Экологические занятия во второй мл гр. «Вода-водичка». Занятие по экологии во второй младшей группе

Управление образования Акмолинской области

ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района

Мини-центр «Радуга» при Зерноградской ООШ

Открытое занятие по Экологии.

Во второй младшей группы.

На тему: «Волшебница – вода. »

Воспитатель: Валиева Зухра Ахметжановна.

2016год.

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Капельки и тучки», беседа о воде, опыты.
1. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.
3. Экологическая игра «Посели животное».
4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»

Ход занятия:

Ребята,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придут гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря. (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бтылке7
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды. (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.


- А сейчас ещё раз закройте глаза (берётся бутылка с зелёной водой).
-какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».


Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.

Цель.

Формирование экологической культуры дошкольников.
Развитие познавательной и речевой активности.

Задачи.

Обучающие
— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.
— Закрепить правила поведения в лесу.
— Закрепить навык подлезания под дугу.

Развивающие
— Развивать внимание, память.
— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

Воспитательные
— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование.
Мяч
Контуры изображений птиц
Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению
Паутина, плетенная из ниток
Дуга для подлезания
Дерево с дуплом
Гнездо с 3-мя птичьими яйцами
Птица-дятел (игрушка)
Аудиозапись музыки
2 подноса
Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки
Тарелочки на каждого ребенка
Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)
Воспитатель.
В лесу нельзя:
-нельзя отставать друг от друга
-нельзя ломать ветки
-нельзя разорять муравейники
-нельзя рвать цветы
-нельзя громко кричать и т.д.
Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие.
«Раз, два, три, повернись – в лесу весеннем очутись!»
Воспитатель. А вот и лес.

Перед детьми контуры изображений птиц.

Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)
— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.
Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?
— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)
Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки )
— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)
Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека ) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.

Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)
Воспитатель.
Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.
Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)
Воспитатель.
— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка )
— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого )
— Что лежит в дупле? (яйца ) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица )
Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Врач» для сосен и берез,
Крепче стали длинный нос,
Съест вредителей в коре
И в мороз, и при жаре!
В. Кузьминов
Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.
Воспитатель.
Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.
Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла ) До-мой по-ра! До-мой по-ра!
Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!»
Воспитатель. Мы снова в детском саду.
— Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да)
— Кому вы помогли в лесу? (птицам)
— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.
Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.
Воспитатель.
Какую деталь ты докрашивал?
— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.
Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.
Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.

Воспитатель.
Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология
Название: Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию экологической культуры через знакомство с окружающим миром

Пояснительная записка……………………………………………………..……3

Цели реализации программы……………………………………………………3

Задачи реализации программы …………………………………………………3

Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,

организуемых в МБДОУ «»

в 2017 году………………………………………………………………………..4

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет………………..7

Список литературы...............................................................................................8

Пояснительная записка.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе - «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20мин.) Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н., с учетом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Вторая младшая группа.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.

Задачи:

Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная : формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

Дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, к животным.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать навыки элементарного ухода за животными. Учить детей отмечать поведение животных в разное время года.
5. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
6. Дать первичные представления о работе фермера.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.

Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,

организуемых в МБДОУ «Детский сад №220» группа№14 «Подсолнушки»

в 2017 году.

п / п

Тема мероприятия

Участники мероприятия

Сроки проведения

«Земля - наш дом!» презентация на тему время года зима, животные зимой

Воспитанники гр 14

Беседа «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»

Воспитанники гр 14

Подготовка и установка с родителями воспитанников кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых

Воспитанники гр 14 родители

Беседа «Птицы зимой»

Воспитанники гр 14

Конкурс экологических сказок

Воспитанники гр 14 родители

Консультация-беседа «Посещение краеведческого музея, знакомство с древним растительным и животным миром региона»

Воспитанники гр 14 родители

«Аллея дошколят» (прогулка, беседа о хвойных растениях на территории детского сада)

Воспитанники гр 14

Открытое занятие на тему «Земля в опасности!»

Воспитанники гр 14 родители

Работа в мини-лаборатории: опыты с природным материалом(бумага,дерево)

Воспитанники гр 14

Природосберегающие проекты «День воды»

Воспитанники гр 14

«Русский лес» презентация о защите природы, леса, водоёмов

Воспитанники гр 14

«Бумага - это лес»беседа с наглядным материалом

Воспитанники гр 14

Конкурс на лучшую поделку под названием «Детский сад - цветочный сад»

Воспитанники гр 14 родители

Мероприятие «Экологическая викторина-угадайка»

Воспитанники гр 14

Развлекательное мероприятие «Космос и планета земля»

Воспитанники гр 14 родители

Фотовыставка «Природа и животные нашего края»

Воспитанники гр 14 родители

Развлекательное мероприятие «Экология и дети»

Воспитанники гр 14 родители

Развлекательное мероприятие «Голубая страна воды!»

Воспитанники гр 14 родители

Презентация «Мир, труд, май»

Воспитанники гр 14

Викторина «Что за гости на окошке?»

Воспитанники гр 14

Презентация «По лесным тропинкам» (животные весной)

Воспитанники гр 14

Познавательный мультфильм «Путушуствие капельки»

Воспитанники гр 14

Выставка стенгазет «Земля без мусора»

Воспитанники гр 14 родители

Презентация «Зелёная служба Айболита»

Воспитанники гр 14

Открытое занятие «Природа в наших руках!»

Воспитанники гр 14 родители

Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга

Воспитанники гр 14

Труд на клумбе группы 14

Воспитанники гр 14

Презентация «Загрезнение морей»

Воспитанники гр 14

Тематическое занятие «Лекарственные растения региона»

Воспитанники гр 14

Праздник «Люблю берёзку русскую»

Воспитанники гр 14 родители

Фотовыставка «Животные России»

Воспитанники гр 14 родители

Родители гр 14

Презентация «Автомобиль и воздух»

Воспитанники гр 14

Презентация «Воздух в лесу»

Воспитанники гр 14

Презентация «Путешествие воздушного шара»

Воспитанники гр 14

Познавательный мультфильм «Солнышко»

Воспитанники гр 14

Выставка работ «Лес в опасности»

Воспитанники гр 14 родители

Презентация «Зкологическая тропинка»

Воспитанники гр 14

Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга»

Воспитанники гр 14 родители

Презентация «Береги мир вокруг нас»

Воспитанники гр 14

Участие в конкурсе поделок из овощей «Чудеса на грядке»

Воспитанники гр 14 родители

Экологическая сказка (кукольный театр)

Воспитанники гр 14

Презентация «Как красиво осенью»

Воспитанники гр 14

Беседа «Мусор и люди»

Воспитанники гр 14

Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его» .Фотоотчет.

Воспитанники гр 14 родители

Проект «Будь другом природе»

Воспитанники гр 14

Познавательный мультфильм «Осень и зайчата»

Воспитанники гр 14

Презентация «Осенний лес»

Воспитанники гр 14

Оформление фотостенда «Человек природе друг - пусть узнают все вокруг!»

Воспитанники гр 14 родители

Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»

Воспитанники гр 14 родители

Презентация «Без воды нам не прожить»

Воспитанники гр 14

Презентация «Богатства земли»

Воспитанники гр 14

Мероприятие развлечение «Моя земля»

Воспитанники гр 14 родители

Фотовыставка «Природа в опасности»

Воспитанники гр 14 родители

Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:

первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.

второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.

третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

- четвёртый тематический блок: Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.

пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.

шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и

значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.

- седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.

- восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

- девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.

- десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.

формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми 3-4 и4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.

Знать и называть некоторых домашних животных.

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Дети младшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

части тела животных и их особенности

виды растений

основные части растений

правила ухода.

Должны уметь:

устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:

о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Список литературы

1. Николаева С.Н. « Юный эколог»

Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,

Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.

Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

Марина Лукашова

1. Загадка.

2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.

3. Экологическая игра «Посели животное» .

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.

Подвести детей к пониманию :

Вода может находиться в жидком и твердом состояниях : при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду) ;

В воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

Вода прозрачная, без запаха, без вкуса;

Роли воды в жизни человека, растений, животных.

Закрепить представления детей :

Вода бывает холодная, теплая, горячая;

Вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница .

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Солнышко и дождик» , беседа о воде, опыты.

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без (воды) .

Ребята, сейчас к нам придет гостья. Это – волшебница вода . (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода) .

Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д.

Правильно ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.

Какую воду можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Молодцы.

(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)

Какая вода по вкусу?

Вкусная.

А по цвету?

Прозрачная.

А кому нужна вода?

Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.

Ой, а это что у нас растёт?

Как вы думаете какая она?

Зелёная, колючая, красивая.

А это что под ёлочкой растёт?

Мухомор.

А как вы думаете,его можно есть?

Правильно ребята, её есть нельзя, потому что он ядовитый. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное» . Наши животные заблудились и никак не найдут место своего обитания. А вы ребята сможете им помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт в водоёме?

Лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).

Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Солнышко и дождик» .

Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Задачи : Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять –

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения :

“Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши! ”

(Руки на поясе, кружатся)

Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

“Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.





Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии во второй младшей группе «Чудесница вода» Тема: «Чудесница вода» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Вид н. о. д. : учебно - познавательный. Тип н. о. д. : комбинированный. ЦЕЛЬ: формирование представлений о свойствах воды. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные:.

Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1569 «СОЗВЕЗДИЕ» КОРПУС 8 Конспект открытого занятия в средней группе по экологии на тему: «Волшебница вода». Составила.

Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Волшебница вода» "Волшебница вода" Цели. 1. Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - текучесть;.

Форма: Комплексное занятие.

Программное содержание:

  1. Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

Пособия и материалы: большие игрушки: лев, медведь, обезьяна; две игрушки зайцев разных размеров; длинная верёвка (резинка) с подвешанными на ней картонными бананами на каждого ребёнка; ворота для подлезания; картонные моркрвки двух размеров, грибы и ягоды; 10 картонных бананов, больших и маленьких; бантики, шарики, ленточки.

Группа празднично оформлена под «зоопарк» с воротами-дугами. Дети вместе с воспитателем под весёлую музыку входят в зал, останавливаются перед «воротами».

Воспитатель:

Мы идём сегодня в парк.

В наш весёлый зоопарк.

Встретим заёцев и медведя-

Обезьянкиных соседей.

Там вон лев стоит и ждёт,

Кто же в гости к ним придёт.

В зоопарк идём мы дружно,

Накормить зверушек нужно.

Не обидим их ничем,

А сыграем вместе все.

Воспитатель вместе с детьми проходит через «ворота-дуги» в «зоопарк». Дети выполняют подлезание под дуги, не касаясь руками пола, поочерёдно друг за другом, проходят круг и подходят к месту, где сидят 2 игрушечных зайца: большой и маленький.

1 остановка - «Зайцы»

Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиками, споём и станцуем вместе с ними. Повторяйте за мной движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой! (2 раза)

(Дети топают ножкой, руки на поясе)

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, эдак бей в ладоши! (2 раза)

(Дети хлопают)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись! (2 раза)

(Дети поворачиваются 1-2 раза, руки на поясе)

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, эдак поклонись! (2 раза)

Воспитатель:

Поиграли, поплясали? Давайте угостим зайчиков морковками. Вы заметили, что зайчики разные? Какие они? (дети отвечают). Правильно, один - большой, другой — маленький. Нужно нам и морковки раздать им так, чтобы они все были сыты. У меня есть морковки,посмотрите какие они? (ответы детей). Кому какие дадим?

Дети раскладывают морковки возле зайчиков, соответственно их размерам.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Все зайчики остались довольны! Пойдём дальше.

Воспитатель с детьми проходит круг и подходит к игрушке Льва, наряженной бантами, шариками, ленточками.

2 остановка - «Лев»

Воспитатель:

Посмотрите, лев большой,

Весь нарядный и смешной.

День рождения у него,

Он подарка ждёт давно.

Давайте дети встанем в кружок и поздравим льва с днём рождения.

Дети встают в хоровод и вместе с воспитателем идут друг за другом и поют песенку.

Как на Лёвины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины

(поднимают руки вверх)

Вот такой нижины,

(приседают, опускают руки вниз)

Вот такой ширины

(разводят руки в стороны)

Вот такой ужины

(сходятся в круг)

Спляшем дружно и споём,

Очень весело живём.

(играют 2-3 раза)

Воспитатель:

Понравилось вам играть со львом? Он был очень рад, что вы приходили его поздравить. Но нас ждут и другие зверушки в нашем весёлом зоопарке.

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходит к двум деревьям, на одном из них закреплена игрушка обезьянки. Перед ней растянута верёвка (резинка) с бананами, подвешанными на высоте вытянутых вверх рук ребёнка.

3 остановка - «Обезьянка»

Воспитатель:

Посмотрите дети, кто нас здесь ждёт! Правильно, обезьянка! Где сидит обезьянка? Высоко или низко?(дети отвечают). Обезьянка хочет с нами поиграть. Она легко прыгает с дерева на дерево и достаёт бананы, которые растут высоко. Давайте и мы будем подпрыгивать как обезьянки и попробуем коснуться бананов.

Дети подпрыгивают, стараясь рукой коснуться бананов.

Воспитатель:

Ой, смотрите! Обезьянка уронила бананы и они рассыпались. Дети скажите мне какие бананы? Правильно, большие и маленькие. Давайте поможем обезьянке их собрать. (расскладывают бананы по разным корзинкам).

Воспитатель:

Молодцы, все бананы собрали правильно! Давйте оставим их обезьянке, а сами пойдём дальше. Хорошо? Тогда вперёд!

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходят к игрушке медведя.

4 остановка - «Медвежонок»

Воспитатель:

Что ты, Мишенька, грустишь?

Не смеёшься, не шалишь?

Дети посмотрите Мишка рассыпал корзинку с грибами и ягодами, поэтому он такой грустный. (уточняю цвет ягод и шляпок грибов). Давайте поможем Мишке собрать грибы в одну корзинку, а ягоды в другую.

Воспитатель:

Молодцы! Вы были ловкими, собрали все грибы и ягоды. Давайте подойдём к медвежонку, а чтоб он не грустил, угостим его собранными грибами и ягодами. Он будет лакомиться и нас вспоминать.

Воспитатель:

Весело мы погуляли?

Со зверями поиграли,

Накормили, поплясали,

И нисколько не устали.

А теперь детвора

В группу нам идти пора.

Воспитатель вместе с детьми выходят из зала.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 112 ОАО « РЖД»

Конспект комплексного занятия

Весёлый

зоопарк

во 2 младшей группе

Составила воспитатель:

2- ой квалификационной

Сидоренко Н. С.

Самоанализ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

Самоанализ - это рефлексия собственной деятельности . Самоанализ проходит непосредственно после проведения конкурсного занятия.

Как правило, самоанализ занятия конкурсант готовит дома, по предложенной схеме, а затем зачитывает членам экспертной группы. И в данном случае конкурсной комиссией оценивается прежде всего не тот текст, который педагог старательно прочитал или даже выучил наизусть, а способность воспитателя проанализировать занятие сразу же после его проведения.

В этой связи при самоанализе занятия постарайтесь ответить на ряд вопросов:

  1. Какой был замысел, план занятия и почему?
  2. Выбор содержания и его целесообразность.
  3. Почему именно такая структура была выбрана для данного занятия. Оправдала ли она себя?
  4. Какие технологические приемы использовались для того, чтобы на занятии:

Актуализировать и обогатить субъективный опыт ребенка;

Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;

Создавать для ребенка ситуацию выбора заданий и форм их выполнения;

Строить взаимодействие на основе диалога и полилога;

  1. Какие средства и приёмы, использованные на данном занятии, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
  2. Что удалось, и не мене важно, что не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему? Какие моменты занятия оказались наиболее удачными, «провальными» и почему?
  3. Считаете ли Вы, что в этом занятии нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?

Конкурсанту следует помнить, что на данном этапе конкурса оценивается не само занятие, а способность воспитателя к рефлексии собственной деятельности.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Космическое путешествие на планету профессора Всезнамуса». Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: восстановление частично утраченного фото планеты, затрудняющее её успешный поиск в огромном космическом пространстве

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен мультгерой - Профессор Всезнамус. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он помогает детям восстановить изображение своей планеты с помощью презентации «Задания профессора Всезнамуса». После каждого успешно выполненного детьми задания он восстанавливает часть изображения своей планеты.

Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные геометрические формы для моделирования.

Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Задания профессора Всезнамуса», интерактивной физкультминутки с космо-колобком, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звёздочку:

Выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

Выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию - получили изображение планеты профессора Всезнамуса и нашли ее в космическом пространстве, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;

Дети усовершенствовали навык моделирования по схеме, по представлению, проявили творческое самовыражение

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.


Примерная памятка

для самоанализа занятия

  1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?
  1. Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематикой этого занятия с предыдущим?
  1. Какие решались задачи:

а) образовательные;

б) воспитательные;

в) задачи развития;

г) была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь;

д) что являлось главным, стержневым?

  1. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия
  1. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
  1. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обуче ния вы использовали?
  1. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обес-печивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего за нятия.
  1. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Тема: «Весёлый зоопарк».

Цели: Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

  1. Содействовать осмыслению детьми понятий «высоко», «низко», «широко», «узко»; развивать глазомер;

Фрмировать навыки сотрудничества детей друг с другом;

Развивать творческие способности, умение использовать знакомые предметы в непревычных ситуациях;

Прививать любовь к животным и желание им помочь;

Содейсвовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты.

Образовательная деятельность была выбранна соответственно теме методического объединения: «Художественно-эстетическое воспитание по средствам экологии».

Предворительная работа проводилась на протяжении учебного года в процессе образовательной деятельности.

Я считаю, что дети с поставленными задачами справились. В занятие включены разные виды образовательной деятельности: развитие речи, формирование элементарных математических данных, музыкальная, экологическая и физкультурная деятельности, что позволило закрепить полученные знания. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени — 15 минут.