Физическое развитие с пеленок. Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития) Развитие с пеленок

Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.

Основную роль в жизни малыша выполняет мама. Общение с ней – подлинный источник его развития. Не менее важное значение в познании ребенком окружающего мира, в обучении и развитии играют и другие близкие взрослые – папа, бабушки, дедушки, тети и пр.

Внимание!

Поскольку и мама, и папа вносят чтото свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании.

Именно родители ухаживают за малышом, общаются с ним, знакомят его с миром людей и предметов, т.е. делают его жизнь приятной и интересной. Общение ребенка с близкими оказывает влияние на становление его эмоциональных отношений с окружающими людьми. Родственники и друзья семьи должны стараться создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой малыша во время контакта со взрослыми. Окружите его любовью, теплом, спокойствием и доброжелательностью, организуйте соответствующий возрасту и состоянию здоровья малыша распорядок дня, последовательную смену режимных моментов, чередуя сон, питание и бодрствование в целях гармоничного психофизического развития. Создайте развивающие условия для активного бодрствования малыша, чередуйте во время занятий виды деятельности, что повысит эффективность обучения.

Маленькие дети очень хорошо обучаются благодаря интенсивному развитию головного мозга, высокой пластичности нервной системы, за счет чего происходит стремительное становление ориентировочно-исследовательских реакций, а постоянное воздействие различных раздражителей окружающей среды способствуют формированию активного познавательного интереса ко всему новому, особенно к действиям и речи взрослого.

Очень важно создавать условия для овладения ребенком различными исследовательскими действиями, с помощью которых он может познать окружающие его предметы, пользуясь различными органами чувств – зрением, слухом, осязанием.

Помните, что необходимо помогать ребенку осваивать новое, совершая совместные действия, обучать его методом «рука в руку», постоянно закреплять достижения, повторять пройденное. Повторять и закреплять следует как в течение дня, так и в последующие дни и недели. Не всегда на это может хватать времени и терпения, но если вы найдете на это силы, то результат не заставит ждать и малыш вскоре порадует вас своими успехами. Помните, что переучивать ребенка – всегда сложнее, чем сразу научить правильно. Некоторые новые умения могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время. То же самое касается реакций ребенка во время взаимодействия с близкими людьми.

Малыши легко отвлекаются и им трудно сосредоточить свое внимание надолго. Поэтому во время занятий в поле его зрения должно быть только несколько ярких игрушек. Следует исключить воздействие посторонних раздражителей.

Взрослый может легко чередовать и организовывать разнообразные игры, придумывать упражнения для ребенка. Важно следить за реакциями малыша, в случае изменения настроения и появления признаков утомления прекращать занятие. Окружающее пространство должно быть лишено опасных и запретных вещей. Гораздо проще убрать острое или хрупкое подальше и повыше, чем постоянно запрещать и одергивать ребенка. Многочисленные запреты и критика оказывают негативное влияние на развитие взаимоотношений между малышом и родителями.

Малышу важно испытывать чувство безопасности и комфорта, принятие, любовь и заботу близких, получать их одобрение и поддержку.

Внимание!

У грудных детей психика сформирована не полностью, что влечет за собой ее быструю перегрузку, поэтому следует быть внимательным к сигналам ребенка: занятия нужно прекращать вовремя, не допуская переутомления. Уставший ребенок не воспринимает информацию, поступающую из внешней среды.

Помогайте своему ребенку познавать окружающий мир, общайтесь, играйте вместе с ним в различные развивающие игры. Игры и занятия с малышом направлены на то, чтобы знакомить его с возможностями и свойствами предметов. Количество и продолжительность специально организованных занятий в первые месяцы жизни должно быть небольшим (по несколько минут несколько раз в день). На занятиях вы можете показать и помочь освоить ему новые действия с игрушками, так как без вас он не в состоянии самостоятельно их осуществить. Проводите занятия в привычной для ребенка обстановке в игровой, занимательной форме. Обязательным условием является хорошее самочувствие и отсутствие неудовлетворенных физиологических потребностей младенца (в еде, сухости и чистоте, отдыхе).

Очень важным в развитии и обучении ребенка является правильный выбор игрушек и развивающих пособий. Игрушки должны быть красочными, яркими, привлекательными, изготовленными из различных материалов (пластмассы, резины, ткани) и разной фактуры. Критериями выбора является как возраст малыша, так и задачи, которые будут решаться с их помощью. Игрушки должны быть соответствующего размера (умещаться в руке) и веса; звук игрушки должен быть приятным, не резким; цвет - натуральным, игрушка должна быть объемной, иметь разный характер звучания.

Внимание!

Основные требования к отбору игрушек:

    - безопасность и прочность (малыш ощупывает, берет в рот, бросает, стучит ими по окружающим предметам);
    - яркость и привлекательность (внешний вид игрушек должен способствовать появлению ориентировочных и эмоциональных реакций);
    - контрастность цвета (игрушки должны быть окрашены в яркие цвета: предпочтительны красный, желтый, зеленый, синий, потому что именно эти цвета ребенок будет учиться различать первыми);
    - развивающий потенциал (игрушка должна стимулировать и развивать ориентировочные реакции, слуховое и зрительное восприятие, двигательные функции – хватание, манипуляции).

И конечно же, важнейшим критерием является безопасность самих игрушек и материалов, из которых они изготовлены, отсутствие острых и мелких деталей в них.

Желательно поделить игрушки на те, которыми ребенок может играть в любое время, и те, которые взрослый достает только во время целенаправленных занятий. Периодически убирайте те или иные игрушки, чтобы ребенок их забыл и соскучился, через некоторое время он будет радоваться им как новым.

При длительном предъявлении одной и той же игрушки ориентировочная реакция ребенка первых месяцев жизни быстро угасает, а значит, этот раздражитель перестает способствовать психическому развитию малыша.

Не следует давать малышу игрушки во время кормления и при высаживании на горшок, иначе у него формирование социальных привычек и навыков будет задерживаться.

При проведении развивающих игр, занятий используйте игрушки, которыми ребенок еще никогда не играл или редко видит,- это повысит его познавательный интерес.

Для развития самостоятельных действий с предметами следует размещать игрушки в различных местах и положениях, постепенно добавляя к знакомым игрушкам новые.

Для психического и двигательного развития детей младенческого возраста необходимо подбирать игрушки, которые помогут ему овладеть новыми умениями.

Игрушки для детей до 6 месяцев:

    погремушки-грохотушки (различные по громкости, цвету и величине, захвату);
    - подвески со зрительными и шумовыми эффектами;
    - бубенчики;
    - разноцветные ленточки и флажки;
    - резиновые пищащие игрушки;
    - куклы-неваляшки;
    - фигурки животных из разных материалов;
    - игрушки-прорезыватели для кусания, жевания и сосания.

Игрушки для детей 6 – 9 месяцев:

    - куклы-неваляшки и другие красочные, но простые куклы из пластмассы, резины, ткани;
    - игрушечные чашки, миски разного цвета и формы диаметром 7–12 см;
    - кубики из разных материалов (тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые);
    - детская посуда высотой около 20 см с легко открывающимися крышками: кастрюля, бидон и т.д.;
    - сюжетно-транспортные игрушки: машины простой формы, каталки и пр.;
    - заводные механические игрушки – клюющая курочка, лающая собачка, часы-кукушка и др.;
    - шарики и мячи разных размеров, фактуры, величины и материалов для катания, бросания, массажа рук.

Игрушки для детей 9 – 12 месяцев:

    - крупные куклы высотой около 40 см, изображающие детей в красочной одежде;
    - куклы из разных материалов (пластмассы, резины, ткани) размером 10–12 см, у которых есть основные особенности облика человека - крупные яркие глаза, нос, рот, с подвижными руками и ногами;
    - фигуры животных и птиц (мягконабивные, пластмассовые, резиновые и др.);
    - пирамидки с крупными кольцами;
    - сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины простой формы из пластмассы размером около 15 см, тележки, каталки;
    - заводные механические игрушки (паровозики, машинки);
    - музыкальные игрушки (металлофон, гармошка, барабан);
    - игрушки, отображающие некоторые предметы быта (чашки, ложки, тарелки);
    - шарики и мячи разных размеров (резиновые, деревянные и полиэтиленовые, тканевые);
    - вкладыши – основные геометрические формы (куб, шар, призма) и фигуры (треугольник, круг, квадрат);
    - строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и пр.).

Помните!

Правило 1. Часто чередуем игрушки для занятий с малышом.

Правило 2. Игрушки и упражнения должны соответствовать возрасту ребенка.

Правило 3. Нежелательно давать игрушки во время кормления, при высаживании на горшок, при укладывании спать.

Правило 4. Размещайте игрушки в различных местах, добавляя к знакомым игрушкам новые.

Правило 5. Покупая игрушку, подумайте, будет ли она способствовать развитию малыша.

Общение со взрослым

Эмоциональное общение ребенка со взрослыми является одним из основных условий его психического развития. Для стимуляции потребности в общении, первых эмоционально-коммуникативных реакций вам необходимо:

    - улыбаясь, наклоняться над ребенком, стараться «поймать» его взгляд и удержать его на своем лице;
    - использовать тактильный контакт (поглаживать ручки, ножки, животик);
    - ласково обращаться к ребенку по имени, придавая голосу певучий оттенок;
    - стараться вызывать ответную реакцию сначала в виде улыбки, смеха, а затем и «комплекса оживления».

С целью установления и продления эмоционального и жестово-мимического контакта с малышом можно использовать игрушки и игры.

Положительное отношение к игрушке у ребенка формируют постепенно. Сначала привлекают внимание ребенка к лицу взрослого, вызывают ответную улыбку, после чего переводят взгляд малыша на игрушку.

После 6 месяцев особого внимания заслуживает эмоционально-личностное взаимодействие взрослого и ребенка в играх. Например, игры «Забодаю – забодаю», «Куку», «Сорока-белобока».

По мере взросления малыша постарайтесь сформировать эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми (папой, бабушкой, дедушкой), с другими детьми, а также способность дифференцировать «близких» и «чужих» людей.

К концу года учите малыша собственным примером - при встрече здороваться (протягивать руку знакомым), при прощании - махать рукой («пока», «до свидания »), выражать просьбу («дай»), обращение («на»).

Во время общения у ребенка начинает формироваться понятие о себе (своего «Я»). Для этого учите ребенка в ответ на вопрос: «Где наша девочка Маша?» показывать на себя, сначала действуя ее рукой, а затем предлагая ребенку действовать самостоятельно. Не забывайте ласково приговаривать: «Вот наша Машенька!»

Стимуляция познавательной активности

Для формирования полноценного восприятияпредметов, ихвнешнихсвойств(форма, величина, цвет, положение в пространстве) необходима стимуляция познавательной активности ребенка, направленной на развитие зрительных, слуховых, тактильнокинестетических реакций. Это способствует развитию у ребенка ориентировочно исследовательских реакций и дальнейшего совершенствования ориентировки на свойства и качества предметов.

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия необходимо начинать с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания за движением предмета. Для этого уже на первом месяце жизни малыша стимулируйте развитие зрительной фиксации на лице взрослого, а затем на большой игрушке яркого цвета.

Затем тренируйте согласованные движения головы и глаз, которые возникают при условии плавного прослеживания глазами за игрушкой. По мере продвижения игрушки пассивно поворачивайте голову ребенка в направлении движения игрушки. При ослаблении интереса ребенка к игрушке используйте звуковое сопровождение (погремушкой, музыкальной игрушкой).

Дальнейшее развитие зрительного восприятия предполагает формирование:

    - плавности прослеживания за движущимся предметом во всех направлениях (в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу);
    - устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища.

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия необходимо начинать с формирования слухового сосредоточения на голосе взрослого, звуках окружающей среды и игрушек. Для этого уже на первом месяце жизни, когда малыш находится в эмоционально – отрицательном состоянии - в период несильного плача или общих движений, наклонитесь к ребенку, ласково поговорите с ним, потряхивая погремушкой. Постарайтесь добиться привлечения внимания ребенка и его успокоения. Вы можете использовать звучание различных игрушек (погремушек, бубенчиков, колокольчиков, пищащих игрушек), постепенно наращивая или снижая силу звука.

Для формирования умения локализовать звук в пространстве также используйте звучащие игрушки (громкие - тихие, высокие - низкие).

Знакомьте малыша со звучанием различных музыкальных инструментов (шарманка, металлофон, бубен, барабан, свирель, пианино и др.), а также давайте возможность ему прослушать короткие эпизоды классических музыкальных произведений.

Старайтесь как можно больше разговаривать с малышом!

Двигательное развитие

Малышу необходимы движения, поэтому близкие взрослые стремятся удовлетворить потребность ребенка в двигательной активности. Ее недостаток может отразиться на поведении и самочувствии малыша, повлиять на его сон и аппетит. В ваших силах создать условия, в которых эта потребность будет максимально удовлетворена: удобная свободная одежда, правильная обувь, обширное пространство с доступно расположенными игрушками и предметами.

Двигательные возможности ребенка совершенствуются в процессе многократного повторения одних и тех же движений. В момент выполнения двигательного акта ребенок учится управлять работой мышц, вследствие чего совершенствуется координация движений. Для развития определенного типа движений требуется соблюдение ряда условий: участие мамы или других близких взрослых в двигательных упражнениях, наличие свободного безопасного пространства.

Для последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка необходимо учитывать этапы становления общей моторики на первом году жизни малыша:

    - формирование контроля над положением головы и ее движениями;
    - обучение разгибанию верхней части туловища;
    - тренировка опорной функции рук (сначала опора на предплечья, потом на кисти);
    - формирование функции самостоятельного сидения;
    - обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках;
    - совершенствование ползания как особого способа передвижения в пространстве;
    - обучение вставанию на колени, затем на ноги;
    - развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой;
    - стимуляция самостоятельной ходьбы.

В некоторых случаях для вашего ребенка может быть полезен комплекс лечебного массажа и физкультуры (ЛФК), проводимых специалистом.

Совершая гигиенические процедуры, принимая воздушные ванны, предоставьте ребенку возможность насладиться движением ручек и ножек. Поверхность, на которой находится малыш, может быть различной фактуры: твердой и мягкой, гладкой и шершавой. Поддерживайте его двигательную активность прикосновениями и обращенной речью.

Внимание!

Правила развития двигательной активности малыша первого года жизни:

    - как можно чаще меняйте позы малыша во время его бодрствования - это даст ему возможность более комплексно воспринимать окружающее пространство;
    - выкладывайте ребенка как на твердую, так и на мягкую поверхность (надувной круг, живот матери), меняйте его позу - на животе, на спине. Смена поз является тренировкой вестибулярного аппарата, развивает мышцы спины, учит удерживать голову;
    - никогда не оставляйте ребенка без присмотра!

Развитие движений рук

Развивать активность и функции рук можно в любой момент общения с ребенком: в период гигиенических процедур, кормления, укачивания. Вкладывайте в ручки малыша различные по качеству и форме предметы, учите ребенка хватать, удерживать, исследовать и отпускать их.

Не забывайте делать массаж кистей и пальцев рук малыша. Легкими поглаживающими движениями массируйте каждый палец, ладошку и всю кисть ребенка в направлении «от периферии к центру». Ощупывайте руками младенца лица близких людей, лицо самого ребенка и его другую ручку.

При формировании манипуляций у ребенка учите сжимать и разжимать пищащие резиновые игрушки, размахивать и стучать звенящими погремушками, раскачивать подвешенные игрушки.

При формировании первых предметных действий обучайте малыша снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышками коробки или кастрюли, стучать молотком; бить по барабану; дуть в дудочку, катить и бросать мяч. Старайтесь сформировать у ребенка умение использовать функциональные возможности руки при познании окружающего, познакомьте его с разнообразным назначением предметов, их качествами и свойствами.

Развитие понимания обращенной речи

Подготовка малыша к формированию у него понимания обращенной речи начинается с развития восприятия различных звуков окружающей среды, интонации голоса взрослого, звуков речи. Старайтесь, чтобы ребенок слышал различные голосовые интонации (ласковый, нежный, радостный; сердитый, грубый). В момент реагирования у ребенка наблюдается изменение движений и мимики (улыбка, смех или обида, плач), поддержите ребенка в этих ответах, предложите раздражитель повторно, закрепив тем самым это умение, объяснив ему таким образом, что это именно то, что и нужно было сделать.

Соотнесение мелодии слова с внешним видом предмета, т.е. понимание того, что предмет имеет речевое обозначение, происходит в течение длительного времени в процессе систематического знакомства ребенка с предметом и словом, его обозначающим.

Знакомьте ребенка с предметом, его свойствами и назначением, четко и кратко обозначайте его словом, в процессе выполнения действия комментируйте происходящее (упал, идет, ам). Это позволит малышу запомнить как внешний вид, так и словесное его обозначение, освоить действия и их речевые образцы. В начале знакомьте ребенка с двусложными лепетными словами или звукоподражаниями: ляля (уа), киса (мяу), би-би, ав-ав, привлекайте внимание малыша к вашему лицу и мимике, движениям органов артикуляции. Это поможет ему понять, как и что нужно делать, вызовет желание повторить облегченные слова вслед за взрослым. Так постепенно ваши игры сформируют умение общаться с помощью слов, т.е. речи.

При обучении запоминанию названий игрушек или других окружающих предметов старайтесь, чтобы они находились всегда в определенном месте, в поле зрения ребенка. Одновременно с предъявлением игрушки в момент фиксации взора на ней произнесите ее название. Произносите слова медленно, певуче, с разными интонациями.

При этом малыш с вашей помощью должен выполнять различные манипуляции с игрушкой – ощупывающие, поглаживающие движения. Учите ребенка находить названную игрушку взглядом, как бы отвечая на ваш вопрос: Где ляля? Вот ляля! При необходимости можно повернуть голову ребенка в сторону названной игрушки. После того как ребенок стал постоянно верно выполнять просьбу взрослого и по слову находить одну или две игрушки, переходите к формированию у него понимания других слов.

При дальнейшем развитии понимания обращенной речи у малыша постарайтесь отрабатывать:

    - запоминание названий игрушек, окружающих предметов, нахождение их по слову взрослого независимо от их места расположения;
    - запоминание слов, обозначающих близких людей и их показ («Где мама?» «Где папа?» «Где баба?»);
    - запоминание и показ частей тела и лица (у куклы, у себя, у взрослого);
    - запоминание названий простых движений («до свидания», «ладушки», «сорокаворона », «дай», «на», «возьми», «дай ручку ») и выполнение этих движений по словесной инструкции взрослого;
    - выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами, игрушками;
    - рассматривание и узнавание крупных предметных картинок.

В процессе игры с ребенком можно использовать: стишки, песенки, потешки,которые сопровождают действия ребенка и взрослого. Это способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим!

Важно приучать малыша слушать спокойные колыбельные песни матери.

Развитие речи ребенка основывается на знаниях об окружающем, развитии слухового и зрительного восприятия.

Важным направлением в развитии речи малыша является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. Стимулируйте у детей любые доступные голосовые, звуковые реакции, а в последующем слова.

Каждое занятие по стимуляции гуления, а позже и лепетной активности начинается с вовлечения ребенка в эмоциональный контакт со взрослым. При этом можно проводить следующие упражнения:

    - с улыбкой, то наклоняясь к лицу ребенка, то отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит отдельные звуки гуления («а», «у», «гы», «ка») и лепета («ма», «бо», «да», «то»). Один и тот же звукокомплекс («гу», «бо», «ма» и др.) повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями («а-а-а»; «у-у-у»; «ду-ду-ду»), побуждая малыша к отраженному произнесению (имитации);
    - в момент произвольной вокализации взрослый бережно своими руками придает губам ребенка определенные «уклады» (форму): «а», «о», «у», «ы», «и». Для побуждении к имитации звука «а» малышу помогают широко открыть рот, звука «о» – собрать губы в «хоботок».

Для стимуляции произнесения слогов «ма»,«ба», «па» в моменты голосовой активности ребенка взрослый «пассивно» (своими руками) производит смыкание губ малыша. Несколько ритмичных последовательных смыканий и размыканий губ создают возможность произнесения губных звуков: «п», «б», «м».

После овладения ребенком навыком произнесения отдельных звуков и слогов для развития речевой активности малыша приступайте к обучению лепетным (облегченным) словам. Они вызываются у ребенка по подражанию и обязательно соотносятся с определенным лицом, предметом или действием. Старайтесь, чтобы произнесение слов и звукоподражаний было не формальным, а осознанным. Для этого необходимо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу («мама», «папа», «баба», «дядя», «Тата», «Вава», «Ната», «да»). Также стимулируется произнесение различных звукоподражаний («би-би», «га-га», «ко-ко», «ха-ха», «му-му»), которые соотносятся с игрушками, предметами, животными.

Затем развивайте произнесение общеупотребительных слов. Кроме слов, обозначающих предметы, ребенку предлагаются слова, обозначающие действия: «дай», «на», «бах», «иди».

Постепенно запас произносимых слов должен расширяться. При этом постоянно идет стимуляция речевого общения на доступном для вашего малыша уровне.

Комплексная программа предназначена для всестороннего развития малыша с пеленок. Играя с удовольствием, ребенок разовьет свои способности: чтение и речь, математику и логику, получит творческий импульс. Вместе эти четыре комплекта образуют эффективный комплекс для занятий - вы сможете использовать их одновременно, добиваясь выдающихся результатов. Также все можно купить и по отдельности.

Описание "Развитие с пелёнок"

Комплект из четырех чемоданов состоит из следующих наборов. Говорим с пелёнок Набор для развития речи учит правильно произносить звуки, развивает словарный запас, стимулирует самостоятельную речь и предупреждает логопедические проблемы. Творчество с пелёнок Набор для развития творческого мышления объединяет изобразительное искусство, поэзию, конструирование, музыку. Умница Набор для развития интеллектуальных навыков помогает детям гибко мыслить, хорошо запоминать информацию, планировать свои действия, улучшает самоконтроль. Первые эмоции Набор для развития эмоционального интеллекта учит малышей понимать свои чувства и принимать чувства окружающих, справляться с негативными эмоциями и расти счастливыми.

Результаты занятий по программе развития с пелёнок

Ребёнок
  • Раньше сверстников начинает говорить, стремится общаться.
  • У него богатый словарный запас, его речь чиста, разнообразна и правильна.
  • Понимает свои эмоции и учится ими управлять, умеет сочувствовать другим людям, поддерживать их, знает, как поступать в эмоционально сложных ситуациях.
  • Образно мыслит и любит заниматься творчеством, у него развит музыкальный слух, художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Учится быть самостоятельным и гибким, запоминать информацию, контролировать свои импульсы и быть более терпеливым, фокусироваться на задании и быть упорным, думать наперёд, принимать решения и добиваться своих целей.
Родители
  • Легко вписывают занятия в обычный ритм жизни, получив готовые наборы для развития ребёнка с простыми, понятными и чёткими методическими рекомендациями.
  • Научатся принимать чувства ребёнка и, вместе с тем, устанавливать границы его поведения.
  • Смогут распознавать возможности для развития интеллектуальных и творческих навыков ребёнка в повседневной жизни.
  • Узнают, как правильно и бережно развивать интеллект ребёнка в игре.
  • Создадут доверительные отношения с малышом, укрепят здоровую и тёплую атмосферу в семье.
Более подробное описание к каждому входящему в набор по развитию с пеленок товарам вы можете почитать в подробном описании к ним.

Приобретая этот набор по акции, вы тратите существенно меньше денег по сравнению с покупкой по отдельности входящих в комплект товаров.

Данное предложение не распространяется на оптовых покупателей.

Предложение действительно только при отгрузке с центрального склада в Москве.

Покупайте дешевле!

Хотите платить меньше? Ваша экономия 1632.00 руб., что составляет 10.0% .

Вы можете купить "Развитие с пелёнок" с доставкой.

Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

Наши бабушки понятия не имели о раннем развитии малышей и считали младенцев беспомощными карапузами. Сегодня все иначе – популярность обучающих (буквально с пеленок) программ все увеличивается.

Полугодовалым детям преподается математика, чтение, биология и другие науки, которые сами родители осваивали в младших классах. В этой статье мы расскажем вам об одной из таких методик развития для самых маленьких – это карточки Домана.

Из этой статьи вы узнаете

Немного об авторе

По мнению американского врача-нейрофизиолога, в каждом ребенке скрыт огромный потенциал, раскрытие которого находится в руках родителей. Глен Доман разработал методику физического и интеллектуального развития детей с самых пеленок.

На протяжении более 20 лет он вместе с коллегами искал решения, направленные на лечение детей с отставанием развития. Основной, по их мнению, причиной патологий (в том числе и касающихся тела) является повреждение мозга. Именно в поисках путей его восстановления проводились многочисленные эксперименты, исследования, тестирования.

Подтверждением того, что методика Глена Домана эффективна, стали положительные результаты, демонстрирующие заметные улучшения маленьких пациентов.

Братья и сестры больных малышей с не меньшим энтузиазмом стали заниматься уроками, проводимыми Доманом. Это воодушевило врача на разработку методик для здоровых детей. С самых пеленок по программе раннего обучения младенцы осваивают профессии, математику, чтение и даже транспорт.

Открытие врача вдохновило многих, в том числе и Андрея Маниченко – психолога и педагога. Он адаптировал программу на «русский лад» и основал компанию «Умница» для раннего развития детей. Так в нашей стране появилась методика Домана-Маниченко.

Основные идеи методики раннего обучения

По мнению Глена Домана, успех обучения обусловлен именно ранним возрастом учеников.

  • Раскрывать потенциал ребенка нужно уже с пеленок.
  • Самый авторитетный учитель – родитель, искренне желающий обучить своего малыша. Благоприятные условия – домашние, привычные.
  • Такой невероятной тяги к познаниям, как в детстве, человек не испытывает больше никогда. Малютки легко усваивают информацию в большом объеме.
  • Фактический рост мозга прекращается к 6 годам. К этому времени нужно «вместить» туда как можно больше знаний.
  • Внимание родителей – лучший подарок для детей. Поэтому совместное обучение дарит ребенку не только новые познания, но и общение с любимыми людьми.

Карапузы, которые узнали, что такое суперкарточки по методике Домана-Маниченко с раннего возраста, уже к 2–4 годам считали, читали и были эрудированнее, чем сверстники. Они отличали профессии, знали общественный транспорт, животных, птиц.

Правила раннего обучения

Чтобы методика Глена Домана приводила к ожидаемым результатам, автор рекомендует придерживаться простых, но очень важных советов.

  • Чем младше малыш, тем легче его обучить. Поэтому начинайте заниматься сразу с пеленок.
  • Вам или ребенку неинтересны такие темы, как профессии или математика? Для вас есть другие – биология, транспорт, география.
  • Не настаивайте на том, чтобы кроха демонстрировал свои знания. Цель обучения – дать информацию, а не постоянно проверять ее усваивание.
  • Заранее готовьтесь к занятию. Заниматься нужно в подходящей обстановке (выключите телевизор, уберите телефоны, музыку и другие отвлекающие факторы).
  • Хвалите и поощряйте ребенка, открыто радуйтесь его успехам. Используйте обращения «умница», «молодчина» и т. д.
  • Уроки должны быть регулярными, важна система. Вводите как можно больше информации. Например, профессии – врач, доктор. Кто и чем занимается, с какой целью? Транспорт – мотоцикл и автомобиль. Сходства, отличия, за счет чего движутся?
  • Если вам не нравится процесс обучения, не насилуйте себя. Такой подход не приведет к положительным результатам.
  • Оканчивайте домашние уроки при первых проявлениях усталости маленького ученика (начал зевать, отвлекаться, перемещаться).

Помните, малыши более восприимчивы к игре, система менее эффективна. Превратите ваши занятия в увлекательный процесс, которого ребенок будет ждать с нетерпением! Тогда вы будете заниматься с удовольствием, что приведет к максимальной результативности.

Что такое карточки Домана

Автор методики утверждает, что деятельность мозга ребенка схожа с компьютером – чем больше фактов, тем больше выводов он способен сделать. Он способен запомнить все: разных животных, профессии, буквы и числа, транспорт. Важно предоставлять карапузу максимум информации.

Пример: кроха увидел птицу и привлекает внимание мамы. Что она скажет?

  • Промолчит.
  • Это «кря-кря».
  • Птичка!

Такие варианты непродуктивны и бессмысленны. Есть еще одно решение – показать и озвучить малютке несколько карточек, где изображены разные птицы (голубь, воробей, курица и т. д.).

При этом малыш сможет проанализировать картинки самостоятельно и определить, что у них общего. В результате ребенок будет не только знать о том, что это птички, но и их особенности – крылья, клювы, умение летать и другие.

Развивающие карточки Глена Домана посвящены самым различным тематикам. С их помощью кроха может изучить профессии, животный и растительный мир, цвета, транспорт.

В продаже доступны карточки, сортированные по отдельной тематике и наборы с комплексными программами. Сделать их можно и своими руками. Как, расскажем чуть позже.

Учимся читать

Вы познакомились с букварем в 5 или 6 лет? Методика «Чтение» по Доману позволяет обучать детей с пеленок (с 6 месяцев). Поможет вам «читалка»!

Как заниматься с таким крохой, и как это возможно? Примерно так же, как малыши учатся понимать и воспроизводить речь. Сначала малютка видит слово и слышит его произношение.

Постепенно оно «сохраняется» в памяти и при очередном просмотре карапуз уже узнает знакомое сочетание букв. Законы чтения дитя изучит самостоятельно, благодаря способности анализировать и сопоставлять.

Обучение начинается от простого к сложному – сначала это знакомые малютке слова (члены семьи, бутылочки и любимые игрушки), затем словосочетания, предложения, а потом такая «читалка» распространяется и на книги.

Если вы захотите сделать карточки для занятия своими руками, то придерживайтесь такого же оформления, как у экземпляров из комплекта «Умница»:

  • размер – 10х50 см;
  • шрифт – высота 7,5 см, толщина 1,5 см (постепенно уменьшается);
  • цвет букв – красный (через некоторое время сменяется черным).

Как проводятся развивающие уроки

  • В первый день мама подготавливает 5 карточек со словами, которые в течение 10 секунд нужно показывать и зачитывать. Занятие оканчивается поцелуем, объятиями и другими поощрениями ребенка («умница», «все отлично» и т. д.). Аналогичные действия повторяются еще 2 раза в течение дня.
  • На следующий день количество занятий увеличивается до 6. Половина из них посвящена старому материалу (повторите действия из пункта 1), остальные 3 проводятся по новым 5 словам.
  • Третий день также более информативен – добавьте еще 5 карточек и увеличьте количество подходов до 9 в день.
  • На пятый день вы должны перейти к демонстрации 25 слов (15 раз в день).
  • В конце недели снова добавьте слова, но в изученных комплектах по одной карточке уберите (останется 25 штук).

Краткий итог: каждое слово нужно показывать малютке на протяжении 5 дней по 3 раза. Длительность одного урока не должна превышать 10 секунд. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если он голоден, хочет спать или просто не в духе, перенесите занятия на более удачное время.

Математика с пеленок

Считается, что детям с гуманитарными наклонностями математика дается с трудом. Им тяжело осваивать счет, примеры, задачи. Возможно, так оно и есть у тех школьников, с которыми родители не занимались по методике Домана.

Как младенец может освоить такую задачу, спросите вы. Автор утверждает следующее:

Если назвать число 3, взрослый представит именно символ 3. Ребенок же видит сразу количество и вообразит три предмета (3 печенья, например). Если эту способность развить, ребенку буквально с пеленок будет подвластна математика.

Как сделать развивающие карточки своими руками, и какого размера они должны быть?

  • Количество – 100 шт.
  • Габариты – 27х27 см.
  • Изображение – точки (от 1 до 100).
  • Диаметр точки – 2 см.

Математика изучается также, как и в предыдущей методике (там мы осваивали чтение). Нужно показывать ребенку карточку с точками, озвучивать, постепенно увеличивая количество занятий и сами числа.

Пока ребенок совсем маленький, используйте только 2 части набора – от 1 до 5 и от 5 до 10. Когда малютка освоит эти числа, продвигайтесь дальше.

Кстати, необязательно использовать карточки, сделанные своими руками или купленные в магазине. В продаже можно найти коврик по Доману, стимулирующий, по словам производителя, развитие ребенка не менее эффективно.

Общие знания

В чем цель жизни? В разностороннем развитии, в изучении окружающего всего мира, а не его отдельных частей. Разделение на гуманитариев и на тех, кому ближе математика, по мнению Домана, неверно.

Ошибка родителей заключается в том, что они тратят время на объяснения, рассказы. С пеленок дети еще ничего не знают и воспринимают только «голые» факты. По программе они умещены в 10 разделов.

  • Биология – в комплекте карточки Домана: животные, растения, птицы и т. д.
  • География – города России и другие.
  • Анатомия – строение и части тела, органы.
  • Искусство – картины, живопись.
  • Литература – писатели, классика.
  • Музыка – композиторы.
  • Язык – объект и его перевод.
  • Математика – карточки с точками, обозначающими число.
  • История – правители, разные времена, значимые события.
  • Общие знания – профессии, орудия труда, общественный транспорт.

Каждое занятие должно дополняться новой информацией. То есть нужно не просто показывать ребенку карточку с изображением льва, а рассказывать о нем от простого к сложному.

Пример: у этого зверя густая грива. Лев – царь зверей, сильное и красивое животное. Это хищник, который питается другими зверями. Львы живут в прайдах, где несколько львиц и один самец.

Если будете делать развивающие карточки своими руками, уделяйте внимание четкости изображения. На картинке может быть только один предмет: если транспорт, то одно авто (грузовик, автобус). Если профессии, то конкретные (повар, врач). Размер должен быть большим. Подходящие параметры - 28х28 см.

Какие недостатки имеет методика Домана

  • Маленький исследователь стремится к самостоятельной добыче информации. Карточки лишают его возможности сделать это своими руками. Получается пассивное развитие с пеленок, не требующее от малыша особого участия.
  • Огромное количество информации легко истощает уязвимую нервную систему младенца. Математика, разные профессии, птицы и животные, транспорт…

Как все запомнить и зачем? Отразиться это может на физическом развитии и поведении. А может и не отразиться, все зависит от самого ребенка. Поэтому так важен индивидуальный подход, не всем подходит система развития по предлагаемой схеме.

  • Родителям не всегда хватает энтузиазма проводить систематично занятия. Если делать карточки своими руками, то уходит много сил и времени. Покупка же готового комплекта по карману не всем.

Перед тем как приступить к раннему развитию, подумайте, а стоит ли это делать. Ведь ваш маленький умница все равно освоит информацию, просто чуть позже, в положенное природой время.

Узнает, чем отличается друг от друга транспорт, какие есть профессии. Ориентироваться стоит не на моду, личные желания или советы знакомых. Прислушайтесь к крохе, его предпочтениям и желаниям. Тогда вы поймете, что необходимо именно ему.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.