Ежедневный уход за ребенком - библиотека - доктор комаровский. Купание и мытье новорожденного ребенка

Чтобы избавиться от сомнений, молодым родителям следует изучить все тонкости купания новорожденных .

Для чего купать ребенка

Большинство родителей уверены, что купать ребенка нужно прежде всего для чистоты. Однако помимо гигиенической составляющей регулярные водные процедуры оказывают широкое воздействие на организм и психоэмоциональное состояние малыша. Итак, купание обладает следующими свойствами:

Так как теплопроводность воды в 30 раз выше теплопроводности воздуха, даже небольшой, в 1-2°C, разницы между температурой тела и воды достаточно для достижения мощного закаливающего эффекта, превышающего таковой от закаливания воздушными ваннами. Этот эффект усилится при обливании малыша в конце купания прохладной водой с температурой на несколько градусов ниже той, в которой принимали ванну.

Купание новорожденного положительно влияет на нервную систему ребенка и его психоэмоциональное развитие. Перемещение из воздушной среды в водную и обратно приводит к стимуляции множества нервных рецепторов, находящихся в коже. При этом происходит тренировка и регуляция деятельности различных отделов нервной системы, достигается определенное равновесие и оптимизация их работы. Кроме того, купание обеспечивает получение ребенком ярких эмоций и впечатлений, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие. Использование различных водных игрушек по возрасту малыша и короткие занятия с ними в воде усиливают этот эффект.

Совершенствуется двигательная сфера ребенка. В воде двигаться труднее, чем на воздухе, благодаря ее повышенному сопротивлению. Бултыхая ручками и ножками, ребенок укрепляет мышцы своего тела, тренирует сердце, увеличивает силу дыхательных мышц. Наибольшего эффекта можно достичь при купании новорожденного во «взрослой» ванне, где ребенок может более свободно двигать конечностями и менять положение туловища. Очень полезно выполнение с младенцем небольших комплексов водной гимнастики.

Во время купания новорожденный теряет много сил и энергии, что способствует хорошему аппетиту и обеспечивает крепкий сон.

Нахождение в воде уменьшает или полностью снимает болевые ощущения, что помогает успокоить ребенка, например когда его мучают колики.

В процессе купания происходит дополнительное эмоциональное общение между ребенком и взрослыми, что положительно сказывается на развитии взаимоотношений между малышом и окружающими его близкими людьми.

Когда можно купать ребенка

Согласно рекомендациям отечественных педиатров купать новорожденного можно уже в день выписки из роддома – если прививка БЦЖ была сделана накануне, – или на следующий день – если БЦЖ была сделана в день выписки. До этого момента ребенка просто подмывают несколько раз в день после каждого стула. Купание противопоказано при любых острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, а также при наличии гнойничковых поражений кожных покровов.

Оптимальное время

Ответ на этот вопрос зависит как от особенностей ребенка, так и от ритма жизни всей семьи. Как правило, дети успокаиваются и крепко спят после водных процедур, в связи с чем купание часто проводят перед одним из вечерних кормлений. Для тех малышей, на которых купание действует возбуждающе, время приема ванны может быть перенесено на дневные и даже утренние часы. Важно, чтобы процедура начиналась не ранее чем через час после еды и не позже чем за 30–40 минут до очередного кормления.

В чем купать новорожденного

Удобнее всего купать ребенка непосредственно в ванной комнате. Оптимальная температура в помещении, где проходят водные процедуры, – 24–26°С. На скользкий кафельный пол лучше заранее постелить резиновый коврик, а на полке в пределах видимости установить часы, чтобы ориентироваться во времени.

Местоположение детской ванночки должно быть прежде всего удобным и достаточно открытым, чтобы обеспечивать взрослому свободный доступ к ребенку. Следует отметить, что в настоящее время на рынке представлено множество различных моделей ванночек для купания на любой вкус и кошелек. Например, ванночки с двойными стенками обеспечивают длительное поддержание температуры воды на исходном уровне, а встроенные термодатчики помогают осуществлять контроль за температурой.

«Горки» призваны помочь удерживать ребенка в ванночке, они бывают встроенными или съемными. Удобным может оказаться наличие в ванночке сливного шланга, благодаря которому не нужно будет переворачивать тяжелую ванну, чтобы вылить воду, – достаточно просто открыть слив.

Существуют даже пеленальные столы или комоды, в которые встроена емкость для купания. Для того чтобы во время процедуры взрослому не приходилось находиться в полусогнутом положении, придуманы специальные подставки под ванночки. Некоторые из них устанавливаются на пол, при этом ванна оказывается примерно на уровне пояса взрослого человека. Другие размещаются на бортиках взрослой ванны. В обоих случаях необходимо убедиться, что ванночка крепко закреплена на подставке.

Ванну, в которой купается ребенок , необходимо мыть горячей водой с мылом непосредственно перед каждой процедурой. Если ребенок купается во взрослой ванне, рекомендуется почистить ее с применением пищевой соды. В процессе купания дверь в ванную комнату можно держать слегка приоткрытой, конечно при отсутствии сквозняка, благодаря чему в ванной комнате не будет скапливаться слишком много пара. Тогда последующий переход ребенка из ванной в коридор не будет очень резким.

Вода для купания новорожденного

В настоящее время нет необходимости кипятить воду для купания грудничка при условии наличия централизованного водоснабжения. Однако если вы проживаете за городом и вода доставляется не из централизованных источников, кипячение воды обязательно как минимум в первый месяц жизни ребенка. Минимальное обеззараживание воды рекомендуется проводить до тех пор, пока пупочная ранка полностью не заживет, а корочка – не отпадет: как правило, это происходит к 2-3-й неделе жизни ребенка.

Для обеззараживания обычно используют раствор перманганата калия. Марганцовку разводят в отдельной емкости до получения насыщенного раствора, который затем процеживают через трехслойную марлю во избежание попадания нерастворившихся кристаллов на кожу крохи, что может привести к химическому ожогу. Процеженный раствор добавляют в ванну с водой до получения бледно-розового оттенка.

Купание новорожденного с добавлением марганцовки вызывает сухость кожи, поэтому ее перестают добавлять, как только пупочная ранка заживет, а корочка – отпадет.

В качестве обеззараживающих средств традиционно применяют также отвары трав – календулы, череды, ромашки. Для приготовления настоя стакан сухой травы заливается литром крутого кипятка, после чего настаивается в течение 3-4 часов. Затем полученный отвар процеживают через трехслойную марлю и добавляют в ванну. Применять отвары антисептических трав рекомендуют при появлении на коже ребенка потницы или пеленочного дерматита. Если же кожа малыша здорова, в добавлении трав нет необходимости.

Оптимальная температура купания новорожденного составляет 36-37°С. Для измерения температуры воды рекомендуется использовать термометр. Так называемый «метод локтя», т. е. опускание локтя взрослого в воду – при этом температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, – неточен вследствие разницы субъективных ощущений при изменении температуры воздуха и влажности в помещении.

Во «взрослой» ванне вода остывает довольно медленно. А при использовании детской ванночки лучше контролировать температуру воды при помощи термометра на протяжении всего процесса и при необходимости добавлять теплую воду. Для получения закаливающего эффекта температуру воды для купания можно снижать на один градус в 7-10 дней до 32-33°С.

Завершить купание новорожденного полезно обливанием прохладной водой из кувшина, ковша и т. п. Температура купания новорожденного при этом должна быть на пару градусов ниже той, в которой ребенок купался, например 34–35°С, если купание происходило при температуре 37°С.

Самое первое купание малыша не должно занимать больше 5–7 минут. К 2–3 месяцам это время увеличивается до 15 минут, а к полугоду – до 20 минут.

Для нормального психоэмоционального и двигательного развития и для укрепления здоровья ребенка грудного возраста необходимо купать ежедневно. В жаркое время года водные процедуры можно проводить дважды в день для предупреждения перегрева организма и профилактики потницы.

Гигиенические средства для детей

При купании новорожденного лучше использовать моющие средства, предназначенные именно для этой возрастной категории – на этикетке должна быть соответствующая пометка.

Перечислим некоторые из них:

Мыло детское – жидкое, в виде геля или твердое. Его основным отличием от обычных сортов мыла является минимальное содержание щелочи – нейтральность рН. В связи с этим детское мыло не вызывает нежелательного высушивания и раздражения кожного покрова. Купать новорожденного с использованием детского мыла или геля следует не чаще 1 раза в неделю, не считая регулярных подмываний. Во втором полугодии жизни, когда ребенок начинает активно ползать по квартире, возможно более частое использование моющих средств.

Шампунь. Используется с 2-4-недельного возраста для промывания волосяного покрова головы ребенка, как правило, не чаще 1 раза в неделю. Нужно отметить, что мыть кожу головы ребенка можно и с помощью детского мыла или геля для купания. Для размягчения и удаления гнейса – себорейной корочки на коже головы – перед применением шампуня можно использовать любое натуральное растительное масло.

Как купать новорожденного

Ребенка переносят в ванную комнату, по дороге рассказывая ему о предстоящем процессе. Погружение в ванну должно происходить постепенно, начиная с кончиков пальцев ног. Головку малыша взрослый придерживает рукой сзади под затылком (при положении ребенка на спине) или под подбородком – при положении на животе, которое возможно при купании в большой ванне. Если для купания используется маленькая ванночка, в нее могут быть установлены специальные горки, съемные или встроенные, которые позволяют управляться с мытьем ребенка одному человеку.

Для намыливания ребенка можно использовать детскую губку или махровую варежку, а можно намыливать кроху рукой. В первую очередь намыливается головка, которую затем обмывают аккуратными движениями ото лба к затылку. Затем намыливают ручки, ножки, животик, спинку, аккуратно перевернув кроху. В конце купания ребенка кладут грудной клеткой на ладонь взрослого и ополаскивают чистой водой из кувшина или ковшика. После этого кроху укутывают с головой в полотенце или теплую пеленку и относят на пеленальный стол для дальнейшего обтирания, обработки и одевания. Не нужно беспокоиться, если в ушки малыша попала вода. Для ее удаления можно использовать тонкие ватные турундочки – немного ваты, скатанной между ладоней в виде тонких колбасок, которые вставляют в наружный слуховой проход и через несколько минут извлекают обратно.

После купания

Если кожа ребенка здорова, после купания достаточно промокнуть ее насухо мягким полотенцем. При наличии опрелостей можно применить лечебный крем, например БЕПАНТЕН. Появление сухости кожи у здорового ребенка возможно при физиологическом шелушении, которое самостоятельно проходит к концу первого месяца жизни, а также при использовании для купания горячей или слишком жесткой воды, неподходящего средства для мытья или слишком частого его применения.

Для устранения этого явления после ванны применяется детский крем или молочко. Сухость кожи может являться также симптомом различных заболеваний, например атопического дерматита. В этом случае использование увлажняющих средств после купания обязательно, лучше всего – в соответствии с рекомендациями лечащего врача.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс купания должен проходить на фоне положительного эмоционального отклика ребенка: только в этом случае достигаются все те эффекты, о которых мы говорили вначале. При наличии у малыша отрицательных эмоций прежде всего самим взрослым необходимо настроиться на позитив и проанализировать весь процесс купания. Может быть, ребенку не подходит время процедуры или температура воды, его беспокоит слишком яркий свет или пугает шум воды из крана. Нужно разобраться в этом и создать для малыша индивидуальные, подходящие ему условия купания.

Ведь таким образом они возвращаются в такую приятную, милую их сердцу среду. Организуй этот процесс правильно, чтобы удовольствие было полным.

ШАГ 1. Купи необходимые аксессуары

Тебе понадобится детское мыло или средство для купания новорожденных, масло или бальзам для тела, перекись водорода и зеленка (для обработки пупка), защитный крем или мазь для попы. А также: мисочка для кипяченой воды и ватные диски (для умывания), ватные палочки (чтобы обработать пупок), мягкая щеточка для волос из натурального ворса и гребешок с частыми зубцами для вычесывания гнейса.

Новорожденных малышей лучше купать в чистой воде, без добавления трав. Ведь практически любая трава может вызвать аллергическую реакцию. Рискованные пробы лучше чуть-чуть отложить. Или начать с очень слабых отваров. Для этой цели подойдет ромашка, шалфей, череда. 2-3 столовые ложки сухой травы залей кипятком и дай настояться. Остуди и долей в воду для купания. Отвары этих трав обладают противовоспалительным и успокаивающим эффектом.

Специальные игрушки для купания помогут твоему малышу полюбить водные процедуры. Для шестимесячного крохи можешь купить резиновые фигурки животных. Ребенок будет пытаться дотянутся до них, поймать их в воде. Карапузу постарше можно предложить, например, водяную мельницу, которая крепится на стенку ванны. Забавы в воде вызовут у малыша массу положительных эмоций.

ШАГ 2. Выбери подходящее время

Купать новорожденных малышей нужно каждый день в одно и то же время, чтобы кроха привык к определенному режиму. Удобнее всего купать кроху вечером перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает – после водных процедур малютка быстрее уснет. И не неси карапуза в ванную сразу после того, как он поел – купание после еды может вызвать срыгивание.

ШАГ 3. Нагрей воздух в ванной

Температура воздуха в ванной комнате должна составлять минимум 23 ˚С. Это очень важно – ведь у новорожденных малышей система терморегуляции еще несовершенна. Если малыш замерзнет во время купания, эта процедура начнет ассоциироваться у него с неприятными ощущениями, и он будет бояться водных процедур.

ШАГ 4. Подготовься

Приготовь мягкое махровое полотенце, пеленку, чистую одежду. Ванночку помой теплой водой с мылом и окати кипятком. Набери воду (ее температура должна составлять 36-37˚С). На дно ванночки постели специальный коврик, предотвращающий скольжение, или специальную поролоновую подстилку для новорожденных.

ШАГ 5. Раздень кроху

После того как ты раздела малыша, заверни его в байковую пеленку. Умой карапуза ватными дисками, смоченными в кипяченой воде. Каждый глазик промывай отдельным тампоном. Ушки мой только снаружи. И ни в коем случае не используй для этого ватные палочки – ими можно травмировать ухо! Носик очищай ватными жгутиками, смоченными в теплой кипяченой воде или физиологическом растворе соли. Не забудь тщательно протереть все складочки на тельце новорожденного малыша.

ШАГ 6. Соблюдай спокойствие

Одной рукой придерживай новорожденного малыша под спинку (так чтобы голова малютки лежала у тебя на предплечье). Второй рукой сначала намыль и сполосни головку, потом помой животик, ножки и попу. Пупок, пока он не зажил, старайся не мочить. Если вода все же попала на пупочную ранку, промокни ее сухим ватным диском, а после купания обработай перекисью водорода и зеленкой. Во время купания обязательно разговаривай с карапузом, напевай веселые детские песенки. Это поможет малышу успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

ШАГ 7. Достань из воды

Промокни кожу новорожденного малыша полотенцем. Если пупочная рана еще не зажила, обработай ее согласно рекомендациям педиатра. Кожу малютки, которому еще не исполнилось три месяца, смажь детским маслом. Для старшего крохи можно использовать детский бальзам для тела. На попку нанеси крем или мазь, предохраняющую от опрелостей. Одень малыша. На полчаса можешь надеть детке тоненькую хлопчатобумажную шапочку. На этом гигиенические процедуры можно считать завершенными! Теперь малыша ждет вкусное мамино молочко и спокойный сладкий сон.

Не удивляйтесь. Мыть руки правильно умеет только 5% взрослых. А для детей необходимость процесса вообще не очевидна.

Добиться самостоятельного, без напоминаний, мытья рук ребёнком – задача не из лёгких. Попытка запугивания – обычная родительская тактика – срабатывает не всегда, потому что малыш ещё не способен устанавливать такие сложные взаимозависимости.

Хотя с особо впечатлительными детками это удаётся. В моей практике был только один ребёнок (к счастью один), панически боявшийся микробов. Почему к счастью? Потому что формирование фобий (психических проблем) вместо физиологических болей и расстройств – это не выход.

Остаётся единственный адекватный вариант – играть, сделав гигиеническую процедуру привлекательной.

Моем руки правильно

Купим мыло

  1. Детки 2-3 лет уже собственники. Пусть у ребёнка будет своё мыло, которое вы купите вместе с ним. Пусть мыло будет в красивом контейнере, приятно пахнущее и хорошо пенящееся, возможно фигурное (фигурки животных, предметов)
  2. Важно! Мыло должно быть безопасным для кожи малыша, pH-нейтральное, лучше специальное жидкое, содержащее не щелочные, а поверхностно активные компоненты. Они отлично смывают грязь, не нарушая природной защиты кожи. На мокром куске мыла могут остаться микробы. Чтобы оно побыстрее высыхало, подберите подходящую мыльницу с дырками для стекания воды.
  3. Полезно ли мыть руки детям антибактериальным мылом? В конкретных условиях, например, поездке, полезно. Только имейте ввиду: антибактериальное мыло подавляет и патогенную, и нормальную микрофлору. Поэтому небезопасно применять его постоянно.
  4. Можно мыть руки с мылом натуральным, ручной работы? Очень осторожно. В нём содержатся вытяжки из трав, мёд и прочие компоненты, способные спровоцировать аллергические реакции.

Алгоритм гигиенической процедуры

Повторимся.Как моем руки мы, взрослые? Это удивительно, но правильно моют руки лишь 5 % взрослых (источник – Мичиганский университет). Об эксперименте учёных Мичиганского университета рассказывает доктор Агапкин. И повторяет этот эксперимент.

Правило. Чтобы руки были чистыми, их надо мыть с мылом не менее 30 секунд.

Правило. Хотите научить ребёнка, учитесь сами правильно мыть руки. Он повторяет действия взрослого.

  1. Засучи рукава;
  2. Открой край (с помощью взрослого сделай тёплую воду);
  3. Намочи руки;
  4. Тщательно намыль руки мылом. Вымой ладошки, тыльную сторону, пальцы;
  5. Смой мыло водой;
  6. Сомкни пальцы рук в «замочек» и стряхни лишнюю воду;
  7. Вытри руки своим чистым полотенцем.

В детском саду индивидуальное полотенце обозначается определённой картинкой. Первоначально малыш ориентируется на неё. Дома полезно поступить также.

Полотенце обязательно просушивается. Следует помнить: полотенце отличная среда для микроорганизмов. Его сложно содержать идеально чистым. Выход: чаше менять.

Разговаривайте с малышом, умывая его. Умываться – хорошо, красиво, быть грязнулей – плохо, некрасиво. Не смущайтесь возрастом малыша: дети очень рано понимают «красиво – не красиво». Одна мамочка, показывая умытого (но не любившего умывание) ребёнка в зеркале, говорила: смотри, какой красивый парень!

Алгоритм в картинках

В каждом детском саду в группах раннего возраста имеется алгоритм мытья рук в картинках.

Полезно иметь картинный алгоритм и дома. Малышу раннего возраста, а также даунятам, ребятишкам с расстройствами аутического спектра и другими нарушениями образная опора чрезвычайно полезна (и в более позднем возрасте). Словесных инструкций маловато будет.

Сопровождение гигиенических процедур

Нашим мудрым народом придумано много присказок, поговорок, потешек, сопровождающих гигиенические процедуры ребёнка.

«Что бы было, что бы было, если не было бы мыла?

Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила!

И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»

Часть мы поместили на ролик.

Ребятам постарше помогут разобраться с необходимостью мыть руки с мылом детские обучающие мультфильмы.

Большинство ребят любят поплескаться в воде. Это обстоятельство тоже полезно использовать для выработки привычки мыть руки.

  1. Разрешите самостоятельно открывать кран, предварительно показав как сделать тёплую водичку.
  2. Приветствуется помывка пластиковой или резиновой игрушки для ванной.

Не браните малыша за пролитую воду и намокшую одежду. Со временем он всему научится.

Скажите, приучены ли ваши дети мыть руки? Например, перед едой или после прогулки. И делают все сами, без вашего очередного напоминания? Если все еще нет, тогда срочно принимайтесь воспитывать в ребенке сознательное соблюдение гигиены рук.

У взрослых, конечно, больше опыта и примеров из жизни, чем может грозить игнорирование правил личной гигиены. А как донести это ребенку? Если на каждое ваше напоминание «надо помыть руки» готов ответ: «Зачем их мыть – они и так чистые, я же ни за что не брался».

Почему нужно мыть руки часто?

Во-первых, вы должны снова и снова объяснять, что навык мытья рук не просто полезен для каждого человека (не зависимо от возраста), но и ценен для окружающих. Например, из-за одного ленивого несознательного ребенка может заболеть вся его семья, а еще – детки в садике или в школе.

Обязательно рассказывайте, что с грязных рук бактерии попадают на предметы, которыми пользуются многие люди (игрушки, посуда, ручки двери), а потом и взрослые, и дети заражаются и попадают в больницу с кишечной инфекцией. А если потрогать грязными руками лицо, то можно заполучить еще и заболевания кожи и слизистой глаз. Если вы когда-нибудь лечили у малыша ячмень, просто напомните ему, как больно и неприятно это было.

Во-вторых, постарайтесь демонстрировать правила гигиены лично. Ежедневно напоминайте ребенку, что руки нужно мыть:

Перед едой;

После посещения туалета;

По возвращении с прогулки на улице;

После общения с животными – даже с домашними, которые самые-самые чистые и ухоженные;

После чихания, кашля, общения с болеющим человеком.

После поездки в общественном транспорте следует протереть руки влажной дезинфицирующей салфеткой, если нет возможности промыть их с водой.

Как научить мыть руки?

Маленьким детям любой процесс может быстро наскучить из-за монотонности, отсутствия разнообразия действий и впечатлений. Если у вас с мытьем рук дело обстоит именно так, то попробуйте прибегнуть к хитрости.

1. Играйте во время мытья рук. Слова «надо» и «должен» несут агрессию и неприязнь. Выбросите их из лексикона! Лучше расскажите и покажите малышу, как мыть руки под «аккомпанемент» забавной потешки или веселой песенки. И успех будет гарантирован! Например, разучите такие стишки:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

2. Приобретите красивые аксессуары. Сейчас в магазинах детских товаров можно достать красивые мыльницы, детское мыло ручной работы в форме зверят, героев сказок или мультипликации. Еще пригодится яркое детское полотенце с интересным рисунком или вышивкой. Так что, ребенок с большим нетерпением будет ждать очередной возможности помыть руки.

3. Заведите в ванной стульчик. Обратите внимание на то, удобно ли ребенку находиться возле раковины. Может, он попросту не в состоянии дотянуться до крана или достать с высокой полочки мыло? Тогда имеет смысл поставить стул или табуреточку для малыша. Так он ощутит себя выше, взрослее, важнее, и процесс мытья рук будет даваться легко и без капризов.

Иди мой руки!

Родительскую обязанность объяснять детям, насколько важно мыть руки, можно сравнить с вечной борьбой двух противоположностей. Вы ежедневно доказываете, следите, приучаете. А малыш, что есть сил, сопротивляется и старается «увильнуть» от этой процедуры.

Конечно, в раннем возрасте дети не запомнят вашу лекцию о том, какие виды болезнетворных бактерий обожают поселяться на коже рук. Ваш рассказ про несметное количество бацилл на ладошках у малышей-грязнулек, которые не слушают старших, тоже мало впечатлит. В этом вопросе внимание нехочух 2-3-хлетнего возраста, скорее, следует акцентировать на том, что маме и папе будет намного приятнее видеть чадо с чистыми красивыми ручками, чем с грязными. И пускай настольной книгой у вас в этот период станет «Мойдодыр» Корнея Чуковского.

В процессе обучения мытью рук очень важно, чтобы ребенок запомнил последовательность действий.

Так, сперва нужно хорошо закатать рукава одежды. Далее смочить кисти водой. Взять в руки мыло и сделать много пены. Хорошенько промыть руки – как со стороны ладошек, так и с тыльной стороны. А еще между пальцами и под ногтями. Можно воспользоваться специальной щеточкой для рук. Потом тщательно промыть руки под струей воды от мыльной пены, обмакнуть полотенцем или просушить с помощью специальной сушилки.

Кажется, нет ничего сложного. Но, вот, почему-то с закатыванием рукавов малыши испытывают сложности. То ли забывают, то ли ленятся. А это приводит к тому, что ребенок ходит в мокрой одежде и переохлаждается.

Немаловажным элементом ухода за ребенком многие родители считают мыло. Кроме привычного детского мыла, появилась масса других продуктов из разряда моющих косметических средств для купания ребенка, производители которых не устают уверять потребителя в исключительной полезности, безопасности и, что особенно часто звучит в последнее время, – натуральности своих продуктов. Хотя, как известно, . Но самым частым и порой опасным заблуждением родителей является уверенность в том, что новорожденного ребенка нужно купать с мылом ежедневно целиком и каждый раз подмывать с мылом после дефекации.

Почему не нужно ежедневно мыть грудного ребенка с мылом

Во-первых, если ребенок и потеет, то еще очень слабо. Волос на теле, которые затрудняют смывание загрязнений, нет. Во-вторых, все твёрдые мыла, включая детские, − щелочные. Такая среда не полезна любой коже, особенно детской. Все жидкие мыла, даже на самых мягких ПАВ все равно обезжиривают кожу, как, впрочем, и твердые мыла. В этом и состоит . Но если у взрослого человека, который ведет активный образ жизни, в кожном сале содержится максимум 10% привнесенных загрязнений, то у ребенка их гораздо меньше. В-третьих, у кожи есть механизм самоочищения. Процесс самоочищения является результатом взаимодействия сальных и потовых желёз, микробиологического окисления кожи и слущивания клеток с её поверхности. Частицы пыли и грязи, смешиваясь с кожным салом и потом, переносятся и концентрируются, их органические остатки разлагаются, после чего удаляются с поверхности кожи вместе с роговыми чешуйками. С поверхности тела ежедневно отделяется около 10 грамм ороговевших клеток. Кроме того, кожа грудных детей слущивается и соответственно обновляется чаще, поэтому она такая нежная на ощупь. Но многие родители, не владея этой информацией, применяют к детям те же стандарты гигиены, которые привыкли применять к себе.

Типичные заблуждения о мытье детей мылом

1. Многие родители несколько раз в день моют своих детей с мылом, считая, что этим они защищают их от микробов.

На самом деле эффект от частого мытья, скорее всего, будет обратный.

Щелочное мыло может нарушать свойства кислотной мантии кожи, повышая риск развития инфекции. Так как кожа детей, по сравнению с взрослыми, производит мало кожного сала и пота, восстановление кислотной мантии их кожи требует больше времени. Поэтому, чтобы не нарушать защитные свойства кожи ребенка, мыло или моющие средства, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ), нужно применять как можно реже - только по необходимости.

2. После дефекации обязательно следует подмывать ребенка с мылом.

Вода не способна растворить масло (в данном случае кожное сало), − мыло способно. Но все водорастворимые загрязнения вода удаляет свободно. Таким образом, моча и кал полностью смываются с кожи. Если какие-то микроскопические частички успели поглотиться кожным салом, то в процессе слущивания они удалятся. Притом, что детская кожа в этом возрасте обновляется быстро. Но вместе с тем она сильно проницаема, ее роговой слой тоньше. И если систематически смывать с нее сало, что происходит благодаря мылу (особенно жидкому, которое действует очень быстро) − защитные функции кожи ослабеют.

3. Во время купания в ванне следует добавлять «мягкую» детскую пенку.

В подавляющем большинстве случаев для получения пены используются , причем «мягкие» ПАВы пенятся плохо сами по себе. Ребенок принимает ванну достаточно долго, и то, что все это время он находится, пусть даже и в слабом, но растворе ПАВ, не принесет ему никакой пользы. Кроме того, многие дети ведут себя в ванной достаточно активно, и во время игры глотают воду. А то, что вместе с водой в желудок попадают ПАВы, консерванты, отдушки и прочие составляющие таких продуктов, может отрицательно отразиться на здоровье малыша.

Как правильно мыть грудного ребенка

Нет необходимости мыть грудного ребенка с применением мыла чаще одного раза в неделю в жаркое время года и чаще одного раза в десять дней в холодное время года. Мыться без применения мыла можно сколько угодно раз. Проточная вода прекрасно удаляет пот с детской кожи.

Мыть малыша с мылом нужно под проточной водой. Идеальный вариант, когда в купании ребенка принимают участие оба родителя. Мама садится на край ванны и кладет ребенка себе на колени животом вниз. Папа, смочив кожу малыша струей из душа, наносит небольшое количество жидкого мыла для грудничков себе на ладони. Хорошо вспенивает, намыливает шейку и голову ребенка, и затем тщательно смывает пену водой. Потом, вспенив на ладонях мыло, намыливает спинку и ножки. Затем ребенка кладут на спинку. Папа снова вспенивает на ладонях мыло и намыливает ручки, грудь и животик. Тщательно ополаскивает. При таком подходе, мыло почти не наносит вред нежной коже грудничка, поскольку очень быстро удаляется с кожи. По такому же принципу можно мыть и твердым мылом, если ему отдается предпочтение.

Если жидкое мыло почти закончилось и дозатор уже не может выдать точное количество состава, следует взять новую упаковку. Поскольку очень важно знать, какое количество состава вспенивается на руках. Оставшееся мыло можно использовать в качестве интим-мыла для мамы. Детская пенка в этом качестве идеальный вариант.

Итог

1. Не стоит поддаваться на рекламные уловки производителей и накупать массу детской косметики, большая часть которой не только не принесет пользы ребенку, но и может оказаться вредной.

2. Нет никакой необходимости в ежедневном мытье грудного ребенка с мылом. Кожа малыша очень нежная и тонкая. Она в пять раз тоньше, чем у взрослого человека. А ее поверхность по отношению к массе и росту в 2,5-3 раза больше, чем у взрослого. Проницаемость кожи у детей раннего возраста значительно выше, чем у взрослого, и в то же время ее выделительная функция снижена. Поэтому не стоит без необходимости снижать ее защитные функции и подвергать стрессу, что происходит в процессе мытья с мылом.

3. Детская кожа активно слущивается, самостоятельно очищая себя.

4. Если малыш принимает ванну, не следует добавлять туда детскую пенку. Несмотря на все заверения производителей, она не может быть натуральной. Лучше купать ребенка в чистой воде. Если есть необходимость в получении терапевтического эффекта, например, расслабляющего, то можно добавить в воду отвар хмеля или экстракт хвои. А не разрекламированную пенку с расслабляющим или успокаивающим эффектом.

5. Во время купания в ванной дети часто заглатывают воду. Если вода содержит пенку, это может негативно отразиться на здоровье малыша.

6. Мыть ребенка с мылом лучше вдвоем, это позволит помыть его максимально эффективно и быстро.

Мытье и расчесывание - одни из основных и наиболее простых способов ухода за волосами. И очень важно делать это правильно, поскольку именно расчесывание и мытье волос выполняется большинством людей гораздо чаще остальных процедур....