Эгоизм ребёнка и методы его преодоления. Мы научим вас плохому: как вырастить эгоиста

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Если спросить любого человека, как он относится к эгоистам, то ни один не признается в любви к этой категории людей. Эгоисты пренебрегают интересами других, превыше всего ценят себя и свое мнение. Психологи считают, что истоки эгоизма кроются в детстве, в воспитании. Но как не вырастить эгоиста в собственной семье, если у вас единственный любимый ребенок, которого все обожают и балуют, любой каприз которого для всех служит поводом еще и еще раз доказывать свою любовь к нему?

Почему так бывает?

Эгоизм – это не врожденное качество личности. Для того чтобы малыш стал эгоистом, должно очень «постараться» его окружение: мама и папа, многочисленные бабушки и дедушки, дяди и тети. Рецепт простой: малыша ставят на воображаемый пьедестал и начинают исполнять вокруг него «ритуальные танцы» и «песнопения»: «Сами ничего в жизни не видели, так пусть хоть малыш порадуется!», «Не смейте возражать, ведь это ребенок, а все лучшее – детям!», «Как можно доводить до слез такого ангелочка! Подумаешь, дедушку машинкой стукнул! Он же играл».

Дети быстро понимают, что к чему. Пройдет всего лишь несколько лет, и вот уже «золотко» и «ангелочек» впадает в ярость всякий раз, как только кто-то возразит ему или обманет его ожидания.

– Я терпеть не могу этот суп – зачем ты его сварила!

– Не хочу смотреть кино! Включите мультики!

Если в вашем доме раздаются такие слова, значит, вам пора задуматься, как не вырастить эгоиста , который может превратить жизнь близких в ад. Привычка манипулировать домашними, добиваясь своего любой ценой, станет его натурой.

Портрет такого ребенка смогла показать А. Барто в стихотворении про Любочку. Помните: «Она кричит еще с порога, объявляет на ходу: «У меня уроков много – я за хлебом не пойду!»? Вот таких любочек получают родители из своих милых созданий, если, ослепленные своей любовью, забывают их воспитывать.

Прививка от эгоизма? Пожалуйста!

Хорошая новость состоит в том, что ребенку можно помочь не превратиться в эгоиста. Для этого взрослые должны исключить ситуации, в которых малышу будет выгодно манипулировать ими.

  • Дайте ему возможность позаботиться о других. Если у вас нет младшего ребенка, заведите небольшое животное и научите малыша ухаживать за ним. Забота о более слабом существе делает человека добрее, чувствительнее к чужому состоянию, помогает переключаться с себя на него
  • , разговаривайте о родных, друзьях. Если он станет жаловаться и рассказывать о ссорах с ними, не поддерживайте его негативные эмоции. Поясните, что в данном случае он не лучше и не хуже других: все друзья ссорятся, а потом мирятся, потому что людям не прожить поодиночке, вместе веселее. Переводите переживания ребенка в конструктивное русло: как можно наладить отношения с ребятами в конкретной ситуации. Большую ошибку совершают те родители, которые присоединяются: «Правильно, молодец, что не стал с ними разговаривать. Пускай теперь сами думают, как подружиться!»
  • Предоставляйте ребенку возможность принимать самостоятельные решения, хотя бы в простых житейских ситуациях. Это важно для развития его личности. Лишая его самостоятельности, вы со временем сформируете у него много комплексов, которые осложнят его жизнь
  • Научите малыша с достоинством проигрывать. Человек не может бесконечно побеждать. Если при проигрыше он начинает злиться и винить весь мир в своих неудачах, то это путь к будущим, еще большим, поражениям. Если же вы научите его воспринимать неудачи как опыт, то вырастите настоящего победителя
  • Прививайте ребенку навыки самообслуживания, не старайтесь быстрее него добежать до прихожей, чтобы расшнуровать ему ботинки и расстегнуть молнию на курточке. Лучше поднимите его немного раньше утром, но при этом малыш должен точно знать, что он непременно должен сделать сам

Для того чтобы не вырастить эгоиста в своей семье, помните, что не только малыш, но и все, кто его окружает, достойны счастья. Любовь к ребенку не требует каждодневных жертв со стороны близких. Чем спокойнее и разумнее вы будете подходить к вопросам воспитания, тем менее эгоистичным вырастут ваши сын или дочь.

Ребенка надо любить.
И в первую очередь любить ребенка обязаны родители.
Но далеко не все родители понимают, что любить - это не значит потакать ему во всем и удовлетворять все его капризы.
Общаясь со многими родителями и учителями становится понятным, что многие дети растут эгоистами. И этот эгоизм в них воспитывают именно родители.

Я несколько раз начинала писать пост на эту тему и несколько раз удаляла его. Но вчерашняя история, невольной свидетельницей которой я стала, вернула меня к написанию. Саму историю я подробно описывать не стану, но поговорить на тему детского эгоизма все же решусь.

Некоторые родители считают, что их дети идеальны. Идеальны во всем: в учебе, поведении, в дружбе.
Но многие ли родители знают о том, что их дети вне семьи совершенно другие? Думаю, что многие догадываются. Да и не всегда то идеальное поведение, которое устраивает родителей, идеально в других местах.

Педагог, делая замечание ребенку, часто не видит реакции с его стороны, но слышит от ребенка миллион слов в свое оправдание. Ребенок начинает спорить, доказывать, что он прав и даже ругаться с учителем. Это нормально? Нет, скажут многие, если это касается чужого ребенка. Но если замечание делает учитель конкретному родителю конкретного ребенка, то реакция, часто, неадекватная. Родитель тоже начинает спорить и доказывать правоту поступка своего ребенка, а на вопрос: "Вы бы так же поступили?" отвечает, что было другое время и другие дети.
А все потому, что поколение молодых родителей сегодня совершенно не готовы воспринимать негативные отзывы по отношению к своим отпрыскам.
Стоит только педагогу или не дай Бог кому-то из соседей сделать замечание в адрес ребенка, тут же поднимается волна неприятия и даже агрессии со стороны родителей. Родители не понимают и не хотят понимать, что бывают ситуации, когда нужно вмешаться как можно быстрее, чтобы не случилось более страшной беды.

Родители, запомните, если школьные учителя говорят вам, что ваш ребенок плохо себя ведет, проявляет агрессию к одноклассникам, все перемены проводит в телефоне, в него и на уроках заглянуть старается, выводы нужно сделать в отношении ребенка, а не учителей.

Сегодня наши дети растут в гораздо лучших условиях, чем жили мы. Намного больше им всего доступно, да и возможности родителей часто позволяют баловать детей. Но это не значит, что надо все стелить к ногам ребенка по первому его требованию. Не стоит удовлетворять все капризы малыша. Не стоит преклоняться и поклоняться детям. Мы должны любить их. Они для нас центр Вселенной, но сами себя они так воспринимать не должны.
Иначе вырастут эгоистами. Не получить желаемого всегда - это нормально.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок не только любил его, но и уважал. А не перегибаем ли мы палку, когда постоянно твердим, что все, что делается родителями, делается для счастливого будущего ребенка? Репетиторы самые лучшие. Только учись. Родители из кожи вон лезут, оплачивая их, себе во всем отказывают, только бы ребенку было счастье. И ребенок в школу ходит прохлаждаться, сидеть в телефоне, не реагировать на реверансы учителя перед доской. Он знает, что репетитор даст нужное, а это - лишнее.
Задумываемся ли мы о том, что став взрослым, у ребенка остается потребительское отношение к родителям и появляются обиды, если те не всю пенсию отдали или не дай Бог позволили себе чего-то лишнего?

Не стоит за детей решать все школьные проблемы.
Надо уметь давать ребенку свободу мыслить и поступать так, как он считает. Но вот выслушать и дать иногда дельный совет или правильное направление - это важно. Не потакать и не обвинять учителя, а выслушать ребенка и дать ему правильные советы. Но все ли дети спрашивают советы у родителей? Если нет, то и доверия к родителям у детей нет. И виноваты в этом сами родители. И поздно уже задавать ребенку вопросы и кричать, что мы тебя любили и только ради тебя жили.
Жить надо ради себя. У родителей должна быть своя собственная жизнь и свои собственные успехи. Детям нужен правильный пример для подражания. Станьте им!

Нельзя ребенку постоянно твердить, что он должен быть лучше и успешнее других. Нельзя превращать жизнь ребенка в бесконечное соревнование.
Я уверена, что многие из вас знают таких школьных "спортсменов"-отличников, которые с медалью закончили школу, с красным дипломом институт и потерялись. Жизнь - не соревнования. Жизнь другая. Это не только борьба за первое место. Это и радость, и любовь, и счастье сегодня и сейчас, и чем счастливее будет детство вашего ребенка, тем более счастливым человеком он вырастет. Но нельзя заключать счастье ребенка в его вседозволенность и исполнение его капризов.

Мне недавно одна учительница сказала, что самыми замкнутыми, агрессивными, обидчивыми и закомплексованными являются те дети, у которых нет детства, которых родители из-за страха, что они попадут в плохую компанию, максимально загружают после школы музыкой, танцами, спортом, иностранными языками, рисованием и многими другими кружками и секциями. Дети не отдыхают, дети перегружаются и на уроках не способны в полной мере усваивать материал.
Сегодня многие родители забыли свое детство и не хотят понимать, что у каждого ребенка должно быть право на детство.
Более того, сказала учительница, многие родители просто друг перед другом выделываются, соревнуются как бы своими финансовыми возможностями, оплачивая дорогие кружки и секции, репетиторов и разные занятия, показывая таким образом родительскую любовь и заботу. А в этом ли заключается любовь и забота?
Многие родители воплощают в детях свои несбывшиеся мечты, не понимая того, что так они все равно не получат идеального ребенка, о котором мечтают. Он все равно станет тем, кем хочет стать, если хватит силы воли или не станет никем, просто обиженным эгоистом.

Все мы знаем, что у каждого ребенка есть свой характер и свой внутренний моральный компас. Характер ребенок получает от родителей по наследству, хочется нам в это верить или нет, но это так. А вот моральный компас - это то, что ребенку даем мы, родители, учителя, окружающий мир. Это зеркало нашей работы, заботы, любви, нашего отношения.
И чтобы из ребенка не вырастить эгоиста, надо не унижать и осуждать всех окружающих, а самим становиться добрее, лучше, внимательнее и к своим родителям, близким, соседям, учителям, друзьям и к окружающему миру в целом. И тогда дети вырастут достойными людьми, а на глазах родителей не будет слез обиды и боли.

Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

Что стоит знать? На протяжении последних десятилетий родителей призвали удовлетворять все желания своих детей, хвалить их на каждом шагу, даже если они не сделали ничего хорошего, не делать им замечаний и не наказывать их. Считалось, что когда прививать ребенку мысль о собственной исключительности, то он будет иметь хорошую самооценку. Однако что из этого вышло? В одной книге о воспитании детей говорится: «Вместо уравновешенных, счастливых детей мода на повышение самооценки породила целое поколение малых самовлюбленных нарциссов» («Generation Me»).

Многие дети, которых родители всегда и за все хвалили, оказались не готовы к разочарованиям, критике и неизбежных неудач во взрослой жизни. Так как их приучили думать только о собственных желаниях, им трудно завязывать длительные отношения. Поэтому нередко страдают от тревоги и угнетения.

Ребенок развивает здоровое чувство собственного достоинства не тогда, когда ему постоянно говорят, что он особенный, а тогда, когда достигает конкретных результатов. Для этого мало просто верить в себя: нужно приобретать знания, применять их на практике и совершенствовать свое искусство в работе. Надо также заботиться о других. Поэтому ребенку нужно смирение.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ

Хвалите, когда ребенок этого действительно заслуживает. Если ваша дочь заработала хорошую оценку, похвалите ее. А если получила плохую, то не спешите обвинять учителя. Иначе ваш ребенок вряд ли научится быть смиренным. Объясните ей, что сделать, чтобы в следующий раз такого не произошло. Приберегите похвалу к тому времени, когда дочь будет за что похвалить. Исправляйте, когда нужно. Это не значит, что надо критиковать ребенка за каждую мелочь. Но нельзя смотреть сквозь пальцы на серьезные ошибки и дурные наклонности. В противном случае они станут частью характера ребенка. Давая наставления с любовью, родители учат ребенка смирения и при этом не ранят его чувство достоинства.

Готовьте ребенка к реальной жизни. Если родители выполняют каждую прихоть ребенка, он привыкает, что его желание - закон.
Не пытайтесь защитить ребенка от каждой неприятной ситуации, а готовьте его к трудностям, с которыми он столкнется во взрослой жизни.
Воспитывайте в детях щедрость. На собственном примере покажите, что «больше счастья в том, чтобы давать, а не брать».
Вы могли бы вместе составить список тех, кому надо помочь с покупками, куда-то подвезти или что-то отремонтировать. Берите ребенка с собой, когда помогаете кому-то из этого списка. Пусть он видит, какую радость и удовольствие вам доставляет забота о других. Если вы хотите научить ребенка смирению, собственный пример - наиболее действенный метод.