Физическое развитие от 0 до 1 года. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Новорожденному малышу за первые 12 месяцев жизни предстоит научиться многим вещам. Ведь он не умеет ни сидеть, ни стоять, ни поворачиваться, ни даже держать головку и улыбаться! Развитие малыша с каждым месяцем происходит все стремительнее. Практически каждый день он приобретает новые навыки и умения. Вот кроха в первый раз улыбнулся маме, вот научился уверенно держать головку, сумел дотянуться до красочной игрушки, вот в первый раз перевернулся со спинки на животик. На первом году жизни ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается в маленького самостоятельного человечка.

Очень часто у родителей возникают вопросы, касающиеся правильности развития их малыша и своевременности приобретения того или иного навыка. Таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям ориентироваться в новых достижениях ребенка. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, и календарь развития – не святая всех святых. Если развитие малыша на месяц отстает или опережает календарные данные, то это – нормальное явление и не нужно думать что с ребенком что-то не так.

Таблица развития ребенка по месяцам

Возраст ребенка

Физическое развитие

Поведение и приобретенные навыки

Вес, кг

Рост, см

1 месяц 4,1 – 4,3 53 – 54 — пытается поднять голову, лежа на животе- улыбается- может останавливать взгляд на предмете или лице взрослого

— кряхтит, издает отдельные звуки

— вздрагивает при резких звуках

2 месяца 5 – 5,3 56 – 58 — приподнимает и несколько секунд удерживает голову- следит за перемещением предмета- рассматривает близко расположенные неподвижные предметы

— отвечает на звук поворотом головы

3 месяца 6 – 6,3 59 – 61 — прислушивается к разговору взрослого- при общении с взрослыми активно проявляет радость- на руках у родителей может держать голову вертикально

— опирается на локти из положения, лежа на животе, несколько минут держит голову

— если взрослый держит за подмышки, крепко упирается ножками

4 месяца 6,5 – 6,9 62 – 64 — опирается на ладони и приподнимается из положения, лежа на животе- переворачивается на спину- хватает висящие игрушки (движения рук становятся целенаправленными)

— узнает родителей

— радость выражает смехом

— если слышит какой-то звук, оборачивается, ищет его источник

5 месяцев 7,4 – 7,8 64 – 68 — переворачивается на живот со спины- пытается ползти- берет игрушки из рук, крепко их держит

— отличает «чужих»

— если держать за подмышки, устойчиво становится на ножки

6 месяцев 8 – 8,7 66 – 70 — сидит- пытается ползти- перекладывает предметы из руки в руку

— ест из ложечки

— понимает, когда к нему обращаются по имени

7 месяцев 8,3 – 8,9 68 – 71 — хорошо сидит- ползает- хватает маленькие вещи и предметы всей ручкой

— длительное время играет с игрушкой

— пьет из чашки с помощью взрослого

8 месяцев 8,5 – 9,5 70 – 72 — встает и переступает с ножки на ножку, держась за опору- садится, ложится- понимает вопрос «где?»

— делает «ладушки»

— радуется другим детям

— может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб

— понимает запреты родителей

9 месяцев 9,3 – 9,9 71 – 73 — встает- «танцует»- осознанно играет (машинку катает, коробочку открывает и закрывает, погремушкой гремит)

— находит предметы на вопрос «где?»

— подражает другому ребенку

10 месяцев 9,5 – 10,4 72 – 74 — ходит, держась за взрослого двумя руками- отвечает на просьбы «дай», «принеси», «открой»- играет в «ку-ку», «сороку»
11 месяцев 9,8 – 10,5 73 – 75 — самостоятельно стоит (8-12 мес.)- делает первые шаги- берет маленькие предметы двумя пальцами

— умеет собирать пирамидку, складывать кубики

12 месяцев 10,1 – 10,7 74 — 76 — ходит (10-14 мес.)- пьет из чашки- складывает мелкие предметы в емкость с маленьким отверстием

— «рисует» карандашами

— понимает значение называемых предметов

— узнает на картинках знакомые ему предметы

— понимает значение понятий «можно» и «нельзя»

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

После рождения малыша в жизни молодых родителей наступает новый этап: они наблюдают и всячески участвуют в развитии и росте своего ребенка. Это особенный период, ведь кроха меняется на глазах и учится познавать мир. В нашей статье мы подробно рассмотрим каждый этап развития ребенка по месяцам, с первых дней жизни до года.

1 месяц жизни: развитие ребенка

Согласно календарю развития ребенка по месяцам до года, малыша в 1 месяц жизни принято называть новорожденным. В этот период основными потребностями грудничка являются сон и еда. Организм малыша уязвим к внешним факторам, потому ему так необходима забота родителей.

Мышечная система новорожденного достаточно слабая и он не может держать головку самостоятельно. Хотя младенец все равно пытается поднимать головку и даже удерживать ее несколько секунд.

До месяца малыш имеет два основных ярко выраженных рефлекса: сосательный и глотательный. На 8-14 день жизни у малыша появляется еще два рефлекса – поисковый и хватательный, а сосательный в этот период становится еще более активным. На третьей неделе активизируется слух и зрение, потому кроху начинают интересовать яркие предметы. Четвертая неделя со дня рождения ознаменована ощутимой прибавкой в весе ребенка (до 700 грамм). Рост ребенка также становится больше – от 3-4 см.

Развитие ребенка в первый месяц – это сплошные перемены. Кроха начинает понемногу исследовать окружающий мир. Теперь в перерывах между сном ребенок активнее осматривает все вокруг, распознает мамин запах, который дарит ему ощущение покоя и защищенности. Малыш также кратковременно задерживает свой взгляд на предметах и лицах, видит разницу между цветами.

Также грудничок запоминает звуки и узнает мамин голос. Уже в первые недели жизни на малыша успокаивающе действует её шепот и колыбельные. Разговоры с крохой положительно влияют на речевое развитие в будущем. При этом важно избегать сюсюканий даже в первые недели его жизни, чтобы в последующем предотвратить проблемы с произношением отдельных звуков.

Улыбка пока не осознанна и становится таковой только ближе ко второму месяцу.

Стоит отметить, что грудничок боится резких и внезапных звуков и может даже начать плакать. Он пока еще не в силах определить, откуда доносятся те или иные звуки, потому в период бодрствования активно вертит своей головой. Мимика крохи пока не настолько активна, но он уже пытается копировать окружающих.

Особенностью новорожденного является его способность к концу первого месяца реагировать на раздражители: он уже умеет радоваться и проявлять недовольство.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Два месяца – как раз тот период в календаре развития до года, когда ребеночек становится более сознательным. Малыш уже немного приспосабливается к окружающему миру, коммуницирует с окружающими: улыбается им, производит отдельные звуки.

На втором месяце вес ребенка становится больше в среднем на 800 г. Что касается роста, средние показатели по увеличению составляют 3 см.

В этот период малыш спит около 18 часов. Основным правилом сна является постоянная смена положения тела, так как череп младенца еще очень хрупкий и может деформироваться. Детки в возрасте двух месяцев уже различают день и ночь, потому ночной сон становится более длительным.

В двухмесячном возрасте малыш умеет демонстрировать свои элементарные потребности, потому и маме становится более понятно, что необходимо ее ребенку именно в этот момент. При помощи плача кроха может привлекать к себе внимание, заявлять о своем голоде или просить о помощи.

Малыш, которому исполнилось два месяца, может следить глазами за медленно передвигающимися предметами. Также грудничок учится определять местонахождение объекта, который производит тот или иной звук. Кроху интересуют и голоса окружающих: если вы заговорите с крохой, он повернет головку в вашу сторону.

Одним из основных достижений двухмесячного малыша можно назвать удерживание головки в вертикальном положении и лежа на животе. Хоть и длится оно не больше минуты, но является настоящим достижением для ребенка.

Интересной особенностью данного периода развития ребенка является расширение цепочки эмоциональных реакций: у младенца развивается и мимика, и интонации. Мама слышит в них не только просьбы, но и возмущение, когда малышу не по душе происходящее.

Среди небольших побед крохи – улучшение координации. Движения ребенка конечностями становятся целенаправленными. Кроха может доставать игрушки, удерживать их.

Двухмесячный ребенок понемногу привыкает к режиму дня, потому очень важна череда действий. Мама должна приучать кроху к распорядку именно с раннего возраста, что в результате положительно отразиться на его самочувствии.

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячный малыш очень отличается от новорожденного крохи. Ребеночек окреп, подрос, активно общается с окружающими. У трехмесячного малыша много достижений:

  • он управляет ручками;
  • переворачивается со спины на бок;
  • поднимает голову и держится, опираясь на предплечья;
  • бывает бодрым около 2 часов подряд;
  • проявляет интерес к своему телу: изучает личико, рассматривает ножки;
  • познает мир на вкус;
  • узнает маму и папу;
  • при ощущении твердой поверхности, упирается в нее ножками.

На третьем месяце младенец прибавляет в весе и немного в росте. Вес ребенка увеличивается минимум на 800 г. Общая масса тела малыша может составлять в среднем около 7 кг. Рост ребенка увеличивается не столь стремительно – в период третьего месяца малыш прибавляет не более 2 см. Средние показатели величины трехмесячного крохи составляют около 60 см.

Трехмесячный малыш имеет более разнообразные реакции на окружающий мир: его обоняние обострилось, а чувства стали более ярко выраженными. Теперь плач малыша может означать не только голод, возмущение, но и реакцию на боль или обычную усталость.

В этот период ребенок также имеет целый ряд своих маленьких побед: его внимание привлекают яркие предметы и разные ситуации вокруг, в речи прослушивается все больше согласных звуков, общение с крохой становится более содержательным.

Развитие ребенка в 4 месяца

На четвертом месяце младенец постепенно расстается с рефлексами новорожденного: его движения уверены, взгляд более осознанный. Меняются и физические показатели развития: вес ребенка увеличивается до 750 г. Также становится больше и рост ребенка: в среднем он подрастает на 3 см.

Что касается достижений в познании окружающего мира, младенец уверенно берет предметы в руки и удерживает их на протяжении некоторого времени. Кроме того, в этот период у крохи появляется немало новых навыков:

  1. Он легко меняет свое положение, к примеру, переворачивается со спины на бочок.
  2. Приподнимает руки, когда лежит на животе.
  3. Держит головку продолжительное время.
  4. Сам поддерживает грудь во время кормления.

Не следует бить тревогу, если у малыша что-то не получается. Ваша задача — набраться терпения и помочь малышу маленькими шагами достичь поставленного результата. Не забывайте, что все детки индивидуальны, одни дети учатся быстрее, другие — медленнее.

Что касается норм психоэмоционального развития, то ребенок в четырехмесячном возрасте достаточно оживлен:

  • активно коммуницирует;
  • двигает конечностями;
  • реагирует на обращение к нему по имени.

Четвертый месяц ознаменован формированием задатков причинно-следственных связей. Ярким примером тому можно назвать то, что когда ребенок видит грудь мамы, он успокаивается, так как ожидает кормления.

Младенец в этот период способен ощущать не только радость и волнение, но еще и любопытство или даже страх. Кроху может напугать незнакомый ему человек, а вот появление близких, наоборот – приведет в восторг.

Малыш активно реагирует на цветовую гамму: лучше воспринимает яркие однотонные оттенки, а вот перенасыщенные разными цветами предметы быстро утомляют его.

В четыре месяца ребенок не только отлично понимает, откуда появляется тот или иной звук, он уже проявляет неподдельный интерес к музыке. Крохе полезно слушать музыку одного инструмента или исполнение одного солиста. Лучше всего младенец воспринимает низкие и ритмичные тона.

Стоит отметить, что теперь малыш спит около 15 часов. За день он может посвятить отдыху около 5 часов.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень подвижен: ему все интересно, потому окружающие предметы вне зависимости от их цвета или формы вызывают у него неподдельный восторг. Более того, малыш хочет все попробовать на вкус.

Вес ребенка в течение пятого месяца увеличивается примерно на 700 г, а рост ребенка от рождения к пятому месяцу становится больше на 15 см. Стоит отметить, что с каждым месяцем кроха растет медленнее, но у каждого младенца программа развития достаточно индивидуальная.

Пятимесячный ребенок уже не просто держит головку или двигает конечностями, он делает упражнения. «Аэроплан» является его любимым упражнением из всех: лежа на животике, кроха поднимает и вытягивает головку, разводит в стороны ручки и поднимает ножки немного вверх. Для малыша это не просто обычное, а интересное занятие.

Одним из любимых упражнений крохи является также «мостик»: чадо упирается головкой и ступнями в твердое основание и приподнимает туловище и таз, образуя дугу.

Особый интерес карапуз проявляет к погремушкам: их звуки привлекают внимание ребенка, он начинает рассматривать, изучать предметы.

Что касается бодрствования, то этот период значительно увеличивается: малыш просыпается достаточно рано, хочет, чтобы с ним поиграли. Если ваши биоритмы не совсем совпадают с предпочтениями крохи, можете положить несколько мягких игрушек к нему в кроватку, что даст вам возможность поспать дольше.

Общение в жизни пятимесячного малыша занимает одно из самых важных мест: он аукает и пищит, делает все возможное, чтобы привлечь к себе внимание. Следует чаще говорить с ребенком, рассказывать ему об окружающем мире, петь песенки, называть отдельные предметы.

В пять месяцев кроха уже не косит глазами, а четко фиксирует свой взгляд. Если младенец продолжает косить, стоит обратиться к детскому окулисту и проконсультироваться у педиатра. Возможно, ему назначат специальную гимнастику для глазок.

Пятимесячные детки отлично различают своих и чужих, так как зрительная память у них уже развита достаточно хорошо. В то же время при долгом отсутствии кого-то из близких, малыш может забыть его лицо и после длительного перерыва с первого взгляда не узнать. Интересно наблюдать за тем, как кроха изучает себя в зеркале: он не совсем понимает, кто перед ним появился, но со временем в отражении начнет себя узнавать.

Подводите итоги по развитию ребенка каждый месяц. Если ваш ребенок не успел чему-то научиться — уделите больше внимания упражнениям, которые вы найдете в каждой отдельной статье про развитие ребенка по месяцам до года.

Развитие ребенка на 6 месяце

Шесть месяцев – это уже круглая дата, первый небольшой юбилей крохи. В этот период малыш ведет себя достаточно активно:

  1. Легко переворачивается на бок и живот.
  2. Выступает инициатором общения.
  3. Пытается неумело ползать, подтягиваясь на руках.
  4. Берет в руки те предметы, которые ему понравились, находясь практически в любом положении.

Таким образом, малыш познает мир, изучает его на ощупь и вкус. Любопытство крохи безгранично, потому важно следить, чтобы младенцу не попались под руку опасные для него предметы, к примеру, острые, мелкие. По той же причине покупайте малышу только безопасные игрушки, которые не выделяют токсинов. Обязательно читайте на упаковке информацию от производителя, чтобы знать, для какого возраста рекомендована та или иная игрушка.

Важным достижением младенца на шестом месяце является речевое развитие: он выкрикивает слогами. Это принято называть лепетом, но именно он способствует в последующем языковому развитию.

Шестимесячный ребенок умеет сидеть, но не стоит надолго оставлять малыша в таком положении, это негативно влияет на здоровье позвоночника. Если у вас девочка, долгое сидение в раннем возрасте может повлечь за собой в будущем гинекологические проблемы. Кроме того, малыш должен сидеть, облокачиваясь на спинку, то есть немножко под наклоном. Слишком ровная посадка быстро утомляет ребенка.

Сон младенца составляет около 16 часов в сутки. Дневной отдых делится на 2-3 приема по несколько часов. Утренний и вечерний отдых менее продолжительны, а вот сон в обед может длиться около 2,5 часов.

Кроме умственных и эмоциональных метаморфоз появляются и физические перемены в развитии ребенка. В шесть месяцев вес ребенка составляет около 7,5 кг (все зависит от того, мальчик у вас или девочка). Меняется и рост ребенка – он достигает отметки 64-67 см. В прибавлении сантиметров все также индивидуально.

Малыш очень подвижен, потому родители должны внимательно следить за его местом положения и направлением, чтобы избежать травматизма и опасных ситуаций.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Он покоряет пространство и познает мир. Вашему малышу уже семь месяцев и эта цифра существенно отличает его от того беззащитного младенца, которого вы привезли домой из родильного дома. Теперь ваш ребенок не просто выше и тяжелее, он значительно подвижнее, общительнее, сознательнее. На седьмом месяце рост ребенка составляет около 68 см, а вес ребенка может достигать 8,5 кг. Если у вашего малыша вес меньше 7 кг, стоит обратиться за консультацией к педиатру.

К семи месяцам у крохи появляются первые зубки, в основном центральные нижние резцы. Бывает и так, что зубки не появляются, пока ребенку не исполнится год. В этом нет ничего страшного, так как организм у каждого ребенка разный. Процесс прорезания зубов, скорее всего, заметят все члены семьи, так как он достаточно болезненный, может сопровождаться температурой, расстройством стула и обильным слюноотделением.

Среди достижений семимесячного младенца – быстрое ползание. Малыш передвигается на четвереньках, делает это уверенно и с удовольствием.

В семь месяцев кроха сидит без опоры и делает попытки садиться без посторонней помощи. Ребенок может лежать подолгу, а затем перекатиться на другой край кровати, потому родителям следует проявить особую внимательность, осторожность и не оставлять свое чадо без присмотра.

Особенностью развития ребенка на седьмом месяце является его ощущение самого себя. Кроха замечает эти перемены, ему нравятся результаты своей деятельности. В этот период некоторые младенцы могут начинать есть с ложечки и пить с чашечки.

Малыш имеет небольшие, но все же значимые речевые успехи: его лепет четкий, громкий и продолжительный. Постоянные повторы тех или иных слогов помогают крохе закрепить свои навыки.

Режим сна и бодрствования может меняться, и сон становится тревожным: ребенок крутиться во сне, переворачивается, раскрывается. Связано это все с высоким уровнем подвижности малыша. Частая смена позы сна предусматривает отдых крохи в пижамке, которая не даст ему замерзнуть.

Поведение ребенка на седьмом месяце осознанное и понятное для родителей, потому им легче определить настроение малыша и причины некоторых явлений. Общение со стороны крохи становится особенно интересным: он наблюдает за мимикой людей, вслушивается в их интонации и пытается это все копировать.

Родители могут начинать вводить систему запретов. Их должно быть немного, чтобы малыш постепенно запоминал, что нельзя делать. Вы должны придерживаться запретов, не уступать и уметь вовремя переключить внимание крохи, чтобы избежать его негативных реакций.

Развитие ребенка на 8 месяце

Активное развитие малыша продолжается: закладывается прочный фундамент речевого развития, сенсорного аппарата, а также мелкой моторики. Некоторые детки радуют своих близких улыбкой с четырьмя зубками, а некоторые уже делают первые успехи в произношении коротких слов. Очень важно в этот период развлекать малыша песенками, потешными стишками, читать ему короткие сказки. Ребенок не только узнает новую информацию, но и со временем радостно реагирует на знакомые строчки.

Восьмой месяц характеризуется не менее стремительным физическим развитием. Вес ребенка в этот период составляет около 9 кг, то есть малыш прибавляет около 600 г. Рост ребенка также увеличивается примерно на 3 см.

Малыш умеет многое:

  • быстро и легко переворачиваться;
  • устойчиво сидеть;
  • стоять при помощи взрослых;
  • преодолевать препятствия;
  • «проводить эксперименты»;
  • играть двумя руками одновременно.

В восьмимесячном возрасте разрешается вводить в рацион крохи мясо. Доктора рекомендуют начинать с говядины. Прикорм должен быть постепенным.

Меняется режим сна. У ребенка теперь два приема: утренний сон и отдых после обеда. Ночной сон может длиться более 10 часов.

Несколько полезных советов для родителей восьмимесячного крохи:

  1. Малыш в восемь месяцев очень активно ползает, а это значит, что в доме он изучит каждый уголок. Мама должна следить за чистотой пола, делать уборку ежедневно и проверять отсутствие на полу мелких предметов, которыми ребенок может пораниться, засунуть в ушко или в носик и даже проглотить.
  2. Безопасность вашего чада выходит на первый план, потому следует позаботиться о защите дверей от захлопывания, а также заклеить ящики и шкафчики, где находятся острые предметы, к примеру, ножницы, иголки.
  3. Горячая посуда должна стоять подальше от края плиты, а розетки лучше закрыть специальными заглушками.

Отдельно стоит сказать о психическом развитии ребенка. Любознательность младенца повышается, но это еще не предел: малыш готов всеми путями добираться к интересующему предмету и радуется, если ему удается заполучить желаемое. Больше всего крохе по душе «взрослые» предметы: пульт, телефон, посуда. Неподдельный интерес у него вызывают домашние питомцы, вода из крана, птички за окном. Кроха изучает части тела окружающих: может потянуть за нос, подергать за волосы. А в его общении появляется жестикуляция.

Развитие ребенка на 9 месяце жизни

Девятимесячный малыш всеми силами стремится к самостоятельности. Он ползает без отдыха, ищет новые интересные для него предметы, рассматривает их, изучает, испытывает. Потому забота о безопасности малыша остается по-прежнему актуальным моментом.

В девять месяцев ребенок не просто сидит, он садится из положения лежа. Кроха также тренируется стоять, держась за окружающие предметы, а вот без опоры стоять он пока не может. Поскольку умения малыша с каждым днем становятся все совершеннее, возрастают и риски возникновения опасных ситуаций, а, значит, младенец не может оставаться без присмотра.

На девятом месяце вес ребенка увеличивается на 500 г, что уже не так стремительно как раньше, когда он был еще совсем малюткой. Рост ребенка также становится больше примерно на 1,5 см.

Малыш развивается интеллектуально:

  • его память становится все лучше, потому он может запомнить понравившуюся игру, а также некоторые действия;
  • кроха обожает внимание и общение, потому он с удовольствием поиграет с вами «в прятки;
  • наблюдается прогресс и в речевом развитии ребенка: он соединяет слоги в слова. Пока что это очень простые слова, к примеру, «мама», «баба»;
  • малыш пытается копировать произношение своих родных, их интонации и громкость;
  • ребенок распознает части тела и может показать, где у мамы глазик или носик.

Малыш любит выбирать игрушки и его притягивает все яркое и веселое. В этот период ребенку лучше ничего не навязывать, у него появляется такая черта характера, как упрямство.

Что касается сна и отдыха, то в свои девять месяцев малыш спит 10-12 часов ночью. Теперь его сон более крепкий, он реже просыпается и перерывы между засыпанием менее продолжительные. Чем лучше настроение крохи после утреннего пробуждения, тем лучше будет он засыпать. Главное правило сна для малыша, которому еще не исполнился год – отсутствие подушки. Дневной сон повторяется не больше двух раз.

Развитие ребенка на 10 месяце

Вашему ребенку исполнилось десять месяцев. За этот сравнительно небольшой период малыш обрел некоторые навыки, стал более самостоятельным, общительным и активным. За десять месяцев родители научились не только распознавать настроение крохи, но и его потребности. Мама успела составить режим дня своего ребенка, что, несомненно, очень важно. Последовательность действий и наличие постоянного расписания положительно влияют на эмоциональное и физическое самочувствие малыша. Он становится более спокойным и не капризничает.

Десятимесячный малыш по-прежнему спит ночью коло 10 часов, а его дневной сон также составляет два часа. Если кроха капризничает, перед сном его успокоит купание в ванночке со специальными средствами.

В дневное время для малыша остаются обязательными прогулки на улице, которые позволяют ему лучше и активнее познавать окружающий мир, а также общаться со сверстниками.

В физическом плане развития ребенка на 10 месяце происходят незначительные изменения. Вес ребенка увеличивается менее стремительно: он набирает около 450 г за весь период. Рост ребенка также становится не намного больше – всего лишь на 1,5 см.

Что же умеет кроха в свои десять месяцев?

  1. Он подражает своим родителям, когда пытается произносить простые слова.
  2. Понимает, что значит «нельзя» или «нет», а также другие часто используемые формулировки.
  3. Может самостоятельно пить из чашечки и пользоваться ложкой.
  4. Любит прогуливаться, держась за опору.
  5. Спокойно сидит на горшке.
  6. Любит выбирать одежду, игрушки и другие предметы.

Естественно, все эти умения индивидуальны, потому что некоторые дети могут и делают больше в свои десять месяцев, а некоторые немножко отстают.

Десятимесячные крохи имеют свои любимые занятия, к примеру, рисование карандашами, строительство пирамидок, «ревизии» в шкафах и т.д. Чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше любимых занятий у него будет.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Совсем скоро малышу исполнится годик. За весь период от рождения до 11 месяцев кроха никогда не был более спокойным и уверенным, чем сейчас. Он оттачивает свои приобретенные навыки, получает особенное удовольствие от игр и занятий, готов воспринимать новую информацию с большим желанием.

Что касается физического развития, в одиннадцать месяцев вес ребенка увеличивается всего лишь на 400 г, так как процесс набора веса немного приостановился. В росте ребенка также небольшие изменения: он стал выше на 1,5 см.

В свои одиннадцать месяцев ребенок умеет:

  • говорить, но не слишком четко, а также имитировать «речь» питомцев;
  • ползать, ходить, держась за опору или даже без нее;
  • использовать вещи по их прямому назначению;
  • осуществлять простые действия за вознаграждение или похвалу;
  • приветствовать кого-либо и прощаться с ним.

В одиннадцать месяцев ребенок уже делает попытки садиться из положения стоя. Эти попытки не всегда удачны, но он смело экспериментирует.

Развитие моторики дает возможность малышу захватывать достаточно мелкие предметы в свои ручки. Он делает это уже при помощи большого и указательного пальцев. Среди личных достижений крохи – самостоятельное перелистывание страниц в любимых книжках.

Речевое развитие ребенка значительно упрощает его общение с родителями и окружающими. Кроха говорит «ням-ням», когда видит что-то съедобное или проголодался, он произносит «мяу», когда на его пути встречается кошка, он зовет близких и знакомых ему людей, выкрикивая «мама», «папа».

Распорядок сна и бодрствования практически не меняется: сокращается только сон на один час. Дневной отдых по-прежнему входит в распорядок малыша, так как помогает его нервной системе восстановиться буквально за несколько часов. Крохе, как и раньше, тяжело засыпать, потому активные игры перед сном и просмотр мультиков – не самый лучший вариант, чтобы уложить малыша.

В 11 месяцев малыш умеет выделять предметы, видеть разницу между ними. У крохи появляется жест указательным пальцем, что помогает ему лучше объяснять близким, какой предмет вызвал его интерес на этот раз. Родители могут воспользоваться этой ситуацией для последующего развития речи. Для этого необходимо называть предмет, на который показывает кроха, вслух до тех пор, пока ребенок не сделает попытку произнести это слово за вами.

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.

В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.

Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.

Основные навыки крохи, которому исполнился год:

  1. Произносит уже около 10 слов.
  2. Ходит самостоятельно.
  3. Бурно выражает эмоции.
  4. Может кусать и жевать твердую пищу.
  5. Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
  6. Демонстрирует привязанность к родным людям.
  7. Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
  8. Понимает, что говорят взрослые.
  9. Различает животных.
  10. Демонстрирует свое чувство юмора.

Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.

Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.

Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения. Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей.

Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.

Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.

Физическое развитие ребенка с 0 до 12 месяцев

Отклонения в развитии

Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?

Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:

  • малыш не умеет ползать на четвереньках;
  • не может сделать шаг, держась за руку;
  • не может удержать несколько предметов в своей ручке;
  • не говорит даже слогами;
  • не реагирует на музыку;
  • не использует ложку во время еды;
  • не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
  • не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.

Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.

Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.

Развитие ребенка по месяцам до года — Видео:

С появлением малыша у новоиспечённых родителей возникает много вопросов относительно того, как происходит развитие ребенка по месяцам до года, мальчика и девочки. Какие навыки приобретает маленький человечек с течением времени? Что должен уметь кроха в том или ином возрасте?

Примерные нормы развития ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка по месяцам до года девочки и мальчика не отличаются. При этом будет несколько различаться лишь набираемый вес и рост.

1 месяц

С самого рождения малыш различает звуки, причём уже сейчас новорожденный может отреагировать на них собственным плачем. В это время дети почти всегда спят. Во время бодрствования карапузы обычно сосут грудь. У младенцев очень сильно выражены рефлексы, например, если легонько прикоснуться к их губам, новорожденные начнут искать грудь и совершать сосательные движения. Если вложить палец в ручонку крохи, он сильно сожмёт его – это проявление хватательного рефлекса. Подошвенный рефлекс проявится, если провести пальцем по стопам, в ответ тут же сожмутся пальчики ног.

В течение первых 30 дней жизни карапузы учатся фокусировать взгляд на предметах. Особенно нравится им мамино лицо. К концу месяца ребёночек может одарить вас первой улыбкой и даже попытается удерживать голову на 1-2 секунды, если положить его на животик. К концу первого месяца дети набирают в среднем от 500 г до 1 кг веса и вырастают в длину примерно на 2-3 см.

2 месяц

Второй месяц жизни крохи характеризуется некоторыми изменениями в поведении. Малыш уже более осмысленно рассматривает предметы, его взгляд фокусируется на них, и ребёнок может следить глазами за вашими движениями. Кроме того, малыш поворачивает голову, когда слышит какой-то звук, он пытается найти его источник. Карапуз всё чаще улыбается, особенно оживляясь, когда с ним ласково разговаривают. В ответ на внимание может проявлять свои чувства, активно двигая ножками или ручками.

Находясь в положении на животе, ребёночек приподнимает головку и держит её несколько секунд. Хотя мышцы шеи уже немного окрепли, всё же следует придерживать голову сына или дочки, когда вы берёте их на руки. Большинство детишек уже с лёгкостью совершают переворот с бока на спинку, заинтересованно рассматривают свои пальчики и изучают их с помощью губ и языка. К концу второго месяца чадо может улюлюкать в ответ на ваши нежные слова. Сон ребёнка становится более упорядоченным – он спит три раза в день и ночью.

3 месяц

Трёхмесячный младенец уже узнаёт лица родных, оживляется, когда они попадают в его поле зрения. Если же к нему никто не подходит, проявляет недовольство своим криком и хныканьем. Повесив над кроваткой игрушки, родители могут наблюдать, как сын или дочка стараются ухватить их ручками. Если же дать в ручки погремушку, он внимательно изучит её визуально и попробует на вкус. Важный этап развития на этом возрастном периоде – дети уже уверенно держат голову, вертят ею, рассматривая всё вокруг. Некоторые девочки и мальчики приподнимаются на локотках. Становятся сильнее и мышцы ног – если придержать кроху подмышки, маленькие ножки рефлекторно упрутся в твёрдую поверхность. У некоторых деток в этом возрасте полностью раскрываются кулачки.

4 месяц

Четырёхмесячный карапуз уже не довольствуется простым лежанием в кроватке, ему нравится двигаться. Уже сейчас многие детишки учатся переворачиваться с животика на спинку и обратно. Теперь кроху нельзя оставлять без присмотра, он легко может скатиться с кровати. Четырёхмесячные младенцы открывают для себя новый объект для исследований – собственные ножки. Они пинают висящие над кроваткой игрушки, берут руками пальцы ног и даже кладут их в рот!

Теперь кроха способен различать голоса родных людей. Его реакция на привычные и незнакомые вещи различна. Малыш уже отдаёт предпочтение каким-то игрушкам, тогда как другие не вызывают у него интерес. Уже сейчас младенец понимает, когда его называют по имени, и иногда реагирует на него, поворачивая головку. В этот период детишки уже произносят некоторые звуки, напоминающие слоги.

5 месяц

Чадо становится всё более подвижным, ему уже не интересно лежать без дела. Он постоянно пытается приподниматься, встаёт на предплечья и даже на ладони, лёжа на животике. Пятимесячные дети могут вставать на колени и раскачиваться взад-вперёд, что вызывает умиление близких. В этот период некоторые малыши уже пытаются сидеть, опираясь на подушку. Они берут то одну игрушку, то другую, пробуя все на вкус, а затем с силой бросают их. Малышам нравится, что падающие предметы издают грохот, их это забавляет.

В этом возрасте кроху интересует всё вокруг, он пытается достать ручками все неизученные ранее предметы, с любопытством рассматривает яркие изображения. Малыш легко распознаёт голоса и отличает незнакомцев от родных по лицам. Кроме того, некоторые мальчики и девочки проявляют настороженность по отношению к людям, которых видят впервые. Дети активно играют с маминой грудью или бутылочкой. В этом возрасте может прорезаться первый зубик. Сейчас меняется режим сна – мальчики и девочки перестраиваются на двухразовый дневной сон.

6 месяц

Когда карапузу исполняется полгода, можно заметить, что он стал более эмоциональным – весёлый звонкий смех часто сменяется плачем, настроение нестабильное. Просто мальчиков и девочек переполняют эмоции, а что с ними делать, детишки не знают. Теперь малыши умеют складывать предметы в коробку и снова вынимать их.

Им нравится наблюдать за цепочкой «причина-следствие». Развитие мальчика и девочки доходит до того, что они бросают предмет на пол и провожают взглядом, чтобы посмотреть, куда полетит или закатится игрушка. Детишки в это время настолько активны и подвижны, что запросто перемещаются по кровати, причём некоторые делают это ползком на животе, другие с помощью переворотов. Шестимесячные мальчики и девочки сидят более уверенно. Самые активные малыши приподнимаются на ножки, держась за бортик кроватки. Они любят повторять звуки, в речи проскальзывают многие слоги – па, ба, ма, гу, та, да.

Кроха понимает, о каком предмете вы говорите, реагирует на своё имя, может показать то, что вы просите, например, нос, глазки, какую-то игрушку. В полгода обычно вводят прикорм, а у чада вырабатываются собственные вкусовые пристрастия, - если ему не понравилась пища, он откажется кушать.

7 месяц

Семимесячные мальчики и девочки учатся ползать, причём, если не получается двигаться вперёд, они ползут назад. Карапузы уверенно стоят и даже переступают ногами, когда держатся за опору. Семимесячные малыши осваивают и более сложный переворот – с живота на спину, если им это не удалось сделать раньше, а сидеть получается всё дольше. Если в руки крохи попадает маленький предмет, мальчик или девочка с интересом перебирает его пальчиками. Большие игрушки семимесячные дети удерживают обеими руками. Сейчас крохе интересны жестовые игры, особенно увлекает игра в ладушки.

Развитие девочки и мальчика таково, что они уже могут неуверенно пить из чашки и есть из ложечки. Крохе нравится вкладывать небольшие предметы в крупные, листать плотные страницы книги с яркими изображениями. В этом возрасте дети начинают испытывать болезненную привязанность к маме, боятся с ней расставаться. Чадо умеет произносить имитирующие звуки «би-би», «ав-ав», «бе-бе». Кроха понимает запрещающий тон мамы, равно как и распознаёт похвалу и одобрение с её стороны.

Месяц 8

Начинается тот самый период, кода родители могут впервые услышать от сына или дочки слова мама и папа. Способность передвигаться ползком открывает перед малышом новые возможности – теперь совсем несложно оказаться где угодно и взять любой интересующий предмет. Кроха уверенно встаёт, придерживаясь за опору, пританцовывает, если слышит музыку, умиляется своему отражению в зеркале, стучит по нему ладошками и целуется.

Страх при расставании с мамой ещё больше обостряется, а чужих карапуз сторонится. Мальчики и девочки в данном возрастном периоде с удовольствием грызут печенье или сушки, пробуют жевать пищу, содержащую небольшие фрагменты (обычно в этом возрасте уже прорезались 3-5 зубов). Однако многие дети упорно продолжают есть только пищу с жидкой консистенцией. Карапузы понимают, о чём их просят. Можно начинать высаживание на горшок.

9 месяц

Теперь чадо не только ходит у опоры, но и подпрыгивает и приседает. Его любопытству нет предела – исследователь засовывает маленькие пальчики во всевозможные отверстия, поэтому стоит быть более внимательными к тому, чем занимается карапуз. Ловкость и силу рук можно натренировать, давая малыш разминать глину. Море удовольствия приносит игра с бумагой. Что касается речи, то младенец чаще имитирует тон голоса, звуки и мимику взрослых. Девятимесячные мальчики и девочки легко показывают почти все части тела на себе или кукле.

В этом возрасте у ребёнка может обостриться чувство собственности, ему не понравится, если кто-то заберёт игрушку или спрячет её. Подросшие малыши готовы повторять снова и снова действие, за которое получили похвалу и одобрение. Некоторые детки уже способны подняться из положения сидя без опоры.

10 месяц

Маленькие карапузы теперь передвигаются по дому очень быстро, используя все возможные способы – на четвереньках, на ногах, придерживаясь за диваны и тумбы. Малыш залезает на кровать или диван, учится сам спускаться. Одно из любимых занятий – заглядывать в шкафы, доставать оттуда предметы обихода и перебирать вещи. Карапузы подражают взрослым в различных действиях – пытаются мести веником, пользоваться пылесосом, играют с кастрюлями и другими предметами быта. Особенный интерес вызывают мелкие игрушки. Теперь карапуз может легче расстаться с мамой, начинает интересоваться другими детьми.

Теперь имеет смысл ежедневно бывать на детской площадке хотя бы четверть часа, чтобы ребёнок наблюдал за играми других деток, попробовал покачаться на качеле, походил с мамой вокруг песочницы. Уже сейчас крошкам интересны песочные принадлежности, и он охотно ими воспользуется, повторяя за малышами. Десятимесячные мальчики и девочки пытаются самостоятельно держать ложку и набирать еду, хотя пока это получается не слишком хорошо. Некоторые детишки в этом возрасте уже готовы перейти на единоразовый дневной сон, который длится примерно с 12 часов дня до 15 часов.

11 месяц

Теперь кроха самостоятельный, разве что первые шаги ему даются с трудом, но переставлять ножки, держась за руки мамы и папы, ему доставляет море удовольствия. В этом возрасте дети начинают говорить и другие слова, кроме «мама», «баба» или «дай». В лексиконе появляются простые слова типа «дядя», «тётя» и даже «что это». Порой не сразу удаётся их разобрать, но всё же малыш потихоньку учится говорить.

Карапузы зачастую имитируют взрослые беседы, лепеча что-то на своём языке. Мальчики и девочки умеют посылать воздушные поцелуи и обниматься. Любимые игры – мяч, кубики, по-прежнему мелкие игрушки. Дети в этот период интересуются, как всё устроено, например, заглядывают в телефон, чтобы понять, де же там уместилась бабушка. Оттачивается мастерство самостоятельно есть ложкой и пить из чашечки, ребёнок лучше жуёт пищу с мелкими фрагментами. Кроха уже может висеть на перекладине, удерживая свой вес почти в течение минуты, а также залезать на 2-3 перекладины по шведской стенке!

12 месяц

В годик чадо уже произносит около 15 слов, самостоятельно ходит, сам складывает игрушки, ест ложкой и пьёт из чашки, хорошо жуёт, понимает, о чём говорят взрослые. В ответ кивает утвердительно или отрицает, просит то, что ему нужно, может самостоятельно поиграть несколько минут. Кроха умеет проявлять любовь и нежность. В этом возрасте дети интересуются техникой – пультами, мобильными телефонами, планшетами. Любят, когда им читают сказки. Карапуз способен сам построить невысокую пирамиду из кубиков, скатывать колбаски из пластилина. Особый интерес вызывают игрушки-каталки.

Мамам и папам важно понимать, что все дети индивидуальны и вышеприведённые нормы развития не являются догмой. Не стоит бить тревогу, если первый зуб появится не в 5 месяцев, а в 10. То же самое касается развития речи и других показателей. Развитие до года, приведенное тут среднестатистическое.

Каждая семья счастлива, когда приносит ребенка домой из родильного дома. Однако вслед за радостью наступает и полоса волнений и вопросов: все ли в порядке с моим малышом, умеет ли он делать необходимое для своего возраста? Чтобы мама была уверена, что ее кроха правильно завязывает свои первые контакты с окружающим миром, ей важно научиться ориентироваться в этапах роста здорового ребенка. Критерии нормального развития, которые мы предлагаем, разработаны Мюнхенской академией раннего развития под руководством профессора Хелльбрюге и за много лет адаптированы к условиях Беларуси.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Для новорожденного типично общее согнутое положение туловища. Все конечности согнуты в суставах, голова лежит не прямо, а с наклоном в сторону. Дело в том, что ребенок вынужден был довольствоваться такой позицией в лоне матери, чтобы занимать как можно меньше места.

Бодрствующий здоровый новорожденный преимущественно не лежит без движения, а энергично сгибает и разгибает конечности. Если положить ребенка на живот, то положение общего сгибания сохраняется, локти и колени подтянуты к животу, таз не лежит на поверхности, а приподнят над ней. Он медленно поворачивает голову с одной щечки на другую, а не лежит, уткнувшись в поверхность стола. Если в положении на животе новорожденному несильно нажать на стопы, то он скачком продвинется вперед. Это так называемое «рефлекторное ползание».

В этом возрасте у малыша должен присутствовать врожденный рефлекс автоматической ходьбы: при поддержки за туловище ребенок «марширует» ногами. Такое движение должно исчезнуть ко второму месяцу жизни, чтобы не помешать формированию будущей настоящей ходьбы.

Если дотронуться до ладошки малыша, он быстро сожмет все пальчики и захватит «добычу» на несколько секунд. Закрытая ладошка с прижатыми первыми пальцами является частью общей сгибательной позы бодрствующего здорового новорожденного.
Новорожденный реагирует на яркий свет и громкие звуки, морщит лицо, моргает глазами, демонстрирует «реакцию страха» с разбрасыванием ручек или даже начинает плакать.

В месячном возрасте маленький человек получает первые важные впечатления своей жизни через кожу. Он ощущает тепло и холод, мягкость прикосновений. Здоровый новорожденный успокаивается, как только его берут на руки и он может прижаться к теплому материнскому телу. Контакт через кожу наиболее интенсивен во время кормления грудью. Ребенок чувствует себя защищенным, ему передаются первые положительные знания, он приобретает опыт контакта.

Здоровый новорожденный кричит «во все горло», реагируя, таким образом, на каждое неприятное ощущение. С мощного крика начинается развитие речи.

1-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 1 МЕСЯЦ

Общее положение сгибания туловища сохраняется. Сразу после укладывания на живот, ребенок стремиться поднять голову и удерживает ее не менее 3-х секунд. За эти секунды голова покачивается в разные стороны, затем он кладет ее на поверхность на одну, то на др щечку. Если из положения на спине подтягивать ребенка за ручки до положения «сидя», то его голова запрокидывается назад. Мышечная сила еще не достаточна для удержания тяжелой головы. Если ребенок лежит на спине, можно заметить, что его головка все чаще удерживается по средней линии, а не отклоняется как у новорожденного то в одну, то в другую сторону. К концу месяца ребенок может удерживать такую позицию головы до 10-ти секунд.

Во время опоры на стопы в вертикальном положении ребенок выпрямляет ноги. Эта реакция еще автоматическая, сохраняется также и автоматическая ходьба.

В развитии хватания на первом месяце жизни не происходит ничего нового, хватательный рефлекс сохраняется, ручки все еще зажаты в кулачки.

Если подержать перед глазами ребенка красную игрушку на расстоянии 20-ти сантиметров, можно заметить, что ребенок фиксирует на ней свой взгляд. Получается это не сразу и сначала на очень короткое время. Чтобы убедиться, что ребенок действительно фиксирует взгляд на игрушке, надо перемещать постепенно игрушку с одной сторону на другую. Если ребенок переводит взгляд от средней линии в стороны до 45 градусов, то можно быть уверенными, что он уже различает значительно больше, чем свет и темнота в периоде новорожденности. Прослеживание игрушки редко удается с первого раза, поэтому рекомендует терпеливо проводить несколько таких проб.

Во время кормления грудью, лицо ребенка обращено к лицу матери. Он длительно наблюдает за ее лицом. Теплый контакт через кожу дополняется полным любви зрительным контактом. В этом гармоничном союзе мать должна полностью принадлежать ребенку и ничто не должно мешать этому контакту. Мамы, лишенные возможности кормить грудью, также должны держать малыша у груди, формируя у ребенка чувство безопасности и привязанности.

В крике ребенка через уже можно заметить разницу. Голод и боль (чаще всего в животе) могут вызвать громкий неустанный крик, в то время как усталость выражается немного приглушенным, жалобным плачем. У первенца мать отчетливо отмечает эту разницу на втором месяце жизни.

2-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 2 МЕСЯЦА

В положение на животе ребенок удерживает голову больше 10-ти секунд. Ребенок лежит с упором на предплечья, руки уже выдвигаются вперед до уровня лица, а не подтягиваются под грудь. Таз и ноги чаще лежат на поверхности, но еще сохраняется тенденция к сгибанию. При этом голова еще может периодически покачиваться в стороны от средней линии. При подтягивании ребенка за руки из положения «на спине», младенец может удерживать голову в положении «сидя» около 5-ти секунд.

В развитии ходьбы 2-ой месяц является переходной фазой. Рефлекторная опора на ноги и автоматическая ходьба угасают. Общая сгибательная установка на 2-ом месяце значительно уменьшается, а периоды, в которые ладонь бывает открыта, удлиняются и это происходит чаще.

Самым прекрасным событием 2-го месяца является появление улыбки. Когда мать наклоняется к ребенку и обращается к нему с ласковыми словами, ребенок сначала внимательно наблюдает за лицом матери и, наконец, в один из дней мать замечает, что рот ребенка начинает складываться в робкую несмелую улыбку. Эти первые проявления взаимной любви дают новые импульсы для матери и ребенка в их горячей взаимной привязанности.

На втором месяце ребенок издает звуки, которые вначале являются тихими и робкими, а затем становятся все более громкими и частыми. Появляется «гуление».

3-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 3 МЕСЯЦА

Ребенок уверенно лежит на животе, удерживая поднятую голову до 1-ой минут. Общее сгибательное положение тела исчезает, что позволяет ребенку вытянуть руки вперед и опираться на предплечья под углом 90 градусов в локтевых суставах, кисти рук полуоткрыты. При подтягивании за ручки голова не запрокидывается назад, а удерживается по линии тела. Руки «встречаются» по средней линии (перед лицом). При вертикализации упор на согнутые в коленях ноги.
Если вложить ребенку в руку погремушку, он е крепко удерживает, пробует вложить в рот, схватить другой рукой. Если водить игрушкой перед лицом ребенка, он будет следить за ней глазами, некоторые дети уже умеет поворачивать голову в направлении игрушки.
Улыбка появляется все чаще и становится составляющей поведения ребенка. До 6-ти месяцев жизни ребенок будет реагировать на лицо человека улыбкой. Важно отметить, что ребенок не улыбается предметам. Эта улыбка является социальной. «Гуление» становится более разнообразным и частым.

4-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 4 МЕСЯЦА

Ребенок уже не удовлетворяется своей опорой на предплечья в положении на животе, а активно использует окрепшие мышцы, отвечающие за выпрямление туловища. Голова и грудная клетка высоко поднимаются над поверхностью. Малыш упирается на раскрытые ладони, а ноги при этом выпрямляет. Энергичными движения раскачивает туловище. Активно берет в рот собственные ручки, которые становятся игрушкой и объектом исследования. Подносит их к лицу, часто осматривает, а через какое-то время, ему удается соединять их вместе. Ребенок открывает не только свои ручки, но и охотно обследует предметы, которые смог захватить.

К познанию окружающего мира присоединяется исследование ртом. Еще несколько месяцев малыш будет все вкладывать в рот.
Ребенок испытывает все возрастающее удовольствие от улыбки, а на 4-ом месяце улыбка превращается в веселый смех, чаще как реакция общения с родственными или родителями. В выражении радости при общении с родителями и родственниками принимает участие все тело малыша: ребенок улыбается и смеется ручками и лицом.

5-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 5 МЕСЯЦЕВ

Ребенок продолжает энергично раскачиваться на животе. Появляется упор на выпрямленный локтевой сустав. Ребенок может удерживать голову и конечности, опираясь на стол только туловищем - так называемое положение «рыбка».

В это время появляется очень важное движение самостоятельного поворота со спины на живот. Обычно это происходит, когда ребенок увидит новую интересную игрушки или интересующий его предмет и захочет обладать им. В это период опять доминирует сгибание конечностей, но в отличие от новорожденного, это сгибание является активным. При этом голова ребенка активно наклоняется так, что подбородок почти касается грудной клетки, а руки, сгибаясь, подтягивают туловище. Сокращаясь, мышцы живота и таза формируют сгибание бедер, так что бедра почти касаются живота. Все движение заканчивается сгибанием колен.

Способность опираться на ноги постоянно увеличивается. В этом возрасте достаточно поддерживать ребенка слега подмышки. Ноги при опоре выпрямляются и на несколько секунд удерживают вес тела. Если ребенок лежит на спине и ему показывают игрушку, он уже в состоянии поднести обе ручки в направлении предмета и дотронуться до него, хотя четкий захват еще не сформирован.

От 4-х до 6-ти месяцев кожа ребенка уже не играет ведущую роль в познании мира. Начинают преобладать зрительный и слуховой раздражители. Ребенок уже научился различать мимику и тон обращенной к нему речи. Выражение лица малыша отражает полное уныние или удивление, когда мама «сурово» обращается к нему. Это первый важный знак для родителей, что их поведение уже различается ребенком. Он понимает отрицательные эмоции.

В речи произошло мало изменений. Иногда ребенок «забывает» даже то, что умел произносить ранее. Однако есть и очень «догадливые» дети, которые повторяют усвоенные до этого звуки в различных комбинациях.

6-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 6 МЕСЯЦЕВ

В конце первого полугодия жизни ребенок, лежа на животе, опирается только на выпрямленные руки. Пальцы и ладони при этом полностью раскрыты, малыш больше не сжимает ручки в кулачки. Ладошки всегда держит перед лицом симметрично относительно туловища.

Если в позе на животе ребенку показать погремушку на высоте глаз, то он перенесет вес тела на одну руку, а свободной второй схватит игрушку. Может балансировать в этой позе больше 2-х секунд. А если игрушка лежит перед малышом и он хочет дотянуться до нее, то он максимально вытягивает руку, однако еще не способен продвинуться вперед.

Большинство детей в возрасте 6-ти месяцев умеют самостоятельно садиться. Если взрослый берет ручки ребенка, тот понимает это как приглашение к присаживанию.

В этом возрасте ребенок умеет захватывать и крупные и мелкие предметы всеми пальцами, перекладывать их из одной руки в другую. Первое, что он с ними делает – кладет в рот. Это движение не должно волновать родителей. Оно означает окончательную победу над «примитивным» рефлексом «хватания» рукой и свидетельствует о достаточно высокой степени координации движений.

Полугодовалый ребенок обладает хорошим слухом и сформированным вниманием. Он уже понимает, откуда доносится звук. Это можно проверить следующим образом: пошуршите тонкой бумагой около его ушка так, чтобы ребенок не видел. Малыш должен поворачивать голову в ту сторону, откуда идет звук.

На 4-ом месяце жизни мы говорили о социальной улыбке. На 6-ом месяце она становится дифференцированной: малыш улыбается знакомым лицам, в то время как на чужие реагирует не сразу.

На лице крохи отражается все больше эмоций, часто только дружелюбная мимика взрослого настраивает ребенка на улыбку и контакт. Если малыш не видит отца, или других близких людей несколько дней, то забывает их и рассматривает настороженно, как чужих.
В речи появляются цепочки звуков и слогов: «иии… «, «дааа…», мамама….» и другие. Это является лучшей музыкой для молодых родителей.

7-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 7 МЕСЯЦЕВ

Семимесячный малыш уже много и охотно встает на четвереньки и дотягивается до предметов, находящихся впереди от него и сбоку, пытается садиться. Значительно возрастают возможности рук. Чтобы лучше рассмотреть предмет, он берет его в обе ручки, перекладывает из руки в руку, вертит им, размахивает, стучит, пытается извлечь из него звук. Когда ребенок лежит на спине, он хватает свои ножки и играет с ними. Однако, основная форма движения в этом возрасте это быстрый поворот со спины на живот. Причем, поворот происходит с четким разделением движений между верхней частью тела и тазом, то есть в виде «винта». Вслед за этим движением, у ребенка формируются навыки ползания и сидения. С особым удовольствием поддерживаемый под мышки семимесячный малыш «танцует» на коленях у взрослого. Ножки при этом должны активно сгибаться и выпрямляться во всех суставах.

В семь месяцев ребенок начинает следить за падающим предметом. Кроха склоняет голову либо верхнюю часть тела и ищет его взглядом на полу. Таким образом, малыш уже понимает, что, выпав из рук, предметы никогда не летят вверх, а падают только вниз.
Так же ребенок уже умеет пить из чашки, которую держит взрослый, делает это быстро, прикасаясь губами к краю чашки.
В этом возрасте детки подолгу лепечут, произнося одни и те же слоги, а также охотно воспроизводят все звуки, которые усвоили к этому времени, например: «м-м-м», гласные в комбинации с «б», «г», «д», «х». Могут долго изучать губы взрослого, а через 1-5 минут повторить вслед за ним: «ба-ба», «ма-ма» и другие слоги. Очевидно, что такая речь не несет определенной смысловой нагрузки.
К концу месяца некоторые дети уже начинают ползать на четвереньках.

8-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 8 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые освоил ранее. Он долго и разнообразно занимается игрушками: толкает мяч, снимает крышки с предметов и так далее. Улучшаются функции кисти: удерживаемая вещь «путешествует» от середины ладони до кончиков пальцев. Ребенок может сам вставать, подтягиваясь за опору, приседать, ложиться на бок, поворачиваться на живот. Держась за барьер, переступает ногами и боком медленно идет. Многие дети начинают ползать на четвереньках, что позволяет им быстро добраться до нужного места или интересующего объекта. Этот навык является важным условием для формирования ходьбы к году жизни.

В восемь месяцев ребенок сам садится из положения на спине, слегка повернувшись на бок и оттолкнувшись одной рукой от поверхности. Однако пока еще не умеет сидеть подолгу, предпочитает упираться ручками, чтобы не упасть. Спина при этом согнута, чтобы было легче удерживать равновесие.

Малыш уже отличает близких людей от тех, кого никогда не видел или видел редко. Он не каждому позволяет взять себя на руки или трогать, отворачивается от чужих, часто с плачем. Описанная реакция страха на образ незнакомых людей является важным этапом его развития.

У ребенка появляется интерес к тому, что делают взрослые: он с любопытством наблюдает за матерью, которая выполняет домашнюю работу или пишет. Малыш реагирует на свое отражение в зеркале, завязывает с ним контакт – усмехается, заглядывает в глаза. В этом возрасте впервые появляется шепот, кроха открывает, что может говорить очень тихо, шептать и слушает себя с напряженным внимаем.
Восьмимесячный ребенок сам держит в руках излюбленные в этом возрасте печение, сухарик, корочку хлеба, осмысленно направляет их в рот, откусывает, подтягивает руки к чашке, которую держит взрослый, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 9 МЕСЯЦЕВ

В девять месяцев ребенок быстро и активно ползает в разные стороны, встает на колени, может играть, стоя на коленях, у дивана, стульчика. Передвигается вдоль опоры, придерживаясь только одной рукой, вполоборота, приставным шагом. Садиться, и сидит с ровной спиной, ножки при этом слегка согнуты. Функция кисти продолжает совершенствоваться: он может катать, вынимать, открывать, греметь, нажимать, сжимать. Если еще недавно предметы случайно выпадали из его рук, когда он видел что-либо более интересное, то сейчас малыш превратил этот процесс в веселую игру. Он целенаправленно роняет игрушки, изучает, как они падают, охотно повторяет это движение.

Девятимесячный карапуз на вопрос «Где?» указывает взглядом на знакомые предметы. Знает свое имя, на зов оборачивается, на чужое имя не реагирует. Уже может концентрировать внимание на тихих звуках: тиканье часов, сигнале телефона и слушать их продолжительное время.

Повышается выразительность речи ребенка и двойные слоги уже можно понимать как первые отдельные слова: «на-на», «да-да», «ба-ба», «па-па».

10-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 10 МЕСЯЦЕВ

Десятимесячный малыш быстро садится без помощи взрослого, сидит стабильно, с выпрямленными ногами и прямой спиной, может долго играть в такой позе, не теряя равновесия. Ребенок продолжает активно ползать на четвереньках, вставать у опоры и ходить вдоль ее приставным шагом, опираясь на пол всей стопой. Стопы у малышей плоские, так как своды стоп заполнены жировыми подушечками, а ноги часто имеют округлую форму. Это не должно волновать родителей, к 1,5 годам ось нижних конечностей исправиться под влиянием нагрузки. Ребенок с удовольствием ходит, если его водят с поддержкой за обе ручки, шагает как приставным шагом, так и чередующимся.

Функция рук продолжает улучшаться. Ребенок легко перекладывает предмет из руки в руку, ударяет друг о друга предметы разных размеров. Но самым главным в этом возрасте является формирование так называемого «пинцетного» захвата большим и указательным пальцами рук. Этот навык позволяет подбирать очень мелкие предметы (крошки хлеба, зернышки крупы, бусинки) и крепко, как пинцетом, удерживать их. Это начало координации движений пальцами, необходимое для развития в дальнейшем всей тонкой моторики.

Малыш начинает бросать предметы с замахиванием, а не просто выпускает их из рук как раньше. При этом он получает огромное удовольствие не только от звука падающей игрушки, но и от возможности активного влияния на нее. Чаще всего взрослые одобряют эту новую игру, их веселит поведение ребенка, они стимулируют его, подавая выброшенные предметы.

В 10 месяцев детки пробует повторять жесты взрослых: «пока – пока», «ладушки», «сорока кашу варила» и так далее.
Если несколько раз произнести слоги, то малыш воспроизведет их вслед за взрослым. Такая игра между ребенком и взрослым приравнивается к диалогу.

11-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 11 МЕСЯЦЕВ

Ребенок в этом возрасте легко залезает на диван, кресло, стул, спускается с них, подползает под препятствие. Многие детки в этом возрасте начинают самостоятельно ходить, но при этом часто падают. Поэтому основным средством передвижения продолжает оставаться ползание. Некоторые здоровые дети сразу начинают ходить, минуя ползание.

Малыш открывает для себя возможность достать желаемый предмет, потянув его на себя: он подтягивает машинку за веревочку, стаскивает скатерть со стола и так далее.

В 11 месяцев ребенок уже умеет есть из руки твердую пищу, пьет из чашки, удерживая ее обеими руками, но возможности пальцев кисти продолжают улучшаться. Формируется «щипцовый захват», с помощью которого он удерживает мельчайшие предметы. Разница в «пинцетном» и «щипцовом» захвате состоит в том, что в первом случае большой и указательный палец выпрямлены, а во втором случае – согнуты.

В этом возрасте ребенок пробует использовать усвоенные звуки и слоги для обозначения известных ему ситуаций, предметов, людей. Так, например, говорит «бу», когда играет с машинкой, или «ам-ам», когда видит маму, несущую еду. Многие малыши начинают выговаривать эти первые детские слова значительно позже.

12-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 12 МЕСЯЦЕВ

К этому возрасту большинство детей уже способно сделать несколько шагов без поддержки, а ползание используют в основном для игры. Если же ребенок передвигается, только держась за опору или руку взрослого, но невролог и ортопед не находят у него никаких нарушений, то это не должно быть поводом для беспокойства, малыш начнет ходить после года.

Детки в этом возрасте ходят широко расставив ноги, с легким наклоном вперед. Обращайте внимание на то, как ребенок ставит стопу: не должно быть опоры на пальцы и на внутреннюю поверхность ступни. Своды по-прежнему не определяются, так как заполнены жировыми подушечками.

Если в 11 месяцев малышу было безразлично, куда упадет брошенный им предмет, то сейчас он уже прицеливается: может вложить предмет в емкость, в руку взрослого, протащить через узкое отверстие.

Развитие речи сохраняется, как правило, на уровне 11 месяцев. Ребенок уже не издает бессмысленных слогов, а начинает произносить свои первые «детские» слова: ко-ко, гав-гав, ква-ква. Это начало настоящей человеческой речи.
Годовалому малышу нравится общаться с взрослыми и старшими детьми, у него формируется чувство юмора, он уже может пошутить. Он интересуется и своими сверстниками, однако пока дети только изучают друг друга, но не играют