Если новорожденный слишком много плачет. Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека - Доктор Комаровский

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Для детей от 1 года до 3 лет.­ Игровой набор для использования в автомобиле.­ Состоит из интерактивной подвески с изображением фермы (крепится на спинку переднего сиденья,­ перед ребенком) и детского руля с панелью сенсорного управления.­ «Ферма» воспроизводит световые и звуковые эффекты…

Что это означает?

Если это ваш первый ребенок, то этот вопрос будет вас особенно волновать. Ребенок растет, и вы становитесь опытнее. Вы уже можете узнать по характеру плача, что нужно ребенку, да и у него самого становится все меньше причин для плача.

Когда ребенок плачет, вы думаете про себя: «Не голоден ли он? Не болен ли? Может быть, он мокрый? Может быть, у него болит животик или он просто капризничает?» Родители забывают о самой главной причине плача – усталости. Что касается перечисленных вопросов, то на них легко найти ответ.

Однако плач ребенка не всегда можно объяснить указанными причинами. После 2 недель у новорожденных (особенно первенцев) появляются ежедневные периоды плача, которые можно называть как угодно, но объяснить очень трудно. Если ребенок регулярно плачет в одно и то же время во второй половине дня или вечером, мы говорим, что у ребенка колики (если у него боли, газы и его живот пучит) или период раздражительного плача (если его не пучит). Если ребенок плачет и днем, и ночью, то мы вздыхаем и говорим, что он беспокойный ребенок. Если его отличает крайняя раздражительность, мы говорим, что он сверхвозбудимый ребенок. Но мы не знаем причин разных типов поведения новорожденных. Мы знаем только, что такое поведение для них типично и постепенно исправляется обычно к 3 месяцам. Возможно, все эти типы поведения – вариации одного и того же состояния. Можно только смутно чувствовать, что первые 3 месяца жизни ребенка являются периодом приспособления его несовершенных нервной и пищеварительной систем к внешнему миру. У одних детей этот процесс проходит легко, у других трудно. Главное, помните, что постоянный плач в первые недели после рождения – явление временное и не означает, что ребенок болен.

Голод?

Кормите ли вы ребенка по относительно строгому расписанию или «по требованию», скоро вы будете знать, в какое время он особенно голоден, а в какое время он просто рано просыпается. Если в предыдущее кормление ребенок выпил совсем немного молока и проснулся на 2 часа раньше положенного времени, то, возможно, он плачет от голода. Но не обязательно. Часто ребенок выпивает гораздо меньше молока, чем обычно, и спит все 4 часа до следующего кормления.

Если ребенок выпил обычное количество молока и проснулся с плачем через 2 часа, то очень маловероятно, что причина его плача – голод. (Если он проснется с криком через час после последнего кормления, наиболее вероятная причина – газы.) Если он проснулся через 2,5-3 часа, попробуйте покормить его, прежде чем вы примете другие меры.

Когда ребенок плачет от голода, мать прежде всего думает, что у нее не хватает грудного молока или, если ребенок вскармливается искусственно, что ему недостаточно его порции коровьего молока. Но это не происходит неожиданно, в один день. Начинается обычно с того, что ребенок в течение нескольких дней полностью выпивает все молоко и ищет ротиком еще. Он начинает просыпаться с плачем немного раньше, чем обычно. В большинстве случаев ребенок начинает кричать от голода сразу после кормления только после того, как он несколько дней просыпался немного раньше для следующего кормления. В соответствии с растущими потребностями ребенка в питании увеличивается и запас грудного молока. Более полное и частое опорожнение груди стимулирует большую выработку молока. Разумеется, вполне вероятно, что на короткое время количество грудного молока может резко уменьшаться из-за усталости или беспокойства матери.

Мне бы хотелось суммировать сказанное выше следующим образом. Если ребенок отчаянно плачет в течение 15 минут или больше и если прошло более 2 часов со времени последнего кормления или даже менее 2 часов, а в предыдущее кормление ребенок выпил совсем мало молока, покормите его. Если он уснет удовлетворенный, значит вы угадали его желание. Если он заплакал меньше чем через 2 часа, выпив обычную порцию молока в последнее кормление, то вряд ли он плачет от голода. Дайте ему поплакать минут 15-20, если вы можете это выдержать. Попробуйте успокоить его соской-пустышкой. Если же он плачет все сильнее, то попробуйте накормить его. Это не принесет ему вреда. (Не переводите ребенка на искусственное вскармливание, как только вам покажется, что у вас стало мало молока. Если он плачет от голода, все равно дайте ему грудь.)

Не болен ли он?

Самые частые заболевания в младенчестве – простуда и кишечные болезни. Их признаки известны: насморк, кашель или жидкий стул. Другие заболевания встречаются крайне редко. Если ваш ребенок не только плачет, но и выглядит необычно, измерьте его температуру и обратитесь к врачу.

Не плачет ли ребенок от того, что он мокрый или грязный?

Очень немногих детей беспокоят мокрые или грязные пеленки. Большинство детей просто не замечает этого. Однако ребенку не повредит, если вы лишний раз смените пеленку, когда он заплачет.

Не расстегнулась ли булавка в его пеленке?

Это происходит один раз в 100 лет, но вы должны проверить, чтобы успокоиться.

Не болит ли у него животик?

Попробуйте помочь ребенку отрыгнуть воздух, даже если он сделал это раньше – возьмите его на руки и подержите вертикально, как правило ребенок отрыгивает воздух через 10-15 секунд.

Не избалован ли он?

Вопрос об избалованности встает только после 3-месячного возраста. Я думаю, можно не сомневаться, что в первый месяц ребенок еще не успел стать избалованным.

Устал?

Если ребенок слишком долго бодрствует или, если он долго находится среди незнакомых людей или в незнакомом месте, или, если родители слишком долго с ним играли, то это может явиться причиной его нервной напряженности и раздражения. Вы ожидаете, что он устал и скоро уснет, а вместо этого он, наоборот, никак не может уснуть. Если родители или незнакомые люди пытаются успокоить ребенка, продолжая играть и разговаривать с ним, то это только ухудшит дело.

Некоторые дети так уж устроены, что никак не могут уснуть спокойно. Они так устают к концу каждого периода бодрствования, что их нервная система напрягается, создавая своего рода барьер, который дети должны преодолеть, прежде чем уснуть. Таким детям плач просто необходим. Некоторые дети плачут сначала громко и отчаянно, а затем либо неожиданно, либо постепенно плач стихает и они засыпают.

Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут, если это ему необходимо. Одни дети засыпают лучше, когда их оставляют одних в кроватке; к этому нужно приучать всех детей. Но другие дети успокаиваются скорее, когда их тихонько качают в коляске или двигают их кроватку вперед и назад (если у нее есть колеса), или носят их на руках, лучше в затемненной комнате. Можно время от времени помогать ребенку уснуть таким образом, когда он особенно устал, но не изо дня в день. Ребенок может привыкнуть к такому способу засыпания и не захочет засыпать без укачивания, что рано или поздно начнет вас раздражать.

Беспокойные дети

У большинства новорожденных, особенно у первенцев, в первые недели бывает хотя бы несколько приступов сердитого плача. Некоторые дети особенно много и сердито плачут либо иногда, либо большую часть времени. Эти периоды сердитого плача чередуются с периодами необыкновенно глубокого сна, когда разбудить ребенка просто невозможно. Мы не знаем причины такого поведения; быть может, причина в несовершенстве пищеварительной или нервной системы. Такое поведение не означает заболевания и со временем проходит, но для родителей это очень тяжелое время. Можно попробовать несколько способов успокоить такого ребенка. Попытайтесь дать ему соску-пустышку, если ваш врач не возражает. Попытайтесь туго пеленать его. Некоторые матери и опытные няни считают, что беспокойные дети чувствуют себя гораздо лучше в маленьком пространстве – в небольшой корзине или даже в картонной коробке, выложенной изнутри одеялом. Если у вас есть коляска или колыбелька, попробуйте покачать ребенка перед сном, может быть, легкое движение успокоит его. Езда в машине чудодейственно усыпляет беспокойных детей, но вся беда в том, что дома все начинается сначала. Ребенка может успокоить грелка. Попытайтесь также усыпить его музыкой.

Сверхвозбудимый ребенок

Это необычайно нервный и беспокойный ребенок. Его мускулы не в состоянии полностью расслабляться. Он сильно вздрагивает при малейшем шуме или когда меняет положение. Например, если ребенок лежал на спине и перевернулся на бок или если тот, кто его держит, неожиданно его двигает, он может подпрыгнуть от испуга. Такой ребенок обычно не любит купаться в первые 2 месяца. Сверхвозбудимый ребенок также может страдать от газов или регулярно сердито плакать. Для сверхвозбудимых детей необходимо создать спокойную обстановку: тихая комната, минимум посетителей, негромкие голоса, медленные движения при уходе за ними. Обмывать и перепеленывать такого ребенка нужно на большой подушке (в непромокаемой наволочке, чтобы он не перекатывался. Держите его запеленутым большую часть времени. Кладите его на животик в маленькую постельку со стенками: в коляску, колыбельку или в ящик. Врачи часто прописывают успокоительное для новорожденных.

Колики в первые 3 месяца

и регулярный сердитый плач. Эти два состояния обычно взаимосвязаны и их признаки схожи. Колики – это резкая боль в кишечнике, вызванная газами, которые пучат животик ребенка. Он поджимает ножки или вытягивает их и напрягает, пронзительно кричит и иногда выпускает газы через задний проход. Во втором случае ребенок отчаянно плачет в течение нескольких часов ежедневно в одно и то же время, хотя он хорошо питается и ничем не болен. У одних детей возникают боли от газов, у других – просто регулярная потребность ежедневно сердито кричать, а у третьих – и то, и другое вместе. Все эти состояния начинаются через 2-4 недели после рождения и обычно проходят к 3 месяцам, причем во всех случаях самое худшее время бывает от 18 до 22 часов.

Вот типичная история: в родильном доме матери сказали, что у нее спокойный ребенок, а через несколько дней после того, как его привезли домой, он вдруг раздражается сердитым плачем, который продолжается 3-4 часа без передышки. Мать меняет ему пеленку, переворачивает его, поит его, но все это помогает лишь на минуту. Часа через два ей кажется, что ребенок голоден, потому что он пытается засовывать в рот все, что придется. Мать дает ему молока, которое он сначала жадно пьет, но быстро бросает и опять начинает кричать. Иногда этот душераздирающий крик продолжается весь перерыв от одного кормления до другого, после чего ребенок «чудом» успокаивается.

У очень многих новорожденных бывает всего несколько таких припадков в первые месяцы, но у некоторых детей в первые 3 месяца эти припадки крика бывают каждый вечер.

У одних новорожденных газы и периоды сердитого плача бывают очень регулярно, например от 18 до 22 или от 14 до 18 часов, а в остальное время они спят, как ангелы. У некоторых других новорожденных эти периоды бывают более продолжительными, даже до половины дня или, что гораздо хуже, до половины ночи. Иногда ребенок начинает беспокоиться еще днем, а к ночи плач усиливается или наоборот. Боли от газов (колики) чаще всего начинаются после кормления, либо сразу же, либо через полчаса. Помните, что от голода ребенок кричит перед кормлением.

Мать страдает, слыша плач своего ребенка, и думает, что у него серьезное заболевание. Ее поражает, что ребенка совсем не утомляет долгий плач. Нервы матери крайне напряжены. Самое удивительное, что ребенок, который много плачет, прекрасно развивается физически. Несмотря на многие часы крика, он продолжает прибавлять в весе, причем ускоренными темпами. Он ест с аппетитом, быстро поглощая свою порцию и требуя еще. Когда ребенок страдает от газов, мать прежде всего думает, что причина этого в питании (искусственном или грудном). Если ребенок на искусственном вскармливании, мать спрашивает врача, не изменить ли ей состав молочной смеси, как у ребенка соседей. Изменения в питании изредка действительно приносят некоторое облегчение, но в большинстве случаев ничего не дают. Совершенно очевидно, что качество питания – не главная причина газов. Почему же ребенок нормально усваивает всю пищу, кроме одного кормления, и плачет только по вечерам? Колики (боли от газов) бывают и от грудного, и от коровьего молока. А иногда причиной их считают апельсиновый сок.

Мы не знаем основной причины колик или регулярного сердитого плача. Возможно, виной является периодическая напряженность несовершенной нервной системы ребенка. Некоторые из таких детей бывают почти постоянно сверхвозбуждены (см. раздел 250). Тот факт, что ребенок обычно плачет по вечерам, указывает на усталость как на одну из причин. Многие новорожденные до 3 месяцев крайне возбуждены перед тем, как уснуть. Они не могут уснуть, не покричав пронзительно хотя бы немного.

Лечение колик

Самое главное, родители должны понять, что газы – обычное явление у новорожденных, что они не причиняют ребенку вреда (наоборот, дети, хорошо прибавляющие в весе, чаще страдают от газов) и что к 3 месяцам или раньше это пройдет, не оставив и следа. Если родители найдут в себе силы спокойно отнестись к крику ребенка, то половина проблемы уже решена. Для сверхвозбудимых детей нужен спокойный образ жизни, тихая комната, нежность и неторопливость в уходе, негромкие голоса, отсутствие посетителей. Не играйте бурно с таким ребенком, не щекочите его, не ходите с ним гулять в шумные места. Ребенок, страдающий коликами, также нуждается в ласке, в улыбке, в обществе родителей, как и другие дети, но с ним нужно обращаться особенно осторожно. Матери следует чаще показывать такого ребенка врачу. Врач может назначить успокоительное. Правильно прописанное лекарство не принесет ребенку вреда и не привьет ему привычку к успокоительным средствам, даже если ими пользоваться в течение нескольких месяцев.

Если нет возможности посоветоваться с врачом, попробуйте домашнее средство – соску-пустышку. Обычно это оказывается очень эффективным успокоительным средством, но некоторые родители и врачи не одобрят соски-пустышки.

Ребенок, страдающий газами, чувствует себя лучше, лежа на животе. Еще большее облегчение вы ему принесете, положив его животиком на колени или на грелку и поглаживая его по спинке. Температуру грелки следует проверять внутренней стороной запястья. Грелка не должна обжигать вашу кожу. Оберните грелку пеленкой или полотенцем, прежде чем положить ее на ребенка.

Если боли от газов невыносимы, то клизма из теплой воды принесет ребенку облегчение. Это средство следует применять не регулярно, а только в особо тяжелых случаях и по назначению врача. Можно ли брать ребенка на руки, качать его или носить на руках, если он плачет от газов? Даже, если это его успокоит, не приведет ли это к избалованности? В наше время уже не боятся избаловать ребенка, как раньше. Если ребенок плохо себя чувствует и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо. Если маленького ребенка успокаивает укачивание или ношение на руках – пойдите ему навстречу. Однако, если на руках он все равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам.

Особенно нервные дети должны находиться под тщательным наблюдением врача. Большинство из них быстро поправляется, но первые 2-3 месяца – очень тяжелое время и для них, и для родителей.

Родителям тяжело с беспокойным, сверхвозбудимым, страдающим газами или раздражительным ребенком

Часто, когда берешь такого ребенка на руки, чтобы его успокоить, он сначала замолкает на несколько минут, а затем начинает плакать с новой силой. При этом он бьет руками и ногами. Он противится вашим утешениям и даже как будто сердится на вас за это. В глубине души вам больно и обидно. Вам жалко ребенка (по крайней мере вначале). Вы чувствуете себя беспомощной. Но с каждой минутой ребенок злится все больше, и вы тоже не можете не рассердиться на него в глубине души. Вам становится стыдно, что вы сердитесь на такого крошку. Вы стараетесь подавить свой гнев, и это приводит к большему нервному напряжению ребенка.

Ничего удивительного, что вы сердитесь в такой ситуации, и вам незачем этого стыдиться. Если вы признаетесь, что рассердились, и попробуете отнестись к этому с юмором, то вам будет легче пережить этот период. Кроме того, помните, что ребенок совсем не сердится на вас, хотя он сердито плачет. Он еще не знает, что вы личность и что он тоже личность.

Если вам не повезло и ваш ребенок много плачет, несмотря на все усилия врача и ваши, вы должны подумать и о себе. Может быть, вы по складу характера спокойный, уравновешенный человек и не волнуетесь, убедившись, что ребенок не болен и что вы сделали для него все возможное. Но многие матери буквально сходят с ума и доводят себя до изнеможения, слыша плач ребенка, особенно если он первенец. Вы обязательно должны найти возможность уходить из дома и от ребенка на несколько часов хотя бы 2 раза в неделю (или даже чаще, если это возможно).

Вам, конечно, неудобно просить кого-то остаться с ребенком. Вы думаете: «Почему я должна навязывать своего ребенка другим людям. Кроме того, я все равно будут волноваться о нем». Вы не должны относиться к этому небольшому отдыху как к удовольствию. И для вас, и для ребенка, и для вашего мужа важно, чтобы вы не дошли до изнеможения и депрессии. Если вам некого найти себе в замену, то пусть ваш муж посидит с ребенком 2-3 раза в неделю, пока вы пойдете в гости или в кино. Ваш муж тоже должен проводить один или два вечера в неделю вне дома. Ребенку не нужны сразу два слушателя в лице обеспокоенных родителей. Пусть к вам приходят в гости друзья. Помните, все, что помогает вам сохранять душевное равновесие, что отвлекает вас от беспокойства о ребенке, в конечном счете помогает и ребенку, и всей семье.

Мысль о том, что малыш не наедается материнским молоком приходит подавляющему числу кормящих мам. Особенно в случае с первенцами. Почему при грудном вскармливании существуют «голодающие» дети? По каким признакам определить недостаточность питания и как улучшить ситуацию?

Из этой статьи вы узнаете:

Вопрос стоит наиболее остро в отношении новорождённых и детей до полугода. Это проблема № 1 до планового введения прикорма. Волнения сохраняются вплоть до года, но в меньшей степени, так как объём потребляемой малышом пищи становится всё больше.

Шесть признаков того, что ребенок не наедается грудным молоком:

  • Крик и плач, даже если удовлетворены все его потребности.
  • Слабость, длительные промежутки сна.

Лучше разбудить кроху, после 3-х часов дневного отдыха. Ночью можно увеличить интервал до 4-5 часов.

  • Сухость кожи.
  • Частый «голодный» стул.
  • Редкое мочеиспускание (менее 10 раз за сутки).

Моча должна быть прозрачной, без примесей.

  • Недостаточная прибавка или значительная потеря веса.

Прибавка 500 г за месяц – норма. В первый месяц нужно считать не от веса при рождении, а учитывая естественную потерю 5-7% массы тела. За основу можно взять цифру на момент выписки из роддома.

Еще одно видео о том, как определить хватает ли малышу молока или нет.

Причины того, что ребёнку мало грудного молока

Берут начало с проблем мамы или с проблем малютки.

Со стороны матери:

  • отторжение новорожденного.

Из-за психологической неготовности к грудному вскармливанию, уходу за малышом, депрессии после родов.

  • плоские или втянутые соски.
  • лактостаз.
  • погрешности питания.
  • недостаточное нахождение на свежем воздухе.
  • болезненность грудных желёз.

Со стороны ребёнка:

  • проблемы с органами пищеварения (в том числе травмы).
  • насморк.
  • неполадки с эндокринной системой.
  • сосание пустышки.

Удовлетворение сосательного рефлекса должно проходить у груди. Параллельно будет поступать питательная жидкость. Пустышка же создаёт ощущение мнимого спокойствия и сытости.

  • быстрое засыпание у груди.

Малыш может совершать сосательные движения даже во время сна. Он выпивает переднее молоко, успокаивается и засыпает, не получив питательного заднего.

Что делать, когда ребенок не наедается грудным молоком?

Как быть маме?

  • Режим отдыха превыше всего.
  • Накладки на грудь для коррекции формы сосков.
  • Лёгкий массаж груди и холодные компрессы при лактостазе.
  • Рациональное питание.
  • Прогулки на свежем воздухе.

Если рождение нового члена семьи пришлось на зиму, то лучше гулять недолго, но чаще. По 30 минут 3 раза в день (включая балкон или лоджию.)

  • Горячее питьё за 15 минут до прикладывания ребёнка к груди.

От этого приёма больше молока не станет, но усилится его отток. Оно будет выходить под бо́льшим напором, облегчая малышу работу. Есть шанс, что он наестся раньше, чем уснёт.

  • Гомеопатические средства (такие как «Апилак», лактогонные чаи).

Возможно, здесь присутствует эффект плацебо, но раз он способен помочь, то почему бы и нет?

  • Обращение к консультанту по грудному вскармливанию.

Помочь может любая знакомая женщина, выкормившая собственных детей грудью.

Создание подходящих условий

  • Правильное прикладывание к груди.
  • Различные позы при кормлении.

Так задействуются разные участки молочной железы. После обнаружения наиболее подходящей позы можно остановиться на ней.

  • Кормление по требованию.

Из-за редких кормлений груди становятся переполненными, и малышу трудно ухватиться за ареолу, чтобы добыть себе пропитание. Парадокс: еды много, а младенец не наедается досыта грудным молоком. Гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, может полностью справляться со своей задачей. Но без частого сосания груди слабо активизируется гормон окситоцин, обеспечивающий выделение молока.

  • Ненормированное грудное вскармливание.

Не следует прерывать кормление после 15-20 минут, если малыш активно сосёт или не отпустил сосок. Даже когда кажется, что малыш уснул. Исключение можно сделать ради срочных дел. Обычно мамы практикуют чередование грудей. При прерывании кормления получается, что чадо не утоляет голод грудным молоком, ведь пьёт преимущественно переднюю порцию, а не питательную заднюю.

Что делать с малюткой?

  • Наблюдение за ребёнком педиатра, оториноларинголога, эндокринолога, УЗИ органов желудочно-кишечного тракта.
  • Отказ от пустышки.

Ситуация, когда лялька часами «висит» на груди и не даёт ничего делать – временное явление.

  • Пробуждение сонливого малыша.

Для этого достаточно легонько провести рукой по его щёчке.

  • Прикармливание сцеженным молоком.

Обязательно из ложки или чашки, возможно из шприца, но не из бутылочки. Можно использовать систему докорма у груди.

7 обманчивых мнений

После понимания того, что ребёнку не хватает молока мамы, в ход начинают идти любые методы. Узнайте о самых неэффективных способах, которые едва ли способны помочь.

  • Контрольное взвешивание. Его нужно проводить не один раз, а несколько дней подряд в одно и то же время, в одной одежде. Желательно в спокойной обстановке, а не в детской поликлинике.
  • Адаптированные смеси. После докорма смесью еще больше снизится лактация. Возобновить грудное вскармливание сложнее, чем наладить.
  • Молоко других видов млекопитающих (коровы, козы и т.п.). Из-за содержания чужеродного белка, который трудно усвоить, происходит сбой в пищеварительной системе.
  • Допаивание водой и другими жидкостями. Если малютка голоден после грудного молока, не спешите усиленно его поить. Чем большее количество других напитков будет выпиваться, тем меньше малыш будет наедаться.
  • Потребление мамой большого количества молока. Грудное молоко вырабатывается из плазмы крови, а не из напитков.
  • Донорское молоко. Нужно быть уверенной в гигиене, здоровье женщины-донора. Состав молока индивидуален для каждой пары мать-дитя.
  • Раннее введение прикорма. Вызовет негативную реакцию из-за незрелости желудочно-кишечного тракта. Последует лечение, аппетит пропадёт, а чадо может даже похудеть.

При подозрении на то, что крохе недостаточно материнского молока необходимо проверить признаки, указывающие на это. В случае их наличия выясните причины недоедания. Верные действия, направленные на их устранение, помогут наладить ситуацию. Помните об обманчивых мнениях, чтобы не усугубить обстановку с питанием ребёнка.

Если вашему маленькому крохе меньше года или даже полутора лет, то вы, наверное, уже почувствовали, что означает выражение «висит на маме круглые сутки». Подавляющее большинство мам сталкиваются с тем, что маленький человечек не хочет ни в какую отпускать маму одну. Пока он бодрствует, он весел только с мамой, увидев, что она отходит на некоторое расстояние, тут же начинает жалобно хныкать. Спит только с грудью во рту, медленно посасывая молочко, и если вы попытаетесь отойти – тут же просыпается. Проблема ли это и что делать в таком случае?

Чтобы понять, почему малыши ведут себя так, давайте вспомним и порассуждаем о том, как природой задумана жизнь маленького малыша. Маленький ребенок еще не созрел, еще не имеет полнофункционирующего разума, поэтому не способен понять доводы нас, взрослых, о том, что нам надо что-то сделать по дому или поработать, или полежать в ванне. Малыш руководствуется пока только своими инстинктами и рефлексами. И среди них главный – это быть на руках. Возможно, вы видели фильмы или познавательные программы о современных племенах людей, живущих вне цивилизации по вековым и тысячелетним традициям.

Они везде носят своих младенцев с собой. Всюду, где бы они ни были, малыши с ними: на купании, в лесу, при приготовлении пищи, при разжигании костра, при совместных посиделках и таинственных обрядах. Иногда матери отдают своих младенцев другим членам племени, старшим детям, своим братьям и сестрам, бабушкам. Но главное, что остается – это то, что ребенок все время на руках. Он всегда вместе со взрослым: либо на его руках, либо на коленях, либо лежит на животе. И, что не менее важно, всегда спокойный .

Маленький человечек инстинктивно чувствует, что если он останется один – он может погибнуть. Одиночество для ребенка первого года жизни в природных условиях чаще всего означает смерть. Он не может сам о себе позаботиться. Поэтому инстинкт заставляет его быть рядом со взрослым – это залог выживания для ребенка в естественной природной среде. Мы забыли этот факт, что быть на руках – естественная потребность маленького человечка, так же как еда, сон.

Что же в этом случае делать, спросите вы? Неужели теперь не есть, не пить, не прибираться и вообще ничего не делать? Ни в коем случае. Ребенок – это не отдельное от жизни существо, он часть нашей жизни, он должен присутствовать в ней полноправно. Мы в цивилизованном мире слишком искаженно выросли сами. Мы практически не видим примера, как молодые мамы живут обычной жизнью с детками. В лучшем случае с малышами гуляют на детской площадке. Но не ходят по магазинам, на почту, не сидят в кафе, не ходят на работу, не встречаются с друзьями. Чаще всего молодая мама вымучивается первые годы жизни ребенка, а потом, сдав его в садик, начинает «снова жить».

Мы сами не видели примера и поэтому не можем жить вместе с ребенком полноценной жизнью. С появлением малыша многое меняется, многое уходит, но это не повод отказываться от всего. Это лишь некоторая перестройка с целью понять, как я могу заниматься своими делами вместе с ребенком ? Для многих это кажется абсурдным ходить в кафе с друзьями, по делам и магазинам с ребенком. Мы настолько отошли от этого понимания, что оно нам кажется невыполнимым. Наш мир настолько ушел от своего естественного поведения, что мы даже не представляем себе, что это возможно. И страдаем либо от того, что жизнь с малышом трудная и скучная, либо бросаем ребенка в кроватке, оставляем на нянек, сдаем в ясли, чем заставляем страдать малыша. Ведь главное, что ему нужно – тепло мамы или другого близкого человека.

Многие спросят, неужели так с ним и мучиться и носить на руках все 18 лет? Конечно же нет. Во-первых, если вы носите на руках не потому, что так надо, а искренне понимаете, что это необходимо для счастья вашего крохи, вы не воспринимаете это как трудность. Многие мамы даже говорят, что как только стали больше носить на руках, совсем пропало желание отпускать кроху. Больше носишь – больше хочется носить. Это естественная реакция, так задумано природой.

А ребенок, напитавшись сполна временем абсолютной защищенности, позже сам начинает отползать, уходить от мамы, чтобы изучать мир: сначала предметы вблизи мамы, потом всю комнату, потом всю квартиру вместе с кухней и туалетом. Происходит это от 6 месяцев до полутора лет, когда дети учатся ползать и ходить. Они понемногу начинают покидать маму, возвращаясь на ручки после полученных впечатлений: сначала на полметра, потом на метр, потом всю комнату исследуют, потом все дальше отползают и дольше не возвращаются. Потом однажды вы заметите, как хочется обнять кроху, а он от вас убегает, потому что у него вагон от поезда отцепился. Тогда вы вспомните, как было прекрасно время, когда этот малыш сидел на ваших руках и прижимался к вам своими пухлыми щечками.

Цените каждое время, оно прекрасно!

Каждой мамочке знакомы переживания по поводу стула ребенка, ведь с первых дней жизни малыш не только кушает с аппетитом, он еще часто какает. Или не какает? Что же делать юной матери, если грудной ребенок не какает?

Как надо

После своего появления на свет маленький человечек должен «ходить в туалет» после каждого приема маминого молочка. Нормой считается желтоватый кашицеобразный кал со слабым кисломолочным запахом. Если же малыш питается смесями, кал более плотный, цвет зеленоватый, а запах резкий.

Грудной ребенок не какает

Не покакал малыш день, а мамочка уже сама бегает «зеленая» от переживаний и сомнений. Ставить клизму или подождать? Самое главное — успокоиться. Если кроха чувствует себя хорошо после суточного воздержания, ничего страшного не произошло. Запором у грудничков считается, если малыш не какал двое суток. А может, малыш просто не доедает?

Причины

Одной из причин, почем грудной ребенок не какает,могут стать спазмы прямой кишки или кишечника. Первой помощью в таком случае считаются следующие незамысловатые действия. Теплой рукой нужно погладить животик крохи по часовой стрелке, прижать коленки к животику. Периодически повторяйте процедуру. Если ничего не изменится, можно помочь малышу покакать.

Как помочь

С первых дней жизни запоры устраняются посредством газоотводных трубок. Они действуют очень мягко, если сравнивать с клизмой, помогают избавиться от запора и газообразований. Трубка соприкасается со стенками прямой кишки, тем самым раздражая их. В результате стенки начинают рефлекторно сокращаться, газы и кал выходят наружу. Перед использованием конец трубочки смазывают маслом или детским кремом. Вводится трубочка в задний проход при согнутых к животу ножках малыша. Глубина введения должна составлять от 5 до 8 см. Через 20 минут максимум ребенок покакает.

Клизма

Это незамысловатое приспособление имеется в любом доме, однако использовать клизму рекомендуется только в крайнем случае. А случай этот представляет собой постоянно плачущего малыша, который постоянно тужится и кряхтит, а его животик - вздутый и твердый на ощупь. Для новорожденного будет достаточно 30 мл воды, трехмесячному вводится от 50 до 80, в полгода — до 100 мл, в годовалом возрасте норма составляет до 200 мл. Но правильнее применять клизму после консультации педиатра.

Градусник

Если грудной ребенок не какает, некоторые умницы-мамочки используют градусник для измерения температуры. Вот уж, воистину, изворотливый русский ум. Согласитесь, ни одна американская мама не станет пихать в попку своему малышу ртутный градусник.

Мыло

Это еще один способ облегчить кишечник ребенка, так называемый народный. Искренне советуем испытать его для начала на себе. Неизгладимые впечатления заставят задуматься, стоит ли применять мыло для крохи. Если малыш не какает, это может говорить о многих заболеваниях. В частности, ребенок может страдать от непроходимости кишечника.

Частые запоры

Новорожденный не какает, и случается это довольно часто? Следует пройти обследование. Ведь частые запоры могут говорить о понижении тонуса кишечника. А это сопровождает такие заболевания, как рахит, гипотрофия и другие. Плохое состояние малыша, постоянный плач, рвота и высокая температура могут показывать на острую хирургическую патологию — непроходимость кишечника. Это повод для вызова скорой помощи. Берегите своих детей!