превратился в пыль, когда он попался на аферу, затеянную одним из финансовых тузов города. Пытаясь вернуть утраченный капитал, он вынужден…
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???
Кдетям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».
Но ваше внимание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.
Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной , большей частью психиатрической, литературе.
Пусковым механизмом этого процесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индивидуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально запущенные дети
Социально запущенные дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, беженства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка
Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок . Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально незащищенные дети
Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.
Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.
Девиантное поведение детей
В психологической литературе девиантным называется по ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав ственных норм, либо как ошибочный ан тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:
антисоциальное (делинквентное) поведение,
асоциальное (аморальное) поведение,
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными , воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.
Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение)
-
это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети
Запущенность педагогическая - это интегративное понятие . С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психически здорового, который, однако, не обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями, а с другой стороны - недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка
Две части проблемы могут служить источником педагогической запущенности ребенка и младшего школьника. Педагогическая запущенность может быть порождена неправильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.
В то же время - не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызывается, как показывают многочисленные исследования, неверными действиями со стороны родителей, родственников, педагогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с другом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети
Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальная сирота - это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Лишены родительских прав;
Ограничены в родительских правах;
Признаны безвестно отсутствующими;
Недееспособны (ограниченно дееспособны);
Отбывают наказание в исправительных колониях;
Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
Уклоняются от воспитания детей;
Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.
Дети - инвалиды
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию , передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения , общения, трудовой деятельности в будущем.
Типичные трудности детей и подростков «группы риска»
взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятность другими;
поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «Я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.
Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в
Понятие дети «группы риска»
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Фактически речь идет о двух сторонах риска.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.
Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.
Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.
Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
Причины попадания детей в группу риска
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие
Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.
Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.
Список использованной литературы:
- Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996
- Дементьева И.Ф . Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф . Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004.
- Шульга Т.И . Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.
Имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?
Определение и категории
Группа риска - это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.
Группа риска - это:
- дети с трудным поведением;
- беженцы;
- умственно неполноценные;
- бездомные;
- одинокие и многодетные мамы;
- престарелые;
- неполные семьи;
- дети-сироты;
- подвергшиеся какому-либо насилию;
- инвалиды;
- наркоманы;
- преступники;
- социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
- аморальные семьи.
Основы социальной работы с семьями из группы риска
Группа риска - это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:
- решение повседневных проблем всех членов семьи;
- рождение и полноценное воспитание детей;
- поддержка недееспособных;
- обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.
Социальные работники помогают в решении проблем семьям:
- воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
- семьям военнослужащих;
- семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
- асоциальным семьям;
- безработным;
- мигрантам и беженцам.
Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.
Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:
- Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
- Охранно-правовая функция - обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
- Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
- Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
- Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.
Работа с группой риска - это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.
Социальная работа с людьми из группы риска
Социальная защита семьи:
- денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка - пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
- льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
- консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.
Социальная поддержка при болезни, потере близкого человека:
- поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
- консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
- выплата пособий во время поиска работы;
- социальная и психологическая помощь.
Социальное обслуживание - это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:
- несовершеннолетние родители;
- многодетные, бездетные и неполные семьи;
- педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
- семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
- вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.
Задачи
Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:
- Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
- Предоставление необходимой социальной помощи.
- Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
- Патронаж и поддержка при реабилитации.
- Социальный патронаж.
- Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.
Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.
Первичное изучение семьи
Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:
- выявление состава (наличие детей, полная или нет);
- анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
- наблюдение за семьей со стороны;
- определение ценностной ориентации;
- выявление условий жизни, быта и материального положения;
- выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.
При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.
Беседы с группой риска
Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.
Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.
Первая беседа не должна длиться более часа.
Требования к беседе
- Определение цели проводимой беседы.
- Определение основных вопросов, которые будут заданы.
- Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
- Формулировки нужно излагать точно и понятно.
Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.
Группа риска - это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.
Группы здоровья риска новорожденных детей – это схема, облегчающая работу педиатров с детьми, особенно в тех случаях, когда дети появились на свет с какими-то патологиями или их адаптация к внеутробной жизни проходила с нарушениями.
Педиатр, осматривая новорожденного, пытается определить все опасности, которые могут подстерегать ребенка. Продолжительная беседа для определения группы риска для малыша является обязательной программой при первом посещении педиатра.
В последнее время выделяют пять основных групп здоровья, хотя их существует намного больше.
I группа – здоровые дети, подлежащие обобщенному медицинскому наблюдению.
II группа - здоровые дети, которые имеют риск проявления какой-либо хронической патологии и склонные к заболеваниям, протекающим с осложнениями и довольно длительно.
III группа – дети с отклонениями в состоянии здоровья, с протекающими хроническими процессами.
IV группа – к ней относят детей с врожденными пороками и субкомпенсированных младенцев.
V группа – дети-инвалиды.
Как правило новорожденные дети попадают вo II группу риска для здоровья. Это объясняется тем, что мало здоровых матерей можно встретить в наше время.
Поэтому 2 группа риска новорожденных делится на подгруппы - вторая А и вторая Б.
Ко второй группе А относятся дети, после рождения которых не развилась четкая клиническая картина болезни, но существуют неблагоприятные факторы в социальном, генетическом и биологическом анамнезе.
Социальные – к ним относят вредные привычки - курение, алкоголизм - у родителей, хронические заболевания матери ребенка и ее возраст (самый благоприятный с 18 до 35 лет), работа на вредном предприятии, нехороший акушерский анамнез, а также наличие инфекции половых путей (микоплазмы, хламидии и другие), патологии во время беременности (угроза выкидыша, преждевременных родов, кровотечения, токсикозы), нарушения режима питания при беременности и нарушения общего режима.
Ко второй группа риска новорожденного Б (высокого риска) относят детей, перенесших внутриутробное, интранатальное или послеродовое заболевание, или какие-либо признаки отклонений в состоянии здоровья даже после выписки из роддома. К примеру, дети с внутриутробной задержкой в развитии, энцефалопатией, дети от многоплодной беременности, перенесшие родовую травму, переношенные или недоношенные, с врожденной гипотрофией, с дистресс синдромом, асфиксией и другими патологиями.
Неонатолог указывает при выписке из роддома группу риска, основываясь на которую, педиатр, в свою очередь, составляет план-схему обследования, наблюдения, реабилитации и профилактических мероприятий (закаливание, массаж, физические процедуры, прививки и так далее).
В домашних условиях наблюдают детей, которых по здоровью отнесли ко второй группе Б в течение трех месяцев после выписки их из роддома.
К третьей группе риска относят детей с анемией и с хроническими заболеваниями. Таким детям назначают рациональное питание, не допускается перекорм мучными и молочными продуктами, советуют чаще бывать на свежем воздухе, обязательны гимнастика и массаж. Такие дети наблюдаются педиатром ежемесячно в течение года.
Четвертая группа риска у новорожденных включает детей с врожденными пороками. Особое внимание обращают на эмоциональный тонус, аппетит, наличие рвоты и срыгиваний, состояние лимфоузлов и вилочковой железы, температуру тела и многое другое. Дети этой группы ежемесячно должны осматриваться врачами и должны проходить необходимые процедуры и сдавать анализы.
Группа риска 1 . По патологии центральной нервной системы
Педиатр на 1 году ежемесячно. Невропатолог по показаниям. Дети ИБ гр. здоровья - педиатр ежемесячно, невропатолог в 1,3,6 мес. По показаниям - окулист, эндокринолог, генетик, логопед, психолог.
Поза и положение, мышечный тонус, рефлексы, реакция на звук и свет, активность сосания, наличие и характер срыгивания и рвоты, стигмы дисэмбриогенеза, размеры и форму черепа, размеры и состояние швов и родничков, нарушение сна, "тревожные" патологические неврологические симптомы, прибавку в массе, темпы нервно-психического развития.
При необходимости нейросонография, рентгенография черепа в 2* проекциях, ЭКГ, биохимический анализ крови на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу.
Основные пути оздоровления: Охранительный режим и максимальное пребывание на свежем воздухе, правильный гигиенический уход. При синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости - свободное вскармливание, отказ от насильственного кормления. На первом месяце кормить не менее 7 раз в сутки. Психотерапия кормящей женщины, соблюдение техники кормления; первый прикорм в виде молочной каши (при отсутствии паратрофии). Лечебный массаж, гимнастика, водные процедуры. Настойчивые занятия по воспитанию и развитию ребенка. Медикаментозная терапия (фенобарбитал и др.) и фитотерапия (сборы из трав: хвощ, мята, пустырник, валериана) - по показаниям. Разрешение прививок комиссионно: педиатр, зав. отделением, невропатолог. При отсутствии патологии ЦНС в течение 6 месяцев ребенок переводится в 1 гр. здоровья.
Группа риска 2. По возникновению гнойно - воспалительных заболеваний
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, затем в 14, 21 день и в 1 месяц. По показаниям (локализованная гнойная инфекция) - хирург, ЛОР -врач.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, температура тела, активность сосания, наличие срыгиваний и рвоты: прибавка в массе. Состояние кожи и слизистых, пупочной ранки, пупочных сосудов, состояние лимфоузлов, печени, селезенки и др. внутренних органов; характер стула, мочеиспусканий. Неврологический статус, геморрагические симптомы.
Дополнительные методы исследования: Ан. крови в 1, 3, 6, 12 мес. и во время острых интеркуррентных заболеваний. Ан. мочи в 3, 12 мес. и во время интеркуррентных заболеваний. По показаниям - моча по Нечипоренко, на бактериурию, кал на копрограмму, микро пейзаж, посев из зева и носа.
Основные пути оздоровления: Соблюдение санитарно-гигенического режима (влажная уборка помещений не реже 2 раз в день, проветривание, гигиенические ванны, кипячение и проглаживание белья, правильное хранение предметов ухода за ребенком, правильные обработка кожи и пупочной ранки). Рациональное вскармливание, предупреждение запоров и дисфункций кишечника. При отсутствии реализации факторов риска до 4х месяцев и заболеваний ребенок может быть переведен в первую группу здоровья.
Группа риска 3. По анемии
Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году ежемесячно.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, вялость, ухудшение аппетита, правильность вскармливания, бледность кожных покровов, слизистых, состояние желудочно-кишечного тракта, показатели гемограммы (гемоглобин не ниже 200 г/л у детей 1-2 мес. и 110 г/л в З-12мес).
Дополнительные методы исследования: Анализ крови доношенным детям 1 раз в 3 мес., недоношенным ежемесячно.
Основные пути оздоровления: Рациональное питание, исключение перекорма молочными и мучными продуктами. Введение овощного пюре с 4 мес., фруктовых соков богатых вит. С, яичного желтка, гомогенизированного пюре с мясом или печенью - с 5 месяцев Профилактические дозы препаратов железа - 2-4 мг/кг элементарного железа в сутки с 3-х месячного возраста до введения в питание мясных продуктов. Особое внимание уделяется достаточному пребыванию на свежем воздухе, массажу, гимнастике. При отсутствии анемии, нормальном нервно-психическом и физическом развитии, отсутствии др. факторов риска дети к 1 году могут быть переведены в 1 гр. здоровья.
Группа риска 4-5. По хроническим расстройствам питания (гипотрофии, паратрофии)
Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в мес. Дети ПБ группы здоровья-с 1 до 3-6 мес. осматриваются 1 раз в 2 недели, затем 1 раз в мес. Невропатолог- в 1, 6, 12 мес. Др. специалисты в декретированные сроки. Эндокринолог по показаниям.
Особое внимание обращается на: Аппетит, наличие срыгиваний и рвоты, эмоциональный тонус. Динамику физического развития, состояние кожи, её эластичность, тургор тканей, выраженность подкожно-жирового слоя, пастозность. Состояние лимфоузлов и вилочковой железы, ЦНС, температуру тела, появление очагов инфекции.
Дополнительные методы исследования: Антропометрия ежемесячно, общий анализ крови 1 раз в 3 мес. Общий анализ мочи в 3 и 12 мес., копрограмма. По показаниям кал на микропейзаж, активность трипсина, тест с Дексилозой, определение натрия в поте (проба с пилокарпином). При отягощенном семейном анамнезе по сахарному диабету- сахар крови 1 раз в 3 мес. (можно чередовать с определением в моче).
Основные пути оздоровления: Устранение причин, способствующих развитию хронических расстройств питания. Рациональное питания. Расчет питания при дефиците массы на долженствующую массу, при избытке массы - по белкам - на фактическую, а по жирам и углеводам - на долженствующую по фактически съеденной пище с последующей коррекцией 1 раз в 1-2 мес. Закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональный уход за ребенком. Обеспечение семьи весами.
Группа риска 6. По рахиту
Частота осмотров специалистами: Осмотры педиатра и врачей специалистов - в декре-тированные сроки. По показаниям хирург-ортопед, нефролог
Особое внимание обращается на: Состояние костно-мышечной системы: размеры большого и малого родничков, состояние их краев: наличие размягчения и деформации костей черепа, грудной клетки, ребер, конечностей; тонус мышц; сроки и характер прорезывания зубов; развитие моторных навыков и умений; состояние нейровегетативной сферы и внутренних органов и систем: сердечно-сосудистой, органов брюшной полости (печени, селезёнки).
Дополнительные методы исследования: Реакция Сулковича 1 раз в месяц.
Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание кормящей женщины и ребенка, сохранение естественного вскармливания. При искусственном вскармливании - использовать адаптированные смеси; пребывание на свежем воздухе в летнее время 8-10 часов в сутки, в зимнее - не менее 3-4 часов; массаж ребенку с 1,5 месяцев, гимнастика в сочетании с массажем с 2,5-3 месяцев; профилактика инфекционных заболеваний (острых и хронических). Специфическая профилактика рахита вит. Д проводится доношенным детям с 3-х недельного возраста ежедневно в течение осеннее- зимне- весенних периодов года на 1 -ом и 2-ом году жизни в дозе 1000МЕ. Допускается курсовое назначение витамина Д (3 курса) в течение 2,6,10-го месяцев жизни; на 2-ом году жизни в зимне- весенние периоды года по 2 курса (30 дней каждый) с интервалом между ними не более 3 месяцев. Доза витамина Д на 1 курс колеблется от 60000 до 120000 ME, суточная доза витамина Д составляет от 2000 до 4000 ME. Недоношенным детям в зависимости от срока гестации и установления энтерального питания вит Д назначается с 10-20 дня жизни ежедневно в течение первых 2-х лет, исключая летние месяцы в дозе 400-500-1000 и 1000-2000 ME. При отсутствии признаков рахита на первом году жизни ребенок в возрасте 1 года переводится в I гр. здоровья.
Группа риска 7. По формированию пороков развития тканей временных и постоянных зубов, кариеса и аномалий прикуса
Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году жизни ежемесячно, по показаниям -стоматолог, ортодонт
Особое внимание обращается на: Сроки и порядок прорезывания зубов, смена зубов, состояние поверхности прорезавшихся зубов (наличие налета), активность сосания, появление вредных привычек (сосание пальцев, губ, языка), технику кормления грудью и из бутылочки, позу и положение головы ребенка во время сна, сомкнутость губ.
Дополнительные методы исследования: По показаниям рентгенограмма челюстей и ан. крови на содержания кальция, фосфора.
Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание, исключение подслащенного питья и ограничение приема сладкой пищи. Гигиенический уход за полостью рта. Соблюдение техники кормления, исключение вредных привычек, при выступании нижней челюсти над верхней показано низкое изголовье, если наоборот - высокое изголовье. Следить, чтобы губы ребенка были сомкнуты во время бодрствования и сна. Очищение поверхности прорезавшихся зубов от налета, наложение на них на 2 мин. марлевых полосок, смоченных 10% раствором глюконата кальция (реминерализующая терапия) в течение 10-15 дней каждые 3-4 мес. В первые 6-8 мес. после рождения при сниженном содержании фтора в питьевой воде (ниже 0.8-1.0 мг/л) назначается "Витафтор" по 1 капле / кг в течение 5-6 мес.
Группа риска 8. По синдрому увеличения вилочковой железы
Частота осмотров специалистами: Педиатр ежемесячно на 1 -ом году жизни и ежеквартально на 2 году. По показаниям консультация эндокринолога, невропатолога, иммунолога, ЛОР - врача. При первичном выявлении тимомегалии - эндокринолог, иммунолог и ЛОР в 2, 3 года.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, физическое развитие, состояние лимфатических узлов, миндалин, селезенки, наличие аденоидов, размеры сосудистого пучка во 2-3 межрёберье, признаки сдавления органов средостения (кашель, пероральный цианоз, набухание шейных вен, сосудистая сеть на грудной клетке, осиплость голоса, упорные срыгивания, рвота), симптомы надпочечниковой недостаточности, (пигментация и депигментация, темный оттенок кожи, мышечная гипотония, общая астения, снижение АД, повышенная тяга к соленому), наличие аллергических реакций на прививки, длительный субфебрилитет.
Дополнительные методы исследования: По показаниям - рентгенологическое или УЗИ обследование, при выявлении увеличения тимуса рентгенологический или УЗИ контроль каждые 3-6 месяцев, затем ежегодно до нормализации тимуса. Анализ крови в 3, 9, 12 месяцев. По показаниям Т и В лимфоциты, иммуноглобулины, исследование гормональных показателей по назначению эндокринолога.
Основные пути оздоровления: Рациональный режим, закаливание. Оптимальное питание, умеренное употребление жиров, углеводов. Санация хронических очагов инфекции, по показаниям - гипосен-сибилизирующая и иммуномодулирующая терапия. При тяжелых заболеваниях и стрессовых ситуациях (хирургические операции) - заместительная кортикостероидная терапия. При возникновении острых инфекционных заболеваний рекомендуется госпитализация, реже - организуется стационар на дому с ежедневным наблюдением. Снятие с учета после нормализации размеров тимуса.
Группа риска 9 . По синдрому внезапной смерти (ВНС)
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, на 14,21 день и в 1 мес., затем 2 раза в месяц до 8 мес. В последующем - 1 раз в месяц. Невропатолог и кардиолог в 1,3, 6,9,12 мес.; иммунолог и эндокринолог в первые 3 мес., а далее - по показаниям.
Особое внимание обращается на: Условия ухода за ребенком в семье, отношение к нему родственников, наличие клинических признаков незрелости, тимомегалии, надпочечниковой недостаточности, дисфункции щитовидной и паращитовидной желез, приступов цианоза, апноэ, потери сознания, синдрома рвоты и срыгиваний, вегетативной дисфункции, немотированных приступов беспокойства и возбуждения, синусовой брадикардия, тахикардия, аритмия, нарушения процессов реполяризации, удлинения интервала QT.
Дополнительные методы исследования: Определение группы риска по синдрому ВНС (по скрининг-таблице) при проведении первичного патронажа новорожденного. Общий ан. крови и мочи в 1,3 и 12 мес. Нейро-сонография и ЭКГ в первые 3 мес. жизни. По показаниям - кардиоинтервалография, холтеровское мониторирование, Эхо-КГ, определение вегетативного статуса. УЗИ тимуса в первые 3 мес. По показаниям УЗИ - др. эндокринных желез. По показаниям компьютерная томография, ЯМР, исследование электролитов крови, иммунологического статуса, гормонального профиля.
Основные пути оздоровления: Охранительный режим, хороший уход, более тщательное наблюдение за ребенком со стороны родителей и мед. персонала. Грудное вскармливание, при искусственном - введение смесей, обогащенных ингредиентами, ускоряющими созревание ЦНС. Профилактика дисбактериоза кишечника. Закаливание щадящим методом, щадящий режим физического воспитания. Рациональное положение ребенка во время сна: в положении на спине или - на боку (при положении на боку рука ребенка должна быть высвобождена, что предупреждает поворот его во время сна на живот). Дети с желудочно-пищеводным рефлюксом, аномалиями верхних дыхательных путей и некоторыми др. заболеваниями могут спать на животе. Не рекомендуется укладывать детей для сна на мягкие поверхности, Родители должны спать в одной комнате с ребенком и контролировать его состояние, особенно в ночное время, в поствакцинальном периоде и при заболеваниях. Родителей необходимо обучить доврачебным реанимационным мероприятиям. При наслоении вирусной инфекции необходимо применять препараты, уменьшающие набухание слизистой-носа, снижающие гиперсекрецию слизи, стимулирующие разжижение и отхождение мокроты. Рекомендуется назначение противовирусных препаратов, а при затяжном течении - антибиотиков. Детям с приступами апноэ рекомендуется назначение эуфиллина, особенно на фоне ОРВИ. При тахиаритмии, гастроэзофагальном рефлюксе эуфиллин противопоказан. В этих случаях назначают соответственно обзидан и церукал. Наблюдение при ОРВИ ежедневное педиатром до выздоровления с обязательной консультацией зав. отделением.
Группа риска 10. Дети с проявлениями экссудативно-катарального диатеза.
Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в месяц. В периоды активной иммунизации чаще. По показаниям -аллерголог, дерматолог. Другие специалисты - в декретированные сроки.
Особое внимание обращается на: Анамнез (аллергические заболевания в семье, злоупотребление пищевыми аллергенами в последние 3 месяца беременности, прием медикаментов, токсикозы в тяжелой форме, недоношенность и незрелость ребенка, раннее искусственое вскармливание, повторные курсы антибактериальной терапии); состояние кожи и слизистых оболочек, тургор тканей, анализы крови (лейкопения, эозинофилия, лимфоцитоз), мочи (протеинурия, микрогематурия), кала (дисбактериоз), копрограмма (нарушение переваривания пищи).
Дополнительные методы исследования: Анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям анализы кала на микропейзаж и копрограмму.
Основные пути оздоровления: Режим антигенного щажения. Исключение из питания кормящей матери облигатных пищевых аллергенов. Борьба за грудное вскармливание. При искусственном вскармливании введение кисломолочных или низколактозных смесей. Применение с целью витаминизаций только свежеприготовленных соков (яблочный, капустный, сливовый). Фитотерапия (отвары череды, тысячелистника, мяты, калины, березового листа, корня солодки и т. д.). При наличии дисбактериоза - биопрепараты (бифидум-бактерин, лакто-бактерин; с 6 мес. возраста - бификол, колибактерин). Борьба с дисфункцией кишечника (запоры, нарушение кишечного всасывания). Активная иммунизация проводится обычными типами вакцин в декретированные сроки с назначением антигистаминных препаратов за 2-3 дня до и 3-5 дней после прививки. Кроме этого, за 7 дней до и 7 дней после назначаются аскорутин, глютаминовая кислота, витамин Е.
Группа риска 11. Дети с проявлениями лимфатико-гипопластического диатеза
Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. При выраженных проявлениях диатеза наблюдение эндокринолога и иммунолога 2 раза в год в первые 3 года жизни, затем 1 раз в год. Другие специалисты - в декретированные сроки и по показаниям
Особое внимание обращается на: Анамнез (избыточное питание беременной, бактериальные заболевания во время беременности, наличие у родителей бронхиальной астмы, аденоидита, хронического тонзиллита, хронического гайморита, сахарного диабета, ожирения); большую массу тела, при рождении, физическое развитие, двигательную и эмоциональную активность, признаки гипокортицизма (вялость во второй половине дня, гипотермия, капельки пота в области лба и пр.), реакцию ребёнка на острые заболевания, проявления лимфопролиферативного синдрома
Дополнительные методы исследования: По показаниям - иммунограмма, исследование почечной экскреции 17 ОКС, при подозрении на тимомегалию - рентгенограмма грудной клетки; ЭКГ - 2 раза в год. Клинический анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям - сахар крови (при отягощенной наследственности по сахарному диабету) 1 раз в 3 мес.
Основные пути оздоровления: Режим по возрасту с исключением сильных психических и физических раздражителей. Индивидуальный уход до 3-х летнего возраста. Естественное вскармливание на первом году жизни. При искусственном вскармливании назначаются кисломолочные смеси. При длительной дисфункции кишечника ограничивают жиры до 4-5 г/кг массы тела. В дальнейшем диета с ограничением легкоусвояемых углеводов и жиров. Показано некоторое ограничение облигатных аллергенов. Питание детей после 3-х лет - по возрасту. Соль не ограничивают, если ребенок испытывает потребность в соленой пище. Медикаментозная терапия детям с тимомегалией назначается курсами 2 раза в год - весной и осенью:
1) короткие курсы десенсибилизирующих средств и трав (ромашка, тысячелистник, почки и соцветия березы, черемша, черника, облепиховое масло и др.
2) щадящая иммуностимуляция в течение 2-х недель (пентоксил, элеутерококк)
3) витамины А; В1,2,5,15;P;C.
4) стимуляция функций коры надпочечников (листья смородины, препараты лакричного корня) на 1-1,5 недели. Адаптогены (настойка женьшеня, пантокрин, золотой корень, заманиха, левзея) при выраженной аретриальной гипотонии. Пастозным детям - тиреоидин. При резко выраженной брадикардии, срыгиваниях, рвоте назначают холинолитики.При наличии симптомов сдавления тимусом жизненно важных органов назначают преднизолон на 7-10 дней. При развитии острой тимусно-надпочечниковой недостаточности - неотложная помощь по общим принципам. Щадящие методы закаливания по индивидуальному плану. Терпеливое отношение к гиперплазии лимфоидной ткани, аденотомия и тонзилэктомия по очень строгим показаниям. Вопрос о вакцинации решается строго индивидуально под прикрытием десенсибилизирующих препаратов. При наличии признаков тимусно-надпочечниковой недостаточности сроки проф. прививок отодвигаются.
Группа риска 12 . Дети с проявлениями нервно - артритического диатеза.
Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. Показано наблюдение невропатолога и эндокринолога. Другие специалисты - в декретированные сроки и по показаниям.
Особое внимание обращается на: Анамнез (отягощенная наследственность по нарушениям солевого обмена, гастроэнтерологической патологии, эндокринным заболеваниям, мигрени), повышенное использование беременной женщиной (особенно в последний триместр) в пищу продуктов, богатых пуриновыми основаниями, щавелевой и аскорбиновыми кислотами, кофеина, жиров; признаки повышенной нервной возбудимости, характер психического развития, симптомы сенситивной акцентуации характера, интеллект, наличие рвоты, вегетоневроза, артритизма, аллергоидных реакций (отек Квинке, крапивница, астмоидный синдром, аллергодерматоз и пр.), склонность к болевым симптомам (почечная, кишечная колики).
Дополнительные методы исследования: Концентрация мочевой кислоты в сыворотке крови, анализ мочи не реже 1 раз в 6 мес. По показаниям - моча на ацетон.
Основные пути оздоровления: Режим - охранительный, не увлекаться пытливостью и быстротой психических реакций у этих детей, развивать у них тормозные реакции. Диетотерапия - преимущественно молочно-растительная, обогащенная солями калия, повышенное кол-во жидкости (отвар шиповника, сиропы с клюквенным, брусничным вареньем, сок облепихи, яблочный сок). Ограничение пуриновых оснований и некоторое ограничение белка. Исключается или ограничивается телятина, птица, субпродукты; мясо - в отварном виде. Элиминируются колбасы, грибы, бульоны, студень, некоторые овощи (щавель, шпинат, ревень, цвет, капуста), дрожжи, овсяная крупа, полированный рис, соус, бобовые, кофе, какао, крепкий чай, пряности, специи. Диетотерапия в п-д ацетонемических кризов - разгрузочные дни - яблочный, арбузный, картофельный и др. -1 -2 раза в неделю. При ацетонемической рвоте на 10-12 часов голодная пауза, жидкость ч/з рот или парентерально (физ., рингеровский р-ры, 5% р-р глюкозы). Внутрь - молочно-кислый натрий. Коррекция РН мочи для профилактики уролитиаза. При кислой реакции - вит. В1 и В6, щелочные минеральные воды, цитратные смеси блемарен, магурлит, солимак, уролит-5 и др. При кислой реакции мочи ниже 5.7 назначают - пепсин 3 раза в день в течение 10 дней. Показаны гимнастика, водные процедуры (ванны, обтирание теплой, затем холодной водой, души). Фитотерапия (корень валерианы, трава пустырника, трава пассифлоры или комбинированные препараты - пассит и велоседан). При усилении невротических реакций - транквилизаторы (сибазон, диазепам, реланиум, седуксен) Курс 10-14 дней.. Активная иммунизация проводится в декретированные сроки.
Группа риска 13. Дети из социально неблагополучных семей **
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней после выписки из роддома - в 14, 21 день и 1 месяц. С 1 до 6 месяцев -1 раз в две недели, с 6 до 12 месяцев - 1 раз в месяц. По показаниям - чаще. Специалисты - в зависимости от ведущих факторов риска (окулист, логопед, психоневролог, генетик, врач ЛФК).
Особое внимание обращается на: Анамнез. Общее состояние. Правильность кормления и ухода за ребенком. Динамику роста, веса, размеров головы, психомоторного развития. Наличие врожденных заболеваний, аномалий развития, стигм дисэмбриогенеза. Особенности поведения и сна. Наличие необходимых для ребенка принадлежностей, игрушек.
Дополнительные методы исследования:
Основные пути оздоровления: Совместная работа участкового педиатра, юрисконсультов, комиссий охраны материнства и детства и комиссий по делам несовершеннолетних, органов народного образования, внутренних дел, социального обеспечения, администрации и общественных организаций по месту учебы или работы родителей, направленная на оздоровление быта и взаимоотношений в семье.
* Таблица составлена в соответствии с Методическими указаниями "Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми первого года жизни, отнесенными к II-ой группе здоровья", утвержденными ГУ ЛПП детям и матерям МЗ СССР, Москва, 1987г.
** К числу социально неблагополучных семей относятся семьи, имеющие трудности в воспитании детей (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, где родители инвалиды, несовершеннолетние, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, жестоко обращающиеся с детьми, из плохих бытовых условий).
8)Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми 1 года жизни.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» определены стандарты плановых осмотров детей до года
Диспансеризация здоровых детей - это система активных мероприятий, включающих динамическое наблюдение медицинскими работниками за детьми: проведение профилактических мер, направленных на предупреждение инфекционных и соматических заболеваний; раннее выявление болезни и лечение больного до его полной реабилитации; наблюдение за здоровьем матери во время беременности.
Контроль за ростом и развитием ребенка является основной профилактической работой врача-педиатра в детской поликлинике. Основными задачами контроля являются:
Тщательное и углубленное обследование ребенка в определенные возрастные периоды;
Оценка состояния здоровья ребенка;
Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка и проведение своевременных корригирующих лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения формирования хронических заболеваний.