Грудничок мало ест и плохо спит: как помочь новорожденному ребенку в случае отказа от еды? Почему грудной ребенок не хочет кушать

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Многих молодых мам, принявших решение кормить грудью, беспокоит вопрос: а достаточно ли ребенку молока? Этот вопрос особенно остро стоит с рождения до полугода младенца, когда грудное молоко становится единственным и самым лучшим источником питания для крохи. Очень часто мама, решив, что ребенок не наедается грудным молоком, под давлением родственников или участкового педиатра переводит его на смесь, лишая младенца не только всех полезных свойств натурального продукта, но и полноценного эмоционального контакта, которое также составляет основу естественного вскармливания.

Ложные признаки

Как правило, к самым распространённым признакам того, что малыш голоден, относят:

  • беспокойство, которое младенец проявляет, находясь у маминой груди;
  • перерыв между кормлениями меньше 3 часов;
  • новорожденный не отпускает грудь, «висит» на ней.

Несмотря на их общеизвестность, ориентироваться только на эти признаки не стоит. В большинстве случаев они действительно сообщают о дискомфорте малыша, но не о чувстве сытости, а о проблемах с кишечником. Если же поведение новорожденного демонстрирует наличие всех трех признаков, скорее всего, это колики. Часто они усиливаются к вечеру, а также сопровождаются поджиманием ног к животику и пронзительным плачем после каждого прикладывания к груди.

Кстати, переход на смешанное или искусственное вскармливание в данном случае лишь усугубит проблему, поэтому важно дать крохе находиться у груди так долго, как он пожелает, попробовать разные способы облегчения боли (тёплая пелёнка, массаж и прочее), но самое главное – набраться терпения и подождать, пока дозреет пищеварительная система.

Кроме того, не стоит совершать одну из самых частых ошибок молодых родителей: слишком часто взвешивать ребёнка, тем более – после каждого кормления. В этом случае картина будет искажена, мама и папа начнут нервничать, что новорожденный не набирает вес, и начнут докармливать его смесью.

Между тем, если взвешивать ребенка не чаще раза в месяц, в большинстве случаев окажется, что грудничок набирает положенные ему 600 граммов, а то и больше. Чтобы узнать прибавку в весе за первый месяц, за точку отсчета необходимо брать вес не при рождении, а при выписке из роддома. Как правило, за 3-4 дня нахождения в роддоме вместе с первородным калом новорожденный теряет от 5 до 10% собственного веса, и это считается нормой.

Беспокойный сон, который также относят к признакам недоедания, часто не показателен: существует множество причин, по которым малыш спит меньше нормы или часто просыпается. Например, ребенок чувствует нервозность матери, обладает возбудимым темпераментом или испытывает физический дискомфорт, не связанный с чувством насыщения. В этом случае лучшего всего найти информацию о нормах сна, актуальных для каждого конкретного возраста, и начать укладывание малыша через приведенные в таблицах промежутки времени.

Тест на мокрые пелёнки

Как же понять, что ребенок не наедается грудным молоком, а не, к примеру, мучается коликами? Один из самых верных признаков – недостаточное суточное количество мокрых пелёнок. Итак, при первом же подозрении на то, что малыш голодает, нужно снять с него подгузник и посчитать, сколько пелёнок он испачкает за сутки. Начиная с недельного возраста это количество колеблется от 12 до 20 штук. В том, случае, если испачканных пелёнок меньше, можно с большой степенью уверенности сказать, что грудного молока ребенку не хватает.

К косвенным признакам недостаточного количества молока также относятся: частые проявления сосательного рефлекса (причмокивание губами, языком, сосание пальца, кулачка или края пелёнки, поисковые движения головой), сухость кожи, что является следствием обезвоживания и чувство опустошения груди после каждого кормления. Правда, к последнему признаку стоит относиться с осторожностью: вполне возможно, что зрелая лактация уже установилась, но малыш еще не в состоянии высосать такое количество молока. В этом случае нужно какое-то время посцеживать грудь после каждого кормления, добиваясь не ее полного опустошения, а лишь чувства облегчения. Это даст крохе возможность постепенно увеличить количество потребляемого молока, а маме – миновать лактостазы и прочие неприятности, связанные с застойными явлениями в молочных железах.

Что мешает лактации

В том случае, когда точно удалось установить, что ребенок не наедается грудным молоком, нужно обязательно найти причину, мешающую нормальной лактации. Так как в кормление грудь вовлечены двое участников – мама и малыш – она может быть связана с каждым из них или обоими сразу.

Итак, со стороны матери нехватка молока может быть обусловлена следующими причинами:

  • психоэмоциональное напряжение, связанное с послеродовой депрессией, усталостью, недосыпанием, отсутствием поддержки и понимания со стороны близких, тяжелой атмосферой в семье;
  • неправильное питание кормящей матери (недостаточное или несбалансированное);
  • пренебрежение питьевым режимом (при нехватке молока кормящая мать должна выпивать до 2 литров теплой жидкости в сутки);
  • сложности, обусловленные самим процессом кормления грудью (плоские соски, трещины, болезненность, отсутствие настроя);
  • кормление ребенка по часам, отказ от ночных кормлений или стремление свести их к минимуму;
  • допаивание ребенка водой без соответствующих причин (повышение температуры тела, обезвоживание, связанное с кишечным расстройствами и прочие медицинские показания);
  • использование пустышек, сосок и бутылочек, сосание которых приводит к тому, что у груди малыш начинает лениться.

В свою очередь, малыш может недоедать, если правильному сосанию мешают:

  • насморк или травмы ротовой полости;
  • колики, усиливающиеся в процессе кормления;
  • неправильное расположение у груди или неправильный захват соска.

Заметить в поведении малыша некоторые нарушения помогает простой тест: во время кормления следует послушать, как глотает малыш. В норме 2-3 сосательные движения чередуются с одним глотательным, правда, перед этим ему нужно стимулировать выработку молока, сделав много сосательных движений. Если же глотков почти не слышно, вполне возможно, что ребенок остается голодным. Важно обратить и на время кормления: консультанты по грудному вскармливанию советуют не ограничивать новорожденного в этом вопросе, позволяя ему проводить у груди столько времени, сколько ему хочется. Специалисты отмечают, что новорожденному для насыщения требуется не менее 45 минут, тогда как полугодовалому ребенку достаточно 10.

Итак, для нормализации лактации важно точно определить, хватает ли ребенку материнского молока. Проще всего это сделать, посчитав количество мокрых пелёнок за сутки. В том случае, когда точно установлено, что кроха не наедается, следует поменять режим питания и отдыха кормящей матери. Чаще всего, именно этот фактор становится препятствием для правильной и полноценной лактации, тогда как другие встречаются гораздо реже.

Экологичное родительство: Плач младенца для родительских ушей – это практически невыносимое страдание, всем знаком этот пронзительный звук, который хочется прекратить во что бы то ни стало и чего бы это не стоило.

Больше всего младенец ценит близость мамы

Молодые родители возвращаются домой из роддома со своим новоиспеченным сокровищем. Там их, скорее всего, ждет бабушка или/и другие близкие члены семьи. Если это не так, то молодые мама и папа останутся наедине со своим сыном или дочкой. У этого есть свои положительные и отрицательные стороны, но, несмотря ни на какие обстоятельства, и неумолимо-неизбежно у них возникнет чувство неуверенности в своих молодых родительских силах и способностях, тревога и всевозможные страхи: на любой вкус и цвет.

Плач младенца для родительских (да и в целом взрослых) ушей – это практически невыносимое страдание, всем знаком этот пронзительный звук, который хочется прекратить во что бы то ни стало и чего бы это не стоило. Помимо боли плач интерпретируется взрослыми субъектами как отчаяние и боль.

Тревога провоцирует путаницу в мыслях и действиях и отнимает у заботящихся о ребенке всякую способность принимать правильные решения и действовать адекватно.

Новоиспеченные родители забывают (или не успевают об этом задуматься), что плач – это единственная вокальная манифестация младенца , которой он располагает на момент рождения и еще в течение некоторого времени после этого ключевого события в своей жизни.

К несчастью, значение плача для взрослых почему-то всегда негативно, мы оцениваем его как выражение того или иного рода недомогания. Ребенок плачет для того, чтобы осуществить разрядку напряжения , вызванного голодом, холодом, жарой, болью, неудобной одеждой и т.д. А иногда плачет просто потому, что у него плохое настроение или он не хочет спать. Это, кстати, классическая жалоба родителей: дети становятся невыносимыми, когда хотят спать. Почему это происходит?

Изначально ребенок спит большую часть своего времени и просыпается только тогда, когда он голоден или его что-то беспокоит. Представьте себе, взрослые, если бы мы вынуждены были просыпаться только тогда, когда бы нас что-то беспокоило или у нас что-то болело, или от сильного чувства голода, как бы вы воспринимали окружающий вас мир в эти моменты? Скорее всего, как что-то плохое и даже, в какой-то степени, враждебное.

Связь с миром в начале жизни ребенка происходит исключительно через неприятные ощущения, которые смягчаются путем устранения их заботливым взрослым и достижения удовлетворения. После чего младенец вновь немедленно засыпает.

Любой нормальный человек при таком раскладе дел не желал бы просыпаться вообще никогда.

У младенца этот феномен имеет место в связи с тем, что на переваривание пищи он должен затрачивать огромное количество энергии, а другие функции еще не развиты. По мере роста ребенка энергии у него становится все больше и больше, и он начинает пребывать в бодрствующем состоянии после принятия пищи каждый раз более длительные промежутки времени. Возникает восприятие удовлетворения так же и в этом состоянии, а не только во время сна, и ребенок наконец-то хочет продолжать бодрствовать вместо немедленного засыпания: он смотрит на маму, улыбается ей, трогает ее ручками и играет. Это то, что больше всего ценит младенец – близость мамы , так как уже знает, откуда приходит удовлетворение.

То есть, дети не хотят засыпать потому, что помнят, что то, что их заставляло просыпаться, было что-то неприятное: голод, холод, жара, грязный подгузник, колики и т.д. Оставаясь в бодрствующем состоянии, ребенок продлевает состояние удовлетворения, пытаясь избежать таким образом всего того неприятного, что его разбудит.

Желание спать вызывает у ребенка плохое настроение.

Но вернемся к плачу. Мы уже сказали, что ребенок плачет, так как ему необходимо разряжать напряжение, которое вызывают болезненные ощущения. И не существует матери, которая бы чувствовала себя хорошо, когда ее ребенку плохо или больно. Детишки очень быстро схватывают, что реакцией родителей является избавление ребенка от неудовольствия. С этого момента плач является средством коммуникации.

Младенец начинает понимать, что в какой-то мере он может управлять поведением матери.

Почему ребенок хочет управлять поведением своей матери? Зачем ему это нужно?

Ребенку это нужно для того, чтобы получать удовлетворение в безусловной форме: еда должна поступать немедленно, он должен постоянно находиться в тесном контакте с телом матери, и она не должна заниматься никакими другими делами - только им, ненаглядным. опубликовано

Плачь новорожденного, не на шутку тревожит новоиспеченных родителей. Причинами плача могут служить различные факторы. Давайте в них разберемся.

Первое время непросто понять, почему же крошка плачет, но проводя все больше времени с малышом, мамы начинают распознавать виды плача своего чада по интонации. Основанием для плача здорового ребенка служат его первоочередные потребности, дискомфорт и страх.

1. Малыш проголодался. Это самая частая причина, особенно когда прошло несколько часов после предыдущего кормления. Как только вы возьмете малыша, он станет искать грудь. Не тяните и накормите ребенка.

2. Переполненный памперс. Когда испражнений в памперсе становится много, необходимо сразу его заменить. Тянуть с заменой не стоит и когда ребенок покакал.

3. Желание пообщаться. Уже в младенчестве кроха понимает, как манипулировать мамой. Услышав плачь, мы первым дело бежим к малышу и берем его на руки. Если после этого, малыш стихает, это означает, что он просто соскучился. Уделите крошке время, пообщайтесь.

4. Боль . В тех случаях, когда у ребенка что-то болит, он не утихнет на руках, а будет продолжать жалобно плакать. В такой ситуации необходимо найти причину. Ежели это колики — дайте малышу назначенные педиатром препараты. Ежели это опрелости — смените подгузник, смажьте место раздражения детским кремом, оставьте малыша без памперса. Ежели это зубная боль — смажьте десна специальным гелем для облегчения прорезания зубов или дайте соответствующую возрасту дозу жаропонижающего, например «Нурофен». Современные жаропонижающие не только сбивают температуру, но и выступают в роли обезболивающего.

5. Холод. Когда кроха замерзает, его плач переходит в икоту, кожные покровы становятся бледными и холодными. Оденьте ребеночка теплее или укройте.

6. Ребенку жарко. В такой ситуации малыш становится красным, машет ножками и ручками. Незамедлительно переоденьте кроху.

7. Устал . При переутомлении капризы возрастают при любой попытке развлечь кроху, а исчезают, при покачивании. Успокойте малыша и уложите спать.

8. Заболел. Как только вы увидели характерные признаки заболевания такие как: насморк, температура, кашель, незамедлительно вызывайте педиатра. Если у ребенка высокая температура обязательно дайте жаропонижающее, которое соответствует его возрасту, например «Нурофен» или детский «Панадол».

Почему ребенок плачет во время кормления грудным молоком?

В первые деньки после выписки, малыш и мама только привыкают друг к другу, потому и во время кормлений можно услышать детский плачь.

Причина №1 . Недостаток молока. Самая первая причина, которую отмечают мамы в первые дни кормления грудью. Все дело в том, что после родов у женщины на протяжении 3-7 дней вырабатывается не молоко, а молозиво. Поэтому многим мамам может показаться, что ребенок голоден. Не нужно сразу тянуться к бутылочке и давать ему смесь. Наблюдайте за малышом, пейте больше жидкости и чаще прикладывайте его к груди, и в скором времени вы наладите лактацию.

Причина №2 . Форма сосков. У некоторых представительниц прекрасного пола соски имеют особую форму. Если вы обладательница вдавленных или плоских сосков, крохе будет неудобно брать грудь. В таких ситуациях помогут специальные накладки для груди, которые продаются в аптеках. Такие накладки одевают между кормлениями, чтобы вытянуть сосок. Так же перед тем, как дать малышу грудь можно попытаться вытянуть сосок молокоотсосом. Если и это не помогает, тогда используют уже накладки для кормления грудью, каковые вы так же сможете купить в аптеке.

Причина №3 . Налитая грудь. На протяжении всего времени кормления грудью, мама будет сталкиваться с набуханием груди, особенно когда после предыдущего кормления прошло много времени. Налитую грудь малышу неудобно брать, поэтому необходимо немного ее расцедить молокоотсосом или руками, чтобы и вы получили облегчение и ребенок им не подавился.

Причина №4 . Лактазная недостаточность. В первые дни кормления малыш сосет грудь не так интенсивно и в большей мере получает переднее молочко, которое обогащено лактозой. Заднее же, более жирное молоко, поступает только через 15 минут интенсивного сосания. Жирное молочко нейтрализует лактозу. Ежели кроха недополучает заднее молочко, в его организме может возникнуть переизбыток лактозы, а так же недостаток лактазы, что в свою очередь приведет к нежелательному газообразованию. Чем старше становится малыш, тем интенсивнее он сосет грудь, и промежуток попадания жирного молочка в его организм сокращается. Кроме того, заднее молоко имеет успокоительные свойства и помогает ребеночку успокоиться.

Следите за тем, чтобы кроха сосал грудь не менее 15 минут, дабы получить не только переднее, но и заднее молочко.

Как понять, что ребенку хватает грудного молока?

Чтобы у вас не возникало сомнений, что ребенку хватает грудного молока, важно за ним наблюдать и оценивать общее его состояние. Признаками того что у вас хватает молочка служат:

  1. Частые кормления. В первые месяцы жизни ребенок прикладывается к груди в среднем от 8 до 12 раз в сутки.
  2. Во время приема пищи вы четко слышите, что ребенок глотает. В первые минуты частое глотание сменяются более редкими в последующие минуты сосания.
  3. Длительность кормления. Ребенок должен находиться возле груди столько, сколько ему потребуется. В таком случае основания считать, что грудничок голодает, отпадает само по себе. Не стоит отнимать у малыша грудь, пока он сам ее не отпустит.
  4. Внешний вид. Ребенок должен быть бодрым, громко требовать грудь или общения с мамой, а его кожа должна быть упругой и розового цвета.
  5. Набор веса. В течение первых месяцев жизни, груднички в среднем набирают по 130-220 граммов в день. Если ваш ребенок вписывается в эти нормы, то будьте уверены в том, что он не голодает.

Как понять, что грудной ребенок переел?

Новорожденный, увы, не может поведать нам о своих потребностях и желаниях, потому как только мы слышим плачь, стараемся сразу же дать ему грудь. Хотя частые прикладывания и считаются нормой, важно понимать, что ваше чадо не переедает. О переедании говорят следующие признаки:

  • ребенок набирает в весе больше, чем это соответствует его возрастной категории. Суточная доза еды для грудничка составляет приблизительно 1/6 его веса. Потому зная вес ребенка, вы можете вычислить, сколько ему необходимо получать еды в день;
  • частые и обильные срыгивания после кормления, после которых ребенок снова требует грудь, и процесс повторяется.

Как понять что ребенку не хватает грудного молока?

Если ваш ребенок вялый, плохо набирает вес, часто отказывается от груди, становится апатичным, редко испражняется, это основание считать, что ему не хватает грудного молока. Ежемесячные походы на прием к педиатру помогут отслеживать динамику набора веса грудничка. Так же можно обзавестись специальными весами и взвешивать ребенка каждую неделю самостоятельно.

Как понять, сколько ребенок высосал грудного молока?

При грудном вскармливании маме невозможно понять, сколько всего кроха высосал молочка. Если вы хотите знать, сколько съедает ваше чадо, обзаведитесь весами. Взвесьте ребенка до приема пищи и после. Разница в весе покажет вам, сколько съел ребенок за один прием пищи.

Как понять, что ребенку не подходит грудное молоко?

Часто новоиспеченные мамочки мучаются вопросом: «А подходит ли мое молочко ребенку?» и, не разобравшись с ситуацией, просто прекращают кормить грудью. Сразу хочется отметить, что организм каждой мамы вырабатывает то молочко, которое подходит конкретно ее ребенку, кроме того оно не аллергенное. Однако если вашего кроху беспокоят частые кожные высыпания, дисбактериоз, он отказывается от груди, стоит посетить педиатра и сдать все необходимые анализы. Только когда будет понятна причина, педиатр установит, стоит продолжать кормить грудью или нужно подобрать соответствующую смесь.

Почему грудной ребенок плачет после кормления?

Плачь грудничка, после кормления сигнализирует, что родителям важно как можно скорее установить причину, коей могут служить:

  • кишечные колики;
  • испуг;
  • недоедание;
  • переедание;
  • болезнь ротовой полости, например стоматит;
  • отит;
  • скопление в желудке воздуха.

Почему грудной ребенок выгибается и плачет?

Причин, почему кроха выгибается и плачет, существует не так и много. Остановимся на каждой из них.

Повышенное внутричерепное давление . Это самая серьезная и опасная причина выгибания спинки и плача новорожденного. Первопричиной тому могут быть различные заболевания и нарушения обмена веществ. Ежели у вашего малыша такие приступы частое явление, незамедлительно обратитесь к детскому неврологу. Он проведет обследование и, если потребуется, назначит лечение.

Гипертонус мышц. Выявить гипертонус мышц можно, когда новорожденному исполнится 3 месяца самостоятельно. Положите кроху на живот и наблюдайте, как он приподнимает головку. Ежели голова запрокидывается сильно назад, а плечи при этом поднимаются вверх — у крохи гипертонус. В таких случаях нужен так же осмотр невролога, который выявив гипертонус, назначит курс массажа.

Боль. Часто малыши выгибаются от сильных кишечных коликов. Поэтому важно снять причину боли. В этом помогут специальные аптечные препараты для младенцев, а так же «Укропная водичка», которую готовят самостоятельно все государственные аптеки.

Капризы . Выгибаться и плакать ребенок может просто капризничая. В таких ситуациях, после того, как его возьмут на ручки, он затихает.

Почему грудной ребенок плачет, когда какает?

Самой частой причиной плача грудничка во время испражнений является запор. Это распространенная проблема, с которой сталкиваются все мамы новорожденных детей. Определить страдает ли ваш ребенок запорами или нет, можно по консистенции и частоте стула. У совсем крох, опустошение кишечника происходит практически после каждого кормления, а кал должен быть мягким. Но, если кал твердый, а частота испражнения кишечника составляет больше 3-х дней, тогда можно смело говорить, что у малыша запор.

Еще одной частой причиной являются колики. Скопление газиков в кишечники заставляют малыша сильно тужиться, дабы выпустить газики и покакать. Нежными и плавными движениями погладьте животик крохи по часовой стрелке, затем переходите к легеньким надавливаниям. В скором времени газики выйдут, а кроха покакает.

Как понять, что у грудного ребенка колики в животе?

У новорожденных организм еще не сформирован, а необходимые ферменты, такие важные для переваривания пищи, еще не вырабатываются. Так же во время кормления грудью кроха может вместе с маминым молочком заглатывать и воздух, что в свою очередь способствует образованию в кишечнике газиков, которые доставляют столько неудобств и боль маленькому человеку. Существуют определенные симптомы, которые сигнализируют о том, что у крохи колики, а именно:

  • непривычное беспокойство малыша, апогеем какового становится громкий и непрерывный плачь;
  • в период беспокойства грудничок поджимает ножки к животу, а его личико становится красным;
  • повышенное газообразование;
  • признаки усиливаются ближе к вечеру, а иногда и среди ночи.

Ежели вы заметили, что у ребенка колики, обратитесь к своему педиатру, только он сможет назначить препараты, которые облегчат страдания вашего ребеночка!

Почему грудной ребенок плачет во сне?

Многие мамы на собственном опыте прочувствовали всю прелесть бессонных ночей и непрерывного плача новорожденного. Причинами могут быть:

  • колики;
  • перевозбуждение в вечернее время;
  • дискомфорт, например мокрый памперс, пеленка или неудобная для сна поза;
  • голод;
  • страх.

Особое внимание стоит уделить перевозбуждению, именно эта причина самая распространенная, а ребенок плачет особенно громко и долго. Вечером старайтесь не перевозбуждать кроху активными играми, старайтесь воссоздать спокойную обстановку в своем доме. Отходя ко сну в тихой обстановке, грудничок будет спать спокойно всю ночь.

Как понять, что у ребенка аллергия?

С каждым годом, детей страдающих аллергией становится все больше. Потому важно как можно скорее определить причину ее возникновения, и тем самым уменьшить риск осложнений. Какой бы не была аллергия, а точнее ее вид, у детей появляются схожие симптомы:

  • высыпания на коже;
  • длительный насморк;
  • конъюнктивит;
  • крапивница (высыпания схожи на укусы насекомых);
  • затрудненное дыхание;
  • приступы удушья.

Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, немедленно обратитесь к доктору!

Как понять, что грудной ребенок замерз?

Понять, что ребенок замерз достаточно просто. Аккуратно потрогайте переносицу крохи, затылок, а так же руки выше кисти. Если они холодные, то ребенок замерз. Трогать кончик носика малыша, для определения замерз он или нет, ничего более чем просто миф.

Как понять, что грудной ребенок перегрелся?

Медики утверждают, что перегрев ребенка покуда опаснее, чем легкое замерзание. Посему важно научиться подбирать одежду по сезону и погоде. Определить перегрев так же просто: малыш становится вялым, кожа краснеет и становится горячей, температура тела повышается, отсутствует мочеиспускание, начинается рвота, так же возможна потеря сознания.

Если вы определили, что кроха перегрелся, срочно вызывайте бригаду медиков, а малыша отнесите в прохладное место, уложите на спинку, снимите лишнюю одежду и приложите к вискам, лбу и шее водные компрессы.

Как понять, что ребенок грудной заболел?

Увы, но груднички не расскажут вам о своих проблемах и не покажут, где и что у них болит. Он может только плачем зазывать маму, которая обязана в короткие сроки установить причину плача и предпринять все необходимые меры. Ваш грудничок заболел, если:

  • температура тела поднялась выше отметки 37,5 °C (температура до этой отметки считается у новорожденных нормой);
  • ребенок стал кашлять;
  • потекли сопли;
  • кроха стал вялым;
  • пропал аппетит;
  • повысилось употребление жидкости;
  • надмерная потливость.

Ежели вы заметили тревожные признаки, вызывайте доктора на дом, а если потребуется, тот назначит поход к более узкому специалисту.

Помните, только тесный контакт и постоянная бдительность мамы способны увидеть изменения в поведении малыша и вовремя принять все необходимые меры!

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.