Если ребенка обижают в саду советы психолога. Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду

Практически все малыши рано или поздно начинают посещать детский сад. Иногда родители вынуждены отправить кроху в садик еще в довольно-таки раннем возрасте, чтобы выйти на работу. И когда ребенок еще не умеет полноценно общаться со сверстниками и воспитателями, и не может рассказать родителям о возникающих конфликтах, нужно быть особенно внимательным. Ведь случаи, когда малышей обижают ровесники или даже взрослые – это, к сожалению, совсем не редкость. И сегодня мы обсудим, что делать если ребенка обижают в детском саду, а также как узнать об этом?

Как узнать, что ребенка в садике обижают ?

Родителям необходимо со всей внимательностью относиться к малышам, которые посещают детский сад. Важно прислушиваться к своим ощущениям. Ведь только мама и папа видят кроху каждый день, и понимают, как он обычно реагирует на различные ситуации. В том случае, если что-то в поведении ребенка изменилось, нужно присмотреться и анализировать причину.

Настораживающие моменты:

Резкий отказ посещать детский сад после благополучного периода посещения;

Ухудшения сна, нервозность;

Видимый страх резких движений (боится удара) или громких звуков;

Неожиданное недомогание, которое проходит после исчезновения угрозы похода в сад.

Стоит отметить, что далеко не всегда подобные признаки указывают на неприятности в саду. Иногда дети начинают хандрить или капризничать даже при полном благополучии садиковской обстановки. Ведь дома с мамой им кажется намного лучше.

Если ребенок уже разговаривает и может нормально коммуницировать, то понять обстановку в садике будет проще. Но задавать прямые вопросы малышу не стоит. Во-первых, он может легко нафантазировать, а во-вторых, такие расспросы могут сделать его закрытым, и он вовсе откажется что-либо рассказывать. Поэтому используйте игру для получения интересующей вас информации:

Поиграйте в садик. Пусть ребенок будет воспитателем, а вы выполняйте роль ребенка (детей). Ведите себя примерно, после начните баловаться, стукните другого ребенка, откажитесь есть или спать. Посмотрите, какой будет реакция воспитателя на случившуюся ситуацию. Совсем не обязательно проигрывать все интересующие вас моменты за один раз. Можете играть в садик регулярно, чтобы держать руку на пульсе.

Предложите ребенку помочь вам придумать сказку. В ней будет один главный герой – мальчик (или девочка), которые пошли в садик. Пусть ребенок поможет придумать события, с которыми сталкивается сказочный персонаж в течение дня. Если малыш затрудняется в построении связных текстов, попробуйте начинать предложение самому, чтобы он его продолжал (заканчивал).

Предложите ребенку нарисовать свой сад, воспитателя и няню, других деток. Внимательно посмотрите, какими получились нарисованные персонажи и на каком месте среди них находится ваш ребенок. Может малыш изобразил себя совсем маленьким или вообще предпочел «забыть» о себе? Дети на самом деле отлично выплескивают на рисунок эмоции, тревожность, злость и страхи. После такого сеанса рисования малыш может стать более спокойным и уравновешенным, а родители получат материал для размышлений.

Что делать, уже обижают малыша ?!

Ответ на этот вопрос зависит во многом от того, кто именно обижает малыша. Если обижают ровесники, стоит пообщаться на эту тему с воспитателем и заведующей детского сада, а также заглянуть на прием к психологу. Также можно поговорить с другими родителями. При наличии нескольких недовольных можно действовать группой, и есть шанс, что у вас получится повлиять на ситуацию. Так, нужно собрать подписи родителей и обратиться с заявлением к руководству детсада, настаивая на принятии соответствующих мер, которые обеспечат безопасность детей.

Иногда только беседы заведующей с родителями обидчика бывает достаточно для того чтобы справиться с проблемой. Но в некоторых ситуациях родителям приходится идти дальше: писать в вышестоящие органы, заручаться поддержкой психолога и/или врача. Помните, что только от вас зависит психологическое и физическое здоровье вашего ребенка, и в ваших силах помочь ему справиться со сложившейся проблемой.

Если малыша постоянно обижает кто-то из детей посоветуйте ему не играться с обидчиком и при конфликтах тут же обращаться за помощью к воспитателям. Также напоминайте крохе, чтобы он обязательно рассказывал вам о случившихся ссорах.

Если в садике обидчиком ребенка стала воспитатель или няня, обязательно обратитесь к их непосредственному руководству. Опять-таки, уже только одного этого шага может быть достаточно для нормализации ситуации. Если в группе проблемы есть не только у вашего малыша, шансов на положительное решение вопроса становится гораздо проще. Но если неприятности возникают только у вас, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, возможно, у ребенка есть определенные проблемы с адаптацией к детскому садику.

Иногда родителям проще справиться с проблемами, возникающими у детей в саду, путем перевода в другую группу или другое дошкольное учреждение. Возможно, такое решение вопроса будет для вас самым удобным, поможет сэкономить время и нервы.

Но помните, что за ненадлежащее выполнение своих обязанностей работники детского сада несут ответственность. Поэтому при возникновении серьезных конфликтов не задумывайтесь. Воспитателя, который жестко обращается с детьми, должны отстранить от работы. И в этом может помочь заведующая или вышестоящие органы.

Когда мы только собирались идти в сад, я очень боялась, что его там будут обижать другие дети. У меня парень вообще прошлым летом был спокойным, никогда никого не обижал, не забирал игрушки и всегда во всем уступал.

Поступление в сад

И вот пришла пора идти в садик. Много деток в группе было из нашего двора. Один мальчик, я точно знала, что дерется и кусается, даже во дворе при своих родителях. Я думала, что же будет в саду при минимальном присмотре?

Поступление в группу новых детей происходило так. Их принимали по 2 человека в неделю. Наша очередь уже была на конец сентября. От других родителей я уже знала, что несколько девочек у нас в группе кусаются, дерутся и толкаются.

И вот пошли мы. Я первые дни его всего обсматривала, пытаясь найти «следы преступления» от других детей. Но их не было. Через месяц воспитательница уже сказала, что мой сын научился давать сдачи.

Однажды я пришла его забирать, а у него на лбу шишка, воспитательница сказала, что его девочка ударила лопатой. У нас вообще в группе девочки намного агрессивнее, чем мальчишки. Ваня ей сказал, что если ты меня еще раз ударишь, то я с тобой не буду разговаривать и спать. А они спят на соседних кроватях. Как ни странно, на нее это подействовало. Сейчас они лучшие друзья.


Разобраться в ситуации, если ребенка обидели

Конечно, сразу же хочется дать сдачи тому, кто обидел твоего ребенка. Но чаще всего конфликты возникают не на ровном месте. Дети бывают порою более жестоки, чем взрослые. Чтобы решить мирно ситуацию определитесь, почему она возникла.

1) Насмешки из-за внешнего вида

Дети могут обсмеять другого за то, что тот как-то не так одет или у него нет крутой машины. Но это более в старшем возрасте, а в 3 года конфликты случаются чаще всего из-за того, что они не могут поделить территорию или игрушку.

В ситуации с игрушками должен следить за этим воспитатель. Объяснять, что нужно делиться и уступать, а не решать дело кулаками.

А если же над ребенком смеются из-за прически, торчащих ушей или некрасивой одежды, то родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы это дело исправить. Изменить прическу, купить модные вещи, т.к. для детей выглядеть не хуже, чем другие, очень важно.

2) Насмешки из-за поведения

Дети порой могут вести себя плохо с другими детьми, если те более спокойны, тихи и неразговорчивы.

Решением может быть воспитание в детях уверенности, говорите ему, какой он у вас хороший, умный, сильный. Учите его чему-то, что сможет удивить других детей, тогда он будет чувствовать себя намного увереннее в коллективе. Можно его отдать на танцы, гимнастику или другую спортивную секцию.

Отказ от сада


Дочь моей подруги отказывается сейчас ходить в детский сад. Ее мама долго не могла понять, почему так происходит. А потом выяснилось следующее. К ним в группу пришла новая девочка, которая была агрессивно настроена ко многим в саду. Она за любую мелочь могла вцепиться зубами, причем так, что воспитательница могла с трудом разжать их.

В итоге Алинка не захотела ходить в эту группу вообще. Тогда мама решила подойти к ситуации самым серьезным образом. В течение недели она выпытывала у дочери истории, когда возникали у нее конфликты с детьми.

Как быть?



1) Научить реагировать на агрессию.

Ребенок в три года не знает, как решать конфликты, кроме как слезами или кулаками. Поэтому нужно подсказать ему. Как реагировать в той или иной ситуации.

Я думаю, что сначала нужно попробовать решить все словами. Говорить: «Не трогай меня», «Меня нельзя бить и обижать». Все это нужно говорить уверенным голосом с гордо поднятой головой, глаза в глаза.

2) Физические действия

Я не люблю физические расправы. Но иногда они бывают действеннее любых слов. Я с годика объясняю, что девочек бить нельзя ни в коем случае. Но мальчикам, если те достали, можно дать сдачи.

Племянницу моя сестра всегда учила так. Сонечка, деток обижать нельзя, бить нельзя. Несколько раз она в саду все-таки получила. На что ей мама ответила: «Ты скажи, что если тебя еще раз ударят, то ты дашь сдачи». А мы с Сониной крестной ей посоветовали по-другому: «Соня, ты сначала, дай в лоб, в следующий раз не полезет». Я думаю, что в некоторых случаях это наиболее подходящий метод.

Выводы


Слова могут быть действеннее силы. Но все же ребенок должен знать все допустимые реакции на обиду. Каждый день, забирая его из сада, спрашивайте, как прошел день, что было в саду.

Пусть ребенок знает, что вы его тыл и всегда придете на помощь. Зная, что его беспокоит, вы сможете быстро среагировать на ситуацию. Учите его навыкам общения со сверстниками, разговаривайте с ребенком и воспитателем об отношениях в коллективе, и тогда вы сможете легко помочь ребенку в решениях конфликтов.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

  • Заниженная самооценка. Это, пожалуй, самый главный фактор. Авторитет ребёнка среди сверстников складывается из его самооценки. Заниженная самооценка приводит к низкому авторитету среди сверстников. Ребёнок с низким авторитетом всегда будет жертвой в любом коллективе.
  • Особенности характера и поведения. Чаще других подвергаются травле замкнутые, тревожные, пугливые, застенчивые, неуверенные в себе, чувствительные, склонные к одиночеству и депрессии, чаще своих ровесников думающие о самоубийстве дети.
  • Особенности внешности. Если ребёнок рыжеволосый, полный или носит очки, у него гораздо больше шансов привлечь внимание обидчиков. Но даже идеальная внешность, отсутствие в ней каких-либо особенностей не являются гарантией того, что ребёнка не подвергнут травле.
  • Принадлежность к другой расе или национальности. Имея особенности внешности и поведения своего народа, такой ребёнок, безусловно, будет отличаться от основной массы детей.
  • Физические недостатки, проявления болезни. Например, хромота, нервные тики, большие родимые пятна и т. д.
  • Дефекты речи или её особенности. Заикание, плохое произношение звуков, иностранный акцент.
  • Уровень физической подготовки. Этот пункт больше относится к мальчикам. Если ребёнок слабее ровесников, неуклюжий, отстаёт по физкультуре, плохо играет в активные игры и т. д., он, несомненно, лёгкая добыча для обидчиков. Но даже мальчик-спортсмен может стать жертвой травли, ведь в школе всегда найдётся кто-то более сильный, например, старшеклассник или кучка хулиганов из школьной банды.
  • Успеваемость. Тут достаётся и двоечникам, и отличникам, так как они, хоть и по-разному, но отличаются от основной массы детей. Не любят ни тех, ни других.
  • Слабое здоровье. Из-за частых пропусков занятий ребёнок не имеет друзей, так как ни с кем не успевает выстроить близкие отношения.
  • Отсутствие друзей. Одному ребёнку нравится общаться со сверстниками, своё свободное время он предпочитает проводить с ними. Другому вполне комфортно наедине с самим собой, он не стремится к общению и развлекается в одиночку. У ребёнка-изгоя часто такого выбора нет, с ним не хотят дружить из-за его статуса. Дети-одиночки (и добровольные, и вынужденные) рискуют стать жертвой травли гораздо больше, чем те, кто проводит свой досуг в компании. Обидчику легче и безопаснее дёргать одиночку, зная, что за него никто не заступится. Задирать ребёнка, который в данный момент общается с другими детьми, опасно: можно навлечь на себя гнев сразу нескольких людей, которым обидчик помешал. Задирать ребёнка, у которого есть друг или даже своя компания, тоже глупо: не исключено, что обидчик настроит против себя всю компанию. Так что друзья и приятели ребёнка – это его маленькая армия.
  • Новый коллектив. Новичку не так-то просто завоевать авторитет среди сверстников, так как роли в устоявшемся коллективе обычно уже распределены (авторитетные «старички» не горят желанием пустить в свои ряды ещё одного конкурента). К тому же, у других детей уже выстроены дружеские отношения, а новичок пока один.
  • Необычные имя или фамилия ребёнка. Они также служат приманкой для обидчиков.
  • Низкий социальный статус семьи. Часто дети знают не только самого ребёнка, но и его семью. Ребёнок из бедной, многодетной или неблагополучной семьи, у которого родители трудятся на непрестижных работах или страдают алкоголизмом, менее привлекателен для сверстников и рискует стать жертвой травли. Дети богатых и влиятельных родителей гораздо популярнее среди сверстников, с ними хотят дружить, их опасаются задирать. Видимо, здесь играет роль не только ореол богатства и успешности, который окружает ребёнка, но и подсознательно предполагаемая мощная поддержка со стороны влиятельных родственников, которые при желании могут причинить обидчику большие неприятности. Таким образом, авторитет родителей или других родственников влияет на авторитет ребёнка (меняет его в лучшую или худшую сторону).
  • Одежда, аксессуары, игрушки. Если ребёнок выделяется среди других детей заношенной, дешёвой, некрасивой одеждой, отсутствием вещей, которые в данном коллективе есть практически у каждого (например, мобильный телефон, планшет и т. д.), то от этого может страдать и его статус (ребёнок выглядит как выходец из бедной семьи). Зато в глазах сверстников привлекательны те, кто обладают вещами (одеждой, игрушками, электроникой и т. д.), о которых другие дети пока только мечтают. Ведь хорошее общение со счастливым обладателем крутой вещицы даёт шанс, что удастся её поближе рассмотреть и даже испробовать её действие.
  • Неряшливость. К ней можно отнести несвежую одежду, дефекты на ней и на обуви (дырки, потёртости, заплатки, швы на месте дыр и т. д.), поношенные грязноватые вещи (портфель, пенал и т. д.), обросшую причёску, грязные ногти, кожу, уши, волосы, неприятный запах от одежды или тела. Также других детей могут оттолкнуть педикулёз и различные кожные заболевания.
  • Гиперопека родителей. Как можно стать самостоятельным, научиться чему-либо, если кто-то постоянно за тебя всё делает, жёстко контролирует каждый шаг? Гиперопека – это, безусловно, очень плохо, ведь в таких неблагоприятных условиях развивается характер ребёнка (гиперопека отражается на нём негативно). Родителям нужно срочно исправлять свою ошибку. Но даже если вы подозреваете себя в гиперопеке, ни в коем случае не демонстрируйте её при чужих детях. Какое у них сложится впечатление о вашем ребёнке, когда они увидят, как мама с ним носится? Несамостоятельный неумёха, ничего не может сделать сам, без мамы и шагу не ступит. Не исключено, что после такой демонстрации дети станут хуже относиться к вашему ребёнку.
  • Непрофессионализм педагогов. Для детей мнение значимых взрослых очень важно (значимыми взрослыми для ребёнка, к примеру, могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т. д.). И учитель, и воспитатель легко могут спровоцировать травлю ребёнка, если в присутствии других детей начнут негативно отзываться о нём или каким-либо другим образом демонстрировать своё неодобрение. Поэтому и слова, и действия в адрес детей должны быть предельно корректны.

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

  1. По закону каждый ребёнок имеет право жить в безопасной среде, способствующей его росту и развитию. Унижения, оскорбления, побои и т. д. со стороны других людей (и взрослых, и детей) – это нарушение прав вашего ребёнка, а значит нарушение закона.
  2. Существует немало учреждений, которые обязаны обеспечить соблюдение прав каждого ребёнка. В первую очередь, это организации, занимающиеся воспитанием и обучением детей, то есть детские сады и школы. Также существуют учреждения, которые следят за тем, чтобы дети, права которых нарушены, были защищены, а нарушители их прав – наказаны. К примеру, это различные социально-реабилитационные центры для детей и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Видите, как много у вас потенциальных защитников?
  3. Обращаясь за помощью, не начинайте с порога «качать права» и требовать. Именно просите о помощи, а не требуйте её. Не исключено, что сотрудник учреждения проникнется вашей ситуацией и искренне захочет помочь ребёнку. Но если вы успеете испортить с ним отношения, вам будут помогать исключительно по обязанности. Или найдут повод отказать в помощи. Сначала попробуйте добиться желаемого добром. А вот если откажут, тогда можно и потребовать.
  4. Не взваливайте решение проблемы на плечи своего ребёнка. Некоторые родители рассуждают так: «Пусть сам учится нормально общаться со сверстниками и разрешать конфликты с ними». Проблема слишком сложна (практически неразрешима) для ребёнка. Такие вещи должны контролировать взрослые. Хорошо, если это будут не только родители, но и психолог.
  5. Те родители, которые бездействуют из-за предрассудков типа «жаловаться нехорошо», кто боится прослыть скандалистом и доносчиком, оберегают своё спокойствие за счёт сильной душевной боли своих детей. Такие родители бездействием фактически помогают хулиганам изводить своего ребёнка. Забота родителя – защитить своего отпрыска от морального и физического насилия. Пересильте свои растерянность, страх и нежелание действовать. Если нужно обратиться к директору школы, значит обращайтесь к директору. Если необходима помощь полиции, значит обращайтесь в полицию. А если кому-то из окружающих это не нравится, то, скорей всего, благополучие вашего ребёнка их совершенно не волнует. Пусть думают, что хотят. Давайте правильно расставлять приоритеты.
  6. Разберитесь, что это за конфликт. Случайная ли это ссора или травля, насколько серьёзен причинённый вашему ребёнку вред. Действительно, в некоторых «лёгких» случаях родителям можно ничего не предпринимать. Например, если это случайная ссора, обычно обидчик и его жертва нормально общаются друг с другом и после ссоры, скорей всего, отношения наладятся, и вред причинён небольшой (к примеру, один обозвал другого). Но если ребёнка избили или он стал объектом для травли со стороны других детей, тогда родителям нужно срочно принимать меры.
  7. Не выясняйте отношения с обидчиком и его родителями сами. Лучше это сделать через посредников (воспитателя, классного руководителя и т. д.). Помните, вы не имеете права трогать чужого ребёнка! Иначе проблемы с законом будут уже у вас. Даже гневные слова, брошенные в адрес чужого отпрыска, могут иметь для вас неприятные последствия.
  8. Сообщите о проблеме тому взрослому, который непосредственно отвечает за благополучие вашего ребёнка. Если его обижают в детском саду, сообщите воспитателю. Если в школе – классному руководителю. Если в спортивной школе – тренеру. И так далее. Часто проблему удаётся решить уже на этом уровне.
  9. Если проблема не решена, напишите заявление на имя администрации учреждения (то есть на имя заведующей детским садом, директора школы и т. д.). В заявлении опишите ситуацию, попросите оградить вашего ребёнка от обидчиков и принять меры в отношении последних. Если вас будут отговаривать от подачи заявления, не ведитесь на эти уговоры. Заявление – это документ, письменное подтверждение того, что вы поставили администрацию учреждения в известность о конфликте. Есть заявление, значит должны быть приняты меры. Если заявления нет, всегда можно сказать, что меры не приняты, потому что родители не обращались.
  10. Если после этого ребёнка по-прежнему продолжают обижать, не верьте уверениям администрации детского учреждения, что они сделали всё возможное для разрешения конфликта. У них есть возможности урезонить хулиганов, но для этого придётся «вынести сор из избы». А этого делать не хочется («как бы чего не выплыло наружу»).
  11. Также на страже прав и интересов ребёнка стоят социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи семье и детям. Обратившиеся в такой центр получают комплексную помощь. В первую очередь, с ними работает психолог. Он не только оказывает ребёнку психологическую помощь, но также выясняет скрытые причины конфликта с другими детьми и даёт рекомендации, как правильно из него выйти. С обидчиками и их родителями также проводится работа (по профилактике дальнейших правонарушений). Такие центры контактируют с детскими садами, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, так как иногда проблемы клиентов можно решить только совместными усилиями этих учреждений.
  12. Если ребёнка избили, нужно как можно скорее (желательно в этот же день) снять побои. Для этого необходимо обратиться в травмпункт, а при средней и высокой степени тяжести телесных повреждений незамедлительно вызвать скорую. Если адрес травмпункта вам неизвестен, позвоните в любую больницу (лучше в регистратуру или справочную), узнайте, где находится травмпункт (или другое учреждение, где можно снять побои). В травмпункте врач обследует ребёнка, окажет ему первую медицинскую помощь и выдаст справку. В ней, в числе прочего, будут перечислены все телесные повреждения и указано точное время обращения за медпомощью. Обязательно проверьте наличие в справке подписи врача и печати лечебного учреждения. Без них документ будет недействителен.
  13. Итак, если обращение в детское учреждение результата не принесло, или ребёнка обижают не на территории детского учреждения (например, на улице), идите в полицию и пишите заявление. Для него достаточно не только нескольких ссадин и синяков, но даже и одних угроз. Предъявите в полиции справку из травмпункта (если она есть). В заявлении нужно описать ситуацию и указать как можно больше информации о хулиганах (если она вам известна, конечно): их фамилии, из каких они классов или школ, где проживают и т. д. Сотрудники полиции поставят обидчиков на учёт, будут вести с ними профилактическую работу и периодически их контролировать. Возможно, хулиганов отправят в спецучреждение для несовершеннолетних правонарушителей. После вмешательства полиции проблема, как правило, исчезает.
  14. Если сотрудник полиции отговаривает вас от подачи заявления (ведь этим вы добавите ему работы), проявите настойчивость. Причём пусть вам поставят пометку о том, что заявление принято такого-то числа. Так оно не сможет «потеряться».
  15. Если в полиции не хотят брать заявление, обращайтесь в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов. В заявлении укажите, что сотрудник полиции такой-то отказался его принять. Можно отослать копию заявления в районное управление образования.
  16. Пока ваши действия не принесли результата, постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребёнка от нападок хулиганов (например, встречайте его из школы).
  17. В таких сложных ситуациях большую пользу могут принести и современные технические устройства. Сейчас практически всем детям родители покупают мобильные телефоны. Есть модели, оборудованные тревожной кнопкой. Есть телефоны с функцией слежения за ребёнком. С помощью таких устройств можно и увидеть, где сейчас ваш ребёнок, и услышать происходящее вокруг него. Диктофон можно включать автоматически. Это очень удобно, так как есть возможность сделать запись угроз или оскорблений. А это уже доказательства, а не просто слова, которые, как говорится, «к делу не пришьёшь».
  18. К сожалению, иногда приходится переводить ребёнка в другое учебное заведение. Поэтому заранее разузнайте о школах, куда его можно будет перевести, если проблема так и не решится.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать: в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество - малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности - у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Такие «признаки» могут уже быть результатом запугивания и даже шантажа, и оставлять ситуацию «как есть», мол, «само рассосется», ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка защищать себя как можно быстрее, пока ситуация не стала критической.

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду

Для удобства «защитные» советы расположены в виде списка. Вы можете использовать какую-то одну рекомендацию или несколько сразу. Главное, подберите такие, которые помогут вашему малышу. И помните, что на самом деле ситуация, когда обижают ребенка, всегда индивидуальна. Поэтому решение о том, что делать, если ребенка обижают в детском саду, нужно предпринимать исходя из вашего конкретного случая.

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель - ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша. Если разговор с воспитателем не даст результатов, вы вправе обратиться к администрации детского сада. Ведь существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва. Вот один из пунктов этого Приказа:

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе - действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Следующие разделы статьи посвящены тому, как научить ребенка защищать себя в садике и на детской площадке.

Как реагировать, если ребенка обижают, и как научить его защищать себя

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача - настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке - он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка - полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека - добрый он или злой, внимательный или нет».

Зная, что делать, если ребенка обижают сверстники, вы сможете уберечь малыша от очень серьезных душевных травм.

Что делать, если ребенка обижают во дворе или на детской площадке

Первое, что вам надо сделать, что если ребенка обижают во дворе - это постараться понаблюдать за ситуацией так, чтобы дети этого не заметили. Вы сможете со стороны увидеть, что происходит. Не бросайтесь сразу с обвинениями, не рубите с плеча - сначала попробуйте во всем разобраться.

Если обижают за отсутствие «модных» вещей, не берут в игру, потому что у малыша нет какой-то популярной вещицы, ситуацию легко исправить. Просто интересуйтесь, чем увлекаются современные детки, старайтесь, чтобы ваш малыш не расстраивался по таким «мелким поводам».

Если ребенка обижают на детской площадке или в саду, загоните свои собственные тревоги, личный опыт и переживания «в дальний угол» и не выставляйте напоказ свое возмущение и гнев. Малыши очень остро реагируют на тревожность родителей и начинают еще больше переживать. А ведь, возможно, все ваши страхи - это ваши страхи, малыш не очень-то и нервничает и реагирует на дразнилки и обиды гораздо спокойнее, чем вы думаете. Если же вы ощущаете, что у ребенка реальные проблемы, действуйте!

Тактично расспросите ребенка. Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей. Попробуйте спроецировать ситуацию малыша на себя, заменив «детские» проблемы своими «взрослыми». Вряд ли вы сами будете спокойны, когда начальник в грубой форме делает вам замечание. Или хулиган в полутемной подворотне пытается вырвать у вас из рук сумку. Или в общественном транспорте незнакомый гражданин хамит и издевается над вашей внешностью. Позволить себе «не обращать внимания» может человек с сильной волей, умеющий спокойно и твердо отвечать на то, что нас оскорбляет или задевает. Малыш пока делать этого не умеет, его надо научить, надо помочь ему обрести уверенность, поверить в себя. Лучший способ - личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас - пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Статья прочитана 15 840 раз(a).

Если Вы вдруг узнали что Вашего ребенка обижают другие дети в садике или школе, то, естественно, Ваш первый порыв – лично пойти и разобраться с обидчиками: всыпать им ремня или жестко побеседовать с их родителями. Однако действия в порыве злости и праведного гнева могут не только не помочь Вашему ребенку, но даже навредить ему еще больше. Очевидно, что Вы хотите изменить сложившуюся ситуацию в лучшую для Вашего ребенка сторону, но и делать это нужно с умом.



Итак, первое, что Вам предстоит сделать – это трезво разобраться в ситуации. Вашего ребенка сверстники могут задирать по разным причинам. У Вас какая-то нестандартная фамилия, которая кажется другим детям смешной, у ребенка есть дефекты речи или внешности, другие дети считают его «немодным» и «некрутым». Все это может стать объектом для издевательств и насмешек.

Как помочь ребенку в этих ситуациях? Ну, скажем прямо, с фамилией Вы ничего не поделаете, поэтому нужно постараться изменить не саму фамилию, а отношение к ней у ребенка и его сверстников. Или, например, попросить педагогов, чтобы Вашего ребенка чаще называли по имени, не давая, тем самым, другим детям повода поиздеваться. Дефекты речи, особенно в раннем возрасте, с успехом решит логопед и чем раньше Вы к нему обратитесь, тем больше неприятностей и обид сумеете избежать.

Внешний вид очень важен для детей. В меру своих возможностей постарайтесь все же приобрести для ребенка несколько «модных» вещей или аксессуаров. Если у Вашего ребенка, например, слишком оттопырены уши, то спрятать этот дефект поможет соответсвующая прическа. Если же проблема кроется, например, в лишнем весе, то с помощью диетолога Вы можете составить для ребенка более здоровый рацион, а с помощью физических нагрузок лишние килограммы постепенно уйдут. К тому же, Ваш ребенок не только избавится от насмешек, но и станет более здоровым.

Часто дети стают объектами постоянных издевок со стороны сверстников потому что они слабее, скромнее. Вы можете помочь своему ребенку, развивая в нем уверенность в себе и своих силах. А подтянуть физическую форму помогут занятия спортом. И не обязательно сразу же отдавать ребенка в секцию боевых искусств, можно подобрать и другой вид спорта, например, плавание, футбол, баскетбол, спортивные танцы.

В школе причиной постоянных притеснений может стать все что угодно, вплоть до музыкальных предпочтений Вашего ребенка. В этом случае Вам важно объяснить своему ребенку, что он не должен идти на поводу у коллектива, не должен менять свои вкусы и предпочтения только потому, что кому-то это нравится. Сильная, уверенная в себе личность, чувствуется издалека и мало кто отваживается такую личность притеснять или ущемлять.

Объясните ребенку, что хорошая успеваемость может стать козырем в его рукаве. Быть «зубрилой» и «заучкой» ребенку вовсе не обязательно, но ученики с хорошей успеваемостью всегда пользуются уважением коллектива – ведь они знают правильные ответы к задачам и могут помочь. Поэтому и Вы можете приложить усилия к улучшению успеваемости Вашего ребенка. Вместе занимайтесь уроками, смотрите развивающие телепередачи, возможно, наймите репетитора, чтобы подтянуть ребенка по некоторым предметам.

Когда ребенка обижают в детском саду или школе, это приводит к тому, что малыш отказывается туда ходить, у него копится обида и злость на сверстников. Ребенок замыкается в себе, чувствует себя несчастным. Некоторые дети могут начать хвастаться, лгать, ябедничать или даже мстить своим обидчикам. Другие же могут начать всеми силами стремиться попасть в ту компанию, в которой его не принимают, ведь получить свое место в «стае» для ребенка очень важно. Сигареты, спиртное, наркотики – вот чем могут окончиться подобные стремления. И Вам, как родителю, следует быть особенно внимательными и осторожными.

Школьники особенно остро реагируют на вмешательство родителей в их «личную жизнь». И если Вы со скандалом пойдете жаловаться директору или педагогу, то вся школа быстро об этом узнает и у Вашего ребенка проблем может только прибавиться. Его станут дразнить «маменькиным сынком» или «маменькиной дочкой», а это вновь может привести к конфликту. Но, возможно, спокойная конструктивная беседа со школьным психологом или классным руководителем поможет решить конфликтную ситуацию.

Все же, иногда обстановка складывается так, что перевести ребенка в другой садик или школу – единственно возможный выход из ситуации. Но Вам важно позаботиться о том, чтобы на новом месте учебы у ребенка сложились более комфортные отношения со сверстниками. Вместе с ребенком прочувствуйте, что «жизнь начинается с нового листа» и постарайтесь в полной мере использовать этот шанс.