Голубая мечта: джинсы в ссср (11 фото). История джинсов в ссср

Первые джинсы появились в СССР в 50-е годы. Официальной датой начала «джинсовой лихорадки» можно считать 1957 год, когда в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов. Именно тогда советские люди приобщились к дениму. Джинсы с того времени стали не просто одеждой, они стали символизировать собой всё то, чего не было в СССР, они стали симулякром заветной свободы. Ты мог ходить в чем угодно, но если в твоем гардеробе были фирменные джинсы, то, значит, и жизнь сложилась. С джинсами боролись, их запрещали, за ношение «капиталистической заразы» могли выгнать из института и с работы. Однако эти меры только разжигали интерес к «запретному плоду». Первыми в джинсах смогли щеголять моряки, дети дипломатов, пилоты. Они привозили джинсы из-за границы, часто приходилось провозить их в прямом смысле на себе, надевая под широкие штаны по несколько пар.

Самым главным неофициальным признаком, отличающим настоящую «фирму» от контрафакта являлось то, что настоящая джинса от носки стиралась, на ней образовывались потертости . Когда выбирали джинсы, то проверяли их на фирменность при помощи мокрой спички - проводили ей по ткани. Если спичка синела, то это означало, что джинсы настоящие. Конечно, такой способ проверки был откровенно неверным, поскольку настоящую джинсовую ткань определял вовсе не плохой краситель, а то, что у денима внешние нити прокрашены, а внутренние нет. Именно из-за этого на джинсах от долгой носки возникают потертости. Чем дольше их носишь, тем ценнее и уникальнее они становятся. Советские джинсы, конечно, не марали спичек. Нормы ГОСТа не подразумевали использование дешевых красителей.

Советская пропаганда сделала фарцовщиков чуть ли не главными врагами советского благонадежного человека. За свою деятельность они могли не только подвергнуться общественному остракизму, но даже сесть в тюрьму. Однако, запрещай-не запрещай, а фарцовщики свое дело делали, а для того, чтобы не иметь серьезных проблем с законом, часто не перепродавали редкий товар, а меняли на что-то другое, не менее дефицитное. Натуральный обмен, бартер, не был в СССР запрещен (в отличие от валютных операций). Фарцовщики были первыми «акулами свободного рынка» в СССР. Постоянные покупатели знали их в лицо, сами фарцовщики также «сканировали» толпы на рынках, у гостиниц, вокзалов в поисках обеспеченных людей.

Варить джинсы в СССР стали не от того, что людям нравилось дышать запахом хлорки, и даже не потому, что от варки получались эффектные разводы. Главной причиной варки джинсов был все тот же дефицит. «Фирмы» на всех не хватало, а носить советские джинсы, которые отчаянно не хотели протираться и становиться похожими на заграничный деним, было несерьезно. Тогда на помощь советским подросткам пришла технология варки в отбеливателе.

Самой массовой маркой джинсов в позднем СССР была Montana . Хотя такой лейбл действительно существует в Германии, происхождение советской «Монтаны» историками моды оспаривается. Скорее всего, наша «Монтана» шилась теми же «цеховиками» где-нибудь на юге СССР, а затем поступала на рынок. «Фишкой» Montana было то, что их можно было в прямом смысле поставить в угол. Также популярными марками были «Levis», «Wrangler», «Lee». Стоили они недешево, от 100 рублей. Те, кому не хватало на них денег, могли купить себе индийские или польские джинсы. В конце 80-х в продаже стали появляться и советские джинсы «Тверь», «Верея», но качество их оставляло желать лучшего. Зато процветал так называемый «самострок» - умелые мастерицы могли из джинсовой ткани «сваять» почти фирменные джинсы прямо на дому.

У жителей Советского Союза с джинсами складывались весьма непростые отношения. Этот предмет одежды был символом свободы и успеха, исходящим из-за “железного занавеса”. Позволить купить себе фирменный “деним” мог далеко не каждый, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой довольно экзотические, способы обзавестись ультрамодными штанами…

В нашу страну джинсы ворвались в 1957 году – тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР приоткрыл железный занавес. Именно в то время многочисленные заморские гости оставили в Москве не только младенцев самых разных цветов кожи, но и моду на джинсы.


Впрочем, до настоящего джинсового бума было еще далеко – достать вожделенные брюки могли лишь редкие счастливцы: актеры, дипломаты, спортсмены, а также моряки и стюардессы.
Ко всему прочему, импортный «деним» объявили идеологическим оружием загнивающего капитализма. Наравне с рок-н-роллом и «Голосом Америки»! Поэтому джинсы не продавались в обычных магазинах или на рынках. Купить их можно было только у фарцовщиков, мелких спекулянтов, которые перепродавали их по бешеным ценам. За что иногда получали на полную катушку.
Фарцовщики были первыми "акулами свободного рынка" в СССР. Постоянные покупатели знали их в лицо, сами фарцовщики также "сканировали" толпы на рынках, у гостиниц, вокзалов в поисках обеспеченных людей. Фарцовкой джинсами занимались многие из известных бизнесменов (от Тинькова до Айзеншписа).
В 1960 году спекулянты Рокотов и Файбышенко получили высшую меру наказания по делу, в котором фигурировала и торговля джинсами. Последние слова, кои народная молва вложила в уста наказанных, звучали символично: «И все-таки джинсы – лучшая одежда».

Вообще-то расстреляли их не за пропаганду джинсов , а за валютные спекуляции в дичайших по тем временам масштабах.

Валютчик и фарцовщик Ян Рокотов по кличке Косой совместно с друзьями — Владиславом Файбишенко по кличке Владик (Червончик ) и Дмитрием Яковлевым по кличке Дим Димыч организовал сложную систему посредников для скупки иностранной валюты и зарубежных товаров у иностранных туристов. При этом Рокотов был осведомителем ОБХСС, что помогало ему оставаться безнаказанным. При обыске у Рокотова было изъято около 1,5 миллиона долларов США в разной валюте и золоте, а общий оборот их подпольной «фирмы» составлял 20 млн. новых рублей!!! За это их первоначально приговорили к 8 годам лишения свободы.

В 1961 году Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв ездил в Берлин (ГДР), где во время встречи с немецким представителем ему заявили, что такого страшного чёрного рынка, как в Москве, нет нигде в мире. Вернувшись в Москву, взбешенный Хрущёв затребовал все дела по фарцовщикам и валютчикам, одновременно развернулась кампания по борьбе с фарцовщиками, но Хрущёву нужен был громкий, показательный процесс. На пленуме ЦК он зачитал «письмо» рабочих Ленинградского металлического завода , «возмущённых мягкостью приговора» Рокотову, Файбишенко и Яковлеву. Он пригрозил Генеральному прокурору СССР Руденко : «Не думайте, что ваша должность пожизненна!» (Руденко впоследствии стал единственным генпрокурором СССР, занимавший должность до смерти). Дело было пересмотрено, и суд назначил новое наказание — 15 лет лишения свободы.

"Человеколюбивый борец с культом личности", видимо, счел и этот приговор тоже слишком мягким. После изданного в спешном порядке указа «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций», состоялся третий пересмотр дела — Рокотова, Файбишенко и Яковлева приговорили к расстрелу по закону, принятому после совершения деяния. Приговорили, кстати, с грубейшими нарушениями действующих даже в то время норм и понятий советского уголовного права, в котором более мягкий закон (отменявший уголовную ответственность или смягчавший наказание) имел обратную силу, а более суровый (вводивший уголовную ответственность или ужесточавший наказание) даже во времена тов.Сталина ее не имел. Тем не менее, в се кассационные жалобы были отклонены, и приговор был приведён в исполнение. Они стали одними из немногих расстрелянных по приговору суда за фарцовку и незаконные валютные операции. При этом расстрел Яковлева вызвал протесты даже у следователей по делу, так как Яковлев сообщил им множество ценных сведений и был тяжело болен. По решению горкома КПСС от должности был отстранён председатель Мосгорсуда Л. А. Громов за «мягкость» первоначального приговора. То есть, никакой справедливостью и социалистической законностью во время этой показательной "кровавой бани" и не пахло. Единственным оправданием, как и во времена, от которых Никита Сергеевич старательно отмежевывался чуть ли не на каждом углу, была целесообразность и огромный ущерб, который наносили в то время валютные спекуляции экономике социалистического государства. Интересно, что история джинсовой фарцы Рокотова и Файбишенко получила в наши дни продолжение. В память о них в Америке производятся джинсы "Rokotov & Fainberg".


Джинсы в СССР были не просто модными штанами, для многих любителей гламура они обозначали ВСЁ. То есть всё остальное у тебя как раз вполне могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирмовые»), то ты уже был на пике моды. И девочки из соответствующих очень ограниченных кругов засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других.
А что же государство? Нельзя сказать, что оно совсем не замечало проблему. Замечало. С джинсами боролись, их запрещали, за ношение "капиталистической заразы" могли выгнать из института, а в школу не пускали учеников в джинсах.
В государственных учреждениях отделы кадров, особенно «первые отделы», косо глядели на местных «ковбоев» — случалось, любовь к буржуазным штанам перечеркивала человеку дальнейшую карьеру. Однако эти меры только разжигали интерес к "запретному плоду".
А по радио каждую субботу известный украинский поэт воевал с джинсами как с проявлением чуждого образа жизни. Правда, злые языки поговаривали, что это вовсе не мешало ему привозить из Штатов своему горячо любимому отпрыску те самые ковбойские брюки, которыми он стращал других.
Нужно сказать, что сами джинсы, как вид удобных штанов, никогда не высмеивались в СССР. Высмеивалась персонажи. Пропагандисты понимали, что это означает высмеивать советскую промышленность. По ценам на джинсы можно анализировать экономику СССР лет за 25.


Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто ездил за границу — моряки, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией.
Как-то на такой "контрабанде" попался даже Леонид Тягачев - тренер сборной СССР по горнолыжному спорту. Он пытался контрабандой провести через контроль в аэропорту неслыханную по тем временам партию джинсов — целых 200 штук. Видимо, он предполагал, что никто не станет досматривать коробки из-под горнолыжных ботинок.
Однако «контрабанду» обнаружили, и против Тягачева было возбуждено уголовное дело. Правда, до суда так и не дошло, поскольку у тренера были влиятельные друзья, в том числе и в органах правопорядка. Тем не менее, всю партию конфисковали.
Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. Удивительно, но это срабатывало. Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.
Позже джинсы стали ассоциироваться с хиппи-культурой. На них крепили нашивки, вшивали в штанины треугольники ткани и струны, делали из джинсов модный клеш. Джинсы изнашивались до полного истления. На дырки ставили заплаты. Это было антисистемно, это было круто (хотя такого слова в те годы ещё не знали).

Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». А особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот. Цвет джинсов – исключительно синий.
Тёмные узкие джинсы визуально делали фигуру стройнее, а если прибавить к этому очарование дефицита, мы получим универсальную формулу успеха у противоположного пола как для девушек, так и для парней.
Но самое главное свойство фирменных джинсов тех лет – «они должны были тереться». Когда выбирали джинсы, то проверяли их на “фирменность” при помощи мокрой спички – терли ей по ткани. Посиневшая спичка означала, что со штанами все о’кей. Если нет – джинсы контрафакт.
Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские. Когда-то даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. Советские джинсы, конечно, не марали спичек. Нормы ГОСТа не подразумевали использование дешевых красителей.

Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись! То есть краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.
А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) трёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов?
Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки. Фирменные штаны старили искусственно. Ждать, пока джинсы состарятся сами, времени не было, посему лишних годков накидывали прямо в домашних условиях. В ход шли кирпичи, пемза и деревянные бруски.
Конечно, были ещё с десяток фирм, которые достать было ещё сложнее, что-то вроде «Montana», «Waild Cat» или ещё чего-то даже более экзотического. Экзотикой они считались как раз из-за того, что были больше украшены, поэтому часто воспринимались больше как женские. А настоящий мужчина должен был достать себе непременно что-то из уже названной троицы.
Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 120 рублей в месяц, охотников продать вожделенный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что барыги довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный и так любимый советскими «джинсоманами» цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, причём товар у них, как правило, не залёживался.

К сожалению, и недобросовестных продавцов было много. Часто бывали случаи, когда покупатель, отдавая деньги, получал закрытый непрозрачный пакет, а стоило ему попытаться в него заглянуть, откуда-то раздавался крик: «Атас, менты!» Попасться на продаже или покупке джинсов грозило серьёзными неприятностями, так что все разбегались кто куда. А когда наивный покупатель всё же открывал пакет, то обнаруживал, что купил не две штанины, а только одну. Такой способ обмана был весьма распространённым, а найти перекупщика в Москве и расквитаться с ним — всё равно, что найти иголку в стоге сена.
Не будет преувеличением предположить, что желание заполучить джинсы в свой гардероб способствовало учебной успеваемости: молодые люди обещали закончить год как минимум без троек, если родители помогут им с покупкой. Если же денег не было и у родителей, то студенты и школьники ради одних только джинсов нанимались на работу: помогали разгружать машины, фасовали овощи на овощебазах или брались за другую не слишком престижную подработку.
Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купит те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.
Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. Их было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Потому хватали то, что было: если длинные – подшивали, маленькие – растягивали.


Слышал, что для того, чтобы влезть в джинсы на два размера меньше, девчонки творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залазили в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели, как влитые. Да, дефицитом не перебирали – какие джинсы удавалось достать, в таких и ходили.
И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей, то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы. Но купить "правильные" джинсы — это ещё не всё. Не знаю, как где, а у нас было принято пришивать по низу каждой штанины половинку медной "молнии". Получалась такая коротенькая медная бахрома снизу. Вот это считалось "завершающим штрихом" — и вроде бы предотвращало "обтрёпывание" штанин.
Самой массовой маркой джинсов в позднем СССР была Montana. Хотя такой лейбл действительно существует в Германии (зарегистрирован в 1976 году), происхождение советской "Монтаны" историками моды оспаривается. Скорее всего, наша "Монтана" шилась теми же "цеховиками" где-нибудь на юге СССР, а затем поступала на рынок. "Фишкой" Montana было то, что их можно было в прямом смысле поставить в угол.


Когда борьба с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и людям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию, заодно лишив ее ненавистного проамериканского оттенка. Были закуплены большие партии болгарских джинсов «Рила» и индийских — неизвестной марки. Их качество отличалось от "фирмы", но спарывание лейблов примиряло модников с реальностью.

Ходила байка, что для того чтобы выпускать советские джинсы не хватало только соответствующего ГОСТа. Якобы нельзя было выпускать брюки, которые покрашены сравнительно нестойким красителем. Но это не более, чем байка.

Первую советскую джинсовую ткань «Орбита» начали производить на текстильном комбинате в Ивановской области. Именно здесь, в здании Родниковского меланжевого комбината «Большевик» и началось первое в Советском Союзе производство настоящей джинсовой ткани. Идею производить джинсовую ткань директор комбината привез из Америки. В качестве образца – кусочек денима. Для комбината это была сверхзадача. Нигде в Союзе до этого джинсовую ткань не делали. Необходимо было специальное оборудование, которого в стране не существовало. Машиностроению пришлось подстраиваться под запросы комбината. Технологий, естественно, никто не передавал. Красили, как умели, м етодом проб и ошибок, но ткань делать научились. Конечно, американским аналогам ткань уступала: быстрее вытягивалась, теряла цвет, была менее эластичной. И, тем не менее, «Орбита» получила народное признание. Ткань начали выпускать в 1977 году, а уже спустя год джинсы из "Орбиты" появились во всем Советском Союзе. И не только джинсы, но и куртки, сумки и кепки. Стоила ткань по тем временам недешево – 8 рублей за метр. Достать было сложно, но это были не 200 рублей за товар от цеховиков с Малой Арнаутской! Производство «Орбиты», как и многие производства в СССР, прекратилось лишь в середине 90-х.

Одесса — портовый город, расположенный не так далеко от Европы, поэтому вполне логично, что именно здесь появились первые подпольные цеха по изготовлению отечественных джинсов, которые шились из тайком ввезённой в СССР импортной джинсовой ткани. Также контрабандой ввозились заклёпки, пуговицы, нитки, фурнитура, обязательные нашивки.

Надо отметить, что одесские джинсы не слишком отличались по качеству от западных, ведь их создавали профессиональные портные из материалов высокого качества. Стоили такие джинсы не меньше, чем настоящие импортные, и раскупали их с не меньшей охотой.

В конце 80-х в продаже стали появляться и советские джинсы "Тверь", "Верея", но качество их оставляло желать лучшего. Впрочем, они и шились не из денима. Зато процветал так называемый "самострок" - находились умельцы, которые шили не хуже “фирмы”. Мало того в Юном Технике даже рассказывали как пошить джинсы.
Вскоре в моду вошли джинсы-«варенки». В магазинах о таких штанах даже не слышали. А вот советские граждане изобрели тысячу рецептов изготовления новинки. Чтобы какие-нибудь индийские джинсы стали похожи на модную «варенку», их кипятили с отбеливателем, перетягивая резинками, для создания узора, или связывали узлом, отбивали белыми кирпичами, терли пемзой, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями.
Рецепт тех времен:
1) Скручиваем джинсы и стягиваем их резинками и всевозможными зажимами (очень плотно и часто не стоит, поскольку иначе разводов будет мало).
2) В теплую, но не кипящую воду заливаем белизны (примерно 1 стакан на 5 литров).
3) Опускаем в воду скрученные джинсы и кипятим минут 15-20.
4) Прополаскиваем новорожденные "варенки" несколько раз и любуемся работой.
P.S. Соблюдайте меры безопасности: пользуйтесь перчатками и открывайте форточки!


Если джинсы насчитывают в мире уже почти 150-летниюю историю, в нашей стране эта история началась всего около 50-ти лет назад. Но… этот небольшой (по сравнение со всем миром) период времени насыщен незабываемыми моментами, связанными именно с джинсами.

Современное поколение скажет: - Хм, джинсы, что тут такого - у каждого не одна пара:)) Но те, кто родился в 60-70-х и даже 80-х годах XX столетия, сразу поймут, о чём пойдет речь.

В нашу страну джинсы попали вместе с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Тогда впервые москвичи увидели «заграничные рабочие штаны» и многие пары осели на советских гражданах в обмен на сувениры:)).

Молодежь Советского Союза сразу полюбила этот предмет одежды. А Власть после окончания Фестиваля поставила джинсы под запрет (как и рок-н-ролл и «Голос Америки»), так как эти штаны символизировали неприятный для власти дух свободы, шедший от Америки и Запада.

Но несмотря на все запреты, а скорее всего благодаря им, джинсы в СССР стали не просто модными штанами, они стали Культом. То есть, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирменные»), то ты на пике моды, популярности, славы.

Джинсы не производились советской промышленностью, не импортировались в страну, не продавались в обычных магазинах или на рынках, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой даже экзотические способы обзавестись ультрамодной одеждой.

Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто бывал за границей — моряки, летчики, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией. Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. И это срабатывало! Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.

Настоящие джинсы, по молодежным меркам, должны были обладать следующими качествами: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». Особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот.

Джинсы было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Часто приходилось покупать джинсы того размера, который был в наличии. Хватали то, что было: если длинные - подшивали, маленькие - растягивали. Кроме того, можно было лечь на некоторое время прямо в обновке в ванную с горячей водой и дождаться, пока ткань «сядет». А если джинсы были маловаты, девчонки и тут творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залезали в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели по фигуре.

Но, основным отличием настоящих фирменных джинсов от брезентовой подделки было то, что настоящие джинсы протирались. Иметь «тёртые» джинсы считалось особым шиком, и модники проводили целые часы, пытаясь создать на своих любимых штанах искусственные потёртости. То есть, модные «ливайсы» и «монтаны» на сгибах должны были обязательно потерять первозданный синий цвет и приобрести вид долго и небрежно ношеных штанов. Кроме того, цвет джинсов должен был быть только синим, и никаким другим.

Ждать, пока джинсы состарятся и вытрутся сами времени не было, поэтому фирменные штаны старили искусственно прямо в домашних условиях. В ход шли красные кирпичи, пемза и деревянные бруски.

Настоящим шиком считалось иметь джинсы трёх фирм: «Levis», «Wrangler» и «Lee».

Ну а уж если удавалось заполучить «Montana», или «Wild Cat» - ты на вершине блаженства! Эти марки отличались особым шиком и соответственно дороже стоили.

Причём, отличить фирмы друг от друга можно было, только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов? Но настоящие знатоки знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки.

Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 100-120 рублей в месяц, охотников продать ультрамодный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что фарцовщики довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, и товар у них, как правило, не задерживался.

Первые подпольные цеха по изготовлению отечественных джинсов появились в Одессе. Шили из тайком ввезённой в СССР импортной джинсовой ткани. Также контрабандой ввозились заклёпки, пуговицы, нитки, фурнитура, обязательные нашивки. По отзывам модников тех лет, одесские джинсы не слишком отличались по качеству от западных, ведь их создавали профессиональные портные из материалов высокого качества. Стоили такие джинсы не меньше, чем настоящие импортные, и раскупали их с не меньшей охотой.

Когда борьба в СССР с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и людям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию. Были закуплены большие партии болгарских джинсов «Рила» и индийских — неизвестной марки.

После московской Олимпиады 80, на фабрике «Рабочая одежда», начали производство собственных (эсэсэсэровских) джинсов. Но, несмотря на хороший крой и ткань, эти джинсы считались вторым сортом - они не тёрлись! Краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать. И тем не менее, некоторые умудрялись содрать с них этикетку и заменить их на «фирменный» лейбл.

В 1980-х в моду вошли джинсы-«варенки». В магазинах о таких штанах даже не слышали. Но советские граждане изобрели множество рецептов изготовления новинки: джинсы кипятили с отбеливателем, перетягивая резинками для создания узора, или связывали узлом, отбивали белыми кирпичами, тёрли пемзой, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями. В результате всех этих экзекуций получались супер эксклюзивные модели «варенок», не имеющие аналогов:)))

В это же время появилось множество подпольных цехов, где партиями шились «фирменные» джинсы, которые внешне почти не отличались от привезенных из-за границы. Даже этикетки, лейблы и заклепки делались здесь же, в этих цехах, при помощи пресса. Цена таким джинсам была от 100 до 150 рублей. И некоторые покупали их сознательно, зная что это подделка, но поделка хорошая.

Начиная с 90-х, все запреты были сняты, и джинсы мог купить каждый.

По сей день джинсы являются универсальной одежной для любого возраста, они любимы всеми и, наверное, мало кто может вспомнить, сколько пар джинсов он сносил.

И только люди «рожденные в СССР» могут с гордостью сказать, что всю жизнь помнят свои ПЕРВЫЕ джинсы!

Источники:

История джинсов:Часть 3-я.

Джинсы и современность.

Своего пика мода на джинсы в нашей стране достигла в 1980-е. Во времена Перестройки джинсы начали наконец производить и в СССР, хотя особенным качеством они не отличались, а уж в « крутизне» проигрывали западным маркам априори.

С развалом СССР в страну массово хлынула китайская контрафактная одежда, отличавшаяся крайне низким качеством. Так джинсы постепенно потеряли свой былой шарм и очарование самых прочных и надежных в мире штанов.

Впоследствии мода на джинсы возвращалась в виде некоторых отдельных моделей. С распространением рэп и хип-хоп музыки стали популярны так называемые « трубы», джинсы с широкими штанинами. В 2000-х годах среди молодежи возникла мода на так называемые « скейтерские» узкие джинсы, модели « скинни».

Узкие « скинни» джинсы.

Что же касается фирменных джинсов, к примеру — классических Levi"s, несмотря на значительные потери в доле рынка, у компании остается множество поклонников, отдающих предпочтение этим штанам. Хотя, стоит признаться, что даже по три года в современных Levi"s уже не проходишь — падение качества дало о себе знать и здесь.

История джинсов:Часть 2-я.

Джинсы Rokotov & Fainberg.

Но даже показательная казнь не смогла ничего поделать с модой. В 1962 году на встречу Хрущева и творческой интеллигенции знаменитый поэт Андрей Вознесенский пришел в джинсах, за что получил « нагоняй» от генсека.

Джинсами все равно торговали, так как спрос на них никуда не девался. Стоимость одной пары в 1970-х годах доходила до 200 рублей, что превышало размер среднемесячной зарплаты. Везло тем, у кого серди знакомых или родственников были непосредственно выезжающие за рубеж — представители бюрократии, спортсмены, культурные деятели. Те могли привезти заветные штаны прямо из-за границы. Известен случай, когда писатель Владимир Набоков отправил поэту Иосифу Бродскому в Ленинград две пары новеньких джинсов.

Звезды советского кинематографа Владимир Иванов и Светлана Светличная покупают первые джинсы в зарубежном магазине. Знаменитая фотография журнала Life .

Другим приходилось иметь дело с экономическим подпольем. В нем покупателей нередко обманывали и обирали до нитки. Неимоверной трудностью было достать джинсы нужного размера, поэтому, как правило, брали, что было в наличии. Джинсы большего размера обычно подшивали и « сжимали» в горячей ванной, а меньшего — растягивали прямо на теле, влезая в них с помощью мыла.

Советская карикатура на фарцовщиков и их клиентов.

Самыми заветными джинсами считались штаны от троих крупнейших производителей — Levi"s, Wrangler и Lee. Эти джинсы считаются одними из самых качественных и сегодня. Но истинными пиком моды в СССР были джинсы Montana, происхождение которых представляет собой тайну и по сей день.

Лейбл Montana.

Штаны Montana в СССР ценились дороже всего, они же считались самыми прочными. Считалось, что настоящие джинсы должны « стоять», а штаны Montana делали это лучше всех.

Джинсовый бренд Montana действительно существовал в то время, вот только к штату США он не имеет никакого отношения. Торговая марка была зарегистрирована в Гамбурге, под этим именем действительно какое-то время выпускались джинсы, но затем бренд бесследно исчез, не оставив после себя вообще никакой истории.

Вот так должны стоять « настоящие» джинсы.

Существует мнение, что практически все « завезенные» в СССР джинсы Montana на самом деле делались цеховиками в Одессе и других городах, из импортных материалов. Цеховое производство джинсов действительно было очень популярно в СССР. А если учитывать, что в таких цехах обычно работали настоящие портные, то качество подобных джинсов было ничуть не хуже западных.

Еще одним признаком « настоящих» джинсов считалась их потрепанность. В народе бытовало мнение, что настоящая « джинса» обязана через некоторые время после использования приобретать потертости. В действительности, такое свойство джинсов было вызвано тем, что западные производители использовали дешевые красители. Существовал даже такой способ проверки джинсов на подлинность — по ним проводили мокрой спичкой и, если та становилась синей, то штаны признавались настоящими.

Поэтому когда какому-нибудь счастливчику из Советского Союза доставалась пара джинсов, почему-то покрашенных хорошей краской, то тот не спешил радоваться, а бежал их « варить». Варка джинсов в воде с отбеливателем делали из них те самые потрепанные и поношенные « настоящие» джинсы, которые так ценились среди молодежи.

Вот так выглядели « вареные» джинсы.

популярной в мире одежде

http://germanych.livejournal.com/89200.html

Одним из способов получения советским правительством валюты, а некоторыми советскими гражданами - дефицитных товаров, были магазины "Берёзка". О них и пойдёт речь в этой заметке.

Первые магазины торговой сети "Берёзка" были созданы в 1961 году по постановлению Совета Министров СССР. Сначала они осуществляли торговлю только на иностранную валюту и обслуживали только иностранцев. Тем самым государство получало дополнительный приток валюты, в которой оно всегда нуждалось. Естественно, магазины эти были открыты не по всей стране, а только в тех городах, где иностранцы бывали наиболее часто - т.е. в крупнейших городах страны и на курортах. "Берёзками" эти магазины назывались в РСФСР и Казахстане. Во многих других республиках они носили и другие названия, связанные с характерным для данной республики деревом (так, на Украине они назывались «Каштан», в Азербайджане — «Чинар» и т. д.), а в Латвии назывались «Дзинтарс» (латыш. Dzintars — янтарь).

Вот что писал заместитель министра торговли РСФСР Королев первому заместителю председателя Совета Министров СССР Микояну:

"Во исполнение постановления СМ СССР от 23.03.1961 года Министерством торговли РСФСР организована в системе Росювелирторга торговля на свободную иностранную валюту. Магазинам и киоскам, производящим продажу товаров за инвалюту, присвоено название "Березка". Магазины "Березка" открыты в аэропортах Внуково и Шереметьево в апреле месяце и два киоска "Березка" в гостиницах "Украина" и "Ленинградская" в середине мая.

В ближайшее время торговля на инвалюту будет организована в Ленинграде, Сочи и Архангельске.

Спросом пользуются икра зернистая и лососевая, водка "Столичная" и "Особая", консервы-крабы, хохломские изделия, деревянные матрешки, куклы в национальных костюмах, изделия богородских резчиков, дымковская игрушка, шкатулки из папье-маше, серебряные изделия с эмалью, сувениры и др.

Иностранцы, посещающие магазины, высказывают замечания о высоком уровне розничных цен".

Однако, на продаже продуктов и сувениров много не заработаешь. Ещё одним источником валюты для государства были советские граждане, возвращавшиеся из командировок за границу или из дальних морских плаваний.

Для того, чтобы они не стремились потратить всю валюту за границей, им было разрешено тратить её магазинах, аналогичных "Берёзкам". У советских граждан особой популярностью в этих магазинах пользовались, конечно, не продукты, а бытовая техника. Также они имели возможность приобрести автомобиль. Моряки, возвращавшиеся из заграничных плаваний, обслуживались в магазинах «Альбатрос» системы «Торгмортранса».

Сочи советских времён. Гостиница Магнолия. Магазин Березка.

В 1967 году магазины для иностранцев и магазины для валютных советских граждан, были объединены в одну сеть, а незадолго до объединения (в 1965 году) произошло эпохальное для этой истории событие: были введены в обращение специальные сертификаты «Внешпосылторга» - этакие заменители валюты. До этого торговля с советскими гражданами осуществлялась по безналичному расчету: человек переводил свою валюту со счета во «Внешторгбанке» на счет «Внешпосылторга» и затем мог получить в магазине выбранный им товар. Система была довольно неудобной.

Откуда же бралась у советских граждан валюта на счёте во Внешторгбанке? Во время пребывания за границей часть зарплаты загранработников в валюте добровольно (но не более 60 %) переводилась на счёт во Внешэкономбанке, с которого можно было на месте (обычно через советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР) или по возвращении в СССР получить заранее заказанную сумму в виде сертификатов (позже — чеков). Некоторые категории загранработников внешнеторговых организаций и дипломаты могли ввозить в СССР и ограниченное количество иностранной валюты, которую они были обязаны конвертировать в сертификаты (чеки) не позже установленного срока, иначе наличие у них валюты тоже считалось незаконным. Стоит отметить, что для советских граждан выгоднее было бы получать зарплату в наличной валюте и тратить её за границей, т.к. в "Берёзке" цены на импортные товары были в разы выше.

Чеки Внешпосылторга выпускались только в виде банкнот, монет не было, бумажными были даже копейки. Сертификатов существовало три вида. С синей полосой - самые непривлекательные - они полагались тем, кто имел право на валюту социалистических стран (коэффициент зачисления на счёт 1:1). На них можно было приобрести не все товары, представленные в заветных магазинах. Второй тип сертификата имел на себе желтую полосу - их давали тем, кто работал в развивающихся странах, в странах Африки или, например, в Индии(коэффициент 4,6:1). На них можно было купить бОльший ассортимент товаров. А уж совсем все было доступно только тем, кто имел право на свободно конвертируемую валюту, то есть западную - им полагались бесполосные сертификаты(коэффициент 4,6:1). Говорят, эти же сертификаты выдавались и сотрудникам советской разведки, в какой бы стране те ни работали. И, наконец, последний вид заменителя валюты назывался чеками серии "Д" - эти чеки полагались дипломатам. Стоит отметить, что чеки можно было также внести в качестве взноса за квартиру в ЖСК (Жилищно-строительный кооператив), но лишь по коэффициенту 1:1 к обычному рублю, что также было дополнительной статьёй дохода государства.

Фактически загранработники в разных странах при формально сравнимых величинах окладов (близких к средним по Союзу), реально получали значительно различающиеся по покупательной способности зарплаты. Например, оклад советского переводчика в Индии, составлявший условно 200 рублей, фактически в «жёлтополосых сертификатах» составлял 920 рублей, а оклад переводчика, например, в Венгрии, равный 400 рублей в «синеполосых сертификатах» составлял те же 400 руб.

Цены выставлялись в «Березках» во всех видах этих сертификатов. Например, один товар мог стоить: в бесполосных сертификатах и чеках серии "Д" 7 рублей, в "желтополосных" - 12, в "синеполосных" - 19.

Чтобы устранить неравенство между советскими гражданами, работавших в социалистических и капиталистических странах, в 1974 г. все сертификаты (кроме чеков серии "Д") были унифицированы и появились чеки единого образца.

Магазины "Берёзка" были важны не только для обычных советских граждан, оказавшихся на работе за границей, но и для весьма высокопоставленных. Вот что вспоминает в одном из своих интервью банкир Виктор Геращенко, возглавивший в 1965 году Московский Народный Банк в Лондоне:

Ну а когда я уже поехал работать в Лондон, в Моснарбанк, там, конечно, жизнь была комфортнее, хватало и на еду, и на тряпки. И, как любому другому "товарищу", неважно на какую должность посланному за границу, хотелось, естественно, к концу трехлетнего срока накопить чеков Внешпосылторга на машину и чтоб еще осталось на одежду из "Березки"

Естественно, не все обладатели чеков стремились их потратить в "Берёзке". Многим выгоднее было обменять их на наличные рубли у спекулянтов ("фарцовщиков") по "рыночному" курсу (обычно 1:2 или 1:3). В ходе такого обмена нередко происходил обман со стороны покупателей чеков. Но т.к. сама операция такого обмена была незаконной, то пострадавшие в милицию не обращались. Вот что об этом пишет ЖЖ-пользователь dedushkin1 :

У меня в те годы был приятель - активный фарцовщик этих самых самых чеков и по совместительству "ломщик". Если кто не знает, понятие "ломщик" происходило от слова "ломать". Ломать пачку денег. Вот вы - законный (а может не очень) обладатель этих самых чеков (или долларов - ну уж тут, наверняка, незаконный!). И решили вы их продать. Но не в Центробанк по некому условному фиксированному курсу, а по "рыночному". Идёте вы к магазину "Берёзка". Их в Москве было несколько. Наиболее знаменитые (во всяком случае, для меня) - на Пятницкой, на Профсоюзной (именно этот магазин на фотографии по ссылке в начале поста), электронный на Садовой-Кудринской. Были, конечно, и другие. У этих магазинов симпатичные молодые люди вкрадчиво предлагают вам эти самые чеки им продать по совершенно прекрасному курсу! Вы, немного посмущавшись, конечно, соглашаетесь. Отходите в сторону, показываете своё драгоценное сокровище, совместными усилиями устанавливаете рублёвый эквивалент. Симпатичный молодой человек, он же ломщик, достаёт из кармана пресс купюр, отсчитывает необходимую сумму и передаёт вам. Боже упаси, он даже ваши заветные чеки у вас не забирает. Ведь всё же честно! Вы пересчитываете сумму и видите, что там не хватает десятки.

Вы сообщаете об этом своему "меняле", он забирает у вас пачку, пересчитывает, убеждается, что и, правда, "ошибся" и с тысячею извинений докладывает вам недостающую "красненькую". Вы, соответственно, передаёте ему своё чековое богатство, забираете рубли и бодрым шагом удаляетесь (не дай Бог милиция ещё появится). И только дома (или в ином укромном месте), когда вы решите пересчитать ещё раз сумму, вы с ужасом обнаруживаете, что вместо 500 рублей у вас всего лишь 150... Когда ломщик второй раз "пересчитывал" деньги, он "сломал" пачку - большая её часть осталась у него. Ловкость рук...
И это ещё лучший вариант. Вместо 500 рублей можно было получить "куклу" рублей этак на 20... Ловкость рук...

В самой "Берёзке", особенно во время кампаний по борьбе со спекулянтами, могли спросить о происхождении чеков и попросить какие-то подтверждающие документы. Но это происходило редко. А вот на входе в «Березку» обычно просили показать наличие чеков - это чтобы не превращать магазин в музей «просмотра забугорной жизни» для простого народа.

В перестройку о существования такого привилегированного канала снабжения, как "Березки", заговорили в открытую. И в 1988 году система чеков была отменена, магазины перешли на торговлю по безналичному расчету, как до 1965 года. Чеки, оставшиеся на руках у населения, предлагалось обменять на рубли. Обладатели чеков впервые почувствовали себя некомфортно, особенно те, кто вкладывал в них свои средства. У "Березок" выстроились огромные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все.

Вот как описывает происходившее при закрытии "Берёзок" жж-пользователь mumm:

Начало 88-го года.
Объява в программе "Время": "буржуазные магазины "Березка" ликвидируются и чеки отменяются"..
т.к. я был счастливым обладателем пары сотен тех волшебных бумажек, то на след. день приехал к открытию мульти-медийной "Березки" около Проспект Мира.. метров за 100 до нее я увидел огромную толпу таких же счастливцев: все резко захотели поменять свои бережно и долго хранимые чеки на хоть что-нибудь...но в магазине были абсолютно голые полки. Даже аудиокассет не было. Продавцы пообещали, что может завтра будет завоз товара.
Вся толпа тут же активно записалась в список и все разъехались, с надеждой, что на след. день им подфартит..
Конечно же, на след. день никому из вчерашней толпы не подфартило: завоз, как и обещали, случился: привезли сотню каких-то магнитол, но вот только ночью (а был январь месяц и минус 20) составленный список успешно переписали и у дверей стояло несколько сотен чекообладателей, которые продержались у дверей магазина всю ночь...
Пришлось записываться в новые списки, которые организовывались уже более тщательно: сами списки были у т.н. сотников: 1 сотник - 100 записавшихся..
Я записался тоже. Как сейчас помню: было несколько номеров в 3-4 тысячи, несколько в 6-ой и 9-ой тысячях и пару номеров в 12-тыс.
Чтобы не повторилось то, что произошло предыдущей ночью, а именно "ломка" очереди - ввели круглосуточное дежурство: в сотнях составлялся график и десяток человек несколько часов несли почетный караул у магазина.
Мне тоже довелось провести там пару ночей, пытаясь не околеть сидя с каким-то служившим в Анголе майором в его автомобиле "Волга".
Тот обещенный завоз товара был и последним в том месяце...кто-то подбадривал публику байками о том, что контейнеровоз с желанной аудио-видео техникой уже покинул берега Японии и на полных парах плывет в сторону нашей Родины...через какое-то время: контейнеры перегрузили на платформы и поезд спешит в Москву... и вот в марте случилось ожидаемое всеми измученными ежедневными перекличками и отмечаниями, чтобы их не вычеркнули из списков, -чудо! склады "Березки" были забиты супер-магнитолами "Sharp-940" и магнитолами попроще фирмы "Sanyo".
В руки отпускались поштучно: один Шарп и одна Санио. В рабочий день очередь двигалась на 200-250 человек. Сотники активно торговали номерами: номера в первой сотне стоили 500 чеков.
Т.к. чеков у меня было столько, что их хватало на половину магнитолы Санио или на четверть Шарпа. Т.к. хотелось и то и другое и не частями, то пришлось несколько номеров очереди тоже продать. Также люди, которые приехали откуда-то с Камчатки с кучей чеков и с номерами в очереди в 20-ой тысячи, с радостью меняли чеки на обычные рубли. Если еще несколько месяцев назад курс чек к руб был 1:2, то сейчас они были счастливы, если удавалось поменять 1:1...
В общем, было весело: в очереди все почти сроднились. Что не удивительно: в течение нескольких месяцев ходили ежедневно утром и вечером на переклички: кто не приходил - безжалостно вычеркивались из списков.
Первая наша очередь дошла где-то в конце марта-начале апреля: мы с братом урвали по положенной магнитоле Шарп и Санио.
Т.к. очередь по след. номерам должна была подойти достаточно скоро: через пару недель, мы озадачились удачно пристроить эти коробки с надписями на английском и японском языках и при этом не попасть под статью УК СССР "спекуляция". Это нам удалось: состоялся обмен товар-рубли-чеки. Чеков в итоге получилось ровно в 2 раза больше, чем было до того, как их поменяли на товар. На протяжение двух месяцев такой обмен удавалось осуществить еще несколько раз.

С 1992 года, уже в новых экономических реалиях, "Берёзки" торговали только за наличную валюту, а в середине 1990-х приватизированная сеть магазинов «Берёзка» была ликвидирована как нерентабельная.

Полный прейскурант "Берёзки" за 1975 г. вы можете просмотреть .

P.S.

Когда в 1988 м году я сьездил в Питер с женой,навестил родню(которые еще тогда там жили)

и друзей,я забежал из чистого любопытства и в "Березку"..ничего особенного--сигареты "

Марлборо",пиво в банках финское и кое-какие украшения..

СССР. Как платили морякам-загранщикам торгового флота.

Оригинал взят у gruppman в Какие деньги были.

Ну,что это я всё о бананово-лимонных странах,да про пароходы..
Пора бы уже о вечном,о волнительном,о притягательном,о мечтах и надеждах..в общем о деньгах.
"Пиастры,пиастры..."..
Нет,не про них.Хотя и про них можно,но позже.
Сегодня о толстом морском заработке.Длинном рубле..
Но не сегодняшнем,а времён СССР.Сейчас то никакой романтики и интересу.Всё прописано в контракте..что входит в твои обязанности,что не входит.За что полагается доплата,а за что -нет.Отработал-получил.Скукота.
То ли дело раньше.
Но сразу оговорочку. Рассказ за торговый флот.Не рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий.И не рыбоперевозящий,то есть транспорты рыбного хозяйства.Как там у них...знаю только по рассказам,и поэтому могу только тоже..пересказать.У них там тоже в то время делилось на гослов и колхозный лов.Тоже не так просто было.
Ну,так вот..начну сразу с самого интересного.С валюты.
Те,кто рассказывает,как лихо жилось морякам загранзаплыва в СССР,какие зарплаты валютные получали..эти самые моряки..немного...эээ..врут.
Потому как зарплаты в валюте не было.От слова совсем.
Была инвалюта взамен суточных.
Что это значит?Это значит,что выход за границу приравнивался к командировке.Только взамен суточных командировочных выплачивали валюту.
И выплачивали её в процентах от оклада.
До 1987 года это было 18% от оклада.
От оклада!
Оклад матроса 1го класса - 105 рублей.
Итого за месяц,проведённый в загранплавании,нашему Рокфеллеру -матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Много это,или мало?..Ну,так..обменяйте эти 18 инвалютных рублей по по тому мифическому курсу в 0.63-0.68,опять же,инвалютных,копеек на доллары США.Много получилось?..да что уж..гуляй,рванина.
Ладно,отвлёкся. Начислили 18 инвалютных рублей.
А вот дальше начинаются интриги и жареное.Что можно сделать с этими деньгами?
А) - Получить эти деньги в валюте страны захода по текущему курсу на тот день.
Б)-Сдепонировать.То есть не брать эти деньги,пущай накапливаются.Если рейс длинный,а впереди маячит выгодный,в плане шоппинга порт,то пусть себе лежат.Но без процента.
В)-Посколько эта валюта начислялась посуточно,то в порту захода можно было получить..ну,суток за 5.Потратить их на какой нить..поход по борделям (1) музеям,попить пива матэ,в общем..приобщиться.
Г)-А могло получиться и так,что заходов в хорошие(2)порты не было..да вообще не было.Так бывало,если судно ходило по специфичному фрахту.Например бункеровка рыбаков в океане.Сходил,заправили экспедицию и вернулись.Без заходов.Тут тоже варианты - или депонировать,при списании с судна получить справку о сумме и получить эти деньги уже на другом пароходе.Или получить эти деньги в виде чеков ВТБ(ВнешТоргБанка).Позже они стали именоваться чеками ВЭД(банк ВнешнеЭкономическойДеятельности)

Итак,чеки ВТБ.Называю их так по старинке,ибо как то не прижилось ВЭД.Как их ещё называли..боны.
В каждом портовом городе,особенно если этот город был базовым какого либо пароходства,был магазин "Альбатрос" Торгмортранса(3)..вот в нём то и велась торговля на эти чеки.

Внешний вид чеков.С 1987 года они уже шли в чековой книжке на 25 рублей.До этого они были в книжке на 10 рублей.
У меня были чеки и 60х годов выпуска..ничего,к оплате принимались.









Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,поч ти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты "Кент","Ротманс","Мальборо" 20 копеек за пачку.С 1988 года - 30 копеек.
Банка пива "Асахи",0.33 гр,Япония - 20 копеек
Бутылка конъяку "Арарат" 1рубль 75 копеек
Водка..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты "Ассорти" 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет "Матрёшки".Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка "Аляска"..ммм..фирма "Чори",Ипония...ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
"Монтана"..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая - 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон "Панасоник",из за красного цвета,обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.

Вроде бы дёшево,правда?Но было одно но..
Если вы не работали в море..ну,или в управлении пароходства(а там,как известно,настоящие моряки работали,не то,что мы..плавсостав,блин) вход в этот рай вам был заказан.
Но чеки можно было купить.Хоть на чеке и было написано,что ВТБ выплатит вам один..или сколько там рублей за этот чек,ну,на сарае тоже написано...У знакомых моряков...или у спекулянтов,которых всегда можно было встретить у этих магазинов по курсу 10 рублей за 1 рубль чеками.Всего то.
И вот тогда,все цены,которые я привёл для примера,необходимо умножить на 10.
И получились сигареты по 2 рэ за пачку,пивко по 2 рэ за банку..а конъяк вовсе в глотку не полезет..по 17 то рублей.Закусывая конфетками 6 рублёвыми..
Сразу интересна становится цена автомобильки,правда?)

Пара дополнений и уточнений.
Все эти магазины,по всей территории СССР,назывались "Альбатрос"..только в Одессе он назывался как то по другому,вот вышибло из памяти и всё(В просторечии их называли - Торгсин(Одесса..ну,Одесса,это вообще..там всё своё)),валютный,чековый,боновый..
Уже тогда,при продаже чеков,можно было нарваться на "ломал".Это когда заламывают на пальце пачку купюр и в итоге тебя обжуливают.То есть,когда в стране доллар получил свободное хождение и появились менялы,у кое-кого опыт уже был..куда и как смотреть..при проведении валютных операций.
Продажа и покупка чеков была уголовно наказуемым деянием,ибо тоже попадала под статью о незаконных валютных..но из моих знакомых никто не попадался на этом деле,даже более того,как то продавали эти чеки в водном отделе милиции.Хорошо одеваться хотели все.

Ещё чеки в портовых городах неплохо и сами шли,самостоятельной валютой.Швейцары в ресторанах,в такси,в больницах..просто какие то свои дела можно было уладить с помощью этих чеков.но повторюсь,в портовых городах..

А где то с середины 1988 года,как то незаметно поползли цены в магазинах и следом за ними поползли в цене и чеки.И в 1989 году они достигли своего пика -25 рублей СССР за 1 рубль чеками.Товар из магазинов начал пропадать понемногу,очереди начали удлиняться..к моменту закрытий магазинов Альбатрос туда невозможно было втиснуться.Сметали всё подряд.
Потратить свои чеки все не могли. Кто то находился в это время в море..ну,были причины.И тогда было сделано следующее..пароходство принимало чеки назад(но только законно заработанные,и там уже не намухлюешь. Бухгалтерия вот она..рядом) и выдавало справки о том,сколько у тебя на счету этих самых инвалютных рублей.Платить уже начали потихоньку в долларах США и ближайшем порту можно было обналичить эту справку на доллары,а не в валюте страны захода.Хотя..в моём регионе японская йена тоже неплохо котировалась,да и сейчас,вполне себе резервная валюта.

Но чеки платили не только как инвалюту взамен суточных.Чеками ещё оплачивались некоторые работы на судне.Причём некоторые работы очень хорошо оплачивались.
Зачистка и мойка грузовых танков,зачистка и мойка грузовых трюмов,безлоцманские проводки судна (ну,это в основном навигаторы и матросики)..ну,были работы.Выходил на эти работы,как правило весь экипаж,кроме капитана.Капитану сумма насчитывалась отдельно.
А зачистка грузового танка из под бараньего жира или пальмового стеарина,это такое занятие,которого бы я не пожелал бы и своему перфососеду (что он,млять,там такого сверлит?).
И по поводу начислений.Был такой нюанс.Начисляли...1:1..а вот если надо было высчитать с тебя за что то,ну,например..неправильно посчитали сутки и получилась переплата,а ты уже получил чеки и успел потратить..не вопрос.Высчитают в советских рублях..но уже не 1:1,а 8 советских рублей за 1 рубль чеками.С меня так,помнится,64 рубля усчитали...хотя,как и упомянул выше..положено вроде как и 1:1.Но ссылались на какое то письмо из министерства..

Вот из таких мелочей и складывался толстый морской заработок.Хотя старые моряки,после введений всяких новшеств,типа Щёкинского метода(ласково называемого на флоте "защёкинского"),хозрасчётов..ещё в конце семидесятых говорили..
Эх,сломалась лопата,которая в морях деньгу гребла...

Совсем отдельная тема...уже собственно валюта и настоящие командировочные..но,наверное..не успею до отлёта.

(1) Поход по борделям..это такой сарказм.Ибо с теми копейками,тебе даже прейскурант на услуги тёток не покажут.
(2)Хороший порт,это порт в котором можно было на эти копейки максимально с пользой отовариться. Дадада..Ковры из Антверпена,джинсы из Гамбурга и прочее..
(3) Торгмортранс..ТМТ..этим словом ещё обзывали лодочных торговцев в Юго-Восточной Азии..не знаю,как в других пароходствах,у нас точно.Даже иной раз..старый больной моряк так и говорит до сих пор..

У жителей Советского Союза с джинсами складывались весьма непростые отношения. Этот предмет одежды был под запретом, так как символизировал неприятный для власти дух свободы, исходящий из-за железного занавеса. Джинсы не производились промышленным способом и не импортировались в страну, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой довольно экзотические, способы обзавестись ультрамодной парой.

1. Джинсы приравнивались к контрабандному товару

В 1980-х мода на джинсы достигла, что называется, своего пика, но купить их в СССР было по-прежнему нельзя, потому что ни одна фабрика не занималась изготовлением подобной одежды. Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто ездил за границу - моряки, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией. Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. Удивительно, но это срабатывало. Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.

Известна история, когда в 1978-м году знаменитый тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Тягачёв пытался контрабандой провести через контроль в аэропорту неслыханную по тем временам партию джинсов - целых 200 штук. Видимо, он предполагал, что никто не станет досматривать коробки из-под горнолыжных ботинок. Однако «контрабанду» обнаружили, и против Тягачёва было возбуждено уголовное дело. Правда, до суда так и не дошло, поскольку у тренера были влиятельные друзья, в том числе и в органах правопорядка. Тем не менее, всю партию конфисковали.


2. Джинсы стоили очень дорого

Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 120 рублей в месяц, охотников продать вожделенный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что барыги довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный и так любимый советскими «джинсоманами» цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, причём товар у них, как правило, не залёживался. Больше всего среди советской молодёжи ценились марки Lee Riders, Levi Strauss и Wrangler: эти лейблы дельцы и нашивали на продукцию наиболее часто. Но круче всего считалось появиться на улице в настоящих «Montana», так как они и были самыми дорогими и броскими.


К сожалению, недобросовестных продавцов было много. Часто бывали случаи, когда покупатель, отдавая деньги, получал закрытый непрозрачный пакет, а стоило ему попытаться в него заглянуть, откуда-то раздавался крик: «Атас, менты!» Попасться на продаже или покупке джинсов грозило серьёзными неприятностями, так что все разбегались кто куда. А когда наивный покупатель всё же открывал пакет, то обнаруживал, что купил не две штанины, а только одну. Такой способ обмана был весьма распространённым, а найти перекупщика в Москве и расквитаться с ним - всё равно, что найти иголку в стоге сена.

Не будет преувеличением предположить, что желание заполучить джинсы в свой гардероб способствовало учебной успеваемости: молодые люди обещали закончить год как минимум без троек, если родители помогут им с покупкой. Если же денег не было и у родителей, то студенты и школьники ради одних только джинсов нанимались на работу: помогали разгружать машины, фасовали овощи на овощебазах или брались за другую не слишком престижную подработку.

3. Особенно модными были «тёртые» джинсы


Основным отличием настоящих фирменных джинсов от брезентовой подделки было то, что настоящие джинсы протирались. Иметь «тёртые» джинсы считалось особым шиком, и модники проводили целые часы, пытаясь создать на своих любимых штанах искусственные потёртости с помощью красного кирпича. Кроме того, цвет джинсов должен был быть именно синим и никаким другим.

К хорошим джинсам молодёжь предъявляла и другие требования: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». А особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот. Зато тёмные узкие джинсы визуально делали фигуру стройнее, а если прибавить к этому очарование дефицита, мы получим универсальную формулу успеха у противоположного пола как для девушек, так и для парней.

Существовала и другая крайность. Поскольку свой размер подобрать было практически невозможно, часто приходилось покупать джинсы на пару размеров больше. Но и здесь был выход: лечь на некоторое время прямо в обновке в ванную с горячей водой и дождаться, пока ткань «сядет».

4. Первые отечественные джинсы появились в Одессе

Одесса - портовый город, расположенный не так далеко от Европы, поэтому вполне логично, что именно здесь появились первые подпольные цеха по изготовлению отечественных джинсов, которые шились из тайком ввезённой в СССР импортной джинсовой ткани. Также контрабандой ввозились заклёпки, пуговицы, нитки, фурнитура, обязательные нашивки. Надо отметить, что одесские джинсы не слишком отличались по качеству от западных, ведь их создавали профессиональные портные из материалов высокого качества. Стоили такие джинсы не меньше, чем настоящие импортные, и раскупали их с не меньшей охотой.

А вы помните свои первые джинсы?

Можно говорить что угодно: в Советском Союзе не было того, в Советском Союзе не было этого. А я вот знаю, чего не было у моего сына и его одногодков потом. У них не было первых джинсов! Вряд ли кто-то из сегодняшнего поколения сможет понять, о чем идёт разговор. А вот каждый из тех, кто родился в 60-70-х, сразу поймет, о чём разговор.

Дело в том, что джинсы в СССР были не просто модными штанами, они обозначали ВСЁ. То есть всё остальное у тебя как раз вполне могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирмовые»), то ты уже был на пике моды. И девочки засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других.

Джинсы были настоящим эталоном моды. Причём нельзя сказать, что мода эта отличалась хоть каким-то разнообразием. Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: они должны были «стоять», влезть в них можно было только с мылом, цвет джинсов – исключительно синий, и ещё они должны были «тереться». Да-да! Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что-то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские. Когда-то даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись! То есть краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.

А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) трёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов? Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки.

Конечно, были ещё с десяток фирм, которые достать было ещё сложнее, что-то вроде «Montana», «Waild Cat» или ещё чего-то даже более экзотического. Экзотикой они считались как раз из-за того, что были больше украшены, поэтому часто воспринимались больше как женские. А настоящий мужчина должен был достать себе непременно что-то из уже названной троицы.

Кстати, о «достать» - это не так-то просто было сделать. Прежде всего, на джинсы, особенно фирменные, нужны были деньги. А стоимость их доходила до 200 р., что даже побольше среднемесячной зарплаты. Ради того, чтобы выпросить такие деньги у родителей, троечники обещали закончить год без троек, а отличники – музыкальную школу без четвёрок. Те, кто был посознательнее, или кому дома такие деньги никак не могли перепасть, работали летом на овощебазах, уборке клубники и прочих несложных работах, к которым допускались школьники. Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купит те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.

Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить. К примеру, после такой покупки дома могло выясниться, что купил ты почему-то только одну штанину, хоть рассматривал точно две (очень популярный был способ обмана). Поэтому, если сделка проходила между незнакомыми людьми, боялись оба. Ведь тогда действительно не было милиционеров, которые «не заметили» бы что-то за определённый процент.

Но зато после того, как ты становился обладателем таких штанов, ты начинал себя ощущать самым крутым человеком в мире. Даже несмотря на то, что не было тогда такого понятия как «крутой». И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей (бывало и такое), то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.

И, поверите, чем больше рассказываю, тем больше вспоминается, Например, то, как джинсы стирали прямо на себе. Или о том, как мы распознавали подделки. Но не уверен, что это будет хоть кому-то интересно. Но вот то, что каждый из нас сейчас вспомнит свои первые «Ливайс» или «Монтану» (да пусть даже турецкие «Пирамиды» или китайскую «Мальвину») – в этом я точно уверен.

Мы можем не помнить свой первый поцелуй, но все мы помним свои первые джинсы

My Generation

Культурный код, общая история - кино "Четыре танкиста и собака", Венера от Shocking Blue, и трущиеся джинсы.
Кино смотрели каждый год в младшем школьном возрасте, музыка, хоть не в оригинальном виниле, так в звукозаписях была доступна, и только трущиеся джинсы оставались голубой мечтой. И эта мечта сбывалась!

Это была больше чем просто одежда. Это был стиль жизни, пропуск в касту продвинутых. Человек в джинсах не мог быть простым, серым существом. Они меняли людей, меняли отношение к ним. Сегодня это не то что бы смешно, скорее, едва ли понятно тем, кто не принадлежит к моему поколению.
Конечно, и люди одного поколения не были одинаковыми. Среди них были, как сегодня сказали бы, "мажоры", метросексуалы. Они готовы были продать душу дьяволу за модную импортную шмотку.
Таких ребят тогда называли "додиками", и зачастую они становились объектами социальной ненависти со стороны районной босоты. Отличительной чертой нашего небольшого городка было то, что эти конфликты не были глобальными, большинство из нас представляли из себя нечто среднее - мы распивали плодово-ягодное со шпаной, но при первой же возможности приобретали вожделенные джинсы.

Я прекрасно помню свой первый Wrangler, купленный в 1982 году в "Берёзке" за 160 рублей (это хорошая, выгодная цена)


Тут надо пояснить, что тот, прежний Wrangler, заметно отличался от нынешнего. В то время "Вранглер" котировался наравне с Левис и Ли, и вместе они представляли большую тройку, подобно богатырям с картины Васнецова.
В те времена Wrangler принадлежал головной фирме со столетними традициями изготовления качественной одежды BLUE BELL, и отшивался либо в США либо на Мальте (при одинаковом качестве)
Никакой юго-восточной Азии!
Отличительной чертой всех Рэнглеров был деним особенной структуры - ёлочкой. Ну, и конечно, безупречное качество.


70-е годы, Таганрог. Никакой удобоваримой одежды в магазинах нет в принципе, уж какие там джинсы!

Другое дело Москва! Всё везли оттуда. Это были болгарские псевдоджинсы «Рила», это были польские «Odra» и конечно индийский «Miltons».

Причём Miltons были как бы двух типов. Те, что с тигром на кожанке, чуть покруче, те что со слоником-послабее. Надо сказать, что все джинсы условно делили на две большие группы-трущиеся и не трущиеся. Не трущиеся ещё иногда называли техасами. Естественно, все выше перечисленные джинсы были техасами,т.е. не «тёрлись». Пытливый разум советской молодёжи искал выход из столь затруднительного положения. Эти самые техасы можно было обесцветить в хлорке, а потом покрасить в чудо краске «индиго».Рецепт краски прост-синяя гуашь, клей ПВА, и всё это варится-полощется в выварке) О результатах лучше не говорить.
Конечно, я пишу о жизни в советской провинции, о западноориентированной молодёжи и подростках конца 70-х, начала 80-х годов. Естественно, и в то время были люди, особенно в столицах, спокойно покупающие самые фирменейшие Ливайсы популярных в те времена моделей - 646, 684, за 250-300 рублей, и даже не подозревающих о всякого рода болгарско-индийских сурогатах.
Но к началу 80-х и мы стали старше и Советский союз либеральнее-в Москве появились индийские трущиеся джинсы «Avis».Конечно, их тут же разметали те, комунадо, и позже они появлялись у спекулянтов-фарцовщиков.

Но, то в Москве. А в Таганроге речи не было о покупке в магазине. Только спекулянты. Цена варьировалась от 160 до 270 рублей.
Это была замечательная, великолепного качества классика - Wrangler, Lee, Levis , и примкнувшая к ним, появившаяся как чёрт из табакерки, Montana.
Пожалуй, Монтана потеснила конкурентов, её массово везли моряки из средиземноморских стран

Конечно, многих привлекали яркие детали - и молнии на карманах, и тройная строчка, и лейблачёк с орлом, и заклёпки оригинальные...

А вообще, в этот период, в начале 80-х, массово появились джинсы самых разнообразных моделей, как правило немецко-итальянского происхождения.
Они были неплохого качества, хоть и уступали американской классике, зато разнообразили всякого рода красивостями - где американский флажок, где необычная форма карманов.
Уверен, что не все и вспомнят эти популярнейшие в то время марки: Jordans, Super Perrys, Rifle, Riorda, Genesis, Ledex, Super Pennis, Colorado...

Джорданс яркой кометой пронёсся на модном советском небосклоне 80-х годов, и исчез...

Всё это завозилось либо с продвинутых Москвы и Ленинграда, либо покупалось в порту у моряков. Прекрасно помню как ждали прихода корабля, лезли через забор в порт. Но,там были и свои перекупщики, посредники. Они работали в порту докерами, да кем угодно, и имели право и возможность первостепенного доступа.
И тогда, на следующий же день появлялись счастливые обладатели новеньких Super Perrys

Ну, или такие

Иногда попадались испанские "Луис" Они, кстати, были хорошего качества, и могли сравниться с джинсами большой тройки

Я думаю, такой популярностью все эти джинсы обязаны тогдашней моде на Италию. Это и позволило "новой волне" потеснить классику.
Кроме того, как раз в это время в моду вошли т.н. "бананы", джинсы свободного покроя, сужающиеся книзу, как правило с накладными карманами в районе колен.
Популярны были и кордовые джинсы (это такой мелкий вельвет)


А что же советская лёгкая промышленность? Неужели не делала попыток удовлетворить такой мегаспрос? Делала! И без смеха об этом вспоминать нельзя!))
Ещё в 70-е какая то фабрика начала выпускать … некую порнографию из обычной брючной ткани, покроем напоминающие джинсы. А потёртость имитировалась с помощью нарисованных точечек, крапинок. Вот бы сейчас найти такой экспонат!)
Позже появились и настоящие трущиеся джинсы советского производства. И назывались они ВНЕШПОСЫЛТОРГ!!!)))
На лейбле была надпись VPT.

Также были джинсы под названием «Тверь». Шились из индийской джинсухи, имели свойство линять, что было крутбл, однако и по качеству и по имиджу они не могли стать достойной альтернативой фирменным джинсам))


Любопытно, что рисунок на заднем кармане, имитирующий Левисовский, позже был заменён... таким забавным образом)

А в году 83-84 нормальные фирменные джинсы появились и в Таганроге, в магазине. В обмен на тряпки и макулатуру. Это были бельгийский «Форвест»,и «Тексис» производства Западный Берлин.

Продавались в ТУМе на 3-м этаже, что бы не дразнить нежных душою советских людей, а тряпьё надо было сдавать либо в стекляшке «Стимул», что на Гоголевском, либо в конторке на Дзержинке, в районе Чугунки)

У меня был такой Texas

В середине 80-х пол города ходили в F.U.S, они тоже продавались в обмен на вторсырьё.
Хотя, конечно, эти талончики можно было просто купить, и 100-рублёвые джинсы обходились рублей на 20 дороже

Кстати, они шли в комплекте с ремешком

А потом началась перестройка,и нормальные джинсы пропали. Страну завалила волна дешёвого турецкого ширпотреба((
И прошло с тех пор, уж страшно подумать, несколько десятков лет. Джинсы стали тем, чем собственно и должны быть. Обычной повседневной кэжуал одеждой. Большинство людей не задумываясь покупает в магазине джинсы, пошитые в Китае или Вьетнаме, даже не подозревая, что часто они имеют мало общего с настоящими джинсами...
Настоящие джинсы хорошего качества можно купить и сегодня. В США продают джинсы, отшитые не в азии, и даже не в Мексике, а именно в США, они стоят несколько дороже, японцы делают хорошие джинсы, реплики на старые классические модели - сэлвидж из "сырого" денима. Часто их как и прежние, можно поставить на ночь в угол)
Трудно удержаться от покупки новых джинсов, помня, что они для нас значили раньше. У меня их точно больше 20-ти, хотя в ходу обычно не больше дюжины

В поисках утраченного...)