Если ребёнок постоянно кривляется. Почему ребенок кривляется

Каждый ребенок не прочь иногда покривляться, изобразить из себя кого-то. В этом нет ничего плохого, когда это в рамках игры или забавы. Но если ваш ребенок каждый раз, когда необходима сосредоточенность и серьезность, или когда он находится на людях, ведет себя как обезьянка или клоун, и при этом остановить его практически невозможно, то это уже повод задуматься, что происходит между вами и им. Кривляние - всегда свидетельство некой психологической дисгармонии, которую ощущает ваш сын или ваша дочь.

Какие могут быть причины кривляния и что делать:

1. Кризис 7 лет, который может начать проявляться гораздо раньше 7 лет. Этот период характерен тем, что ребенок меньше интересуется прежними играми и игрушками, и он больше хочет быть самостоятельным, важным. И поэтому он стремится подражать взрослым, что очень часто выражается в манерности, а порой, в кривлянии. Этот кризис психологи часто называют «потерей детской непосредственности» . Кривляние служит для ребенка своего рода защитой от неудач (взрослым стать не так-то просто в его возрасте) или протестом против взрослых, которые не воспринимают его повзрослевшим.

Что делать: родителям, прежде всего, нужно уважать своего ребенка, принять, что он уже вправе иметь свою точку зрения, выражать и отстаивать ее. Запаситесь терпением. Ведь ваш сын или ваша дочь еще не всегда могут до конца сразу осознать, чего они хотят. И поэтому их мнение может резко измениться в совершенно другую сторону. Старайтесь не обращать внимание на кривляние. Иногда можно сообщить, что вам не нравится это кривляние, и выглядит это совсем некрасиво. Постепенно, ин ша Аллах, ребенок сам поймет какое поведение адекватное в разных ситуациях, а какое нет.

2. Высокочувствительные, впечатлительные дети используют кривляние как защиту от всего, что их пугает. При этом родители-то как раз могут себя вести адекватно, но ребенок в силу индивидуального восприятия происходящего, пропуская события через свое понимание сообразно со своей психикой и нервной системой, может истолковывать действия родителей совершенно иначе, понимая строгость как нелюбовь, а отказ — как отторжение.

Что делать: для начала родители должны разобраться, относится ли их чадо к высокочувствительным детям, и, если это так, то ни в коем случае нельзя такого ребенка ругать за кривляние. Помогите ребенку научиться по-другому перерабатывать впечатлившую его информацию. Учите методам релаксации и защиты в ситуациях, когда он чувствует себя встревоженно. Особенно учите полагаться и искать помощи только у Аллаха.

3. Неуверенность в себе. Даже те дети, которым родители уделяют достаточно внимания, могут чувствовать себя неуверенно. Часто это бывает, когда малыша сравнивают с другими детьми. Сейчас все психологи и педагоги просто кричат об опасностях сравнения детей между собой. Но тем не менее, зачастую взрослые сами не замечают, как они это делают. Другой причиной неуверенности в себе могут быть насмешки над какими-то внешними или внутренними качествами (полноват, неуклюж, застенчив, доверчив). Опять же, часто взрослые думают, что они по-доброму шутят, акцентируя внимание на этом качестве малыша, но для ребенка это звучит именно как насмешка и указание на его ущербность. И вот неуверенные в себе дети начинают паясничать, лишь бы никто не заметил их недостатки.

Что делать: повышать самооценку ребенка и уверенность в себе. Подчеркивать малышу его достоинства и объяснять, что Аллах создал всех разными и в этом большая Его милость и мудрость. Учите ребенка оборачивать его «недостатки» в достоинства. Если у него есть действительные недостатки (например, полнота), позитивно помогайте с ними справиться (составьте режим правильного питания и физической нагрузки, чтобы сбросить лишний вес) и поддерживайте его в этом.

4. Недостаток родительского внимания. Испытывая потребность во внимании и участии родителей, ребенок готов делать все что угодно, лишь бы добиться его. Часто родителям кажется, что они достаточно уделяют времени крохе, но ребенок чувствует, что кому-то или чему-то другому вашего внимания достается гораздо больше (например, другой ребенок или работа, или соцсети). Именно это обстоятельство и порождает внутренний конфликт в душе ребенка. В итоге ребенок делает вывод, что на него обращают внимание, только когда он сделает что-то «из ряда вон выходящее», например, начнет кривляться…

Что делать: чаще уделяйте ребенку личного, качественного, позитивного внимания. Больше эмоций на позитивное поведение, и меньше на то, которое вас не устраивает. Больше уважения к вашему чаду. Больше тактильного контакта, совместных дел, разговоров. Чаще интересуйтесь, что его удивило, обрадовало или встревожило. Когда ребенок поймет, что внимание родителей можно приобрести другими способами, кривляние отпадет само собой.

5. Чрезмерная опека. В противоположность предыдущему пункту, можно отметить, что ребенок может начать вести себя как клоун в качестве защиты от чрезмерной опеки над ним. Когда за ребенка решают, что и как он должен делать, а часто и что он чувствует, когда малышу не позволяют проявить свою волю, малыш начинает кривляться, чтобы хоть как-то отстоять свое Я.

Что делать: спрашивать и прислушиваться к мнению ребенка. Советоваться с ним. С уважением принимать его решения. Помогите ребенку найти, в чем он может самареализовываться.

6. Избалованность. У детей, к которым родители долго относились как к живым куклам, восторгались любыми поступками своего чада, умилялись их проделкам, поощряли их шутовское поведение, кривляние становится естественной формой поведения.

Что делать: В данном случае ребенку очень сложно самому выйти из роли шута. здесь малышу может помочь только слаженное взаимодействие взрослых, которые начнут более уважительно и сдержанно общаться с подрастающим человечком. Необходимо перестать поддерживать кривляние смехом или умилением. Пора приучать ребенка к самостоятельности и ответственности. Хорошо договориться с ребенком о его маленьких обязанностях в доме.

Помните, что ваш ребенок кривляется не просто так, а потому что у него есть какой-то психологический дискомфорт. Уважайте его, больше проводите времени с ним и просите у Аллаха лучшего нрава для вашего малыша.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог.

Взрослые по-разному относятся к тому, что ребенок гримасничает. Одни видят в утрированной мимике проявление врожденных артистических способностей, другие умиляются. Третьи объясняют обезьянничанием: «кто-то показал в детском саду, а он и рад подхватить любое новое умение, к тому же не требующее больших стараний». И правда, строить рожи перед зеркалом – это не на голове стоять и не по-французски говорить, зато как увлекательно! Мы расскажем, почему ребенок кривляется, и как с этим справиться.

Для чего все это?

Что касается мнения профессионалов, то большинство психологов считает, что «кривляние» – один из приемчиков ребенка, безотказно привлекающий внимание. А изучение реакции окружающих – уже вполне интеллектуальная игра: здесь и анализ, и выводы, и развитие наблюдательности. Сказать однозначно, что, когда ребенок гримасничает, он вызывает исключительно неприязненную реакцию, будет неверно. К детскому кривлянию большинство людей, даже строгих и пожилых, относится с пониманием. И медики объясняют, что активная мимика полезна для развития речи мозга в целом. Все зависит от чувства меры, а в этом возрасте с ним как раз дела обстоят неважно.

3–5 лет – возраст, когда нам кажется, что в ребенке всего «через край»; это время бурных эмоций и преувеличенных восторгов, надутых на крупу мышей и раздутых из мухи слонов. Счастливое время! Можно не сомневаться в том, что ты – самый красивый, самый сильный и, разумеется, самый любимый. Можно с ног до головы нарядиться в розовое с пайетками или разгуливать повсюду в костюме Бэтмена с джедайским мечом.

Почему ребенок кривляется на людях? Пространство эмоций и чувств только начинает открываться ребенку, и первые его попытки выразить свое состояние осознанно нередко принимают карикатурный вид. Радость юной хозяйки от прихода гостей может проявиться так яростно, что ее родители надолго могут утратить желание устраивать журфиксы. Малыш, который заскучал на спектакле, своими вздохами способен заглушить голоса актеров на сцене. А уж если дойдет до обиды и гнева, то тут трехлетка может дать такого Шекспира, что у жителей целого двора не останется сомнений в его актерской одаренности. Впрочем, самовыражение ребенка не всегда происходит на высоких децибелах. К трем-четырем годам большинство детей учатся владеть не менее мощным секретным оружием, чем крик, – мимикой! Несчастное личико любимого чада некоторым мамам намного труднее игнорировать, чем вопли и рев. Сообразительный ребенок начинает практиковаться и экспериментировать.

Умоляюще поднятые домиком или почти соединенные на переносице брови, взгляд, полный ангельской чистоты и простодушия или, наоборот, излучающий заинтересованность и сочувствие, широчайший диапазон улыбок – только каменное сердце устоит перед таким арсеналом. Выражение сосредоточенного раздумья может освободить от необходимости отвечать на вопрос. Недовольная мина и скрещенные на груди руки покажут гостям, что они засиделись. А выражение раскаяния избавит от заслуженного выговора. Вот вам и еще один ответ на вопрос почему ребенок кривляется.

Конечно, мимика нужна малышу не только для манипулирования родителями. Малыши строят рожи просто для удовольствия, чтобы испытать, на что способны носик-ротик-оборотик. Но ее утрированные формы – прямое следствие навязанной взрослыми необходимости учиться управлять эмоциями. Клоунская улыбка до ушей – вместо прыжков на кровати. Надутые губы с пузырем слюны – вместо катания с визгом по полу. Высунутый язык… вместо чего угодно. Безусловно, это шаг вперед. Еще немного – и ребенок научится улыбаться тогда, когда надо (например, когда хочется всех послать к черту). Здесь как с коньками: первые попытки исполнить танец на льду выглядят хоть и мило, но неуклюже, карикатурно, а порой даже пугают. Зато после года тренировок – грация, аристократизм и восхищение окружающих.

Советы зрителям

Что же делать, если ребенок все время кривляется? Неужели разрешить? Пока оптимальный вариант – это помочь малышу разобраться с собственным лицом, мышцы которого тоже можно и нужно тренировать – об этом говорят в один голос логопеды, неврологи, психологи и косметологи.

Во-первых, понаблюдайте за собственным отражением: осваивать мимическую гимнастику ребенок начинает, копируя родителей. Иногда малыш хмурится и опускает уголки губ не потому, что опечален, а потому, что отзеркаливает вечно озабоченное лицо мамы. Улыбайтесь чаще, смейтесь вместе с малышом. Польза улыбки как мощного антидепрессанта научно доказана. Шутите чаще, даже если юмор – не ваш конек. Малыши обожают незамысловатые репризы с изображением животных, пищанием и многократным паданием со стула.

Второе – научить малыша называть чувства словами. Вы сделаете бесценный подарок ему и себе тоже, ведь, чтобы подобрать названия для разных эмоциональных состояний, возможно, нужна будет самоподготовка. Начать разговор поможет слегка модифицированная версия методики активного слушания, которая описана, например, в книгах Ю. Гиппенрейтер и заслужившая высокую оценку современных мам и даже бабушек. Например, шмыгающему носом, выпятившему нижнюю губу и опустившему голову малышу вы говорите. «Ты расстроен потому, что мы не можем пойти гулять. Посмотри, какое грустное у тебя лицо. А сейчас мы поиграем в твое любимое домино, и ты развеселишься. И лицо будет… какое?» Эту игру лучше проводить у зеркала. Иногда она становится отличным вариантом тайм-аута, и не только для детей! Только не забывайте, что внимания заслуживают не только печаль, гнев, обида и другие так называемые «негативные» эмоции. Для хорошего настроения тоже можно не жалеть слов. «Ух ты, ты просто сияешь от радости! Значит, ты доволен, что я пригласила Сашу и его маму в гости? Чем же ты хочешь вместе с ним заняться?»

Конечно, не стоит обозначать специальным термином каждое мимическое движение ребенка. И вообще – не зацикливайтесь на его и ваших эмоциях. В два-три года ребенок уже способен понять, что у других людей тоже есть чувства. Тренироваться в переводе эмоций на язык слов можно с помощью картинок, мультиков, фильмов и просто наблюдая за разными людьми на прогулке, в детском саду, в поликлинике. Возможно, вскоре ребенок сам сможет заметить, что у медсестры доброе лицо, и будет меньше бояться прививки или захочет уступить место в трамвае человеку, у которого усталый вид. Умение видеть окружающих людей, разбираться в их состоянии – важное социальное качество. Кстати, мимика и сигналы тела дают нам 70% информации.

В-третьих, если ребенок все время кривляется, как можно чаще затевайте игру в театр: декламируйте, инсценируйте песни, пародируйте любимых актеров, играйте в шарады и записывайте на видео домашние спектакли. Кроме выпускания пара и развития воображения и уверенности в себе, вы дадите ребенку возможность вдоволь покривляться без опасности вызвать неодобрение окружающих. И обязательно разговаривайте с малышом о том, когда строить рожи можно и даже необходимо (например, во время логопедической гимнастики или на осмотре у врача, когда тебя просят показать язык), а когда это недопустимо, потому что может обидеть или расстроить окружающих. Если все-таки ребенок гримасничает, постарайтесь удержаться от длинных выговоров, просто напомните о вашей беседе. И ни в коем случае не унижайте малыша при людях, сравнивая его с обезьянкой: это может только ухудшить дело и подтолкнуть ребенка к демонстративному паясничанию. Обычно кривляться и передразнивать окружающих дети начинают позже, к 6–7 годам, и делают это чаще всего, чтобы преодолеть застенчивость или привлечь к себе внимание. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться об адекватной самооценке ребенка и его умении привлекать внимание к себе другими способами. Нелишним будет время от времени напоминать детям, что гримасничание – забавная игра, но все-таки не основное средство человеческого общения. Разговаривать с людьми, отвечать на вопросы, знакомиться, рассказывать о себе, благодарить и предлагать помощь – всему этому ребенок может научиться у вас, и именно в этом возрасте. Откладывать не стоит!

Иногда ситуация, когда ребенок гримасничает – повод насторожиться. Хотя детские гримасы и даже большое количество гримас – приемлемое и желательное явление, свидетельство психического здоровья и нормального развития, мимика ребенка может стать для родителей сигналом того, что ему необходимо больше отдыхать, а иногда и поводом для обращения к неврологу.

Ребенок кривляется или у него тик?

Если ребенок часто трет лицо руками, закатывает глаза, моргает, делает глотательные движения, сопит или хмурится – возможно, он делает это непроизвольно, то есть у него тик. Тики – непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей, – появляются как реакция на стресс и сочетаются с повышенной утомляемостью, раздражительностью, бессонницей, перепадами настроения. Тик свидетельствует о чрезмерной возбудимости нервной системы и сигнализируют о том, что малышу нужна более спокойная обстановка. Тики могут пропадать и возвращаться, а также обостряться весной и осенью. Родителям не следует впадать в панику. Главная рекомендация в этом случае – мягкий режим, правильное питание, минимум компьютера, телевизора, страшных сказок, разумная физическая нагрузка. Впрочем, это универсальное правило.

Кривлянье как качество личности – склонность делать неестественные телодвижения, ужимки, гримасы; держать себя принуждённо, ломаться, жеманничать.

Hа свадьбе тамада pазвлекает наpод: -Тихо! А тепеpь конкypс: кто стpашнее скоpчит pожy. Все начинают кpивляться. Чеpез минyтy: — Победила невеста! Hевеста (гpyстно): — А я и не игpала!

Когда Господь создал человека, то спросил: Сколько дать тебе жизни? И человек смиренно сказал: - Сколько твоей воле будет угодно. - Хорошо, - сказал Господь, - будешь жить двадцать лет. Человек заплакал: - Отчего так мало жизни ты дал мне? Подошёл осёл, и сказал ему Господь: - Тебе я даю сорок лет. Двадцать лет работай и помогай человеку, а двадцать отдыхай. Взмолился осёл: - Тяжело мне будет. Укороти мою жизнь. - Дай мне эти годы, - попросил человек. Господь дал человеку ослиные годы. Подошла к Господу собака. - Живи сорок лет. Двадцать лет будешь служить человеку, а двадцать отдыхать. Взмолилась собака: - Сократи, Господи. Человек попросил дать ему и эти годы. Притащилась обезьяна. - Живи сорок лет, - сказал ей Господь. Заплакала обезьяна: - Сократи ты мою жизнь. Господь её лишние годы отдал человеку. Прожил человек свои двадцать лет светло, ярко. Всё его радовало. Он женился. Наступили ослиные годы. Стал тянуть он лямку тяжёлой и горестной жизни. За ослиными годами наступили собачьи. Дети человека подросли. Стали тащить из дому накопленное долгими годами добро. Человек начал ворчать, не давать им. Всем стал недоволен. Наступили и обезьяньи годы. Стар стал человек. Дома своего нет. Ходит он к своим детям, внучат нянчит, кривляется, чтобы детишек позабавить, обезьянничает. Так и проходит вся человеческая жизнь.

Кривляние – дитя неадекватности. Посмотришь со стороны, как человек дёргает лицом, принимает некрасивые позы и делает то, что постеснялся бы делать на глазах окружающих и подумаешь: – Какой-то придурковатый тип.

Кривляние и ломание перед зеркалом – тренировка перед рисовкой, позёрством и красованием наяву. Кривлянье – это театр одного плохого актёра. Это желание за счёт навыков кривляния сыграть на публику, выделиться и выпендриться. Бессмысленными движениями, клоунскими ужимками и прыжками, кривляка порой пытается привлечь внимание к себе.

Дети кривляньемобычно демонстрируют переживаемые внутренне бурные события. У них это выглядит довольно умилительно, потешно и забавно. Ребёнок кривляньем словно тренирует мышцы лица, познаёт новые способы невербальной подачи информации. К примеру, когда не хочется кушать, можно скорчить такую рожицу, что и говорить ничего не нужно. Кривлянье - это внутренняя неудовлетворенность и неуверенность ребенка в себе. Но оно хотя бы проявляется непринуждённо. У взрослых кривлянье выглядит принуждённо, неестественно и некрасиво, но, тем не менее, они регулярно используют кривлянье в общении. А.П. Чехов в «Медведе» пишет: «Смирнов:] Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы».

В басне «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылов пишет:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!

Что́ это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа

Анекдоты в тему. Сидят мужики за пивом, болтают о женщинах: — И все-таки, Вася, самая лучшая жена — слепоглухонемая. Вася подумав: — Не-е-е… кривляться будет!

Учительница: — Вовочка, ну-ка не вертись-ка и не кривляйся, а лучше смотри на меня, а то так и не узнаешь строение и повадки обезьяны.

Кривлянье неожиданным образом может подарить миллионное состояние:

В странное время мы живем. Некто Феликс Челлгрен, родившийся 24 года назад, с детства обожал компьютерные игры, хотя особенными способностями не блистал. Закончив школу, он с трудом поступил на технический в родном Гетеборге. Поскольку рос Феликс в семье среднего достатка, видеоиграми он был обеспечен с детства. А со временем увлекся и всякими бродилками-стрелялками, корча смешные рожи во время игры и озвучивая персонажей разными смешными репликами, иногда прямо в учебных аудиториях.

Сокурсники, вынужденные терпеть весь этот балаган, втихаря записали на вебкамеру кривляние Феликса в процессе игры, и выложили получившийся 3-минутный ролик на ютюбе. При этом они пощадили парня и скрыли его имя, придумав не имеющее смысла название к ролику, сейчас это модно — придумывать бессмысленные названия: гугл-шмугл… Посмеялись над затеей да и забыли. Однако через пару дней Феликс посмотрел статистику просмотров своего ролика и задумался…

Через некоторое время родители Феликса заметили, что он перестал посещать занятия и проводит целые дни перед компьютером, играя в свои бродилки-стрелялки, корча рожицы и издавая различные странные звуки. Пытались провести с ним воспитательную беседу, на что Феликс отмахнулся, пообещав сдать сессию без хвостов. Круглосуточное сидение за компьютером продолжилось, как продолжились и звуки. Еще через год выяснилось, что университет заброшен (благо силой в армию никого не забирают). Тут терпение родителей лопнуло, и они выставили сыну ультиматум: или он берется за ум, восстанавливается в университете и получает диплом, или…

На это Феликс молча предъявил ошеломленным маме с папой выписку со своего личного счета в банке с круглой суммой в несколько миллионов. Оказалось, что кривляние перед вебкамерой постепенно вывело Феликса в звезды первой величины ютюба. На сегодня у него более 28 миллионов (!) подписчиков и более 4 миллиардов показов. Ну и несколько миллионов евро на счету. Его наспех придуманный друзьями псевдоним PewDiePie (Пьюдипай) сейчас известен любому школьнику и вызывает инстинктивное дрожание конечностей у геймеров всего мира. Живет он сейчас в Лондоне с другой звездой ютюба, красавицей итальянкой Марцией Акулиани. Проводят время, не задумываясь особенно о смысле жизни: кривляются на пару перед веб-камерой за большие деньги. А слушался б маму с папой – корпел бы сейчас над чертежами в какой-нибудь третьеразрядной конторе за 2-3 тысячи евро в месяц. В странное время живем…

Редкий родитель не видел своего отпрыска «в образе» обезьянки. Дети могут гримасничать и кривляться, коверкать слова и передразнивать окружающих. У взрослых такое поведение обычно вызывает скорбное удивление, переходящее в тихое бешенство. И неспроста: психологи говорят, что кривляние часто сигнализирует о нарушениях эмоционально-волевой сферы у ребенка. Потому-то излишнее детское дурачество для нас - это что-то такое, что нужно отменить и убрать, во имя счастья и успеха. Главное - знать, как помочь ребенку, и разобраться, почему он так себя ведет.

Кризис 5-7 лет

Вы еще не устали от череды возрастных кризисов? Даже если и устали, бодритесь! - в 5-7 лет нас одолевает очередной переход. В это время ребенок охладевает к прежним играм и игрушкам, больше тянется к взрослым занятиям, он хочет быть самостоятельным и важным, стремится подражать старшим. Это может выражаться даже в манерности, ребенок начинает ходить не так, как он ходил, разговаривать по-другому. Он снова становится непослушным, стараясь этим отстоять свою важность. И вот тут кривляние часто становится способом выразить протест, именно «свалять дурачка», - протест не очень активный и не буйный, но вполне действенный.

Можно сказать, что таким образом ребенок словно ощупывает новые инструменты, которые есть в его распоряжении: он изучает, как с помощью эмоций и нарочитого поведения он может воздействовать на людей и добиваться своих целей . Точно так же когда-то он овладевал, например, собственными руками: сначала руки сами по себе мельтешили перед глазами грудничка, потом малыш учился специально брать ручкой предметы, доносить их до рта, ковыряться в интересных отверстиях, рисовать, лепить… А теперь ребенок осваивает основы артистизма, пусть поначалу и неловко. Постепенно он изучит свой арсенал эмоциональных приемов, разберется, как регулировать их силу и что из них хорошо работает (и тогда эти средства перекочуют во взрослую жизнь, развиваясь и совершенствуясь), и решит, стоит ли ему, вообще, этим заниматься.

Психологи советуют вооружиться терпением и уважением. Не нужно эмоционально реагировать на откровенное кривляние ребенка, не стоит его раззадоривать, подыгрывать и смеяться над явным детским шутовством или, наоборот, ругаться и возмущаться. Лучше сделать вид, что такое поведение на вас не действует. В крайнем случае, можно сообщить, что вам не нравится кривляние сына или дочки, что выглядит оно некрасиво, и в таком духе вы с ним общаться не намерены, - и немного помолчать, но не демонстрировать обиду или пренебрежение. Постепенно, опытным путем, ребенок отделит «годные» способы общения от негодных, и всем станет значительно легче.

Недостаток родительского внимания

Упорное кривляние может оказаться еще и простым, но крепким способом привлечь внимание окружающих . Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, - огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, - эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

Подумайте, хватает ли чаду общения с вами? Мы не всегда успеваем поговорить с ребенком по душам и расспросить о прошедшем дне, мы выполняем ритуалы и отправляем детку спать. А может быть, ему было важно рассказать, что утром он видел большую собаку, которая пила из лужи, и его это так удивило, или что Дима не дал ему машинку. Общайтесь с ребенком чаще, со спокойным вниманием и уважением , больше тактильного контакта, совместных дел, и, скорее всего, малыш почувствует себя увереннее и безмятежней. Тогда и проблема кривляния отпадет сама собой. По поводу реакции на шутовство рекомендации прежние: стараться не замечать, прохладно сообщать ребенку, что кривляться некрасиво.

Неуверенность в себе

Даже если вам кажется, что ребенку уделяется достаточно внимания, что с ним обходятся справедливо и немало хвалят, - детка может иметь свое мнение на этот счет. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, - и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

К прежним советам (уделять больше внимания, игнорировать детские «кренделя») здесь нужно добавить еще один: помогите ребенку убедиться, что он на что-то способен и чего-то стоит. Замечайте его достижения и хвалите - за прибранную комнату, за скульптуру из пластилина, за красивую строчку в прописи, - но только искренне и с уважением. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет одерживать маленькие победы. Поручите малышу какие-то несложные обязанности по дому, помогите ему помнить о них и вовремя выполнять: например, поливать цветы или менять воду в чашке кота, кормить рыбок, - и честно хвалите. Дайте ребенку возможность освоить какое-то новое дело по силам: катание на роликах, поход в дворовый магазин за хлебом или приготовление печенек, - чтобы он чувствовал себя знающим и компетентным взрослеющим человеком, которому есть что предъявить, кроме клоунских примочек.

Чрезмерная опека

Кривляться нередко начинают дети, которые сызмала были окружены избыточной заботой и вниманием взрослых. К ним долго относились как к живым куклам, умилялись их проделкам и шалостям, поощряя их шутовское поведение. И ребенок воспринимает такую манеру как должное, ему бывает непросто перестроиться на другой способ отношений. Здесь малышу может помочь слаженное взаимодействие взрослых , которые начнут более уважительно и сдержанно общаться с подрастающим человечком. Ценно будет договориться с ребенком о его маленьких обязанностях в доме. Придумайте вместе с ребенком интересное дело, в котором он сможет себя реализовать: коллекционирование, занятие шахматами или плаваньем, плетение украшений.

Дезадаптация у младших школьников

У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем : выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком - и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

А может, покривляемся вместе?

В большинстве случаев психологи советуют игнорировать кривляние, но кто-то из них считает, что можно поступить иначе: «Давай я покажу тебе, как ты выглядишь. Интересно, тебе понравится?» - и повторить за малышом его манерные выходки, скорчить те же рожицы, попищать или погнусавить вслед за ним. Здесь важно не сделать ничего обидного и болезненного, не перегнуть палку. Отзеркальте ребенка, без назидательного усердия, посмейтесь вместе , - может быть, этого будет достаточно, чтобы привычка кривляться заметно сдулась.

Вперед, на сцену!

И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» - это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Порой родители замечают за своим ребенком неприятную привычку передразнивать окружающих, корчить рожи, кривляться, паясничать. У кого-то ребенок ведет себя так только на публике, а у кого-то - только в присутствии родных и близких. В чем кроются причины такого поведения? Как быть, если уговоры и наказание не помогают?

Почему дети кривляются?

Причин того, почему ребенок ведет себя вызывающе и постоянно кривляется, может быть несколько. Психологи утверждают, что чаще всего такое поведение вызвано повышенной потребностью ребенка к самоутверждению. Когда дети хотят стать центром группы, когда им нравится, что все смотрят на них, они пытаются привлечь к себе внимание такими вот способами.

Ребенок хочет, чтобы окружающие его заметили, но при этом чувствует, что у него не хватает каких-то качеств и умений, которые есть у его ровесников, и единственным способом хоть как-то заявить о себе становится кривляние.

Также паясничание может быть показателем неуверенности в себе. Очень часто маску шута надевают на себя те дети, которых ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.

Потребность привлечь к себе внимание остро ощущают дети, имеющие младшего брата или сестренку. С появлением все родительское внимание обращается именно на него, а старший как бы уходит на второй план, что, естественно, его обижает. Он не видит другого способа выйти из сложившейся ситуации и его кривляние можно сравнить с призывом о помощи: «Мама, ну обрати же на меня, наконец, внимание!».

Иногда шутовскую роль берут на себя дети, наоборот избалованные родительским вниманием. Если ребенка постоянно опекали, сдували с него пылинки и долгое время не позволяли ему проявлять самостоятельность, к возрасту 5-7 лет он не осознает своей общественной роли, поскольку привыкает к тому, что он в семье всегда остается малышом, которому все можно. Такой ребенок просто воспринимает сложившуюся ситуацию как свое предназначение, вживается в роль и не понимает, что можно вести себя как-то по-другому.

Чтобы вредная привычка не переросла в черту характера, дайте ребенку возможность почувствовать уверенность в собственных силах. Для этого нужно помочь малышу стать самостоятельным. Позвольте ему проявлять самостоятельность и замечайте каждое его действие. Ребенок сам заправил постель, сложил свои игрушки, помог убрать посуду со стола, нарисовал красивый рисунок - все это достойно вашего внимания, помните об этом. Не забывайте хвалить его, отмечать его успехи, так как заслуженная похвала никогда не пойдет ему во вред.

Помогите своему чаду реализовать себя в каком-то интересном деле, которое может быть по достоинству оценено в коллективе. Это может быть спорт, танцы, коллекционирование чего-либо, игра на музыкальном инструменте, любое необычное умение и даже просто широкий кругозор, например, знание интересных фактов о динозаврах или планетах солнечной системы. Вы должны дать понять своему ребенку, что он многое умеет и делает это хорошо. Ваша , одобрение, поддержка и любовь помогут ему справиться с неуверенностью в себе.

Помимо работы над укреплением детской уверенности в себе, важно научиться не замечать кривляние.

Если ребенок паясничает и ведет себя как клоун, ни в коем случае не акцентируйте на этом внимания. Помните о том, что главная цель такого поведения – жажда отклика, а ругань и наказание – это тоже отклик, и в данной ситуации такая реакция не поможет.

Лучше намекните малышу, что кривляние – это просто признак ребячества и бессмысленное занятие. Скажите ребенку, что вы ждете, когда он закончит клоунаду, чтобы вместо этого вместе с ним заняться чем-нибудь интересным или полезным.

Попробуйте показать ребенку, как глупо он выглядит со стороны, когда паясничает. Для этого можно поиграть с ним в игру: поставьте перед малышом зеркало и попросите его изобразить кого-то из знакомых или героя мультфильма, которого он пародирует. Также можно попросить членов семьи нарисовать карикатуру на кривляку, чтобы он понял, как некрасиво он выглядит в их глазах, когда так себя ведет. Важно при этом обращать внимание на положительные качества ребенка, а не просто заставлять его перестать паясничать. Гораздо действеннее будет фраза «Мне нравится, что ты добрый, справедливый, умный. Но мне не нравится, что ты кривляешься» , чем раздраженное «Прекрати кривляться немедленно!» .